Красота глаз Очки Россия

Маски цам значение. Мистерия цам в воспоминаниях участников и очевидцев

Первому настоятелю монастыря Чопелу Сангпо в образе яка явился просветленный защитник Ямантака, которого он долго созерцал в медитации и к которому обращал свои молитвы о Просветлении. Пребывающий в глубоком сосредоточении настоятель видел, как одно за другим появлялись перед ним просветленные божества в сопровождении свиты грозных защитников в коронах, увенчанных черепами.

Божества исполняли причудливый танец, каждое движение которого Чопела Сангпо каким-то образом запомнил до мельчайших подробностей. Вскоре он решил воссоздать явленную ему мистерию, обучив своих монахов нездешним танцам просветленных божеств. Он отчетливо помнил каждое движение, лязг железного трезубца в руках богини Цамуди, безудержные прыжки скелетов, взмывающий ввысь треугольный флаг защитника Махаякши и трубы, заполняющие своими низкими голосами все пространство на много миль вперед.

Мистерия Чопела Сангпо, воссозданная великим ламой в мельчайших деталях, по сей день остается главным событием духовной жизни монастыря Дзонгкар Чоде. В Тибете этот вид ритуальных служб называют «Чамом», в России он больше известен в его монгольском произношении «Цам».

Тибетское слово чам означает «танец», «пляска». Мистерия, ежегодно совершаемая и в буддийских монастырях Монголии, выглядит завораживающе. Экзотические костюмы: страшные, птичьи или звероподобные маски с клыками в оскаленных пастях, украшенные черепами; резкие, пугающие движения танцоров - таково первое впечатление от мистерии. Прототипы масок цама ученые находят в древних петроглифах и наскальных рисунках Центральной Азии. В каждом монастыре существует свой набор масок, костюмов и музыкальных инструментов.

Ритуал мистерии Цам – сложный и многоаспектный. Он включает религиозный, философский, эзотерический и экзотерический пласты. Это красочный и торжественный обряд, посвященный защитникам буддийского учения, торжеству будд и бодхисаттв над миром сансарического бытия и врагами веры.

Число участников мистерии колеблется от 4–5 до 108 – священного числа буддизма. Являясь мостом между невидимым миром просветленных божеств и миром людей, Цам требует многочисленных и тщательных приготовлений. Задолго до начала ритуала, ламы, исполняющие роли главных персонажей, проходят длительное затворничество, созерцая то божество, которое затем будут представлять в танце. Обращаясь к нему с молитвами, начитывая его священные слоги-мантры, представляя себя в его образе, они стремятся впитать его энергию и духовную силу, чтобы затем, облачившись в старинную маску и костюм из золотой парчи, стать божеством, явив людям его благословение.

Монастырь Дзонкар Чоде принадлежит к школе Гелуг тибетского буддизма, поэтому центральным персонажем монастырского Цама здесь является Каларупа, главный защитник этой школы. Танец Каларупы и его супруги Цамуди, а также многочисленных божеств царственной свиты составляет костяк Цама, в повествовательную канву которого изящно вплетены появления и других героев – трехметровой Палден Лхамо (охранительницы Тибета и Далай-ламы), молниеносных снежных львов, скелетов-охранителей кладбищ и «черных шапок».

Танец черных шапок уходит корнями во времена небуддийского царя Ландармы, который благоволил последователям шаманской религии Бон и беспощадно разрушал буддийские монастыри и храмы. Он был убит буддийским монахом, которому удалось скрыться с места преступления целым и невредимым, используя простой трюк с переодеванием.

Вымазав сажей собственное лицо и свою белую лошадь, облачившись в черный плащ с белой подкладкой и черную шапку, спрятав в широких рукавах своих одежд лук и стрелы, он отправился ко двору. В таком облачении он скорее походил на злобного духа, нежели на служителя Дхармы. Представ перед дворцом, он принялся исполнять неистовый ритуальный танец бонского мага-колдуна. Когда же царь, заинтересовавшись, приблизился к нему на расстояние выстрела, то тот тотчас же поразил его стрелой, вскочил в седло и помчался к реке. Переплыв реку и смыв сажу с себя и коня, он вывернул плащ и шляпу белой изнанкой кверху – преследователи уже не могли обнаружить на другой стороне реки «черного колдуна»…

Эту историю тысячелетней давности хорошо знают в Тибете, ведь она - напоминание о том, что и прежде на долю страны Снегов выпадали тяжелые времена. После жестокого правления Ландармы в стране осталось только три буддийских монаха. Но сегодня их – тысячи, и они сохранили для нас танцы и образы просветленных миров.

Ангаева Нарана, ученица 10 с-г класса, ГБОУ "РБНЛ-И № 1"

Статья посвящена изучению истории и культового значения Мистерии Цам - древнего буддийского театрализованного обряда богослужения на основе анализа воспоминаний ее участников и очевидцев.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «Бурятская гимназия № 29»

Секция: культурология

«Мистерия Цам в воспоминаниях участников и очевидцев»

Научный руководитель: Доржиева Дарима Анатольевна, учитель истории и обществознания, к.и.н.

Место выполнения работы: ГБОУ «РБНЛИ № 1» г. Улан-Удэ

г. Улан-Удэ

2016 год

Введение

1.1. Из истории Цама

1.2. Воспоминания старожилов о проведении Цама в Бурятии

Глава II. Возрождение Цама

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность исследования:

Годы советской власти, отмеченные гонениями и притеснениями всех религий, разрушением храмов, духовных учебных заведений, утратой многих культурных религиозных традиций и практик нанесли непоправимый урон культуре народа. В настоящее время процесс восстановления буддийской религиозно-философской мысли, реконструкции ряда традиций, утраченных в течение десятилетий гонения на буддизм и буддистов, только начался. Буддизм, как написал в свое время академик Н.И. Конрад, это не только религия, но и искусство. В этом плане чрезвычайно важными являются проблемы изучения и освоения забытых форм культовой практики, к которым относится буддийская мистерия Цам, исполнявшаяся при дацанах во время особых обрядов богослужения.

В Бурятии спустя 83 года после последнего проведения Мистерия Цам впервые состоялась в июле 2011 года в Дуйнхор дацане. В этом году мне посчастливилось присутствовать в дацане на Верхней Березовке на церемонии Мистерии Цам, проходившей по всем древнейшим канонам. Этот театрализованный и красочный обряд богослужения произвел неизгладимое впечатление, что побудило меня обратиться к изучению данной древнейшей религиозной традиции. В условиях воссоздания отчасти утраченных и забытых религиозных практик и обрядов особую актуальность приобретает внедрение в научный оборот воспоминаний участников и очевидцев Мистерии Цам, являющихся ценными документами и обладающих значительным информационным потенциалом, потому что самые яркие, надежные, правдивые, проверенные временем сведения – это те, которые хранятся в памяти народной, в памяти участников исторического события. Устные рассказы, воспоминания, письма – это живая память. Первоочередная задача исторического исследования – не просто реконструировать исторические события, но и передать чувства, ощущения их участников и очевидцев.

Цель исследования : Изучение истории и культового значения Мистерии Цам на основе воспоминаний ее участников и очевидцев.

Задачи исследования :

  • Проанализировать воспоминания участников и очевидцев Мистерии Цам для реконструкции проведения праздника
  • Выяснить сакральный ритуальный смысл мистических танцев Цама
  • Сравнить проведение Мистерии Цам в прошлом и в современности

В данной работе используются следующие методы исследования : краеведческий поиск, анализ печатных источников и научной литературы, историческая реконструкция, источниковедческий и сравнительно-исторический анализ, метод включенного наблюдения, метод теоретического анализа и обобщения.

Глава I. История Мистерии Цам на основе воспоминаний ее участников и очевидцев

Из истории Цама

Ламаизм, северный тибетский буддизм, пришел в Бурятию в конце XVII века. Вместе с ним в забайкальских степях получили распространение тибетская и старомонгольская письменность, традиции восточной философии, профессиональное искусство. Появляется ламаистское духовенство с его сложной иерархией, возводятся храмовые, монастырские комплексы - дацаны, дуганы; устраиваются пышные религиозные процессии и богослужения, привлекающие массу верующих.

Одним из наиболее театрализованных и красочных обрядов богослужения был Цам-хурал. Цам (тиб. "чам" - танец) - буддийская мистерия, представляющая собой священные танцы и пантомиму в масках.

Первоначально Цам возник в Тибете и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Падма Самбхаве при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где "в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей."

В Монголии секта Гелуг-па постепенно вводила в своих монастырях разные виды священных танцев и пантомимы в масках и без масок и даже с диалогами (цам Милорайбы). В востоковедческий литературе встречаются подробные описания исполнения в Тибете и Монголии Жагхар цама или Эрлик цама, по имени главного божества этой мистерии - Эрлик Номун хана, короля закона и владыки ада. И именно этот вид цама был введен в Бурятии во второй половине XIX века. В Бурятии Жагхар цам чаще назывался цамом докшитов, ибо главные действующие лица в нем были докшиты (санскрит дхарма-пала) - гении-хранители буддийской веры в их гневном воплощении.

Известно, что в дацанах хранились специальные руководства на тибетском языке по обряду священных танцев и были ламы-тантрины высокого посвящения, руководившие всей церемонией богослужения и постановкой собственно танцев и пантомимы. Они строго, неукоснительно придерживались существующего канона. При крупных монастырях имелись художники, владевшие иконописным мастерством (изображали богов на ткани - танка), они же могли изготовлять маски богов, людей, животных, птиц для Цама. Там же трудились мастера по пошиву разнообразных и сложных костюмов для персонажей мистерии и мастеровые по изготовлению реквизита, бутафории.

Воспоминания старожилов о проведении Цама в Бурятии

Из воспоминаний Норбоева Жимбэ Ванчиновича

Представления «цам» проводились только в шести дацанах из 33-х имеющихся в Бурятии. Возле Гусиного Озера был дацан Хамбы, были дацаны в Юроо, Санаге, Дырестуе. В этих и ещё Сартуул-Булагском, Сартуул-Гэгэтуйском дацанах проводились в летнее время цамы. Хотя Сартуул-Булагский дацан находился недалеко, я там ни разу не был. Пока собирался его посетить, его закрыли. А вот цамы в Сартуул-Гэгэтуйском дацане не только видел, но и сам исполнял пляску, надев маску.

Большой цам проходил в середине лета, 9 числа по лунному календарю. Несколько лет назад у меня спрашивали, возможно ли возродить празднование цам. «Трудновато,- ответил я. –Ведь сейчас не осталось людей, хорошо знающих этот обряд, чтобы провести его по всем правилам. Да и одежду, маски, где соберёшь?»

Незадолго до разрушения дацана я участвовал в празднике цам. И ламы высокого ранга, и мы, хувараки, изображали разных богов, надев маски. В представлении (мистерии) участвовало более ста человек, а число зрителей даже трудно назвать. Народу собиралось много: за несколько дней до цама проводились большие молебны, прихожане приезжали а дацан с расчётом на несколько дней.

Некоторые маски были очень страшны, некоторые, особенно маленькие дети, даже пугались. В начале цама выходили два исполнителя, наряженные скелетами (хохимой). Они исполняли пляску под звуки литавр, барабанов, ударяя полосатыми посохами по земле. Затем выходили Цагаан Убгэн(Белый старец), Хухэ Убгэн (Фиолетовый старец), Хашан Хаан с одиннадцатью сыновьями, много других божеств. И если «скелеты» наводили страх, то выступления Старцев вызывали смех.

Мы вчетвером (Гульгын Самбуу из Верхнего Ичётуя, Сандак, Цындо и я) выходили в коричневой, зелёной, синей и красной одеждах. На нас одевали маски, в которых не было отверстий для глаз, и смотреть мы могли только вниз, под ноги. Нас под руки выводили на крыльцо, а движения мы совершали по звукам музыкального сопровождения. Карнавальные костюмы, тяжёлые маски в летнюю жару носить было тяжело, мы задыхались, пот лил градом. Выдерживали только потому, что при подготовке проходили большую тренировку. А у лам, изображающих богов высших рангов, костюмы были ещё тяжелее, у них ещё были дорогие украшения.

Костюмы для цама шились из очень дорого материала, после представления мы очень тщательно осматривали одежду, чтобы не потерялись различные атрибуты костюма.

Из воспоминаний старожилов о цаме

О празднике цам сейчас в народе забыто. Только люди моего поколения, когда посещали хуралы в дацанах, успели посмотреть это красочное зрелище. Эти праздники были не только религиозные – в старину – они были воистину всенародным праздником для буддистов.

Распространители буддизма многие элементы народных праздников приспособили к буддийской религии. Сейчас молодёжь вправе спросить: «А что собой представляет праздник цам?» Говоря современным языком, я ответил бы так: это был спектакль с танцами, элементами балета. Праздник проходил после молебна, проводимого в середине лета. После этого хурала присутствующие лицезрели исполнителей в масках разных божеств. В каждом дацане было много хувараков (послушников), и большинство из них были ребята подвижные, пластичные, способные исполнять танцы. Они много месяцев тренировались, репетировали, готовясь к этому празднику. Эта подготовка, кажется, называлась «дэг». Каждому исполнителю выпадало исполнять роль какого-либо божества. В каждом дацане был большой оркестр с медными ударными инструментами наподобие тарелок, колокольчиками, барабанами, духовыми инструментами из морских раковин (буре,ячил). Были также огромные буре длиной в два-три метра.

В ночь перед цамом проводился специальный молебен под названием «Цамы хангал». С рассветом начинали звучать ударные инструменты, буре, и в помещении снаружи, танцуя, появлялся бурхан Дальчидба. Он считался грозным, наводящим ужас бурханом, и маска его имела устрашающий вид, и начинался так называемый внутренний цам.

После этого продолжался цам внутри дацанской ограды. Большинство зрителей прибывали на хурал главным образом для того, чтобы посмотреть цам. Из помещения дацана на одной ноге выскакивали друг за другом, стуча, щелкая челюстями «артисты», изображающие скелеты, в масках, изображающих с красными глазами черепа, в чёрных одеяниях, расписанных белой краской, словно рёбра скелета. Они изображали тоже грозных существ, кое на кого наводя жуть. Двухметровыми полосатыми палками в определённом месте под звуки инструментов стучали по земле. В обязанности «скелетов» входило также наблюдение за порядком.

После них появлялись четыре мифических существа – азары (два коричневых, два зелёных) с короткими полосатыми палками в руках. Стиснутые зубы, грозный взгляд, одеты в банзал (часть ламской одежды, напоминающая юбку). Они стремительно выбегали из здания дацана, в два-три прыжка преодолевали высокое крыльцо дацана, зорко осматривая четыре стороны света. После них появлялись мифическая птица Гаруди, ворона, Цагаан Убгэн (Белый старец) и Ногоон Убгэн(Зелёный старец), Хашан Хаан (хашан-медлительный, неповоротливый, ленивый) с детьми, все с музыкальными инструментами. Белый Старец выклянчивает у присутствующих милостыню, сам угощает табаком из табакерки. Белый Старец – весёлый персонаж, его действия вызывают улыбки, смех, и денег он собирает много. А вот ворона, Гаруди делают попытки стащить сладости из блюда с угощением, но сильно боятся «скелетов», азаров.

На самом большом цаме появлялся десяток сахюусанов (гениев-хранителей) во главе с Жамсаран сахюусаном с двумя учениками, восемью подростками, маленькими мальчиками (их было 21). После них появлялись сахюусаны Лхама, Гомбо, Заманди, Чойжол, Гонгор, Намсарай. Более медлительными были выступления Гонгора и Намсарая. После сахюусанов стремительно выбегали Изюбр и Бык, исполнив свои танцы, забегали снова в дацан.

Завершающий цам исполнял 21 шанага бурханов (шанага-ковш). На головы у них были надеты латунные ковши. У них было много украшений (бус), маленьких колокольчиков. Их исполняли молодые ламы в одежде красочных материалов, в том числе парчи.

Во время цама также возле деревьев усаживались исполнители в масках, изображающих хозяев (духов) местных священных гор. Когда божества заканчивали свои выступления и удалялись в дацан, снова раздавались звуки буре, бэшхууров, и персонажи цама снова выходили и делали совместные выступления. Поначалу танцы исполнялись медленно, затем убыстрялись, становились всё стремительнее, руки-ноги мелькали так, что было трудно уследить. Позже всех выходил Белый Старец, неловкими падениями и другими трюками веселил всех.Во время танца персонажи Цама в такт музыке громко поют тексты заклинаний – тарни, мантры, в них есть нечто энергетическое, целостное, завершенное, это что-то вроде динамичной медитации.

По трудности содержания, большей частью заклинания остаются непереведенными, недоступными простым людям, имеют мистическое содержание. Тибетологи продолжают изучать их сокровенный смысл.

Глава II. Возрождение Цама

В настоящие время нам мало что известно о положении культовой практики в Тибете, есть информация о том, что мистерия проводится в ряде монастырей Тибета. В конце 90-х гг. была попытка реконструировать мистерию Цам в Монголии, однако из-за прерывания традиции передачи сакрального «сценария» мистерии от высших лам своим ученикам и т.д. мистерию Цам в настоящие время достаточно сложно восстановить. Причиной тому является также отсутствие лам высшего посвящения, знающих религиозно-философские основы мистерии, ее разновидности (связанные с содержанием), обладающих секретами логических практик, имеющих опыт занятий практикой медитации.

Аналогичные проблемы стоят перед буддистами Бурятии, Тывы, Калмыкии. Только по мере возрождения и восстановления буддизма, его основных структур, появления нового поколения образованных лам высших рангов, в целом упрочения буддизма как религиозного мировоззрения возможно будет говорить о возобновлении и реконструкции мистерии Цам. Цам не проводился в Бурятии с 1929 года.

С благословления XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева Мистерия Цам при поддержке выдающегося тибетского Мастера Тантры Калачакры Агван Чжамцо Багши была восстановлена ламами Дуйнхор дацана спустя 83 года после ее последнего проведения на территории Бурятии. 3 июля 2011 года на территории дацана «Хамбын Хурэ» состоялся первый цам, ставший выдающимся событием в истории традиционного буддизма России. Через неделю 10 июля Мистерия состоялась на территории Тамчинского дацана, на том же самом историческом месте, где она проходила в последний раз.

«Изначально Цам предназначался для того, чтобы дать верующим возможность более глубоко понять религиозные тексты, - рассказал Рыгзен-лама Ешиев. - Если в древности ламы могли, прочитав текст, представить все, о чем говорят учителя или написано в книге, то простым неграмотным людям было трудно вообразить все это. Что представляет из себя то или иное божество, что оно делает, как выглядит, двигается и другие детали. Для них религиозные тексты переводились на язык мистерии, представления с разными персонажами. Так они становились ближе и понятнее. В те далекие времена у людей не было радио или телевидения. Все персонажи Цама были легко узнаваемыми, их знал каждый верующий. Эту мистерию правильнее называть Чам, но, к сожалению, у нас закрепилось немного измененное название. Персонажи Цама должны походить на их описание в книгах вплоть до деталей. В религиозных книгах имеется много подробных описаний. Например, сахюсаны - стражи, защитники веры. Нужно отобразить, в какой обуви они ходят, во что одеты, что держат в руках, какие у него четки, где они живут, какие чертами характера обладает. Какие у сахюсана глаза, какая у него корона, чем украшена. Или злые персонажи - когда люди читали книги, многим было трудно понять всю их кошмарность. А тут они видели их наяву, с трепетом и благоговением смотрели, как с ними борются. Это производило неизгладимое впечатление. Цам проводился обычно в теплое время года. Он всегда проводился только после больших молебнов, придавая им еще большее значение. В Тибете он проводится по окончании молебнов, связанных с наступлением Нового года по лунному календарю.

Заключение

Сакральный смысл этой древнейшей буддийской религиозной традиции заключается в даровании всем живым существам очищения и благословения на лучший путь в этой жизни, устранение всех препятствий - внутренних и внешних, а для ушедших дарование освобождения от пребывания в плохих участях, получения рождения в благих уделах. К Мистерии важно относится с верой могущества происходящего. Цам - это танец Божеств, в котором уничтожается весь негатив окружающего пространства. Там, где присутствуют Божества, нет места плохим мыслям, плохим деяниям и плохой речи. Мистерия дарует великое благо каждому, кому посчастливилось присутствовать.

Ламы говорят, что увидев хотя бы однажды мистерию Цам, человек нарабатывает благие деяния, которые помогут ему обрести лучшее перерождение в следующей жизни. Теперь у жителей Бурятии возможностей улучшить карму будет больше, чем у представителей других российских регионов: предполагается, что мистерия Цам станет ежегодным обрядом. Это должно стать еще одним этапом в долгом процессе возрождения забайкальского буддизма. Хотя когда-то он был одним из самых впечатляющих религиозных действ, по своей культурной значимости для жителей Бурятии, сравнимый с древнегреческим или японским театром. Посмотреть представление, разыгрываемое священнослужителями, всегда собиралось множество мирян. Верующие смогли вновь, как в начале двадцатого века, воочию увидеть вечную борьбу добра и зла.

В заключении хочется сказать о том, что Цам- это великолепная, впечатляющая мистерия. Она имеет огромное влияние на верующих. Это не только красочное зрелище, Цам имеет глубокий внутренний смысл. Увидев своими глазами это действо, люди еще больше укрепляются в вере, глубже проникаются в идеи буддизма, получают стимул для дальнейшего изучения священных писаний, продвижения религии.

Библиография:

  1. Галданова Г.Р. Доламаитские верования бурят. – Новосибирк,1987.
  2. Газета «Информ полис» - от 17 июля 2013г.
  3. Михайлов Т.М. Национальное самосознание и менталитет бурят // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. – Улан-Удэ, 1996.
  4. Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия Цам в Бурятии. – Улан-Удэ, 1997.
  5. Сандже-Сурун. Память ушедших времен. Т. 1. Улан-Удэ, 2010.
  6. Интернет-ресурсы

Ламаизм распространился в Монголии в XVI веке, придя уже в развитой своей форме из Тибета, принеся свои традиции и культуру.

Тем не менее, интересной является монгольская мистерия "Цам" и, особенно, маски, изготовляющиеся к ней.


При монастырях происходило изготовление масок для религиозной церемонии. Маски делались из папье-маше и ярко раскрашивались. Они изображали различные божества и мифологические персонажи, надевались монахами вместе с ярким одеянием из шелка при исполнении религиозных танцев и представлений в монастырских дворах при большом стечении народа.


открытка, Царская Россия, Бурятия, праздник Цам

Суть этой церемонии — показ борьбы персонажей ламаистской веры с иноверцами. После церемонии маски вешались в монастырях рядом с тан-ка (ламаистскими иконами), так как считались большой ценностью.

"Цам" - значит «танцы по кругу». Сам обряд зародился, по некоторым данным, в Индии, в Монголии же он появился лишь с середины XVIII века. Точных сведений о происхождении этой мистерии нет. MAXANTO полагает, что наиболее достоверной можно считать следующую версию:

"Один монах из «красного» течения буддизма Ловон Бадамжунайн прибыл в Тибет в 775 г., где им был основан монастырь Самъяа. Для усмирения духов, обладающих по не человечески черной силой, им была совершена молитва "Жахар", совмещенная с ритуальными танцами, что послужило началом исполнения "Цам" в Тибете".


Цам 19-20 век

Есть и еще одна версия, заслуживающая внимание, по крайней мере, своей поэтичностью. Так, по словам известной русской ученой-монголоведа Н.Шастиной, в одной легенде рассказывается о том, как "тибетский император "Ландрам" (841-901), являющийся поклонником шаманства и всей душой ненавидящий буддизм, уничтожал монастыри и всячески притеснял монахов, которые бежали в горы и стали жить в пещерах. Из 70 000 монахов выжили лишь 7. Чойжин-монах Лхал-хумбалдорж сшил себе черно-белый костюм с широкими рукавами, в них был спрятан лук со стрелами. Его лошадь была перекрашена из белой в пёструю. Надев свой наряд белой стороной наружу и приехав в императорский дворец, он начал танец напротив дворцовых ворот. Он прыгал и размахивал своими рукавами. Заинтересовавшись, император вышел посмотреть на монаха, и тогда тот вытащил лук и застрелил Ландрама. Перевернув свои одеяния черной стороной, он прыгнул в реку, бежав от императорской охраны. С этого времени он прятался в горах, живя отшельником. А его танец стал популярным, как мистерия против врагов буддизма.

В настоящее время танец "Цам" распространен во многих монастырях в Монголии, где привлекает внимание тысяч зрителей.

Сегодня "Цам" в Монголии - это танцевальная пантомима, которая исполняется ламами. Половина из них надевают маски (о которых мы уже писали выше) и именуются докшитами (хранителями), вторая группа лам, не одевает масок, их называют шанаками (ламами-созерцателями). Все они начинают танец, двигаясь по кругу и размахивая руками. В танце рассказывается о борьбе добра со злом.
Интересной частью мистерии "Цам" являются танцы скелетов. Среди них - «защитники четырех кладбищ», принадлежащие к божествам высокого ранга. На них - короны с тремя или пятью миниатюрными черепами. К их маскам, прикрепляются вееры радужных цветов. Монголами они именуются «бабочками». Танцоры облачены в белые обтягивающие костюмы, на которых нарисован скелет.


Сушильные шкафы для одежды и обуви выпускает много компаний. Большая часть российского рынка занята производителями из нашей страны. Здесь мы рассмотрим два бренда "КУБАНЬ" (Ампаро) и "РШС" от московского завода Рубин. Московское производственное объединение «Рубин» выпускает как традиционные сушильные шкафы, так и инфракрасные. Производство сертифицировано, продукция представлены на рынке уже 23 года. ...

Сушильные шкафы для одежды и обуви

0 880


MAXANTO предлагает посмотреть видео о том, как крепостной крестьянин рассказывает о чудачествах барина-индуиста и загадочной и непостижимой Сансаре! ...

Театр одного актера: крепостной, барин-индуист и Сансара

0 1369


Говорят, что лицедеи - это люди, которые раскрывают человеческую сущность. Эмоции, бьющие через край, пантомима на грани фола. Всё это в видео, которое MAXANTO разместили прямо под этим текстом. ...

Кто ты на самом деле? Ты изменился?

0 806


Энни Вейч - художница из Онтарио (Канада). На ее картинах маслом - женские фигуры. Она исследует и преподносит нам простую красоту тела, а также пытается передать спектр сложных человеческих эмоций. ...

Картины сна на полотнах канадки Annie Veitch

0 1724


История возникновения и развития урду чрезвычайно интересна. В IX веке с появлением в Индии мусульманских завоевателей североиндийский хиндави—развитой язык с богатым фольклором — начал обогащаться множеством персидских и арабских слов и перенял несколько видоизмененную арабскую письменность. ...

Индия: язык урду (хиндустани)

0 1301


Когда подходит время готовности документов для подключения газа, нужно заняться выбором газового котла. Марок котлов очень много, и в этой пестроте оборудования, необходимо выбрать котел, который бы удовлетворял всем Вашим требованиям. Разговоры с соседями, у которых уже давно подключен газ, как правило, ничего определенного не дают. Каждый рассказывает свои истории, кто хвалит котел, а у кого уже третий, а последний очень хороший. ...

Как выбрать газовый котел, бойлер, систему удаленного доступа и т.д.

0 1126


Сейчас в интернете представлено множество компаний, которые предлагают своим клиентам широкий ассортимент самой разной продукции.В этой статье мы расскажем про популярные интернет-магазины, которые продают уборочную технику и оборудование. Итак, топ-5: ...

Обзор интернет-магазинов, где можно купить уборочное оборудование

0 970


Строительство храмового комплекса Тупден Шедудлинг в Отрадном идет своим чередом. Уже построена Ступа Просветления рядом с Временной Ступой. ...

Ступа Просветления Храмового комплекса Тупден Шедублинг - Москва

0 1547


Необоснованность мысли не дает мне покоя. Лучезарные мальчики поют свои речи с ютуб каналов, собирая миллионы подписчиков. Отдышавшись, я понял, что не завидую им, а где-то даже восхищаюсь. Вы только представьте, сколько желающих обучиться бизнесу и стать «Биг боссом». ...

Тренинги: как учиться, чтобы не уйти разочарованным?

0 1266


Инструкция о том, как подключить комбинированный бойлер косвенного нагрева к системе отопления газового котла. ...

Подключение комбинированного бойлера косвенного нагрева (БКН) к системе отопления газового котла

0 2111


Порядок и сроки оформления документов и выполнения работ по подключению газа. При условии, что рядом с Вашим домом проходит газовая магистраль. ...

Подведение газа к частному дому в Подмосковье, в ТСН.

0 1042


Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами. ...

Принцесса цирка московского театра мюзикла

0 1681


Новый клип группы Queen с вокалом Фредди Меркьюри на песню All Dead, All Dead с альбома News of the world. ...

Новый клип группы Queen c вокалом Фредди Меркьюри

0 2326


12 октября 2017 года Центробанком России были представлены купюры, чей номинал - 200 и 2000 рублей. ...

Центробанк представил новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей

0 1959


Как полагают ученые, первые часы сбыли созданы и сделаны общественным достоянием древними греками. Для того, чтобы жившие в древних Афинах горожане не чувствовали себя вне времени, по улицам города сновали специальные люди, за небольшую плату сообщавшие, где на данный момент находится отметка тени солнечных часов. ...

Кто придумал часы? История изобретения

0 1920


"Баня лечит душу", так говорили на Руси, и были правы. Можно вспомнить, как в фильме "Гардемарины", француз, решивший пойти в русскую парную, кричал матом на своем языке и с позором бежал из стен святого места. Для русского, баня - это часть его жизни. В бане человек очищает тело и душу после трудовой недели. ...

Баня для тела и души

0 1220


Лунатизм, снохождение - это особое состояние сна, наблюдаемое чаще у детей и подростков. При лунатизме отмечается расстройство сознания, сопровождающееся автоматическими сложными действиями во время ночного сна. ...

Лунатизм

0 1585


Традиционно, в северных странах для отопления дома в холодное время использовалась печь, в то время как в южных довольствовались каминами. Так было до недавнего времени, когда некоторые производители создали симбиоз печи с камином, который совместил в себе эстетику открытого огня и тепло от настоящей печи. Мы расскажем о шведском производителе KEDDY, который вот уже третье десятилетие выпускает целый модельный ряд печей с суперкассетами - закрытыми стеклом топками, сквозь которые вы можете наблюдать за тем, как огонь пожирает дрова. ...

Шведские печи-камины Keddy Maxette

0 2026


Оформление земельного участка и загородного дома в собственность на участке, предназначенном для строительства жилья (если это не садовое и не дачное товарищество) С 1.01.2017 года вместо свидетельства о регистрации права на землю введен новый документ, который называется «выписка из ЕГРН» (единого государственного реестра недвижимости). В состав выписки из ЕГРН вошли: выписка из ЕГРП (прав) и государственного кадастра недвижимости. ...

Оформление земельного участка и загородного дома в собственность

0 1282


После просмотра шоу Точь-в-точь, где в роли судьи выступает Геннадий Хазанов, складывается тягостное впечатление. Глядя на него, можно решить, что эпоха лицедейства закончилась. Именно поэтому корреспондент MAXANTO с настороженностью шёл на спектакль театра Антона Чехова "Ужин с дураком"; каково же было его удивление, когда он вынес вердикт, что Хазанов, пожалуй, единственный, кто "унаследовал" феерическую манеру игры штрихами, по чуть-чуть, свойственную Аркадию Райкину. И не просто унаследовал, а пронес сквозь толщу десятилетий, нисколько не расплескав жидкость из этого драгоценного сосуда. ...

Ужин с дураком - Геннадий Хазанов

0 1360


Есть такой анекдот, когда монах постучался в дверь к женщине на ночлег. Женщина поставила условие для ночлега: выпить с ней, съесть мясо или провести ночь. Монах отказался, но выбор был невелик, иначе ночью он бы замерз, так как находился в горах, где лежал снег. И монах согласился выпить с ней немного вина. И только выпив, он съел мяса, ну а после уже и переспал с ней. ...

Исповедь вегетарианца или как я снова стал есть мясо

0 1670

Москва. Красная площадь. Сколько было сказано, сколько написано. На Красной площади проходили и проходят военные парады, люди идут на встречу с Лениным в мавзолее. Все-таки чудо, а вдруг скоро уберут? ...

Москва. Красная площадь. Лето 2017.

0 2299


31 мая, в канун лета, корреспондент MAXANTO побывал на клубной встрече, которую провел Андрей Веселов на тему: "Стратегические изменения: разбудите силу 5П!" ...

Стратегические изменения: разбудите силу 5П

0 2248


Тех, кто привык летом смотреть себе под ноги, знают, что на природе, да и в городских джунглях, по земле ползает множество самых разных жуков. При этом иногда мы даже как-то и не задумываемся над тем, что некоторые виды занесены в Красную книгу… Одним из исчезающих видов является жужелица кавказская...

Жужелица кавказская - жук из Красной книги

0 7526


Многие задумываются о постройке загородного дома. На что обратить особое внимание при его постройке и монтаже инженерных коммуникаций? С чего начать? ...

Ошибки при строительстве загородного дома

0 1919


В Калининграде строится завод, где планируется производить автоматические коробки. Согласно бизнес-плану, площадь производственной территории составит 80 тысяч квадратных метров, а планируемый объем производства должен достигать 30 тысяч АКП в год. ...

КАТЕ: российские автоматические коробки передач

0 5865


Илон Маск предлагает кардинальное решение - постройку новых линий метрополитена именно для машин. На первый взгляд это выглядит футуристично и не реализуемо. Но давайте на миг отвлечемся и вспомним о том, что другой не менее правдоподобный проект Илона Маска - Hyperloop (постройка труб, в которых будут передвигаться поезда со скоростью свыше 1200 км/ч), уже реализуется. Поэтому, давайте посмотрим, как видится разработчикам андерграунд для автомобилей. ...

Метрополитен для автомобилей

0 1408


Установка ТЭНа в бойлер косвенного нагрева Baxi Premier Plus

0 5067


Первый УАЗ ДЕВОЛРО будет готов в начале июля 2017! Орлов обозначил срок появления первого автомобиля в США. УАЗ ДЕВОЛРО можно будет впервые увидеть (и купить) уже в июле 2017 года! Цена будет зависеть от комплектации, начало от 15,000$ и до 35,000$. ...

Первый УАЗ ДЕВОЛРО можно будет купить в начале июля 2017 года

0 1762


Сегодня диспоузеры уже не являются удивительными приборами. Во многих квартирах и загородных домах их применение стало обыденным. Тем не менее, среди широких слоёв населения еще нет полной уверенности в том, что они действительно нужны. Более того, словосочетание «измельчитель пищевых отходов» порой ставит в тупик, потому как не совсем понятно, для чего вообще что-то измельчать? ...

Диспоузеры Bone Crusher и InSinkErator

0 1549


Известно, что нет в природе двух одинаковых людей. Даже двойники, при близком рассмотрении совсем не являются идентичными. Природой заложено бесчисленное разнообразие видов, что, в конечном счете, является элементом эволюции. Наверняка многие обращали внимание на то, что в человеке различно всё: и даже уши. Так, существует несколько классификаций ушных раковин.Безусловно, когда речь заходит об идентификации личности, в первую очередь имеется в виду опознание трупов в криминалистике. Так, по данным Министерства внутренних дел, каждый год в стране обнаруживают более двадцати тысяч (!!!) неопознанных трупов. Поэтому данная проблема интересна в большей степени именно экспертам в уголовном розыске. ...

Идентификация личности по ушным раковинам в криминалистике

0 2815


Гусеницы - известные вредители. Конечно, потом они станут бабочками и, хотя останутся такими же истребителями урожаев, но при этом приобретут определенную красочность и будут радовать глаз. Что касается их предтечи - гусениц, или, как их еще называют, личинок, то они не вызывают симпатий. Хотя некоторые представители определенно фотогеничны. ...

Гусеницы - фитофаги, поедающие листья

0 2337


Кроме России и Европы «проворные ящерицы» обитают даже на северо-западе Монголии. Впрочем, быть может, именно из Монголии они пришли на Русь вместе с полчищами Чингисхана! Взгляните на две карты - ареал обитания «проворных ящериц» и очерченную границу Монгольской империи - они частично совпадают. Существует альтернативное мнение, что это неспроста. ...

Путь ящерицы: из Монголии в Европу

0 1817


Ипох - город в Малайзии, который стал бурно развиваться на рубеже 19 столетия. Сейчас в нем проживает свыше семисот тысяч жителей, вокруг - современные постройки. Впрочем, сохранились и здания колониальной эпохи. Достаточно интересными являются и граффити на стенах старого города (Old town), которые были созданы Эрнестом Захаревичем. Рисунки появились после поездки художника по стране. Так получились такие образы, как "велорикша", "старик с чашкой кофе", "дети на бумажном самолетике", "чайные пакетики", "девочка на табуретке" и "колибри". ...

Граффити на стенах Ипоха, Малайзия

0 1288


Корреспонденты MAXANTO посетили тренинг «103 новые фишки активных продаж», который провел известный тренер по продажам Дмитрий Ткаченко. ...

103 новые фишки активных продаж

0 2020


Сегодня международное издание motor1.com опубликовало серию фотографий «загадочного прототипа большого седана». Снимки были сделаны фотографами издания во время проведения ходовых испытаний на одном из замерзших озер в Швеции. И если некоторые иностранные читатели не вполне знакомы с дизайном будущего президентского лимузина, который должен быть готов к предстоящей инаугурации в 2018 году, то читатели MAXANTO без труда угадают под камуфляжем будущий лимузин марки AURUS, а вовсе не Rolls-Royce или Bentley. ...

Тест президентского лимузина (проекта "Кортеж") в Швеции

0 1976


Говорят, что научить торговать нельзя. Но это не так. Например, скончавшийся совсем недавно Дэвид Рокфеллер-старший, несмотря на унаследованный капитал, учился в Лондонской школе экономики и политических наук. В Москве уже не первый год проходит, организованная под эгидой и при непосредственной поддержке B2Bbasis конференция "Продажи и маркетинг-2017". Корреспонденты MAXANTO побывали на этом интересном мероприятии, чтобы ознакомиться со всеми актуальными тенденциями в сфере маркетинга и продвижения услуг на рынок. ...

Продажи и маркетинг - 2017: тренды этого года

0 1928


Когда Жан-Клод Ван Дамм показал шпагат на двух движущихся грузовиках Volvo, мир захлебнулся в рукоплесканиях. Но ролик с Ван Даммом - это далеко не первый случай, когда артисты показывали растяжку между движущимися объектами. Конечно, первыми, кто стал показывать людям такие трюки, были циркачи. MAXANTO удалось разыскать фотографию учеников Владимира Дурова. По всей вероятности, снимок датируется 60-ми годами прошлого века. На снимке - артистка цирка Владислава Варьякоене. ...

Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах

0 1726

В течение последнего десятилетия Сатоши Сайкуса создал ряд проектов, в которых затронуты такие темы, как ночь, память и хрупкость бытия.Независимо от того, работает ли он в серии портретов, натюрмортов или инсталляций, сквозь всё творчество, по его словам, проходит буддийская концепция непостоянства - с акцентом на memento mori. ...

Фотограф Сатоши Сайкуса: темы смерти, рождения и сна

0 1910


Ева Грин - роковая красотка из последнего перезапуска фильмов про Джеймса Бонда. Та самая Веспер Линд, оставившая шрамы на сердце агента 007. Мы не будем размышлять о притягательности этой женщины. Сегодня MAXANTO покажет вам образы, созданные ею в сотрудничестве с японским фотографом Сатоши Сайкуса. ...

Ева Грин: девушка Бонда в японском объективе

0 2256


Конечно, мы не будем оригинальными, если скажем, что богомолы - это инопланетные существа. Конечно, они живут на Земле и очень распространены на ней. Но присмотритесь к ним внимательно: не их ли головы копировали и копируют американские киностудии, создавая свои фильмы про ужасных пришельцев из космоса?Глядя на них, успокаивает только одно: богомолы маленькие насекомые. Если же представить, что они были бы размером хотя бы с кошку или собаку, уверяем, при встрече с ними вам стало бы не по себе. ...

Богомолы: исчадия ада с другой планеты?

0 1903


Спектакль концептуален, впрочем, как и место, где он играется - ведь Дом культуры имени Зуева - один из наиболее ярких и известных в мире памятников конструктивизма.Но сегодня мы говорим не об этом. Дело в том, что фильм Олега Дьяченко "Быстрее, чем кролики" начисто лишен видеоряда про фобии из спектакля, что сразу же будто обезглавливает повествование. Заслуживают внимания и комичные эпизоды с Гамлетом и в Третьем Рейхе. MAXANTO предлагает посмотреть на эпизоды, не вошедшие в фильм. ...

Быстрее, чем кролики: фобии, Гамлет, Буратино и Третий Рейх

Которым, мне кажется, Википедия и пользовалась)

«Нет такого места, где бы не присутствовал Будда. А раз так, священные танцы с подношениями Будде, наполненные верой и благими намерениями, имеют двойную цель. Люди, наблюдающие за танцами, могут получить пользу через приятные ощущения радости, а сами участники танцев совершают подношения всем Буддам, Бодхисаттвам и другим просветленным существам»

Цам — торжественное религиозное служение, совершаемое ежегодно на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цам может быть не приурочен к историческому событию или определённому дню. Цель его — показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов (шимнусов) от последователей Будды.
Истоки Цам - в религии Бон - это древнейшая форма гималайского язычества. Люди, живущие в необычайно суровом и непредсказуемом климате Тибета и не имеющие возможности что-либо изменить в окружающем их мире, отождествляли все, что их окружало со своенравными и враждебными духами, которых они не видели, но которых, как они полагали, можно было контролировать только с помощью оккультного мастерства. Большинство бонских духов были враждебны человеку и имели ярко выраженные черты демонов дре. Но были также и духи, которых можно было задобрить или победить. Они превращались в благодетелей и защитников и рассматривались после этого как боги - лха.
Умилостивлять одних духов и подчинять других должен был шаман, бон-по.
Считается, что Цам возник и развился в Тибете, и связан с тантрийской системой буддизма и ламаизма. Традиция приписывает идею исполнения первых священных танцев в масках богов Гуру Падма Самбхаве - великому деятелю буддийской веры, при сооружении монастыря Самьяй в VIII веке. Якобы тогда этот торжественный обряд богослужения помог великому Учителю, главе секты красношапочников победить сопротивление местной религии бон-по. Предполагается происхождение этих танцев из Индии, где в древности особые актеры в масках и одеждах богов танцевали и вели диалоги на языке богов, демонов и людей. Хотя, исходя из всего вышеизложенного, становится понятным, что священные танцы пришли в тибетский буддизм из традиции Бон.

Обряд состоит из танцевальной пантомимы, исполняемой ламами, которые маскируются докшитами (хранителями), то есть надевают маски из папье-маше, изображающие того или другого докшита, и вместе с шанаками (ламами-созерцателями), выступающими без масок
В течение нескольких недель перед исполнением мистерии в монастырях идут специальные службы, проводятся приготовления к церемонии.

Изначально, в классическом варианте, маски изготавливались из дерева и были очень тяжеловесными. Но из-за их непрактичности, на смену им пришли маски в более облегченном варианте - из папье-маше. Маски, изображающие высших тантрических божеств, наделены тремя глазами. Особенно зловещий вид имеют маски гневных и грозных божеств из ряда докшитов - персонажей докшитского Цама - "защитников закона" - хранителей веры. Один их внешний вид должен был отпугивать врагов буддизма и вселять ужас в сердца зрителей. Окраска «лиц» у них зловещая: красная, синяя, зеленая, выражение хищное, свирепое, кровожадное. Предназначение докшитов заключалось в том, чтобы уничтожить еретиков и врагов религии, и внешний вид этих гневных защитников веры соответствовал их предназначению. Маска зачастую в два-три раза превышает размер человеческого лица, поэтому монахи, исполняющие танцы в масках, смотрят не через глаза, а через ноздри и рот. Перед использованием маска должна быть освящена. Лама читает соответствующие молитвы, бросая зерна освященного риса. Маски, особенно те, что передаются из поколения в поколение, считаются священными реликвиями, обладающими магическими свойствами.

Сама по себе мистерия - это тайная религиозная церемония. А "цам" это целостный многочасовой комплекс танцев-пантомим монахов и лам в специальных ритуальных масках, изображающих различных божеств, духов и героев. Религиозная мистерия, ставшая храмовым ритуалом во многих крупных буддийских монастырях, преследует несколько целей. Прежде всего, это способ усмирения и нейтрализации злых духов, которые мешают вере. Кроме этого, танец призван очистить сознание и душу. Практически каждая маска у высших дхармапал, а точнее, черепа в ее венце, олицетворяют какой-нибудь из пяти пороков - зависть, жадность, гнев, гордыню, корысть. Однако праведный гнев приветствуется, потому что таким гневом можно очиститься. Во время танца докшитов (суровых, «гневных» хранителей веры), происходит уничтожение духовного негатива. Во-вторых, мистерия Цам проводится, когда человек готовился к состоянию «бардо», то есть умирал. Или, согласно буддизму, переходил в другое состояние, именуемое «бардо», когда душа человека должна за короткое время найти себе место, новое обиталище. В-третьих, Цам - это средство, ведущее к просветлению.
Не следует забывать и о главной задаче мистерии Цам - распространение блага для местности, где она проводится.

Энергия, излучаемая монахами-танцорами и их энергетика, проецируемая на зрителей, просто зашкаливала все разумные и неразумные пределы.
Танец Цам не является сам по себе «конечным» ритуалом. Он представляет собой лишь часть, хоть и довольно обширную часть, тантрической практики целостного ритуала. Танец есть дополнением к другим более значимым составляющим. Особый метод позволяет исполнителю представить в танце движения, которые он визуализировал до начала танца и в его процессе, а потому эту сложную форму поклонения способны выполнять лишь немногие исполнтели в каждом поколении, достигшие высоких результатов.

И несколько слов от себя. Во-первых, хотя для многочисленных зрителей танец - это представление и развлечение (зрителей потом покажу отдельным постом), по сути - это сложный ритуал, к которому ламы специально готовятся, и во время танца находятся в измененном состоянии сознания, чпстично перевоплощаясь в духа, маску которого они носят.
Воздействие танца на зрителя зависит от его подготовки. Нам, непосвященным, не удалось погрузиться в состояние транса и отправиться "за грань своего сознания". И однако же воздействие очень сильное. И сознание - да, меняет.

Мы были зрителями танца Цам в течение двух дней подряд. Первый покаду без комментариев, о втором немн6ого скажу.
В первый день мы приехали не к началу (которое во времени жестко не фиксировано), а немного позже


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.Второй день. Начинается все с выхода музыкантов, часть из которых потом занимеет места "оркестра", и лам без масок


24.


25. Совсем маленькие мальчики


26. Портрет в хоте церемонии находится над оркестром


27. А потом уже выходят маски