Красота глаз Очки Россия

Павлопосадские платки промысел. История — павловопосадские платки

З наменитый павловопосадский платок - популярный аксессуар, украшающий женщин всего мира более 200 лет. Это отличное исконно русское дополнение к любым нарядам - как в народном стиле, так и ультрамодном. Полушерстяные и шерстяные шали согреют в прохладные зимние вечера. А шелковые или батистовые платки создают эффект охлаждения и отлично спасают от летнего зноя.

Зимние гулянья в Санкт-Петербурге. Фотография: Е. Асмолов / ТАСС

Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

История аксессуара

Платки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

Празднование Широкой Масленицы в Красноярском крае. Фотография: А. Колбасова / ТАСС

Павловопосадские платки. Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами - «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор

Павловопосадская платочная мануфактура

Вид на один из цехов ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Художник изготавливает рисунок для платка в художественной мастерской ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Обметка готовых платков в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

Нанесение платочного рисунка на ткань методом печати по шаблону в цеху ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Фотография: А. Геодакян / ТАСС

Выставка платков. Павлово-Посадский историко-художественный (краеведческий) музей. Фотография: Н. Илюхина / фотобанк «Лори»

Техника окрашивания платков сохранилась с давних времен. Изначально художник рисует повторяющуюся часть узора гуашью на ватмане. Затем прядется платок, выбеливаются нити и лазером наносится выбранный рисунок. Основной цвет изделия проявляется лишь после паровой обработки платка, которая делается для закрепления красителей на шерстяной ткани. С помощью пробных выкрасок колористом вырабатывается окончательный рецепт цвета.

Долгое время фонами для платков служили три цвета - черный, бордовый и светлый (цвет неотбеленного льна). Остальные - розовый, зеленый и голубой - появились уже в нынешние дни. Каждый платок, изготовленный на мануфактуре, носит свое название, придуманное самими художниками. Самые известные из них - «Аленький цветочек» и «Испанский», а также «Обручальное кольцо», «Посиделки», «Самарканд», «Журавушка». Иногда на фабрике повторяют и старые рисунки. Так, в коллекции сезона-2006/07 есть шаль «Молитва», воссозданная по образцу начала XX века. А платок «Белые розы» производится с 1953 года. В наши дни самый распространенный мотив - объемные гирлянды полураспустившихся бутонов и пестрое сплетение венков.

Гжель, Дулево, Федоскино, Сергиев Посад, Жостово, Богородское – далеко не полный перечень адресов, где можно познакомиться со старейшими народными художественными промыслами Подмосковья.

Визитной карточкой одного из пунктов этой «культурной программы – Павловского Посада стал знаменитый на весь мир «плат узорный», один из русских национальных символов.

Первое упоминание о Вохне или селище Павловом, давшем начало Павловскому Посаду, получившему статус города 171 год назад, относится к 1328 году. И сегодня здесь можно увидеть множество исторических построек, например, дом купца Широкова – памятник архитектуры первой половины XIX века, в нем оформлен уголок быта купеческой семьи. В будущем в исторической части города планируется реализовать масштабный проект «музея под открытым небом», представляющего образец провинциальной застройки торгово-промышленного посада.

Один из бревенчатых домов улицы Володарского еще до революции построил дед народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. Здесь родился и вырос легендарный актер. В нынешнем году депутаты горсовета Павловского Посада приняли решение о покупке строения в муниципальную собственность с целью открытия дома-музея Тихонова. Здание находится в удручающем состоянии, предстоит его реставрация. Часть экспозиции будущего музея – мебель, посуду и другие вещи семьи Тихоновых, а также многочисленные фотографии – можно увидеть сейчас в историко-художественном музее Павловского Посада. Сбор экспонатов продолжается. Ожидается, что долгожданное открытие дома-музея состоится в следующем году.

Сохранились в Павловском Посаде и кирпичные корпуса ткацкой фабрики, основанной на рубеже XIX и XX веков русско-французским обществом. Фабричные здания занимают целый квартал, который в народе окрестили «Парижем». В память о российско-французском сотрудничестве у здания музея был установлен макет Эйфелевой башни.

Сохранилось и восстановлено в Павловском Посаде большинство церквей дореволюционной постройки. Архитектурным символом города является колокольня храма Воскресения Словущего, известного с 1389 года. А в 1989 году здесь был восстановлен Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.

Монастырь этот непосредственно связан с павловопосадскими платками. Покровско-Васильевский храм построил во второй половине XIX века над могилами своей супруги Акилины и ее брата Василия Грязнова, компаньона по производству павловопосадских шалей, фабрикант и благотворитель, внук (по другим данным – правнук) основателя фабрики Яков Лабзин. Обитель стала одним из красивейших монастырей Московской епархии.

Лабзин и Грязнов вели масштабную благотворительную деятельность. В признание заслуг в 1999 году Василий Грязнов, местночтимый святой Праведный Василий Павлово-Посадский, был канонизирован церковью. Его мощи хранятся в Покровско-Васильевской обители.

В фильме «Платки» режиссера Юрия Павлова герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит? Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит бабьи маковки и радуется».

Действительно, платок имеет сакральный смысл – он произошел от омофоров – головных покровов, изображенных на иконах. По библейской легенде сама Пресвятая Богородица распростерла свой головной покров над молящимися в знак высокого покровительства, с тех пор 14 октября мы празднуем один из великих православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы.

Каждый платок был наделен своей символикой орнамента, благодаря которой уборы нередко имели силу оберегов и несли духовную информацию.

Язык узора канул в Лету и стал для нас тайной. Поэтому старинные платки, отреставрированные мастерами павлово-посадской платочной мануфактуры, работающей по сей день, имеют особую ценность. Немало таковых вы сможете увидеть в Павлово-Посадском музее русского платка и шали. В основу фондов, насчитывающих более 400 экспонатов, легла частная коллекция Владимира Шишенина.

Вся роскошь России

По отзывам специалистов, коллекцией равной полноты и выразительности обладают разве что Государственный исторический музей и Музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Здесь представлены платки и шали многих известных мануфактур России и Европы с характерными художественными стилями, в том числе и знакомый нам оренбургский пуховый платок. Большой интерес представляют также старинные головные уборы и предшественник платка – вышитый убрус, то есть льняное полотенце, которое носили поверх головного убора – кичи или кокошника. На примере коллекции головных уборов русского Севера – сорок, кокошников, повойников – можно увидеть разные манеры ношения и способы завязывания платка, ставшего обязательным атрибутом традиционного русского женского костюма. Ведь с давних времен замужняя женщина не могла появиться на людях с непокрытой головой и распущенными волосами. «Не стоит изба без крова, а баба без покрова», – говорит пословица.

Особое место в экспозиции занимают памятные платки и панно, напечатанные в честь знаменательных событий. По их сюжетам можно проводить уроки о короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии Отечественной войны 1812 года… В советский период эта традиция была продолжена в сюжетах о новых праздниках – десятой годовщине Красной Армии, 30-летии советской власти, 800-летии Москвы.

Представлены предметы русского быта XVIII-XX веков – прялки, рубели, коклюшки, утюги, чесалки. И, конечно же, инструменты, использовавшиеся старинными мастерами для ткачества и набивки рисунка платков – набивные доски, чугунные молотки и прочий инструмент.

Технологии меняются, традиции живут

Павловские мастерицы занимались изготовлением шерстяных набивных платков еще в XVIII веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику – это была ткацкая светелка по выпуску шелковых платков с ручным трудом. В то время таких крестьянских фабрик только в Московской губернии насчитывалось более семидесяти.

Павлово стало центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов здесь начали выпуск шерстяных и полушерстяных платков, шарфов, шалей, палантинов, украшенных ярким набивным орнаментом. Фабрика получила огромную известность и бурно развивалась в период руководства внука основателя Якова Лабзина.

Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», основанный в 1863 году, открыл торговлю по всей России и за рубежом.

К концу позапрошлого века мануфактура стала крупнейшим предприятием по выпуску шерстяных набивных платков в России, здесь трудились более двух тысяч рабочих. Настало время, когда платки посадской платочной мануфактуры вытеснили с прилавков все остальные головные уборы.

В XIX веке нанесение узоров на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось вручную способом набивки. Рисунок на платочную ткань переносили с деревянных резных форм, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки» (с ударением на е). С помощью «цветок» на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготавливали так: сначала узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовление набивных досок на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набивки одного платка могло быть использовано до семидесяти досок! Ручной способ был очень трудоемким и требовал огромной силы, выносливости и внимательности.

Позднее на Павлово-Посадской платочной мануфактуре внедрили метод трафаретной печати – для набивания узора на платки начали использовать шелковые или капроновые сетчатые шаблоны, рисунок стал переноситься на ткань способом фотокопирования. Метод положил начало автоматизации. Первая машина для многокрасочной фотофильмпечати была установлена на фабрике в 1961 году.

Несмотря на современные технологии, авторскую школу создания платочных рисунков и яркий «букетный» характер павловопосадского платка как традиции исконно народного промысла здесь бережно сохраняют. Аналогов этим рисункам нет нигде в мире, они уникальны. Сохраняют и традиционное качество чистошерстяного полотна, для изготовления которого пригодна только тонкорунная шерсть с загривка белоснежных овец.

Шелковую бахрому шалей по старинке вяжут вручную. А словосочетание «русский платок» по-прежнему ассоциируется именно с платком павловопосадским.

Вконтакте

Эти платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. К XVII веку убрус уступает место платку или шали.

vector-images.com , CC BY-SA 3.0

К началу XVIII века в районе г. Павловский посад уже существовали традиции кустарного текстильного производства. В Богородском уезде Московской губернии, куда исторически входил Павловский Посад, насчитывалось более 70 шелковых платочных фабрик, принадлежащих крестьянам.


, CC BY-SA 3.0

Крестьянское предприятие, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура, было создано в 1795 году крестьянином села Павлово Иваном Дмитриевичем Лабзиным. Лабзины имели небольшое производство. Большая часть материалов раздавалась крестьянам окрестных селений, которые на домашних станах вырабатывали шелковые и бумажные материи и платки.

Правнук, Яков Иванович Лабзин, совместно с Василием Ивановичем Грязновым, перепрофилировал фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком, получивших в то время широкое распространение в русском обществе. Первые павлово-посадские шали были выпущены в начале 60-х годов XIX века.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Расцвет мануфактуры приходится на 1870-1880-е годы. В 1881г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. В 1896 году на промышленной выставке в Нижнем Новгороде было получено право изображения государственного герба на вывесках и этикетках.

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику. Предприятие расширяет ассортимент, производятся попытки модернизации внешнего вида платков (изображения животных, рисунки на темы революции, индустриализации и коллективизации), выпуска хлопчатобумажных тканей.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1937 году фабрика участвует во Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже.

В послевоенный период происходит расширение расцветок и ассортимента платков при сохранении традиционных мотивов и рисунков.

В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

В 1963 году фабрика получила название Московское производственное платочное объединение. С 1995 года - ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура».

Фотогалерея






Дата начала: XVII в.

Полезная информация

История - павловопосадские платки

Названия фабрики

После 1855 года платочное предприятие имело разные названия:

1868г. - Полное товарищество "Яков Лабзин и Василий Грязнов"

1892г. - Товарищество на паях "Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова в Павловском Посаде"

1918г. - фабрика была национализирована и стала называться

Старо-Павловская фабрика № 11 Государственного камвольного треста ВСНХ

1928г. - фабрика имени 10-й годовщины Красной Армии Главного управления шерстяной промышленности

1963г. - Московское производственное платочное объединение

1989г. - Павлово-Посадское производственное платочное объединение

1992г. - Акционерное общество закрытого типа "Павлово-Посадские шали

с 1995г. - Открытое акционерное общество "Павловопосадская платочная мануфактура"

Василий Павловопосадский

Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова.

В августе 1999 г. В.И.Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.


В начале XIX века наши русские шали и платки ничуть не уступали кашмирским шалям и европейским образцам, а порой превосходили их. Они по праву заслужили международную славу, и не раз на выставках им присуждалась пальма первенства. Но всё же, техника выполнения была сложной – в отличие от европейских и индийских шалей они не имели изнанки. Позднее и в других странах освоили эту технику. Но цена на эти шали делала их недоступными для большей части населения.


Чтобы женщины всех сословий могли порадоваться, глядя на себя в зеркало, и покрасоваться «на людях», с середины ХIХ века в России начали производство шалей с набивным рисунком. Они стали гораздо дешевле тканых. Вот теперь шаль становится доступной для всех слоёв российского общества.


Самой большой популярностью стали пользоваться Павловопосадские платки из города Павловский Посад (Московская область). Здесь с середины ХIХ века начали производство шалей с набивным рисунком. Павлово-Посадские платки отмечались не раз призами российских и международных выставок.




Павловопосадские платки и шали фото






Надо отметить, что набивка, или набойка рисунка на ткани на Руси известна давно. Это ремесло было знакомо нашему народу еще в XI-XII веке. Из набивной ткани шили и одежду, и церковное облачение, а также занавески, шатры и знамена.


Павловопосадские платки украшали и согревали женщин до начала ХХ – го века. Затем они уступили место шапочкам и шляпкам. Вместо платков остался шарф.



Сейчас шали и платки снова вернулись и, похоже, не собираются уступать своё место – они всё чаще появляются в коллекциях лучших модельеров.



Павловопосадские платки - история, технологии производства в прошлом и в наши дни.


В городе Павловский Посад уже не первый год проводится в сентябре фестиваль - карнавал, который собирает не только жителей города, но и гостей. Именно здесь можно увидеть яркие и павловопосадские платки, и не только платки, но и множество других изделий, которые сшиты из платков: палантины, платья, корсеты, жилеты, куртки, сумки, шапочки и т.д.



Разные изделия, сделанные из павловопосадских платков





















Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.