Красота глаз Очки Россия

Что значит подковать блоху. "Блоху подковать"- значение и происхождение фразеологизма с примерами? Фразеологизм «подковать блоху»: значение

Блоху подковать

Блоху подковать
Первоисточник - русская народная присказка-прибаутка: «Англичане из стали блоху сделали, а наши тульские кузнецы ее подковали, да им назад отослали». Это присловье писатель Николай Семенович Лесков (1831 - 1895) положил в основу своего рассказа «Левша» (1881). После этого выражение стало популярным.
Иносказательно: высшая степень изобретательности, таланта, мастерства.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Блоху подковать

Выражение это в значении: Проявить необыкновенную выдумку в каком-нибудь деле, уменье, тонкое мастерство – получило крылатость после появления рассказа Н.С. Лескова "Левша" (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да им назад отослали".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Блоху подковать" в других словарях:

    Блоху подковать - крыл. сл. Выражение это в значении: проявить необыкновенную выдумку в каком нибудь деле, уменье, тонкое мастерство получило крылатость после появления рассказа Н. С. Лескова «Левша» (1881), который создан на основе народной прибаутки: Англичане… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    блоху подковать - Виртуозно справиться с очень тонкой и сложной работой … Словарь многих выражений

    Разг. Обнаружить удивительную изобретательность, выдумку в каком л. деле. БТС, 85; ЗС 2001, 413. /i> Выражение возникло на основе рассказа Н. С. Лескова “Левша”. БМС 1998, 49 … Большой словарь русских поговорок

    Крылатые слова - устойчивые, афористические, обычно образные выражения, вошедшие во всеобщее употребление из определенного фольклорно литературного, публицистического или научного источника или на их основе (меткие изречения выдающихся общественных деятелей,… … Педагогическое речеведение

    Герой рассказа Н.С.Лескова «Левша» (1881, первая публикация под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (цеховая легенда)»). Произведение, созданное в духе лубка, обычно называют гимном таланту русского народа, олицетворенного в … Литературные герои

Книги

  • Левша , Н. С. Лесков. Рассказ "Левша" является одним из наиболее известных и ярких произведений писателя. Это история о тульском оружейнике Левше, сумевшем подковать стальную блоху работы английских мастеров.…

Главный герой демонстрирует такие качества, как прямота характера, простодушие и любовь к делу. Будучи искусным оружейником, герой вызывает восхищение мастерством в Петербурге и Лондоне. Однако чины и награды для персонажа не представляют интереса - искусного мастера интересует только профессиональная сфера. Это Левша демонстрирует, даже находясь на пороге смерти.

История создания персонажа

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была автором изложена в предисловии. Николай Лесков писал, что в произведении изображает борьбу русских мастеров с английскими. В этом «сражении» русские умельцы показали свой талант и «англичан совершенно посрамили и унизили». Также в предисловии к повести писатель подчеркивает, что записал эту историю со слов старого сестрорецкого оружейника, некогда работавшего в Туле.

Впоследствии русскому классику пришлось убрать из текста вступительную часть. Критики и читатели буквально восприняли информацию о рассказе мастера из Сестрорецка и обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле повесть о Левше была написана Лесковым самостоятельно. Описание героя подчеркивает народные черты: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Характеристика мастера, образ заняли особое место в истории русской литературы.

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами. Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение. Фразы действующих лиц повести стали популярными цитатами.

Биография и образ Левши

Действие разворачивается в 1815 году. Сообщается, что император посетил в рамках поездки по европейским странам Англию и увидел там множество удивительных вещей, созданных местными умельцами. Особенно правителю понравилась у англичан механическая блоха, выполненная из стали, которая умела «танцевать».

Левша, иллюстрация Виктора Бритвина | R-book.club

Через несколько лет после смерти Александра, когда на престол взошел , в вещах покойного обнаружили стальную вещицу. Придворные не могли понять, какова функция этой миниатюры, и пригласили для пояснения донского казака Платова, сопровождавшего Александра I в туре по Европе. Казак рассказал, что за удивительное устройство приобрел покойный император, указав, что это дело рук английских искусных механиков. И тут же отметил, что мастера в России не менее талантливы.

После этого рассказа государь Николай Павлович отправил Платова на Дон с дипломатическим визитом, а заодно поручил заехать в Тулу, познакомиться с местными оружейниками и дать им для ознакомления блоху -– чтобы те затем смогли придумать с вещицей что-то, что превзошло бы труд англичан. В Туле казак нашел трех опытных оружейников, среди которых был мастеровой по прозвищу Левша. Дав умельцам задание, Платов отбыл на Дон, а через 2 недели вернулся.

За это время 3 мастера съездили помолиться и приступили к обдумыванию работы. Увидев с прошествием срока, что с блохой не произошло разительных перемен, казак вспылил, посчитав, что тульские оружейники его обманули. Взяв с собой Левшу, дипломат отправился обратно в Петербург. Платов хотел, чтобы мастер перед самим императором отчитался о том, что ничего нового русские ремесленники придумать не смогли.

Иллюстрация Николая Кузьмина (Мастера несут Платову шкатулку) | Leskov.org.ru

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. Николай Павлович решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными лицами, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров. Только под микроскопом можно было увидеть, что придумали тульские умельцы.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу - ковал гвозди для подков. Российский двор единодушно признал, что у мастера - золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца происходит неожиданный поворот.

Отмыв сельского мужика и придав герою вид более приличный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо. Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий. В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора .

Цитаты

А потому, - говорит, - что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.
Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

Библиография

  • 1881 - «Левша»

Фильмография

  • 1964 - «Левша»
  • 1986 - «Левша»

В наши дни фразеологизм «блоху подковать» можно услышать довольно редко. К счастью, не было окончательно забыто это оригинальное устойчивое выражение, введенное в употребление с легкой руки писателя Лескова еще в конце 19-го столетия. В каких же случаях люди вспоминают яркий оборот речи, какой смысл в него традиционно вкладывается?

Фразеологизм «подковать блоху»: значение

Такой фразеологизм традиционно произносят, когда желают отметить уникальный талант, которым обладает человек, его способность решить самую сложную и даже невыполнимую задачу.

Предыстория

Возникновение речевого оборота «блоху подковать» непосредственно связано с ситуацией, которая сложилась в России на рубеже 19-20-го столетий. Представители высшей знати с пренебрежением относились ко всему, что производилось местными умельцами. Критике подвергались произведения искусства, бытовые товары. Считалось, что только за границей умеют качественно работать, а русские мастера способны лишь подражать зарубежным коллегам, производя низкокачественные подделки.

Конечно же, простому народу было не по душе такое отношение представителей высшего общества к местным товарам. Постоянно предпринимались попытки изменить ситуацию, продемонстрировать высокое качество российской продукции. Эта тема затрагивается во многих повестях и сказках, написанных в то время. В этих произведениях описываются сокрушительные победы русских мастеров, оставляющих в дураках иноземцев.

Рассказ Николая Лескова

Кто автор фразеологизма «подковать блоху», когда появилось оригинальное устойчивое выражение? Известно, что этот речевой оборот впервые был использован писателем Николаем Лесковым. В 1881 году на суд читателей был представлен его рассказ «Левша», который быстро приобрел популярность.

Центральный персонаж рассказа - народный умелец из Тулы, слава о мастерстве которого гуляла по всей Российской империи. Этот мастер был настолько талантлив, что сумел создать подковы для изготовленной на Западе железной блохи, обладающей микроскопическим размером. Более того, каждую подкову он украсил фирменным клеймом, которое использовалось им при производстве собственной продукции.

Читателям Лескова так понравилась придуманная автором история, что фраза «блоху подковать» стала использоваться повсеместно. Ее употребляли не только выходцы из народа, но и представители высшей знати.

Миф или реальность

Разумеется, мастер из Тулы, сумевший решить задачу, которая кажется невыполнимой, был выдуман Николаем Лесковым. Однако миниатюрная стальная блоха вовсе не является плодом авторской фантазии. Писатель в своем рассказе использовал событие, имевшее место в реальной истории.

Владельцем металлической блохи, обладающей микроскопическим размером, стал однажды российский император Александр Первый. Это произошло, когда самодержец совершил путешествие в Англию. У одного из местных умельцев царь приобрел стальную подделку, изображающую блоху, которая очень ему понравилась.

Смелый эксперимент

Выше раскрывается смысл речевого оборота «блоху подковать», значение и происхождение фразеологизма также раскрываются. Но удалось ли кому-то в реальной жизни справиться с этой непростой задачей? Этим человеком стал Николай Алдунин, опытный мастер микроминиатюр, проживавший в Туле.

Очевидно, что на пути мастера Алдунина возникли препятствия, которые могли показаться непреодолимыми. Главная проблема - волоски, которыми покрыты ноги у настоящего насекомого. Это препятствие Николай сумел устранить, удалив часть волосков и подрезав оставшиеся. Также умельцу пришлось изобрести миниатюрные инструменты, которые можно было использовать в работе. Одно только изготовление таких приспособлений потребовало двух лет работы. Известно также, что, колдуя над блохой, Алдунин применял сверхсильный микроскоп.

Победа мастера

Конечно же, интересно и то, какой металл был задействован талантливым мастером при изготовлении миниатюрных подков. Маленькие подковки, а также гвоздики к ним были созданы из золота. Интересно, что вес каждой подковки не превышает 0,00000004419 грамма, всего Алдунин изготовил их шесть штук.

Что значит «подковать блоху»? Как уже было сказано, этот фразеологизм используется, когда люди хотят выразить свое восхищение талантом того или иного человека. Николая Алдунина можно назвать прекрасным примером мастера, способного «подковать блоху». Кстати, этот гений, сумевший надеть подковы на миниатюрное насекомое, не ограничился этим выдающимся достижением. Своим наследникам Алдунин оставил огромное количество интересных микроминиатюр. К примеру, им был создан традиционный тульский самовар, высота которого едва превышает миллиметр. Также он изготовил на рисовом зернышке портрет знаменитого писателя Пушкина.

Ушел из жизни этот талантливый человек в сентябре 2009 года.

Знаменитый подарок

Как следует из всего вышесказанного, выражение может иметь и прямое значение. «Блоху подковать» сумел не только Николай Алдунин из Тулы. Справился с этой непростой задачей и житель Омской области. Свое изделие Анатолий Коненко преподнес в дар Владимиру Путину, а для проведения выставок им была изготовлена точная копия.

Кстати, миниатюрная блоха с подковами - далеко не единственное достижение этого талантливого мастера. Анатолий является создателем иллюстрированных книжечек, имеющих миниатюрный формат. Сведения о его работах даже попали в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. Интересно, что этими книжечками можно не только любоваться, при наличии микроскопа они пригодны и для чтения, содержат произведения различных известных писателей. Созданы Коненко и другие выдающиеся произведения, принадлежащие к жанру миниатюр. Работы мастера в настоящий момент представлены во множестве музеев.

Мало кто знает, что человека, который подковал блоху, уже нет в живых.
Информации в сети очень мало об этом художнике.
О его смерти несправедливо мало сказано.
Караван верблюдов
В игольном ушке
Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы

Ирина, вдова художника: "Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет...."

Тульский самовар
Тульский самовар
Высота - 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.

А.С.Пушкин
Портрет на рисовом зерне
Высота 1 мм

Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Российский рубль
Диаметр - 0,88 мм
Материал - золото 999,9 пробы

Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 - 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 - 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом - она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.

Подкованная блоха
С седлом и стременами

Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой - по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы - 40 микрон, длина - 50, диаметр шляпок гвоздиков - и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).

Совет да любовь
Рисовое зерно
Высота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.

«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. - И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.

Трехлинейная винтовка Мосина
На рисовом зерне
Длина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы

Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком - менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.

Танк Т34/85
Расположен на продольном срезе яблочного зерна
Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса - 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, - рассказывает Николай Сергеевич. - Собрал из 257 отдельных деталей!»

Останкинская телебашня
Расположена на яблочном зерне
Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы

Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса - заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.

Н.В.Гоголь
Портрет на рисовом зерне

Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.

Велосипед
Расположен на швейной игле
Длина - 2 мм.

Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.

Л.Н.Толстой
Портрет на рисовом зерне

1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», - сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...

Автомат АКМ-47
Расположен поперек спички
Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.

«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы - „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, - планировал Николай Сергеевич. - Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.

По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.

Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж - подкована блоха...