Красота глаз Очки Россия

Катары. Религия катаров Государственное устройство и политическая система

Катар , монархическое государство (эмират) в Юго-Западной Азии, столица - Доха . Площадь - 11,437 тыс. кв. км., Население – 840,3 тыс. человек (2004), около 90% населения сосредоточено в столице и её пригородах. Официальный язык – арабский. Государственная религия – ислам .

Религия

В году СМИ объявляли о начале строительства в следующем, 2006, году в столице Катара Дохе (впервые за 14 веков) христианской (англиканской) церкви Богоявления. Однако сведений о данном строительстве более не поступало.

14 марта года на окраине Дохи был освящен первый христианский храм в Катаре - католический храм Святой Девы Марии, построенный, как требовали власти Катара, без колокольни и креста. Участок на окраине Дохи, столицы страны, подарен эмиром Катара шейхом Хамадом бин Халифом аль-Тани, который в 2002 г. установил дипломатические отношения с Ватиканом. На том же земельном участке площадью 21 тыс. кв. м. предполагается возвести еще пять церквей, в том числе

Официальное название - Государство Катар (Даулят Катар, State of Qatar). Расположен в Юго-Западной Азии, в северо-восточной части Аравийского полуострова, выдвинут далеко в Персидский залив. Территория страны включает полуостров Катар и ряд небольших прилегающих островов общей площадью 11,437 тыс. км2. Численность населения св. 800 тыс. чел. (оценка 2003).
Государственный язык - арабский.
Столица - г. Доха (313 тыс. чел., 1998).
Государственный праздник - День независимости 3 сентября (с 1971).
Денежная единица - катарский риал (содержит 100 дирхамов).
Член ООН (с 1971), ЛАГ (с 1971), МВФ, МБРР, ОПЕК, ОИК, ОАПЕК, ССАГПЗ (с 1981) и др.

Флаг и герб

География

Расположен между 50°45’ и 51°35’ восточной долготы и 24°45’ и 26°10’ северной широты. С севера, запада и востока омывается водами Персидского залива. Побережье представляет собой изрезанную береговую линию протяжённостью 563 км. Большое количество коралловых рифов (иногда шириной до 4 км) делает его труднодоступным. Катар граничит на юге с Саудовской Аравией, на море - с Бахрейном и ОАЭ (эмират Абу-Даби).

Рельеф территории прост и расположен на понижающемся к морю невысоком пустынном плато Аравийского полуострова.

Залежи полезных ископаемых - нефти и природного газа - имеют мировое значение. Почвы в основном песчаные и известняковые. Природа отличается жарким и засушливым климатом, отсутствием постоянно текущих рек и естественных водоёмов. В период дождей (декабрь - январь) вода накапливается в сухих руслах (вади), самое крупное из которых Машриб проходит около столицы. Летом (май-октябрь) температура в полдень поднимается до 45°С при влажности воздуха 85-90%. В это время часты песчаные бури. Зима (декабрь-март) умеренно тёплая, днём +15–25°С, ночью до +10°С.

Из-за сложных климатических условий растительный и животный мир Катара крайне скуден. В этом районе находятся очаги распространения саранчи. В водах Катара водится более 70 видов промысловых рыб: тунец, ставрида, макрель, сардина. В районе коралловых рифов издавна добывают жемчуг.

Население

До открытия нефтяных месторождений число жителей не превышало 20 тыс. чел. Рождаемость 15,6‰, смертность 4,43‰, детская смертность 20 чел. на 1000 новорождённых, продолжительность жизни 73,14 года (женщин 75,76, мужчин 70,65 года) (2003). Возрастная структура населения: 0-14 лет - 24,7% всех жителей страны, 15-64 года - 72,4%, 65 лет и старше - 2,9 %. Основная часть населения (более 90%) сосредоточена в столице и других крупных городах. Для демографической ситуации Катара характерен малый удельный вес коренного населения (1/6 часть) в общей массе людей, прибывших из других стран в качестве наёмной рабочей силы и обслуживающего персонала. Это порождает много проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности и сохранением катарской самобытности.

Этнический состав страны очень неоднороден: арабы 40%, пакистанцы 18%, индийцы 18%, иранцы 10%, другие - 14%. Языки: арабский, английский - в качестве второго языка. Государственная религия Катара - ислам, принятый в 628 г. Его канонами проникнута вся жизнь местного населения. Коренные жители Катара исповедуют суннизм ханбалитского «мазхаба» - религиозно-правовой школы, считающейся наиболее жесткой. Часть их является последователями учения шейха Ибн Аль-Ваххаба (ханбализм в его крайнем выражении). Небольшая часть населения - шииты. В настоящее время за счёт притока иностранных рабочих около половины населения страны придерживается индуизма, буддизма и христианства.

История

Земли современного Катара были заселены с глубокой древности. Наиболее ранние археологические находки датируются концом 4 тыс. до н. э. и подтверждают существование здесь развитой и процветающей цивилизации. После принятия в 7 в. ислама вместе с остальными жителями Персидского залива территория Катара вошла в состав Арабского халифата - Омейядов, позднее Абассидов.

В нач. 16 в. на берегах Персидского залива появились первые европейские колонизаторы, среди которых наиболее активными оказались Португалия и особенно Великобритания. После длительного сопротивления шейх Катара в 1868 г. был вынужден заключить с Великобританией «Договор о вечном мире», фактически закрепивший её колониальное господство. С 1871 г. Катар был вновь оккупирован Османской империей, назначившей там своего губернатора. Но в реальности страной управлял шейх Касем бин Мухаммед, основавший династию ныне правящего в Катаре рода Аль Тани (с 1878 г.). Согласно официальным данным, семья Аль Тани происходила из племени тамим (современная Саудовская Аравия) и эмигрировала на полуостров в нач. 18 в.

Воспользовавшись 1-й мировой войной, Великобритания заставила Турцию отказаться от притязаний на Катар, и в 1916 г. новый правитель Катара шейх Абдаллу ибн Касема Аль Тани подписал договор об установлении английского протектората. В 1935 г. правителей Катара вынудили заключить концессионное соглашение с британской «Петролеум Девелопмент оф Катар», дававшее ей в течение 75 лет практически неограниченные и бесконтрольные права на разведку, добычу и продажу нефти и газа, строительство промышленных объектов, ввоз иностранных рабочих. Весь традиционный уклад веками складывавшейся экономики страны был нарушен, что привело к резкому обнищанию местного населения.

К кон. 1960-х гг. кризис колониальной политики Великобритании стал очевиден. Её попытка сохранить своё влияние в регионе путём создания федерации из девяти эмиратов: Бахрейна, Катара и семи эмиратов Договорного Омана провалилась. Страны не смогли договориться между собой и вслед за Бахрейном 3 сентября 1971 г. Катар провозгласил свою независимость.

Следующим шагом уже независимого Катара стало вступление в сентябре 1971 г. в ЛАГ и ООН. 22 февраля 1972 г. премьер-министр страны шейх Халифа с согласия Совета старейшин назначил себя эмиром Катара, объявив находящегося за границей правящего шейха Ахмеда низложенным. Новая власть продолжила начатые реформы, уделив особое внимание модернизации экономики. В 1995 г. престол унаследовал сын эмира Халифа - Хамад бин Халифа Аль Тани. Молодому эмиру удалось решить многолетние пограничные споры с соседним Бахрейном и Саудовской Аравией. Обострение отношений с Бахрейном произошло в марте 1982 г. из-за территориальной принадлежности островов Хавар и района Фашт ад-Дибаль. После слушаний в Гаагском суде в марте 2001 г. был принят вердикт, по которому Хаварские острова отошли Бахрейну, а отмели Фашт ад-Дибаль были переданы Катару. В 1992 г. из-за событий в приграничной области возник конфликт между Катаром и Саудовской Аравией. После длительного урегулирования Катар в марте 2001 г. подписал карты с демаркационной линией между двумя странами, где было окончательно утверждено разграничение морских и сухопутных границ.

Государственное устройство и политическая система

Официально Катар - суверенное арабское государство с абсолютной монархией. В стране действует временная Конституция, принятая 2 апреля 1970 г. Вся полнота власти в стране принадлежит эмирам из династии Аль Тани и может передаваться по наследству только шейхам из этого рода. По административному делению страна состоит из 10 муниципалитетов (баладият): Ад-Давва, Аль-Джувария, Аль-Джумалия, Аль-Хор, Аль-Вакра, Ар-Райян, Джарайян аль-Батна, Аш-Шамаль, Умм Саид, Умм Саляль. Главе муниципалитета на его территории подчинены все государственные учреждения и ведомства, также в его функции входит ведение всех административных дел. Правитель Катара - эмир Хамад бин Халифа Аль Тани (с июня 1995). Исполнительной властью в стране является Совет министров (17 человек с сентября 1992 г.), который также возглавляет эмир. Он назначает и смещает министров, несущих перед ним личную ответственность за политику государства и работу министерств. Помимо этого, эмир является верховным главнокомандующим страны.

В 1972 г. эмир Халифа бин Хамада Аль Тани в соответствии с принятой временной Конституцией создал специальный Консультативный совет (Шура). С 1988 г. этот орган состоит из 35 человек, избираемых сроком на 4 года и назначаемых эмиром из числа представителей, выбранных при ограниченном избирательном праве. По Конституции они имеют право обсуждать и давать рекомендации по принятию законов, разработанных Советом министров, запрашивать министерства по внешним и внутриполитическим вопросам, включая проекты бюджета. В их функции входит рассмотрение государственных и гражданских дел, после чего они выносятся на одобрение министров и эмира. Однако по закону Консультативный совет не может обладать реальной или законодательной властью. В марте 1999 г. в Катаре впервые прошли выборы 29 членов в Центральный муниципальный совет, следующие выборы состоялись в апреле 2003 г.

В июле 1999 г. эмир создал специальный комитет из 32 человек для разработки проекта постоянной Конституции страны. В июле 2002 г. проект был представлен на рассмотрение эмиру, после чего был полностью одобрен на референдуме в апреле 2003 г. В стране запрещена деятельность любых политических партий и профсоюзов. Также запрещена и преследуется по закону дискриминация по расовому, этническому или религиозному признаку. Высшей судебной инстанцией страны является апелляционный суд, чьи решения утверждаются эмиром и пересмотру не подлежат. К ведущим организациям деловых кругов относятся крупнейшие банки и промышленные компании страны: Катарская нефтяная компания (QP), Катарская нефтехимическая компания (QAPCO), QATARGAS, Катарская сталелитейная компания (QASCO), Катарская промышленная компания (QIMCO) и др. В настоящее время внутренняя политика страны направлена на диверсификацию промышленной базы, использование местных природных ресурсов, уменьшение зависимости от импорта товаров, увеличение видов экспортной продукции. Национализация нефтяной промышленности в 1973 г., после которой доходы страны резко возросли, позволила правительству провести ряд существенных изменений и в социальной сфере. Реформы были проведены в области здравоохранения, жилищного строительства, в сфере коммунальных услуг, пенсий и пособий. В нач. 1980-х гг. была осуществлена новая крупная программа по улучшению социальной жизни населения, все услуги на медицинское обслуживание и образование стали бесплатными. В мае 1989 г. по указанию эмира был сформирован Совет по планированию, призванный улучшить координацию планов по социально-экономическому развитию Катара. Была объявлена цель - уменьшить зависимость от нефтяного сектора, но и в настоящее время экономика Катара остаётся полностью ориентированной на экспорт нефти и природного газа.

В области внешней политики Катар придерживается принципов движения неприсоединения, членом которого является с 1971 г. Катар выступает за диалог между странами, основанный на принципах взаимного доверия и невмешательства в дела суверенных государств. Большое значение для внешней политики Катара имеют его отношения с арабскими странами. Наиболее тесные связи существуют у Катара с соседней Саудовской Аравией. В 1992 г. Катар заключил пакт об обороне с США. Аналогичное соглашение было заключено с Великобританией (1993) и Францией (1994). Всё более укрепляющиеся связи Катара с США и Францией показывают стремление властей обрести широкую военную поддержку ведущих мировых держав. Во время 2-й войны в Персидском заливе (март-апрель 2003 г.) Катар предоставил США свои военные базы и занял проамериканскую позицию. Всё возрастающая политическая напряжённость в регионе вынудила правительство Катара обратить пристальное внимание на создание эффективной системы самообороны.

Вооружённые силы страны состоят из армии, Военно-морских и Военно-воздушных сил. Их общая численность на август 2001 г. 12,33 тыс. чел. В стране существует обязательная воинская повинность для всех мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок военной службы составляет 12-24 мес. В 2000/01 расходы на оборону увеличились до 723 млн. долл. США, что составило 10 % ВВП. Основной поставщик оружия в Катар -Франция (танки, авиация), меньшую долю имеет Великобритания (военные корабли).

Катар имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1988 г.).

Экономика

Найденная в Катаре нефть (1939) и её промышленная добыча (с 1949) кардинально изменили ситуацию в стране, позволив достичь беспрецедентных темпов экономического роста. На сегодняшний день нефть составляет более 55% ВВП, 85% доходов экспорта и 70% всех государственных доходов. Доказанные резервы нефти 14,5 млрд. барр. (2002). Благодаря добыче нефти ВВП на душу населения в Катаре сравним с ведущими западными промышленными странами. Помимо нефти всё большее значение приобретает добыча и экспорт природного газа, запасы которого, по различным оценкам, превышают 21 трлн. м3 (2-е место в мире по объёму после РФ). Обнаруженные в гигантском месторождении Норт Филд запасы позволят газовой промышленности развиваться прежними ускоренными темпами и обеспечить необходимое количество газа для его прохождения по планируемым газопроводам в Кувейт и ОАЭ. Добыча газа в Катаре возросла с 19,6 млрд. в 1998 г. до 32,5 млрд. м3 в 2001 г. В 2000 г. активное сальдо внешнеторгового баланса Катара составило 7 млрд. долл. Это произошло в основном из-за высоких мировых цен на нефть и постепенного повышения экспорта газа. Этот излишек сохранился и в 2001 г.

Катар со дня объявления своей независимости поддерживает высокие темпы роста ВВП. В среднем они составляют 8-10% в год. Объём ВВП Катара с 510 млн. долл. США (1972) вырос до 7,17 млрд. долл. США (1995), т.е. более чем в 14 раз. Динамика роста объёма ВВП полностью зависит от состояния мирового рынка энергоносителей и цен на нефть. Для Катара период общего спада в мировом хозяйстве и, как следствие, заметного сокращения потребления нефти совпал с падением объёма ВВП внутри страны (4930 млн. долл. США в 1985 г. против 5773 млн. долл. США в 1979 г.). Аналогично ВВП колебался рост национального дохода на душу населения: в 1982 г. он достиг 19 тыс. долл. США, что позволило стране занять одно из первых мест в мире по этому показателю; в 1995 г. из-за спада на рынке топлива он равнялся 12 тыс. долл. США. По данным на 2002 г., ВВП 17,2 млрд. долл. США, темпы прироста ВВП 3,4%; ВВП на душу населения 21,5 тыс. долл. США. Инфляция 1,9% (2002), безработица 2,7% (2001).

Отраслевая структура экономики: по вкладу в ВВП (%,1996): сельское хозяйство 1, промышленность 49, сфера услуг 50. Структура ВВП по занятости (%, 2000): сельское хозяйство 0,4, промышленность 67,6, сфера услуг 32. Помимо нефтегазовой промышленности, составляющей основу экономического благосостояния страны, широкое развитие получила энергетика. Суммарная мощность электростанций оценивалась в 1863 МВт (2000), производство электроэнергии составило 9,264 млрд. кВт/ч (2001). Катар предоставляет электроэнергию, отпускаемую для бытовых нужд своих граждан, бесплатно.

Для Катара важной задачей является опреснение воды (более 113 млн. галлонов в день на 2000 г.). Успешно развиваются строительный бизнес, производство стройматериалов, цемента. В Катаре действуют три промышленных зоны: Умм Саид (нефтепереработка и нефтехимия, в последнее время также металлургическая и газовая промышленность); Доха (малый и средний бизнес, ремонтные мастерские, бытовое обслуживание, производство продуктов питания); новая зона в Рас Лаффане (переработка и транспортировка газа).

Неблагоприятные климатические условия и наличие в стране только пустынных и полупустынных земель обусловили весьма ограниченное использование агропромышленного комплекса. Совокупная площадь обрабатываемых земель ок. 7,6 тыс. га, или 3% общей площади, доля абсолютно непригодных угодий составляет 91,6% всей территории страны. По данным ФАО, в 2000 г. Катар произвёл 4100 т ячменя, 1800 т кукурузы, 53400 т овощей и бахчевых культур, 18000 т фруктов и фиников; в животноводстве: 35900 т молока, 4100 т мяса птицы, 7400 т мяса баранины. Наиболее традиционной и успешной отраслью сельского хозяйства является рыболовство - 4207 т (2000).

В Катаре отсутствуют железные дороги. Общая протяжённость шоссейных дорог 1230 км, из них с покрытием 1107 км. Общая протяжённость трубопроводов более 892 км (1997), в т.ч. св. 187 км - для перекачки нефти и более 700 км - для подачи газа. Морской транспорт играет доминирующую роль в перевозке грузов, на него приходится более 70% импортных грузов и 100% экспорта нефти и газа. Коммерческое судоходство насчитывает 25 только крупных судов общим тоннажем 679081, среди них 10 сухогрузов, 6 нефтяных танкеров, 7 контейнеровозов, 2 перевозчика нефти и руды (2002). Главный порт страны - Доха (в сер. 1990-х гг. общая протяжённость причалов составила 1699 м) и подвергшийся полной реконструкции порт Умм Саид. В Катаре построено 4 аэропорта. Самый крупный международный аэропорт находится рядом со столицей (в 2000 г. принял 2,6 млн. пассажиров), остальные используются только для внутренних перевозок. В 2001 г. «Катарские авиалинии» насчитывали 15 воздушных судов. Власти Катаре планируют наращивать объём грузоперевозок и довести число воздушных судов до 22 (2006). В 1998 г. страну посетило ок. 451 тыс. туристов, но сама индустрия невелика из-за слаборазвитой инфраструктуры.

В Катаре наряду с традиционными системами связи в последнее время помимо обычной телефонной (167400 пользователей, 2001), успешно развиваются мобильная связь (178800, 2001) и Интернет (40000 пользователей в 2001). Катарское радио существует с 1968 г., число радиоприёмников составило в 1997 г. 256000 - один из первых показателей на арабском Востоке. Национальное телевидение появилось в 1970 г., ведёт свои программы по 3 каналам и насчитывает 520000 телезрителей (2000). Страна имеет собственную спутниковую связь, хорошо известен спутниковый телеканал «Аль-Джазира».

Особенности современной экономики Катара - наличие дешёвой энергии, больших инвестиций и дефицита местных трудовых ресурсов. Это делает экономику Катара энерго- и капиталоёмкой, но трудосберегающей. Страна узко ориентирована на нефтехимию, нефтепереработку, развитие газового сектора, банковское дело. Поскольку Катар - абсолютная монархия, эмир вместе с советниками и кабинетом министров лично занимается государственным урегулированием основных пропорций экономического развития, стимулирует к развитию частный сектор, следит за участием государства в промышленно-финансовой деятельности. В области социальной политики Катар предоставляет гражданам своей страны целый ряд привилегий и материальных льгот, право на бесплатное образование, здравоохранение, профессиональную подготовку и др.

Национальная финансовая система зародилась в 1971 г. сразу после объявления Катаром своей независимости. До этого вся финансовая деятельность контролировалась английскими банками. В настоящее время в стране успешно действуют 16 банков и 8 страховых компаний. Катарский Центральный банк контролирует всю экономическую и финансовую деятельность в стране, регулирует денежное обращение, выпускает новые банкноты. Банк существует с 1966 г. (капитал равен 1,14 млрд. кат. риалов). Среди других крупнейших банков - Национальный банк Катара (образован в 1965 г.) с капиталом 1,038 млрд. кат. риалов. Курс катарского риала относительно доллара США в течение последних лет стабилен и равняется 3,64.

Бюджет Катара тесно связан с уровнем цен на нефть и уровнем производства. Резкий рост доходов от нефти в 1970-х гг. вызвал большой избыток в бюджете, что позволило Катару начать значительные промышленные программы и новые инфраструктурные проекты. В 2001/02 бюджет обеспечивал доход в 18,057 млрд. кат. риалов, расход в 17,560 млрд., профицит 497 млн. кат. риалов (при средней цене на нефть в 16,5 долл. за барр.). Внешний долг Катара обусловлен займами для покрытия дефицита государственного бюджета. К кон. 2001 г. внешний долг вырос до 13,223 млрд. долл. США, из них 7,305 млрд. долл. были непосредственно государственным долгом. По западным оценкам, выплата долга должна вырасти до 1,435 млрд. долл. США в 2002 г. (в 2 раза больше, чем в 1998 г.), но запланировано постепенное уменьшение до 380 млн. долл.. США к 2005 г.

Уровень жизни населения Катара благодаря увеличению роста экспорта нефти и газа за последние годы неизмеримо вырос. Общая сумма заработной платы в промышленности в 2000 г. составила 240 млн. долл. США. Средняя заработная плата промышленного рабочего соответственно была 7571 долл. в год. Экономика Катара практически полностью зависит от состояния его внешней торговли. Катар вынужден импортировать практически весь спектр товаров - от продуктов питания, товаров широкого потребления до машин и оборудования. Несмотря на неравномерный рост экспорта и импорта, за 1972-1995 гг. внешнеторговый оборот Катара увеличился в 8,1 раза (экспорт вырос в 6 раз, импорт в 17). Импорт вырос с 2,9 млрд. (2000) до 3,9 млрд. долл. США (2002). Основные партнёры по импорту: Франция (18%), Италия (9%), США (9%), Япония (8%), Великобритания (7%) (2001). Экспорт 11,594 млрд. долл. , включая 6,859 млрд. долл. от сырой нефти и 3,300 млрд. долл. от природного газа (2000), по данным на 2002 г., экспорт 10,9 млрд. долл. США. Катар также экспортирует химические продукты, удобрения, с введением в строй металлургических предприятий - металл и металлоконструкции. Основные партнёры по экспорту: Япония (42%), Южная Корея (18%), Сингапур (5%), ОАЭ (4%) (2001).

Наука и культура

В настоящее время власти, обеспокоенные огромным притоком иностранной рабочей силы, много внимания уделяют образованию и созданию собственных национальных кадров. В 1995/96 в стране насчитывалось 174 начальные школы, в которых обучалось 53,6 тыс. учеников. Единственный в Катаре университет основан в 1977 г. в столице г. Доха на базе бывшего педагогического колледжа и насчитывает 7 факультетов. Учебная и исследовательская работа в университете ведётся под патронатом эмира Катара, который в 1980 г. издал декрет об образовании специального Центра научных и прикладных исследований. В 1998 г. в университете обучалось 8,5 тыс. студентов, из которых 85% были коренными катарцами, число преподавателей катарцев составляло 38% всех преподавательских ставок. Государство регулярно отправляет молодёжь на учёбу в зарубежные вузы. Общее число учащихся в Катаре в 1999/2000 учебном году составило 75 тыс. чел., общее число преподавателей в 1998/99 учебном году -13,1 тыс. чел. В бюджете на 2002/03 правительство заложило 418 млн. кат. риалов на обучение и социальные пособия для молодёжи.

В «донефтяной» период население занималось традиционными для всего региона промыслами: скотоводством, ловлей жемчуга, кустарным производством, морской торговлей, в меньшей степени земледелием. Сегодня, несмотря на конкуренцию со стороны дешёвых промышленных товаров, в народе по прежнему популярны изделия местных ювелиров, резчиков по дереву, производителей национальной одежды. К наиболее интересным культурным достопримечательностям Катара относятся археологические раскопки насыпей и курганов в Умм Саляль Али, свидетельствующие о древнейшем периоде в истории цивилизаций. Представляет интерес и прибрежный городок Аль-Хор. Основная часть музеев сосредоточена в столице страны: Национальный музей (основан в 1901) с огромным двухуровневым аквариумом, Этнографический музей. Музей оружия содержит редкие экземпляры старинного стрелкового оружия, коллекцию золотых и серебряных мечей и кинжалов, часть которых датирована 16 в. В стране находится знаменитый заповедник, где в естественных условиях проживает редкая антилопа - сернобык, национальное животное Катара.

Религия катаров

Массовость еретическое движение приобрело в Европе в X – XI веках.

Известный русский учёный Н. А. Осокин писал:

«Вскоре после того как миновал 1000-й год от Рождества Христова, год ожидаемого многими конца света, по Европе прокатилась волна увлечений странными верованиями. Их общий источник лежал на Востоке, в отрогах Закавказья, где за несколько веков до этого существовало настоящее княжество еретиков-павликиан, сохранивших здесь, в укрытии от множества исторических бурь, представления тех поколений людей, что были свидетелями возникновения христианства, представления, которые теперь совсем не казались христианскими. Павликиане верили в то, что мир создан при участии злого бога, что Христос лишь принял облик человека, нисходя в юдоль страданий; они требовали от Церкви принципиальной отделённости от государства, они не принимали православную обрядность и авторитет как восточных, так и западных пап-патриархов. Понятия прошлого и будущего были для них абстракцией, ибо всё, ради чего жил человек, происходило именно сейчас и здесь. Они не искали полутонов, пастельных оттенков; их мир был расцвечен всего лишь двумя красками – даже не красками, а крайностями полярного бытия, – белой и чёрной.

Когда византийские императоры одолели-таки странных еретиков, часть пленных павликиан поселилась во Фракии. Там они смешались со славянскими племенами, а затем оказались в сфере влияния Болгарского царства.

Именно там, в Болгарии, и сложилось учение богомилов – первый вал бури, впоследствии обрушившийся на христианскую Европу. Патарены Италии, альбигойцы юга Франции почитали богомилов как старших и мудрых братьев, хранящих нить некоей, уже известной нам традиции.

Однако самой знаменитой ветвью этой традиции стали всё-таки альбигойцы – и из-за связи своей истории с возникновением инквизиции, доминиканского и францисканского орденов, и из-за героической, чисто рыцарско-средневековой борьбы, на которую оказались подвигнуты местные виконты, бароны, графы и даже три короля – французский, арагонский и английский. Альбигойские войны не являются историей сугубо религиозных противоречий, они вплетены в обшую историю культуры того времени, они прямо связаны с процессом складывания французской нации и французского государства».

Цветущее состояние Южной Франции было разрушено войнами, которые велись против неё крестоносцами севера по воле Иннокентия III – вот на сцене и появляется наш преступный папа. Его воля была исполнена в точности. 20 лет продолжались опустошительные войны, 20 лет земли Южной Франции подвергались разорению.

Умирающая поэзия юга стала в это время выразительницей злобного и мстительного чувства побеждённых. Их неумеренная, как и все страсти, но совершенно понятная нам, посторонним судьям, злоба была направлена против Рима, изрёкшего на них анафему, и против Северной Франции, взявшей на себя обязанности палача. На этой-то почве и выросло множество едких сатир против «обманов, измен, алчности, пороков и тирании духовенства», против хищной и вероломной жестокости северных французов. В сирвентах, направленных против Рима, мы встречаем указания на те пороки его, которые вызывали впоследствии великое реформационное движение. Рим обвиняется в политике обмана, в чрезмерной алчности.

Рим же наносил удары Южной Франции не только потому, что она была пропитана альбигойской ересью, но и потому, что там процветала неприятная ему свобода совести.

Король Франции Людовик Святой пытался помочь южным провинциям страны и хоть как-то облегчить последствия бед, которые обрушились на Прованс по воле и вине его отца и деда. Но разорённые гнёзда баронов уже не вернули себе своего былого великолепия, прошлое величие погибло безвозвратно.

Почему же были разрушены баронские гнёзда, истреблён цвет рыцарства, растоптана цветущая земля юга Франции?

Всё дело в том, что с древних времён ересь, по выражению монаха-летописца, «свила себе на юге Франции в Провансе и Лангедоке прочное гнездо». С далёкого Востока проникли сюда превратные идеи манихеев, павликиан, богомилов, патаренов и катаров – так назывались в разных местах «дети одинаково мерзких заблуждений». Передаваясь из страны в страну, от одного народа к другому, из одного поколения в другое, идеи эти, изменяясь и развиваясь, достигли, наконец, юга Франции, счастливо миновав все заставы и таможни, воздвигаемые им на пути верными слугами папы.

Идеи эти усвоили люди всех сословий; их хранили в своей душе даже могущественные тулузские герцоги, владельцы замков и бароны Нарбонн, Венсен, Сен– Жиль, Фуа, Коммен, Альбижуа. Их проповедовали и благородные рыцари, и мирные торговцы, ересь звучала в задушевных песнях провансальских трубадуров и в тихих песнях лангедокских поселян.

Еретики отвергали все книги Ветхого Завета, доказывая, что он уже отменён, а книги Нового читали на своём языке.

Они учили, что Бог один, отрицали Троицу, считали, что причащение и брак вовсе не таинства.

Они говорили, что Христос не «умирал и не воскресал», а слово Божие следует понимать духовно, а не буква в букву, ибо «буква мертва, а дух жив», что в деле религии следует повиноваться одному Богу, а не людям.

Они учили, что Бог создал души человеческие, а облёк их плотью не кто иной, как дьявол, и люди должны носить плоть свою до тех пор, пока не освободятся от грехов и земных уз. Лишь тогда души вернутся в горнюю обитель, на небеса, а до тех пор будут странствовать и мучиться на земле, ибо катары отрицали и существование ада.

Еретики называли себя «нищими во Христе» и, что особенно ужасно для власть имущих, именно богатство и считали грехом.

Еретики учили не повиноваться властям, подбивали рабов не работать на господ, они считали смертным грехом клятву и божбу, убийство и войну. «Хотя бы за самое святое дело проливалась кровь, – говорили они, – она не угодна Богу».

Наконец, они говорили, что для всех народов – один Бог, один Отец, что все народы – дети одного Отца, что нет ни лучших, ни худших народов перед Богом, но в каждом народе есть дурные и хорошие люди.

Еретики не хотели знать «никакого христианства, кроме евангельского и апостольского» и вели простую, строго нравственную жизнь, не хотели знать монахов и епископов, которых считали грешниками и дармоедами, не признавали самого папы, утверждая, что давным-давно «господствующая церковь римская отказалась от истинной веры и сделалась вавилонской блудницей, тою бесплодною смоковницей, которую проклял Иисус и повелел уничтожить».

Таковы были основные принципы «альбигойской ереси», получившей название от города Альби в провинции Лангедок – одного из центров движения катаров, или Добрых людей, или Старцев.

Историки считают, что катары – это миссионеры, пришедшие с Востока во время 2-го Крестового похода между 1140 и 1150 годами. Именно в это время святой Бернар Клервоский, активный борец с ересями, организатор и вдохновитель 2-го Крестового похода, объезжает юг Франции и с ужасом пишет, что церкви опустели, а в Верфее, одном из крупных замков Тулузского графства, не нашлось ни одного верующего, который захотел бы послушать его проповедь. Можно было сказать, что учение катаров победило учение католической церкви.

Главной же причиной нежелания Романии пребывать под властью Рима была, несомненно, развращённость нравов служителей католической церкви. Многие епископы посещали свои приходы только для сбора церковных податей. Многие священники, враждуя со своими собратьями, отлучали друг друга от Церкви. Многие скрывали свою принадлежность к духовенству и носили мирское платье.

Чем же катары привлекали народ?

Прежде всего тем, что в отличие от распущенных католических патеров, ведущих разудалую жизнь, это были люди-аскеты. Они всегда передвигались парами, пешком, всегда были одеты в чёрное. Они жили на подаяние верующих, а когда не занимались миссионерством, то проводили время в мужских и женских домах, очень напоминавших монастыри. Они избегали плотских утех и особенно осуждали супружеские отношения, ибо в результате в темницы человеческих тел могли попасть новые души. Они верили в перевоплощение, а потому не ели мяса и избегали не только убийства любого живого существа, но и любого вида насилия. Они осуждали клятву, ибо нельзя поминать всуе имя Господне.

Катары считали, что несовершенный земной мир, в котором так много несправедливости, лжи и греха, создан Сатаной, который заключил в тела невинные души – создания Бога, которые получат свободу только после смерти человека.

Чтобы перестать блуждать из одного тела в другое, возрождаясь вновь и вновь, следует принять крещение Духом – «утешение».

«Утешение» можно получить как в последний момент перед смертью, так и в самом расцвете сил. В первом случае обряд проходят люди, слабые духом, не способные отказаться от земных радостей. Во втором – сильные люди, которые и становятся наставниками паствы.

Получившие «утешение» становятся практически монахами. Они обязаны воздерживаться от сексуальных связей и всякой пищи животного происхождения. Им позволено есть только рыбу, ибо у рыбы холодная кровь и «отсутствует духовный жар» – помните русское выражение «холодный, как рыба»? Кроме того, катары верили, что рыбы размножаются самозарождением.

Многие не очень сильные духом люди, как мы уже говорили, принимали «утешение» перед самой смертью. Поскольку катары возражали против любого насилия, то совершить самоубийство – например принять яд или выброситься из окна – не могли. Но они нашли другой способ уйти из жизни. Они либо отказывались вообще принимать еду, либо принимали очень горячую ванну, а потом ложились на холодные мраморные плиты пола. В последнем случае им было «гарантировано» тяжёлое воспаление лёгких с почти стопроцентным летальным исходом.

Надо особо отметить то, что после принятия «утешения» катары с радостью ожидали смерть – она освобождала их души из темницы человеческого тела. Именно этой радостью предвкушения душевной свободы и объясняется та готовность, с которой Добрые люди всходили на костры инквизиции.

Принявшие же «утешение» добровольно в расцвете сил становились пастырями. Их выделяли из толпы не только чёрное одеяние, бледный вид и страшная худоба – последствия аскетической жизни, но и то, что они практически никогда не оставались в одиночестве.

Сразу после совершения обряда человеку, которому предписывалось стать катарским священником, «давали» пару: мужчине – женщину, а женщине – мужчину. В этом заключался обычай товарищества до смерти – двое неразлучных катаров преданно и верно поддерживали друг друга в самые тяжёлые моменты жизни.

Особенностью церкви катаров была, по мнению некоторых историков, несколько легковесная мораль для приверженцев Добрых людей – в противоположность строгому аскетизму самих катарских священников. Мораль для приверженцев полностью соответствовала лёгким нравам юга Франции. Поскольку грехи – следствие зла в мире, созданном дьяволом, то и судить за них не стоит слишком строго. Надо лишь покаяться – и получить прощение.

Наблюдались и другие особенности катарской церкви. Так, например, отрицая богатство, катары-священники вынуждены были принимать дары от верующих – для самой церкви. О накопленных богатствах катаров ходили легенды. Самые большие сокровища были, по преданиям, собраны в замке Монсегюр.

Этот замок принадлежал сестре графа де Фуа Эсклармонде. Её принятие «утешения» привлекло внимание всей знати области. Об Эсклармонде де Фуа в Провансе сложено много легенд, и она до сих пор почитаема. Провансальская поэзия сделала её королевой замка фей. Её считали хранительницей величайшей святыни катаров.

Надо сказать, что среди катаров было много представителей знати и очень много женщин. Они вели себя с удивительным мужеством и, не говоря уже о том, что, принимая катаризм, они отказывались от привычного им с рождения образа жизни в богатстве и неге, с радостью – да, да! именно с радостью – восходили на костёр или принимали мученическую смерть.

Так, Жеральда де Лавор, сеньора (собственница крупного земельного феода) Лавора, была истинной катаркой. В 1211 году после длительной осады её город и замок были захвачены «войском веры», а саму Жеральду «добрые» завоеватели сначала отдали на поругание солдатам, а потом бросили живой в колодец, завалив его огромными камнями. Сеньора Лавора умерла дважды, ибо носила под сердцем ребёнка.

Таково было учение катаров, и таковы были сами катары.

«Вряд ли все обращённые проповедниками катаров становились истинно верующими, – пишут М. Бейджент и Р. Ли. – Есть подозрения, что многие относились к своей новой вере не более серьёзно, чем другие христиане того времени относились к своему католичеству. Но катарская ересь, безусловно, казалась привлекательной. Для рыцарей, дворян, купцов, лавочников и крестьян юга Франции она, похоже, представляла приемлемую альтернативу Риму – гибкость, терпимость, великодушие, честность, которые нелегко было сыскать среди официального духовенства.

В практическом плане это обещало спасение от вездесущего клира Рима, от наглости клириков и от злоупотреблений коррумпированной Церкви, чьи вымогательства становились всё более нестерпимыми. Не подлежит сомнению, что Церковь в то время была чудовищно развращённой. В начале XIII столетия папа говорил о своих собственных священниках, что они «хуже животных, валяющихся в собственных испражнениях». Не случайно, видимо, крупнейший средневековый немецкий поэт-лирик Вальтер фон дер Фогельвейде (ок. 1170 – ок. 1230) писал: «О Господи, доколе Ты будешь почивать в своём сне?.. Поставленный Тобой охранять крадёт богатство, которое Ты скопил. Твои наместники грабят здесь и убивают там. И за Твоими овцами присматривает волк».

Епископы того времени описывались современником как «ловцы денег, а не душ, имеющие тысячу уловок, как опустошить карманы бедняка». Папский легат в Германии жаловался, что находящееся в его юрисдикции духовенство предаётся роскоши и обжорству, не соблюдает постов, охотится, играет в азартные игры и занимается коммерцией. Возможности для коррупции были огромными, и мало кто из священников прилагал какие-либо серьёзные усилия, чтобы удержаться от соблазна. Многие требовали платы даже за выполнение своих официальных обязанностей. Венчания и похороны могли проходить только после их оплаты. В причастии отказывалось до получения пожертвования. Даже умирающего не причащали, пока не выколачивали из него нужную сумму. Право даровать индульгенции, освобождение от наказаний вследствие отпущения грехов давало немалый дополнительный доход.

На юге Франции подобная коррупция особенно процветала. Имелись церкви, например, в которых мессы не служились более тридцати лет. Многие священники пренебрегали спасением душ своих прихожан и занимались коммерческой деятельностью или заправляли большими поместьями. Архиепископ Турский, известный гомосексуалист, бывший любовником своего предшественника, потребовал, чтобы вакантное место епископа Орлеана было отдано его же любовнику. Архиепископ Нарбонна так и не удосужился посетить город или свою епархию. Многие другие духовные лица пировали, заводили себе любовниц, путешествовали в пышных экипажах, имели при себе огромный штат челяди и вели жизнь под стать верхушке дворянства, в то время как вверенные их попечению души прозябали в страшном рабстве, нищете и грехах.

Потому едва ли удивительно, что существенная часть населения этих земель, далёких от какого-либо духовного благополучия, отвернулась от Рима и приняла воззрения катаров. Едва ли удивительно также, что Рим, столкнувшись с таким массовым вероотступничеством и заметным падением доходов, всё больше тревожился за своё положение. Такая тревога была небезосновательной. Существовала очень реальная перспектива замены вероучением катаров католицизма как господствующей религии на юге Франции, а отсюда оно могло легко распространиться и повсеместно».

Наместник святого Петра на земле папа Иннокентий III не мог хладнокровно смотреть на это «погибшее стадо», и мир увидел, как духовная рука папы протянулась к вооружённой и закованной в сталь руке «великого покровителя Церкви» – французского короля – и благословила меч, блестевший в этой руке. И, указывая на Прованс, папа сказал королю: «Пора идти на помощь Богу! Тебе известно, возлюбленный сын наш, что светская власть имеет право употреблять меч вещественный, когда духовный не в силах остановить нечестия, что государи должны изгонять дурных людей из своих владений и что Церковь, в случае их нерадения, имеет право отнимать их достояние. Мы просим и увещеваем Ваше Величество присоединить все земли еретиков в Ваше потомственное владение; ты можешь владеть ими ненарушимо. Итак, трудись неустанно и дружно вместе с нами, как и подобает королевскому великолепию, для ускорения этого дела».

Баронам папа сказал: «Вы обязаны верностью и присягой служить королю против всех, кто нападает на королевство, а государство не имеет более опасных притеснителей, как еретики – люди инаковерующие и инакомыслящие. Кто не будет огнём и мечом искоренять еретиков, тот сам еретик. Кто укрывает еретиков, кто не доносит на них, – тот вместе с ними достоин наказания».

В те времена мало кто сомневался в учении католического святого, блаженного Августина, доказывавшего, что еретиков надлежит преследовать, что насилие необходимо и полезно, благословлено Богом. «Разве не сказано в Писании, – поучал Августин, – принуждайте войти всех, кого встретите? Разве апостол Павел не был приневолен насилием со стороны Христа почитать истину? Разве Сам Христос не говорил: «Никто не приходит ко Мне, кого не приведёт ко Мне Отец?» Наконец, Сам Бог не пощадил Своего Сына и отдал его ради нас палачам. Значит, человек, преследующий еретиков, следует Писанию – подражает Богу. Начальник же – есть Божий слуга, отомститель в наказание делающему зло».

Мнение святого Августина было мнением господствующим, и, не вникая в его существо, это мнение разделяла и была убеждена в его справедливости не только толпа – «тёмная толпа, паства, стадо», но особенно же пастыри – люди, возвышавшиеся над толпой.

И слова папы не могли остаться гласом вопиющего в пустыне. Они нашли отзвук и сочувствие и у знати, и у простого народа. Тем более что среди поддержавших папу было много людей, видевших в учреждении инквизиции и борьбы с еретиками выгоду практического свойства.

Папа ничем не брезговал, чтобы воздвигнуть на еретиков огонь и меч. Он писал французскому королю, что христиане – должники евреев, отправляясь на войну против альбигойцев, могут не платить своим кредиторам процентов не только текущих, но и прежних, а уплата капитала, по повелению папы, может быть отсрочена. Он писал, что все отправившиеся на борьбу с катарами получат полное отпущение грехов. А затем папа разрешил склонять еретиков к сдаче ложными обещаниями.

Инквизиторы также не особо утруждали себя и доказанием вины катаров. «Если вы спросите еретиков, – пишет святой Бернар, – то окажется, что они самые лучшие христиане; в речах их вы не найдёте ничего предосудительного, а дела их не расходятся со словами. Согласно своему нравственному учению, они никого не обманывают, никого не притесняют, никого не ударяют; щёки их бледные от постоянных постов, они не сидят сложа руки и трудами снискивают себе хлеб». У нас в руках – невероятный в своём цинизме документ, подтверждающий невинность гонимых. Добавить тут нечего.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

12. Разгром катаров-скифов Борьба западной Реформации XVI–XVII веков с осколками Ордынской Империи хорошо иллюстрируется разгромом катаров во Франции. История катаров - одна из захватывающих и загадочных страниц средневековья.Якобы в X–XI веках в Западной Европе, и

Из книги Священная кровь и священный грааль автора Бейджент Майкл

2. ВЕЛИКАЯ ЕРЕСЬ КАТАРОВ И тогда наше расследование вступило на уже знакомый нам путь: ересь катаров, или альбигойцев, и крестовый поход, спровоцированный ею в XIII в.; все указывало на то, что ей придется сыграть важную роль в раскрытии тайны Ренн-ле-Шато. В эпоху

Из книги Священная загадка [= Святая Кровь и Святой Грааль] автора Бейджент Майкл

2. Великая ересь катаров И тогда наше расследование вступило на уже знакомый нам путь: ересь катаров, или альбигойцев, и крестовый поход, спровоцированный ею в XIII веке; все указывало на то, что ей придется сыграть важную роль в раскрытии тайны Ренн-ле-Шато. В эпоху

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Разгром катаров-скифов Борьба западной Реформации XVI–XVII веков с осколками Ордынской Империи хорошо иллюстрируется разгромом катаров во Франции. История катаров – одна из захватывающих и загадочных страниц средневековья.Якобы в X–XI веках в Западной Европе, и

Из книги Катары автора Каратини Роже

2 УЧЕНИЕ КАТАРОВ «В Нарбонне, где некогда расцветала вера, враг веры начал сеять плевелы: народ утратил разум, осквернил таинства Христа, соль и мудрость Господню; обезумев, он отвернулся от истинной мудрости и побрел неведомо куда извилистыми и путаными путями

Из книги Повседневная жизнь во времена трубадуров XII-XIII веков автора Брюнель-Лобришон Женевьева

Из книги Инквизиция: Гении и злодеи автора Будур Наталия Валентиновна

Религия катаров Цветущее состояние Южной Франции было разрушено войнами, которые велись против нее крестоносцами Севера по воле папы Иннокентия III - вот на сцене и появляется наш преступный папа. Его воля была исполнена в точности. Двадцать лет продолжались

автора Мадоль Жак

ДОКТРИНА КАТАРОВ Непосредственные истоки движения выявляются легко, но его отдаленное происхождение намного темнее. Нельзя не удивиться поразительному сходству катарского ритуала с церемониями ранней церкви, и историк Жан Гиро, при всей его приверженности к

Из книги Альбигойская драма и судьбы Франции автора Мадоль Жак

МОРАЛЬ КАТАРОВ Опасность скорее крылась в другом: мораль для простых приверженцев была слишком легковесной, полностью соответствовавшей нравственности населения Юга. Однако же здесь не следует впадать в преувеличения. Так, например, катарская церемония, называемая

Из книги Альбигойская драма и судьбы Франции автора Мадоль Жак

МОГУЩЕСТВО КАТАРОВ Чтобы понять катаризм, следует обстоятельно рассмотреть то, что отличает его от прочих антиклерикальных движений, столь распространенных в средние века. Катарское движение, как мы уже говорили и как мы еще увидим, не было инициативой простого люда, оно

автора Ольденбург Зоя

2. Учение катаров как национальная религия Церковь, бывшая в большом барыше во времена Монфора и нажившаяся на богатых пожертвованиях и в особенности на конфискации имущества еретиков, попала в ситуацию, еще более критическую, чем перед 1209 годом. Графы и рыцари-«файдиты»

Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

ГЛАВА XI СОПРОТИВЛЕНИЕ КАТАРОВ

Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

I. РИТУАЛ КАТАРОВ Сокращенный вариант перевода Л. Кледа. Полный текст находится в изданном им переводе Нового Завета, сделанного в XIII веке на провансальский язык (фотокопия рукописи, хранящейся в Лионской муниципальной библиотеке во дворце св. Петра, в IV т. Библиотеки

Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

III. МОЛИТВА КАТАРОВ (Перевод дается по сборнику «Духовные аспекты ереси. Учение катаров», опубликованному Рене Нелли в 1953 г. в издательстве «Приват» в Тулузе. В этом же сборнике напечатан текст молитвы на провансальском языке.)Святой Отче, справедливый Бог Добра, Ты,

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матфей 18:9)

На страницах TOPWAR уже не раз и не два рассказывалось о жестоких религиозных войнах, что развязывались именем Бога и во славу Его. Но едва ли не самый показательный пример - это Альбигойские войны на Юге Франции, начатые ради искоренения ереси катаров. Кто они такие, почему христиане-католики считали их еретиками, а сами они называли себя истинными христианами, а также о сохранившихся до наших дней замках катаров и пойдет сегодня наш рассказ…
__________________________________________________________________

ЕРЕСЬ КАТАРОВ (часть 1)

«Всему свое время, и время
всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать…
время обнимать и время уклоняться от
объятий…
время войне и время миру» (Екклесиаст 3,2-8)

Начнем с того, что христианство издавна было расколото на два больших течения (о многочисленных сектах в данном случае можно даже и не вспоминать: так много их было и есть!) – католичество и православие, причем, и те, и другие в прошлом считали друг друга еретиками, а некоторые, особо рьяно верующие, считают своих «противников» таковыми и сейчас! Раскол этот был давним: например, римский папа и Константинопольский патриарх прокляли друг друга еще в 1054 году! Однако расхождения церквей по вопросу о ряде церковных догматов и, прежде всего, таком важном догмате, каким, например, является Символ веры, состоялось еще в начале IX века, а инициатором подобного разногласия явился, как это ни странно, не папа римский или патриарх, а император франков Карл Великий. Речь идет о богословском споре в вопросе о «Filioque» – «Филио́кве» (лат. filioque – «и Сына»).

Евангелие от Иоанна ясно говорит о святом Духе как исходящем от Отца и посылаемом Сыном. Поэтому Первый Никейский собор еще в 352 году принял Символ веры, утвержденный впоследствии Константинопольским собором 381 года, согласно которому Дух Святой исходит от Отца. Но в VI веке на Толедском местном соборе «в целях лучшего изъяснения догмата» в Символ веры впервые ввели добавку: «и Сына» (Filioque), в результате чего появилось следующее словосочетание: «Верую... в Духа Святого, который исходит от Отца и Сына». Карл Великий, имевший огромное влияние на пап, настоял, чтобы это дополнение было внесено в Символ веры. И вот именно оно стало одной из причин отчаянных церковных споров, приведшей в итоге к расколу христианской церкви на католическую и православную. Православный Символ веры читается так: «Верую... И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего»... То есть православная церковь ориентируется на решения Первого Никейского собора. Различается и одно из основополагающих сакральных празднеств христиан – евхаристия (греч. – изъявление благодарности), иначе – причащение, которое проводится в память о последней трапезе, устроенной Христом вместе с учениками. В этом таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает самое тело и кровь Господа Иисуса Христа, при этом католики причащаются пресным хлебом, православные – хлебом заквашенным.

Все на свете боится времени, последний катар давным-давно сгорел в пламени костра, но «Крест Тулузы» до сих пор виднеется на стене дома в крепости Каркассон.

Но кроме считающих друг друга еретиками католиков и православных, отделенных в то время друг от друга особенностями природы, даже на территории Европы, в пределах, например, той же Франции и Германии существовало множество религиозных течений, существенным образом отличающихся от традиционного христианства по католическому образцу. Особенно много в начале XII в. таких христиан было в Лангедоке, области на юге Франции. Именно здесь возникло очень мощное движение катаров (имевших, кстати говоря, и другие названия, но это самое известное, поэтому на нем мы и остановимся), чья религия существенно отличалась от традиционного христианства.

Впрочем, катарами (что по-гречески значит «чистые») их стали называть уже позднее, а самым распространенным их названием вначале было «альбигойские еретики», по имени города Альби, которое им дали приверженцы Бернара Клервоского, проповедовавшего в городах Тулузе и Альби в 1145 году. Сами себя они так не называли, поскольку полагали, что настоящие христиане – это именно они и есть! Вслед за Иисусом Христом, сказавшим: «Я есмь пастырь добрый», они звали себя «bon hommes» – то есть «добрыми людьми». Речь шла о дуалистичной религии восточного происхождения, признающей два созидательных божественных существа – одно доброе, которое тесно связано с духовным миром, а другое злое, связанное с жизнью и материальным миром.

Катары отвергали любой компромисс с миром, не признавали брак и произведение на свет потомства, оправдывали самоубийство и воздерживались от любой пищи животного происхождения, за исключением рыбы. Такой была их немногочисленная элита, в которую вовлекались и мужчины, и женщины из аристократии и богатой буржуазии. Она же поставляла и кадры священнослужителей – проповедников и епископов. Существовали даже «дома еретиков» – настоящие мужские и женские монастыри. Но основная масса благоверных вела менее строгий образ жизни. Если человек получил перед самой смертью уникальное таинство – consolamentum (лат. – «утешение») – и если он согласен оставить эту жизнь, то будет ему спасение.

Город Альби. Отсюда все и начиналось, именно отсюда и пошла «алибигойская ересь». Сейчас он выглядит так: старинный арочный мост, громада кафедрального собора-крепости Св. Цецилии в Альби, построенного после разгрома катаров, как напоминание о могуществе матери-церкви. Здесь каждый камень пропитан . Будет возможность, загляните в этот город…

Катары не верили ни в ад, ни в рай, вернее, считали, что ад – это и есть жизнь людей на земле, что исповедоваться священникам – пустое дело и что молитва в церкви равносильна молитве в чистом поле. Крест для катаров представлял собой не символ веры, а орудие пытки, мол, в Древнем Риме на нем распинали людей. Души, по их мнению, вынужденно переселялись из одного тела в другое и никак не могли вернуться к Богу, так как путь к спасению католическая церковь указывает им неправильно. Зато, уверовав, так сказать, «в правильном направлении», то есть, следуя заповедям катаров, спастись может любая душа.


Вот так он выглядит снизу… Он задуман местным епископом (по совместительству еще и инквизитором) как твердыня истинной веры, надежно защищенной от еретических поползновений. Отсюда и такая странная, фортификационная архитектура с толстыми стенами и минимумом проемов. А все кружево готики украшает только входной портал, который прилеплен с боку к этому колоссальному сооружению. В башню (ее высота 90 м) вообще нет входа снаружи.

Катары учили, что, поскольку мир несовершенен, то соблюдать все заповеди их религии могут только избранные, а все остальные должны лишь следовать их наставлениям, не связывая себя бременем постов и молитв. Главным было получить перед смертью «утешение» от одного из избранных, или «совершенных», а так, до смертного одра, никакая религиозная мораль верующего не имела значения. Раз мир так безнадежно плох, считали катары, то никакой дурной поступок не будет хуже другого. Опять-таки просто замечательная вера для рыцарей – что-то вроде жизни «по понятиям», но никак не по закону, поскольку в «аду любой закон плох».

В чем наставляли свою паству катары можно представить себе на примерах, дошедших до нас в описаниях католических священников: например, один крестьянин пошел к «добрым людям» – спросить, можно ли ему есть мясо, когда у истинных христиан пост? И те ему ответили, что и в постные, и в скоромные дни мясная пища оскверняет рот одинаково. «Но тебе, крестьянин, нечего беспокоиться. Иди с миром!» – утешили его «совершенные» и, конечно же, такое напутствие его не могло не успокоить. Вернувшись в деревню, он рассказал, чему его научили «совершенные»: «Раз у совершенных человеку ничего нельзя, то значит нам, несовершенным, все можно» – и вся деревня стала есть мясо в посты!

Естественно, что католические аббаты приходили в ужас от таких «проповедей» и уверяли, что катары истинные поклонники Сатаны, и обвиняли их в том, что они ибо кроме поедания мяса в посты, также предаются ростовщичеству, воровству, убийствам, клятвопреступлениям и всем другим плотским порокам. При этом они грешат с большим воодушевлением и уверенностью, они убеждены в том, что не нуждаются ни в исповеди, ни в покаянии. Им достаточно, по их вере, перед смертью прочесть «Отче наш» и причаститься Святого Духа – и все они «спасены». Считалось, что любую клятву они дают и тут же нарушают, потому что главная их заповедь такова: «Клянись и лжесвидетельствуй, но тайны не разглашай!»


А вот так он выглядит сверху и… трудно себе представить сооружение более величественное.

Катары носили на пряжках и пуговицах изображение пчелы, которая символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Отрицая крест, они обожествляли пятиугольник, который являлся для них символом вечной диффузии – рассеивания, распыления материи и человеческого тела. Кстати их оплот – замок Монсегюр – как раз и имел форму пятиугольника, по диагонали – 54 метра, в ширину – 13 метров. Для катаров Солнце было символом Добра, поэтому Монсегюр вроде был одновременно их солнечным храмом. Стены, двери, окна, и амбразуры ориентировались в нем по солнцу, причем таким образом, что только лишь путем одного наблюдения восхода в день летнего солнцестояния здесь можно было рассчитывать его восход в любые другие дни. Ну, и, конечно, не обошлось без утверждения о том, что в замке существует тайный подземный ход, который, по пути разветвляясь на множество подземных ходов, пронизывает все ближайшие Пиренеи.


Замок Монсегюр, современный вид. Трудно себе представить, что во время осады там помещались сотни людей!

Эта была пессимистичная вера, оторванная от земной жизни, однако она получила достаточно широкий отклик, прежде всего потому, что позволяла феодалам отвергать земную и моральную власть духовенства. О масштабах влияния этой ереси говорит хотя бы тот факт, что собственная мать Бернара-Роже де Рокфора, епископа каркассонского с 1208 года носила одежды «совершенной», его брат Гийом был одним из самых ярых катарских сеньоров, а два других брата были сторонниками катарской веры! Катарские церкви стояли прямо напротив католических соборов. При такой поддержке со стороны власть предержащих, она быстро распространилась в регионах Тулузы, Альби и Каркассона, где самым важным был граф Тулузский, который правил на землях между Гаронной и Роной. Однако его власть не распространялась непосредственно на многие феоды, и ему приходилось рассчитывать на могущество других вассалов, таких как его деверь Раймон Роже Транкавель, виконта Безье и Каркассона или же союзных ему короля Арагона или же графа Барселоны.


Современная реконструкция замка Монсегюр.

Поскольку многие их вассалы сами являлись еретиками или симпатизировали еретикам, эти сеньоры не могли или не захотели сыграть на своих землях роль христианских князей, защищающих веру. Граф Тулузский сообщил об этом папе римскому и королю Франции, церковь послала туда миссионеров, и, в частности, святого Бернара Клервосского, который в 1142 году изучил положение дел в провансальских епархиях и выступил там с проповедями, особого успеха, однако, не имевшими.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III продолжил политику возвращения катаров в лоно католической церкви посредством методов убеждения. Но многочисленных проповедников встречали в Лангедоке скорее прохладно, нежели радостно. Даже святому Доминику, отличавшемуся своим красноречием, и то не удалось добиться осязаемых результатов. Катарским вождям активно помогали представители местной знати, и даже некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил своего легата. Тот в 1206 году он попытался найти поддержку у аристократии Лангедока и настроить ее против катаров. Сеньоров, которые по-прежнему оказывали им содействие, стали отлучать от церкви. В мае 1207 года под отлучение от церкви попал даже сам могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Однако после встречи с ним в январе 1208 года наместник папы был найден зарезанным в собственной постели, и это окончательно вывело папу из себя.


Внутри собора св. Цицилии находится столь же впечатляющий орган.

Тогда разгневанный папа отреагировал на это убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока, всех тех, кто примет участие в крестовом походе против них и уже весной 1209 года объявил против них крестовый поход. 24 июня 1209 года по призыву папы римского в Лионе собрались предводители крестового похода – епископы, архиепископы, сеньоры со всего севера Франции, за исключением короля Филиппа Августа, который высказал лишь сдержанное одобрение, но отказался возглавить сам поход, больше опасаясь германского императора и английского короля. Целью крестоносцев, как это объявлялось, было отнюдь не завоевание провансальских земель, а освобождение их от ереси, причем, как минимум, за 40 дней – то есть срок традиционной рыцарской службы, выше которого за нее наниматель (кем бы он ни был!) должен был уже заплатить!


А потолок покрыт просто фантастически красивой росписью явно на зависть всем, кто верил в Господа иначе!

Продолжение следует...

(араб. قطر, англ. Qatar) , как и большинства стран этой части света с точностью повторяет общую схему развития: древняя процветающая цивилизация - выгодность географического положения - притязания многочисленных захватчиков - колониальное владычество - поздняя самостоятельность. Территория полуострова Катар была заселены с глубокой древности. Наиболее ранние археологические находки датируются концом 4 тыс. до н. э. и подтверждают существование здесь развитой и процветающей цивилизации. После принятия в VII в. местными жителями ислама территория Катара вошла в состав Арабского халифата — времен правления динайтии Омейядов и позднее Абассидов. В нале XVI в. на берега Персидского залива высадились первые европейцы - португальцы и англичане. После длительного сопротивления шейх Катара в 1868 г. был вынужден заключить с Великобританией договор о мире, фактически закрепивший её колониальное господство. С 1871 г. Катар был вновь оккупирован Османской империей, назначившей там своего губернатора. Но в реальности страной управлял шейх Касем бин Мухаммед, основавший династию ныне правящего в Катаре рода Аль Тани (с 1878 г.). Однако Великобритания не оставляла своих и мперских амбиций. Во время Первой Мировой войны Турция была вынуждена отказаться от притязаний на Катар, и в 1916 г. новый правитель Катара шейх Абдаллу ибн Касема Аль Тани подписал договор об установлении английского протектората. Далее, в 1935 г. правителей Катара вынудили заключить концессионное соглашение с британской «Петролеум Девелопмент оф Катар», дававшее ей в течение 75 лет неограниченные права на разведку, добычу, продажу нефти и газа, строительство промышленных объектов, ввоз иностранных рабочих. Но к концу 60-х гг. кризис колониальной политики Великобритании стал очевиден. Её попытка сохранить своё влияние в регионе путём создания федерации из девяти эмиратов: (Bahrain) , Катара и семи эмиратов Договорного Омана провалилась. Страны не смогли договориться между собой, и вслед за Бахрейном 3 сентября 1971 г. Катар провозгласил свою независимость и в этом же году стал членом ООН. 22 февраля 1972 премьер-министр страны шейх Халифа с согласия Совета старейшин назначил себя эмиром Катара, объявив находящегося за границей правящего шейха Ахмеда низложенным. Новая власть продолжила начатые реформы, уделив особое внимание модернизации экономики. В 1995 г. престол унаследовал сын эмира Халифа — Хамад бин Халифа Аль Тани. Ему удалось разрешить многолетние пограничные споры с соседним Бахрейном и Саудовской Аравией. Обострение отношений с Бахрейном произошло в марте 1982 г. из-за территориальной принадлежности и района Фашт ад-Дибаль. После слушаний в Гаагском суде в марте 2001 был принят вердикт, по которому Хаварские острова (Hawar Islands) отошли Бахрейну, а отмели Фашт ад-Дибаль были переданы Катару. В 1992 из-за событий в приграничной области возник конфликт между Катаром и Саудовской Аравией. И в марте 2001 г. Катар подписал договор и карты с демаркационной линией между двумя странами, где было окончательно утверждено разграничение морских и сухопутных границ.

Флаг государства Катар , пожалуй является самым узким и длинным из всех независимых государств мира. Состоит из двух частей - белой и красно-коричневой (бардовой), разделенных зигзагообразной линией. Белый цвет символизирует мир, бардовый олицетворяет Хариджитов Катара и кровопролитие в многочисленных вооруженных столкновениях и войнах, в которых участвовали катарцы. Флаг был принят 9 июля 1971 сразу за два месяца до получения независимости от Великобритании.

Презентация Катар смотрите .

Презентация Катар, а сопровождении национальной музыки .

География

Катар расположен в Юго-Западной Азии, на одноименном полуострове в восточной части Аравийского полуострова, с трех сторон омываемом водами Персидского залива. На юге Катар граничит с Саудовской Аравией и , однако границы условны и практически не демаркированы. На северо-западе имеет морскую границу с . Если посмотреть на карту Катара, можно заметить, что рельеф страны носит преимущественно равнинный характер: средняя часть — каменистая пустыня с редкими холмами; береговая — песчаная низменность с болотами и солончаками. В Катаре нет рек, ручьев, озер. Однако в оазисах на поверхность выходят подземные воды в виде родников, много колодцев.

Население

Катарцы внешне не однотипны: коренастые рыбаки и ловцы жемчуга прибрежных деревень отличаются от высоких сухопарых бедуинов внутренних районов полуострова. Катарцы составляют 2/3 страны, а треть населения — это иранцы, белуджи, выходцы из Африки и др. В приморских областях живут оседло такие народности, как бу каварра, мухадана, бу айнайн, бен али, саллата мадыд, халифа и хуля (около 3 тыс. человек каждая). В глубинных районах полуострова кочуют племена наим, хаджир, киабан, манасыр, мариджат, хаббаб. Открытие крупных нефтяных месторождений в конце 30-х гг. XX в. в корне изменило всю структуру традиционного аравийского общества. Это коснулось как бедуинов, так и оседлых жителей в «глубинке» — в оазисах и мелких поселениях. К концу XX в. практически все население Катара стало городским. Доля городского населения в 1990 г. составляла почти 90%. На заработки в Катар приезжали тысячи иностранцев. Все это привело к этнической пестроте. В настоящее время из более чем 800 тыс. граждан страны 40% — арабы , 18% — пакистанцы, 18% - индийцы, 10% - иранцы и 14% — выходцы из других стран. На 2004 год общее население Катара составляло 744 029 человек.

Язык

Арабский, урду, в общении с иностранцами - английский. Сайт на котором вы можете подробнее узнать об диалектах арабского Персидского залива и даже попробовать начать обучение онлайн (англ).

Религия

Государственная религия Катара — ислам . Коренные жители страны исповедуют ваххабизм — религиозно-политическое течение в исламе, основателем которого был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703 - 1787). Ратуя за «чистоту» ислама, ваххабиты проповедуют простоту нравов и идею объединения арабов. Ваххабизм — официальная идеология в Саудовской Аравии. Остальные мусульмане Катара — сторонники суннизма и шиизма.

Связь

В Катаре обеспечивается прямая телефонная международная связь почти со всеми странами мира. Звонок из номера в гостинице местного или международного значения может быть осуществлен за незначительную плату. Позвонить можно также по карточке телефонных автоматов, которую можно купить в отделениях Qatar Telecom (Qtel ) или в газетных киосках и супермаркетах. Многие гостиницы Катара предоставляют услуги Интернет-связи .

Главный мобильный оператор Vodafone .

Звонки внутри Катара осуществляются простым набором цифр номера абонента без дополнительных кодов. Большинство номеров семизначные, стационарные начинаются с "4", мобильные с "5-6".

Звонки из Катара осуществляются через 00+ код страны.

Звонки в Катар осуществляются через набор +974 или 8-10-974+номер абонента.

Время

Летом отстает от московского на 1 час, с последнего воскресенья сентября по последнее воскресенье марта совпадает с московским.