Красота глаз Очки Россия

Идейно-художественное своеобразие трагедии П. Корнеля «Гораций

Пьер Корнель

Блестящий представитель французского классицизма, строгого, торжественного и пышного искусства, был человек третьего сословия, неудачник-адвокат.

Человек, будто прожил 2 жизни. 56 лет прожил жизнью мирного тихого провинциального человека, у него было 7 детей, он не выиграл ни одного судебного процесса, потому что он плохо говорил, но когда он брался за перо, то из-под него лились строчки, которые перешли во французский язык даже в виде поговорок (прекрасно как Сид).

Косноязычный адвокат знал великую славу, 2 года битвы с кардиналом Ришелье (перчатку бросил Ришелье, но победит Корнель). Его долго не хотели вводить во французскую академию (провинциал), но потом, когда уже был написан «Сид», век не жалел эпитетов в его адрес.

«СИД»

В 1606 году появилась трагикомедия «Сид», в которой были сконцентрированы основные проблемы и конфликты первой трети века. Т.е.: борьба короля с феодальной вольницей; вопрос о том быть или не быть централизованному государству; конфликт между семейным и гражданским; патриотическая тема защиты Родины, на которую нападают чужеземцы; но самое главное – в произведении появился особый герой, который в сомнениях, колебаниях самостоятельно в безвыходной ситуации находил выход, сам решал свою судьбу (этого и не смог простить Ришелье), не опираясь не на волю короля, не на решение феодалов, не на традиции. Это был дерзко – мыслящая личность, самостоятельно решающая проблемы.

Сюжет элементарный: во-первых, действие происходит в Испании. Испанский король, который еще не стал абсолютным монархом и зовут его не король, а зовут его как и остальных – дон (Дон Фернандо), он еще не абсолютный монарх. Этот король выбирает для своего сына воспитателя и претендентом оказывается дон Гомес – вольнодумец феодал, и старик дон Диего, который когда-то был великим и славным воином, который помог объединить территорию, но теперь он стар. Выбирая между ними, король естественно, выбирает дона Диего. Дон Гомес возмущен тем, что выбран немощный старик. В одном и том же произведении перед нами: вульгарная перебранка феодалов и эпический рассказ о том, как были отброшены враги; и плачи, и исповеди, и любовные дуэты, т.е. жизнь в самых разных ее проекциях. Дон Гомес дает пощечину старику (он не только себя уронил в глазах всех, но он уронил честь дона Диего) и если эта пощечина не будет смыта кровью, то позор ляжет на весь род.

Дочь дона Гомеса – Химена и сын дона Диего – Родриго любят друг друга, они помолвлены. Если Родриго убьет отца Химены, то потеряет Химену, а если откажется от поединка, то не будет смыт позор с его фамилии, а Химена не сможет любить недостойного.

На французской сцене впервые стоял герой, который самостоятельно продумывал варианты, как ему поступить в ситуации, когда выхода нет, когда Химену он потеряет в любом случае.

Это умение самостоятельно выбрать в безвыходной ситуации свою судьбу было очень важно.

В «Сиде» Корнель создает особое видение любви. Любовь у Корнеля в его произведениях всегда разделенная страсть, торжествующая, которая испытывается к благороднейшим людям. И самое главное – которую не могут перечеркнуть никакие жизненные обстоятельства, даже самые трагические (убить отца невесты).

Прежде всего принято думать, т.к. его называют суровый Корнель, это певец героического характера, но прежде всего он певец разделенной, Радостной, счастливой любви, которая стоит над всеми препятствиями. Это благороднейшее, возвышающее человека чувство.

Колеблясь, и решаясь принять ту или иную сторону, Корнель все-таки решает поднять меч на отца Химены и убивает его. Конфликта любви и долга в тексте Корнеля нет. Убив отца Химены, потому что так сложились жизненные обстоятельства, а любовь молодых людей над хитросплетениями жизни, над принятыми правилами поведения. Это то, что нельзя убить. Со шпагой своей (меч – один из главных героев произведения) дон Родриго приходит в дом Химены.

Обречь тебя тоске я должен был любя

Чтоб смыть с себя позор и заслужить тебя

(если б я не поднял меч против твоего отца, я был бы не достоин как мужчина, защитивший своего отца, тебя)

Но заплатив сполна мой долг отцу и чести

Я должен в свой черед стать жертвой правой мести

…он протягивает ей меч: «В крови убитого да будет распростерт тот, кто убил его».

Химена: «Увы, хотя вражда нас развела далеко. Родриго, я к тебе не обращу упрека. И дань страдания отдав своей судьбе, тебя я не виню. Я плачу о тебе. То, что ты выполнил был только долг прямой… свою соблюл ты славу и я свой трудный путь стерплю до конца.. Лишась отца, лишаюсь и тебя, во имя гордости любимого губя… Даже страсть не может мне велеть пред казнею твоею оробеть. Я быть должна как ты – бесстрашна и сурова. Достойному меня долг повелел отмстить. Достойная тебя – должна тебя убить».

Вот он неразрешимый конфликт – любви достоин только тот, кто честен и благороден, кто защищает своих стариков. Два врага будто стоят на сцене и начинается то, чего не могли простить Корнеля, начинается любовный дуэт. Это было необыкновенно новым: над традициями, поединками, схватками, стояла любовь двух существ, не виноватых в том, что были втянуты в этот кровавый конфликт. Это было дерзко, ново. Это были личности, а личность всегда опасна.

Конфликт кажется неразрешимым. Женщина не может вступить в борьбу, но она найдет того, кто за нее вступится.

Для разрешения этого конфликта Корнель вводит вторую интригу – вторую сюжетную линию. А именно: на страну нападают мавры. И уже некогда решать семейные проблемы. И здесь великолепен Родриго. На страну нападают чужеземцы, нужно рассказать королю, нужно просить его благословения – а это время, мавры могут захватить землю. Он не спросив у него разрешения идет бить врагов. Набросив на себя одежду короля (обман)… такой же импульсивный, такой же темпераментный… он также любит Химену, как и Родину. Родриго ведет за собой войско, побеждает мавров, которые бросают к нему знамена и называют его Сидом (в переводе «господин»). Он становится первым воином государства, победителем. Это уже не просто дон Родриго, это правая рука короля. Рассказывая королю о своих подвигах он просит прощения за то, что не спросил разрешения разбить врагов. У ворот дворца стоит Химена, которая говорит да он победил, но мой отец не встанет.

Новый конфликт между семейным долгом (Химена) и государственным началом (он уже не Родриго, а Сид – спаситель отечества). В своей опочивальне молит всех врагов… она понимает разницу между доном Родриго и Сидом-победителем… она думает о том, что дай Бог не найдется человека, который бросит перчатку Сиду-победителю. Но находится влюбленный в Химену дон Санчо, который от ее имени вступает в бой и Родриго предстоит сражаться. И тут Корнель великолепно показывает женскую психологию. Разница между мужской и женской психологией показана чрезвычайно точно. Когда мужчине говорят нет, он понимает, что это да. А женщина понимает, что нет – это «быть может». Когда Химена бросает вызов и от ее имени дон Санчо должен вступить в бой с Сидом, Родриго считает, что она хочет его гибели и он не будет сражаться и просто опустит меч. И с тем же самым мечом он приходит в опочивальню к Химене прощаться.

Затем, что он ценил как лучшее в отчизне превыше страсти честь, но страсть – превыше жизни. В этом была дерзость Корнеля. И Химена понимает, что Сид опустит меч и даст себя убить, должна сказать правду: «Если над тобой так властен смерти зов, ты вспомни нашу страсть, мой дорогой Родриго». По закону поединка она должна достаться тому, кто победит: «Сразить, чтобы меня не отдали тому, кто отвратителен и сердцу и уму». Главный герой – дерзкая основа, которая была встречена в штыки Решелье – светлая любовь юных над моралью, над традициями, светлая любовь, которая побеждает в своей вечности.
Вдохновленный Хименой Родриго идет на поединок.

Химена молится, чтобы победил Сид, но в опочивальню ХИмены с мечом Сида входит дон Санчо. Он успевает сказать пол-фразы: «Сие оружие у ваших ног слагая….» дальше он пытается что-то сказать, но не может прорваться сквозь поток слов Химены. Она плачет от своей доли, является король, которому она говорит о своей великой любви к Сиду, о том, что она отправляется в монастырь. Когда она устает от речей, дон Санчо говорит, что все не так как она себе представила, во время поединка Сид выбил меч из его рук, но он не захотел его убивать – он подарил ему жизнь и меч победителя он велел принести Химене.
Родриго появляется, говорит о том, что он не пришел за бранной добычей, он спрашивает что он должен сделать чтобы она хотя бы на минуту забыла о смерти отца. Корнель разводит между собой (а это 17 век) ту страсть, которая бушует в серцах молодых людей и убить которую невозможно ничем и проблемы брака. Потому что идти в руки того, кто убил твоего отца – это совершенно другая вещь, чем любить того, кто убил твоего отца. И Корнель эти два момента в любви очень тонко очень интеллигентно, разделяет. Химена не может убить любовь к Родриго, но она и не может выйти за него замуж.

И вызревает то, с чего потом начнется 19 век: «Теченье времени не раз узаконяло то, в чем преступное нам виделось начало». Король говорит о том, что время заглаживает многие раны и нюансы. Т.е. Родриго отправляется, снова нападают мавры, защищать страну от мавров. Может быть когда-нибудь Химена сумеет позабыть о смерти отца и станет его женой, потому что любит его. Но пока в произведении открытый конец.

«Сид» - это великое произведение, которое прославило Корнеля.

Пьер Корнель. Сид.

Сид – герой испанской реконкисты. Настоящее имя – Родриго Диас де Бивар. Завоевав мавров, Родриго становится Сидом, что с арабского переводится как господин.

Пьеса Корнеля «Сид» написана в жанре классицизма, в ее основе лежит семейный и любовный конфликт. По закону жанра, это достаточно простой сюжет. Композиция выстроена согласно логической стройности и лаконизму. Родриго и Химена не могут быть вместе по причине ссоры своих отцов: отец Химены дал пощечину отцу Родриго, Родриго вступается за честь отца.

Дон Диего

Родриго, храбр ли ты?

Дон Родриго

Я бы не ждал с ответом,

Не будь вы мой отец.

В этих строках проявляется высокопарность порывов героев, характерная для этого жанра, с чем мы постоянно будем встречаться далее в тексте.

Дон Диего

<…>И меч, который мне уже тяжел в борьбе,

На кару и на месть я отдаю тебе.

Иди – и мужеством ответь на дерзновенье:

Лишь кровью можно смыть такое оскорбленье.

Умири – или убей<…>

Также мы видим и иллюстрацию тезиса Буало о конфликте в этом жанре: он всегда завязан на чувствах и разуме и предполагает их борьбу.

Дон Родриго

<…>На горестную месть поставлен в битве правой<…>

Неправой участью тесним со всех сторон,

Я медлю, недвижим, и смутен дух, невластный

Снести удар ужасный.<…>

Я предан внутренней войне;

Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:

Вступиться за отца, отречься от любимой!

Также присутствует и другой конфликт – любовный. Родриго любит инфанта кастильская, Донья Уррака, которая по причине своего положения в обществе никогда не сможет стать женой рыцаря, и в усмирение своих чувств, она свела Родриго с Хименой. И на протяжении всей пьесы инфанта тоскует и переживает.

И вот Родриго смывает позор со своей семьи убивая отца Химены, которая не может преодолеть горечь утраты. Её воспитательница, Эльвира говорит пришедшему Родриго о том, что Химену можно будет назвать бесчестной. Здесь показан конфликт между частным и общественным.

<…>Вокруг ее беды начнутся злые речи,

Что дочь убитого с убийцей терпит встречи.

Химена же хочет отомстить Родриго, которого любит по-прежнему.

<…>Увы! Моей души одна из половин

Другою сражена, и страшен долг, велевший,

Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

Родриго просит Химену лишить его жизни. Она отказывается. Но события разворачиваются так, что Родриго «отразил нахлынувшую рать» мавров, за что и стал называться Сидом. Эта победа прославила его. Дон Фернандо, первый король кастильский пытается убедить Химену «унять чрезмерные порывы» и быть благодарной, потому что «сердцу милого» он ей сохранил. Теперь ее чести ни что не угрожает, но она решает мстить возлюбленному объявляя о поединке Сида с Доном Санчо. Благородный Сид выходит победителем, он не желает убивать того, кто бьется за Химену. Присутствует также и комедийный элемент (не зря пьеса сперва называлась трагикомедией): видя окровавленный меч, принесенный Доном Санчо, Химена уверена, что это кровь побежденного Сида.

Дон Родриго

Я жизнь свою принес как дар для вас желанный.

За все, чем заслужен Родриго пред страною,

Ужели следует расплачиваться мною

И обрекать меня терзаньям без конца,

Что на твоих руках кровь моего отца?

Дон Фернандо легко решает вопрос брака Химены и Сида: он посылает его на ратные подвиги против мусульман, вследствие чего у Химены появится время все пережить.

Дон Фернандо

Ты должен жребий свой так высоко вознесть,

Чтоб стать твоей женой она сочла за честь.

Надо сказать об интересах государства, которые олицетворяет король, о чем красноречиво говорит последняя его фраза:

«А успокоить в ней неотжитую боль

Помогут смена дней, твой меч и твой король», - объясняет Дон Фернандо рыцарю. Здесь очень важно слово – король.

Характерен также язык написания пьесы, тяготеющий к высокопарности. Примером может служить например то, что слово «алмаз» в речах инфанты заменяется на более старое – «адамант» или – «умри» в словах Дона Диего на – «умири».

Также нужно пояснить, что произведение очень лаконично. События разворачиваются с чрезвычайной быстротой согласно одному из постулатов классического жанра и затрагивают они всего лишь вечер и половину дня следующего, неслучайно подвиг Сида происходит на море, а не на суше, ведь так он бы не успел справиться с ними за одну ночь!

Дон Родриго

И вот, при свете звезд, во мраке молчаливом,

Флот в тридцать парусов скользит с морским приливом<…>

Пьер Корнель (1606-1684 гг.) — создатель классицистической трагедии во Франции. В конце двадцатых годов молодой провинциал, готовившийся стать адвокатом, страстно увлекся театром и последовал за гастролировавшей в его родном Руане труппой в Париж. Здесь он познакомился с доктриной классицизма и понемногу перешел от ранних комедий и трагикомедий к тому жанру, который теоретики классицизма утвердили как высший. Всенародную славу Корнелю принесла его первая оригинальная пьеса "Сид", поставленная в январе 1637 года. У публики она имела оглушительный успех, с тех пор во французский язык вошла поговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однако можно ли рассматривать "Сида" как образцовую классицистическую трагедию? Верно ли утверждение, что с "Сида" начинается история французской классицистической трагедии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными.

Пьеса на испанском материале вызвала неудовольствие кардинала Ришелье. Главным внешним противником Франции в тот момент была Испания, с Испанией французы вели длительные войны за положение господствующей европейской державы, и в этой обстановке Корнель ставит пьесу, в которой испанцы показаны доблестными и благородными людьми. К тому же главный герой выступает спасителем своего короля, в нем есть нечто непокорное, анархическое, без чего не может быть истинного героизма — все это заставило Ришелье отнестись к "Сиду" с опаской и инспирировать "Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии "Сид"" (1638 г.), в котором содержались очень серьезные упреки относительно идейного и формального плана пьесы.Значит, сюжет Корнель заимствует не из античности, но он имеет под собой прочную историческую и литературную традицию; сюжет имеет благополучную развязку, невозможную в трагедии. Корнель отступает от александрийского стиха, местами обращаясь к более сложным строфическим формам, заимствованным из испанской поэзии. Что же тогда в "Сиде" трагедийного? Это первая в истории французской литературы пьеса, воплотившая главную философско-моральную проблему классицизма — конфликт долга и чувства. На титульном листе пьесы стоит авторское обозначение жанра — "трагикомедия". Трагикомедия — жанр барочный, смешанный, резко критиковавшийся классицистами. Ставя в подзаголовок "трагикомедия", Корнель указывает на то, что у его пьесы счастливый финал, не мыслимый для трагедии, которая должна заканчиваться смертью главных героев. "Сид" не может закончиться трагически, потому что его сюжетные источники восходят к средневековым испанским романсам о юности Сида. Сид в трагедии — тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе "Песнь о моем Сиде". Только взят другой эпизод из его жизни — история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса. Непосредственным источником для Корнеля, помимо испанских романсов, была пьеса "Юность Сида" (1618 г.) испанского драматурга Гильена де Кастро. Родриго, страстно влюбленный в Химену, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной, графа Гормаса, который нанес оскорбление его отцу дону Диего. Родриго колеблется между любовью и долгом родовой чести, ему больно терять Химену, но в конце концов он выполняет свой сыновний долг. После смерти отца Химена не может в одночасье разлюбить Родриго и оказывается точно в такой же ситуации: ей предстоит сделать столь же мучительный выбор между любовью и дочерним долгом мести убийце отца, и, столь же идеальная героиня, как ее возлюбленный, Химена требует у короля смерти Родриго. Однако ночью Родриго возглавляет отряд, отражающий внезапное нападение мавров. Его патриотический подвиг и верная служба королю служат толчком к благополучной развязке. Король принимает решение о поединке между Родриго и защитником Химены доном Санчо: кто одержит верх в этом поединке, тот и получит руку Химены. Когда перед трепещущей в ожидании Хименой появляется дон Санчо — он послан к ней победившим его Родриго, — она, полагая, что Родриго убит, обнаруживает свои истинные чувства. После этого Химена вынуждена отказаться от мести за отца, и король назначает время их с Родриго свадьбы. С поразительной симметрией в пьесе развертывается конфликт между чувством — горячей и взаимной любовью — и высшими требованиями надличной чести. Внешне герои неукоснительно следуют долгу чести, но величие Корнеля в том, что он показывает муки выполнения этого долга. Первым тяжкий выбор осуществляет Родриго: Я предан внутренней войне; Л юбовь моя и честь в борьбе непримиримой: В ступиться за отца, отречься от любимой! Тот к мужеству зовет, та держит руку

мне. Но что б я ни избрал — сменить любовь на горе Иль прозябать в позоре, — И там, и здесь терзаньям нет конца. О, злых судеб измены! Забыть ли мне о казни

наглеца? Казнить ли мне отца моей Химены?

И далее в знаменитых стансах Родриго в конце первого акта приводит все аргументы спора с самим собой, и на глазах у зрителя приходит к должному решению. Позже столь же сильные и такие же разумные слова находит для описания своих мук Химена: Увы! Моей души одна из половин Другою сражена, и страшен долг, велевший, Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

В каждый из моментов трагедии корнелевские герои точно знают, как следует поступить в их ситуации, и самоанализ помогает им в борьбе с личным чувством. Они жертвуют надеждой на личное счастье ради долга. Фамильный долг мести — архаичный пережиток в системе ценностей становящегося буржуазного мира. С родовой местью медлил Гамлет, а герои Корнеля, полностью сознающие свой долг, решаются на месть, отказываясь от любви. Такое развитие конфликта воистину трагично и исключает возможность личного счастья. Однако Корнель находит сюжетное и психологическое разрешение конфликта, введя в пьесу еще одну, высшую градацию долга, перед которой равно умолкают и долг индивидуальной любви, и феодальный долг родовой чести. Этот высший долг — долг перед своим монархом, перед своей страной, который оценивается в пьесе как единственно истинный. Соблюдение этого высшего долга выводит Родриго из поля действия обычных норм, отныне он национальный герой, спаситель трона и отечества, король благодарен и обязан ему, поэтому все требования долга, действующие для простых людей, отменяются по отношению к нему государственной необходимостью. И этот моральный урок делает "Сида" показательным произведением ранней поры классицизма.

Столь же типичны для классицизма способы и приемы создания характеров у Корнеля. Нация в эпоху Ришелье находилась в "героическом" периоде истории, и корнелевский герой призван был воплотить мечту о подлинном величии и благородстве. Он пробуждает в зрителе и читателе восторженное удивление (admiracion) своей мощью, цельностью, неколебимостью. Подмечено, что герои Корнеля неизменны: положительные — в своей верности, отрицательные — в своем коварстве. Они как бы сопротивляются внешним воздействиям, в своей верности себе они в каждой сцене "бьют в одну точку". Их внутренний мир представлен пространственно, что соответствует традиционным представлениям о сути героического. Конечно, Испания у Корнеля — чистая условность, вряд ли кто-то примет героев "Сида" за испанских идальго, они французы эпохи Людовика XIII.

Корнелевская трагедия своим обилием движения, частыми изменениями положения героев относительно друг друга как бы иллюстрирует атомистическую философию XVII века: ее персонажи точно так же, как частицы материи у Декарта, первоначально двигаются по всем направлениям, постепенно сбивают свои острые углы друг об друга, располагаются в "хорошем порядке" и, наконец, принимают "весьма совершенную форму Мира".

В "Мнении Французской Академии…" зафиксированы многочисленные отступления Корнеля в "Сиде" от норм классицизма (присутствие побочной сюжетной линии инфанты, влюбленной в Сида; якобы нескромное поведение Химены, которая ни под каким видом не может стать женой убийцы своего отца; неправдоподобное нагромождение событий в сюжете). Эта критика с самого верха имела парализующее действие на Корнеля — он уехал в Руан и вернулся в Париж два года спустя с новыми пьесами, написанными уже в полном соответствии не только с духом, но и с буквой классицизма, — "Гораций" и "Цинна". Высшая слава Корнеля пришлась на тридцатые-сороковые годы, и хотя он еще очень долго работал для театра, во второй половине века ему на смену приходят новые великие драматурги. Расин поднимает классицистическую трагедию на новую ступень, а Мольер создает классицистическую комедию.

ПЕРЕСКАЗ

Акт 1
Эльвира сообщает своей воспитаннице Химене, что дон Гомес, ее отец, и дон Диего, отец Родриго, согласились на ее брак с Родриго; однако, Химена предчувствует несчастье. Инфанта, которая любит Родриго, признается своей наперснице Леоноре, как она страдает: ее высокое положение запрещает ей даже думать с замужестве с Родриго; Инфанта пытается заглушить свою любовь, сблизив Родриго с Хименой. Дон Гомес, взбешенный тем, что воспитателем сына короля выбрали не его, а дона Диего, дает пощечину сопернику (третья сцена). Дон Диего, вначале отчаявшийся (четвертая сцена), заклинает своего сына отомстить за него (пятая сцена). Родриго, оставшись один, колеблется между честью семьи и любовью к Химене. Наконец он решает отомстить за отца (шестая сцена).

Акт 2
Дон Гомес отказывается, несмотря на приказ короля, извиниться перед доном Диего; Родриго вызывает его на дуэль (третья сцена). Обеспокоенную Химену успокаивает Инфанта, которая потом все же признается Леоноре, что надеется на размолвку Родриго и Химены теперь, когда их отцы в ссоре. Король решает наказать дона Гомеса, когда сообщают, что Родриго уже убил его. Химена и дон Диего одновременно являются к королю: она, чтобы наказать убийцу; он, чтобы защитить его (восьмая сцена).

Акт 3
Родриго осмеливается явиться к Химене; Эльвира заставляет его спрятаться до возвращения Химены. Химена отказывается от того, чтобы дон Санчо, влюбленный в нее, вызвал на дуэль Родриго, но тем не менее позже Химена признается Эльвире, что не откажется от планов мести. Здесь появляется Родриго. Он предлагает свою жизнь Химене, которая дает ему понять, что любит его все же (четвертая сцена). Неожиданная атака мавров угрожает городу: дон Диего призывает Родриго встать во главе сопротивления (шестая сцена).


ИСТОЧНИКИ

Акт 5
Прощальная сцена Родриго и Химены: Родриго даст убить себя. Химена умоляет его не делать этого (первая сцена). Инфанта, убедившаяся, что ничто больше не может разлучить влюбленных, решает смириться. После битвы к Химене является дон Санчо: не дав ему говорить, Химена, думающая, что Родриго умер, дает волю чувствам (пятая сцена); король рассказывает ей, что произошло на самом деле: Сид победил своего противника, но пощадил его и послал к Химене сообщить ей новости. Химена уже не может требовать смерти Родриго: уже всем ясно, что она любит его. Король советует ей оставить планы мести и дает ей год на оплакивание отца; после этого она должна будет выйти замуж за Родриго. Родриго все это время должен будет совершать новые подвиги на полях битв.

Неизвестно точно, почему Корнель заинтересовался сюжетом, почерпнутым из испанской литературы. В Руане существовала большая испанская колония; одна из этих испанских семей, Шалоны (Халоны), была в некотором родстве с Корнелем. Может быть, благодаря именно Шалонам Корнель стал читать испанские тексты в эпоху, когда Испания была в моде? Наверняка известно, что драматург ознакомился в 1635 году с одним испанским сборником, Rodomontades; оттуда Корнель заимствовал Матамора, персонажа, которого он включит в свою "Комическую иллюзию". В это же время Корнель читает пьесу Гильена де Кастро (1569-1631), опубликованную в 1618 году: Mocedades del Cid ("Юность Сида"). Именно благодаря этой пьесе и появится шедевр Корнеля.
Сид - национальный испанский герой. Его настоящее имя - Родриго Бивар (Вивар); Сид (от араб. "сиди" - господин) жил во второй половине 11 века, воевал с маврами и взял их город, Валенсию. Уже при жизни Сида его образ стал обрастать легендами.

Оглушительный успех "Сида" не мог не вызвать зависти. Многие считают, что первым подстрекателем аттак против Корнеля был кардинал Ришелье; мол, Корнель самовольно покинул общество пятерых авторов, которых Ришелье взял себе на службу. Кроме того, восхваление Испании, с которой Франция была в состоянии войны, а также защита запрещенных дуэлей могла вызвать недовольство всемогущего кардинала. Все это возможно, но кардинал никак не проявил свое мнение насчет "Сида" и даже даровал дворянство отцу Корнеля (март 1637), что было косвенным доказательством восхищения кардинала Корнелем.

ПЕРСОНАЖИ

Завязкой конфликта является решение короля назначить дона Диего, отца Сида, наставником своему сыну. Последствия ссоры между заносчивым доном Гомесом, отцом Химены, и щепетильным в вопросах чести доном Диего, обрушатся на их детей.
Молодость Родриго (будущего Сида) объясняет, возможно, его колебания, но, надо признать, что у него много здравого смысла: он выбирает единственно правильное решение, т.к. если он не отомстит за своего отца, он потеряет честь, а также уважение Химены; если он отомстит за позор отца, он прославится и тем самым вызовет только большее уважение со стороны Химены. Таким образом, Родриго сохранит и собственное достоинство и заслужит восхищение других, в том числе Химены. Добиться этого стоит Родриго многих страданий, однако. Здравомыслящий и волевой, Сид - первый образец корнелевского героя, борящегося со своими страстями, но неспособного заглушить их, что сделало бы его нечеловечным. Родриго вкладывает всю свою энергию в выполнение долга, который он считает важнее всего.
Родриго очень повезло, что он встретил в Химене родственную душу. Химену также подвергается тяжелому испытанию, а ее положение, после смерти любимого отца, еще тяжелее, чем положение Родриго, т.к. именно она должна требовать справедливости и побеждать препятствия, которые она находит в себе и других. Ее поддерживает чувство собственной репутации: Родриго подает ей в этом пример и Химена не может показать слабость, которая сделала бы ее недостойной Родриго. Химена, требующая смерти Родриго в присутствии других и заклинающая его жить, когда они наедине, показывает собой, сколько испытаний выпадает на долю женщины, вынужденной бороться за свою честь, не принося при этом в жертву ни свой долг ни свою любовь.
Все другие персонажи создают условия, в которых раскрываются качества двух главных персонажей. Тем не менее, все персонажи человечны, принадлежат миру, в котором есть место героизму. Каждый из персонажей по своему героичен.
Дон Гомес являет собой образец великого полководца, который, достигнув вершины почестей, считает себя необходимым государству и не терпит то, что могло бы омрачить его славу. Жестокого и яростного нрава, он восхищается, однако, храбростью Родриго, вызывающего на дуэль его, великого воина. Гордость придает этому восхищению оттенок снисходительной жалости, но она же открывает и что-то человеческое в этом персонаже.
Дон Диего представляет собой преданность законам фамильной чести. В нем нет ни малейшего сомнения, когда он, ради своих принципов, подвергает своего юного сына смертельной опасности, приказывая ему вызвать на дуэль дона Гомеса, прославленного воина. Дон Диего обладает и политической дальновидностью: в момент всеобщей опасности, он назначает сына главнокомандующим, чтобы показать королю, что безопасность государства не закончилась со смертью дона Гомеса и что у страны появился новый, еще лучший, командир. Так, даже если возраст мешает дону Диего самому отомстить за свою честь, он находит в своем сыне средства к сохранению своей чести и престижа. Это не значит, однако, что дон Гомес бесчеловечный отец: он понимает, чем жертвует Родриго, соглашаясь вызвать на дуэль отца Химены. Дон Диего и Родриго, принадлежащие к разным поколениям, имеют разные понятия любви: старик считает любовь слабостью по сравнению со славой.
Инфанта вылечивается от безнадежной любви великодушием: она предлагает Родриго Химене и отказывается быть ее соперницей. Кроме того, Инфанта прекрасно знает, что Родриго не любит ее.Дон Санчо , храбрый и галантный кавалер, рискует своей жизнью ради Химены, но в конце пьесы и он склоняется перед благородством, которым полны Родриго и Химена. Инфанта и Дон Санчо не являются ненужными персонажами, представляя собой такую несчастную любовь, которую испытывают благородные люди.
Что касается короля , он полон снисходительности и добродушия. Но в его характере есть и величественность. Чтобы сохранять власть над своими вассалами, ему нужно и искусство и равновесие. Именно он ставит последнюю точку в конфликте, который противопоставил двух грандов его двора, Родриго и Химену.
Злу нет места в этой пьесе. Даже необдуманный жест гнева, которому отдается дон Гомес, кажется нам простительным. Ни один из персонажей неантипатичен.

Что касается самого Корнеля, даже если он хотел понравиться публике, он ни в коем случае не собирался критиковать политику Ришелье. Но именно он спровоцировал своих соперников, сочинив послание, в котором хвастался своим превосходством. Одним из соперников Корнеля, был Скюдери, который и опубликовал в апреле 1637 года, "Observations sur "le Cid" (Примечания к "Сиду"). В этом трактате утверждалось,

Что сюжет ничего не стоит,
Что он нарушает главные правила драматической поэмы,
Что в нем много плохих стихов,
Что почти все, что в нем есть красивого, украдено.

Четвертый пункт обвинения явно указывает на плагиат; третий соответствует критике некоторых строк, неумело написанных с точки зрения стиля.

Но самыми интересными являются первые два пункта обвинения. Скюдери имеет в виду, что "Сид" не является ни подобием античной трагедии, ни современной Корнелю модной трагикомедии: "Сид" держит зрителя в постоянном напряжении и все разъясняется только к концу; такой поворот не устраивал традицию. Второй пункт был самый опасный для Корнеля: Корнель обвинялся, в общем, в желании превратить драматическую технику в анархию. Скюдери утверждает, что в пьесе Корнеля нет правдоподобности (как можно допустить, что столько событий умещаются в 24 часа?); зачем так много ненужных персонажей, в частности, Инфанта и дон Санчо. В пьесе нет, согласно Скюдери, и соблюдения приличий: поведение Химены, любящей убийцу своего отца, просто возмутительно.
В ответ на обвинение Скюдери Корнель написал Lettre apologetique. Тогда Скюдери захотел, чтобы французская Академия вынесла свое решение; на это согласился и Корнель. Но пока Академия решала, полемика насчет "Сида" разгоралась. Наконец, в октябре, Ришелье дал понять, что он хотел был закончить весь этот шум.



Жерар Филипп в роли Родриго (Сида)

В декабре появились Sentiments de l"Academie sur "le Cid" (Мнение Академии о "Сиде"); в этой работе Корнеля не хвалили, а только смягчили некоторые обвинения, выдвинутые Скюдери. Однако, Корнель еще больше обвинялся в несоблюдении драматических правил.
Корнель был глубоко смущен решением Академии. Несмотря на то, что следующие трагедии Корнеля (например, "Гораций) в точности соблюдают все правила, Корнель так и не признал правильными обвинения Скюдери насчет "Сида".
Спор вокруг "Сида" Корнеля является, прежде всего, литературным спором, самым важным и значительным во всей истории театра данной эпохи, в котором речь идет о том, что победит, барочный или классический театр.

Вложение:

Величественные образы суровых, волевых героев выражают идею патриотического долга, понимаемого как служение государству в лице короля. Характерная для классицизма тема – столкновение личных интересов с государственным долгом – разрешается Корнелем в пользу долга, хотя при этом он с большой силой изображает трагедию человеческого чувства, подавляемого абсолютистской государственностью.

Корнель. Сид. Фильм 1961 г.

Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид» (трагикомедия, что означает «трагедия со счастливым концом» – не принятый в классицизме смешанный жанр). Сюжет ее взят из средневекового испанского эпоса , но образы и проблематика отражают французскую жизнь XVII века.

Пьеса проникнута героическим пафосом. Юноша Родриго к девушка Химена, любящие друг друга, жертвуют своей любовью во имя долга, в данном случае – долга борьбы за честь своих отцов: Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца; Химена в свою очередь требует казни Родриго за убийство ее отца. Душевный конфликт обоих выражен с огромной силой, особенно в знаменитом монологе Родриго в VI явлении первого действия:

Я предан внутренней войне:
Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:
Вступиться за отца, отречься от любимой!
Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.

Любовь, которой жертвуют Родриго и Химена, изображена как великое героическое чувство. Каждый из них, принеся эту жертву, мечтает умереть. Величава и вместе с тем трогательна сцена их встречи после убийства, преградившего им путь к счастью. Ни на минуту не отступают оба от жестокого долга, но, расставаясь, задушевно высказывают свою человеческую боль.

Высшая героика выражена здесь в том, что сама любовь предъявляет суровые требования и не мирится со слабостью и позором. Как объясняет Родриго Химене, решить внутренний спор в пользу долга побудила его мысль о том,

Что та, кто доблестным меня привыкла видеть,
Уничиженного должна возненавидеть.

Химена в ответ заявляет Родриго:

Достойная тебя должна тебя убить.

Родриго героизирован как идеальный воин, преданный долгу и чести, как патриот, совершающий высочайшие подвиги в защиту родины, и как влюбленный, готовый на смерть за свою любовь.

Он ценил, как лучшие в отчизне,
Превыше страсти долг и страсть превыше жизни.

Его характер, таким образом, не превращен в схематическое воплощение одной черты, сила чувства придает ему живость и убедительность.

Пьеса очень четка по своему строению. Основная проблема раскрывается многочисленными рассуждениями героев и логически ясным симметричным противопоставлением образов: с одной стороны, Родриго – единственный сын со своей любовью и долгом перед отцом; с другой стороны, в таком же положении Химена – единственная дочь. Над всеми, как судья, король,

Логическому раскрытию конфликта содействует и четкое звучание стиха. У классицистов рифма выразительно подчеркивает смысл фразы. Параллельным строением двух стихотворных строк или двух половинок стиха Корнель создает острые сопоставления:

Химена :
Он дочь лишил отца!

Дон Диего :
Он честь вернул отцу!

Однако в «Сиде» далеко не последовательно выражена абсолютистская идеология! Победа долга оказывается неполной: Химена должна со временем выйти замуж за убийцу своего отца. Герои пьесы – независимые феодалы, с трудом отвыкающие от былых вольностей; ответственные поступки они совершают на свой страх и риск, дерутся на поединках, против чего в то время жестоко боролся Ришелье . Самый необузданный из них – отец Химены – позволяет себе критиковать в непочтительных тонах решение короля.

В пьесе нестрого соблюдены и художественные правила классицизма. Им не соответствовал ни жанр трагикомедии, ни испанский средневековый (вместо античного) сюжет. Нарушением благопристойности представлялась и пощечина на сцене. Расширительно истолкованы три единства : место действия меняется в пределах одного города, время действия Корнель растянул до 36 часов, причем в этот срок, по выражению Пушкина, «нагромоздил событий на целых 4 месяца». Единство действия нарушено ролью инфанты, дочери короля; вдобавок, ее любовь к Родриго, юноше нецарской крови, также оскорбляла придворные нормы.

За все эти отступления «Сид», по требованию кардинала Ришелье, несмотря на огромный успех у публики, был осужден французской академией.

Пьер Корнель (1606-1684гг.) – французский поэт и драматург, создатель величайшего произведения классицизма, пьесы «Сид», которая стала вершиной его творчества.

Действующие лица:
Дон Фернандо, первый король кастильский
Донья Уррака, инфанта кастильская.
Дон Дьего, отец дона Родриго.
Дон Гомес, граф Гомес, отец Химены.
Дон Родриго, возлюбленный Химены.
Дон Санчо, влюбленный в Химену.
Дон Ариас, Дон Алонсо — кастильские дворяне
Химена, дочь дона Гомеса.
Леонор, воспитательница инфанты.
Эльвира, воспитательница Химены.
Паж.
Инфанты.

Жанр «Сида» — трагикомедия , (то есть трагедия со счастливым концом). Ее Корнель написал в 1636 году. Главный герой пьесы — Дон Родриго, которого за военные заслуги величали Сидом. В первом действие пьесы происходит ссора между графом Гомесом и доном Дьего, в ходе которой граф дает пощечину Дьего. Гомес отказывается от драки, не считая старика достойным противником. Тогда Дьего просит своего сына смыть кровью обидчика его оскорбление. Родриго в смятении:

«Я к счастью был так близок наконец, — О, злых судеб измены! — И в этот миг мой оскорблен отец, И оскорбившим был отец Химены. Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой!»

Во втором действие король велит графу принести извинения перед Дьего, но уже поздно: Родриго и Гомес отправляются на поединок. Химена тоже оказывается перед выбором между чувством и долгом, и все-таки выбирает защищать честь погибшего отца:

«Безумца юного отвагу накажите: Он отнял жизнь того, кто нужен был венцу; Он дочь лишил отца».

В третьем действие Родриго казнит себя и приходит каяться к Химене:

«Казнив обидчика, я сам иду на казнь. Судья — моя любовь, судья — моя Химена. Снискать ее вражду — ужасней, чем измена, И я пришел снискать, как утоленье мук, Свой суд из милых уст и смерть из милых рук»

Но инфанта отговаривает его от этой встречи. Химена признается ей, что любит Родриго, и, отомстив, сама умрет. Тогда выходит убийца ее отца и предлагает ей убить его тем же мечом, но Химена полагается на короля. В это время на Севилью нападают мавры. Дьего предлагает сыну возглавить отряд. В четвертом действие Родриго возвращается героем. Король восхищен его поступком. Химена заявляет, что выйдет за того, кто отомстит за ее отца. Давно влюбленный в нее Санчо решается на бой. В пятом действие Санчо возвращается и сообщает, что Родриго выбил меч из его рук, но не стал убивать того, кто защищает Химену. Тогда король дает Химене год, чтобы «осушить слезы », а Родриго пока будет совершать подвиги:

«Надейся на себя, на царственное слово; Химена сердце вновь отдать тебе готова, А успокоить в ней неотжитую боль Помогут смена дней, твой меч и твой король!».

«Сид» Пьера Корнеля как произведение классицизма

Что такое классицизм? Кратко

Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем.

Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:

— Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.

— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.

— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.

— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.

— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.

— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.

— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.

Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»:

— Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.

— Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней. В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.

— Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!