Красота глаз Очки Россия

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой

Самый крупный живописец испанской художественной школы второй половины XVII в. - Бартоломе Эстебан Мурильо.

Мурильо рано начал учиться живописи. Первый его учитель, Хуан де Кастильо, стремился передать Эстебану свое преклонение перед итальянским искусством, учил его готовым, уже застывшим формам и способам выражения. Но Мурильо сумел понять, что прекрасно только то, что идет от жизни.

В искусстве Мурильо, сохранившего верность традициям реализма, нет уже, однако, суровой сдержанности и духовной силы, которые отличали творчество его великих предшественников. Мурильо тяготел к мягкому лиризму, к образам изящным и созерцательным. В его искусстве привлекают интимность настроения, задушевность и теплота чувства, но на творчестве мастера в целом лежит легкий налет идеализации.

Как и все испанские художники того времени, Мурильо писал в основном картины на религиозные темы. Но это не мешало ему правдиво показывать на тех же полотнах жизнь испанских бедняков, его мадонны списаны с простых севильянок, многие религиозные сюжеты художник передавал как бытовые сцены. Героев своих он всегда находил на улицах родного города.

Мурильо славился среди современников как доброжелательный человек. Мягкостью проникнуты и его полотна. В "Письмах об Испании", написанных еще в прошлом веке русским писателем и искусствоведом В. П. Боткиным, можно найти такую выразительную характеристику живописи Мурильо:

"В воздушной яркости света, в прозрачном мраке теней Мурильо дышит какая-то преображенная поэтическая жизнь. Прибавьте к этому особенную, принадлежащую ему одному, неопределенность контуров, сливающихся с воздухом, и нежащую глаза гармонию красок - это истинное очарование".

Мурильо пользовался всеобщей любовью и уважением. Он был признан лучшим живописцем города. Вместе с друзьями и единомышленниками художник основывает в Севилье Академию, в которой молодые живописцы и скульпторы могли тщательно изучать натуру и способы ее передачи в красках, мраморе и бронзе.

В наследии художника есть жанровые сценки из народного быта, он через всю жизнь пронес образы маленьких обитателей севильских улиц. На многочисленных картинах мы видим их, занятых своими повседневными делами. Названия их говорят сами за себя: "Маленькие торговки", "Игра в кости", "Бедный негр" и др.

Такова картина "Мальчик с собакой" . Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция, отсутствие сюжетного действия. Мальчик показан точно и любовно. Образ испанского мальчишки далекого XVII века близок и понятен всем своей живой правдой.

Мурильо не приукрашивает натуру, но все же в образе улавливается нотка сентиментальности. Некоторая сухость выполнения говорит о ранней манере художника.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) находится парная картина "Девочка с фруктами" (1655-60).

Бартоломе Эстебан Мурильо. “Мальчик с собакой” 1650-е. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Знаменитая картина Мурильо “Мальчик с собакой” кисти испанского мастера – одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Эта картина была приобретена Екатериной II во время первых формирований собрания живописи для музея Эрмитаж.
Мурильо – один из наиболее значительных испанских художников XVII века. Искусство мастера автобиографично. Суть притягательности его полотен - в особой внутренней теплоте, которую они излучают, за­ставляя возвращаться к ним снова и снова.Испанская религиозность не мешала художнику создавать портреты нищенок, торговцев и, конечно, детей, чьи прототипы для образов он находил на улицах. Простые сцены быта – вот чем в первую очередь известен Мурильо.

Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка – вот традиционный наряд простолюдинов. В руках у мальчика корзина с глиняной посудой, а в глазах – такое счастье, которое бывает только у детей.

Он улыбается открыто и источает столько положительной энергии что вы невольно улыбнетесь сами. Умиляет собака, которой герой картины предлагает угощение – она тоже наполнена радостью от встречи со своим хозяином и преданно на него смотрит. Животное это не породистое, а самое обычное, которые сотнями бегали по улицам Севильи, но тем оно и привлекает зрителей.

Несмотря на плутоватые глаза мальчика, он находит время для собаки, своего друга. Он полон жизни, движения и счастья, а Мурильо на этой картине продемонстрировал потрясающий колористический баланс.

Голубой цвет неба и желтый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи. Сам художник любуется мальчиком, и хоть краски использованы несколько приглушенных тонов, они создают впечатление теплоты чувств и любви к детям.

Присмотритесь к тому, как голубой цвет неба на картине переходит в серый и сливается с линией горизонта, как потрясающе невыразительна стена с блеклым зеленым деревом. Поражает четкость изображения рукавов курточки, шерсти собаки и структуры корзинки.

Это полотно – один из тех редких моментов, когда миг ценится больше, чем вечность, когда эмоции говорят лучше всяких слов. Мальчик смотрит на дворнягу в пол-оборота, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Собака знает, что друг никогда не подведет и ожидает подарка. Это невербальное общение, бескорыстная дружба подкупает.

Ребенок протягивает руку к животному, словно желая ее погладить, а собака этому только рада – она, очевидно, долгое время ждала хозяина. Ее тело вытягивается навстречу и, кажется, что она вот-вот уткнется носом в руку своего человеческого друга.

Художник, который, вероятно, стал случайным свидетелем такой бытовой сценки, настолько вдохновлен этой открытой дружбой, что он не обращает внимание на детали, а, наоборот, уделяет внимание фигуре мальчика и его четвероногого друга. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо.

Глядя на портрет незнакомого ребенка, вы наслаждаетесь счастливым детством, которое еще не знает социальных слоев и бедноты. Мальчишки играют с животными – самыми лучшими друзьями, что приводят их в мир светлых чувств и гармонии с природой.

«Мальчик с собакой» - именно то редкое полотно Мурильо из его позднего периода творчества, в котором отсутствует пафос и слащавость, а утверждается сиюминутность.

Знаменитая картина “Мальчик с собакой” кисти испанского мастера Бартоломе Эстебана Мурильо – одна из жемчужин коллекции живописи Государственного Эрмитажа. Эта картина была приобретена Екатериной II во время первых формирований собрания живописи для музея Эрмитаж.

Коллекция герцога Шуазеля и Екатерина II

11 картин из приданого невесты французского министра герцога Эьена Франсуа де Шуазеля были проданы в Россию для формирования коллекции Эрмитажа Екатериной II. Герцог Этьен Франсуа де Шуазель был министром французского короля Людовика XV, сына Людовика XIV “короля- солнце”.

Федор Рокотов. “Портрет Екатерины II”. Третьяковская галерея

В качестве агентов, сумевших убедить владельцев уступить коллекцию, выступили знаменитый философ Дени Дидро, его друг и партнер Фридрих Мельхиор Гримм, коллекционер из Женевы Франсуа Троншен и блестящий российский дипломат Дмитрий Алексеевич Голицын. Последний приобретал коллекцию живописи Шуазеля на аукционе.

В числе выбранных им 11 работ были парные “Мальчик с собакой” и “Девочка – продавщица фруктов” Мурильо. Превосходного качества, эти произведения являются уникальными ввиду их парности. Правда, в 1930 году “Девочка – продавщица фруктов” была передана в ГМИИ имени Пушкина в Москву и они теперь не вместе.


Б.Э. Мурильо. “Мальчик с собакой” (Эрмитаж, Санкт-Петербург) Б. Э. Мурильо. “Девочка – продавщица фруктов” (ГМИИ им. Пушкина, Москва)

Бартоломе Эстебан Мурильо

Художник был четырнадцатым ребенком в семье и увековечил фамилию матери. Он рано стал сиротой: когда ему было 10 лет умер его отец, а спустя год - мать , после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери. С юношества он успешно учился живописи. В Мадриде его земляк, великий Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Ван Дейка, Рубенса, что стало для него большой школой мастерства.


Б. Э. Мурильо “Автопортрет” Национальная галерея Лондона

С появлением крупных заказов у художника появилась семья. В 27 лет он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера , которая родила ему пятерых детей. В течении жизни Мурильо пользовался всеобщей любовью и уважением.

Его полотен требовали и бедняки, и богатые, выкладывающие заоблачные суммы за картины кисти Мурильо. Причем, с бедных он не брал денег, а искал в их лицах новые образы – художник был богат .


Севилья (Испания)

Он зарабатывал тысячи на каждом шедевре, вкладывая их в предприятия Нового Света и рабов. Позже по карьерным соображениям художник вступает в орден франсиканцев и переезжает в роскошный особняк. Его дом в Севилье сохранился.

В то время Мурильо хотел учредить в Севилье художественную академию, но затея к сожалению потерпела неудачу.


Внутренний дворик в сохранившемся доме Б.Э. Мурильо в Севилье (Испания)

В 1682 году 65-летний Мурильо , как правило не покидавший родной Севильи, приехал в южный испанский город Кадис, дабы исполнить для капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение святой Екатерины». Трудясь над ней, он по неосторожности упал с подмостков и получил серьезные травмы , вследствие которых должен был немедленно отправиться назад, в Севилью. Вскоре художника не стало.


Его искусство, лиричное и проникновенное, но подчас несколько слащавое и сентиментальное, пользовалось необычайным успехом при жизни художника. В последующие века слава его лишь росла.

к 200 – летию со дня смерти художника в Севилье открыли дом-музей Мурильо. В нем прекрасно сохранились интерьеры гостиной, кухни, спальни художника. Здесь можно увидеть множество изделий из серебра, посуду, предметы быта. Его севильский адрес: “Museo Casa de Murillo” – Santa Teresa, 8 (Barrio de Santa Cruz)


Картина “Мальчик с собакой”

Художник: Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682)

Название: “Мальчик с собакой”

Время создания: 1650-е годы

Размеры: 77,5 х 61,5 см

Место постоянного экспонирования: Государственный Эрмитаж. Здание Нового Эрмитажа, Зал №239

“Мальчик с собакой”

Приверженный к демократической теме, Мурильо особенно любил писать ребятишек из простонародья, будущих “махо”, истинных испанцев, с достоинством и гордостью носивших свое имя и свое простое звание. Потому при всей сентиментальности темы лучшие детские образы Мурильо лишены жеманности и слащавости.

Художник не идеализирует своих персонажей, при всем обаянии мальчика его веселое лицо простонародно, а костюм – простой и бедный. Лицо мальчика в эрмитажной картине полно человеческой доброты и живого ума; в его “разговоре” с собакой проявляется душевный склад будущего взрослого человека, мужественного и веселого, по-крестьянски понимающего язык животных. Колорит, построенный на сочетании холодновато-желтых, черных и серых тонов, отличается особой изысканностью.


“Непорочное зачатие” Б.Э. Мурильо. Около 1680. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

На картине «Мальчик с собакой» изображен нищий мальчик. О том, что мальчик беден, говорит его потрепанная и местами дырявая одежда. В руках он держит корзинку. У мальчика светлое и доброе лицо, сияющее радостью, потому что он рад видеть свою собаку и хочет покормить ее. Собачка преданно заглядывает в глаза своего маленького хозяина.
Художнику удалось передать на картине теплые и нежные отношения между ребенком и его питомцем. Видно, что они преданы друг другу. Глядя на картину понимаешь, что для счастья не надо много.


“Отдых святого семейства на пути в Египет”. Б.Э. Мурильо. Около 1665 года. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Жителям России, чтобы познакомиться с творчеством Мурильо, не нужно предпринимать далекого путешествия в Севилью или в Мадрид. Эрмитаж обладает большой коллекцией произ­ведений мастера. Не смотря на то, что картины автора есть и в других российских музеях, основная коллекция все же находится в необъятном Эрмитаже.




Холст, масло.
Размер: 70 x 60 см

Описание картины «Мальчик с собакой» Б. Мурильо

Художник: Бартоломе Эстебан Мурильо
Название картины: «Мальчик с собакой»
Картина написана: 1655-1660 г.
Холст, масло.
Размер: 70 x 60 см

Интересно, что тот, кого называют самым выдающимся живописцем Испании 17 века – Бартоломе Эстебан Мурильо – был четырнадцатым ребенком в семье и увековечил фамилию матери. Его учил рисовать сам Хуан де Кастильо, преклонявшийся перед работами художников из Италии. Он учил Бартоломью изображать архитектурные и скульптурные памятники, которые словно застыли во времени. Однако, Мурильо был из тех, кто ценит жизнь во всех ее проявлениях.

Он рисовал увлекательные и даже легендарные сюжеты церковной тематики и семейного быта, став самым «хитовым» художником в Севилье. Его полотен требовали и бедняки, и богатые, выкладывающие заоблачные суммы за картины кисти Мурильо. Причем, с бедных он не брал денег, а искал в их лицах новые образы – художник был богат.

Он зарабатывал тысячи на каждом шедевре, вкладывая их в предприятия Нового Света и рабов. Позже по карьерным соображениям художник вступает в орден франсиканцев и переезжает в роскошный особняк. В то время Мурильо хотел учредить в Севилье художественную академию, но затея потерпела неудачу.

Несмотря на этого, у художника не было отбоев от желающих украсить себя очередным «Непрочным зачатием» или Мадонной церквей и храмов, которые ценили реализм его работ. Они отличались не только четкими формами, а и потрясающей духовной силой, эмоциональными лицами и наполненностью энергией жизни.

Мурильо уже тогда был известен как лирический художник, который пишет изящные созерцательные образы, подчеркивает интимность настроения. Они писал простых людей с поразительной теплотой чувств, отчасти их идеализируя.

Испанская религиозность не мешала художнику создавать портреты нищенок, торговцев и, конечно, детей, чьи прототипы для образов он находил на улицах. Простые сцены быта – вот чем в первую очередь известен Мурильо.

Одним из примеров такого творчества может послужить картина «Мальчик с собакой», на которой изображен ребенок бедняка. Простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка – вот традиционный наряд простолюдинов. В руках у мальчика корзина с глиняной посудой, а в глазах – такое счастье, которое бывает только у детей. Он улыбается открыто и источает столько положительной энергии что вы невольно улыбнетесь сами. Умиляет собака, которой герой картины предлагает угощение – она тоже наполнена радостью от встречи со своим хозяином и преданно на него смотрит. Животное это не породистое, а самое обычное, которые сотнями бегали по улицам Севильи, но тем оно и привлекает зрителей.

Несмотря на плутоватые глаза мальчика, он находит время для собаки, своего друга. Он полон жизни, движения и счастья, а Мурильо на этой картине продемонстрировал потрясающий колористический баланс. Голубой цвет неба и желтый жилет мальчика очень гармонично сочетаются с глубоким коричневым цветом куртки, подчеркнутой перламутром кожи. Сам художник любуется мальчиком, и хоть краски использованы несколько приглушенных тонов, они создают впечатление теплоты чувств и любви к детям.

Присмотритесь к тому, как голубой цвет неба на картине переходит в серый и сливается с линией горизонта, как потрясающе невыразительна стена с блеклым зеленым деревом. Поражает четкость изображения рукавов курточки, шерсти собаки и структуры корзинки.

Это полотно – один из тех редких моментов, когда миг ценится больше, чем вечность, когда эмоции говорят лучше всяких слов. Мальчик смотрит на дворнягу в пол-оборота, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Собака знает, что друг никогда не подведет и ожидает подарка. Это невербальное общение, бескорыстная дружба подкупает.

Ребенок протягивает руку к животному, словно желая ее погладить, а собака этому только рада – она, очевидно, долгое время ждала хозяина. Ее тело вытягивается навстречу и, кажется, что она вот-вот уткнется носом в руку своего человеческого друга. Художник, который, вероятно, стал случайным свидетелем такой бытовой сценки, настолько вдохновлен этой открытой дружбой, что он не обращает внимание на детали, а, наоборот, уделяет внимание фигуре мальчика и его четвероногого друга. Да и не важны детали, когда смотрите в открытое, приветливое и чистое лицо ребенка. Такая лаконичность композиции – самая характерная черта Мурильо.

Глядя на портрет незнакомого ребенка, вы наслаждаетесь счастливым детством, которое еще не знает социальных слоев и бедноты. Мальчишки играют с животными – самыми лучшими друзьями, что приводят их в мир светлых чувств и гармонии с природой.

«Мальчик с собакой» - именно то редкое полотно Мурильо из его позднего периода творчества, в котором отсутствует пафос и слащавость, а утверждается сиюминутность.

Примечательно, что современные историки искусства выдвигают теорию о том, что с этого же ребенка написан и «Мальчик в окне», который сейчас «живет» в Национальной галерее Лондона. Причем, эта катив считается не столь продолжающей цикл изображения людей, сколь объектом для экспериментов со цветом и светотенью.

Мурильо – самый загадочный испанец 17 века, ведь о его жизни можно только строить догадки и развивать теории. Наверное, потому, что он не датировал свои работы, которыми то восхищались, то не признавали. Его творчество – это картины вне времени, они живут в своем особом пространстве, куда есть вход только человеку с искренней душой.

В полной мере полотна Мурильо можно оценить только в контексте культуры Испании того времени, ее исторического развития. Да, этот человек был приверженцем религии, но все его ангелы и мадонны прекрасны. Да, этот художник эволюционировал как мастер кисти, а не как автор определенного цикла работ – он творил в переломный момент религиозного Средневековья и изысканного Ренессанса. Испания ведь известна как страна, которая самой последней вышла из инквизиторства и всевластия церкви, что и подтверждает все творчество Мурильо. Его картины – это то, чего хотел любой испанец: открытых детских лиц, прекрасных мадонн и небесных ангелов. Они становятся признаком всего доброго и прекрасного, что только есть в мире, для современного человека.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тип урока: Урок изучения нового материала. Вид речевого нарушения: смешанная дисграфия

Тема: Сочинение по картине Б.-Э. Мурильо «Мальчик с собакой»

Цель: Развитие мышления.

Задачи:

Обучающая: учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определенной композиционной форме;

Развивающая: совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей;

Воспитывающая: воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства, развивать чувство прекрасного;

Коррекционная: развивать умение отбирать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

Метод: индуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: репродукция картины Мурильо «Мальчик с собакой», автопортрет, исторический портрет, семейный, конный.

Выполнил учитель-логопед Васильева Т.А.

Этапы урока

Ход урока

Методические указания

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, определение целей и задач урока.

Сообщение темы и целей урока.

Создание позитивной атмосферы.

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

2. Подготовка к восприятию картины

1. Учитель дает информацию о художнике.

Жаркая солнечная Испания дала миру многих выдающихся художников. Среди них один из самых знаменитых – Эстебан Бартоломе Мурильо. Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребенок рано стал сиротой, сначала умирает его отец, а потом и мать, после чего мальчик попадает на воспитание в семью своей старшей сестры – жены хирурга. Семья была достаточно зажиточной, и его отдали в ученики к одному из дальних родственников – художнику. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие.

2. Знакомство с жанром.

Сегодня мы познакомимся с жанром портрета. Портрет - изображение человека или группы людей (живопись, графика, гравюра, скульптура, фотография, полиграфия). Портреты бывают разных видов: это и автопортреты, на которых художники изображают сами себя, также бывают конные портреты, исторические, семейные, а еще детские. Как вы думаете, кто на них изображен?(семья, дети). (Демонстрация образцов различных видов портрета).

3. Знакомство с основными искусствоведческими понятиями:

Композиция;

Цвет (колорит);

Свет и тень;

Передний план, средний, задний;

Перспектива;

Полотно.

4.А теперь послушайте отрывок стихотворения И. Северянина «Друг»

Друг - это тот, кто тебя понимает.

Друг - это тот, кто с тобою страдает.

Друг не покинет тебя никогда

Друг остается с тобой навсегда.

Ребята, как думаете, собака может быть другом? (ответы детей)

Осознание учениками основной цели урока.

Знакомство с темой.

3. Предъявление картины

Учитель:
А сейчас вы увидите портрет испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо, который называется «Мальчик с собакой».

(Для восприятия картины отводится достаточное количество времени).

Дети рассматривают картину.

4. Беседа о картине

Беседа строится по принципу – «от впечатления от картины – к анализу того, что изображено».

- Какое впечатление производит картина?

- Какие чувства она вызывает?

Описание мальчика

- Кого вы видите в центре картины? (мальчика и собаку);

- Почему художник изобразил мальчика в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на него обратили внимание, он – главный персонаж в этой картине);

- Опишите позу мальчика (Он смотрит на собаку и протягивает руку вперед, как бы приглашая ее с собой);

- Какое у мальчика настроение? (радостное, веселое, игривое, добродушное, солнечное)

- Как вы думаете, в чем причина радости мальчика? (он нашел себе друга, хочет, чтобы этот щенок был его);

- Какими словами можно охарактеризовать взгляд мальчика, как он смотрит на собаку? (доброжелательно, игриво, душевно, жизнерадостно);

- Как вы думаете, мальчик относится к богатой или бедной семье? С помощью чего художник показал это? (рубашка старая, написана неяркими красками, в руках пустая корзина и кувшин);

- Как художник относится к своему герою?(он любит мальчика, потому что лицо показано искренним, улыбающимся. Это сердечный и добрый мальчик).

Описание собаки

- Что можно сказать о собаке? Какая она?

- Опишите позу собаки (она внимательно смотрит на мальчика, пытается понять, что он говорит ей, она очень хочет, чтобы мальчик взял ее с собой).

- Выскажите свое отношение к картине, к мальчику.

Дети учатся анализировать художественное произведение.

5. Словарно-стилистическая работа.

- Подберите синонимы к словам: художник (живописец, пейзажист, мастер кисти), создает (пишет), картина (полотно, репродукция).

- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании? (голубое небо, мягкий желтый тон жилета мальчика, темный глубокий цвет куртки и холодные, немного перламутровые тона кожи).

- Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом.

Учитель помогает детям подобрать синонимы, построить некоторые фразы.

Некоторые слова можно написать на доске.

Непонятные ребенку слова учителю необходимо объяснить, либо предложить обратиться к словарю.

6. Составление плана сочинения.

- Чтобы получился рассказ по картинке, составим план сочинения.

- Как начать сочинение по картинке? (Рассказать, где увидели картинку, об авторе).

- О чем скажем в основной части? (Опишем героя, собаку, краски).

- Как закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые она вызывает).

Примерный план сочинения:

1. Художник Бартоломе Эстебан Мурильо.

2. Портрет мальчика с собакой (настроение, внешний вид, характер).

3. Впечатление от картины.

Учитель подводит детей к содержанию плана, знакомит с готовым планом написания сочинения.

7. Собственно написание сочинения