Красота глаз Очки Россия

Тема урока: Конструкция головы человека и её основные пропорции. Тема урока: «Конструкция головы человека и ее пропорции» V

Цели: Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.Материалы: альбом, простой карандаш.Оборудование: Зрительный ряд:Репродукции портретов художников.Плакат: “Пропорции лица”Образцы нарисованных лиц.Ход урока I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. II. Сообщение темы и цели урока - Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.II. Повторение - А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.Назовите жанры изобразительного искусства. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет, исторический, бытовой, мифологический, батальный жанр)Что называется портретом? (Портрет - это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.Парадный - во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека-ордена, медали.Камерный - противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.Психологический - показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т. п.Социальный - портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)III. Объяснение нового материала. Практическая работа. Сегодня мы поговорим о том, как рисовать голову и лицо человека.Портрет — один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: «Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!» Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.Что такое пропорции? (Пропорции — это отношение размеров предмета друг к другу. Значит, пропорции головы — это отношение друг к другу размеров частей головы человека).Рисовать будем карандашом. Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску. Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).Для того, чтобы начать рисование головы нужно разделить лист вертикальной штрих — линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Проведем две горизонтальные линии снизу и сверху овала лица. Получившееся расстояние по вертикальной линии разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)Нарисуем овал лица. Верхняя часть чуть шире чем нижняя. На уровне ушей небольшие впадины.Начнем детальное рисование глаз. Проведем дополнительную штрих — линию- линию глаз. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. От бока овала лица отступим немного и поставим 2 симметричные точки. Отметим произвольно ширину глаза.Расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.Начнем детальное рисование носа. В центре лица рисуем нос. Основание носа расположено на линии основания носа. Ширина носа равна расстоянию между глазами. Выпуклость носа передается за счет наложения штрихов и теней.Начнем детальное рисование рта. Ширина губ равна расстоянию от одного зрачка до другого.Проведем дополнительную линию в первой части лица, делящую пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. Нижняя губа расположена на этой линии.Начнем детальное рисование ушей. Уши расположены между линией бровей и линией основания носа. Верхняя часть уха находится на уровне брови, а нижняя — на уровне кончика носа.Начнем детальное рисование волос. Проведем дополнительную линию в третьей части лица, делящую пополам расстояние от линии бровей до линии роста волос. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.Шея немного уже лица.IV. Закрепление изученного На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3)Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)V. Итог урока Выставление оценок.VI. Домашнее задание Подобрать портреты из журналов, газет, книг.


Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, пере­дать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В рабо­те над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия.

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пла­стической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

1.Пропорции лица человека.

Голова, в особенности лицо человека, является объектом пристального внимания в портретном искусстве.

Многие поколения художников изучали пропорции человече­ского тела. В деталях их выводы отличаются друг от друга, но в основном они близки. Пропорции человеческого тела таковы: го­лова по высоте составляет 1/7 -1/8 части всей высоты человека

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорци­ям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизон­тальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей вы­соты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столь­ко же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это пред­ставляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разра­ботана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Установив, что линия глаз проходит точно по середине головы, рассмотрим размещение остальных деталей лица. Если всю высоту головы принять за единицу, то окажется, что темя займет 1/7 часть этой величины, лоб, нос и расстояние от носа до нижней точки подбородка - по 2/7. Линия рта располагается примерно на 1/3 этого расстояния. Эта величина - 1/7 высота головы - оказывается моду­лем и для ширины головы. Она укладывается по ширине 5 раз. Рас­стояние между глазами, как и между крайними точками крыльев носа, длина глаз, расстояние от крайних точек глаз до крайних то­чек висков - все равно единице.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и в жизни у каждого человека окажутся свои индиви­дуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении кон­кретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпук­лые (горбоносые).. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необхо­димо уловить и стремиться передавать их характерную особен­ность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особен­но нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность.
  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование : мультимедийное оборудование

Зрительный ряд: альбом с рисунками-помощниками – Приложение , презентация, альбомный лист, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Работа над новым материалом.

1. Сообщение темы урока. Постановка целей.

На прошлом уроке мы начали изучать тему «Образ человека – главная тема искусства», познакомились с историей возникновения жанра - портрет, видами портрета по размеру и количеству изображённых, по технике исполнения.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жанре, познакомимся с правилами изображения головы человека, пропорциями.

Слайд 2

Жан Шарден говорил: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создаётся вовсе не ими». Как вы понимаете эти слова? Что же художнику помогает создавать картину?

Дети: Чувства. Художники пользуются красками, но пишут чувствами.

2. Беседа с учащимися по произведения живописи.

Слайд 3

Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А. Тропинина «Портрет сына», Жан-Луи Вуаль «Портрет девочки в шляпе» (Портрет Елизаветы Строгоновой).

Что вы можете сказать про мальчика, девочку, какими их изобразили художники?

Попытайтесь описать их внешность, состояние, внутренний мир.

Ответы учащихся.

Первый ученик : Я буду рассказывать про девочку. Вот если бы у меня была сейчас такая возможность, я бы тоже заказала свой портрет какому-нибудь известному художнику. Потому что известный художник конечно большой мастер. Я вот смотрю на изображение девочки, и оно мне очень нравится. Ей, наверное, лет 12-13, как и мне. Она жила давно, но у меня такое чувство, что я могла бы с ней поговорить, только пока не знаю, о чём. У этой девочки такое нежное, лицо, едва уловимая улыбка, волосы не растрёпаны, а так аккуратно выглядят, как будто у взрослой дамы. А самое главное, у неё просто необыкновенная шляпа: с большими полями и украшенная живыми цветами. Это очень красиво! Одета девочка, её зовут Лиза, просто, но с большим вкусом. Видно, что её очень любят и заботятся о ней. А художник, посмотрите, как тонко выписал кружева! Просто ювелирная работа. Я уверена, что эта юная графиня никогда не сказала бы грубого слова и не обидела бы своих слуг. Мне кажется, она любила читать и гулять по саду. Видно, что она воспитанная и очень милая девушка. Художник - просто молодец!

Второй ученик: А я хочу сказать о портрете, на котором изображён мальчик. Это сын художника В.А. Тропинина. Я думаю, что художник воспитывал своего сына как надо, потому что на портрете он – настоящий сорванец. Мне кажется, что он как будто только что вернулся со двора, где играл с охотничьими собаками. Или из леса. Мне так кажется, потому что одет он не по-домашнему, а для прогулок, так, чтобы резвиться, бегать, прыгать. И выглядывающая белоснежная сорочка выдаёт, что он принадлежит к дворянскому сословию. Слегка вьющиеся золотистые волосы, чётко очерченный подбородок и оливковые глаза предполагают будущую красоту взрослого мужчины. Одновременно с этим я вижу, что взгляд у этого мальчишки вдумчивый, уверенный, он много знает для своих лет, так как его учат домашние учителя. И я просто уверен, что он не задирает нос и дружит с крепостными мальчишками, что делает его облик гораздо привлекательнее.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный рассказ. Давайте подумаем над следующими вопросами.

Слайд 4

К чему стремиться художник, изображая человека?

Как художнику удается передать переживания, внутренний мир человека, его состояние, красоту? Как вы думаете, легко ли рисовать человека?

Какими знаниями должен овладеть художник, чтобы изобразить лицо человека? (Ответы детей)

3. Сообщение по теме урока. Рассказ учителя.

Учитель: Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения. Чтобы изобразить человека, передать его верный облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, закономерности их образования. В работе над изображением человеческой фигуры верный помощницей художника является анатомия. Эту истину художники осознали давно. Многие выдающиеся мастера прошлого изучали анатомию, непосредственно участвуя в хирургических операциях.

Слайд 5

Раздел анатомии, необходимый художникам, называется пластической анатомией и изучает то, что образует внешние формы тела - скелет, мышечный и кожный покров.

Слайд 6

Когда мы любуемся совершенными произведениями искусства, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».

Пропорция - это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность - ее эстетическое качество.

Соразмерность частей образует красоту формы. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. В художественной практике существует известный метод определения пропорций, называемый визированием и метод сравнения. Однако никакие механические способы определения пропорций не могут заменить развитого глазомера. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Слайд 6

Установлены идеальные пропорции для головы человека, согласно которым она по горизонтали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю - линией волос, а нижнюю - основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Учитель: Рассмотрим индивидуальные особенности деталей лица. Откройте альбомы с рисунками-помощниками.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на «три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Физкультминутка

  1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
  2. Исходное положение – сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
  3. Исходное положение – стоя. «Замочек» – вести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

III. Практическая работа.

Слайд 7

(Порядок выполнения рисунка. Учащиеся выполняют рисунок на альбомных листах. Учитель выполняет рисунок на доске с комментированием, организует наблюдение за расположением частей лица).

Учитель: Место положения частей на лице у каждого человека одинаково, а формы разные.

  1. Нарисуем прямоугольник 10 см на 14 см. Разделим пополам прямоугольник по горизонтали и вертикали (дать понятия: симметрия лица, средняя линия – линия глаз).
  2. Голова имеет яйцевидную форму. Рисуем в прямоугольнике.
  3. Делим линию глаз на 5 равных частей. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

  1. Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком.
  2. Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижнее веко. Рисуем ресницы.
  3. Над глазами находятся брови, нарисуем их. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.
  4. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа (кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

  1. Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет.
  2. Рисуем надгубные складки.
  3. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.
  4. Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
  5. Обозначаем дугообразной линией лицо. Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

I V . Итог урока.

1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценка.

Учитель: По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

2. Беседа с учащимися о портрете Е Демидовой, художник Роберт Лефевр.

Учитель: Я долго думала, ребята, чем закончить наш урок. И, наконец, решила удивить вас. Я уверена, вам будет интересно посмотреть еще на один портрет. Как вы думаете, кто это?

Слайд 8

(Ответы детей)

Учитель: С трудом, но я смогла найти для вас портрет Елизаветы Александровны Строгановой уже в возрасте примерно 30 лет. Она вышла замуж за очень богатого владельца рудников Николая Никитича Демидова. Давайте внимательно посмотрим на оба портрета – девочки и дамы. Художники разные. Написала эту картину французский художник Роберт Лефевр в Петербурге. Как вам кажется: сходство есть? Почему вы так решили? В чём это сходство?

(Ответы детей)

Учитель: Сходство, конечно, уловимо, оно, несомненно, есть в выражении лица, во взгляде, в повороте головы, в осанке. И конечно, и тот, и другой портреты – это не фотографии – холодные и глянцевые, - а труд и душа художников, и поэтому они излучают тепло, красоту, нежность, собственно говоря, одного человека, в разном возрасте. Без сомнения, смотреть на эти портреты – эстетическое наслаждение!

Слайд 9

Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.

V . Домашняя работа.

Подготовить сообщение о мимике; выполнить аппликацию по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (по желанию, задание повышенного уровня).

Слайд 10

Спасибо за урок.

Список литературы:

  1. Н.Г.Ли «Основы учебного академического рисунка» – Москва. Эксмо, 2009 – 480 с.: ил.
  2. Дж. Хамм «Как рисовать голову и фигуру человека»; пер. с англ. А.В. Жабцев. – Минск: «Попурри», 2008 – 128 с.: ил.

Учитель изобразительного искусства Малюкова Елена Александровна

Ц е л и : познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Демонстрационный материал и оборудование : репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда», методические таблицы «Пропорции человеческой фигуры», «Пропорции лица».

Ход урока

I .Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

II .Повторение.

У ч и т е ль. Послушайте стихотворение. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. А какой свой след вы хотели бы оставить на земле?

Говорят: талант от Бога

Этим дан, а этим нет...

Всем зато дана дорога

Кто какой оставит след?

С. Викулов.

Вопросы к уч-ся.


  • О каком жанре мы говорили на прошлом уроке? (О портрете)

  • Что такое портрет? (Портрет – это изображение человека или группы людей реально существующего или существовавшего в реальной действительности.)

  • В чём заключается смысл портрета? (Смысл портрета заключается в передаче не только внешнего сходства, но и в изображении внутреннего мира человека, передача внутреннего сходства.)

  • Когда в России появился жанр «портрет?» (В XVII веке.)

  • Как назывались первые портреты? (Парсуны от слова «персона»)

  • Что напоминали первые русские портреты? (Они напоминали иконы, их писали на деревянных досках и таким же методом как иконы).

  • Назовите виды портретов. (Парадный, камерный, характерный, психологический, автопортрет).

II . Основная часть.

Изучение нового материала.

1.Пропорции головы человека.

У ч и т е ль: Когда мы видим человека – в жизни или на картине, то прежде всего обращаем внимание на его голову. Голова – это самая выразительная часть человеческой фигуры. Учебное изображение головы человека значительно отличается от рисунка, портрета.

Для того чтобы мы смогли научиться рисовать человека, нам необходимо изучить технику рисунка головы.

В начале давайте определим форму головы человека. Посмотрите друг на друга и скажите: какую форму имеет голова человека. (Овальную или форму яйца).

Теперь рассмотрите внимательнее пропорции головы и лица человека.

Голова всегда индивидуальна по своему строению и пропорциям у каждого человека. Отыскать и подчеркнуть это индивидуальное у конкретного человека поможет знакомство с «осредненной» схемой пропорций человеческого лица. Оказывается, что горизонтальная линия - ось глаз - проходит точно на половине общей высоты головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их. Поначалу это представляется маловероятным: кажется, что нижняя часть, где находятся нос, рот, подбородок, занимает гораздо больше места, чем верхняя, то есть лоб и темя. Но это только кажется. Нижняя часть лица кажется больше верхней потому, что она более «разработана», более насыщена разнообразными деталями, тогда как верхняя лишена их.

Рассмотрите на плакате эти пропорции головы человека.

Рис.1.Пропорции головы человека.

Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Очень важно в рисунке правильно определить их место. Расстояние между глазами приблизительно равно длине глаза или ширине носа. Нос человека имеет форму призмы, мы видим его верхнюю сторону. Рот находится посредине между основанием носа и линией подбородка. Важную роль играет форма скул ивиски. Уши по длине совпадают с расстоянием от бровей до основания носа.

Все приведенные измерения являются, конечно, схематичными, примерными, и вжизни у каждого человека окажутся свои индивидуальные отклонения от рассмотренной схемы. Тем не менее она будет всегда хорошим отправным ориентиром при изучении конкретных особенностей каждой индивидуальной головы.

2. Индивидуальные особенности деталей лица.

у ч и т е ль. Леонардо да Винчи, классифицируя формы носа, разделял их на (три сорта»: прямые, вогнутые (курносые) и выпуклые (горбоносые). Характер ноздрей и крыльев носа у людей также неодинаков. Ноздри могут быть округленными или узкими, крылья носа - плоскими, выпуклыми, короткими, удлиненными. Спереди носы тоже бывают разнообразными: и широкие, и узкие...

От того какой тип носа у человека, зависит освещение его поверхностей. Так поверхности, обращенные к источнику света, освещаются сильнее, поэтому, например, горбатый нос при верхнем освещении будет отражать больше света своей верхней частью, вогнутый (курносый) нос сильнее освещен в нижней части.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

Большое значение имеет подбородочное возвышение и особенно нижний край челюсти, составляющий границу с шеей.

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных и т. п.


III . Актуализация знаний. Творческое задание.

У ч и т е ль. Сегодня мы с вами будем учиться изображать портрет в технике аппликации. Вначале необходимо вырезать форму головы человека, взяв её в правильных пропорциях. Не следует в учебной работе вырезать голову натуральных размеров, достаточно половины листа А-4. Человек может держать голову прямо или наклонить её. В аппликации также имеет смысл дать живое движение головы относительно шеи. Чтобы голова получилась симметричной, лист необходимо свернуть пополам и вырезать половину овала, развернув – мы получим целый овал. (Все этапы работы демонстрируются учителем). Сгиб – это средняя линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка. Она поможет правильно расположить детали лица: нос, рот подбородок. Далее вырезаем в соответствующем масштабе отдельные части лица. Бумага при этом должна быть разной по цвету и фактуре. Для большей наглядности учителем демонстрируется динамическая модель головы человека на которую при помощи магнитной доски помещаются вырезанные части лица, с учётом основных пропорций.

После этого учащиеся начинают самостоятельно выполнять работу. Необходимо обратить внимание на то что наклеивать детали лица на форму головы необходимо после того, как вырезаны все детали и сформирована основная композиция портрета.

Физкультминутка.

1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно,

разведение стоп в стороны.

3. Исходное положение - стоя. «3амочек» - вести одну руку за

голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение.рук.

IV .Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют задание, учитель проводит индивидуальную и фронтальную работу с учащимися, понимая, что выполнение этого задания – важнейший этап в обучении пониманию конструкции формы и выразительности пропорций головы человека.

V . Заключение .

1. Выставка работ учащихся.

2. Рефлексия.

Учащимся предлагается продолжить предложения:

«Сегодня на уроке я…»

3. 3аключительное слово.

у ч и т е ль. По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

Домашняя работа: повторить пропорции головы человека. Подготовить сообщение о русском портрете. Подобрать репродукции портретов

VI . Организованное окончание урока.

Уборка рабочих мест.

Литература.


  1. Н.Н. Ростовцев «Учебный рисунок». Москва Просвещение 1985.

  2. Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»Москва Просвещение 2009.

  3. А. С. Щипанов «Юным любителям кисти и резца». Москва Просвещение 1981.

  4. Уильям Ф. Пауэлл “Рисунок. Шаг за шагом” Москва АСТ-Астрель 2004 .

Смотрите также:

Цели:

Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.

Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Материалы: альбом, простой карандаш.

Оборудование: Зрительный ряд:

Репродукции портретов художников.

Плакат: “Пропорции лица”

Образцы нарисованных лиц.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока

Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.

II. Повторение

А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.

Назовите жанры изобразительного искусства. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет, исторический, бытовой, мифологический, батальный жанр)

Что называется портретом? (Портрет - это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)

Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)

Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.

Парадный - во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека-ордена, медали.

Камерный - противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.

Психологический - показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п.

Социальный - портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.

Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)

III. Объяснение нового материала. Практическая работа.

Сегодня мы поговорим о том, как рисовать голову и лицо человека.

Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!" Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.

Что такое пропорции? (Пропорции — это отношение размеров предмета друг к другу. Значит, пропорции головы — это отношение друг к другу размеров частей головы человека).

Рисовать будем карандашом. Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску. Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).

Для того, чтобы начать рисование головы нужно разделить лист вертикальной штрих -линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Проведем две горизонтальные линии снизу и сверху овала лица. Получившееся расстояние по вертикальной линии разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)

Нарисуем овал лица. Верхняя часть чуть шире чем нижняя. На уровне ушей небольшие впадины.

Начнем детальное рисование глаз. Проведем дополнительную штрих- линию- линию глаз. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. От бока овала лица отступим немного и поставим 2 симметричные точки. Отметим произвольно ширину глаза.

Расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.

Начнем детальное рисование носа. В центре лица рисуем нос. Основание носа расположено на линии основания носа. Ширина носа равна расстоянию между глазами. Выпуклость носа передается за счет наложения штрихов и теней.

Начнем детальное рисование рта. Ширина губ равна расстоянию от одного зрачка до другого.

Проведем дополнительную линию в первой части лица, делящую пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. Нижняя губа расположена на этой линии.

Начнем детальное рисование ушей. Уши расположены между линией бровей и линией основания носа. Верхняя часть уха находится на уровне брови, а нижняя — на уровне кончика носа.

Начнем детальное рисование волос. Проведем дополнительную линию в третьей части лица, делящую пополам расстояние от линии бровей до линии роста волос. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.

Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.

Шея немного уже лица.

IV. Закрепление изученного

На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3)

Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)

Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)

Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)

Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)

V. Итог урока

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

Подобрать портреты из журналов, газет, книг.

Admin

Чтобы скачать материал или !