Красота глаз Очки Россия

Кто главный герой в романе обломов. Вечные образы в романе "обломов"

Роман «Обломов» является одним из ярчайших произведений русской литературы 19 века, которое и в наши дни волнует читателей остротой поднятых автором вопросов. Книга интересна, прежде всего, тем, что проблематика романа раскрывается через метод антитезы. Противопоставление в «Обломове» главных героев позволяет подчеркнуть конфликт между разными мировоззрениями и характерами, а также лучше раскрыть внутренний мир каждого персонажа.

Действие произведения разворачивается вокруг судеб четырех главных героев книги: Ильи Ильича Обломова, Андрея Ивановича Штольца , Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной (некоторые исследователи дополняют этот список Захаром, однако по значимости в повествовании он все-таки относится к второстепенным действующим лицам). Через мужские и женские персонажи в романе автор анализирует разные аспекты социальной и личной жизни человека, раскрывает многие «вечные» темы.

Характеристика мужских персонажей

Илья Обломов и Андрей Штольц главные герои «Обломова» Гончарова. По сюжету романа мужчины познакомились еще в школьные годы и, сдружившись, продолжали поддерживать друг друга даже спустя десятилетия. Обломов и Штольц являются примером действительно крепкой, надежной и плодотворной для обоих мужчин дружбы. Илья Ильич видел в Андрее Ивановиче человека, который всегда готов и, что самое важное, знает, как решить его проблемы с окружающими, с расходами и доходами поместья. Для Штольца же Обломов являлся приятным собеседником, компания которого действовала на Андрея Ивановича умиротворяющее и помогала вернуться к душевному спокойствию, которое он нередко терял в погоне за новыми достижениями.

В «Обломове» персонажи представлены как антиподы – совершенно разные и практически ни в чем не похожие герои. Это ярко прослеживается в изображении судеб Обломова и Штольца. Илья Ильич рос «тепличным», «комнатным» ребенком, которого с малых лет приучали к барскому образу жизни, лени и отношению к новым знаниям как к чему-то необязательному и не нужному. Окончив «для галочки» школу и университет, Илья Ильич поступает на службу, где его ждет одно из первых разочарований в жизни – на работе нужно бороться за свое место, постоянно трудиться и быть лучше других. Однако самым неприятным для Ильи Ильича становится то, что его сослуживцы так и остаются малознакомыми людьми, а не становятся для мужчины новой семьей. Не приученный к разочарованиям и ударам, Обломов после первой же неудачи на работе опускает руки и закрывается от общества, создав свой особый мир иллюзорной Обломовки.

На фоне деятельного, стремящегося вперед Штольца Илья Ильич выглядит ленивым, апатичным увальнем, который просто не хочет что-либо делать сам. Детство и юность Андрея Ивановича были наполнены новых впечатлений. Не страдая от чрезмерной опеки родителей, Штольц мог на несколько дней уйти из дому, сам выбирал себе дорогу вперед, много читал и практически всем интересовался. Любовь к знанию Андрей Иванович почерпнул у своей матери, тогда как практичный подход ко всему, упорство и умение трудиться – у своего отца-немца. По окончанию университета Штольц покидает родное имение, самостоятельно строя свою судьбу, зарабатывая материальные блага и знакомясь с нужными людьми.

Взаимозависимость мужских образов

Мужские образы героев в романе «Обломов» – два способа реализации человека в обществе, два ведущих начала, которые не находят гармоничного соединения ни в одном из персонажей. С другой стороны, Штольц и Обломов идеально дополняют друг друга, помогают друг другу в поиске самых важных вещей для достижения истинного, а не иллюзорного счастья. Ведь Обломов в своих мечтах по отстройке Обломовки представал человеком не менее деятельным и общительным, чем его друг, тогда как Штольц на протяжении всего романа продолжает тянуться к тому душевному спокойствию, которое находил в Обломове. В итоге, неосознанно для себя, Андрей Иванович создает некое подобие Обломовки в собственном поместье после брака с Ольгой, постепенно превращаясь в человека, привязанного к родному дому и ценящему однообразное, спокойное течение времени.

Несмотря на то, что характеристика героев «Обломова» построена на антитезе, ни Обломов ни Штольц не являются идеалами Гончарова, а скорее представлены в качестве крайнего проявления в человеке «обломовских» и «прогрессивных» особенностей. Автор показал, что без гармонии этих двух начал личность не будет чувствовать себя полноценной и счастливой, не сможет реализовать себя как в социальном, так и в духовном плане.

Характеристика женских образов

Главные героини романа «Обломов» также противопоставлены друг другу. Ольга Ильинская – барышня из состоятельной семьи, с детства обучалась грамоте, наукам и искусству пения, активная и целеустремленная девушка, которой нравится самостоятельно выбирать свою судьбу, не подстраиваясь под мужа или близких. Ольга совсем не похожа на кроткую, домашнюю Агафью, готовую на все ради любимого человека, способную приспособиться к любому образу жизни, лишь бы Обломов был счастлив. Ильинская не была готова пойти за желаниями Ильи Ильича, стать его идеалом «обломовской» женщины, основной сферой деятельности которой будет домашнее хозяйство – то есть предписанные «Домостроем» рамки.

В отличие от необразованной, простой, тихой – истинного прообраза русской женщины – Агафьи, Ольга является абсолютно новым для русского общества типом эмансипированной женщины, которая не согласна ограничивать себя четырьмя стенами и приготовлением пищи, а видит свое предназначение в непрерывном развитии, самообразовании и стремлении вперед. Однако трагичность судьбы Ильинской состоит в том, что даже выйдя замуж за активного, деятельного Штольца, девушка все равно перенимает классическую для русского общества роль жены и матери, мало в чем отличающуюся от роли, описанной в «Домострое». Несоответствие желаний и реального будущего приводит к постоянной грусти Ольги, ощущения, что она не прожила той жизни, о которой мечтала.

Заключение

Главные герои романа «Обломов» – интересные, привлекающие личности, чьи истории и судьбы позволяют лучше понять идейный смысл произведения. На примере мужских персонажей автор анализирует темы человеческого развития, становления в обществе, умения ставить цели и достигать их, а на примере женских – раскрывает тему любви, преданности, умения принять человека таким, каков он есть.
Обломов и Штольц – персонажи не только противопоставляемые, но и взаимодополняющие, как, впрочем, и Ольга с Агафьей. Приняв либо выработав в себе черты и качества образа-антипода, герои могли бы стать абсолютно счастливы и гармоничны, ведь именно в непонимании пути к истинному счастью и кроется трагизм персонажей «Обломова». Именно поэтому их характеристики в романе Гончарова не имеют исключительно отрицательной или положительной окраски – автор не приводит читателя к готовым выводам, предлагая самому выбрать правильный путь.

Тест по произведению

В романе И. А. Гончарова «Обломов» обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир - отвлеченный, идеальный, для другого - материальный и практический. Эти два типа автор описал в Обломове и Захаре.

Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Сформировался «вечного ребенка», мечтательного, прекраснодушного, но совершенно не приспособленного к практической жизни.

Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что «кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было». Первой, что замечает Обломов в Агафье, - ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге - возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев «вечный» халат Ильи Ильича. Если Ольга «сняла» халат, то Агафья, залатав, «чтоб дольше прослужил», вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, - это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Анд-рюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.

Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую «обломовщину» не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения «падших людей». О сострадании к «падшим» говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова - своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но «обломовщина» - апатия, лень и отсутствие воли - привела его к гибели духовной и физической.

Захар - слуга Ильи Ильича Обломова. Гончаров определяет своего персонажа как рыцаря «со страхом и с упреком», который «принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обло-мовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов». любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар - вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь.

Он безоговорочно верен не только своему барину, но и всему его роду, поскольку так заведено испокон веку: есть господа и есть их слуги. При этом Захар может и ворчать на хозяина, и даже пререкаться с ним, и настоять на своем. Так, извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское . Когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращенье рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Можно сказать, что Илья Ильич полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого. По крайней мере, чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Потому слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича - «праздность и покой» - является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Гончаров показывает, что характер и миропонимание и хозяина, и слуги сформировались под влиянием многовековой практики узаконенного барства и рабства. В романе мы не найдем гневных обличений крепостного права, но проблематика произведения связана с анализом того, как именно оно влияет на человека и что из этого получается.

Гончарову удалось создать удивительный, можно даже сказать, единственный в литературе образ - Все произведение уникально, нет никаких резких поворотов в сюжете, обстановка практически никогда не меняется (всю первую часть это была квартира главного героя), но тем не менее переживаешь за персонажей. Такой образ, как Обломов, не может не вызвать споров о его характере, понимании жизни.

В романе не поднимаются политические проблемы, здесь затрагиваются только личностные и межличностные конфликты, которые сохранают свою актуальность в любую эпоху. Роман Гончарова изучается в школе, и написание сочинения на тему Обломова является обязательным в литературной программе. Там поднимаются серьезные вопросы нравственного характера, которые заставляют читателя задуматься при прочтении.

Темы сочинений по "Обломову"

Список тем, на которые предлагается написать сочинение, достаточно обширен, поэтому ниже будут представлены самые интересные.

  1. "Любовная тема в произведении "Обломов".
  2. Сочинение на тему "Обломов и Штольц".
  3. "Историко-философский смысл романа "Обломов".
  4. "Обломов и "обломовщина".
  5. "Детские годы Обломова в романе "Обломов".

Отношения Обломова и Штольца

Сочинение на тему "Обломов и Штольц" является одновременно и простым, и сложным для написания. Простым, потому что это два главных героя с ярко прописанными характерами, с четкими и понятными жизненными принципами. Но их дружеские отношения не такие простые, как может показаться.

Ведь они не только уважают и ценят друг друга, но являются и противоположностями, что не может не сказываться на их отношении к образу жизни друг друга. Если Илья в какой-то период жизни пытается принять точку зрения своего товарища, то Андрей резко критикует "обломовщину" и даже не пытается понять, почему же Илью Ильича так привлекает уединенный образ жизни.

Но это не мешает им оставаться близкими и единственными друзьями на протяжении всей жизни. Ведь только Штольцу Обломов мог рассказать о своих переживаниях, а тот, в свою очередь, всегда готов помочь другу.

Рассуждение об "обломовщине"

Сочинение на тему "Жизнь Обломова" не будет отличаться какими-то яркими событиями, которые могли бы произойти с главным героем, но будет интересно тем, как менялись жизненные принципы главного героя. Очень верную и точную характеристику жизни Ильи Ильича дал его друг Андрей Штольц - "обломовщина".

Сочинение на тему Обломова отличается от рассуждений о других произведениях именно тем, что больший упор в самом романе делается именно на внутреннем мире главного персонажа. Конечно, про характер других героев тоже рассказывается, но сам Обломов создан так, что его образ жизни не может представлять большого интереса для читателя.

Гораздо важнее понять, по каким причинам у него такая тяга к уединенному и однообразному течению жизни. И причина кроется в его детстве, где каждый день был похож один на другой, где его родители не обременяли себя серьезными делами или размышлениями и были счастливы.

Но если бы сын был похож на них, тогда он бы не задумывался над словами Штольца, не понимал бы сам, что времена изменились, что так жить не совсем правильно. Но потому что Обломов обучался не дома, в нем воспиталось философское начало, которое и побуждало его к различным размышлениям.

Но несмотря на все попытки Штольца забрать друга из того однообразного течения жизни, Обломов все равно вернулся к своим истокам. Потому что основу его характера и составляло это однообразие, неспешность, ощущение спокойствия в этом размеренном образе жизни и действий.

Оценка личности главного героя

В сочинении на тему Обломова будет довольно сложно дать какую-то однозначную оценку центральному персонажу. С одной стороны, такой образ жизни неправилен в том, что постепенно человек отучается от принятия ответственных решений, становится ленивым, не целеустремленным. Постепенно его личностное развитие может остановиться из-за узкого круга общения, сужения интересов. Ведь для самообразования нужна сила воли и дисциплина, что при таком образе жизни как раз пропадает. Поэтому у Ильи Ильича и возникали сомнения и желание поменять свой образ жизни.

Но, с другой стороны, на формирование его характера сильно влияло окружение и обстановка, в которой он рос. И это ощущение спокойствия, стабильности у него ассоциировалось именно с таким размеренным образом жизни. Для него оно осталось идеалом, поэтому в конце романа, несмотря на все старания Штольца и Ольги, он возвращается к прежней своей философии.

В сочинении на тему Обломова можно также указать, что на примере Обломовых показано то, как прежний барский уклад жизни сменялся, что люди становились образованнее, прогресс добирался и до ведения хозяйства. Обломов и Штольц были отражением противоположных общественных мнений, которые царили в стране в тот период. Поэтому, несмотря на отсутствие большого разнообразия персонажей и смены обстановки, этот роман стал классическим произведением, чья актуальность со временем продолжает сохраняться.

Иван Александрович Гончаров целых десять лет работал над романом «Обломов». Характеристика главного героя настолько убедительно представлена классиком, что вышла за рамки произведения, а образ стал нарицательным. Качество проработки автором персонажей повествования впечатляет. Все они цельные, обладающие чертами современных писателю людей.

Темой этой статьи является характеристика героев «Обломова».

Илья Ильич Обломов. Скольжение по плоскости лени

Центральным образом книги является молодой (32-33 года) помещик Илья Ильич Обломов, ленивый вальяжный мечтатель. Он - мужчина среднего роста, с темно-серыми глазами, приятными чертами лица, по-детски изнеженными пухлыми руками. В петербуржской квартире на Выборгской стороне проживает этого человека неоднозначна. Обломов - прекрасный собеседник. Он по своему характеру не способен причинить кому-либо зло. Его душа чиста. Образованный, имеет широкий кругозор. В любой момент времени его лицо отражает непрерывный поток мыслей. Казалось бы, мы говорим об если бы не огромная лень, вселившаяся в Илью Ильича. С детства его опекали по мелочам многочисленные няни. «Захарки да Вани» из крепостных делали за него любую, даже мелкую работу. В безделье и лежании на диване проходят его дни.

Доверившись им, Обломов подписал кабальный договор по своей выборгской квартире, а затем уплатил и липовый «моральный ущерб» брату Агафьи Мухоярову в размере десяти тысяч рублей путем фальшивого заемного письма. Друг Ильи Ильича Штольц разоблачает негодяев. После этого Тарантьев «пускается в бега».

Близкие Обломову люди

Окружающие чувствуют, что он душевный человек, Обломов. Характеристика - характеристикой, однако самоуничтожение главного героя ленью не мешает ему иметь друзей. Читатель видит, как настоящий друг Андрей Штольц пытается вырвать Обломова из тесных объятий ничегонеделания. Он же стал после смерти Обломова, согласно завещанию последнего, приемным отцом для сына Андрюши.

У Обломова есть преданная и любящая гражданская супруга - вдова Агафья Пшеницына - непревзойденная хозяйка, недалекая, неграмотная, но честная и порядочная. Внешне она полная, но ладная, работящая. Илья Ильич любуется ею, сравнивая с ватрушкой. Женщина порывает все отношения с братом Иваном Мухояровым, узнав о низком надувательстве им своего мужа. После смерти гражданского мужа женщина чувствует, что «душу из нее вынули». Отдав сына на воспитание Штольцам, Агафья просто хочет уйти вслед за своим Ильей. Деньги же ее не интересуют, что видно из ее отказа от причитающихся доходов от имения Обломова.

Илье Ильичу прислуживает Захар - неопрятный, ленивый, но боготворящий своего хозяина и преданный до конца слуга старой закалки. После смерти барина бывший слуга предпочитает нищенствовать, но находится близ его могилы.

Подробнее об образе Андрея Штольца

Зачастую темой школьных сочинений является Обломова и Штольца. Они противоположны даже во внешности. Поджарый, смуглый, с впалыми щеками, кажется, что Штольц весь состоит из мышц и сухожилий. У него за плечами чин, гарантированный доход. Позже, работая в торговой компании, он заработал на покупку дома. Он проявляет активность и креативность, ему предлагают интересную и денежную работу. Это он во второй части романа пытается свести Обломова с Ольгой Ильинской, познакомив их. Однако Обломов остановился в строительстве отношений с этой дамой, поскольку побоялся переменить жилье и заняться активной работой. Разочарованная Ольга, которая планировала перевоспитать лентяя, оставила его. Впрочем, образ Штольца не является идеальным, несмотря на его постоянный созидательный труд. Он, как антипод Обломова, опасается мечтать. В этот образ Гончаров вложил с избытком рассудочность и рационализм. Писатель считал, что образ Штольца им не доработан. Антон Павлович Чехов же даже посчитал этот образ отрицательным, суждение тем, что тот «слишком собой довольный» и «думает о себе чересчур хорошо».

Ольга Ильинская - женщина будущего

Образ Ольги Ильинской - сильный, законченный, прекрасный. Не красавица, но удивительно гармонична и динамична. Она глубоко духовна и вместе с тем деятельна. встретился с ней, поющей арию "Casta diva". Эта женщина оказалась способной всколыхнуть даже такого пентюха. Но перевоспитание Обломова оказалось сверхтрудной задачей, не эффективней дрессировки дятлов, лень глубоко пустила в нем корни. В конце концов от взаимоотношений с Ольгой первым (из-за лени) отказывается Обломов. Характеристика их дальнейших отношений - деятельное сочувствие Ольги. Она выходит замуж за полюбившего ее деятельного, надежного и верного Андрея Штольца. У них замечательная гармоничная семья. Но проницательный читатель поймет, что деятельный немец «не добирает» до уровня своей супруги духовного начала.

Вывод

Вереница гончаровских образов проходит перед глазами читателя романа. Безусловно, самым ярким из них является образ Ильи Ильича Обломова. Имея замечательные предпосылки для успешной, безбедной жизни, он умудрился загубить себя. В конце жизни помещик осознал, что же все-таки с ним произошло, дав этому явлению емкое лаконичное название «обломовщина». Современен ли он? Еще как. Сегодняшние Ильи Ильичи располагают, кроме полета мечты, еще и внушительными ресурсами - компьютерными играми с потрясающей графикой.

Образ Андрея Штольца роман не раскрыл в степени, задуманной Иваном Александровичем Гончаровым. Автор статьи считает это закономерным. Ведь классик изобразил в этих героях две крайности. Первая - бесполезная мечта, а вторая - прагматичная неодухотворенная деятельность. Очевидно, что, только объединив в нужной пропорции эти качества, мы получим нечто гармоничное.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Вечные образы - персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других произведениях: романах, пьесах, повестях. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Есть четыре вечных образа мирового значения: Фауст, Дон Жуан, Гамлет и Дон Кихот. Эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы однажды, но с тех пор многократно вновь появлялись у писателей разных эпох. Их черты порой проступают у, казалось бы, совершенно на них не похожих персонажей.

В романе "Обломов" есть черты некоторых из этих героев. Например, Обломов очень похож на Гамлета. Гамлет у Шекспира всегда находился в поисках некого идеала, и Обломов тоже. Эти две души обе хотят чего-то высшего, их не устраивает жизнь на Земле. Они стремятся к идеалу, который отстоит далеко от них,- и погибают. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, за убийство его. Обломов никому не мстит, но и он хочет найти себя в жизни, определить свое предназначение.

В начале романа перед ним (и перед читателем) проходит череда потенциальных обломовых. Обломов может выбрать "себя", но ни один из этих героев ему не симпатичен, это не тот идеал, которого он хочет, к которому стремится. В реальной жизни Гамлет тоже терзаем выбором. Душа его не спокойна. У него тоже есть несколько путей: он может стать таким, как Полоний, таким, как Розенкраиц и Гильденстерн, или таким, как Клавдий, Гертруда. Гамлет не хочет становиться ни одним из них. Он остается самим собой и погибает. Его убивает та затхлая атмосфера Эльсионора, в которой он существует. Обломов тоже пытается найти свой идеал в заплесневелой атмосфере Петербурга, там, где его просто не может быть. Его убивает эта безысходность устаревшего Петербурга, эта невозможность найти идеал в нем.

От Дон Кихота в Обломове - почитание женщин и рыцарский дух, романтическое восприятие мира, поиски некого высшего начала. Обломов тоже бьется с ветряными мельницами - с жителями бездушного Петербурга. Обломов думает, мечтает, хочет их изменить, ему тесно в столице, он не желает общаться с теми людьми, которые окружают его. Город не желает изменяться, он все так же "машет своими крыльями". Жизнь идет своим чередом, а Обломова - Дон Кихота нет, И Петербург такой же, и Штольц женат на Ольге - Дульсинее Обломова, а сам Обломов ничего не добился, его жизнь пуста и бессмысленна, как битва с ветряными мельницами Дон Кихота.

Третий вечный образ, который встречается в романе,- это Фауст, частично воплотившийся в образе Штольца. Между двумя этими героями немало сходных черт. Фауст - ученый, который путешествует по миру с Мефистофелем, Штольц - также путешественник. Он все время в отъезде, в Петербурге он бывает редко и под конец вовсе уезжает оттуда. Он живет в Крыму - в благословенной земле. Фауст тоже пытается найти свою благословенную землю и ради этого заключает союз с Мефистофелем. Фаусту не удается отыскать спою мечту, по и Штольц тоже не идеально счастлив. Фауст продает спою душу Мефистофелю в поисках счастья, а Штольц отдает ее Ольге. У Фауста (как и у Штольца) не было духовных исканий, подобных обломовским. Фауст был ученым прагматиком, его интересовала наука, а не душа, он не искал идеала он искал счастья. А Обломов ищет идеал.

В Обломове воплотилось огромное число качеств, которые присущи всем людям на земле. Частичка Обломова есть в каждом из нас. Этот литературный образ тоже спал вечным. Он приобрел общечеловеческое значение. Наряду с определениями "донкихотство" и "гамлетизм" термин "обломовщина" прочно вошел в пашу жизнь. Эти термины образованы от имен и фамилий героев, которые стали вечными образами. Причем надо отметить характерную особенность соотнесения названия произведения с персонажами: все произведения, в которых есть герои, ставшие вечными образами, называются их именами. Например, "Гамлет, принц Датский" у Шекспира или "Фауст" у Гете. Роман Гончарова называется так же - "Обломов". Еще одно свойство вечного образа. Действительно, все мы немного Обломовы, но каждый по-разному.