Красота глаз Очки Россия

Кто нашел скифскую пектораль. Золотая пектораль скифских царей

45 лет назад закончился археологический сезон, принесший Украине самую знаменитую находку из древнего скифского захоронения - золотую пектораль, нагрудное украшение знатного кочевника.

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области золотая скифская пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

«Моя фантазия оказалась слишком убогой, чтобы представить себе что-то подобное» , — писал в своей книге «Толстая Могила» археолог Борис Мозолевский . 21 июня 1971 года в 14:30 в гробнице царя скифов нашел золотую пектораль — нагрудное украшение. Раскопал 8,5-метровый курган Толстая могила возле города Покров (бывший Орджокинидзе — Gazeta.ua), Днепропетровская область.

Сегодня, пектораль из Толстой могилы называют одной из самых ценных находок 20 века. Это нагрудное украшение, которое носили знатные скифы. Вес — 1150 грамм, диаметр — 30,6 см, выполнена из золота 958 пробы.

Курган Толстая могила 60 метров в диаметре. Находится на территории Орджоникидзевского горнорудного комбината где добывают марганец. Курган хотели срыть и на его месте открыть карьер. Директор предприятия Григорий Середа решает сначала исследовать его. Управлять экспедицией приглашает внештатного сотрудника Института археологии Бориса Мозолевского.

«Две недели подряд я просыпался в 5.30 и по 16 часов ежедневно, без отдыха и выходных, до боли в глазах всматривался в землю, пытаясь прочитать каждую ее комок, чистил и замерял, снова все бросал и бегал от скрепера к скрепера, хватался за лопату, чертил и описывал» , — пишет Борис Николаевич в своей книге.

Мозолевскому в раскопках помогают горняки с комбината. Директор предприятия постоянно приезжает и следит за работой. Шахтеры сначала прокапывают центральную часть кургана. Снимают девять метров почвы, и закапываются на пять метров в глубину. Натыкаются на погребальную камеру царя.

«Сначала нашли центральную камеру царя. Размером 4,5 метра. Она оказалась ограбленной еще в древности. Но все равно там были остатки броненосца и золотые изделия», — рассказывает археолог Марина Стрельник , заведующий отделом древней истории Национального исторического музея Украины.

Техника, которая разрывала курган с восточной стороны, начинает проваливаться под землю.

«Насыпь на восточной половине кургана вдруг начал проваливаться под механизмами. Что проваливалось и над чем проваливалось, понять трудно. На улице была уже ночь. Когда через несколько дней мы вышли на древнюю поверхность, выяснилось, что насыпь проседала над пятью небольшими могилами, заполняя в них полости, которые сохранились до сих пор» , — записывает в дневнике Борис Мозолевский.

С этой стороны археологи раскапывают гробницу царевны и ребенка. К ним грабители не добрались. В середине находят около 600 золотых изделий. Среди них кольца, гривну (нагрудное украшение — Gazeta.ua) и кубки. Рядом захоронения воина, конюха и служанки.

Пектораль находят в дромосе — это проход к главной камеры захоронения царя к царице. Его засыпало землей, вероятно это и спасло ее от грабителей. Рядом меч и нагайка.

«Шахтеры, после обеда перекрипившы дромос в слабых местах, уже собирались домой. Мы, археологи, решили еще немного поработать. Я расчистил один из Сагайдачных наборов под стенкой дромоса и, сворачивая густой глиняный чамур, покрывавший пол, почувствовал, как пальцы то больно царапнуло. В сердце сладко екнуло. Осторожно откинув чамур, я увидел, как блеснуло золото, и каким-то неведомым чувством понял, что это именно то: дело было большое и явно лежала на своем первоначальном месте, не сдвинута грабителями» . — Описывает первые секунды находки Борис Мозолевский. — «На волне я оцепенел, потом тихо, чтобы не поднимать в могиле шума, позвал Черненка (Евгений Черненко — профессор Института археологии, который наблюдал за работами. Известный исследователь скифов — Gazeta.ua). С двух сторон мы быстро разгребли глину, и Евгений первый сказал слово, что скоро стало популярным в прессе: пектораль. Пальцы я, оказывается, поцарапал об острый козий рог. Уже было видно, что вещь заполняют скульптурные изображения, однако рассмотреть детали мешала глина, а поднимать произведение до того, как будет расчищено все дно могилы, не позволяла методика исследований».

Найдена пектораль имеет три яруса изображений. Скреплены между собой скрученными цепочками золотых пустых трубочек. На концах — литые головы львов, держащих в пастях кольца для шнурка. На нижнем ярусе изображены сцены поединка фантастических животны х.

«Это так называемые сцены терзания. Те, которые были очень популярны в скифском искусстве. Они получили название — звериный стиль. То есть изображения животных и мифических животных в характерных позах. В центре композиции три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавших на него. далее за ними — поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом, по которым изображена погоню собаки за зайцем «, — рассказывает Марина Стрельник.

«Средний ярус пекторали — это растительный орнамент. Единого мнения нет. Одни говорят, что здесь находится зашифрованный рецепт старого целебного бальзама из корней и цветов. Другие — что это просто изображен растительный мир который был вокруг скифов».

Третий ярус — это изображение скифов за работой.

«Здесь мы можем увидеть как скиф доит овцу, или двух скифов, которые держат рубашку из овечьей кожи. Также лошадей, коров — тех животных, который разводили скифы. Все эти сцены и символика пекторали имела изобразить все мифологические представления о мире и землю и царя», — объясняет археолог.

Золотая пектораль – уникальный памятник эпохи скифов – народа, проживавшего в степях Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма на протяжении почти тысячи лет и переживших за это время взлеты и падения.

Археологические раскопки кургана Толстая Могила

30 марта 1971 года под руководством археолога Б.М. Мозолевского в чрезвычайно сложных условиях промышленной зоны в районе города Орджоникидзе Днепропетровской области начались раскопки одного из наиболее крупных курганов Правобережной Украины Толстая Могила. На протяжении нескольких месяцев была снята земляная масса кургана.

Под насыпью было обнаружено несколько захоронений, и археологи приступили к непосредственному изучению этих захоронений. Многочисленные богатые находки свидетельствовали о том, что это — захоронение одного из могущественных скифский царей и его семьи. Основная часть захоронений оказалась не разграбленной, в отличие от большинства скифских курганов.

Уникальная находка Б.М.Мозолевского – Золотая Пектораль

Как писал сам Мозолевский в книге «Скіфський степ», 21 июня 1971 года в 14 часов 30 минут на дне подземелья он нашел нагрудное украшение скифского царя IV века до нашей эры — золотую пектораль.
Латинское слово «пекторалис» означает «нагрудный». Но пекторалью называли только те нагрудные украшения, которые носили правители. Пектораль из Толстой Могилы необычайно красива и свидетельствует о могуществе Скифского царства. Вес пекторали — 1150 граммов, диаметр – 30.6 см. Пектораль изготовлена из золома 958 пробы.

Она поделена на три месяцеподобных яруса. В центре нижнего яруса – сцены борьбы коня с двумя грифонами (мифическими крылатыми существами). Рядом – поединок дикого кабана и оленя с леопардом и львом. Далее – погоня собаки за зайцем.

Центральный эпизод верхнего яруса – изображение двух скифов, которые шьют меховую одежду. Лица скифов наделены индивидуальными чертами. Слева и справа от центральной сцены – домашние животные, рядом — фигурки юных скифов, которые доят овец.

Средний ярус представляет собой растительный орнамент. Все три яруса соединяются скрученными пустотелыми трубочками. Пектораль слева и справа завершается креплениями в форме головок львов.

На протяжении десятилетий выдвигаются различные гипотезы о смысловом содержании изображений пекторали. Как считал Мозолевский и другие ученые, пектораль – это культовый предмет, который отражал представление скифов о трех сферах мироздания: сферы недр земли, астрально-космической сферы и сферы, населенной людьми и животными.

Каждый элемент на пекторали не случаен и наделен определенным символом. Все сферы взаимосвязаны. Подобная символика встречается и на иных памятниках, как скифской эпохи, так и памятников Восточного Ирана. Эта связь не случайна,так как сами скифы, как и их предшественники киммерийцы, относились к ирано-язычным народам.Существуют и иные трактовки значений символики пекторали.

Ведутся так же споры о мастере, который создал пектораль. Высказываются различные предположения. По одной из таких версий автор этого шедевра — причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья. По другой версти — скиф, (потому, что мастер знал скифскую мифологию, обычаи и обряды).

Золотая Пектораль стала главной археологической находкой ХХ века в Украине. Эта бесценная археологическая находка была перевезена в Киев для хранения в музее исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины).

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. Возможно, первой обладательницей пекторали была скифская царевна. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.
Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

Она очень похожа на скифскую пектораль из кургана Куль-Оба , близ Керчи.

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль - это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?
Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.

О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это - зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы . Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно - это скифские
цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле - это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе. Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.
В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет - леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев - это скиф, кабан - это Африка, а леопард - это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.
Южная часть Украины, а точнее - побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.
Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы - птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.
Вот сколько интересной информации содержит простое женское украшение.

Найденная в июне 1971 года в кургане в Днепропетровской области пектораль - главное археологическое сокровище Украины - по всем параметрам стала настоящим подарком судьбы. Ее нашли два археолога-внештатника, которым помогал не профильный институт, а директор крупного советского предприятия. И пектораль обнаружили тогда, когда успех всей экспедиции уже выглядел сомнительным.

Украине с этим украшением повезло еще и потому, что его нашли через несколько лет после того, как появилась возможность оставить находку в украинском музее,- случись эта история чуть раньше, и советское руководство приказало бы передать столь ценный экспонат в Москву или Ленинград. А так скифское украшение до сих пор входит в коллекцию киевского музея.

Все эти случайности породили массу полуанекдотических историй о раскопках кургана Толстая Могила неподалеку от города Орджоникидзе в Днепропетровской области, в ходе которых нашли пектораль. Некоторые из них до сих повторяют в украинских СМИ.

Самая распространенная из них - как руководитель экспедиции Борис Мозолевский вез пектораль в Киев на себе под толстой телогрейкой, чтобы скрыть находку от московских или ленинградских музеев. Ученый, по рассказам выдумщиков, якобы носился по тогдашним украинским моральным авторитетам, таким как писатель Олесь Гончар, чтобы те оставили пектораль себе на хранение.

Об этих мифах Александр Загребельный, который принимал непосредственное участие в раскопках кургана с первых дней и до конца полевого сезона, вспоминает с улыбкой. И рассказывает настоящую историю пекторали.

Своего не отдадим

У каждого хорошего рассказа есть своя предыстория. Для скифской пекторали она началась в ноябре 1963 года. Тогда руководство УССР в лице Петра Шелеста, главного коммуниста республики, создало в Киеве Золотую кладовую. Шелест действовал обдуманно: кладовая позволяла оставлять в Украине драгоценные археологические находки, которые ранее приходилось часто перевозить в Москву или Ленинград.

Шелест был противоречивым руководителем. С одной стороны, начиная с 1965 года при нем постоянно арестовывали диссидентов - тогда свои первые сроки получили поэты Василь Стус, Иван Светличный и Вячеслав Черновол. Также Шелест был одним из инициаторов ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году.

При этом тогдашний главный украинский коммунист ратовал за укрепление украинского языка в учебных заведениях и прессе. Он перечитывал несколько раз брошюру Ивана Дзюбы Интернационализм или русификация. А из‑за своей книги Украина наша советская Шелест попал в немилость Кремля. Там посчитали ее националистической и весь тираж изъяли из продажи.

Найти желанное

Демобилизовавшись из армии, Загребельный вряд ли думал о всех тонкостях подковерной политики Шелеста, когда весной 1971 года подавал документы на исторический факультет Киевского государственного университета.

До вступительных экзаменов оставалось еще несколько месяцев. Как‑то, проходя мимо Института археологии, он решил узнать, есть ли там какие‑то вакансии. Тогдашний директор института Федор Шевченко предложил внештатную лаборантскую должность.

Однажды в реставрационную мастерскую, где работал Загребельный, заглянул Борис Мозолевский. Представился и сказал, что руководство института просит молодого лаборанта помочь ему обследовать курган в Днепропетровской области. Быстро собравшись, археологи 14 апреля были уже в Орджоникидзе.

Это был мощный промышленный район, где открытым способом добывалась марганцевая руда. Местный обогатительный комбинат имел стратегическое значение: марганец - необходимая добавка для прочной стали.

Григорий Середа, руководитель треста, в который входили рудники и сам комбинат, был довольно влиятельным человеком. С Мозолевским он поддерживал дружеские отношения уже несколько лет - с тех пор, когда тот начал ездить сюда в свои первые экспедиции.

Середа сам увлекался археологией. Он придумал предлог для экспедиции - якобы для комбината нужна земля, которую можно было взять из кургана, и пространство для расширения марганцевых рудников.

Хотя Мозолевскому было 35 лет, в Институте археологии он был всего лишь внештатным сотрудником. После того как будущий ученый окончательно оставил попытки стать военным летчиком, он приехал в Киев. Много лет работал кочегаром и учился заочно на истфаке Киевского университета. Писал стихи - к тому времени вышло уже три сборника. Из-за нескольких произведений нажил проблемы: в них “компетентные органы” усмотрели антисоветчину, и вопрос о зачислении ученого в штат Института археологии отложили на несколько лет.

Первые несколько недель внештатники Мозолевский и Загребельный работали вдвоем: в Институте археологии ошибочно посчитали, что Толстая Могила - не скифский курган, а раннее и более бедное погребение. Такие, как правило, обычно оказываются пустыми - их разрывают за сотни лет до археологов: зачастую это делали соплеменники похороненных, которые знали наверняка, что так можно разжиться хорошим оружием и золотом. Поэтому тратить деньги на серьезную экспедицию институт не стал.

Их дал Середа. Он поселил археологов в местной гостинице, которая обошлась киевлянам по 20 коп. в сутки. Постарался, чтобы те не были голодными. И он же выделил технику и отряд шахтеров-проходчиков, которые копали и укрепляли шурфы и тоннели. В целом раскопки кургана обошлись тресту более чем в 50 тыс. руб.

Снять курганную восьмиметровую насыпь для археологов было только половиной дела. Главная работа начиналась еще ниже. Погребальные камеры Толстой могилы, к примеру, находились на глубине пяти метров от естественного уровня почвы.

Мозолевский очаровал Середу рассказами о том, как он несколько раз ночевал на кургане, и всегда ему снился топот лошадей. Поэтому археолог был уверен, что Толстая Могила - погребение царского скифа. Но первые работы на глубине вызвали у него разочарование - было очевидно, что здесь уже побывали грабители.

Середа, который приезжал на раскоп каждый день, подтрунивал: “Что ж ты мне обещал золото найти, а здесь все разграблено”.

Но оказалось, что внизу есть еще несколько погребений.

Основное из них - знатного военачальника - опустошили много веков назад. Середа возмутился - так где же золото? Мозолевский взял нож и сказал: “Смотрите, вот сейчас отковырну комок земли, и будет вам золото”.

Воткнул клинок в глину - и там блеснула золотая пластинка с женского головного убора. Дальше - больше: археологи случайно нашли погребение жены царя, которая была в платье, почти полностью покрытом золотой фольгой. На шее у царицы оказалось массивное украшение весом без малого в полкилограмма. Но интересно было еще и то, что рядом со скелетом женщины был найден истлевший пучок камки - морской травы, которой лечили болезни суставов.

Но это были еще далеко не все находки. На следующий день, 21 июня, Мозолевский записал в дневнике: “В 14:30 что‑то звякнуло и потом блеснуло под археологическим ножом”. Это и была пектораль - нагрудное мужское украшение, весящее 1.150 г и пролежавшее в земле 2.300 лет.

Археологи утверждали, что грабители не дорыли до него всего несколько сантиметров. И все потому, что скифы положили пектораль не на тело царя, а рядом с ним.

Коммунистическая щедрость

Находки доставали вместе с цельными кусками грунта - так называемыми монолитами: для ученых всегда важно зафиксировать точное расположение вещей в погребении, так как при ритуалах оно было неслучайным.

Жизнь в Орджоникидзе на это время словно остановилась. Местные жители целыми днями вертелись вокруг раскопа, порой нависая над археологами. И это несмотря на то, что там круглосуточно дежурили шесть милиционеров.

Загребельный вспоминает, как однажды на раскоп пришел старик, которому когда‑то принадлежал участок земли с курганом. Он ворчал: “Вот если бы я знал, то обязательно бы выкопал”.

Археологи лишь улыбнулись - сделать подобное одному невозможно. Снять насыпь над курганом можно лишь с помощью техники. А если не укреплять тоннели, ведущие вниз, в погребальные камеры, легко можно остаться под завалами навсегда.

Да и продать подобную находку в советское время было невероятно сложно. “Как‑то уже в следующей экспедиции с нами работал парнишка-подросток из одесского археологического кружка,- рассказывает Загребельный.- Ему к рукам “прилипли” две золотые пластинки из кургана. Он понес их в ломбард, и его сразу же арестовали. А руководителя раскопок за два года до пенсии уволили с работы”.

После находки пекторали Мозолевского ждала настоящая слава.

В Киеве с ним встретился Владимир Щербицкий, которого готовили на место уже опального тогда Шелеста.

О сенсационной находке сразу же написали едва ли не все советские издания. По горячим следам словом пектораль назвали гостиницу и ресторан Академии наук УССР.

Археолога сразу приняли на работу в Институт археологии с персональным окладом 200 руб. Его семья перебралась из пригорода в новую трехкомнатную квартиру. Участники экспедиции получили премию по 75 руб. и командирские часы.

“Правда, у меня и еще двоих коллег через несколько дней часы отобрали”,- вспоминает Загребельный. Как раз в то время в украинской столице проходило очередное партийное торжество, и кто‑то решил наградить коммунистических и комсомольских руководителей Днепропетровщины за успешные раскопки Толстой Могилы. Часами. Хотя этих людей на раскопках Загребельный никогда не видел. “Нас это страшно обидело, и на празднование мы демонстративно не пошли”,- заключает он.

2 октября 2015

Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль…

Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.