Красота глаз Очки Россия

Проектирование театров. Здания театров

На Год театра в Москве грандиозные планы. "Уголок дедушки Дурова", "Ведогонь" и еще несколько театров получат новые сцены, на больших и малых площадках готовятся сотни премьер.

Искусство ремонта

В Москве даже не год, а почти десятилетие Мельпомены. Восемь лет назад ремонта требовали 65 из 82 зданий столичных театров. Где-то были ветхими сами здания, где-то устарело сценическое оборудование. Постоянно шла реконструкция, и вот теперь к Году театра Москва подходит с совсем другим багажом. Отремонтированы 33 театра, многие из них стали современными центрами искусства: Театр кошек Куклачева, "У Никитских ворот", "Тень", авторские театры Надежды Бабкиной, Романа Виктюка, Александра Градского. И, конечно, театр Олега Табакова на Малой Сухаревской площади. Мастер всегда мечтал о том, чтобы зрительный зал был как можно вместительнее и просторнее. Новая "Табакерка", открытая в 2016-м, - полное воплощение идей Табакова. Его театр начинается не с вешалки, а с зеркальной галереи на первом этаже. Так сказочно, как здесь, не чувствуешь себя ни в одном современном театре: калейдоскоп отражений - своих и чужих - словно переносит в параллельную вселенную.

Повторили судьбу города

А открылся Год театра в Москве очень символично: на родную сцену вернулся театр "Школа современной пьесы". Артисты любят говорить, что их театр повторил судьбу Москвы. В 2013 году в знаменитом здании на Неглинной, 29, произошел пожар, который уничтожил все убранство, сохранившееся с XIX века. Реставраторам удалось невероятное. Важнейшие детали интерьера воссозданы в точности по старым материалам. Все здесь теперь точь-в-точь как в ресторанном зале. На стенах декоративная позолоченная лепнина, под потолком парят младенцы-ангелы. Кого только не было в этом доме! Художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз, кажется, может рассказывать об этом сутки напролет. "Рестораном заведовал повар Люсьен Оливье - изобретатель знаменитого салата". Подавались тут, как писал Владимир Гиляровский, и другие прихотливые закуски. Кое-какие ингредиенты для блюд везли из Европы, а вино и коньяк - сплошь из закромов Людовика XVI.

В этом здании на Неглинной был ресторан, Дом крестьянина, научное издательство... Теперь - снова театр! Фото: Сергей Михеев/РГ

Зеркало истории

За ужином в "Эрмитаже" можно было встретить, например, Федора Достоевского или Ивана Тургенева. "Вот это зеркало у входа видите? Посмотритесь в него, - предложил Кибовский. - Только представьте: туда же перед входом в ресторанный зал смотрели самые известные литераторы России! Вот такая здесь связь времен".

Благодаря московским реставраторам удалось спасти и часть здания, построенную до войны с Наполеоном. Может показаться невероятным, но она уцелела даже при большом пожаре Москвы в 1812-м. Пережила и бедствие 2013-го. Многие детали убранства специалисты смогли восстановить, оттирая несколько слоев краски, нанесенной на стены после многочисленных перестроек дома на Неглинной. В советское время, когда ресторан закрыли, здесь размещали благотворительную организацию, научное издательство, Дом крестьянина... Только в 1989-м его передали современному театру. Там сыграли свои первые звездные роли Любовь Полищук, Альберт Филозов и десятки других выдающихся артистов.

В историческое здание ресторана "Эрмитажа" снова вернулся театр

Теперь в "Эрмитаже" снова живет театральный дух. Зрительские ряды раскладываются и собираются "легким движением руки". Такая трансформация дает возможность играть с форматами постановок. Так, в феврале Москва увидит на сцене "Школы" моноспектакль-импровизацию Александра Кибовского. Что там увидит зритель, загадка. Надо помнить лишь об одном - "Ганди молчит по субботам". Так называется постановка по пьесе молодого российского драматурга Анастасии Букреевой. История, увы, многим знакомая. Каждый вечер совместный ужин. Крепкая любимая семья. Просто однажды отец приходит и говорит: "Лучше я скажу это сейчас. Я ухожу". Спектакль дается сегодня в 20.00, можно также приобрести билеты на февраль и март.

Любимый "уголок"

В Год театра подарки поклонникам искусства будут следовать в Москве один за другим. Еще в конце 2018-го началась глобальная реконструкция "Ведогонь-театра" - единственного профессионального драмтеатра в Зеленограде. Самобытный проект вырос из детской студии до одного из самых посещаемых в Москве культурных центров. Репертуар поражает широтой даже самую искушенную публику, здесь играют почти все - от Островского до современных экспериментальных спектаклей. Новый "Ведогонь-театр" станет многофункциональным центром искусства, здесь покажут постановки самой высокой технической сложности.

Москва в плане поддержки театрального искусства - признанный лидер. Особенно радует грантовая поддержка мэрии - 700 миллионов рублей в этом году. Эти средства пойдут на создание новых постановок. Грант позволяет нам планировать репертуар. Ведь раньше мы не могли работать на отдаленную перспективу, так как не знали, будет ли финансирование.

Редактор Н.В. Лосева

Проектирование театров / Центр. н.-и. и проект. ин-т типового и эксперим. Проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и упр. им. Б.С Мезенцева. - М. Стройиздат, 1990. - 120 с.: ил. - (Справ. Пособие к СНиП).

Разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Приведены рекомендации по проектированию однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

Для проектировщиков-архитекторов и градостроителей, а также работников архитектурно-планировочных управлений городов.

Предисловие

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Общие положения

Помещения зрительского комплекса

Многофункциональное использование помещений зрительского комплекса

Помещения большого демонстрационного комплекса

Зрительный зал

Глубинная колосниковая сцена

Разновидности глубинной колосниковой сцены и иные типы сцен

Трансформации демонстративного комплекса

Помещения технологического обеспечения сцены

Помещения, обслуживающие сцену

Помещения для ожидания выхода на сцену и артистические уборные

Репетиционные помещения

Склады

Производственные помещения

Административно-хозяйственные помещения

Малый демонстрационный комплекс (малый зал) и обслуживание его помещения

Приложение 1 Примерный состав и минимальные площади помещений, театральных зданий

Гастрольные театры

Драматические театры с дополнительными функциями приема гастролей или выездов театров музыкальных жанров

Театры юного зрителя (ТЮЗы)

Театры кукол

Театры малой вместимости

Театры с общественной функцией общегородского зала

Летние театры

Балетные театры

Приложение 4 Примерные состав и площади помещений малого демонстрационного комплекса и помещений, обслуживающих малую сцену

Приложение 5 Примерное расчетное количество артистов в театрах

ЛИТЕРАТУРА

Предисловие

Пособие разработано к СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения», распространяется на проектирование однозальных и многозальных (с большим и малым или малыми залами) театральных зданий, составляющих основу государственной сети театров: драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета.

К особым типам зданий отнесены театры: для детской аудитории; кукольные; многожанровые; гастрольные; балетные; камерные, студийные, экспериментальные и другие театры малой вместимости (500 мест и менее); молодежные; пантомимы; эстрады; летние и др.

Проектирование особых типов зданий театров с вместимостью зрительного зала свыше 1500 мест, а также реконструкция театров осуществляются с учетом отдельных рекомендаций данного Пособия.

В Пособии представлены рекомендованные материалы для зданий на разработку технико-экономических расчетов (ТЭР) и задании на проектирование театров драматических и музыкально-драматических, музыкальной комедии, оперы и балета; приводятся сведения о прогрессивных объемно-планировочных решениях; помещены некоторые данные по проектированию театров особых типов.

Настоящее Пособие охватывает разделы: общие положения, земельные участки и объемно-планировочные решения. Разделы и подразделы: акустика залов и защита от шума, конструктивные решения, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электроснабжение, технологическое оборудование и устройства; связь и сигнализация; комфортные условия наблюдения и форма в зрительных залах представлены в справочных пособиях. Данные по проектированию кинопроекционной и оборудованию зрительного зала кинопроекцией приведены в справочном пособии «Проектирование кинотеатров». При пользовании Пособием следует также руководствоваться СНиП 2.07.01-89 .

При проектировании производственных и складских помещений необходимо помимо данного Пособия руководствоваться СНиП 2.09.02-85 , СНиП 2.11.01-85 и СНиП 2.09.04-87 .

Материалы Пособия могут применяться для составления заданий на проектирование только при соотнесении их с конкретными ситуациями городов и деятельностью театров. Для выбора рекомендаций, соответствующих этим ситуациям, при проектировании новых зданий театров и реконструкции существующих проводятся предпроектные исследования, предшествующие составлению задания на проектирование.

Настоящее Пособие разработано ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева Госкомархитектуры [канд. архит. Э.И. Окунева - общая редакция, предисловие, общие положения, объемно-планировочные решения (общая часть, зрительский и демонстрационный комплексы, административно-хозяйственные помещения, функционально-технологические схемы), прил. 1 - 4 ; канд. архит. В.В. Лазарев - земельные участки, демонстрационный комплекс, прил. 1 ; архит. Е.И. Сивенков - трансформации демонстрационного комплекса; инж. А.И. Зуйков - помещения технологического обеспечения сцены; канд. архит. О.П. Кравченко - общие положения; канд. архит. М.А. Мосина - летние театры; инж. Т.Л. Пастернак - административные помещения; канд. архит. В.И. Ревякин - музей; инж. Р.К. Толкушкина - подсобные помещения буфета; архит. Н.А. Лясс - гастрольные театры] и Гипротеатром Министерства культуры СССР (инж. Д.Ф. Лазарев - помещения, обслуживающие сцену, производственные помещения, функционально-технологические схемы, прил. 1 ; канд. архит. С.В. Гнедовский - малый демонстрационный комплекс, прил. 1 ; инж. Е.А. Крылова - сцена, трансформации зоны оркестровой ямы демонстрационного комплекса; канд. техн. наук В.М. Виноградов - демонстрационный комплекс; канд. архит. В.Д. Красильников - демонстрационный комплекс; архит. Т.М. Трубкин - функционально-технологические схемы; архит. М.В. Борисова - гастрольные театры) при участии д-ра архит. А.В. Анисимова (МНИИПОКОЗ) - балетные театры; канд. архит. Н.Г. Зенькович (КиевЗНИИЭП) - театры с общественной функцией общегородского зала.

Как было отмечено выше, театральное здание по структуре делится на две части: сценическую и зрительскую. К первой относятся все помещения и сооружения, связанные с обслуживанием сцены, ко второй - зрительный зал, фойе, кулуары, распределительный и кассовый вестибюли и комплекс помещений обслуживания зрителей. Сценическая часть занимает 60-70% общего объема здания театра, зрительская - 40-30%.

Такое деление дает самое общее представление о сущности театрального здания. Поэтому более целесообразно рассматривать театральное здание с точки зрения дифференциации его структуры по следующей схеме:

  • - помещения зрительского комплекса (рис. 14.5, 14.6);
  • - помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, сцена; помещения технологического обеспечения сцены);

Рис. 14.5.

зрительского комплекса :

  • 1 - кассовый вестибюль; 2 - входной вестибюль; 3,4 - кабины касс и дежурного администратора; 5 - распределительный вестибюль; 6 - комната для переодевания; 7 - гардеробная; 8 - комната гардеробщиков; 9 - кабинет главного администратора и кладовая афиш; 10 - комната распространителей билетов; 11 - детская комната; 12 - фойе, кулуары; 13 - кладовая при фойе; 14 - буфет; 15 - моечная, доготовочная; 16 - кладовая, тарная; 17 - экспозиционное помещение музея; 18 - фондохранилище; 19 - комната сотрудников; 20 - санитарные блоки; 21 - курительная; 22 - зрительный зал;
  • 23 - клубные помещения;

I - связи; II - варианты связей; III - блоки; IV - вход; V - возможный вход;

VI - возможное помещение (связи)

  • - помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала; склады);
  • - административно-хозяйственные помещения;
  • - производственные помещения.

Помещения демонстрационного комплекса

Главную цель функционально-планировочного решения театра можно определить как создание комплекса удобств для восприятия спектакля зрителями и для подготовки и проведения его творческим коллективом.

  • в драматическом театре - 500-800 мест;
  • в музыкально-драматическом театре - 500-1000 мест;
  • в театре музыкальной комедии - 800- 1200 мест;
  • в театре оперы и балета - 1200- 1500 мест.

Иная вместимость театров определяется заданием на проектирование.

Площадь зрительного зала принимается из расчета 0,7 м 2 на одно место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

В истории театра сложились две основные системы организации театрального действия: открытая и глубинная . Первая, идущая от Античности, объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого зала. Зрители при этом располагаются с трех сторон сцени-


Рис. 14.6.

а - фойе без кулуаров; б - фойе с кулуарами и организацией из них входа

в зал; 1 - зрительный зал; 2 - фойе; 3 - кулуары

ческой площадки. Другая, идущая от Ренессанса и барокко, отделяет действие на глубинной сцене от зрительного зала рамой портала (рис. 14.7). Традиционные поиски различных форм сценического показа особенно оживленно протекают в последнее время; дополнительные возможности в этом направлении открыла техника трансформации.

Рис. 14.7.

1 - дымовые клапаны; 2 - штанкетная площадка; 3 - колосники сцены; 4 - рабочие галереи; 5 - трюм; 6 - вращающиеся круг и кольцо врезного типа; 7 - арьерсцена; 8 - крышка сейфа для скатанных декораций; 9 - сцена; 10- карман сцены; 11 - авансцена; 12- проем оркестровой ямы; Ш сц - ширина сцены; Г ш - глубина сцены; В сц - высота сцены; Ш к - ширина кармана; Г к - глубина кармана; В к - высота кармана; Ш ар - ширина арьерсцены; Г ар - глубина арьерсцены; Ш с - ширина строительного портала; Ш и - ширина игрового портала; Г а - глубина авансцены; Ш яп - ширина

проема оркестровой ямы

Портальная, или глубинная , сцена

При глубинной сцене спектакль изначально воспринимается зрителем именно как зрелище, действие развивается в другой среде, в «другом мире», отделенном от зала (рис. 14.8). Основным параметром, определяющим габариты и форму портальной сцены и зрительного зала, является размер игровой площадки. Практика показала, что активное действие драматических спектаклей происходит на площадке шириной от 8 до 14 м и глубиной от 5 до Юм. Для музыкальных театров с участием балета игровая площадка должна быть не менее 12 х 12 м. Ширина портала в драматическом театре 10-14 м, в театре оперы и балета - от 14 до 16 м.

Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны кулис, объемных декораций, мест для нахождения актеров, размещения свето-аппаратуры и т.д. Обычно ширина сцены должна не менее чем в 2 раза превышать ширину портального отверстия. Глубина сцены делается, как правило, в 1,5 раза более ширины портала.

Глубинная сцена оборудуется колосниками и подъемами - устройствами для быстрой смены декораций. Высота сцены до колосников составляет три высоты портального отверстия. Кроме основной сцены, для ускорения смены декораций предусматриваются боковые сцены (карманы), нижняя сцена (трюм) и задняя сцена (арьерсцена). В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяется шесть схем построения глубинной ко-


Рис. 14.8.

а - с боковыми сценическими площадками; б - с увеличенной авансценой; в - с игровыми окнами в стенах зрительного зала или сцены; г - с игровыми балконами или галереями в зале; д, е - с трансформацией в центральную

лосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом возможностей, которые в принципе может предоставить эта сцена (рис. 14.9, 14.10):

  • схема 1 - сцена с двумя карманами и арьерсценой;
  • схема 2 - сцена с одним карманом и арьерсценой;
  • схема 3 - сцена с двумя карманами без арьерсцены;

Рис. 14.9.

показаны условно)


Рис. 14.10.

показаны условно):

а-г - с одним карманом и арьерсценой; д-е - с одним карманом без арьерсцены; ж-и - с двумя карманами; к-л - с арьерсценой без карманов; м - без

карманов и арьерсцены

Ширина, м

Глубина, м

Строительный портал (игровой портал)

Мини-мальная глубина авансцены, м

Арьерсцена

Высота, м

Глубина, м

Высота, м

Глубина, м

Высота, м

  • схема 4 - сцена с одним карманом;
  • схема 5 - сцена с арьерсценой;
  • схема 6 - сцена без карманов и арьерсцены.

Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен. Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м. В случае применения накладного планшетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (кольцами), а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажным. При проектировании барабанного круга, подъемноопускных площадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проектом.

Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калиперы) могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестницы по периметру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

Таблица 14.2

Высота от уровня пола до низа выступающих конструкций составляет 2,1-2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра не менее 1,3 м. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы; возможна трансформация ее барьера и пола. Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 - в театрах музыкальной комедии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала оставляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м. При нависании авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены.

Построение зрительного зала тесно связано со сценой (рис. 14.11). Так, восприятие театрального действия беспрепятственно происходит с мест, ограниченных шириной портала. Мимику актера считают различимой при удалении зрителя от красной линии сцены (проекция портала на планшет сцены) на 25 м в драматическом театре и 32 м - в оперном. Кроме того, нормируются вертикальные и горизонтальные углы наилучшего восприятия.

Различают два основных типа зрительного зала: ярусный и амфи-театральный (рис. 14.12, 14.13, 14.18).

Объем зрительного зала подсчитывается исходя из нормы 4-6 м 3 на одно зрительское место в драматическом театре и 6-8 м 3 - в оперном театре. Площадь зрительских мест в зале ориентировочно можно принимать из расчета от 0,7 до 0,8 м 2 на одного зрителя.

Необходимо отметить, что зрительный зал любого зрелищного здания проектируется как сложный комплекс на основе акустического и светотехнического расчета; требования меняются в зависимости от модернизации технологического оборудования и новых возможностей конструктивных решений (рис. 14.14). Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спек-


Рис. 14.11.

1 - глубинная портальная; 2 - глубинная трехпортальная; 3 - глубинная беспортальная; 4 - панорамная; 5 - кольцевая; 6 - трехсторонняя; 7 - центральная

Рис. 14.12.

таклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также общественных мероприятий другого рода, кинопоказа, концертов и т.п., применяются трансформации сцены и зрительного зала. Возможны планировочные и пространственные трансформации, а также их различные сочетания (рис. 14.15). Особенностью планировочной трансформации является ее вспомогательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, она обеспечивает компромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затрагивая основные параметры зала -


Рис. 14.13.

Рис. 14.14.

I - летний концертно-театральный зал (типы сцен: а - глубинная, изолированная от окружения; б - трехсторонняя - панорамная, открытая; в - глубинная - трехсторонняя - центральная закрытая, с трансформацией зрительских мест; г - глубинная - трехсторонняя с трансформирующимся задником);

II - природный и историко-архитектурный театр (типы сцен: а - фронтальная протяженная, с несколькими сценическими площадками; б - кольцевая с вращающимся амфитеатром; в - трехсторонняя - кольцевая; г - комбинированная с широким фронтом соприкосновения с окружением; д - панорамная с природным или архитектурным фоном); III - кооперация сооружения (а - открытый амфитеатр с театром круглогодичного действия; б - открытый амфитеатр на крыше городского зала; в - открытый амфитеатр с закрытым танцевальным залом; г - несколько амфитеатров

оооаоо оаааа о


Ооооооо

о ООО о о ооа

>Ол>ООа I

1 0 оДо о й^о°/ II

ло"ооо. Тоол?^* 00000

ООУ о О ООО ппппп4

_ _^ооа о?0 а о о а о?

"ООгтппгатгтгсг гаЙЯк. оооооао ГООчДО ооооооо

У О О ,006__

О 0/6 О О /*"^овхпш ААОО/ ооаооо у/>О / дпдд п п кЧчу а о о о а о "оаоооо

Рис. 14.15. Примеры схем малых залов :

а - трансформации зала на основе передвижных секций зрительских мест; б - залы с нетрансформируемой сценой; в - залы с вращающимися

креслами

форму и объем. Пространственная трансформация является радикальным средством, с помощью которого можно изменять как форму и объем, так и количество залов, что обеспечивает соответствующие варианты решения зала для каждого из проводимых мероприятий, повышает эффективность использования всего сооружения.

При сцене располагаются помещения ее технологического обеспечения: осветительные боковые ложи (боковых стен зала); помещение выносного софита (над зрительным залом); светопроекционная, светоаппаратная (за задней стеной зрительного зала); помещение для фронтального выносного освещения (фронтальная осветительная ложа), звукоаппаратная, кабины дикторов и переводчиков, ложа звукооператора (за задней стеной зрительного зала или у этой стены со стороны зала); рирпроекционная (за задней стеной сцены или арьерсцены); тиристорная (вблизи сцены) .

Осветительные боковые ложи размещаются в зоне, ограниченной углами (в плане) 55 и 65° к продольной оси зала с вершиной, расположенной на передней границе авансцены. Ширина проема осветительной ложи принимается равной не менее 1,8 м. Количество осветительных боковых лож с каждой стороны зрительного зала принимается в количестве не менее двух. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены принимается равным не менее 2,5 м, а расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, - не менее 2,5 м. Глубина лож должна составлять не менее 2 м.

Помещение выносного софита высотой и шириной не менее 2 м размещается над зрительным залом таким образом, чтобы оптические оси осветительных приборов располагались в зоне, ограниченной лучами к горизонтальной плоскости: от 50 до 60° с вершиной на расстоянии 1 м от передней границы авансцены (барьера оркестровой ямы) в сторону сцены; от 9 до 15-20° с вершиной на уровне верха игрового портала, отстоящей на 1 м от красной линии в глубину сцены.

Помещения, обслуживающие сцену

К помещениям, обслуживающим сцену, относятся:

  • - помещения для ожидания выхода на сцену;
  • - артистические уборные;
  • - репетиционные помещения (рис. 14.16);
  • - склады.

Помещения ожидания выхода на сцену одновременно служат для быстрого переодевания и быстрой перегримировки или поправки грима, для отдыха в перерывах между выходами или последней разминки, для оказания первой помощи, для оперативной связи исполнителей с костюмерами и реквизиторами.

В практике существует два вида помещений ожидания выхода на сцену: первый - для драматических и музыкально-драматических театров, несколько меньший по размерам, обладает большей степенью комфорта; второй - для музыкальных театров, имеет дополнительно зону разминки с соответствующим оборудованием. Он рекомендуется также для театров юного зрителя, пантомимы и других, искусство которых связано с интенсивным движением. Площадь помещения ожидания выхода на сцену определяется из расчета единовременного количества артистов в каждом поме-


Рис. 14.16.

а - зал для репетиции хора в театре оперы и балета; о - зал для репетиции балета и театра музыкальной комедии с шириной игрового портала 10 м; в - малый репетиционный зал театра с шириной игрового портала 10 м

щении: для драматического и музыкально-драматического театров - не менее 1,7 м 2 на одного артиста; для театра музыкальной комедии - не менее 1,8 м 2 ; для театра оперы и балета - не менее 1,9 м 2 .

Артистические уборные предназначены для переодевания в сценический или репетиционный костюм, наложения и снятия грима, гигиенических процедур, отдыха, отдельных этапов репетиционной работы и специального тренинга, работы с текстом и иными материалами (рис. 14.17). В зависимости от числа артистов в помещении артистические уборные подразделяются на индивидуальные, рассчитанные на одного исполнителя, групповые от 2 до 6 человек и общие (или массовые), вмещающие более 6 артистов. Для театральных зданий различного назначения (жанра) выполняются три основных вида артистических уборных: помещения драматических, музыкально-драматических актеров; помещения вокалистов музыкальных театров; уборные балетных артистов.

Склады постановочного имущества подразделяются: на дежурные, где предметы оформления хранятся в состоянии готовности к подаче на сцену; текущего сезона, в которых содержится оформление всего репертуара данного театрального сезона раздельно по спектаклям, и резервные, где складируется имущество редко идущих или снятых с репертуара спектаклей для повторного использования. По принципу раздельного хранения различают восемь основных видов складских помещений: объемных и станковых декораций; мебели, бутафории и реквизита; костюмов; обуви; электроаппаратуры и электрореквизита; звукотехнической аппаратуры; мягких и живописных декораций; париков и иных пастижерских изделий.



о© *

I д д/| Л1/А7А1М ^ /

Рис. 14.17. Примеры планировки групповых артистических уборных :

а - для двух актеров драматического театра; б - для двух солистов балета; в - для трех актеров драматического театра; г - для трех артистов балета; д - для четырех актеров драматического театра; е - для четырех артистов балета; ж - для шести актеров драматического театра; и - для шести артистов

балета (размеры приведены в сантиметрах)

Помещения

Размеры (длина х ширина х высота) репетиционных залов театров, м

Драматического и музыкально-драматического

Музыкальной комедии, оперы и балета

Со сценами

Репетиционные залы:

  • 9x9x5
  • 9 х 6 х 3,6
  • 12x12x6
  • 9 х 9 х 3,6
  • 15 х 15x6
  • 12х 12x5
  • 15 х 15x6
  • 12 х 12x5
  • 18 х 18 х 7,5
  • 15х 12x6
  • 18х 18x7,5
  • 15х 12x6
  • 21 х 21 х 7,5
  • 15х 15x6

Залы для репетиций:

оркестра

  • 15x9x4,5
  • 9 х 6 х 4,2
  • 6 х 6 х 4,2
  • 18 х 12x4,5
  • 12 х 9 х 5,1
  • 9 х 6 х 4,2
  • 18 х 12x4,5
  • 15x9x5,7
  • 9x9x4,2
  • 18х 15x4,5;
  • 15x12x6
  • 12 х 9 х 4,2;

Репетиционно-физкультурный зал

Универсальное репетиционное помещение

Размеры, назначение и примерное количество репетиционных залов для сцен С-1-С-5 рекомендуется принимать согласно табл. 14.3 .

Адвокат прокомментировала ситуацию: "Ирине придется смириться с печальным будущим"

Российская актриса Ирина Усок должна была 31 января выйти на сцену театра «Содружество Актеров Таганки». Накануне она должна была вернуться в Москву из Нью-Йорка. Но ее так и не дождались. На связь она не выходила. Выяснилось, что и отправили в тюрьму штата Нью-Джерси округа Оушен.

Актрису подозревают в похищении собственной дочери, рожденной в США. Ей может грозить до 20 лет тюремного заключения.

Ирина Усок в фильме "Без следа"

Законодательство США строго карает любые нарушения, связанные с интересами детей, чьи родители или хотя бы один из них являются гражданами страны. Муж Ирины Усок - американец. Она - гражданка России. А мамой она стала в 42 года. Ее дочке всего лишь два года. По рассказам коллег, которые имеют весьма смутное представление об истинном положении вещей, в семье Ирины возникли трения, из-за чего она и решила вывезти ребенка в Россию. Отец девочки обратился в суд.

Адвокат Оксана МИХАЛКИНА прокомментировала ситуацию.

Каким может быть исход событий для Ирины Усок?

Как я понимаю, ее заключили под стражу. В соответствии с американскими законами.Здесь прослеживается явная аналогия с тем, что происходило с другой нашей актрисой Натальей Захаровой во Франции. Законодательства иностранных государств, где проживают отцы, предоставляет им право самим воспитывать детей, забирая их у матерей. Я думаю, что Ирине Усок предстоит длительный судебный процесс, который она, скорее всего, проиграет, и ребенок останется в Америке, поскольку, как я понимаю, девочка родилась на территории США и соответственно сразу же приобрела американское гражданство. Значит, американский отец имеет все права на то, чтобы отобрать ребенка и воспитывать его.

Что касается матери, будем надеяться, что ее действия не будут квалифицированы по особо суровой статье американского законодательства, и это позволит ей вернуться в Москву. Но то, что касается ее права на общение с дочерью, того, чтобы вывезти ребенка на территроию России, я думаю, это будет крайне затруднительно.

- Получается, что Ирине придется смириться?

Думаю, да. Ей не нужно было появляться на территории США. Вопрос в том, где сейчас находится ребенок. Я не поняла этого из средств массовой информации. Если на территории России, то ребенку ничего не угрожает. По гражданству матери девочка может приобрести российское гражданство. Но что касается самой актрисы, то за похищение ребенка ей придется понести наказание.

- Но ведь если ребенок остается в Москве, он фактически будет сиротой?

Да. Принудительно экстрадировать девочку на территорию США тоже будет невозможно. Надеюсь, что наша актриса успела сделать ребенку росийское гражданство. А Россия своих граждан иностранным государствам не выдает. И здесь уже возникает другой вопрос: с кем ребенок останется? С бабушкой или дедушкой. Но судьба Ирины печальна, к сожалению. Она совершила преступление, которое в США и ряде европейских стран карается лишением свободы.

А если девочка имеет только американское гражданство и не имеет российского и находится на территории России?

Наше государство девочку в США не отправит в любом случае. Если она сейчас находится на территории России, то будет решаться вопрос с опекунством. Надеюсь, что у задержанной актрисы есть папа и мама, то есть биологические дедушка и бабушка ребенка, которые смогут оформить все необходимые документы, чтобы девочка полноправно чувствовала себя на территории России. Как я понимаю, ее отец подал заявление о посещении своей дочери. Именно на этом основании, пересекая границу США, мать несчастного ребенка Ирина Усок и была задержана. Преступление суровое, и наказание грозит за него реальное Когда была осуждена Наталья Захарова, правозащитники обратились в Комиссию по правам человека при президенте, и ее экстрадировали из Франции в Россию, была амнистирована, и все закончилось для нее лично благополучно. Но своего ребенка она так и не увидела. Это грустная история.

С персональной страницы актрисы на сайте театра «Содружество Актеров Таганки» исчезла ее фотография. Возможно, чтобы лишний раз не привлекать к ней внимания в столь сложной ситуации. Руководство театра и коллеги намерены Ирине всячески помогать. Художественный руководитель коллектива Николай Губенко обратился в российское посольство в США с просьбой посодействовать в разрешении непростой истории.

Ирина Усок родилась в Таганроге. В начале 1990-х работала ведущей музыкальных программ на местном телевидении. А потом отправилась в Москву, где поступила в Школу-студию МХАТ. Окончив ее, стала актрисой театра «Содружество Актеров Таганки» под руководством Николая Губенко. И сразу же получила роль Нины Заречной в чеховской «Чайке». Ирина Усок до сих пор состоит в труппе этого театра. Переиграла там немало ролей, в том числе и главных. Сегодня в ее репертуаре - шесть спектаклей.

Ирина участвовала в антрепризе, снималась в кино. В ее "багаже" - «Мама, не горюй!» Максима Пежемского, ставшая флагманом малобюджетного кино в 1990-е, «Золушка.ru» Александра Замятина, «Острожский заповедник» Наталии Семашкевич, популярные сериалы...