Красота глаз Очки Россия

Отношение матрены к людям цитаты. «Образ праведницы в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор

ТЕМА УРОКА : «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  2. «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  3. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  1. рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
  2. портрет писателя;
  3. аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;
  4. мультимедийная презентация по теме урока.
  5. печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

1 .Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

Человека, - снова ответил Демосфен.

Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

(Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

Работа с эпиграфом (записать в тетрадь - проверка в конце урока ). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4) Посмотрите (слайд №5), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

Сл. раб. - нутряной - внутренний; кондовый - исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую - способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена - никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

Отвечать будете по группам.

5 . Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

(карточки прилагаются)

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

Родные,

Соседи,

Правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь - болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником.

И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это - конец её жизни всей».

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. зад . (слайд №11)

9. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока.

Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

Личные координаты: 353020 Краснодарский край, ст.Новопокровская,ул.Железнодорожная,32

e-mail: [email protected]


– Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система? Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
Об этом нам рассказывает герой-рассказчик, которого судьба забросила в это странное место под названием – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, над чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, получив звание Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается воедино целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Гжет трест, показывающий с сводках обильную добычу торфа. Лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны. Лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, которое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

Мир Матрёны, окружающая обстановка. Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы… Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.

Слайд 14 из презентации «А.И.Солженицын «Матрёнин двор»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «А.И.Солженицын «Матрёнин двор».pptx» можно в zip-архиве размером 1650 КБ.

Скачать презентацию

«Окружающий мир 3 класс» - 15.Пчёл разводят: Окружающий мир 3 класс УМК «Школа России». 1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? 12.Что даёт животноводство людям? 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? 8.Укажите строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

«Окружающий мир 2 класс» - Карта – уменьшенное условное изображение земной поверхности на плоскости. Европа Евразия Азия Африка Африка Сев. непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова. Материк – наиболее крупный участок суши, окружённый водой. Северная Америка. Желаю успехов в домашней творческой работе! М а т е р и к.

«Окружающий мир 2 класс Транспорт» - Подземный. Наземный транспорт. Подземный транспорт. Грузовой. Грузовой транспорт. Пассажирский. Транспорт. Воздушный. Специальный транспорт. Общественный транспорт. Воздушный транспорт. Специальный. Водный транспорт. Водный. Наземный. Виды транспорта.

«Окружающий мир Природа» - Стрижи. Ландыш. Охрана раннецветущих растений. Ветреница дубравная. Тает снег. Тает снег и лёд. Зяблик. Весенние месяцы – это_______________. Птицы улетают на юг. И.Левитан. Весна приходит к нам сразу после ________. Синица. Больше солнечного света. Облака бегут быстрей. Дрозд. Какая особенность раннецветущих растений?

«Окружающий мир в школе» - Принцип доступности. Личностные результаты -. Стандарт образования и технология работы по окружающему миру в 1 классе. Принцип интеграции предполагает объединение и трансформацию сведений из разных наук. Фундаментальное ядро образования. Результаты индивидуальной итоговой аттестации. Современные принципы преподавания курса «Окружающий мир».

рисует его? Как относятся к Матрене ее сестры, соседи?

- Главной героине противопоставлен брат ее покойного мужа, Фаддей. «Черный», автор

семь раз употребляет этот эпитет, рисуя портрет этого героя, противопоставляя его облик

светоносности Матрены с ее лучезарной улыбкой. Жизнь Фаддея тоже была по- своему

изломана бесчеловечными обстоятельствами, но, в отличие от Матрены. Он затаил злобу на

судьбу, вымещая ее на жене, сыне. Корысть, жажда захватить участок для дочери

заставляют его разрушить дом, который он сам когда- то строил. Его скаредность

становится причиной трагедии, случившейся с Матреной. (Дети объясняют значение слова

«скаредность»).

Открытый конфликт в рассказе отсутствует ибо характер Матрены исключает конфликтные

отношения с людьми, но противостояние двух нравственных систем очевидно:

традиционной народной нравственности с ее соборностью, незлобивостью

противопоставленаразъедающая людей потребительская мораль, человеческая алчность и

зависть. Они- то и губят героиню рассказа. Для Матрены добро –неспособность к злу,

любовь и сострадание, а для мужниной родни, соседей, сестер –желание урвать то, что

плохо лежит, отнять у ближнего. В этом видит Солженицын сущность того духовного

кризиса, который поразил Россию.

В чем философский смысл названия рассказа? Как сначала автор назвал свое

произведение? (Заранее подготовленный ученик рассказывает о том, как

первоначально было названо произведение, почему изменено название, в чем их

идейный смысл).

Погибает хозяйка –разрушается дом, гибнут нравственные устои, которые всю жизнь

крепила Матрена. Она единственная в деревне жила в своем мире: устраивала жизнь

трудом, честностью, добротой и терпением. По народному мудрая, рассудительная, она

умела ценит добро и красоту (отношение к Игнатичу, природе, музыке –найти и зачитать

из текста). Улыбчивая и общительная по нраву, Матрена умела противостоять злу и

насилию, сохранив свой двор, свой особый мир праведника, некий остров среди океана

лжи, который хранит сокровища народно духа. Живя в атмосфере всеобщей фальши, она

сумела жить не по лжи.

В чем же видит писатель истинное величие простого человека? В чем

жизнеутверждающее начало рассказа?

- В основе истинного величия, как писал когда -то Л.Н. Толстой, - «простота, добро и

правда». В поисках «нутряной» России герой не находит «идеального народа», но находит

личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей, увы, утрачивает,

но без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша –личность праведника.