Красота глаз Очки Россия

Эрих мария ремарк смерть. Эрих Мария Ремарк — биография и общая характеристика творчества

Эрих Мария Ремарк является одним из самых известных немецких писателей. Большей частью писал романы военных и послевоенных годов. В общей сложности написал 15 романов, два из них были опубликованы посмертно. Цитаты Эриха Ремарка широко известны и привлекают своей точностью и простотой.

Прочитав биографию Эриха Марии Ремарка, вы сможете составить собственное мнение о жизни и творчестве этого замечательного автора.

Детство и юные годы

На свет будущий писатель появился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германия). Отец Эриха работал книжным переплетчиком. Конечно, благодаря этому в их доме всегда находилось достаточно книг, и юный Эрих с раннего детства увлекся литературой.

Уже в детстве Эрих с упоением читал книги Стефана Цвейга, Томаса Манна, Федора Достоевского (читайте биографию Федора Достоевского). Именно эти авторы в будущем сыграют важнейшую роль в биографии Эрих Марии Ремарка. Когда Эриху было 6 лет, он пошел в школу. Уже в столь юном возрасте в школе он получил кличку «пачкун», так как очень много любил писать. После завершения обучения в ней поступил в католическую учительскую семинарию. Там он провел три года (1912-1915), а после поступил в королевскую семинарию. Именно там состоялась впервые его встреча с поэтом и философом Фрицем Хёрстемайером. Эрих Ремарк стал участником сообщества Фрица, который назывался «Приют грез». Там он дискутировал, обсуждал художественные взгляды, трудности, возникающие в обществе и в жизни в целом. Именно Фриц Хёрстемайер вдохновил Ремарка серьезно задуматься, чтобы литературу сделать главным призванием в своей жизни.

Годы Первой мировой войны

Военная служба также в биографии Эрих Марии Ремарка имеет большое значение. В 22 года его призвали служить в армию. Почти сразу он был отправлен на Западный фронт, но через год получил серьезное ранение. Остаток военных лет он пролечился в военном госпитале. Еще не полностью закончив свое лечение, он был назначен работать в канцелярию. В том же году Ремарк пережил большую утрату. От рака умерла его мать (Анна-Мария Ремарк), с которой у него были очень хорошие, теплые взаимоотношения. Это послужило поводом к тому, что он сменил свое второе имя на Мария. Следующий год опять нанес сильный удар по Ремарку. Скончался его лучший друг и своего рода наставник Фриц Хёрстермайер.

После того, как Ремарк оправился от ранения, полученного в 1917 году, он был назначен в пехотный полк, где через несколько недель был награжден Крестом 1 степени. В 1919 году Ремарк неожиданного отказался от положенной ему награды и уволился из армии.

Три года (1916-1919), что Ремарк провел в армии, сильно повлияли на его мировоззрение. Тогда действительно сформировалась его точка зрения на войну, дружбу, любовь. Именно это восприятие нашло отражения в его будущих романах. Он много писал о бессмысленности войны и о том, какой отпечаток она накладывает на людей.

Литературная деятельность и личная жизнь

Свой первый роман Ремарк опубликовал в 22 года. Он имел название «Мансарда снов». Уже тогда цитаты Эриха Ремарка возимели успех. И эта книга разительно отличается от остальных работ Ремарка. В ней юный писатель описывает свое представление о любви. От критиков книга получила в основном отрицательные отзывы, но на самом деле в биографии Эриха Ремарка она заняла важное место. Удивительно, что впоследствии Ремарк даже стыдился своей первой книги и попытался скупить все остатки ее тиража.

В то время литературная деятельность не приносила дохода писателю, и он очень часто где-то подрабатывал. За это время ему удалось поработать продавцом памятников для могил, а также играть за деньги на органе в часовне при медицинском учреждении для душевнобольных. Именно эти две работы легли в основу романа «Черный обелиск».

Заметки и цитаты Эриха Ремарка стали печататься в различных журналах, и Ремарк даже устроился на работу редактором в один из них. Там он впервые опубликовал одну из своих заметок под псевдонимом Erich Maria Remarque, вместо правильного немецкого написания «Remark». В 1925 году Ремарк вступил в брак. Его избранницей стала Ильза Ютта Замбоне, которая была танцовщицей. Его жена очень много лет мучилась от туберкулеза. Именно она стала впоследствии прообразом героини Пат из романа «Три товарища». В те годы Ремарк пытался скрыть свое невысокое происхождение. Он начал вести роскошную жизнь – ужинал в самых дорогих ресторанах, посещал театральные представления, покупал стильную одежду, общался с известными автогонщиками. В 1926 году он даже купил себе титул дворянина. В 1927 году был опубликован его второй роман «Станция на горизонте», а еще через два года свет увидел роман, завоевавший огромную популярность уже тогда - «На Западном фронте без перемен». В дальнейшем он вошел в тройку романов «потерянного поколения». Интересное замечание, что этот роман Ремарк частично написал в доме знакомой актрисы - Лени Рифеншталь. Кто бы мог тогда предположить, что всего через несколько лет они будут стоять на разных сторонах баррикад. Ремарк станет запрещенным писателем, и его многочисленные книги будут сжигать на площадях в Германии, а Лени будет режиссером, рьяно прославляющей фашизм.

С Юттой совместно они прожили всего четыре года. В 1929 году было объявлено об их разводе. Но стоит отметить, что на этом их отношения вовсе не закончились. Тонкой нитью Ютта проходит через всю жизнь Ремарка. В 1938 году, чтобы помочь Ютте покинуть нацистскую Германию, Ремарк вновь на ней женился. Это сыграло большую роль, и ей удалось переехать жить в Швейцарию. Впоследствии они опять вместе переехали в США. Удивительно, но лишь через 19 лет они расторгли свой фиктивный брак. Но даже на этом их отношения не закончились. До конца своей жизни Ремарк выплачивал ей пособие, а после смерти завещал большую сумму денег.

Через год после появления книги «На Западном фронте без перемен» по ней был снят фильм. Успех у фильма был большой, как и у книги. Прибыль с этого помогла Ремарку накопить хорошее состояние. Через год за написание этого романа он удостоился чести быть выдвинутым на Нобелевскую премию по литературе.

Переезд в Швейцарию и дальнейшая жизнь

В 1932 году, когда Ремарк вел работу над написанием романа «Три товарища», у него начались проблемы с властями. Он был вынужден переехать жить в Швейцарию. Уже через год на родине публично сжигали его книги. Ремарка обвинили, что он был разведчиком Антанты. Есть мнения о том, что Гитлер назвал писателя "французским евреем Крамером" (обратно фамилии Ремарк). Несмотря на то что некоторыми это утверждается как факт, документальных подтверждений тому нет. Но вся немецкая кампания против Ремарка основывалась на том, что Ремарк сменил написание своей фамилии с Remark на Remarque. Немцы утверждали, что человек, сменивший написание фамилии на французский лад, не может быть настоящим арийцем.

В 1936 году Ремарк закончил написание романа «Три товарища », которое длилось целых четыре года. В романе описывается жизнь трех молодых друзей после возвращения с фронта. Несмотря на пропитавшую их смерть, роман описывает жажду жизни и на что главные герои готовы ради настоящей дружбы. Уже на следующий год по книге снимают фильм. Небольшую рецензию "Три товарища"

Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, урождённый Эрих Пауль Ремарк - Erich Paul Remark). Родился 22 июня 1898 (Оснабрюк) - умер 25 сентября 1970 (Локарно). Видный немецкий писатель XX века, представитель потерянного поколения. Его роман «На Западном фронте без перемен» входит в большую тройку романов «потерянного поколения», изданных в 1929 году, наряду с работами «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя и «Смерть героя» Ричарда Олдингтона.

Эрих Пауль Ремарк был вторым из пяти детей книжного переплётчика Петера Франца Ремарка (1867-1954) и Анны Марии Ремарк, в девичестве Шталькнехт (1871-1917).

В юности Ремарк увлекался творчеством , Томаса Манна, Марселя Пруста и . В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию.

21 ноября 1916 года Ремарк был призван в армию, а 17 июня 1917 года направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку, шею. Остаток войны провёл в военном госпитале Германии.

После смерти матери, в её честь Ремарк сменил своё второе имя. В период с 1919 сначала работает учителем. В конце 1920 года меняет множество профессий, в том числе работает продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. Эти события впоследствии легли в основу романа писателя «Чёрный обелиск».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берёт псевдоним Erich Maria Remarque.

В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из романа «Три товарища». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего супруги развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам. Позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года его роман «Станция на горизонте» публикуется в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.

В 1929 году вышел в свет роман «На Западном фронте без перемен», описывающий жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений: простым и эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

На основе романа «На Западном фронте без перемен» был снят одноимённый фильм, вышедший в 1930 году. Прибыль от фильма и книги позволила заработать Ремарку приличное состояние, заметную часть которого он потратил на покупку картин Сезанна, Ван Гога, Гогена и Ренуара. За этот роман его выдвинули на Нобелевскую премию по литературе 1931 года, но при рассмотрении заявки Нобелевский комитет это предложение отклонил.

С 1932 года Ремарк оставил Германию и поселился в Швейцарии.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет - писакам, предающим героев Мировой войны. Да здравствует воспитание молодёжи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка».

Существует легенда о том, что нацисты объявили: Ремарк (якобы) является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово «Ремарк» наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из Музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка никогда не вызывали сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек, меняющий немецкое правописание на французское, не может являться настоящим немцем.

В 1937 году писатель познакомился со знаменитой актрисой , с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом Жоан Маду - героини романа Ремарка «Триумфальная арка».

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его старшая сестра Эльфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована в 1943 году за антивоенные и антигитлеровские высказывания. На суде она была признана виновной и 16 декабря 1943 года казнена (гильотинирована).

Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». О гибели сестры Ремарк узнал лишь после войны, и посвятил ей свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя именем сестры Ремарка назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годдар (1910-1990), бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после разрыва с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья, писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца своих дней.

В 1957 году Ремарк наконец развёлся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Он оставался вместе с Полетт вплоть до своей смерти.

В 1958 году Ремарк сыграл эпизодическую роль профессора Польмана в американском фильме «Время любить и время умирать» по собственному роману «Время жить и время умирать».

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули).

В 1968 году, к 70-летнему юбилею писателя, швейцарский город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72 лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годдар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

Эрих Мария Ремарк отнесён к писателям «потерянного поколения». Это группа «рассерженных молодых людей», прошедших ужасы Первой мировой войны (и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов) и написавших свои первые книги, так шокировавшие западную публику. К таким писателям, наряду с Ремарком, относились Ричард Олдингтон, Джон Дос Пассос, Эрнест Хемингуэй, .

Интересные факты Эриха Марии Ремарка:

Существует версия, что Эрих Ремарк и Адольф Гитлер неоднократно встречались во время войны (оба служили на одном направлении, хотя и в разных полках) и, возможно, были знакомы. В подтверждение этой версии часто приводится фотография, на которой изображены молодой Гитлер и ещё двое мужчин в военной форме, один из которых имеет некоторое сходство с Ремарком. Тем не менее у этой версии нет иных подтверждений.

Таким образом, знакомство писателя с Гитлером не доказано.

На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них больше всего «На Западном фронте без перемен» - трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии. Фраза «Одна смерть - это трагедия, тысячи смертей - статистика» , ошибочно приписываемая , на самом деле вырвана из контекста романа «Чёрный обелиск», но писатель, в свою очередь, по некоторым данным позаимствовал её у публициста времен Веймарской республики Тухольского. Полностью цитата выглядит так: «Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны - всем и известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, - так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно всегда так бывает: смерть одного человека - это трагедия, а смерть двух миллионов - только статистика» .

В произведении Ремарка «Ночь в Лиссабоне», у героя Иосифа Шварца по паспорту дата рождения совпадает с датой рождения писателя - 22 июня 1898 года.

Библиография Эриха Марии Ремарка:

Романы Эриха Марии Ремарка:

Приют грёз (вариант перевода - «Мансарда снов») (нем. Die Traumbude) (1920)
Гэм (нем. Gam) (1924) (опубликовано посмертно в 1998)
Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927)
На Западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1929)
Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1931)
Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936)
Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1941)
Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)
Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)
Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
Жизнь взаймы (нем. Der Himmel kennt keine Günstlinge) (1959)
Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1962)
Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971 году. Это сокращённая и переработанная издательством Droemer Knaur версия романа «Земля обетованная».)
Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (опубликовано посмертно в 1998 году. Это последний, неоконченный роман писателя)

Рассказы Эриха Марии Ремарка:

Сборник «История любви Аннеты» (нем. Ein militanter Pazifist)
Враг (нем. Der Feind) (1930-1931)
Безмолвие вокруг Вердена (нем. Schweigen um Verdun) (1930)
Карл Брегер во Флери (нем. Karl Broeger in Fleury) (1930)
Жена Йозефа (нем. Josefs Frau) (1931)
История любви Аннеты (нем. Die Geschichte von Annettes Liebe) (1931)
Странная судьба Иоганна Бартока (нем. Das seltsame Schicksal des Johann Bartok) (1931)

Другие произведения Эриха Марии Ремарка:

Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955), пьеса
Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956), киносценарий
Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956)
Эпизоды за письменным столом (нем. Das unbekannte Werk) (1998)
Скажи мне, что ты меня любишь... (нем. Sag mir, dass du mich liebst...) (2001)


"...Я любил её, потому что она не прислонилась ко мне и не взяла мою руку, она не только не смотрела на меня, но, казалось, даже и не думала обо мне, просто забыла. Я ненавидел это телячье тяготение друг к другу, я ненавидел эти маслянистые расплывчатые взгляды влюблённых, эти туповато-блаженные прижимания, это непристойное баранье счастье, никогда не способное выйти за собственные пределы, я ненавидел эту болтовню о слиянии воедино влюблённых душ, ибо считал, что в любви нельзя слиться друг с другом до конца и надо возможно чаще разлучаться, чтобы оценить новые встречи. Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой..." ("Триумфальная арка")

В 1904 году поступил в церковную школу, а в — в католическую учительскую семинарию.

В 1916 году был призван в армию, 17 июня направлен на Западный фронт . 31 июля год">1917 года был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провел остаток войны в военном госпитале в Германии.

В период с 1919 сначала работает учителем, а в конце 1920 года сменяет множество профессий, в том числе продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. События, впоследствии легшие в основу «Чёрного обелиска ».
В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental , в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берет псевдоним Erich Maria Remarque .

В октябре год">1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из «Трёх товарищей ». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак — чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США . Официально развод был оформлен лишь в год">1957 году . Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года публикуется его роман «Станция на горизонте» в журнале Sport im Bild , в котором он в то время работал.

В 1929 году опубликовал наиболее известное из его произведений, «На западном фронте без перемен », описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. За этот роман его в 1931 году номинировали на «Нобелевскую премию », но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.
В том же году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев мировой войны . Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Мария Ремарка» . Существует легенда о том, что нацисты объявили, что Ремарк якобы является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из музея писателя в Оснабрюке , немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка не вызывали никогда сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек меняющий немецкое правописание на французское не может являться настоящим немцем.
В 1937 году писатель познакомился с Марлен Дитрих , с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом героини «Триумфальной арки ».

В 1939 году Ремарк отправился в США , где в год">1947 году получил американское гражданство.

Его старшая сестра Элфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в год">1943 году . На суде она была признана виновной и 16 декабря была казнена. Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Ей Ремарк посвятил свой роман «Искра жизни» , вышедший в 1952 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар , бывшей женой Чарли Чаплина , которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В год">1957 году Ремарк наконец развелся с Юттой, а в год">1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти. Ремарк сыграл роль Польмана в кинопостановке «Время жить и время умирать» (A Time to Love and a Time to Die, США, ) собственного романа «Время жить и время умирать».

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В год">1968 году , к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно , и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино . Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

Любимые цитаты:
"Только идиоты утверждают, что они не идиоты"
"Всё, что можно уладить с помощью денег, обходится дешево"
"Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее — ложь"
"Тому, кто совершенен, место в музее"
"Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки"
"Кто ничего не ждет, никогда не будет разочарован"

Многим из тех, кому сейчас около тридцати и меньше, имя Эриха Марии Ремарка мало что говорит. В лучшем случае припомнят, что это, кажется, немецкий писатель. Некоторые особо «продвинутые» юноши и девушки, может быть, даже назовут одну - две его книги, которые прочитали. И это, пожалуй, всё.

В принципе такой ход событий закономерен. Мир вступил в фазу формирования новой, «клиповой» культуры, основанной не на чтении, а на зрительном образе, видеоряде, массовой телевизионной продукции. Только время даст ответ на вопрос, хорошо это или плохо, на пользу человечеству или во вред. Но в те годы, когда ядро культуры составляли языковые тексты, будь то проза или поэзия, пьесы или киносценарии, качественные спектакли или фильмы, Эрих Ремарк был один из кумиров читающей аудитории нашей страны. А эту аудиторию тогда составляло значительное большинство населения Советского Союза.

Общепризнано, что в СССР Ремарка знали, почитали, любили гораздо больше, чем на его родине в Германии. А среди переводившихся в СССР немецких писателей (надо отдать должное, переводили их часто, издавали большими тиражами), он был в нашем Отечестве самым читаемым. Даже на фоне, можно сказать, немецких классиков мировой литературы ХХ столетия, таких, как Стефан Цвейг, Томас Манн, Лион Фейхтвангер, Альфред Дёблин, как вышедшие на мировую литературную арену после второй мировой войны Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс. В нашей стране они не смогли составить Э.М. Ремарку конкуренцию в популярности. Если книги перечисленных «немцев» в магазинах хотя и не залёживались, но в течение какого-то времени их можно было купить, то книги Э. Ремарка расходились мгновенно. Его не просто читали, его произведения цитировали, о них спорили. Человек, не читавший Ремарка, не считался интеллигентным.

Первой изданной в Советском Союзе книгой Эриха Марии Ремарка стала та, которая сделала знаменитым. Это роман «На Западном фронте без перемен». В Германии он вышел отдельной книгой в январе 1929 года. У нас в переводе на русский язык роман вышел в середине того же года. За прошедшие с тех пор без малого восемьдесят лет общий тираж книг Э. М. Ремарка на русском языке превысил пять мил-лионов экземпляров.

Правда, после выхода названной книги в издании Ремарка в нашей стране наступила затяжная пауза. Её прервала лишь «оттепель», последовавшая после смерти Сталина. Выходят прежде неизвестные нам романы «Возвращение», «Триумфальная арка», «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Черный обелиск», «Жизнь взаймы». Несколько позднее издаются «Ночь в Лиссабоне», «Земля обетованная», «Тени в раю». Несмотря на многочисленные их переиздания, спрос на его книги огромен.

Биографы Э.М. Ремарка давно уже отметили, что его собственная жизнь и жизнь героев его произведений имеют немало сходства, точек пересечения. Однако начало же его биографии довольно будничное.

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в немецком городе Оснабрюкке. При рождении его назвали Эрих Пауль. Писательское имя Эрих Мария Ремарк появилось в 1921 году. Есть основания полагать, что он сменил имя «Пауль» на имя «Мария» в память о рано умершей от рака матери, которую он очень любил.

Есть ещё один загадочный момент. Фамилия мальчика, юноши, молодого человека Эриха Пауля писалась Remark, тогда как фамилия писателя Эриха Марии стала писаться как Remarque. Некоторым биографам это дало повод для выдвижения гипотезы, что Ремарк - фамилия не подлинная, а представляет собой результат обратного прочтения подлинной фамилии Крамер. За заменой Remark на Remarque стоит, по их мнению, желание писателя ещё дальше уйти от подлинной семейной фамилии.

Скорее всего, дело обстоит гораздо проще. Предки Ремарка по отцовской линии бежали в Германию из Франции, спасаясь от Великой французской революции, и их фамилия действительно писалась на французский манер: Remarque. Однако и у деда, и у отца будущего писателя фамилия была уже онемеченной: Remark. Отца звали Петер Ференц, мать, коренная немка, носила имя Анна Мария.

Отец, отношения с которым у Эриха Пауля, похоже, были сложные, занимался переплётным ремеслом. Семье жилось трудно, она часто переезжала с место на место. Уже в детстве в нём зародилась тяга к красивым вещам, к жизни, когда можно ни в чём себе не отказывать. Эти чувства нашли отражение в его ранних произведениях.

С детских лет Эрих Пауль любил рисовать, занимался музыкой. Но особенно тянуло его к перу. Став юношей, он дал выход писательскому «зуду». Его первая журналистская работа появилась в газете "Друг Родины" в июне 1916 года.

Спустя пять месяцев Эрих Пауль был призван в армию. Поначалу проходил обучение в резервной части. В июне 1917 года он уже на фронте. Правда, провоевал Эрих Пауль недолго, всего 50 дней, так как получил довольно тяжёлое ранение.

В 1920 году Эрих Пауль публикует свой первый роман. Его название на русский язык переводится по-разному: «Приют грёз», «Мансарда снов». Ни у критиков, ни у читателей роман успеха не имел, в прессе его просто высмеяли. Поэтому за следующее крупное произведение, «Гэм», Ремарк принялся только через три года. Однако написанное так и не решился опубликовать. Роман увидел свет лишь через 75 лет в 1998 году.

Германия 1920-х годов переживала нелёгкие времена. Это в полной мере коснулось и Эриха Марии (напомним, он взял это имя в 1921 году). Чтобы не умереть с голоду, берётся за любую работу. Вот далеко не полный перечень того, чем он занимался в первой половине 1920-х годов: учительствует в школе, трудится в гранитной мастерской, изготовляя надгробья, по воскресеньям играет на органе в доме для умалишенных, пишет заметки для театральной рубрики в прессе, обкатывает автомобили. Постепенно становится профессиональным журналистом: его рецензии, путевые заметки, короткие рассказы всё чаще появляются в газетах и журналах.

Одновременно Ремарк ведёт богемный образ жизни. Волочится за женщинами, изрядно пьёт. Кальвадос действительно был одним из его любимых напитков.

В 1925 году Э.М. Ремарк перебрался в Берлин. Здесь в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала "Спорт в иллюстрациях". Родители девушки воспрепятствовали их браку, но Ремарк получил в журнале место редактора. Через некоторое время он женился на танцовщице Ютте Замбона, которая стала прообразом нескольких его литературных героинь, в том числе Пэт из "Трех товарищей". В 1929 году их брак распался.

Э.М. Ремарк дал выход своей тоске по «красивой жизни». Он элегантно одевался, носил монокль, без устали посещал с женой концерты, театры, модные рестораны. Дружил со знаменитыми автогонщиками. Выходит его третий роман «Остановка на горизонте» об автогонщиках, который впервые подписан фамилией Remarque. Отныне он будет подписывать ею все последующие свои произведения.

Тем неожиданнее то, что написанный им за шесть недель роман «На Западном фронте без перемен», принёсший ему мировую славу, оказался романом совсем об иной жизни - жизни, наполненной страданиями, кровью, смертью. За год было продано полтора миллионов экземпляров. С 1929 года во всем мире он выдержал 43 издания, переведен на 36 языков. В 1930 году в Голливуде сняли по нему фильм, получивший "Оскара".

Однако пацифизм правдивой, жестоко написанной книги не пришелся по вкусу в Германии очень многим. Она вызвала недовольство властей, жаждавших реванша радикальных организаций ветеранов Первой мировой войны, набиравших силу нацистов.

Не понравилась книга и выдающимся немецким писателям Стефану Цвейгу и Томасу Манну. С годами их сдержанное отношение к Ремарку как писателю не изменилось, что очень его уязвляло.

Через три года Ремарк выпустил свой второй значительный роман - «Возвращение». В нём повествуется о проблемах, с которыми столкнулось его поколение - «потерянное поколение» вернувшихся с войны.

Его представители, прошедшие через ураганный огонь, отравляющие газы, грязь траншей, горы трупов, утратили веру в высокие слова, откуда бы они ни исходили. Их идеалы разлетелись в прах. Но у них нет ничего взамен. Они не знают, каким им жить дальше, что делать.

Многочисленные издания обоих романов, экранизация первого из них в США принесли Э.М. Ремарку немалые деньги. Он начал коллекционировать живопись импрессионистов и успел собрать неплохую коллекцию.

Писатель чувствовал, чем грозит Германии, ему лично приход к власти Гитлера, его партии. То, что это возможно, он понял раньше многих других. В 1931 году, когда фашисты ещё только рвались к власти, он покупает виллу в Швейцарии, переезжает туда на постоянное жительство, переводит туда свою художественную коллекцию.

Придя в 1933 году к власти, нацисты вскоре лишают Э.М. Ремарка германского гражданства, предают его книги публичному сожжению. Опасаясь, что фашисты вторгнутся в Швейцарию, он покидает эту страну, живёт в основном во Франции. Чтобы помочь выбраться из Германии своей бывшей жене Ютте, Э.М. Ремарк снова заключает с ней брак. Однако свою родную сестру Элфриду Шольц он спасти не сумел. Она была казнена в 1943 году в берлинской тюрьме «за возмутительно фанатическую пропаганду в пользу врага». На суде ей припомнили брата, его романы, «подрывающие дух нации».

В 1939 году Эрих Мария Ремарк прибывает в США, где остаётся до конца войны. Этот период его жизни трудно охарактеризовать однозначно. В отличие от многих других эмигрантов он не испытывал материальной нужды. Вышли в свет и стали бестселлерами его романы «Три товарища» (1938 г.), «Возлюби ближнего своего» (1941 г.), «Триумфальная арка» (1946 г.). Пять его произведений экранизированы голливудскими киностудиями. Вместе с тем он страдал от одиночества, депрессий, много пил, менял женщин. Его не жаловала эмигрантское литературное сообщество во главе с Томасом Манном. Э.М. Ремарка угнетало, что его способность писать книги, пользующиеся успехом у массового читателя, вызывало сомнение в масштабе его литературного таланта. Лишь за два года до смерти Немецкая академия языка и литературы в западногерманском городе Дармштадте избрала его своим действительным членом.

Очень болезненным для него стал роман со знаменитой актрисой кино Марлен Дитрих. С ней он познакомился ещё во Франции. Только благодаря её протекции знаменитый писатель получил разрешение американских властей на въезд в Соединённые Штаты. Э.М. Ремарк хотел жениться на Пуме (так он называл Марлен Дитрих). Однако кинозвезда не отличалась верностью. Один роман следовал за другим, в том числе с Жаном Габеном. Ремарк придал Маду из «Триумфальной арки» немало черт Марлен Дитрих.

Война закончилась. Э.М. Ремарка не торопился с отъездом в Европу. Он и Ютта подали прошение о получении американского гражданства. Получить его удалось не без труда.

И всё же писателя тянуло в Европу. Вдобавок выяснилось, что его имущество в Швейцарии полностью сохранилось. Уцелел даже автомобиль, который он оставил в гараже в Париже. В 1947 году он вновь в Швейцарии.

Э.М. Ремарк вёл уединённый образ жизни. Но долго оставаться на месте не мог. Объездил всю Европу, снова побывал в Америке, где жила его возлюбленная Наташа Браун - француженка русского происхождения. Роман с ней, как ране роман с Марлен, доставлял ему немало огорчений. Встречаясь то в Риме, то в Нью-Йорке, они тут же начинали ссориться.

Оставляло желать лучшего и здоровье писателя. Оно ухудшалось. У него возник синдром Меньера (болезнь внутреннего уха, ведущая к нарушению равновесия). Но хуже всего были душевное смятение и депрессия.

Писатель обратился к помощи психоаналитиков. Его лечит знаменитая Карен Хорни, последователь З. Фрейда. Как и Э.М. Ремарк, она родилась и большую часть жизни провела в Германии, покинула её, спасаясь от нацизма. Согласно Хорни, все неврозы обусловлены «базисной тревогой», уходящей корнями в дефицит любви и уважения в детстве. Если более благоприятный опыт не сформируется, то такой ребенок не только сам останется в тревожном состоянии, но и начнет проецировать свою тревогу на внешний мир. Биография Э.М. Ремарка вписывалась в эту концепцию. Он считал, что К. Хорни помогала ему бороться с депрессией. Однако в 1952 году она умерла.

В 1951 году в жизнь ЭМ. Ремарка вошла актриса Полетт Годар, бывшая жена Чарли Чаплина. Он познакомился с ней в один из своих приездов в США. Завязался роман, который перерос в глубокую привязанность, по крайней мере, со стороны писателя. Он считал, что эта веселая, понятная, непосредственная женщина обладала чертами характера, которых не хватало ему самому. «Все нормально, - записывает он в дневнике. - Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует".

Вместе с Полетт он решился, наконец, поехать в 1952 году в Германию, где не был 30 лет. В Оснабрюкке встретился с отцом, сестрой Эрной, ее семьей. Для Ремарка всё было чужим, тягостным. В Берлине еще во многих местах можно было увидеть следы войны. Люди казались ему какими-то ушедшими в себя, потерянными.

Ещё раз Э.М. Ремарк посетил Германию в 1962 году. В интервью одной из ведущих немецких газет он резко осудил нацизм, напомнил про убийство своей сестры Элфриды и про то, как у него отняли гражданство. Подтвердил свою неизменную пацифистскую позицию. Немецкое гражданство ему так и не возвратили.

Постепенно Э.М. Ремарк избавляется от психологической зависимости от Марлен. Свой новый роман "Время жить и время умирать" он посвятил Полетт. В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, которая уехала в Монте-Карло, где прожила до своей кончины в 1975 году, и на следующий год в США вступил в брак с Полетт.

В 1959 году Э.М. Ремарк перенёс инсульт. Он сумел преодолеть недуг. Но с тех пор всё реже выезжал из Швейцарии, тогда как Полетт много разъезжала по свету. Тогда супруги обменивались романтическими письмами. Однако назвать их отношения безоблачными было нельзя. Мягко говоря, нелёгкий характер Ремарка с годами становился всё тяжелее. Сильнее давали себя знать такие черты его характера, как нетерпимость, эгоизм, упрямство. Он продолжает пить, так как, по его словам, не может трезвым общаться с людьми, даже с самим собой. Если в гостях Ремарк начинал много пить, Полетт демонстративно уезжала. Ненавидела, когда он говорил по-немецки.

Ремарк написал еще две книги: "Ночь в Лиссабоне" и "Тени в раю". Но здоровье его ухудшалось. В 1967 году у него случились два сердечных приступа.

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970 года у него опять отказало сердце, его положили в больницу в Локарно. Там он и скончался 25 сентября. Хоронили его в Швейцарии, скромно. Марлен Дитрих прислала розы. Полетт не положила их на гроб.

У каждой страны, каждого времени свой Ремарк. Его романы «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение», говоря современным языком, стали культовыми в 1930-е годы, потому что явились своего рода манифестом «потерянного поколения», обнаружившего, что его обманули и предали. Но и сегодня, девять десятилетий спустя, предостережением звучит внутренний монолог героя «Возвращения»: «Нас просто предали. Говорилось: отечество, а в виду имелась жажда власти и грязня среди горсточки тщеславных дипломатов и князей. Говорилось: нация, а в виду имелся зуд деятельности у господ генералов, оставшихся не у дел... Слово "патриотизм" они начинили своим фантазерством, жаждой славы, властолюбием, лживой романтикой, своей глупостью и торгашеской жадностью, а нам преподнесли его как лучезарный идеал...»

Для тех, кто познакомился с его творчеством в конце 1950-х годов, зачитывался им в последующие двадцать-тридцать лет, это, прежде всего, создатель образов благородных, прямых, мужественных людей, готовых пожертвовать собой ради других. Для них важны не деньги, не карьера, не некие «возвышенные» идеалы, внушаемые властью, школой, церковью, средствами массовой информации. Для них превыше всего абсолютные, вечные ценности, делающие человека человеком: любовь, дружба, товарищество, верность. Именно эти качества героев Ремарка, несмотря на все жизненные невзгоды, помогали им сохранять своё человеческое достоинство.

«Магия» Ремарка, завораживающее обаяние его произведений - это во многом также результат созданного им стиля, который, похоже, так и останется навсегда его «фирменным», неповторимым. Он сдержан, немногословен, ироничен. Его диалоги лаконичны и в то же время ёмки, мы не найдём в них лишних, не обязательных слов и банальных мыслей. Он не чужд описаний природы, пейзажей, но и их тоже отличает скупость и в то же время выразительность, чёткость изобразительных средств. Внутренние монологи его героев исполнены благородства, мужественности в сочетании с нежностью, душевного целомудрия, в которые невозможно не верить.

И, наконец, может быть главное, что подкупало советских читателей: Ремарк никого не учит, ничему не наставляет. Он не моралист, не проповедник, не гуру, он только бесстрастный, нейтральный повествователь. Он не осуждает своих героев с их пьянством, созерцательностью, отсутствием социальной активности.

Остаётся только удивляться, что советская власть с её чрезвычайно развитым охранительным инстинктом не зажгла «красный свет» изданию романов Ремарка. Возможно, сработала уверенность, что идейно грамотные советские читатели увидят, поймут, правильно оценят идейную опустошённость его героев, бесцельность, никчемность их существования.

Но нельзя исключать и другого. При всём том, что персонажи Ремарка живут своей особенной жизнью, нравственные принципы, которые они исповедуют, - здоровые в своей основе. Для них свято то же самое, что отстаивал «моральный кодекс строителя коммунизма», который, как известно, при ближайшем рассмотрении оказался версией христианской этики, отделённой от её сакральной основы.

Разве не исполнены гуманности размышления доктора Равика из «Триумфальной арки»: «Жизнь есть жизнь, она не стоит ничего и стоит бесконечно много. От нее можно отказаться - это нетрудно. Но разве одновременно не отказываешься и от всего, что ежедневно, ежечасно высмеивается, над чем глумятся, что зовется верой в человечность и в человечество? Эта вера живет вопреки всему... Так или иначе, но все равно надо вытаскивать этот мир из крови и грязи. И пусть ты вытащишь его хоть на вершок - это все равно важно, что ты непрестанно просто боролся. И пока ты дышишь, не упускай случая возобновить борьбу»?

Похоже, что пессимизм, прозвучавший в самом начале в отношении значимости творчества Эриха Марии Ремарка, вряд ли оправдан. И в XXI веке молодые и не очень молодые люди постоянно оказываются в ситуациях, когда нужно делать нравственный выбор. Герои Ремарка помогают разобраться в этом нелёгком вопросе, предлагая свой пример, свою нравственную позицию и, вместе с тем, не навязывая её. Значит, время Ремарка не кончилось, его будут читать.

Ольга Варламова, специально для rian.ru

Эрих Пауль Ремарк родился жарким днем 22 июня 1898 года, в городе Оснабрюк, в то время являвшимся частью Прусского королевства. Французскую фамилию Ремарк он унаследовал от прадеда – коренного француза, женившегося на немке. Отец будущего писателя — Петер Франц – так же взял в жены немецкую красавицу Анну-Марию Шталькнехт, которая была моложе его на 4 года. Отец семейства зарабатывал на жизнь переплетая книги, которых в доме было огромное количество. С самого юношества Эрих Пауль вдохновлялся произведениями величайших писателей, таких как Достоевский, Гёте, Манн и другие.

В семье Ремарков было пятеро детей, Эрих Пауль был вторым по старшинству. В 1901 году случилось несчастье: самый старший — Теодор Артур – отличавшийся с самого рождения слабым здоровьем, скончался.

С отцом у мальчика складывались непростые отношения, мать же по большей степени уделяла все свободное время болезненному Теодору, а позже новорожденным детям. Эрих Пауль чаще всего проводил время в кружении книг.

Обучение и служба в армии

В школу Эрих пошел в возрасте 6 лет. Проучившись 4 года в народной школе, в 1908 году он перешел в школу в Йоханнисшуле, по окончанию которой продолжи обучение. Он хотел стать учителем, а потому выбрал для себя сначала в католическую семинарию (1912-1915 гг.), а после и королевскую. Обучаясь в последней, Ремарк окончательно влюбился в литературную деятельность. У него появилось множество друзей и знакомых, среди которых были Фриц Хёрстемайер, Эрика Хаузе, Бернхард Ноббе и другие.

В июне 1916 года мир увидела первая небольшая публикация Ремарка, а в конце ноября этого же года молодой человек был призван на срочную службу в армию. Во время службы на Западном Фронте, куда он был отправлен в июне 1917 года, он получил три серьезнейших ранения: разорвавшийся снаряд задел руку, ногу, и – что самое страшное – шею. Лечение и восстановление Ремарка происходило в госпиталях Торхаута и Дуйсбурга. На фронт он больше не вернулся – еще до выписки молодой человек был переведен в канцелярию.

Этот период был довольно сложным в жизни Ремарка. Едва начав оправляться от тяжелых ранений, он потерял мать, которая скончалась от рака (сентябрь, 1917 г.), а в начале марта 1918-го он лишился и близкого друга — Фрица Хёрстермайера. Эрих, испытывавший самые нежные чувства к матери, долго не мог смириться с утратой, а потому практически сразу после ее кончины он сменил свое второе имя на второе имя родительницы.

В конце октября Ремарк окончательно встал на ноги – его выписали из госпиталя и перевели в родной Оснабрюк, где советом рабочих и солдат города было решено вручить ему Железный Крест I степени. Однако Эрих – теперь уже Мария – отказался от награды. Более того, он оставил армию и вернулся в семинарию, решив довести начатое до конца.

Учительская деятельность и первые шаги в литературе

В 1919 году, Эрих Мария Ремарк, получивший заветную квалификацию преподавателя, вышел на свою первую работу в качестве учителя. В 1920 году широкой общественности был представлен первый роман писателя «Мансарда снов» («Приют грёз»). Творение было написано им в отцовском доме, где молодой человек обосновал себе кабинет, в котором всецело отдавался творчеству: писал, музицировал, рисовал. Роман был издан одним из дрезденских издательств, а сам Ремарк, неизвестно по каким причинам стыдившийся этого творения, даже пытался скупить остатки тиража.

Что касается учительской карьеры, то она была относительно недолгой. Ремарк часто сменял место работы, руководство его открыто недолюбливало, а сам он не чувствовал себя нужным во всем этом. Однако жить за что-то нужно было, и прежде чем прийти к писательству, Эрих Мария попробовал себя в качестве торговца надгробиями, учителя игры на пианино, бухгалтера и не только. Но все было не то!

Журналистское дело

Примерно с марта 1921 года Ремарк стал пытать счастья на журналистском поприще. Первыми изданиями, в которых он выступил в роли театрального критика стали изданиях «Оснабрюкер Ландесцайтунг» и «Оснабрюкер Тагеблат», в это же время он стал сотрудничать и с изданием «Эхо Континенталь», где впервые использовал псевдоним Erich Maria Remarquе, написанный на французском. В апреле 1922 года писатель переехал в Ганновер, где с легкостью влился в богемное общество: женщины, алкоголь, светские рауты – все это стало неотъемлемой частью его жизни. В это же время писатель начал активную работу на романом «Гэм», параллельно возглавляя редакцию «Эхо Континенталь».

В 1924 году Ремарк познакомился с дочкой одного влиятельного человека в издательском мире. Девушка по имени Эдит была наследницей Курта Дьерри – основателя и владельца довольно популярного издания «Спорт в иллюстрациях». Отношения с юной особой продлились недолго – родители девушки были против их брака, а вот стать редактором издания ее отца молодому человеку все же удалось. Несколькими годами позже, в средине 28-го Ремарк стал «у руля» издания – теперь он лично отвечал за все публикации, появлявшиеся на печатных страницах. В это же время он получил несколько отказов от издательств, не захотевших выпускать «На западном фронте без перемен», которые открыто говорили о том, что читать о немецкой войне вряд ли кто-то захочет. Удача все же улыбнулась ему в лице главы издательства «Ульштайн». Однако сразу было поставлен условие – если роман «провалится» автор должен будет отработать все затраты.



Однако волновались все зря — роман стал настоящей сенсацией. Выпущенный изначально в газетном варианте (1928 г.), а позже и в книжном (1929 г.), он разошелся рекордным количеством – полтора миллиона экземпляров всего за год! В этом же году по инициативе Бьёрншерна Бьёрнса Эрих Мария Ремарк был выдвинут на Нобелевскую премию. Всего роман был издан 43 раза, переведен на 36 языков, а в 35-ом году был экранизирован.

С этого времени имя Ремарка было на слуху, причем не всегда в позитивном ключе. Сам Гитлер назвал писателя «французским евреем», а берлинская надзорная кинокомиссия запретила его рассказ «Враг». В 1931 году Ремарк снова был выдвинут в качестве кандидата на соискание Нобелевской премии мира. В этот раз протест высказала Лига офицеров Германии.

В 1931 году роман «Возвращение», ранее издаваемый в газетном варианте, был представлен в Берлине.

Эмиграция

В 1932 году Ремарк попадает в немилость немецких властей, которые изымают банковские сбережения писателя в размере 20 тысяч рейхсмарок. Он переезжает в Порто Ронко, а тем временем разбирательства по его делу продолжаются. Итогом становится штраф «за незаконные валютные операции» в размере 30 тысяч рейхсмарок, который он выплачивает. Ремарк активно работает над романом «Пат» (Три товарища»), а в Германии его книги уже числятся в категории запрещенных. Он подавлен и находится в депрессии: много пьет, ни с кем не общается. Выбор германским народом Гитлера его окончательно угнетает.

Позже, в 1935 году Ремарк получает предложение от правительства Германии о возвращении на родину, от которого, не раздумывая, отказался.

В 1939 году писатель уезжает в США, где через 8 лет получает гражданство. На вторую родину – в Швейцарию – Ремарк возвращается лишь в 1958 году. Здесь он проживает до конца своих дней.


Личная жизнь

Первой и единственной официальной женой писателя была Ильза Ютта (Жанна) Замбона, с которой они поженились в 1925 году. Девушка стала прообразом для некоторых персонажей Ремарка. Продлилась семейная идиллия чуть больше 4 лет – супруги, постоянно изменявшие друг другу, развелись в 1930 году. Но это не помешало Эриху забрать с собой бывшую жену во время переезда в Швейцарию.

Однако судьбоносная встреча только предстояла писателю. В 1936 году, на венецианском побережье, он знакомится с Марлен Дитрих, между молодыми людьми мгновенно вспыхивает страсть. Даже повторный брак с Ильзой Юттой не мешает развитию их отношений. Дитрих во многом поспособствовала переезду Ремарка в США, в том числе с оформлением визы. Писатель пользуется популярность в Штатах, особенно среди женщин, что приближает момент их с Марлен расставания.

Последней любовью писателя стала еще одна актриса, на этот раз Полетт Годар. Встретил он ее уже в солидном возрасте – в 53 года, а ради брака с красавицей даже наконец-то развелся с Юттой, не поскупившись на огромную финансовую компенсацию. Полетт была рядом с Ремарком до последнего вздоха, пока в 1970 году сердце писателя не остановилось.

  • В 1967 году, уже по окончанию травли писателя, немецкий посол в Швейцарии наградил Ремарка орденом ФРГ, при этом гражданство, которого он ранее был лишен, так и не вернули.
  • Писатель пробовал себя так же в качестве актера – он сыграл небольшую роль в фильме «Время любить и время умирать», являвшимся экранизацией его же романа «Время жить и время умирать».
  • На похороны писателя Марлен Дитрих прислала красивый букет роз, однако Полетт отказалась их принимать и класть на гроб – чувства обеих женщин были слишком сильны даже после смерти Ремарка.
  • Существует версия, что Гитлер и Ремарк встречались во время войны, и, возможно, даже были знакомы. Основой для таких суждений является фото молодого Адольфа в окружении еще двух парней в венной форме. Один из них похож на Ремарка. Никаких более достоверных подтверждений нет.
  • Считается, что именно Дитрих послужила вдохновением для образа Жоан Маду, героини «Триумфальной арки».