Красота глаз Очки Россия

Найти описание портрета вожатого капитанская дочка. "Капитанская дочка"

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

…Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, – смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, – сказал он, садясь на свое место, – воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поровнялись с человеком. «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?»

– Дорога-то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку?

– Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?

– Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.

Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».

– А почему ехать мне вправо? – спросил ямщик с неудовольствием. – Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. – Ямщик казался мне прав. «В самом деле, – сказал я, – почему думаешь ты, что жило недалече?» – «А потому, что ветер оттоле потянул, – отвечал дорожный, – и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.

<…> Я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».

– Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.

– На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.

Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка.

Хозяин, родом яицкий казак, казался мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый. Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтоб готовить чай, который никогда так не казался мне нужен. Хозяин пошел хлопотать.

– Где же вожатый? – спросил я у Савельича. «Здесь, ваше благородие», – отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза. «Что, брат, прозяб?» – «Как не прозябнуть в одном худеньком армяке! Был тулуп, да что греха таить? заложил вечор у целовальника: мороз показался не велик». В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары. Я поднес ему чашку чаю; он отведал и поморщился. «Ваше благородие, сделайте мне такую милость, – прикажите поднести стакан вина; чай не наше казацкое питье». Я с охотой исполнил его желание. Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе, – сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?»

– Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

«Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» – При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.

Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года.

<…> Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. «Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать». Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно, однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо, – сказал я хладнокровно, – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

– Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

– Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я, или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

– Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

– Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке, – сейчас неси сюда тулуп.

– Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле, тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

Глава «Вожатый» из повести «Капитанская дочка»

Я иду на урок

Евгений ПРИЙМА

Евгений Анатольевич ПРИЙМА (1956) - учитель русского языка и литературы средней школы № 2 г. Дорогобужа Смоленской области, заслуженный учитель России.

Глава «Вожатый» из повести «Капитанская дочка»

Урок-“погружение”. 8-й класс

Две дороги

Статья опубликована при поддержке Сети автосервисов по ремонту коробок передач. Требуется ремонт кпп фиат или форд? Не хотите переплачивать? Опыт и высокий профессионализм специалистов компании дают им возможность выполнить ремонт МКПП любой сложности, качественно, с гарантией, в самые короткие сроки по доступным ценам. Однако бывают случаи, когда специалист автосервиса после детального осмотра неисправного агрегата приходит к выводу, что его ремонт проводить нецелесообразно, поскольку он все равно через некоторое время опять выйдет из строя. Не расстраивайтесь! В компании Вы сможете сразу приобрести новую МКПП с установкой. С подробной информацией об услугах, предлагаемых компанией, и ценах на них можно ознакомиться на сайте ремонт-мкпп.рф.

Итак, мы вместе с учениками отправляемся в дорогу, где нас ожидают необычные испытания. Вернее, не нас, а героя повести Пушкина и его верного слугу Савельича (вспомним Дон Кихота и Санчо Панса - его верного оруженосца; правда, в отличие от Санчо, у Савельича не оружие, а деньги, имущество).

Герой покидает Дом, чтобы найти себя в большом мире.

Как вы думаете, в каком значении я употребил слово “Дом” и почему я написал бы его с большой буквы? (Дом - символ определённого устройства жизни, устойчивого и надёжного.)

Какой образ жизни вёл Петруша Гринёв в своём доме?

Рано или поздно все мы оставляем родительский дом, чтобы построить свой собственный Дом. Очевидно, и для главного героя наступил такой момент, когда он должен уйти на поиски своего собственного Дома. Забегая вперёд, ответьте мне, найдёт ли он его? Ваш ответ “да” поможет нам сейчас определить главную линию жизненного пути героя: от родительского дома через жизненные испытания (искушения, соблазны) к своему дому.

Думаю, что этот мотив для вас не нов. Давайте обратимся к “вечной” книге (Библии) и найдём подобный рассказ об уходе сына из отчего дома. Это история о заблудшем сыне. Получается, что Пушкин по-своему интерпретирует этот библейский сюжет. “По-своему” - что это значит? (Ученики выявляют отличительные черты обеих историй. Там - по своей воле, здесь - по воле отца, по необходимости (возраст); там - потери, здесь - обретения: честь, достоинство, любовь; там - раскаяние (грех), здесь - утверждение себя в новой жизни, в своём доме.)

После этого мы непосредственно обращаемся к пушкинской повести.

Дворянин, “дитя малое”, недоросль, с отцовским “береги честь смолоду” отправляется познавать новую жизнь: “…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…” Далее вместе с учениками мы составляем схему дороги Гринёва. (Предварительно ученики составляли её дома.) После этого им предлагается ответить на следующий вопрос:

Как вы думаете, слово “дорога” в этой повести употребляется только в прямом значении или оно имеет ещё и переносное значение?

Положительный ответ учеников направляет нашу дальнейшую работу. Мы пытаемся определить смысловое поле переносного значения слова “дорога”: дорога жизни, “жизненный путь”, “дорога к счастью”, “дорога чести”, “заблудиться по дороге жизни”.

Какое же из этих определений наиболее подходит нашему герою? (“Дорога чести”.)

Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни. А началась она (дорога), как вы помните, с не очень приятного события: в дорожном трактире герой проигрывает деньги капитану Зурину, играя с ним на бильярде: “Чем чаще прихлёбывал я от моего стакана, тем становился отважнее”, “вёл себя как мальчишка, вырвавшийся на волю”. Кажется, герой слегка “опьянел” не только от пунша, но и от воли. Чем не путь “заблудшего сына”: игра, вино, беспечность, мотовство, веселье. Не так ли? (Ученики не согласны. Заблудший сын сам хотел “попробовать вкус к иной жизни”, а наш герой оказался жертвой обмана, соблазна, искушения, обольщения со стороны капитана Зурина - как беса-искусителя.) Значит, многое зависит от того, кто окажется рядом с вами, когда вы делаете первые самостоятельные шаги на дороге жизни.

“Оправдывают” героя, с точки зрения учеников, и его искреннее сожаление, раскаяние: “Мне было стыдно”, “я чувствовал себя виноватым”, “всё это мучило меня”.

Однако согласитесь, что первое дорожное испытание не в пользу Петруши. Он поддался соблазну, не устоял, не выдержал.

Итак, мы отправляемся дальше. Дорога скучна, уныла, однообразна. Степь. Никаких дорожных впечатлений. Такая дорога, как правило, усыпляет, навевает не совсем приятные мысли и чувства. Герой думает о своём, ему непременно хочется загладить перед Савельичем свою вину. Почему? Вспомните, Савельич является не только хранителем денег и вещей героя, но выполняет ещё одну функцию. Какую? (После некоторого замешательства ученики всё-таки находят ответ: он заменяет ему в дороге отца - “батюшку”.) А “вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами”. Неторопливое повествование как будто передаёт нам ощущение бесконечной однообразной дороги.

А теперь внимание: нам потребуется особая бдительность. Пушкин был бы не Пушкиным, если бы продолжал в таком же тоне. Пушкинская проза динамична. Без события, без “случая”, без приключения она невозможна. Такое событие есть и в этой главе. Вы его знаете. Но меня интересует другое: одно слово предупреждает нас об этом событии, является его сигналом, знаком, ключом к нему. Какое же это слово? Правильно, слово “вдруг”. Именно с него всё и начинается. А что именно? Давайте подумаем.

То событие, которое станет для главного героя главным, определит его дальнейшую судьбу, то есть станет для него судьбоносным - “встреча с вожатым” (вожатый - проводник, указывающий дорогу).

А теперь давайте “погрузимся” в текст главы и посмотрим, как представлено у Пушкина это событие.

“Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»” Что вызывало тревогу у ямщика? - “А вон-вон: это облачко”. Оказывается, что оно - предвестник бурана. Как же отреагировали на это Гринёв и Савельич?

Старый, опытный, осторожный Савельич “советовал воротиться” (житейская мудрость).

Пылкий, бесшабашный от опьянения своей молодостью Гринёв “велел ехать скорее”.

Кто оказался прав из них? Что подтолкнуло Гринёва к такому решению?

Возьмите этот вопрос на заметку, потом постараемся найти на него ответ. А пока: “Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло”.

Итак, начался буран. Мрак, вихрь, свирепость.

Что такое буран как природное явление?

Это нечто стихийное, непредсказуемое, неуправляемое. Человек бессилен перед ним. Буран властвует над ним. Никто не в состоянии его подчинить себе. Человеку остаётся только спрятаться и ждать его конца, ибо у бурана есть свойство быстро, неожиданно начинаться (вспомним - “маленькое белое облачко”) и так же быстро заканчиваться. Но что, скажите, делать человеку, оказавшемуся во власти бурана среди голой беззащитной равнины? Наверное, буран для него тогда верная гибель, смерть. Очевидно, так бы было и с Гринёвым (вот результат его необдуманного решения: рискнуть, авось минует). Однако…
У Пушкина - из бурана появляется вожатый, проводник. Как спасение, как подарок судьбы, как испытание судьбы. Пушкин блестяще описывает “явление” бедствующим, терпящим бедствие вожатого. (Ученики сравнивают описание появления вожатого с описанием бурана.)

Дороги нет, она исчезла, мгла кругом, буран встал стеной. “Вдруг я увидел что-то чёрное”. Опять - “вдруг”. Признак встречи, не так ли?

Ямщик: “…Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек”. Далее “что-то чёрное”, “волк или человек” становится “через две минуты” человеком (облачко-буран).

И не просто человек, а человек, который стоит на твёрдой полосе, которому здешние места хорошо знакомы (“исхожена и изъезжена вдоль и поперёк”).

Итак, встреча состоялась. Они встретились - теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами - Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Для Гринёва встреча с вожатым - судьбоносная, ибо она повлияет на всю его дальнейшую жизнь в повести, определит его характер, поведение, личность, да и мы знаем, потом они ещё встретятся не раз, но главная их встреча - здесь, в буране.

Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва “вывел” из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического?

(Ученики легко отвечают, что буран символизирует стихию, вихрь, смятение, “восстание природы”. В нём свобода, вольница, бунтарство. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и “пугачёвщина” в его изображении. Вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути.)

Вернёмся к тексту. Вожатый, который хорошо знает здешние места, просит Гринёва довезти его до ночлега. “Я велел ямщику ехать”. Гринёв подчиняется. Он чувствует, что здесь, в степи, хозяин он, “дорожный”, ибо знает дорогу. “Хладнокровие его ободрило меня”, “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили” - это уже штрихи к портрету Пугачёва. Потом будут другие. Но портрет начал вырисовываться, проясняться (эти детали даются Пушкиным неслучайно). В них зерно характера Пугачёва. Он весь из бурана вышел, из свободной стихии, а эти черты, которые заметил в нём Гринёв, открывают и другую сторону Пугачёва - он весь из народа. В дороге Гринёву снится сон. Помните? “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Сам Гринёв называет свой сон “пророческим”.

Ученики отвечают на вопрос о том, что им показалось необычным в этом сне.

(Прежде всего - “превращение” Пугачёва, здесь он “мужик с чёрной бородою”, в “батюшку”, “посажёного отца”.)

Мы работаем со словарём, выясняя значение слов “посажённый отец”, у которого Петруша должен просить благословения. Топор, которым размахивал мужик, и комната, которая наполнилась мёртвыми телами. “Я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах”.

Что ж получается? У Петруши теперь три батюшки: родной, Савельич и “мужик с чёрной бородою”? И все они, по-своему каждый, наполняют его жизнь определённым смыслом, влияют на него, помогают ему на его жизненной дороге.

Топор, кровь - это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии “пугачёвщины”.

Глава 2 «Буран»

Урок 2



Вожатый - проводник, указывающий дорогу, а также вожак (в 1 знач.).

Вожатый же, вывезший путников из бурана, не только хорошо знает местность (ямщик, надо полагать, тоже с ней неплохо знаком), но прежде всего - человек, способный ответить за других, взять на себя непростое решение, связанное с жизнью других людей. Это не просто взрослый человек, он - лидер, потому что ему верят, за ним идут.


- Чем отличается взрослый от ребёнка?

Взрослый - это тот, кто берёт на себя ответственное решение, тот, кто способен предугадать последствия своих действий, тот, кто несёт ответственность за других. Решение ехать вперёд, наперекор предупреждениям ямщика и опасениям Савельича, - это решение взрослого человека?


Прочитайте выразительно описание портрета вожатого. Какие слова в описании указывают на двойственность натуры вожатого? ПОРТРЕТ ВОЖАТОГО

Интерес к этому персонажу возрастает в эпизоде на постоялом дворе . Рисуя портрет вожатого, рассказчик указывает на противоречия в его облике: “живые большие глаза так и бегали”. Большие глаза, широко распахнутые в мир, обычно свидетельствуют об открытой душе, а вот бегают чаще хитро прищуренные, что-то скрывающие и высматривающие. Лицо “приятное, но плутовское”. Плуты скорее должны насторожить, чем понравиться. “Худощав и широкоплеч”. Широкие плечи - сила, основательность, худощавое телосложение указывает на гибкость и подвижность. Даже цвет бороды - чёрная с проседью - контрастен. Портрет этого человека скорее ставит вопросы, а не отвечает на них. Ясно одно: как неоднозначен, контрастен портрет, так же загадочен и непредсказуем сам герой.

Двойственный характер этого персонажа подтверждает и зашифрованный разговор с хозяином постоялого двора.


- Исследуйте этот разговор и объясните, что же ушло, исчезло вместе с иносказательностью?

«Перевод»

Разговор звучит примерно так:

- Давно в нашем краю?

-Откуда явился?

- Не важно откуда, важно, что явился. Не так легко было к вам пробраться.

- Ну что ваши?

- Да что наши? Было зашумели, ружья прочистили, вон и мое висит наготове, да не тут-то было… притихли теперь.

- Ненадолго. Отсидимся, а там своего добьемся, да и покажем, что такое яицкие казаки.

- Ну, ваше здоровье, ваше благородие.



Подарок Гринёва

Прощаясь, Гринёв дарит своему спасителю свой старый заячий тулуп. И хотя подарок мал вожатому, тот очень благодарен за него.

В благодарности Гринёва не просто благодарность. Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, его достоинства. А человеку холодно…


Что такое милосердие?

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, вызванная такими чувствами.

Чем можно ответить на милосердие?

Только милосердием!

Сон Петруши

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я вороты и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтобы батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, - говорит она мне, - отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего вижу в постеле лежит мужик с черной бородою , весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» - «Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: « Не бойсь, подойди под мое благословение...» Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали».


Вывод

Отныне жизнь юного Гринёва переменится, а возможно, и перевернётся. Теперь уже не только родители будут его покровителями и духовными руководителями, но и страшный “мужик с чёрной бородою”, который, размахивая топором и наполняя всё вокруг кровью и смертью, почему-то “ласково кликает” нашего героя.


Домашнее задание глава 3

  • Опишите Белогорскую крепость.
  • Кто, по-вашему, является в ней настоящим комендантом и почему?
  • Сравните Василису Егоровну и Машу.
  • Какое впечатление произвели на Гринёва капитан Миронов и Швабрин?

Две дороги

Итак, мы вместе с учениками отправляемся в дорогу, где нас ожидают необычные испытания. Вернее, не нас, а героя повести Пушкина и его верного слугу Савельича (вспомним Дон Кихота и Санчо Панса - его верного оруженосца; правда, в отличие от Санчо, у Савельича не оружие, а деньги, имущество).

Герой покидает Дом, чтобы найти себя в большом мире.

Как вы думаете, в каком значении я употребил слово “Дом” и почему я написал бы его с большой буквы? (Дом - символ определённого устройства жизни, устойчивого и надёжного.)

Какой образ жизни вёл Петруша Гринёв в своём доме?

Рано или поздно все мы оставляем родительский дом, чтобы построить свой собственный Дом. Очевидно, и для главного героя наступил такой момент, когда он должен уйти на поиски своего собственного Дома. Забегая вперёд, ответьте мне, найдёт ли он его? Ваш ответ “да” поможет нам сейчас определить главную линию жизненного пути героя: от родительского дома через жизненные испытания (искушения, соблазны) к своему дому.

Думаю, что этот мотив для вас не нов. Давайте обратимся к “вечной” книге (Библии) и найдём подобный рассказ об уходе сына из отчего дома. Это история о заблудшем сыне. Получается, что Пушкин по-своему интерпретирует этот библейский сюжет. “По-своему” - что это значит? (Ученики выявляют отличительные черты обеих историй. Там - по своей воле, здесь - по воле отца, по необходимости (возраст); там - потери, здесь - обретения: честь, достоинство, любовь; там - раскаяние (грех), здесь - утверждение себя в новой жизни, в своём доме.)

После этого мы непосредственно обращаемся к пушкинской повести.

Дворянин, “дитя малое”, недоросль, с отцовским “береги честь смолоду” отправляется познавать новую жизнь: “…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…” Далее вместе с учениками мы составляем схему дороги Гринёва. (Предварительно ученики составляли её дома.) После этого им предлагается ответить на следующий вопрос:

Как вы думаете, слово “дорога” в этой повести употребляется только в прямом значении или оно имеет ещё и переносное значение?

Положительный ответ учеников направляет нашу дальнейшую работу. Мы пытаемся определить смысловое поле переносного значения слова “дорога”: дорога жизни, “жизненный путь”, “дорога к счастью”, “дорога чести”, “заблудиться по дороге жизни”.

Какое же из этих определений наиболее подходит нашему герою? (“Дорога чести”.)

Значит, дорога для героя не только передвижение по земле, но и свидетельство его передвижения по жизни. А началась она (дорога), как вы помните, с не очень приятного события: в дорожном трактире герой проигрывает деньги капитану Зурину, играя с ним на бильярде: “Чем чаще прихлёбывал я от моего стакана, тем становился отважнее”, “вёл себя как мальчишка, вырвавшийся на волю”. Кажется, герой слегка “опьянел” не только от пунша, но и от воли. Чем не путь “заблудшего сына”: игра, вино, беспечность, мотовство, веселье. Не так ли? (Ученики не согласны. Заблудший сын сам хотел “попробовать вкус к иной жизни”, а наш герой оказался жертвой обмана, соблазна, искушения, обольщения со стороны капитана Зурина - как беса-искусителя.) Значит, многое зависит от того, кто окажется рядом с вами, когда вы делаете первые самостоятельные шаги на дороге жизни.

“Оправдывают” героя, с точки зрения учеников, и его искреннее сожаление, раскаяние: “Мне было стыдно”, “я чувствовал себя виноватым”, “всё это мучило меня”.

Однако согласитесь, что первое дорожное испытание не в пользу Петруши. Он поддался соблазну, не устоял, не выдержал.

Итак, мы отправляемся дальше. Дорога скучна, уныла, однообразна. Степь. Никаких дорожных впечатлений. Такая дорога, как правило, усыпляет, навевает не совсем приятные мысли и чувства. Герой думает о своём, ему непременно хочется загладить перед Савельичем свою вину. Почему? Вспомните, Савельич является не только хранителем денег и вещей героя, но выполняет ещё одну функцию. Какую? (После некоторого замешательства ученики всё-таки находят ответ: он заменяет ему в дороге отца - “батюшку”.) А “вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами”. Неторопливое повествование как будто передаёт нам ощущение бесконечной однообразной дороги.

А теперь внимание: нам потребуется особая бдительность. Пушкин был бы не Пушкиным, если бы продолжал в таком же тоне. Пушкинская проза динамична. Без события, без “случая”, без приключения она невозможна. Такое событие есть и в этой главе. Вы его знаете. Но меня интересует другое: одно слово предупреждает нас об этом событии, является его сигналом, знаком, ключом к нему. Какое же это слово? Правильно, слово “вдруг”. Именно с него всё и начинается. А что именно? Давайте подумаем.

То событие, которое станет для главного героя главным, определит его дальнейшую судьбу, то есть станет для него судьбоносным - “встреча с вожатым” (вожатый - проводник, указывающий дорогу).

А теперь давайте “погрузимся” в текст главы и посмотрим, как представлено у Пушкина это событие.

“Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»” Что вызывало тревогу у ямщика? - “А вон-вон: это облачко”. Оказывается, что оно - предвестник бурана. Как же отреагировали на это Гринёв и Савельич?

Старый, опытный, осторожный Савельич “советовал воротиться” (житейская мудрость).

Пылкий, бесшабашный от опьянения своей молодостью Гринёв “велел ехать скорее”.

Кто оказался прав из них? Что подтолкнуло Гринёва к такому решению?

Возьмите этот вопрос на заметку, потом постараемся найти на него ответ. А пока: “Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель. В одно мгновенье тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло”.

Итак, начался буран. Мрак, вихрь, свирепость.

Что такое буран как природное явление?

Это нечто стихийное, непредсказуемое, неуправляемое. Человек бессилен перед ним. Буран властвует над ним. Никто не в состоянии его подчинить себе. Человеку остаётся только спрятаться и ждать его конца, ибо у бурана есть свойство быстро, неожиданно начинаться (вспомним - “маленькое белое облачко”) и так же быстро заканчиваться. Но что, скажите, делать человеку, оказавшемуся во власти бурана среди голой беззащитной равнины? Наверное, буран для него тогда верная гибель, смерть. Очевидно, так бы было и с Гринёвым (вот результат его необдуманного решения: рискнуть, авось минует). Однако…
У Пушкина - из бурана появляется вожатый, проводник. Как спасение, как подарок судьбы, как испытание судьбы. Пушкин блестяще описывает “явление” бедствующим, терпящим бедствие вожатого. (Ученики сравнивают описание появления вожатого с описанием бурана.)

Дороги нет, она исчезла, мгла кругом, буран встал стеной. “Вдруг я увидел что-то чёрное”. Опять - “вдруг”. Признак встречи, не так ли?

Ямщик: “…Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек”. Далее “что-то чёрное”, “волк или человек” становится “через две минуты” человеком (облачко-буран).

И не просто человек, а человек, который стоит на твёрдой полосе, которому здешние места хорошо знакомы (“исхожена и изъезжена вдоль и поперёк”).

Итак, встреча состоялась. Они встретились - теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами - Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги пересеклись, скрестились, переплелись. Для Гринёва встреча с вожатым - судьбоносная, ибо она повлияет на всю его дальнейшую жизнь в повести, определит его характер, поведение, личность, да и мы знаем, потом они ещё встретятся не раз, но главная их встреча - здесь, в буране.

Не кажется ли вам, что Пушкин неслучайно своего Пугачёва “вывел” из бурана? Нет ли в таком явлении Пугачёва чего-то символического?

(Ученики легко отвечают, что буран символизирует стихию, вихрь, смятение, “восстание природы”. В нём свобода, вольница, бунтарство. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и “пугачёвщина” в его изображении. Вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути.)

Вернёмся к тексту. Вожатый, который хорошо знает здешние места, просит Гринёва довезти его до ночлега. “Я велел ямщику ехать”. Гринёв подчиняется. Он чувствует, что здесь, в степи, хозяин он, “дорожный”, ибо знает дорогу. “Хладнокровие его ободрило меня”, “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили” - это уже штрихи к портрету Пугачёва. Потом будут другие. Но портрет начал вырисовываться, проясняться (эти детали даются Пушкиным неслучайно). В них зерно характера Пугачёва. Он весь из бурана вышел, из свободной стихии, а эти черты, которые заметил в нём Гринёв, открывают и другую сторону Пугачёва - он весь из народа. В дороге Гринёву снится сон. Помните? “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Сам Гринёв называет свой сон “пророческим”.

Ученики отвечают на вопрос о том, что им показалось необычным в этом сне.

(Прежде всего - “превращение” Пугачёва, здесь он “мужик с чёрной бородою”, в “батюшку”, “посажёного отца”.)

Мы работаем со словарём, выясняя значение слов “посажённый отец”, у которого Петруша должен просить благословения. Топор, которым размахивал мужик, и комната, которая наполнилась мёртвыми телами. “Я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах”.

Что ж получается? У Петруши теперь три батюшки: родной, Савельич и “мужик с чёрной бородою”? И все они, по-своему каждый, наполняют его жизнь определённым смыслом, влияют на него, помогают ему на его жизненной дороге.

Топор, кровь - это предвестник тех кровавых событий, свидетелем которых станет герой в стихии “пугачёвщины”.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО
В XVIII СТОЛЕТИИ (2 часа)

В «Капитанской дочке» больше истории,

чем в «Истории Пугачевского бунта».

В. О. Ключевский


Цели уроков:
— формирование навыка художественного пересказа текста;
— совершенствование умения анализировать читаемое произведение;
— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— развитие эмоционального восприятия читаемого.
Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя сообщения учащихся, чтение и анализ фрагментов произведения, групповую работу и беседу с классом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания.
2. Сообщения учащихся.
Сообщение 1. Понятие долга и чести в российской дворянской офицерской среде.
Сообщение 2. Православные традиции в дворянских семьях России XVIII—XIX веков.

3. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Расскажите, в каких поступках Петра Гринева, описанных во второй главе, обнаружились положительные черты его характера.
(Привязанность и любовь к своему крепостному дядьке. Чувство благодарности и признательности к человеку, оказавшему услугу. Твердость характера.)
— Какие черты Гринева-младшего характеризуют его как представителя дворянского сословия? Приведите примеры.
— В каких чертах дан портрет вожатого? Что в этом портрете указывает на выдающиеся свойства его характера?
— Случайно ли вожатый (вожак? предводитель?) появляется среди бурана? Какой смысл несет в себе такое появление в произведении нового персонажа?
— Какое переносное значение имеют поговорки, которыми обмениваются друг с другом хозяин постоялого двора и вожатый?
— Что заподозрил мудрый Савельич? Как на это отреагировал хозяин постоялого двора?
(Постоялый двор стоял далеко от жилья, напоминая место сходок «воров», т. е. разбойников, разного беглого люда. Почувствовав опасения дядьки и боясь доноса, хозяин взял с Гринева умеренную плату, тем самым умаслив Савельича.)
— В каких поступках Пугачева обнаруживается его сметливость, смелость, знание людей и умение с ними ладить?
— В чем и как противопоставлены Савельич с ямщиком и вожатый с хозяином постоялого двора?
(Первые законопослушны, трудолюбивы, работают на хозяина и на себя. Вторые самостоятельны, свободолюбивы, не зависят ни от чьего мнения, поэтому легко друг друга понимают.)
— Для чего во второй главе дан эпизод «Буран в степи»?
(Пейзаж как одно из средств построения сюжета: буран был причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути и произошла встреча двух героев — Гринева и Пугачева, определившая их дальнейшие взаимоотношения.)
— Определите значение сна Гринева. С какими последующими событиями связано содержание этого сна?
— Каково художественное значение этой части главы?
— Каково значение эпиграфа ко второй главе?
— Что вы можете сказать об эпиграфах к главе третьей? Как они соотносятся с содержанием главы?
— Расскажите, что происходит в главе III «Крепость».
— Как вы думаете, для чего Швабрин изначально представил Машу Миронову «совершенною дурочкой»?
— Расскажите, как развивались взаимоотношения Гринева со Швабриным.
— Какие черты характера Швабрина подчеркивает автор?
— Когда и где завязалась сюжетная линия «Маша Миронова — Петр Гринев»?
— Как развивалось действие этой сюжетной линии до начала пугачевщины?
4. Групповая работа (cooperative learning).
Класс разбивается на 3 группы, каждая группа получает задание на карточке — охарактеризовать персонажа повести, после выполнения этого задания представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и анализ прочитанного с характеристикой данного группе персонажа (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение). Оценка работы, как и на предыдущих занятиях, с использованием метода cooperative learning.
Каждой группе можно выдать план характеристики персонажа:
— в табличном варианте;
— в записи
Кроме характеристики образа персонажа, учащиеся подбирают цитаты к каждому пункту плана. В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу.

5. Беседа с классом.
— Какие основные черты характера Швабрина подчеркивает автор? Приведите цитаты.
— Какие черты характера Петра Гринева проявились в Белогорской крепости?
— Как они затем отразились на его поведении в Оренбурге и в ставке Пугачева? Приведите цитаты.
— Случайно ли имя у Гринева-младшего?
(Петр —камень.)
— Кто из двух офицеров, на ваш взгляд, более соответствует представлениям капитана Миронова (и самого Пушкина) о дворянине — защитнике Отечества и доблестном воине? Почему?
— Есть ли в произведении противопоставление двух офицеров? Найдите эти фрагменты.
— Докажите, что образы Петра Гринева и Маши Мироновой даны в развитии.
— Какой персонаж нравится вам больше всего — Петр Гринев, Швабрин или Маша Миронова? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— В ком из анализируемых сегодня персонажей наиболее ярко воплотились типичные черты русского дворянства XVIII века?

6. Домашнее задание.
Для всего класса:
— дочитать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» до конца;
— подготовить цитаты для характеристики образа Пугачева.
Индивидуальные задания:
— подготовить рассказ-описание «Лагерь императорских войск» или «Лагерь восставших»;
— написать сочинение-размышление «Мое представление о том, что такое пугачевщина».