Красота глаз Очки Россия

Красное и черное в жизни сореля. Образ Жюльена Сореля (подробная характеристика героя романа "Красное и черное")

Характер и судьба Жюльена Сореля. Роман «Красное и черное» был опубликован в 1831 году. Перво­начальное название этого произведения - «Жюльен Сорель». Это значит, что главное в романе - постижение сущности главного ге­роя, в истории которого выражены особенности эпохи, его поро­дившей.

История Жюльена Сореля не была выдумана писателем. Фран­цузские газеты много писали о деле некоего Антуана Берге, кото­рый в возрасте девятнадцати лет был взят в качестве наставника в одно из богатых семейств Гренобля. Он стрелял во время богослу­жения сначала в мать своих воспитанников, а потом в себя, после чего по приговору суда был казнен.

Жюльен Сорель родился в маленьком провинциальном город­ке. По рождению он плебей, сын плотника. Отец его - человек жестокий, корыстный, жадный. В семье Жюльен не видит любви, участия, ласки. Наделенный незаурядными умственными способ­ностями, молодой человек мечтает о карьере.

КумирЖюльена Сореля - Наполеон, человек, который сам ко­вал свою судьбу, достиг вершин власти. Жюльен поклоняется своему герою, многократно перечитывает материалы об итальянской кам­пании Бонапарта, лелеетчестолюбивые мечты о собственном возвы­шении, о славе. Он по-своему реализует жизненные принципы На­полеона. Наполеон брал крепости одну задругой. Жюльен пытается покорить, как крепость, сердце дворянки госпожи де Реналь. Он каж­дый день делает новый шаг на пути утверждения своего «Я», своего равенствастеми, кто волею судеб возвышается над ним. Жизнь убеж­дает Жюльена в том, что счастье-это деньги и власть, но сердце его опрокидываетвсе холодные расчеты и лицемерные планы. Подлин­ное, хоть и недолгое, счастье он находит в объятиях госпожи де Ре­наль, любящей его пламенно и самозабвенно.

Вынужденный оставить семью де Реналь, он отправляется в се­минарию Безансона, а потом в Париж. Здесь он по рекомендации своего наставника аббата Пирара становится личным секретарем марки t.i де Ла Моля. Маркиз приближает к себе Жюльена, а его дочь Матильда выделяет Жюльена среди окружающих ее молодых людей. 11о отношения с Матильдой, которую гнетет обыденность, серая повседневность и которая мечтает возвыситься, бросить вы­ти обществу своей любовью к сыну плотника, скорее напоминают і іоеди і юк двух честолюбцев. Искреннего чувства, как с госпожой де Реналь, здесь нет.

Выстрел Жюльена - жест отчаяния по отношению к жестокой судьбе, в последнюю минуту сокрушившей все его надежды. Жюль- ен приговорен к смертной казни. Обвинение в низости и непоря­дочности несправедливо, ведь герой пытался жить по законам дол­га и чести. Он обречен не столько преступлением, сколько тем, что попытался доказать аристократам свое право быть наравне с ними.

Романтик, мечтатель, натура пылкая, Жюльен опоздал родить­ся. Ему бы жить во времена революционных бурь, когда господству- юшим цветом был красный. Но наступили новые времена - Рес­таврация, эпоха черного цвета, и Жюльен выбирает черную сутану. Ареной борьбы красного и черного становится душа героя. Траге­дия Жюльена Сореля в том, что его мечты о личном счастье, о граж­данском служении не сбылись. Это трагедия героического характе­ра, вынужденного жить в негероическую эпоху, в эпоху безвреме­нья.

Открытый урок внеклассного чтения в 8 «А» классе по роману Ф.Стендаля «Красное и черное»

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»

Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное и черное».

Цели урока

Образовательная : знание романа, выявление основных черт характера и анализ жизненного пути Жюльена Сореля.

Воспитательная : формирование активной жизненной позиции и критического отношения к выбору жизненного идеала и жизненного пути.

Развивающая : выявление главной проблемы романа, определение отношения автора к своему герою, создание устной характеристики Жюльена Сореля, эссе по проблеме урока.

Ход урока

1 этап урока (5-7 минут)

Организационный момент:

Приветствие учителя

Проверка подготовки учащихся к уроку (тексты романа, рабочие тетради)

Актуализация знаний (повторение основных вопросов предыдущего урока )

Учитель: на прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с романом Ф.Стендаля «Красное и черное». Давайте вспомним, о чем мы говорили.

Вопросы учителя классу:

В какое время происходит действие в романе? (1820-е годы)

Годы 1814-1830 называют эпохой Реставрации во Франции. Что это такое? (Роман «Красное и черное» вышел после Июльской революции 1830 года . Причиной её послужила политика короля Карла Х , который пытался вернуть время и порядки до 1789 года . Реставрация – это восстановление монаршей власти Бурбонов после поражения Наполеона)

Стендаль дал подзаголовок роману: «Хроника 19 века». Что такое хроника? (Хроника – записи исторических событий; документальная основа романа)

Роман «Красное и черное» - это один из первых реалистических романов, который рассказывает о жизни всех социальных слоях современного Стендалю общества. Назовите представителей этих слоев. (Простой народ, крестьяне – семья Сорелей, дворяне – господин де Реналь, буржуа – господин Вально, Фуке, духовенство – аббат Пиррар, аббат Шелан и другие священнослужители, аристократы – маркиз де Ла Моль)

Каков основной эпиграф романа? Чьи это слова? («Правда, горькая правда» - слова французского революционера Ж. Дантона).

Да, это правдивый рассказ о времени и о людях, живущих в этом времени.

2 этап урока (3-7 минут)

Учитель: напомните ваше домашнее задание к этому уроку (Записать цитаты, характеризующие Жюльена Сореля с положительной и отрицательной стороны – для каждой группы своя часть романа, и записать одну проблему, которая касается главного героя – индивидуальное задание).

Итак, чтобы приступить к основной части урока, нам необходимо выявить главную проблему данного произведения. Обсудите в группах и предложите одну.

Предложенные проблемы записываем на доске.

Проблемы, предлагаемые учителем:

Проблема добра и зла

Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути

Проблема истинных и ложных ценностей

Постановка проблемы – проблема жизненного идеала и жизненного пути Жюльена Сореля.

3 этап урока (15-20 минут)

- Каков его жизненный идеал? (Наполеон)

На какие периоды делится жизнь Сореля? (1-й –жизнь в городке Верьере, 2-й – семинария в Безансоне и 3-й – Париж).

Учитель: прежде чем говорить о жизненном пути главного героя, необходимо понять, каков он и что им движет в этой жизни. Начинаем работу в группах. Опираясь на выписанные вами цитаты, необходимо раскрыть образ Жюльена и его отношение в этот период жизни к Наполеону.

Работа в группах (3-5 минуты), далее представление устной характеристики Жюльена, основанной на цитатах, каждой из групп.

Участники 4-й группы добавляют к характеристике Жюльена и его цитаты о Наполеоне

На доске записываются положительные и отрицательные черты характера Жюльена Сореля

Отрицательные: двуличность, лицемерие, тщеславие, честолюбие, гордость, амбиции и т.д.

Положительные: любовь, талантливость, благородство, застенчивость, гордость, воля, ум, незаурядность и т.д.

Характеристика Жюльена Сореля

Задание: составьте план по данной характеристике (Работа в группах)

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне - вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою : он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. Его кумир - Наполеон , сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Жюльен Сорель увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же...» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа . Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение , которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды . Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Вариант

1.Ступени стремительной карьеры.

2.Личность, близкая романтическому герою.

3.Его кумир – Наполеон.

4.Противоречивость образа.

5.Выстрел – и переосмысление взглядов.

6.Смерть Жюльена, но победа над обществом.

  1. 4 этап урока (7-10 минут)

Учитель: Итак, мы познакомились с романом Ф.Стендаля «Красное и черное», его главным героем Жюльеном Сорелем. Теперь вновь обратитесь к проблеме урока. Какие можно сделать выводы? (Возможные ответы учащихся):

Не сотвори себе кумира,

Жизненная цель должна быть во благо,

Не все средства хороши для достижения цели,

Думай о близких людях,

Не причиняй зла другим,

Не ломай себя и живи согласно своей натуре

Учитель: Почему мы взяли это произведение Стендаля?

Потому что из Наполеона сотворят себе кумира и герои произведений русской литературы: это и Родион Раскольников в романе Ф.Достоевского и Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Толстого. Они тоже пройдут свой сложный путь познания жизни. Я думаю, что роман «Красное и черное» вас сподвигнул к тому, чтобы задуматься о жизни и о жизненных целях. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

Напишите синквейн по образу Жюльена.

Возможный вариант

Жюльен

Честолюбивый, тщеславный

Ненавидит, лицемерит, прозревает

Цель жизни – карьера и слава

Смерть

Я предлагаю вам закончить предложение. (Если останется время)

Рефлексия: (выберите что-то одно)

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Домашнее задание: (на выбор)

1.Написать эссе «Цели моего жизненного пути»

2.Сочинение-размышление по роману Стендаля «Красное и черное» (закончить)


1830 году вышел в свет роман Стендаля «Красное и черное». Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодого человека, осужденного к казни, - Берте, который стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стендаль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти свое место в обществе XIX века.

Главный герой романа - юноша из провинции, наделенный глубоким умом и воображением, но бедный и незнатный. В семье Жульен чувствовал себя чужим, не было у него друзей и среди одногодок. «Все домашние презирали его, а он ненавидел своих братьев и отца. В праздничных играх на городской площади он всегда был битым…» И обижали его ребята не только за физическую слабость, но и за то, что он не был похож на них, был более умен. И потому Жульен погружался в одиночество, мир воображения, где он «владычествовал».

Жульен мечтал выбиться в люди. Он видел, что зажиточные господа имеют больше, чем он, - имеют положение, деньги, уважение. Желание добиться, как Наполеон, высокой должности, овладело юношей. Он, конечно, усек, что возможность добиться успеха в обществе зависит не столько от его огромных способностей, сколько от сильных мира сего, то есть богачей. Это унижало его самолюбие, отсюда и его протест, но он пытался сохранить личное достоинство даже перед людьми, от которых он зависел. Жульен еще не понял, что новому обществу нужны не умные личности, а бездумные исполнители.

Случайно для себя Жульен стал гувернером детей господина де Реналя. К высшей знати юноша испытывает только «ненависть и отвращение» и ведет себя независимо. По-видимому, благодаря этому «меньше чем за месяц после его появления в семье господина де Реналя даже сам хозяин начал уважать Жульена». Лишь госпожа де Реналь относилась к гувернеру как к ровному себе. Сначала чувство, которое возникло между ним и госпожа де Реналь, Жульен расценивал как победу над жизнью, но потом эти взаимоотношения переросли в настоящую любовь. Для главного героя госпожа де Реналь стала единственным человеком, который его понимал и с которой ему было легко и просто.

Желая сделать карьеру, Жульен вступает в духовную семинарию. Он выделяется среди туповатых семинаристов своей начитанностью, знаниями, умением мыслить. За это его возненавидели как аббаты, так и ученики и дали ему прозвище «Мартин Лютер». Но Жульен стойко все сносит, чтобы только получить высшее положение в обществе.

За протекцией аббата Пирара Жульен едет в Париж и становится секретарем и библиотекарем маркиза де Ла-моля. И здесь, в высшем обществе, Жульен смог вызвать к себе уважение. «Этот ползать не будет», - подумала о нем Матильда де Ла-моль.

Благодаря любви Матильды мечта Жульена могла бы осуществиться. Маркиз де Ла-моль назначил ему ренту, получил чин гусарского поручика и имя шевалье де Ла-Верне.

И вдруг все погибает. Маркиз де Ла-моль, получив от госпожи де Реналь письмо, написанное под натиском духовника-иезуита, где она разоблачает Жульена как лицемера и соблазнителя, жадного к богатству своей жертвы, - отказывается от согласия на брак с ним Матильды. Жульен мчит в Верьер, покупает пистолеты, входит в церковь, где молится госпожа де Реналь, и стреляет в нее.

Его мечты и надежды оборвали эти выстрелы. Заключенный Жульен не боится смерти и не чувствует потребность в раскаянии. Трезвый анализ того, что он совершил, подсказывает ему логический вывод: «Меня жестоко оскорбили, я убил, я заслуживаю смерти». Здесь звучит возмущение против всего мира, который восстал против Жульена потому, что он, Сорель, осмелился возвыситься над своим классом.

Жульен казнен. Кто в этом виноват? Ответ можно найти в речи Жульена на суде - виновато несправедливое общество.

    Жюльен – сын плотника. Его кумир – Наполеон и он жалеет, что родился слишком поздно, уже во времена Реставрации. Жюльен Сорель одарён умом, жаждой знаний, разными способностями. В маленьком городке он страдает от того, что ему себя не реализовать. Отец...

  1. Новое!

    Как утверждают литературоведы, чтобы быть правдивым в своих произведениях, писатель должен наблюдать и анализировать жизнь, а по Стендалю, литература должна быть зеркалом жизни, отображать его. Результатом такого наблюдения Стендаля стал социально- психологический...

  2. Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный за тематикой, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чему же научили меня две героини - госпожи де Реналь и Матильда где Ла-моль. Чтобы нам был понятен внутренний...

    Ах, какая судьба разнотонная! То ли красная? То ли черная? Он в судьбе своей не раскается, Он в ней даже не сможет покаяться/ Он сумеет успеть немного: Оборвется жизни дорога Красным заревом на гильотине.... Боже! Дай хоть любви отныне! Морозное зимнее...

ЖЮЛЬЕН СОРЕЛЬ (фр. Julien Sorel) - герой романа Ф.Стендаля «Красное и черное» (1830). Подзаголовок романа - «Хроника XIX века». Реальные прототипы - Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте - сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг, вблизи Гренобля. Г-жа Мишу, любовница Берте, расстроила его брак с юной девушкой, после чего тот попытался застрелить ее и себя в церкви во время богослужения. Оба остались живы, но Берте судили и, приговорив к смерти, казнили (1827). Лафарг - краснодеревщик, убивший любовницу из ревности, раскаявшийся и просивший себе смертной казни (1829). Образ Ж.С.- героя, совершающего уголовное преступление на почве любовной страсти и одновременно преступление против религии (поскольку покушение на убийство произошло в церкви), раскаявшегося и казненного - использован Стендалем для анализа путей общественного развития.

Литературный тип Ж.С. характерен для французской литературы XIX»Шв. - молодой человек из низов, делающий карьеру, опираясь только на свои личные качества, герой воспитательного романа на тему «утраты иллюзий». Типологически Ж.С. родствен образам романтических героев - «высшим личностям», в гордыне презирающим окружающий мир. Общие литературные корни можно наблюдать в образе индивидуалиста из «Исповеди» Ж.-Ж.Руссо (1770), объявившего тонко чувствующую и способную к самоанализу личность (благородную душу) «исключительной личностью» (1′homme different). В образе Ж.С. Стендаль осмыслил опыт рационалистической философии XVII-XVIII вв., показав, что место в обществе добывается ценой нравственных потерь. С одной стороны, Ж.С.- прямой наследник идей Просвещения и Великой французской революции, трех ключевых фигур начала «буржуазного века» - Тартюфа, Наполеона и Руссо; с другой - экстраполяция нравственных метаний романтиков - его талант, индивидуальная энергия, интеллект направлены на достижение общественного положения. В центре образа Ж.С.- идея «отчужденности», противостояния «против всех» с конечным выводом о своей абсолютной несовместимости с любым образом жизни. Это необычный преступник, ежедневно совершающий преступления для утверждения себя как личности, отстаивая «естественное право» на равенство, образование, любовь, решающийся на убийство с целью оправдать себя в глазах любимой женщины, усомнившейся в его честности и преданности, карьерист, руководствующийся идеей своей избранности. Психологическая драма его души и жизни - постоянные колебания между благородной чувствительной натурой и макиавеллизмом его изощренного интеллекта, между дьявольской логикой и доброй, гуманной натурой. Феномен личности Ж.С., эмансипированной не только от вековых общественных устоев и религиозных догматов, но и от всяких принципов, кастовых или классовых, выявляет процесс зарождения индивидуалистической этики с ее эгоизмом и эгоцентризмом, с ее пренебрежением средствами в достижении поставленных целей. Ж.С. не удается убить свою благородную душу до конца, он пытается жить, руководствуясь внутренним долгом и законами чести, в конце своей одиссеи придя к выводу об ошибочности идеи утвердить «благородство духа» путем карьеры в обществе, к выводу о том, что земной ад ужаснее смерти. Он отрекается от стремления встать «над всеми» во имя безудержного чувства любви как единственного смысла существования. Образ Ж.С. оказал огромное влияние на дальнейшее осмысление проблемы «исключительной личности» в литературе и в философии. Сразу после выхода романа критика назвала Ж.С. «чудовищем», угадав в нем тип будущего «плебея с образованием». Ж.С. стал классическим родоначальником всех терпящих крах одиноких завоевателей мира: Мартин Иден Дж.Лондона, Клайд Гриффите Т.Драйзера. У Ницше есть примечательные ссылки на поиски у автора Ж.С. «недостающих черт» философа нового типа, заявившего о главенстве у «высшей личности» некоей «воли к власти». Однако Ж.С. послужил и прототипом героев, переживающих катарсис и покаяние. В русской литературе его наследник - Раскольников Ф.М.Достоевского. По словам Николо Кьяромонте («Парадоксы истории», 1973), «Стендаль учит нас отнюдь не эгоцентризму, который он провозглашал своим кредо. Он учит нас давать беспощадную оценку заблуждениям, в которых повинны наши чувства, и всяким небылицам, которыми полон окружающий нас мир». Знаменитым исполнителем роли Ж.С. во французской экранизации романа был Жерар Филип (1954).

Лит.: Fonvieille R. Le veritable Julien Sorel. Paris et Grenoble, 1971; Ремизов Б.Г. Стендаль. Л., 1978; Горький A.M. Предисловие // Виноградов А.К. Три цвета времени. М., 1979; Тимашева О.В. Стендаль. М., 1983; Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985; Эсенбаева P.M. Стендаль и Достоевский: типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание». Тверь, 1991.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.

Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!», и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.

Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.

Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: «Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице. вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, «выйти в люди», занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет места таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным «героем» в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все. то, что так дорого Жюльену.

Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет» им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: в

    Ах, какая судьба разнотонная! То ли красная? То ли черная? Он в судьбе своей не раскается, Он в ней даже не сможет покаяться/ Он сумеет успеть немного: Оборвется жизни дорога Красным заревом на гильотине.... Боже! Дай хоть любви отныне! Морозное зимнее...

    Луиза де Реналь - жена мэра, не имеющая никакого влияния на мужа, как и на ход дел в городе Верьер, вверенном его попечению. По местным понятиям, почти дурочка, упускающая «удобные случаи заставить мужа купить ей шляпку», она с первого взгляда поражает...

    ЛЮСЬЕН ЛЕВЕН (фр. Lucien Leuwen) - герой неоконченного романа Стендаля «Люсьен Левей» (1834-1835, вариант назв. «Красное и белое»). Сюжет романа навеян рассказом г-жи Готье, задумавшей роман под названием «Лейтенант». Исключенный в 1832 г. из Политехнической...

    Роман «Красное и Черное» (1831) родился от газетной хроники об уголовном преступлении. Интересно, что преступлений, подобных тому, что совершил Жюльнн Сорель, во Франции периода Реставрации произошло несколько. Юноши (сохранились имена Берте, Лаффарга)...