Красота глаз Очки Россия

Что значит выполнить морфологический разбор слова. Начальная школа: морфологический разбор слов

Вам необходимо сделать морфологический разбор слова? Для начала определимся, что это такое, а потом уже конкретно поговорим о том, как сделать морфологический разбор слова. Морфологический разбор слова - это, прежде всего, грамотное определение его части речи. Обязательны для анализа изучаемого слова его признаки, словоформа и роль в предложении.

Многие не знают, как сделать морфологический разбор слова, на самом деле, все очень просто. При морфологическом разборе должны быть указаны:

  1. Часть речи, к которой относится слово (поставить вопросы, посмотреть, что оно обозначает).
  2. Общее грамматические признаки:
    • Начальная форма;
    • Постоянные признаки;
    • Непостоянные признаки (у изменяемых);
    • Синтаксическая роль слова в предложении (служебные части речи не относятся к членам предложения, для остальных нужно ее определять).

Вот, в принципе, и весь перечень того, что должно быть указано при разборе частей речи. Предлагаем к рассмотрению примеры морфологического разбора в русском языке.

Морфологический разбор существительного

Как сделать морфологический разбор существительного?

  1. Первоначальная форма
  2. Нарицательное или собственное
  3. Неодушевленное либо одушевленное
  4. Число
  5. Склонение
  6. Падеж
  7. Роль в предложении

Например: «Мышки любят кушать сыр».

Сыр - существительное, начальная форма - сыр, нарицательное, неодушевленное, единственное число, второе склонение, мужской род, винительный падеж, в предложении - прямое дополнение.

Как сделать морфологический разбор глагола

  1. Начальная форма
  2. Возвратный или невозвратный
  3. Переходный или непереходный
  4. Совершенный или несовершенный
  5. Время (изъявит. наклонение)
  6. Наклонение
  7. Род (в ед. ч. и сослагат. наклонении)
  8. Лицо (буд. и наст. время, повел. наклонение).
  9. Число
  10. Роль в предложении

Образец: «Сказали правду, не побоялись расправы».

Сказали - глагол, начальная форма - сказать, невозвратный, переходный, совершенного вида, прошедшего времени, изъявительного наклонения, множественное число, в предложении является сказуемым.

Как сделать морфологический разбор причастия

  1. Начальная форма
  2. Действительное или страдательное
  3. Время
  4. Возвратное или невозвратное
  5. Полное или краткое (у страд. прич.)
  6. Падеж (полн. форма)
  7. Род (в ед. ч.)
  8. Число
  9. Роль в предложении

Образец для анализа: «Гляжу на опавшую листву».

Опавшую - причастие, от глагола «опасть», начальная форма - опавший, действительное, прошедшее время, совершенный вид, невозвратное, винительный падеж, женский род, единственное число. В предложении - согласованное определение.

Как сделать морфологический разбор деепричастия

Здесь мы предлагаем Вам разбор деепричастия как особой формы глагола. Также существует морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи, он значительно отличается от предложенного нами.

  1. Часть речи
  2. Начальная форма (инфинитив)
  3. Неизменяемость
  4. Роль в предложении

Для разбора: «Уезжая в деревню, ты грустишь о городе».

Уезжая - это деепричастие, начальная форма - уезжать, несовершенный вид, не изменяется, в предложении - обстоятельство образа действия.

Как сделать морфологический разбор наречия

  1. Начальная форма
  2. Местоименное или знаменательное
  3. Разряд по значению
  4. Степень сравнения (если она есть)
  5. Синтаксическая роль

Образец: «Солнце взошло высоко, и тучи потемнели».

Высоко - наречие, нач. форма - высоко, знаменательное, обстоятельственное, качественное, степень сравнения - положительная, роль в предложении - обстоятельство образа действия.

Как сделать морфологический разбор прилагательного

  1. Начальная форма
  2. Качественное, относительное или притяжательное
  3. Краткое или полное
  4. Падеж
  5. Число
  6. Степень сравнения
  7. Роль в предложении

Например: «Полное ведро лисичек собрала Таня».

Полное - имя прилагательное, начальная форма - полный, качественное, полное, средний род, винительный падеж, единственное число, положительная степень сравнения, в предложении - определение.

Как сделать морфологический разбор числительного

  1. Начальная форма
  2. Простое или составное
  3. Количественное или порядковое
  4. Разряд (у количеств. числ.)
  5. Падеж
  6. Число
  7. Роль в предложении

Образец разбора: «Пролетело три дня».

Три - числительное, начальная форма - три, простое, количественное, целое, именительный падеж, роль в предложении - входит в состав подлежащего.

Представляет собой полную грамматическую характеристику данного слова. При этом слова рассматриваются в контексте предложения, восстанавливается и анализируется их изначальная структура. Чтобы проделать правильный морфологический разбор частей речи, необходимо уметь определять начальную форму слов, знать их постоянные и изменяемые и понимать слов в предложении.

Схемы разбора слов в предложении существенно отличаются друг от друга, поскольку они зависят от признаков этой части речи и формы, в которой стоит слово в данном предложении. Сам план морфологического разбора может варьироваться в зависимости от возраста учащихся. Поэтому ниже мы приведем планы разбора отдельных частей речи для учеников 4-5 класса.

Морфологический разбор существительного:

1. Определить найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Определить начальную форму (поставить слово в единственное число именительного падежа).

3. Указать признаки: собственное существительное или нарицательное, одушевленное - неодушевленное.

4. Определить род (женский - мужской - средний), склонение, падеж, число (единственное - множественное).

5. Указать, каким членом предложения является данное существительное.

Образец разбора слова «лисята» в предложении «Лисята побежали за бабочкой» .

Устный разбор: Лисята - это имя существительное. Оно обозначает живое существо (кто?) - лисята. Начальная форма - лисенок. Является нарицательным, одушевленным, мужского рода, 2-е склонение. В данном случае слово употребили в именительном падеже, во множественном числе. Слово «лисята» в предложении является подлежащим.

Письменный разбор:

Лисята - сущ.

(Кто?) - лисята;

Н. ф. (начальная форма) - лисенок;

Нариц., одуш., муж. род;

2-е склон.;

в имен. пад., во множ. числе;

играют (кто?) - лисята - подлежащее.

Морфологический разбор прилагательного

2. Поставить в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода.

3. Определить род прилагательного, его падеж и число.

4. Указать, каким членом предложения является данное прилагательное.

Образец разбора слова «трудолюбивая» в предложении «Трудолюбивая белочка запасает орешки на зиму».

Устный разбор: Трудолюбивая (белочка) - прилагательное. Белочка (какая?) - трудолюбивая. Обозначает признак предмета. Начальная форма - трудолюбивый. Слово употребили в женском роде, единственном числе, именительном падеже. В данном предложении слово «трудолюбивая» является определением.

Письменный разбор:

Трудолюбивая (белочка) - прилаг.;

Н.ф. - трудолюбивый;

Женск. род, единств. число, именит. падеж;

Какая? - трудолюбивая - определение.

Морфологический разбор числительного:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить числительное в начальную форму - в именительный падеж.

3. Выявить признаки: простое - составное числительное, количественное - порядковое, в каком падеже стоит.

4. Каким членом предложения является данное числительное.

Образец разбора слова «пять» в предложении «Пять галчат есть хотят».

Устный разбор: «Пять» - числительное. Слово обозначает количество галчат (сколько?) - пять. Начальная форма - пять. Простое, количественное. Слово употребили в именительном падеже. В данном предложении слово «пять» входит в состав подлежащего.

Письменный разбор:

Пять - числит.: галчат (сколько?) - пять;

Н.ф. - пять;

Простое, количеств., в именит. падеже;

(Кто?) - пять галчат - часть подлежащего.

Морфологический разбор местоимения:

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в начальную форму (т.е. в именительный падеж единственного числа).

3. Определить признаки: лицо, затем (если есть) - род и число, определить падеж.

4. Каким членом предложения является данное местоимение.

Образец разбора слова «мне» в предложении «Не хватило мне целого лета».

Устный разбор: «Мне» - местоимение. Указывает на предмет (кому?) - мне. Начальная форма - «я». Местоимение личное, 1-е лицо. Слово употребили в дательном падеже единственного числа. В данном предложении слово «мне» является дополнением.

Письменный разбор:

Мне - местоим.:

(Кому?) - мне;

Н.ф. - я;

Личное;

Дательн. падеж, единств. число;

Кому? - мне - дополнение.

Морфологический разбор глагола

1. Определить часть речи, найти общее значение, на какой вопрос это слово отвечает.

2. Поставить в неопределенную (начальную) форму.

3. Определить признаки: спряжение, число, если есть - время, лицо, род;

4. Каким членом предложения является данный глагол.

Образец разбора слова «вспыхнул» в предложении «Вспыхнул первый луч зари».

Устный разбор: «Вспыхнул» - глагол. Обозначает действие (что сделал?) - вспыхнул.

Начальная форма - вспыхнуть, 1-е спряжение. Слово употребили в единственном числе, в в 3-м лице. В данном предложении слово «вспыхнул» является сказуемым.

Письменный разбор:

Вспыхнул - глагол;

(что сделал?) - вспыхнул;

Н.ф. - вспыхнуть;

1 спряж., единств. число, 3-е лицо.

Что сделал? - вспыхнул - сказуемое.

Морфологический разбор наречия:

1. Часть речи, общее значение.

2. Неизменяемое слово.

3. Член предложения.

Образец разбора слова «быстро» в предложении «По небу быстро пробегали темные тучи».

Устный разбор: «Быстро» - наречие. Обозначает признак действия: пробегали (как?) - быстро. Неизменяемое слово. В предложении является обстоятельством.

Письменный разбор:

Быстро - наречие;

Пробегали (как?) быстро;

признак действия, неизм.;

Как? - быстро - обстоятельство.

В стране Языкознание много областей, каждая из которых изучает определенный раздел. Пожалуй, самым главным из них является Морфология. Её жители живут дружно, поскольку каждый занимается своим делом. Существительное называет предметы. Прилагательное их описывает. Глагол никогда не сидит без действия. Числительное ведет точный счет. Служебные части речи помогают главным. На уроке вы повторите морфологические признаки изученных в 5-6 классах частей речи и вспомните план их морфологического разбора.

Тема: Повторение изученного в 5-6 классах

Урок: Морфология. Морфологический разбор слова

Чашку - сущ, н.ф.: чашка.

Пост. пр.: нарицат, неодуш., ж.р., 1 скл.;

Непост. пр.: В.п., ед.ч.;

Синт. роль: дополнение.

1. Часть речи, общее значение, начальная форма (Им.п., ед.ч., муж.р.)

2. Постоянные признаки: качественное, притяжательное, относительное.

3. Непостоянные признаки: для качественных - степень сравнения, полная или краткая форма; для всех - падеж, число, род (в ед.ч.).

4. Синтаксическая роль.

Образец : На горизонте видны высокие горы.

Высокие - прилаг., н.ф.: высокий.

Пост. пр.: качеств.;

Непост. пр.: положит. степень сравн., полная форма, Им.п, мн.ч.;

Синт. роль: определение.

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

3. Непостоянные признаки: наклонение глагола , время, лицо, число, род (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец : В партере зашевелились , начали привставать.

Зашевелились - глаг., н.ф. - зашевелиться;

Пост. пр.: сов.в., непереход., возвратн., ІІ спряж.;

Непост. пр.: изъявит. наклонение глагола, прош.вр., мн.ч.;

Синт. роль: сказуемое.

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п.)

2. Постоянные признаки: простое/составное; количественное/порядковое/собирательное;

3. Непостоянные признаки: падеж, род (если есть), число (если есть).

4. Синтаксическая роль.

Образец : Флот из восьми линейных судов вошёл в океан.

Восьми - числительное, н.ф.: восемь;

Пост. пр.: простое, колич.;

Непост. пр.: Р.п.;

Синт. роль: часть определения.

1. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (Им.п., ед.ч.)

2. Постоянные признаки: разряд, лицо (для личных местоимений)

3. Непостоянные признаки: падеж, род, число (если есть), лицо (для личных местоимений).

4. Синтаксическая роль.

Образец : В каком-то фильме герой находит у себя в шкафу таинственную книгу.

Каком-то - местоимение, н.ф.: какой-то.

Пост.пр.: неопределенное;

Непост. пр. : П.п., ед.ч., м.р.;

Синт. роль: определение.

Домашнее задание

1. Упражнение №10-11. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

2. Сделать морфологический разбор выделенных слов:

1) Искал покоя и мудрости, нашел забвение среди природы. (А.Н. Толстой)

2) Он говорил на французском языке.

3) Температура в воде достигала всего лишь плюс семи градусов.

4) Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, траве видны алмазы. (Л.Толстой)

5) В моём доме всегда тепло.

1. Кульютура письменной речи ().

Морфология

Вопросы к практическому занятию по теме «Морфология»

Дидактические материалы. Раздел «Морфология»

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012 ().

4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

В школе ребятам часто приходится делать различные виды разборов: это и фонетический разбор, и морфемный, и словообразовательный. Но, наверное, самый объемный разбор - морфологический, о котором мы сейчас будем говорить. Он характеризует слово как часть речи.

Что изучает морфология

Морфология - это раздел языкознания, изучающий слова как части речи.

В сознании носителей языка довольно давно сформировались представления о группах слов, которые можно различать по их общему значению, роли в речи, грамматических признаков. Эти группы и получили название «части речи». Морфология изучает их общие особенности, общую роль в языке.

В разных языках нередко встречаются разные представления о частях речи. Классическим примером служит китайский язык, в котором глаголы и прилагательные мыслятся как одна категория - предикатив. Но все же в родственных языках морфологические системы имеют много общего.

Первые части речи (существительное, прилагательное, глагол) ребята изучают в начальной школе и продолжают изучение в 5 классе. В 6 классе добавляется информация о числительном и местоимении, в 7 - о причастии, деепричастии, наречии, служебных частях речи и междометиях. Предметом изучения морфологии являются признаки частей речи, их изменение, их роль в предложении.

Как сделать морфологический разбор слова

Морфологический разбор слова выполняется по определенной схеме, призванной упомянуть все черты, присущие конкретной части речи и отличающие ее от других.