Красота глаз Очки Россия

Какой иконе Богородице о чем молиться? Икона Божией Матери «Ильинская» (Черниговская) Черниговская богородица.

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием.

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери. 17 век

В 1662 году в течение 8 дней, с 16 по 24 апреля, от иконы истекали слезы. В том же году татары напали на Чернигов и разорили его. В полночь они ворвались в Троицкую обитель, вошли в церковь, опрокинули находившиеся там иконы, взяли всю утварь, но чудотворный образ Пресвятой Богородицы со всеми украшениями остался неприкосновенным. Невидимая сила не допустила нечестивцев к святой иконе. Царица Небесная не позволила также, чтобы враги вошли в пещеру преподобного Антония Печерского, где скрывалась братия обители.

Внезапно, как будто испуганные непостижимым видением, татары обратились в бегство.

Чудеса Божией Матери от Ее Черниговской иконы описал святитель Димитрий Ростовский (память 28 октября и 21 сентября) в книге «Руно Орошенное». Позднее о Черниговской иконе Божией Матери писал святитель Тобольский Иоанн († 1715, память 10 июня).


Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой Лавры

В Гефсиманском Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры находится чудотворный список с прославленной Чергиговской-Ильинской иконы Божией Матери.


Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в XVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века. К ней эта икона перешла как благословение хотьковского священника Иоанна Алексеева, которому, в свою очередь, она досталась от одного монаха Троице-Сергиевской Лавры. По совету преподобного Антония (Медведева), архимандрита, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, икона была помещена в новоустроенном пещерном храме в честь святого Архистратига Михаила, который был освящен 27 октября 1851 года митрополитом Московским Филаретом, принимавшим деятельное участие в строительстве Гефсиманского скита. Таким образом, икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословение преподобного Антония Печерского, Преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии, и, наконец, подвижников XIX в. Эти духовные связи промыслительно обнаружились через Черниговскую-Гефсиманскую икону Божией Матери.

В день Церковного новолетия, 1 (14 по н.ст.) сентября 1869 года произошло первое чудесное исцеление от иконы. Женщина, 9 лет страдавшая расслаблением всего тела, по-научному – парализацией, которой не могли помочь даже врачи, усердно молилась и терпела свою болезнь безропотно, как попущение и испытание веры и любви к Богу, и Господь, очистив и закалив ее чрез испытание, венчал ее подвиг терпения здравием не только духовным, но и, наконец, телесным. Обильным потоком за этим чудом потекли струи исцелений и помощи Божией через сию икону православному народу, как будто весеннее половодье разливается по закону, когда-то премудро и заботливо сочиненному, так разлилась слава о чудесах и помощи сей Гефсиманской святыни.

Все о религии и вере - "молитва к черниговской божьей матери" с подробным описанием и фотографиями.

Ильинско – Черниговская икона Божией Матери

Описание иконы Божьей Матери «ЧЕРНИГОВСКАЯ» (ИЛЬИНСКАЯ):

Прославилась икона Богоматери Черниговская Ильинская в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. По молитвам к Богородице перед Её чудотворным образом обитель была спасена от напавших на монастырь татар. С 16 по 24 апреля практически все жители Чернигова были свидетелями, как от сей иконы Богоматери истекали слёзы. Вскоре после этого татары совершили набег на Чернигов и разорили его окрестности. Монахи Ильинского монастыря, помолившись Небесной Заступнице перед Её иконой, укрылись в пещере.

Как ни старались ворвавшиеся в монастырь татары завладеть драгоценностями, украшающими чудотворную икону Богоматери, невидимая сила не допустила их коснуться святыни. Та же невидимая сила каждый раз отбрасывала татар при попытке войти в пещеру, где спрятались иноки. Испуганные непостижимым явлением татары обратились в бегство.

Чудотворный список (копия) Ильинской-Черниговской иконы Богоматери, прославившийся в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры, стал называться ГЕФСИМАНСКОЙ ЧЕРНИГОВСКОЙ иконой Пресвятой Богородицы.

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская» (Ильинская)

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго ра­ба твоего, от напрасным клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Влады­чице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и креп­кое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостой­ную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под твою милость прибегаем, Бо­городице Дево, молений наших не пре­зри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пре­святая Богородице, спаси нас. Аминь.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ГЕФСИМАНСКАЯ» (ЧЕРНИГОВСКАЯ))

икона Богоматери «ГЕФСИМАНСКАЯ (ЧЕРНИГОВСКАЯ ГЕФСИМАНСКАЯ)»

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская» (Гефсиманская)

О Пресвятая Дево! Мати Христа Бога на­шего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ на­ших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречис­тому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбьми обуреваеми, взирая на Твой образ, яко живей Ти с нами, приносим сми­ренныя моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утеше­ния, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, уто­ли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблудших, уврачуй болезненные сердца на­ша и спаси безнадежных. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Предстательница, да всегда по­ем, величаем и славим Тя, Благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская-Гефсиманская»

Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан, понеже инаго упования не имамы разве Тебе, Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Бо­городице, Мати Христа Бога моего. Темже помилуй и избави мя от всех зол моих и умоли Милостиваго Сына Свое­го и Бога моего, да помилует окаянную душу мою, и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Является верным списком (копией) с другой Черниговской иконы Божьей Матери – ИЛЬИНСКОЙ, прославившейся в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. С чудесным образом сохранившейся иконы появилось много списков, один из которых попал в пещерный храм в честь святого Архистратига Михаила в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры.

Первое чудо произошло от иконы 1 сентября 1869 года: исцеление 28-летней крестьянки Тульской области Фёклы, бывшей до этого в полном расслаблении около 9 лет. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, сам встретился с исцелённой и после тщательного опроса благословил совершать перед прославившейся иконой молебное пение.

С этого времени от иконы Божией Матери Черниговская Гефсиманская стали проистекать многочисленные исцеления, каждое из которых в монастыре засвидетельствовано должным образом. Так, через две недели после исцеления болящей Фёклы от приступов безумия исцелился крестьянин, которого родственники, прослышав о чудотворной иконе, привезли в Гефсиманский скит.

В 1922 году после закрытия Черниговского скита икона Божьей Матери была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон Божьей Матери сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в семью христиан из Подмосковья, но после этого след иконы Божьей Матери теряется. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список (копия) Черниговской-Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы.

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Икона Божией Матери «Черниговская-Ильинская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Черниговская-Ильинская» молятся об исцелении от паралича и расслабления, оспы, болезни ног, глаз и слепоты, беснования, нападения темных сил, об избавлении от внезапной смерти.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Черниговская-Ильинская»

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан, понеже инаго упования не имамы разве Тебе, Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице, Мати Христа Бога моего. Темже помилуй и избави мя от всех зол моих и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего, да помилует окаянную душу мою, и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Молитва к черниговской божьей матери

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским, написан в 1658 году монахом Геннадием, который до монашества назывался Григорием Константиновичем Дубенским.

О Черниговской иконе Божией Матери писал святитель Тобольский Иоанн (+ 1715, память 10 июня).

Ильинская-Черниговская икона Божией Матери

Пред иконой молятся об исцеления от паралича, оспы, болезни ног, нападения тёмных сил, от внезапной смерти.

Молитва иконе Божией Матери “Ильинско-Черниговская”

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепо-рочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Иверская икона Пресвятой Богородицы – вторник Светлой Седмицы, 25 февраля, 13 апреля, 6 мая, 26 октября

Черниговская икона Божией Матери

Богородичные иконы - достояние православной церкви. В каждой из них сокрыта чудодейственная сила, любовь и милосердие Богородицы к нуждам молящихся.

Черниговская икона, в народе Гефсиманская, заявила о себе в далеком XVII веке. Существует версия, что данная икона есть не что иное, как список (копия), написанный с Ильинского образа Богородицы, но никаких подтверждений тому нет. Это один из известных и чудодейственных образов Пресвятой Девы, относящихся к особому типу. Ведь это плачущая икона, которая может не только бездвижно слушать, но и мироточить, слезно сострадая верующим людям.

История Черниговской иконы Богородицы

Верующие люди возвестили о Черниговской иконе в 1662 году. На тот момент она покоилась в стенах Троицко-Ильинского монастыря. По многочисленным молитвенным просьбам, обращенным к Богоматери, обитель Божья была избавлена от нападок татар. До того, как Святая Владычица ответила на молитвы, с ее образа стекали слезы. Ровно девять дней жители Чернигова видели, как Богородица, умываясь слезами, сострадает верующим людям. Спустя некоторое время иноплеменные напали на город, принеся верующим непоправимый вред, разорив окрестности и убив много неповинных людей. Послушники храма покинули его после молитв к Богородице, найдя пристанище и спасение в недрах пещер.

Татары прорвались в храм, но как они ни старались разворовать драгоценности на иконах, незримая сила разбрасывала их по сторонам и не впускала в пещеры, где укрывались верующие люди и священнослужители. Враги были так испуганы непостижимым явлением, что предпочли скрыться из города. После этого чуда от Черниговской иконы стали исходить чудесные явления, каждое из которых было засвидетельствовано.

Где находится чудотворный лик

После чуда, которое Черниговская икона явила миру и жителям Чернигова, она была причислена к собственности Гефсиманского скита и пребывала там вплоть до 1922 года. В этот год скит был заброшен, а Богородичный лик направили в Московский храм имени Преподобного Сергия Радонежского. Но там икона не задержалась надолго: в 1938 году обитель была разграблена, а многие святыни были публично сожжены во дворе. Православной семье удалось сберечь и укрыть святой лик в своем доме, но после этого след и история образа теряется. До сих пор не ясно ее местонахождение, поэтому верующие люди молятся ныне имеющемуся списку, находящемуся в возрожденном Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Описание Черниговской иконы Божьей Матери

На иконе величественно изображена Богородица с Младенцем на руках. Их тела покрывают роскошные и красивые одеяния, показывая нам их Небесный статус. Головы святого семейства украшены коронами - символом Царствия их над миром грешным. Младенец Иисус жестом руки благословляет верующих, а в другой руке его - священный список, призывающий чтить все заповеди Божьи.

В чем помогает Черниговская икона Богородицы

Богородица - первая святая заступница и молитвенница за жизнь всех верующих христиан. Молитва подле лика Ее Черниговского смягчит сердце, настроит на покаяние и поможет обрести покой в душе, избавит от многих грехов. К Владычице взывают в минуты отчаянья, бед и терзаний. Она помогает и избавляет от внезапной смерти, дьявольских нападений и неизлечимых болезней. Также оказывает поддержку при борьбе со слепотой, оспой и параличом.

Молитва Богородице подле святого образа

«О, Небесная Владычица, Святая Мать и Царица Небесная, умоляем, услышь и спаси меня, раба грешного (ваше имя). Избавь жизнь мою от напрасной лжи, зла, различных бедствий, напастей, внезапных смертей. Помилуй жизнь мою в часы утренние, вечерние и ночные. Пусть каждый час, прожитый на земле, пройдет под Твоим покровительством. Сохрани меня спящего, сидящего, лежащего и идущего и словно покровом милостью своей укрой. Только ты, Царица Небесная, - крепкая и нерушимая стена, разделяющая меня и сети дьявольские, так не позволь мне погрязнуть в этом. Защити душу мою и тело мое от врагов видимых и невидимых, словно щит, укрой меня. О, Владычица и Госпожа, сохрани меня от смерти напрасной и подари мне смирение до конца дней моих. Лишь Ты - хранительница наша и надежда всякого верующего. К Твоим ногам преподаем, не отвернись от нас, избавь от бед и страданий. Пусть во веки веков ты будешь воспета и благословенна. Аминь».

День празднования

День почитания Черниговской иконы Божией Матери ежегодно состоится 29 апреля (16 апреля по старому стилю). В день празднования особую силу обретают молитвы к Богородице, а помощь, исходящая от иконы Ее, удваивается.

Богородица - одна из первых заступниц и покровительниц жизни всякого верующего православного христианина. Она помогает всем, кто приходит к ней с горячими и искренними молитвами, с верой в душе и любовью ко Христу в сердце. Молитва - вот ключ к успеху, помогающий стать счастливее каждому человеку. Мы желаем вам крепкой веры, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ.

20 ноября - день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. Одна из таких – .

Икона Божией Матери «Прибавление ума»

Образ Божией Матери любим и почитаем христианами со всего мира. Икона «Прибавление ума» имеет ряд.

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

Среди святых чудотворных икон Богородицы особо почитается образ «Нечаянная радость». Молитва перед этой иконой способна.

Икона Божьей Матери “Ильинско-Черниговская”.

День празднования: 29 апреля (16 апреля по старому стилю), икона Божией Матери « ИЛЬИНСКО-ЧЕРНИГОВСКАЯ» – молятся об исцелении от паралича, оспы, болезни ног, нападения темных сил, от внезапной смерти.

Пречистая Владычице Богородице,/ упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепо-рочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Матери Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Черниговская» (Ильинская).

О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Ильинско-Черниговская икона Божией Матери.

Икона прославилась в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. По молитвам к Богородице перед Её чудотворным образом обитель была спасена от напавших на монастырь татар. С 16 по 24 апреля практически все жители Чернигова были свидетелями, как от сей иконы истекали слёзы. Вскоре после этого татары совершили набег на Чернигов и разорили его окрестности. Монахи Ильинского монастыря, помолившись Небесной Заступнице перед Её иконой, укрылись в пещере.Как ни старались ворвавшиеся в монастырь татары завладеть драгоценностями, украшающими чудотворную икону, невидимая сила не допустила их коснуться святыни. Та же невидимая сила каждый раз отбрасывала татар при попытке войти в пещеру, где спрятались иноки. Испуганные непостижимым явлением татары обратились в бегство.Чудотворный список (копия) Ильинской-Черниговской иконы, прославившийся в Гефсиманском скиту. близ Троице-Сергиевой лавры., стал называться Гефсиманской Черниговской иконой Пресвятой Богородицы..

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской иконой. в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Святые угодники: житие, память, страдание

Другие иконы:

Икона Божьей Матери Споручница грешных

Икона преподобного Иоанна Лествичника

Икона Божьей Матери Владимирская

Икона преподобному Сампсону

Икона святителя и чудотвореца Тихона Задонского, Воронежского

Икона святым мученикам Флору и Лавру

Икона Божьей Матери “Калужская”

Икона Божией Матери Яхромская

Икона священномученику Зотику, сиропитателю, пресвитеру

Икона святому великомученику Никите

Икона преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу

Икона святитель Алексий, Митрополит Московский и всея Руси чудотворец

Икона святителю Иоанну Милостивому

Икона святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константина града

14 сентября, в день церковного новолетия, Церковь чтит память Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери.
В этот день праздничное богослужение в соборе в честь Черниговской Гефсиманской иконы Божией Матери возглавил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в сослужении братии обители.
Черниговская Гефсиманская икона писана на полотне в XVIII столетии и представляет из себя точный список с Ильинской Черниговской иконы, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.
Черниговск ая Ильинская икона Божией Матери была пожерт­вована в Ге ф симанс ки й скит дворянко й А лександро й Григорьевно й Филиппово й. Отец ее служил в Архангельске, где из-за сурового климата заболел и скоропостижно скончался на пути в Москву. Александра Григорьевна вместе с матерью и двумя младшими сестрами остановилась близ Хотьковского монастыря. Там мать передала дочерей на попечение знакомой монахини, а сама отправилась в Москву, где сильно заболела и несколько месяцев не могла вернуться к родным. Александра Григорьевна с сестрами в то время проживали в доме священника Иоанна Алексеева, в комнате, где находилась большая писанная на полотне икона Божией Матери Черниговская Ильинская. Не получая вестей от матушки, старшая дочь усердно молилась перед образом Богородицы. Вскоре мать вернулась совершенно здоровая, и дети увидели в этом чудесную помощь, почувствовали еще большее благоговение к иконе, и на следующий же по приезде день был отслужен благодарственный молебен Божией Матери. Когда семья собиралась в Москву, Александра Григорьевна попросила священника сделать копию иконы, на что он ответил, что передаст сам образ, как только Филипповы устроятся на новом месте. В сентябре 1826 года Александра Григорьевна приняла икону, которая тут же была наклеена на новую парусину и отреставрирована.
В 1852 году было решено п оместить икону Богоматери на место , где ее достойно чтили бы и хранили. Александра Григорьевна п осовето­валась об этом с наме стником Троице-Сергиевой Лавры ар химандритом Антони ем, по благословению которого образ был перевезен в пещерную церковь Гефсиманского скита.
Вскоре началось и чудесное прославление иконы Богоматери. Первое наиболее замечательное и документально засвидетельствованное чудо от Черниговской Гефсиманской иконы совершилось в 1869 году. С тех пор исцеления даруются страждущим, молящимся не только у самого образа, но и перед его списками.
Первое чудо, которым Господу благоугодно было ознаменовать св ятую икону, совершилось в день церковно го новолетия (1 сентября). В тот день исцеление получила крестьянка из Тульской губернии Фекла Адрианова, восемь лет до этого страдавшая от полной парализации. Врачи не могли помочь ей, и больную, по ее просьбе, начали возить по святым местам. Это принесло небольшое облегчение страданий, но только по прибытии в Гефсиманский скит совершилось чудо исцеления. Когда ее, недвижимую, внесли в пещерный храм Архистратига Божия Михаила, Фекла, по ее признанию, ощутила некий страх, соединенный с радостью. Помогавшие ей поднесли больную к иконе Божией Матери, и тут Фекла громко сказала: «Отпустите меня». До той поры поддерживавшие ее крестьянки с удивлением увидели, как Фекла самостоятельно встала на ноги и тут же пала ниц перед иконой. После горячей молитвы крестьянка снова поднялась на ноги и уже самостоятельно, пусть и поддерживаемая спутницами, смогла подойти приложиться к иным святыням в церкви.
Митрополит Московский Иннокентий, прибывший в лавру к празднику преподобного Сергия, услышав о совершившемся в Гефсиманском скиту чудесном исцелении, пожелал видеть исцеленную, лично беседовал с ней и расспрашивал о ее жизни, болезни и чудесном исцелении силой Богородицы. На другой день, 26 сентября, митрополит прибыл в Гефсиманский скит и повелел совершить перед чудотворной иконой Богоматери молебное пение. С этого времени от иконы Богоматери Черниговской Гефсиманской обильно стали проистекать многочисленные и разнообразные чудотворения. Все эти чудеса засвидетельствованы надлежащим образом очевидцами.
Слава иконы Божией Матери распространялась с необычайной быстротой. Измученные страданиями и болезнями, жаждущие телесного и духовного исцеления, люди самых разных сословий с твердой верой шли к чудотворной иконе, и милость Божия не оставляла их. К началу ХХ в. было засвидетельствовано более 100 чудес.
В 1922 году после закрытия Гефсиманского скита икона была перенесена в Москву в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Когда в 1938 году храм закрыли, а большинство икон сожгли во дворе, чудотворный образ удалось спасти и передать в благочестивую семью из Подмосковья, но после этого след иконы теряется. Ныне в Гефсиманском скиту почитается список Черниговской Гефсиманской иконы Пресвятой Богородицы.
Драгоценные украшения и различны е привески на иконе, величественный собор, воздвигнутый над пещерами и ныне реставрируемый по усердию верующих, облагодетельствованных чудесной помощью Богоматери, являются самыми красноречивыми свидетелями бесчисленных чудес, совершившихся здесь от Ее дивной иконы. Поэтому в настоящее время всякий богомолец, посещающий Свято-Троицкую Сергиеву лавру, считает своим долгом посетить также и Гефсиманский Черниговский скит, чтобы поклониться находящейся там чудотворной Черниговской иконе Божией Матери.

Православная церковь называет Богородичные иконы своим достоянием, ведь в каждой из них скрыта чудотворная сила, любовь и чистое милосердие Богородицы к нуждам молящихся. По одной из версий, Икона Божией Матери – Черниговская, или в народе Гефсиманская – список (или, копия), написанный с Ильинского образа Богородицы. Правда, ни одного подтверждения этому факту нет.

История плачущей иконы

О Черниговской иконе заговорили еще в далеком 17 веке – когда в 1662 году она покоилась в стенах Троицко-Ильинского монастыря. Именно тогда Божья обитель была спасена от нападок татар благодаря многочисленным молитвам верующих. Жители Чернигова видели, как с образа Святой Владычицы стекали слёзы, а через несколько дней иноплеменные напали на город, разорив его и убив много неповинных людей. После молитв к Богородице, послушники храма покинули его, найдя свое спасение в недрах пещер.

Татары сумели прорваться в Святую обитель, но разворовать драгоценности на иконах они так и не смогли. Неведомая им сила разбрасывала их от икон и не впускала в пещеры, где прятались выжившие верующие и священнослужители. Неверные были настолько испуганы незримой силой, что предпочли скрыться из города. С тех пор от чудесной иконы стали исходить новые волшебные явления, которые были засвидетельствованы.

Богородица является первой заступницей и молитвенницей за жизнь всех верующих христиан.

Чудеса об этой иконе были описаны святителем Дмитрием Ростовским в книге «Руно Орошенное». Заканчивая ее, он писал: «Конец книги, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить».

В 1852 году дворянка Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала чудотворящую икону в Гефсиманский скит.

Спустя некоторое время снова начались прославления иконы Богоматери. Так, в 1869 случилось первое невероятное чудо от Гефсиманской иконы, которое документально засвидетельствовали. С того времени волшебные исцеления даруются молящимся христианам не только у самого образца, но и подле его список (копии).

Чудо иконы начала распространятся с необычайной скоростью и люди самых разных сословий с непоколебимой верой шли к чудотворной иконе Богородицы после мучений, страданий и болезней. Христиане жаждили телесного и духовного исцеления и милость Божия не оставляла их.

К началу 20 века было документально засвидетельствовано уже более сотни чудес.

Молитва перед иконой

Небесный статус изображенных на иконе – Богородицы с Младенцем на руках – говорят их величественные одеяния. Короны, украшающие головы святого семейства считается символом их Царствия над миром. Младенец Иисус благословляет всех верующих жестом своей руки. Священный список, находящийся в другой руке Иисуса призывает читать и придерживаться заповедям Божьим.

Чудотворная Черниговская икона Божией Матери: о чем молятся ее последователи и текст молитвы Вы найдете ниже.

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Цари́це Небеси́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́: се бо, грехми́ погружа́еми и скорбми́ обурева́еми, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живу́щей Ти с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша, не и́мамы бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства и утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных. Помози́ нам, немощны́м, утоли́ ско́рбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблу́дших, уврачу́й боле́зненная сердца́ на́ша и спаси́ безнаде́жныя. Да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Предста́тельница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко Благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Верующие христиане взывают к Святой в отчаянные минуты душевных терзаний, несчастий и бед. Молятся о смягчении сердца и болезнях.

Обрести покой в душе, избавиться от грехов, неизлечимых болезней, внезапной смерти и получить поддержку в борьбе с такими недугами, как оспа, слепота и паралич – то, в чем помогает икона Черниговской Божией Матери.

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона Пресвятой Богородицы находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрождённом в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Тропарь, глас 5

Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице,/ упова́ние всех христиа́н,/ поне́же ина́го упова́ния не и́мамы, ра́зве Тебе́,/ Всенепоро́чная Влады́чице моя́, Госпоже́ Богоро́дице,/ Ма́ти Христа́ Бо́га моего́,/ те́мже поми́луй, и изба́ви мя от всех зол мои́х,/ и умоли́ ми́лостиваго Сы́на Твоего́ и Бо́га моего́,/ да поми́лует окая́нную ду́шу мою́/ и да изба́вит мя от ве́чныя му́ки// и сподо́бит мя Ца́рствия Своего́.

Перевод: Пречистая Владычица Богородица, надежда всех христиан, поскольку иной надежды не имеем, кроме Тебя, Всенепорочная Владычица моя, Госпожа Богородица, Матерь Христа Бога моего, потому помилуй и избавь меня от всех бедствий моих, и умоли милостивого Сына Твоего и Бога моего, да помилует несчастную душу мою и да избавит меня от вечных мук и удостоит Царствия Своего.

(празд. 16 апр.), чудотворный образ, написанный в 1658 г. мон. Троице-Ильинского (Болдинского) мон-ря в Чернигове Геннадием (Дубенским) при игум. Зосиме (Тишевиче) и Лазаре (Барановиче), архиеп. Черниговском; совр. местонахождение неизвестно.

История создания иконы и чудеса от И. Ч. и. описаны свидетелем событий свт. Димитрием, митр. Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно орошенное» (1-е изд.- Чернигов, 1683). О нек-рых чудесах упоминает также свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, в стихотворном сочинении «Богородице Дево» (Чернигов, 1707). В 1662 г. от И. Ч. и. произошло чудо истечения слез, длившееся с 16 по 24 апр., в связи с этим иконе установили день празднования. В том же году на Чернигов напали татары, разорили город и окрестности, в т. ч. и Троице-Ильинский мон-рь, однако, как свидетельствует свт. Димитрий Ростовский, икона и ее драгоценный оклад остались невредимыми. Спаслась и укрывавшаяся в подземных пещерах братия. С XVII в. случаи чудес от И. Ч. и. фиксировались с особой тщательностью. В «Руне орошенном» свт. Димитрий Ростовский подробно описал 24 чуда (по часам в сутках) исцелений от всевозможных недугов жителей Чернигова и окрестностей. Список чудес пополнялся при переизданиях книги. Так, к 1696 г. насчитывалось 56 случаев исцеления (5 - от слепоты, 3 - от болезни ног, 3 - от «гостца» (ревматизма), 1 - от расслабления, 15 - от беснования, 14 - от помутнения рассудка, 15 - от различных хронических заболеваний) и 1 случай воскрешения отрока. В XIX в. также засвидетельствовано неск. исцелений от И. Ч. и.: роменского мещанина от лихорадки (1865), черниговской девицы от умственного расстройства (1874, в день празднования иконе), младенца от сильного жара (1887 или 1888), сына полтавской помещицы от дифтерита (до 1898), штабс-капитана из Свеаборга от хронического заболевания (до 1898) и др. Почитателем иконы был свт. Антоний (Смирницкий) , архиеп. Воронежский и Задонский.

До постройки в мон-ре Троицкого собора (1679-1695) икона пребывала в Ильинской ц. при пещерах, справа у ближайшего к иконостасу столпа. В 1786-1794 гг. в связи с готовившимся, но не состоявшимся открытием в Чернигове ун-та при Троице-Ильинском мон-ре икона была поставлена в Успенском соборе Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря . В XIX в. она находилась в соборе только в летнее время. На зиму образ переносили в теплую ц. Рождества Христова, ставили в особом киоте за правым клиросом. В нач. XX в. зимой И. Ч. и. находилась в Сретенской ц. при архиерейских покоях, в соборе оставляли икону-заместительницу. Чудотворный образ исчез после закрытия Троице-Ильинского мон-ря (1924).

В кон. XVII в. для иконы по инициативе архиеп. Лазаря (Барановича) и на средства гетмана И. С. Мазепы (чьи инициалы и герб имелись на киоте) изготовили серебряный оклад и киот (не сохр.). Корона с драгоценными камнями была пожертвована черниговским полковником В. Дуниным-Борковским, который в 1687 г. получил от иконы исцеление. Размеры иконы (1 аршин 5 вершков на 14,5 вершка - 93,37×64,45 см) при помещении в киот были увеличены за счет того, что ее обложили рамой, покрытой серебряными пластинами с вычеканенными на них дополнительными изображениями (2 аршина 2 вершка на 1 аршин 6 вершков (151,24×97,8 см) вместе с рамой). К киоту были прикреплены таблички с надписями: «Сей святый образъ Божия Матери, именуемыя Ильинскою-Черниговскою, написанъ 1658 года». «Чудодейственное течение слез на оном образе видимо было 1662 года, с 16 по 24 число месяца апреля». «В 1662 г. было нашествие татар на град Чернигов, но к сему чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин». В 1897 г. оклад заменили новым, выполненным в Москве М. Н. Рындиным на пожертвования жителей Чернигова. На нем имелась надпись: «Сия серебряная риза сооружена вместо старой, которая пришла в ветхость, по благословению Епископа Антония Черниговского и Нежинского усердием доброхотных жертвователей г. Чернигова. Для заказа сей ризы был послан иеродиакон Варлаам в Москву к мастеру М. Н. Рындину 1897 г. Весу в сей ризе 33 ф. 29 з.».

Чтимые списки

И. Ч. и., выполненные в кон. XVII-XVIII в., находились во всех храмах Чернигова.

В наст. время в Елецком Успенcком мон-ре в Чернигове почитаются 2 списка. Первый (кон. XVIII в.) соответствует размерам чудотворному образу и происходит из Троице-Ильинского мон-ря, где он находился с начала Великой Отечественной войны и до закрытия мон-ря в 1962 г. (в этот период мон-рь был женским). Со дня закрытия образ хранился у мон. Агнии, к-рая передала его в Елецкий мон-рь по возрождении в обители монашеской жизни. В 1996 г. икона была отреставрирована Р. М. Боголюб. В мон-ре образ считается оригиналом письма мон. Геннадия (Дубенского), несмотря на иконографическое несоответствие чудотворной иконе, чье изображение без оклада зафиксировано на фотографии нач. XX в. Не исключено, что эта икона была списком, к-рый ставился в Троицком соборе Троице-Ильинского мон-ря в зимнее время на место чудотворного образа. Др. икона (XIX в.), меньше по размеру, украшена серебряным окладом XIX в. Находилась в мон-ре до его закрытия в нач. 20-х гг. XX в., затем хранилась у киевской монахини, к-рая в 1988 г. передала ее наместнику Киево-Печерской лавры еп. Ионафану. С 1994 г. образ пребывает в мон-ре; его можно идентифицировать с упоминаемым в лит-ре нач. XX в. списком И. Ч. и. в серебряной ризе, изготовленной на средства девицы Клавдии.

В Гамалеевском Харлампиевом жен. мон-ре пребывал местночтимый список (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., не сохр.), выполненный для этой обители. Он уцелел при опустошительном пожаре кон. XVIII в., имел серебряную ризу (Филарет (Гумилевский), архиеп. Гамалеевский Харлампиев женский монастырь. Чернигов, 1862. С. 42).

В ц. апостолов Петра и Павла с. Репки (Городнянского у. Черниговской губ.) находился один из ранних списков (до 1742; не сохр.) чудотворного образа. Первоначально икона пребывала в Троицкой ц. (1742), выстроенной владельцем села сотником Леонтием Яковлевичем Бакуринским, перестроенной и переосвященной при его потомках в 1840 г. На серебряной ризе иконы имелась надпись: «В церковь репницкую искована коштом Леонтия Бакуринского сотника Ранского року 1742» (Он же. Историко-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1874. Кн. 6. С. 227).

В Воскресенской ц. в г. Сосница Черниговской губ. был поставлен список (не сохр.), выполненный в 1774 г. по заказу диак. Иакова Бережного. Заказ, очевидно, был связан с памятью об исцелениях в кон. XVII в. от И. Ч. и. жителей Сосницы Агафьи Уласовой и Иоанна Андреевича, что было описано свт. Димитрием Ростовским в «Руне орошенном». Образ был украшен серебряной позолоченной ризой и имел стихотворную надпись.

В ц. во имя свт. Петра, митр. Московского, в Ульянке в С.-Петербурге находился список (не сохр.), выполненный, как полагали, в Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и подаренный его игум. Лаврентием (Крщановичем) имп. Петру I после Азовского похода (Сахаров. 1851; Монастырский. 1880; Черневский. 1884; Карпинский. 1913). Существовало мнение, что первоначально она находилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда в 1708 г. вместе с нек-рыми предметами храмовой утвари была перевезена в С.-Петербург во вновь построенную ц. во имя свт. Петра. История храма достоверно прослеживается только с 1722 г. Образ был написан маслом в южнорус. манере (182,24×111,13 см), его композиция соответствовала композиции чудотворной И. Ч. и. в киотной раме. Изображение Богоматери с Младенцем дополняли клейма на верхнем и боковых полях, на нижнем поле были представлены аллегорические сцены, прославляющие имп. Петра I, и 2 пространные надписи-подношения. Икона была украшена серебряной ризой с драгоценными камнями, выполненной на рубеже XVIII и XIX вв.

Происхождение и датировка списка (не сохр.) из Воскресенского собора Смольного мон-ря неизвестны. Икона обнаружена в 50-х гг. XIX в. на складе старых церковных вещей мон-ря и поставлена в соборе по распоряжению его настоятеля Н. Ф. Раевского. Возможно, икона первоначально принадлежала одной из монахинь обители и после ее кончины поступила в монастырский храм во имя равноап. Марии Магдалины, после упразднения мон-ря (1835) была передана собору. Встречающееся в лит-ре XIX в. отождествление этого образа с иконой, подаренной имп. Петру I в 1696 г. и переданной имп. Елизаветой Петровной мон-рю, не имеет оснований. Размеры списка иконы меньше размеров оригинала (71,12×49 см), иконографии отличаются друг от друга: на списке отсутствует изображение рамы с дополнительными сюжетами и текстами. Ко времени прославления образ не имел ризы и венцов. Неясны обстоятельства прославления иконы. В популярной лит-ре отражена версия, согласно к-рой икона была найдена 18 июня 1851 г. по описанию некоего гвардейского унтер-офицера, к-рому образ явился во сне. С разрешения С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского) обретенный образ был поставлен в соборе у правого столпа, перед ним служили молебны. Вскоре он стал самой чтимой иконой в соборе, был заключен в золоченую раму и украшен серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями. В 1891 г. для иконы соорудили золоченый киот в память чудесного спасения имп. Александра III и его семьи 17 окт. 1888 г. С 1892 г. на праздник Преображения икону носили крестным ходом вокруг местных фабрик. От образа зафиксировано неск. чудес: по молитвам перед иконой избежал пожара извозчичий двор, принадлежавший вдове купца А. Г. Прокофьевой; бывш. сестра милосердия А. А. Коробова исцелилась от болезни глаз; жена крестьянина Тверской губ. О. Арсеньева 21 нояб. 1901 г. излечилась от болезни, к-рой страдала 6 лет (Образцов. 1873; Боровский. 1900; Никифоровский. 1914).

В Гефсиманский в честь Черниговской иконы Божией Матери мужской скит в 1852 г. был вложен список И. Ч. и. (93,35×66,68 см), история которого прослеживается с нач. XIX в. Он находился в доме клирика Хотьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря свящ. Ивана Алексеева, получившего икону от одного из монахов ТСЛ. В 1826 г. священник благословил этой иконой жившую в его доме девицу Александру Григорьевну Филиппову, которая позднее решила передать образ в храм. По благословению наместника ТСЛ икона была поставлена в пещерном храме арх. Михаила в Гефсиманском скиту, для Филипповой был сделан точный список, который она завещала храму Дома призрения при ТСЛ. Первое чудо от иконы - исцеление крестьянки Феклы Ельчищевой от расслабления - произошло 1 сент. 1869 г. Всего от иконы зафиксировано ок. 100 исцелений, образ пользовался широким почитанием в России. В связи с притоком тысяч богомольцев в скиту был выстроен собор с главным престолом в честь И. Ч. и. (1886-1897, освящен в 1893), где был поставлен список чудотворного образа. До передачи чудотворной иконы в скит для нее изготовили серебряный золоченый венец с драгоценными камнями и бриллиантовый фермуар. В 1870 г. на средства кн. Г. И. Грузинского, чья дочь благодаря иконе исцелилась от горячки, А. М. Постников выполнил серебряный оклад. Парчовая подвесная пелена к иконе и бархатные воздухи были пожертвованы в 1874 г. исцелившейся после молитв перед образом от ломоты в костях вдовой Анной Сергеевой Кокаревой. Перед иконой висели десятки лампад от богомольцев. С иконы было выполнено множество списков, нек-рые из них также прославились чудотворениями. Большая часть таких списков создана в скиту схиигум. Германом (Гомзиным). Иконы его работы находились в С.-Петербурге, Саратове, Чернигове, в часовне прп. Сергия Радонежского у Ильинских ворот в Москве, в Иерусалиме, на Афоне. До 1922 г. икона пребывала в скиту, затем была перенесена в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве. После закрытия храма в 1938 г. ее судьба неизвестна. В ТСЛ хранились 3 списка иконы: в притворе Троицкого собора (ранее стоявший в ц. в честь И. Ч. и. в скиту), в трапезной ц. прп. Сергия Радонежского и в монастырской трапезной (с дополнительными изображениями предстоящих свт. Василия Великого и сщмч. Антипы Пергамского). 13 сент. 2004 г. первый из упомянутых списков был возвращен в скит.

В Успенском жен. мон-ре в Перми находился точный список (не сохр.) образа из Гефсиманского скита. Он был написан в ТСЛ в 1874 г. для вновь учрежденной жен. общины в Перми, преобразованной в 1881 г. в монастырь (Серафим (Кузнецов), игум. Пермский Успенский первоклассный жен. общежит. монастырь (в Пермской епархии). Н. Новг., 1913. С. 25). Инициатором передачи иконы был настоятель построенного в 1873 г. Казанского храма (1-й монастырской постройки) свящ. Григорий Остроумов; средства на написание иконы выделены благотворителями обители, купцами братьями Федором и Григорием Каменскими. В 1875 г. икону украсили серебряными позолоченными венцами с камнями. Перед этим местночтимым образом часто служили молебны с водосвятием и акафистом.

В Елеонском Вознесенском русском монастыре в Иерусалиме находится, вероятно, список иконы из Гефсиманского скита работы схиигум. Германа (Гомзина), привезенный в обитель рус. паломниками в нач. XX в. Сначала икона была поставлена в алтаре недостроенной трапезной ц. во имя св. Филарета Милостивого, затем перенесена в собор и помещена в киоте справа перед иконостасом. Вскоре икона стала пользоваться особым почитанием: ежедневно утром и вечером сестры обители молятся перед ней. В мон-ре образ получил местное название «Елеонская Скоропослушница». На средства обители выполнены драгоценные венцы к иконе, образ был украшен многочисленными дарами в благодарность за помощь. В сер. 80-х гг. XX в. все драгоценные украшения и привесы к иконе были похищены (Веселкина Т. Семь дней на Елеоне // Рус. инок. 2007. № 57(220) (Электр. ресурс: www.russian-inok.org)).

В ц. во имя Двенадцати апостолов в Московском Кремле находился образ, упоминаемый в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. (напр.: Церковь Двунадесяти апостолов и патриарший, ныне синодальный дом. М., 1869. С. 5) как выполненный для Патриарха Никона в 1658 г. одновременно с И. Ч. и. в Чернигове. Однако исторических сведений, подтверждающих эту версию, не найдено (в частности, икона не упомянута в описании этого храма у И. М. Снегирёва: Снегирев И. М. Памятники моск. древности. М., 1842-1845).

Иконография

относится к традиц. типу Одигитрии: благословляющий Младенец со свитком в левой руке сидит на левой руке Богоматери. Головы Богоматери и Младенца слегка склонены друг к другу, ножки Младенца плотно сведены. Фигура Богоматери имеет почти поколенный обрез, характерный для южно- и западнорус. Богородичной иконографии XVII в. Мафорий Богоматери сходится на Ее груди под углом так, что виден фрагмент платья. Младенец облачен в белую рубашечку с воротником. С небольшими различиями этот извод был широко распространен в укр. и белорус. иконописи. Отличительной особенностью иконографии И. Ч. и. является жест протянутой вперед благословляющей ручки Младенца. Идентичные или достаточно близкие композиционные решения присутствуют в ряде др. чудотворных образов Богоматери, связанных с Белоруссией и Украиной (Борколабовская , Тригорская , Поддубецкая , Гербовецкая иконы Божией Матери).

В списках чудотворного образа нередко изображались короны на головах Богородицы и Младенца, отсутствующие на самой иконе, но имеющиеся на ее окладе. Впервые короны были изображены на гравюре 1683 г. в кн. свт. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Очевидно, эта гравюра стала образцом для укр. и рус. икон, причем на таких списках обычно повторялась идентифицирующая надпись внизу (икона 1778, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник).

В кон. XVII в. в черниговских землях встречались списки, выполненные не с гравюры, а непосредственно с чудотворной И. Ч. и. (без корон и надписи внизу), имеющие скругленный верх (икона из Успенского собора в Новгороде-Северском, Черниговский гос. историко-архитектурный музей-заповедник). Не исключено, что они воспроизводят первоначальную форму чудотворного образа, к-рый мог быть надставлен в верхних углах до прямоугольника при изготовлении на него оклада и киота в кон. XVII в. (на старой фотографии иконы без оклада заметно несоответствие верхних угловых частей, расписанных цветочным орнаментом в духе народной иконописи, профессиональному уровню живописи иконы). На нек-рых списках XVIII - нач. XX в. (в частности, русских, восходящих к чудотворной иконе Гефсиманского скита) в изображении имеется графическое обозначение полукруглого завершения образа - фигура Богоматери как бы вписана в арку (на гравюре и списках с нее арка не изображалась).

Отсутствие идентифицирующей надписи свойственно мн. укр. спискам чудотворной иконы разного времени, они опознаются только по иконографии. К ним относится образ из иконостаса ц. вмц. Екатерины в Киеве (КПМЗ), при которой существовало Синайское подворье. Вслед. этого на Синай из Киева попали 2 иконы такого типа в составе наборов из 4 икон для местного ряда иконостасов небольших храмов. Первый написан Осипом Белецким в 1838 г. (иконостас ц. ап. Иоанна Богослова Синайского монастыря); 2-й - мастером Феодотом в 1844 г. (ц. прор. Моисея в Фаранском мон-ре на Синае).

Помимо гравюры, иллюстрирующей «Руно орошенное», в укр. графике известны другие изображения И. Ч. и.: ксилография, выполненная в Киево-Печерской лавре; резцовая гравюра 1727 г. работы мон. Гавриила по заказу иером. Иринарха (Бугушевича), где Богородица и Младенец представлены в рамке из цветов и акантовых листьев (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1262, 1263).

В рус. искусстве изображения И. Ч. и. появлялись на рубеже XVII и XVIII вв., образцом для них была гравюра из черниговских изданий «Руна орошенного». Один из ранних примеров - росписи сев. крыльца ц. прор. Илии в Ярославле (кон. XVII в.): в своде изображена сама икона, по сторонам от нее - 2 сцены из истории образа. К нач. XVIII в. относятся первые известные московские списки И. Ч. и. (ГИМ; частное собрание). Сказание об И. Ч. и. вошло в состав сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (НБ МГУ. № 10536-22-71. Л. 99 об., 1715-1716 гг.) и было проиллюстрировано гравюрой работы Г. П. Тепчегорского (1713-1714). Впосл. изображения И. Ч. и. обычно включались в иконы-своды Богородичных образов, в т. ч. эта икона присутствует на наиболее ранних из них - мастера Оружейной палаты Ивана Дорофеева 1722 г. (частное собрание). В кон. XVIII в. встречаются И. Ч. и. с клеймами, иллюстрирующими акафист Богородице (икона Якима Максимова 1780 г., ВСМЗ). Известны укр. иконы этой иконографии, бытовавшие в России с кон. XVII в. (местный ряд иконостаса ц. Св. Троицы в Останкине в Москве, Воскресенского собора в Угличе). Среди образцов И. Ч. и. в ранней рус. гравюре на металле кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. (Там же. № 1259-1261) - подписная гравюра М. Нехорошевского 1749 г., где изображение дополнено избранными святыми в круглых клеймах.

На рубеже XVII и XVIII вв. в Москве появился особый вариант иконографии И. Ч. и., где икона помещена в раму с дополнительными изображениями. Этот извод почти точно повторяет чудотворную икону Троице-Ильинского мон-ря вместе с ее киотной серебряной рамой. На верхнем и боковых полях рамы представлены заключенные в овальные медальоны аллегорические композиции, прославляющие Богородицу, Которая уподобляется плодоносным деревьям: маслине, кедру, пальме, а также кипарису. Изображение на нижнем поле при общем соответствии композиционного построения киотной раме изменено. Если на раме в центре был изображен герб гетмана Мазепы, по сторонам от него - воинский лагерь под луной и город, освещенный солнцем, то на иконах сложного извода в центре нижнего поля представлен российский герб с изображением Азовской иконы Божией Матери , слева - план военных действий при Азове, справа - освещенный солнцем вид Троице-Ильинского мон-ря с крестным ходом. Изображение сопровождается 2 пространными надписями-подношениями, прославляющими имп. Петра I. Сохранились 2 иконы такого извода: из неизвестного храма (нач. XVIII в., ГМИР), из ц. св. Харитона Исповедника в Москве (ок. 1718 г., ГТГ). Сохранившиеся иконы типичны для московской художественной традиции 1-й четв. XVIII в. К этому же типу принадлежал несохранившийся образ из ц. свт. Петра в Ульянке в С.-Петербурге, известный по описаниям. Не исключено, что этот последний образ был укр. происхождения, поскольку в старых описаниях упоминается о южнорус. манере его живописи. В лит-ре существует устойчивое мнение о том, что образ такой иконографии был написан в черниговском Троице-Ильинском мон-ре в 1696 г. и тогда же поднесен настоятелем обители игум. Лаврентием (Кршоновичем) лично Петру I в Москве в память Азовской победы, хотя документальных подтверждений не выявлено. Возможно, это мнение возникло из-за того, что на всех 3 московских иконах данного извода были приведены аналогичные тексты подношений от имени игум. Лазаря, заканчивающиеся словами: «...Вашему царскому пресветлому величеству подносит нижайший богомолец Лаврентий Крисонович, игумен монастыря Свято-Троицкого Ильинского черниговского с братиею». На точном повторении иконографии и текстов основано предположение об общем источнике, которым могла быть как икона (все примеры особого извода имеют схожие размеры, соответствующие размерам чудотворной иконы вместе с рамой), так и некая несохранившаяся гравюра, изданная в Троице-Ильинском мон-ре при игум. Лаврентии в честь Азовской победы.

В XVIII в. в русской иконописи встречается упрощенный извод данного варианта иконографии, где отсутствует изображение на нижнем поле рамы (нач. XVIII в., ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве; кон. XVIII в., частное собрание, Германия).

Ист.: Димитрий Ростовский, свт. Руно орошенное. Чернигов, 1683, 17026; Иоанн (Максимович), свт. Тобольский. Богородице Дево. Чернигов, 1707; Величко С. В. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVIII в. К., 1851. Т. 2. С. 24.

Лит.: Сахаров И. П. Записка для обозрения древностейрус. СПб., 1851. С. 39; Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Описание Ильинской Черниговской иконы Божией Матери c символическими изображениями триумфа императора Петра I по взятии Азова, поднесенной ему Черниговским игум. Лаврентием Кршоновичем вместе с братиею в 1696 г. // Моск. ЕВ. 1872. № 26. С. 182-184; Образцов З. Е., свящ. Воскресенский собор всех учебных заведений, называемый Смольный, в С.-Петербурге // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1873. Вып. 3. С. 294-295; Шангин И., диак. Сказание о чудотв. иконе Божией Матери Черниговской-Ильинской. Чернигов, 1875; Монастырский [С. И.]. Сведения об иконе Черниговской-Ильинской Божией Матери, поднесенной по взятии Азова в 1696 г. Петру Великому // ХЧ. 1880. Ч. 1. С. 195-201; Черневский А. Ц. Петра митрополита на Ульянке // Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 140-156; Миловидов И., свящ. Сказание о чудотв. иконе Богоматери, именуемой Черниговская, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. [Серг. П.,] 18968; Сказание о чудотв. Черниговской иконе Божией Матери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры, с описанием храма во имя сей чудотв. иконы. М., 1896; Боровский И. В. К истории чудесного прославления в С.-Петербургском Воскресенском соборе иконы Божией Матери Черниговской-Ильинской / Сообщ.: прот. Ф. Н. Никифоровский. СПб., 1900; Добровольский П. М. Чудотворная икона Богоматери Троице-Ильинская Черниговская: Ист. очерк. Чернигов, 1900; Святыни Чернигова / Ред.: прот. И. Г. Покровский. СПб., 1900; Ефимов А. Н., свящ. Черниговско-Ильинская чудотв. икона Божией Матери // Черниговские ЕИзв., 1906. Ч. неофиц. № 11, 13, 14, 16-21. С. 8-9; Васютинский Ф. И., прот. Чернигов, его святые храмы, чудотворные иконы и местночтимые святыни // Там же. 1911. № 13. С. 352-400; Картины церк. жизни Черниговской епархии из 9 веков ее истории. К., 1911; Карпинский К. Т., свящ. Сведения об иконе Божией Матери Троицко-Ильинской Черниговской, поднесенной по взятии Азова в 1696 г. имп. Петру Великому // Вера и жизнь. Чернигов, 1913. № 13. С. 45-55; Никифоровский Ф. Н., прот. Черниговская Ильинская икона Божией Матери в Смольном Воскресенском соборе в С.-Петербурге. СПб., 1914; Мумриков А., диак., Козлова В., Лоренц М. Руно орошенное - всея вселенныя Мати: К 120-летию прославления Черниговской иконы Божией Матери // ЖМП. 1989. № 1. С. 66-72; Круминг А. А. Книга св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» как лит. источник сюжетов «Рус. народных картинок» и иконописи // Филевские чт.: Тез. 4-й междунар. конф. 16-19 мая 1995 г. М., 1995. С. 41-44; Пуцко В. Г. Мазепина срiбна шата в Чернiговi // Родовiд. Чернигiв, 1996. № 2(14). С. 112-116; Вероника (Терехова), мон. Черниговский Елецкий Свято-Успенский жен. мон-рь. К., 1999. С. 59-62; Звездина Ю. Н. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская»: Нек-рые особенности аллегорической программы 1696 г. // Музей, общество, религия: Аспекты взаимодействия: Мат-лы IX С.-Петербургских религиовед. чт. СПб., 2002. С. 28-30; она же. Икона «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 г.- дар Петру I в память Азовской победы // Филевские чт.: Тез. 9-й науч. конф. 10-13 окт. 2006 г. М., 2006. С. 26-28; она же. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи ц. Илии Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати // XII науч. чт. пам. И. П. Болотцевой. Ярославль, 2008. С. 35-42; Чудотворные и местночтимые иконы Святой Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. Ч. 1. С. 198-201; 2005. Ч. 2. С. 230-233; Днепрова Н. Святыни России // Правосл. Москва: Газ. 2004. № 19. C. 7; Адруг А. Чудотворна iкона «Iллiнськоï Богоматерi». Чернiгiв, 2006.

Н. И. Комашко