Красота глаз Очки Россия

Робин Гуд – реальная личность или миф? Робин Гуд: существовал ли «благородный разбойник» на самом деле Все про робин гуда.

О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.

Кто был прототипом Робина Гуда?

Вероятно, самым ранним источником, повествующим о деяниях этого героя, является «Баллада о Робин Гуде», написанная в конце XIV столетия. Гордый, бесстрашный разбойник из Шервудского леса грабит богатых, помогает бедным, наказывает злых и жадных…
Позднее имя Робина Гуда начинает появляться и в других источниках. Например, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера упоминается о «зарослях орешника, где гулял веселый Робин».
Современные исследователи считают, что прототипами Робина Гуда могли быть сразу несколько исторических личностей.
Так, в реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы встречается имя Роберта Гуда по прозвищу Домовой. Как сообщают источники, он вступал в конфликты с законом. Кроме того, приблизительно к тому же времени относится возникновение повстанческого движения во главе с сэром Робертом Твингом. Известно, что повстанцы грабили монастыри, забирали оттуда запасы зерна и раздавали беднякам.
Еще один кандидат на роль Робина Гуда - Роберт Фитцут. Легенда гласит, что Фитцут родился в аристократической семье, жил примерно с 1160 по 1247 год и устраивал мятежи, дабы завоевать якобы положенный ему по праву титул графа Хантингтонского. Во всяком случае, даты жизни Фитцута совпадают с датами жизни Робина Гуда, как они указаны в некоторых источниках. Однако в официальных архивах упоминаний о Роберте Фитцуте не найдено. Робина Гуда, однако скептики указывают на то, что современные записи не упоминают о мятежном дворянине по имени Робин Фитзут.

Кто был королем Робина Гуда?

Помимо проблем, связанных с временем происхождения историй о Робин Гуде, различные источники рассказывают нам о различных королях. Первый историк, Вальтер Боуэр уверенно поместил Робина Гуда в восстание 1265 года против короля Генриха Ш, которое возглавил его Симон де Монфор, зять короля. После его поражения во время битвы при Эвешеме большинство восставших остались в армии и вели примерно такую жизнь, которая описана в балладах о Робин Гуде. «В то время, - писал Вальтер Боуэр – известный разбойник Робин Гуд выступил среди тех, кто был лишен наследства и выслан за участие в восстание. Эти люди воспевали свои подвиги в романсах, представлениях и отрывках». Основной загвоздкой в рассуждениях Боуэра является наличие лука, который так часто встречается в балладах о Робин Гуде. Он еще не был изобретен во времена восстания Симона де Монфора.
Документ, датированный 1322 годом, рассказывает о «камне Робин Гуда» в Йоркшире. Предполагается, что баллады – не человек – были уже хорошо известны к этому времени. Те, кто разместил бы настоящего Робина Гуда именно в этом временном отрезке, предполагает, что Робин Гуд, владелец Уэйкфилда, принимавший участие в восстании графа Ланкастера, был прототипом мятежного героя. На следующий год, указыват они, король Эдуард II посетил Ноттингем и взял себе на службу придворным камердинером некоего Робина Гуда. Жалованье ему выплачивалось следующие 12 месяцев или до его увольнения, «поскольку он не мог больше работать». Это свидетельство прекрасно представлено в третьей истории «Маленького жеста Робина Гуда»
Упоминание о короле Эдуарде II поселяет героя разбойников в первой четверти 14 века. Но по другим версиям Робин Гуд появляется как сторонник короля Ричарда Львиное Сердце, который правил в последнем десятилетии 12 века, и противник брата Ричарда и его преемника Джона Безземельного – так он был назван за потерянные во Франции территории.

Вымышленные истории.

Что наиболее очевидно в Робин Гуде –это развитие легенды о нем. В ранних балладах нет упоминания о Мэриан, любимой девушке героя. Она впервые появляется в конце 15 столетия, когда фольклорные песни и танцы становятся популярными в майские праздники. Огромный малыш Джон вместе с Робином Гудом в самом начале, но отец Тук появляется в последней балладе, когда он окунает Робина в бурный поток. Настоящий Робин гуд простой йомен, позднее он превращается в мятежного дворянина.
Существует так много противоречивых дополнений к легенде о Робине Гуде, что маловероятно, что когда-нибудь будет найден настоящий герой. Большинство ученых в настоящее время согласны с тем, что он представляет собой тип – герой разбойник – который был описан в балладах, передаваемых из поколения в поколение с 1300-х годов. Рассказчики вплетают в свои рассказы разнообразные противоречивые истории и реальных людей и превращают все это в историю о человеке, который, возможно, никогда не существовал. Как писал один профессор: «Робин Гуд – это порождение музы», изобретение неизвестных поэтов, которые хотели прославить обычного человека, который искал справедливости против давления знати и богатства. Именно это прославило его и сделало героем баллад:
Он был добрым разбойником
И делал много добра беднякам
И за это Господь пощадил его душу.

Существует также версия о том, что Робин Гуд был одним из воинов короля Ричарда Львиное Сердце. Тот правил Англией в последнем десятилетии XII века. Однако упомянутый монарх почти не бывал в своей державе, проводя время в заграничных военных походах. А похождения Робина Гуда разворачиваются именно в Англии.
Прототипом Робина Гуда мог стать и некий арендатор из Уэйкфилда, в 1322 году принявший участие в восстании графа Ланкастера. Данная версия подтверждается документальными сведениями о том, что в 1323 году английский король Эдуард II, побывав в Ноттингеме, принял к себе на службу камердинером человека по имени Роберт Гуд. В «Балладе о Робин Гуде» приведены похожие факты.
Историки считают, что если Робин Гуд действительно существовал, то свои подвиги он совершал в первой четверти XIV века. Это как раз совпадало с эпохой правления Эдуарда II.

Человек в капюшоне

Большинство исследователей все же склонны считать, что Гуд – это прозвище, а не фамилия. Hood (Гуд) в переводе с английского означает «капюшон». Это традиционный элемент одежды всех средневековых разбойников. Кстати, это слово могло обозначать сразу несколько головных уборов: капюшон, чепец, башлык, клобук, шлем - главное, чтоб он защищал всю голову… А еще у термина есть переносное значение: «скрывать». Отсюда и выражение «hoodlum» – «головорез», «хулиган» (ведь честным людям не требуется закрывать лицо и голову, если они не воины). Таким образом, под Робином Гудом понимался человек скрытный и с хулиганскими замашками…
Итак, вероятнее всего, образ Робина Гуда является собирательным. Притесняемая властями и богачами беднота мечтала о народном герое, который сражался бы за справедливость, защищая права самых обездоленных.

Могила разбойника

Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире.
Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой.
Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал.
Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.

Кратко о статье: Наверное, непросто найти человека, который никогда не слышал о Робин Гуде, легендарном благородном разбойнике, который грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам. Его имя давно стало нарицательным, о нем слагали песни, писали книги, снимали фильмы. По его образу и подобию конструируются характеры многочисленных героев фэнтези, обладающих луком, колчаном, храбрым сердцем и доброй душой.

Стрелы Робин Гуда

"Благородный разбойник": реальность или миф?

О смелом парне будет речь.

Он звался Робин Гуд.

Недаром память смельчака

В народе берегут.

"Баллады о Робин Гуде" (Пер. И. Ивановского)

Наверное, непросто найти человека, который никогда не слышал о Робин Гуде, легендарном благородном разбойнике, который грабил алчных богачей и раздавал деньги беднякам. Его имя давно стало нарицательным, о нем слагали песни, писали книги, снимали фильмы. По его образу и подобию конструируются характеры многочисленных героев фэнтези, обладающих луком, колчаном, храбрым сердцем и доброй душой.

Но кто он, этот герой? И существовал ли он на самом деле?

I. Легенда: Славный парень Робин Гуд

История Робин Гуда дошла до нас в виде средневековых народных баллад, и его образ не привязывался к какой-либо определенной эпохе. Иногда его называют современником Ричарда Львиное Сердце (1189-1199 гг.), иногда - королей Эдуарда II или Эдуарда III (1307-1377 гг.).

Неподалеку от города Ноттингема простирается огромный Шервудский лес, через который проходит проложенный еще римлянами Великий Северный Тракт - одна из главнейших транспортных артерий Северной Англии. Именно Шервуд и стал главным пристанищем доблестного Робин Гуда и его ватаги.

"По лесной стране гуляет славный парень - Робин Гуд!"

Происхождение Робина неясно - его считают приемным сыном мельника, или вилланом (зависимым крестьянином), или йоменом (свободным земледельцем). Когда враги сожгли его дом, отличный лучник Робин собрал "бригаду" и ушел в разбойники.

Что за враги разорили селение Робина? Некоторые исследователи считают, что в балладах отразилась память о завоевании Англии норманнами в XI веке. Завоеватели жестоко притесняли местное население - англосаксов, относясь к ним с откровенным презрением. Достаточно сказать, что более века ни один из английских королей Нормандской и Анжуйской династий ни слова не знал из языка народа, которым управлял (первым стал Ричард Львиное Сердце).

Бывало, что англосаксы, не желающие покоряться завоевателям, уходили в леса и создавали нечто вроде партизанских отрядов, - возможно, и Робин Гуд был предводителем именно такой дружины.

"В прошлом слуги и холопы, ныне - вольные стрелки"

Под началом лихого атамана была целая сотня молодцов, одетых в зеленые плащи. В отряд входили довольно колоритные фигуры. Например, заместитель Робина, здоровенный громила Малютка Джон (мда, с чувством юмора у этих ребят было небогато!), которого атаман победил в знаменитом бою на палках у речного брода. Или тучный монах Тук, не дурак выпить, закусить и подраться. Были там еще Уилл Статли-Скарлетт, менестрель Алан-о-Дэйл и другие весьма любопытные персонажи.

Молодцы Робина жили в Шервуде не только разбоем, но и охотой, которая сама по себе была деянием криминальным. Дело в том, что по закону лесная дичь, особенно олени, принадлежала королю, и специально назначенные лесничие охраняли дичь от поползновений "наглой черни". Браконьера наказывали в зависимости от категории дичины - за всякую мелочь могли отрубить руку, за оленя - повесить. Не зря во многих балладах противниками Робин Гуда выступают именно королевские лесничие.

Но главный враг Робина - это шериф Ноттингемский. Шериф в средневековой Англии сродни губернатору. Этот чиновник, назначаемый лично королем, осуществлял всю административную, полицейскую, судебную и военную власть в графстве. Он также собирал налоги, что открывало широкий простор для злоупотреблений. Иногда шерифами становились люди, присланные из "центра", иногда - местные феодалы (как правило, не слишком крупные и знатные). В общем, шериф графства - естественный противник и для крестьян, и для аристократии. Но "добрый Робин" измывался над ненавистным шерифом по полной программе.

Так, однажды шериф приказал повесить трех сыновей старухи-вдовы за то, что они подстрелили оленя в королевском лесу. Робин Гуд переоделся нищим и поспешил в Ноттингем. Когда бедных браконьеров уже собирались вздернуть, Робин, явно питавший слабость к театральным эффектам, затрубил в рог - из леса тут же примчались его ребята и отбили приговоренных.

В балладе "Робин Гуд и золотая стрела" шериф жалуется королю, что не может изловить проклятого разбойника. Король советует прибегнуть к хитрости, и шериф, пораскинув своими куриными мозгами, объявляет состязание по стрельбе из лука, победителю которого достанется стрела из чистого золота. Разбойники, купившись на эту нехитрую приманку, дружно отправляются в Ноттингем, правда, по совету Малютки Джона сменяют свои зеленые плащи на разноцветные. Естественно, шериф их не узнает (куриной слепотой, наверное, страдал бедняга...). В итоге Робин Гуд выиграл состязание, получил золотую стрелу и благополучно вернулся в лес.

"Люблю, - воскликнул Робин Гуд,

Нелегкие дела!

Вот только плохо, что шериф

Не знает, где стрела".

И, написав послание, сообщавшее шерифу, кто выиграл приз, он пуляет стрелу с письмом прямо в окно чиновника.

Был в страшной ярости шериф

От дерзкого письма,

И сам потом дивился он,

Что не сошел с ума.

С большим смаком в балладах повествуется, как Робин вытряхивает мошну у жирных аббатов и монахов (учитывая, что церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и драла с крестьян три шкуры, такую народную любовь к "Христовой невесте" легко объяснить).

Например, одна баллада объясняет, почему огромный дуб в Шервуде называется Епископским. Однажды некий епископ наткнулся в лесу на Робина и его друзей, которые жарили оленину. По недомыслию прелат принял их за обычных холопов и приказал своим стражникам схватить браконьеров. Разбойники начали притворно умолять о пощаде, но епископ был неумолим. Наконец Робину надоела игра, он подал знак, и из леса подоспела остальная шайка. Епископа взяли в заложники и потребовали большой выкуп, причем любящий позабавиться Робин Гуд заставил епископа отплясывать джигу вокруг большого дуба.

Литература не могла пройти мимо такого благодатного материала. Легенды о Робин Гуде были собраны и опубликованы еще в 1485 году.

В дальнейшем к личности благородного разбойника обращались знаменитого писатели вроде Вальтера Скотта и Александра Дюма. Каноническим же считается сборник Говарда Пайла "The Merry Adventures of Robin Hood", впервые увидевший свет в 1883 г. Пайл собрал и литературно обработал все классические баллады и легенды о Робине и его молодцах (правда, уступая требованиям викторианской морали, он выбросил всякие упоминания о девице Мэрион). Пайл представлял Шервудский лес как некий очаровательно-утопический мир, где всегда лето, веселье бьет через край, а лихие потасовки сменяются не менее крутыми гулянками, на который рекой льется добрый старый эль. Несмотря на довольно архаический язык, книга Говарда Пайла до сих пор считается основным англоязычным художественным произведением о Робин Гуде, на которое опираются практически все современные писатели и кинематографисты.

Модернизированную версию историй Пайла представил известный популяризатор старинных легенд Роджер Ланселин Грин в "Приключениях Робин Гуда" (1956). Грин, оставив все основные сюжетные линии и персонажей Пайла, ввел в книгу линию возлюбленной Робина, отважной Мэрион (что ж, времена за век сильно изменились).

Вообще, историко-приключенческих, любовных или детских романов о Робине не счесть. Причем истории о нем выворачивают и так, и сяк.

Так, например, Майкл Кэднам в "Forbidden Forest" (2002) сделал главным героем Малютку Джона, а в "In a Dark Wood" (1997) вообще показал события с точки зрения Джеффри, шерифа Ноттингемского. Гэри Блэквуд в "The Lion and the Unicorn" рассказывает об Алане-о-Дэйле, отбившем у бедного Робина подружку. Тереза Томлинсон в трилогии "The Forestwife" по-феминистски повествует о леди Мэрион, без благотворного влияния которой Робин и его братва так и остались бы неотесанными бандюганами. Известный мастер фэнтези Дженнифер Роберсон написала романтическую дилогию о любви и приключениях двух благородных сердец - сэра Роберта Локсли и леди Марианны: "Lady of the Forest" (1992) и "Lady of Sherwood" (1999). Еще одна "звезда" фэнтези Парк Годвин в дилогии "Sherwood" переносит противостояние Робина и шерифа во времена Вильгельма Рыжего, второго из нормандских королей. Нэнси Спрингер в детском цикле "Роуэн Гуд" повествует о юной дочери разбойника.

В сборнике "Sherwood" Джейн Йолен вошло 9 историй - от рассказа самой Йолен о волшебных обстоятельствах рождения Робина до повести Адама Стэмпла, в которой дух Робин Гуда вселяется в компьютер и занимается перераспределением мировых богатств через Интернет.

13 историй "The Fantastic Adventures of Robin Hood", составленных Мартином Гринбергом, написаны в жанре фэнтези. Можно еще вспомнить некоторые произведения, где Робин Гуд - пусть эпизодический, но весьма занятный персонаж: "Серебряный вихор" Джона Майерса Майерса, "Последний единорог" Питера Бигля или "Меч и Радуга" Елены Хаецкой.

"Здесь того, кто все теряет, защитят и сберегут"

Хотя знати сильно доставалось от Робина, иногда разбойник помогал и оказавшимся в беде дворянам.

Так, одному рыцарю пришлось заложить свое поместье местному аббату. Когда пришло время уплаты долга, рыцарь отправился в аббатство просить об отсрочке. Проезжая через Шервуд, он столкнулся с Робин Гудом. Увидев, что у рыцаря ничего нет и выслушав его печальную историю, Робин дал ему денег для выкупа земель, а остальные вольные стрелки осыпали благородного голодранца подарками.

В другой раз Робин помог бедному сквайру, чью юную невесту хотели выдать за старого и богатого лорда.

В одной из баллад рассказывается и о женитьбе самого Робин Гуда. Он полюбил знатную девушку Мэрион и, выдавая себя за графа, добился ее расположения. Затем он вернулся в Шервуд, а опечаленная Мэрион, переодевшись в мужское платье, отправилась его искать. Они встретились на лесной дороге, но Робин принял девицу за богатого путника и решил обчистить. Мэрион также не узнала в грабителе своего суженого и между ними завязалась драка (прямо индийское кино какое-то!). Бойкая девица защищалась так лихо, что восхищенный Робин Гуд предложил ей заключить мир и быть добрыми товарищами. Вскоре недоразумение разъяснилось, и Робин с Мэрион счастливо зажили в зеленом лесу.

Существует легенда и о встрече великого разбойника с королем. Правда, неясно, который из королей имеется в виду. Иногда утверждается, что вольные стрелки повстречались с Ричардом Львиное Сердце, возвращавшемся инкогнито из Крестового похода (роман "Айвенго" все читали?). Некоторые же придерживаются мнения, что встреченный Робином король был Эдуардом II, переодетым в монаха и самолично пришедшим в Шервуд, чтобы посмотреть на причину резко сократившегося количества дичи в королевских угодьях. И хотя королю несладко пришлось от любящих немудреную шутку стрелков, он, очарованный Робином, прощает лесной "братве" все прегрешения и даже принимает их к себе на службу.

Смерть Робин Гуда

Любым приключениям приходит конец. Однажды Робин Гуд почувствовал, что руки его ослабели и стрелы летят мимо цели. Он решает, что заболел, и отправляется в Кирклейский монастырь, обитательницы которого славились искусством "отворять кровь", что в средние века считалось лучшим средством от всех болезней.

Монахини, то ли по недосмотру, то ли по злому умыслу, выпустили из жил Робина так много крови, что он оказался при смерти. Из последних сил затрубил Робин в свой рог, и Малютка Джон примчался на зов. С помощью своего лейтенанта Робин возвращается в лес, прощается с товарищами, в последний раз натягивает тетиву своего верного лука и пускает стрелу, завещав похоронить себя там, где она упадет. Так закончилась жизнь Робин Гуда.

Так умер Робин Гуд.

II. История: "Истина где-то рядом"?

Имя Робин Гуда уже в Средневековье стало нарицательным. Так, в Парламентском отчете за 1437 г. содержится ходатайство для ареста некоего Пирса Вэнейблса из Дербишира, который занимается грабежом, скрываясь в лесу, "подобно Робин Гуду и его шайке". Но споры о подлинной личности Робина не утихают до сих пор, ибо в историях о нем крайне трудно отделить правду от вымысла.

"Ищут пожарные, ищут милиция..."

Директор музея в Ноттингеме Грэхем Блэк считает, что письменная история Робин Гуда началась в 1261 году, когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита, и клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом. Поэтому, если Робин Гуд действительно существовал, то он, скорее всего, действовал до того времени. Самым вероятным кандидатом на эту роль, по мнению Г. Блэка, является Роберт Гоуд, житель Йорка, который скрывался от правосудия в 1225-1227 гг.

Есть упоминание о Робине Худе (Robyne Hude) и Маленьком Джоне (litill Iohne) в "Шотландских хрониках" Эндрю де Винтона в 1420 г. Историк относит их деяния к 1283-1285 годам. Еще один хронист, Джон Мэйджор, выпустивший в 1521 г. "Историю Великобритании", привязал деятельность Робин Гуда к 1193-1194 годам.

В XVI веке историк Джон Стоу также написал о Робин Гуде как о разбойнике времен царствования Ричарда I. Он якобы возглавлял шайку, в которую входила сотня отважных изгоев. Хотя они и промышляли грабежом, все же Робин Гуд "не допускал притеснения или иного насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что отбирал у святош и знатных господ".

Современный же ученый, профессор Кембриджского университета Джеймс Холт пишет о Робине так: "Он был совершенно не таким, каким его описывают... Начисто отсутствуют свидетельства, что он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным. Этими измышлениями легенда обросла через двести и более лет после его смерти. А при жизни он слыл отъявленным негодяем".

Что касается девицы Мэрион, первоначально считалось, что это была некая Марианна Фиц-Уолтер, богатая сирота. Она якобы впервые встретилась с Робином, когда оказалась в засаде, устроенной его шайкой. Но большинство ученых считают, что Мэрион попала в легенды о разбойнике... из французской поэмы-пасторали XIV века о пастушке Марианне и пастухе Робине. А репутацию непорочной девы Мэрион снискала уже значительно позже под воздействием целомудренной английской морали.

В 1784 г. в Хейзерсейдже вскрыли предполагаемую могилу Малютки Джона, где обнаружили кости очень высокого человека. Утверждается, что реальный Джон был якобы жестоким убийцей. Именно он однажды убил монаха, предавшего Робина, заодно прирезав и юного послушника, случайного свидетеля злодеяния. Но Джон совершил и немало смелых поступков, вроде спасения Робин Гуда из хорошо укрепленной тюрьмы в Ноттингеме.

Относительно личности монаха-весельчака Тука мнения ученых вновь резко расходятся. Одни говорят о том, что этот образ объединяет в себе двух человек, другие уверены в реальности жизнерадостного гуляки. Есть мнение, что его прототипом явился Роберт Стаффорд, священник Линдфилдского прихода в графстве Сассекс, живший в XV веке и подозревавшийся в грабежах и убийствах. Когда вышел приказ о его аресте, он сбежал и под именем Тука организовал шайку, орудовавшую в двухстах милях от Шервуда. Профессор Холт утверждает, что реальный брат Тук, отъявленный головорез, был весьма далек от безобидной веселости.

"Мальчик-гей, мальчик-гей..."

Впрочем, бывают и версии похлеще. Не так давно профессор английской литературы Кардиффского университета Стивен Найт обнаружил, что Робин Гуд на самом деле был... геем. По словам Найта, немногие дошедшие до наших дней манускрипты XIV века напрямую свидетельствуют о реальных вкусах Робина.

Ведь никакой девицы Мэрион, возлюбленной героя, не существовало, зато довольно часто упоминаются Малютка Джон и Уилл Скарлетт, слишком "близкие" друзья благородного разбойника. В те времена геи подвергались гонениям, поэтому авторы рукописей, дескать, и не могли выложить все начистоту.

Тем не менее, считает Найт, упоминание "зеленого леса", "стрел и мечей", символизирующих половую зрелость, достаточно ясно намекают на заложенную между строк баллад суть. Что же касается россказней о "подвигах" Робин Гуда, то все это выдумка авторов XVI века, работавших на потребу гетеросексуальной публики, утверждает профессор. И Робин Гуд снискал славу не дурацким маханием мечом, а благодаря пренебрежению условностями, за что и был объявлен вне закона церковью и властями.

Что ж, у кого что болит... Осталось ждать появления очередного исследования, в котором будет утверждаться, что Робин Гуд - это одноногая негритянка, страдавшая болезнью Паркинсона и боровшаяся в Шервудском лесу за равные права секс-меньшинств. Ведь в наш политкорректный век идиотизм давно стал признаком хорошего тона.

"Маска, я тебя знаю"

Как и многие герои народных сказаний, Робин Гуд имеет не только исторические, но и мифологические корни. Иногда прозвище разбойника связывают с персонажем британского фольклора Робином Гудфеллоу (т.е. Робин Добрый малый). Так звали проказливого лесного духа, предводителя то ли эльфов, то ли лепреконов, который носил зеленую одежду.

В Англии долго существовал майский праздник, посвященный Робин Гуду, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством.

Кроме того, Hood по-английски означает "капюшон", а о Робине часто говорили, что он носил большой монашеский капюшон. Может, знаменитый герой - образ собирательный? А капюшон - своеобразный символ обезличивания, ведь любой может скрываться под ним так же, как Зорро под маской.

III. Версии: "Гюльчатай, открой личико"

Версий о происхождении Робин Гуда так много, что от них голова идет кругом. Попытаемся оценить основные из них.

Версия первая. Локсли - виллан или бастард?

В легендах о Робин Гуде часто фигурирует имя Локсли. Одни исследователи утверждают, что он был вилланом графа Уоррена. Другие считают, что Робин - незаконнорожденный сын некоего рыцаря, владетеля деревни Локсли, отданный на воспитание семье мельника.

Но о какой деревне идет речь? В Англии их три - местечки Loxley в Уорвикшире и Йоркшире, а также Locksley возле Шеффилда. И все три претендуют на роль "родины Робин Гуда"! Главное - нет никакого подтверждения исторического существования Робина из Локсли. Все письменные упоминания о нем относятся к позднему средневековью и представляют собой заимствования из баллад и легенд.

Версия вторая. Роберт Гоуд - жертва политического недоразумения?

Довольно много сторонников у версии Робина Гоуда, жившего во времена короля Эдуарда II, чья история рассказана в поэме "A Gest of Robyn Hode" (опубликована около 1510 г.).

Некий Роберт Гоуд, он же Гуд или Ход, родился около 1290 г. В судебных отчетах Уэйкфилда (Йоркшир) за 1316 и 1317 года упоминаются Роберт Ход и его жена Матильда. В 1322 году Роберт стал слугой Томаса, графа Ланкастерского, вскоре поднявшего бунт против короля. Восстание было подавлено, Ланкастер казнен, его владения конфискованы, а все участники бунта объявлены вне закона. И Робин якобы нашел убежище в глухом Шервудском лесу.

Интересно, что существует документ, где говорится, что человек по имени Роберт Гоуд с 24 марта до 22 ноября 1324 г. выполнял обязанности камердинера или швейцара при дворе Эдуарда II. Дело в том, что король в 1323 г. побывал в Ноттингеме, где раскаявшийся Робин вполне мог, получив амнистию, поступить на королевскую службу (не зря об этом так настойчиво вещают легенды). Считается, что этот Робин тяжко заболел и умер в Кирклейском монастыре около 1346 г.

Все это, конечно, хорошо, но... Нет никаких свидетельств, современных Роберту Гоуду, слуге графа Ланкастера, которые связывали бы его и знаменитого разбойника Робин Гуда. Впервые их объединили только через полтора века.

Версия третья. Роберт Гоуд - бандит и грабитель?

В Лондонском общественном архиве имеется судебный документ, датированный 1226 годом. В нем говорится, что человек по имени Роберт Гоуд из Уитерби (Robert Hod of Weatherby) сбежал от правосудия короля. Документ также гласит, что шериф Йорка завладел движимым имуществом беглеца стоимостью 32 шиллинга 6 пенсов, но в казну деньги так и не попали. Чуть позже шериф Йорка занял ту же должность в Ноттингеме и в 1227 г. объявил Роберта из Уитерби в розыск, называя его "преступником и злодеем нашей земли". В результате Роберт Гоуд был схвачен и повешен.

Кем же был Роберт из Уитерби? Ограбленным алчным шерифом-бедолагой, который был вынужден стать бандитом, чтобы не помереть с голоду? Или гнусным грабителем и убийцей? Хотя об этом Робине известно мало, казалось, он является наиболее серьезным претендентом на роль Робин Гуда, но... Есть еще один персонаж, чье существование опрокидывает все расчеты.

Блокбастер 90-х "Робин Гуд, принц воров" Кевина Рейнольдса фактически является римейком фильма Кертица. Да и популярная комедия Мела Брукса "Робин Гуд: Мужчины в трико" пародирует прежде всего ленту с Флинном. Всего же было снято более 20 картин, среди которых и диснеевская анимация 1973 г., и советский фильм "Стрелы Робин Гуда" с отличным саундтреком Владимира Высоцкого.

Версия четвертая. Робер2т Хантингтон - беспутный лорд или бунтарь?

Большинство серьезных современных исследователей считают, что человек, которого со значительной долей вероятности можно назвать Робин Гудом, жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III (конец XII - середина XIII веков). Он долгое время находился вне закона и прославился настолько, что его имя стало нарицательным и использовалось по отношению к другим известным разбойникам, чьи деяния затем суммировались.

Могила Робин Гуда?

Во всех легендах смерть Робин Гуда связывается с конкретным местом - Кирклейским монастырем (Kirklees Priory) в Йоркшире. Самое интересное, что могила Робина сохранилась до сих пор...

На монастырском кладбище находится могильный камень с полустершейся эпитафией на староанглийском языке. Впервые рисунок могилы был сделан в 1665 г. и опубликован в 1786 г, причем дата смерти была зарегистрирована между 1224-1247 годами.

Так как полностью текст эпитафии до наших дней не сохранился, приходится довольствоваться расшифровкой, сделанной деканом Йорка Томасом Гэйлом около 1702 г.: "Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Целых тридцать лет, и даже более, сражался он с преступниками в северных землях, хотя сам вместе со своими людьми был вне закона. Такого как он, Англия никогда не увидит вновь".

Так что же, тайна Робин Гуда раскрыта? Не все так просто, ведь надпись можно толковать двояко. Был покойный Робин Гудом сам или его просто сравнивали со знаменитым разбойником?

У "хантингтоновской" версии много оппонентов, однако никто из них не отрицает подлинности камня и надписи на нем. Оспаривают либо толкование эпитафии, либо ее адекватность реальным событиям. Как бы там ни было, эпитафия на кирклейском надгробии - единственная реальная улика из глубины веков, непосредственно отождествляющая вполне конкретного человека с легендарным народным героем. На стороне остальных "претендентов" - лишь догадки и косвенные доказательства, зачастую откровенно притянутые за уши.

Но кто такой этот "истинный граф Хантингтонский"?

Королевские родичи

Робину, конечно же, посвящены и компьютерные игры.

Оговоримся сразу - современные графы Хантингтонские не имеют никакого отношения к Робин Гуду, хотя и претендуют на некое родство. Дело в том, что титулы настолько часто переходили из рук в руки, что кровных потомков так называемой исторической знати в Англии практически не осталось. И вообще, Хантингтонов среди аристократических семейств было несколько - из Йоркшира, Стаффордшира, Кэмбриджшира и Уорчестершира. "Наши" Хантингтоны - скорее всего йоркширские.

Их родоначальником был норманн Жильбер де Гонт (Gilbert de Gaunt), прибывший в Англию вместе с Вильгельмом Завоевателем и получивший позже титул графа Линдсея. Его правнучка Эделайн вышла замуж за Генри Кенмора, графа Нортумберлендского и Хантингтонского, внука короля Шотландии Давида I. Их пятый ребенок, Дэвид, граф Леннокс, стал вторым графом Хантингтонским, положив начало "шотландской" ветви этого рода. Он женился на Матильде, дочери одного из крупнейших валлийских феодалов графа Честерского. И было у этой знатной пары семеро детей, старшего из которых звали Роберт...

"Его звали Роберт"

Достоверных сведений о его жизни крайне мало. Полное имя - Роберт Фитц-Ут (Robert Fitzooth/Filii Ooth, что могло трансформироваться в "Робин Гуд"), родился не раньше 1180 и не позже 1207 годов. Хотя он был старшим сыном, после смерти отца в 1219 г. очередным графом стал младший брат Джон. Этот факт, по мнению сторонников "хантингтоновской" версии - косвенное доказательство их правоты. Ведь для того, чтобы лишить законного наследника прав на титул, нужны были очень веские причины - простого желания семьи было мало, требовался специальный указ короля. Может, причина в том, что Роберт стал атаманом разбойников?

Любопытно, что в ряде народных легенд утверждается, будто Робин Гуд за некие заслуги получил от короля титул 1-го графа Хантингтонского. И хотя это неправда, появление подобных слухов наверняка имело под собой некое основание.

"Шотландская" ветвь йоркширских Хантингтонов пресеклась в конце XIII века. А основные сведения о Роберте взяты из шотландского королевского архива, ибо Хантингтоны крепко сроднились со скоттами. Например, младшие сестры Роберта вышли замуж за видных представителей шотландской аристократии: Маргарет - за Джона Бэллиола, а Изабелла - за Роберта Брюса. Прошло около века, и потомки обеих сестренок заняли королевский престол. Национальный герой Шотландии Роберт Брюс - дальний родственник Робин Гуда?

Откуда же взялся, например, Локсли? Очень может быть, что барды, сочинявшие баллады о "добром Робине", подстраивались под вкусы своей основной аудитории - простого люда, которым интересней было слушать истории о подвигах "социально близкого" им героя, чем какого-то графского сынка.

Герой на все времена

В 1988 году власти Ноттингема решили провести свое собственное исследование личности великого земляка. Ряд ученых, задействованных в этом проекте, пришли к выводу, что отважный герой был далеко не так романтичен, как в легендах. Что никакой девы Мэрион не существовало. Что монах Тук, Уилл Скарлетт и Алан-о-Дэйл были вымышленными личностями, а Маленький Джон - злобным выродком и кровавым убийцей.

Что ж, может, оно и так... Но у многих народов есть герои, которых власть предержащие объявляли преступниками - Клаус Штертебекер, Фра Дьяволо, Картуш, Яношик, Степан Разин... И хотя в реальности они были головорезами, мошенниками, авантюристами, люди слагали о них легенды, пели песни, писали книги. И память о них живет до сих пор.

Имя отчаянного парня из "доброй старой Англии" Робин Гуда - в наших сердцах. И неважно, кем он был на самом деле и был ли он вообще - для нас он один из "вечных" героев человечества, заступник угнетенных и бесправных, отважный предводитель веселых смельчаков, не дающих спуску сильным мира сего.

Все, кто загнан, неприкаян,

В этот вольный лес бегут,

Потому что здесь хозяин -

Славный парень Робин Гуд!

(В. Высоцкий)

Спасая от него леди Мэрион Лифорд, Робин собирает ватагу изгоев - бывшего солдата Уилла Скарлетта, здоровяка-пастуха Малютку Джона, веселого монаха Тука, простодушного сына мельника Мача и бывшего слугу Бэлема сарацина Назира. Так начинаются приключения "великолепной семерки" из Шервудского леса. В двух десятках серий им предстоят многочисленные битвы за справедливость под покровительством языческого лесного духа Эрна.

Их постоянные противники - алчный шериф Ноттингемский Роберт де Рено и его правая рука, жестокий сэр Гай Гизборн. Сериал представляет собой любопытную смесь из псевдореалистичных подробностей жизни Англии XIII века и разнообразного волшебства. Эта "сборная солянка" сопровождается завораживающей, стилизованной под средневековую музыкой ирландской группы Clanned. В конце второго блока Робин Гуд гибнет, спасая друзей от солдат шерифа.

В третьем блоке Эрн вновь призывает человека, который должен противостоять Злу. Им оказывается сын графа Роберт Хантингтон (Джейсон Коннери). Правда, в этой части сериала магия эпизодична, а сюжет лишается мистического ореола, став чисто приключенческим и приобретя черты "мыльной оперы" (например, новый Робин Гуд и Гай Гизборн оказываются сводными братьями!).

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.

Исторический прототип Робин Гуда

Вот уже 600 лет ученые ломают голову над тем, откуда же взялся всемирно-известный герой баллад, предводитель лесных разбойников Робин Гуд, а вернее - с кого он был срисован, и существовал ли он на самом деле. Как минимум четыре самые распространенные версии в равной степени доказывают существование Робина, да только спорят по поводу прототипов. Так, например, родившийся в 1290 году Роберт Гоуд (он же Гуд или Ход) жил во времена правления английского короля Эдуарда II. В 1322 году Роберт стал слугой графа Ланкастерского. Граф поднял восстание против короля и был, казнен, владения его перешли в государственную казну, а участники восстания объявлены вне закона. И тогда Роберт скрылся в Шервудском лесу, организовав преступную группировку с миссией выбивать деньги из богачей - дворян и королевских угодников. Также в одном историческом документе сказано, что этот самый Роберт с 24 марта до 22 ноября 1324 г. работал швейцаром при дворе Эдуарда II - так что у него был шанс раскаяться, получить прощение и поступить на королевскую службу. Но к тому времени, когда это можно было сделать, Роберт Гоуд уже был тяжело болен, и в 1346 г. скончался в Кирклейском монастыре от кровопотери.

Другая несколько похожая по хронологии событий легенда гласит, что Роберт Гоуд жил в Уитерби и сбежал от правосудия короля - об этом факте говорится в судебном документе от 1226 г., найденном в Лондонском общественном архиве. В документе также прописано, что шериф Йорка завладел имуществом сбежавшего «Робин Гуда», однако в казну деньги не передал, а через год объявил в розыск, называя его «преступником и злодеем нашей земли». Чуть позже разбойника нашли и казнили.

В еще одной распространенной версии о загадочном Робин Гуде подчеркивается, что тот был из сословия йоменов (свободный ремесленник) из деревни Локсли, одержимый жаждой справедливости и склонный к различным незаурядным играм. Множество альтернативных версий, где говорится, что Робин якобы являлся старшим сыном графа Хантингтонского, опровергает тот факт, что барды скорее стали бы сочинять баллады и воспевать не графского сына, а социально близкого им крестьянина, помогающего беднякам.

И, наконец, по четвертой современной версии считается, что Робин Гуд жил во времена Ричарда I, Иоанна I и Генриха III, т.е. в конце XII — середине XIII веков. Поскольку герой долгое время находился вне закона и очень прославился своими подвигами, вскоре каждого пятого разбойника стали нарицать «Робин Гудом». Дела всех Робин Гудов суммировались, из чего складывались баллады и легенды.

Большинство исторических источников разделяются на два направления, по которым можно установить, по крайней мере, эпоху Робин Гуда. Одни полагают, что Робин появился при короле Эдуарде II или Эдуарде III (1307-1377 гг.), другие склонны считать, что он был современником Ричарда Львиное Сердце (1189-1199 гг.). Ясным остается одно: Робин Гуд - образ собирательный, скроенный из баллад и легенд разного времени и разных поколений.

Герой средневековой Англии

Неподалеку от города Ноттингема простирался Шервудский лес. Через него проходил проложенный еще римлянами Великий Северный Тракт — одна из главнейших дорог Северной Англии. В XI веке после завоевания Англии норманнами, новые правители жестко притесняли англосаксов и относились к ним с нескрываемым презрением. Достаточно сказать, что управляющие страной короли Нормандской и Анжуйской династии ни слова не знали из языка коренных обитателей Англии.

Англосаксы, разумеется, бунтовали - многие из них уходили в леса, создавая там банды для самозащиты. Главарем одной из таких банд и стал Робин Гуд. Его банда состояла из сотни доблестных вольных стрелков - борцов за идею. Некоторые стали такими же бессмертными фигурами в фольклоре, как и сам Робин Гуд. Например, заместитель атамана, здоровый громила по прозвищу Малютка Джон, коего Робин победил в знаменитом бою на палках у речного брода. А также тучный монах Тук - большой любитель выпить, закусить и подраться. И другие весьма колоритные персонажи - такие как Уилл Статли-Скарлетт, менестрель Алан-о-Дэйл, возлюбленная Робин Гуда Мэрион. Все они носили зеленые плащи и были отличными лучниками, «славными парнями», которые боролись за экономическую справедливость, отнимая деньги у монахов и землевладельцев и отдавая их нуждающимся.

Чтобы жить в лесу, надо чем-то питаться, а значит - охотиться. В средневековой Англии такая деятельность наравне с грабежом считалась преступной, вплоть до того, что браконьер, подстреливший оленя, обрекал себя на публичное повешение. Более мелкая дичь каралась пропорционально ее размеру - скажем, за кролика могли просто отрубить руку. Вся обитающая в лесу дичь принадлежала только королю, никто не имел права без разрешения там охотиться. Угодья короля охраняли специально назначенные лесничие, называя разбойников «наглой чернью», и старались отловить браконьеров при любом удобном случае.

Однажды Епископ решил прогуляться по Шервуду и наткнулся в лесу на банду Робина, где те беззаботно жарили оленину. Епископ не сразу понял, что перед ним - знаменитые разбойники, которых так давно разыскивает шериф, и приказал своим стражникам схватить браконьеров. Любители повеселиться от души, Робин и его друзья, принялись разыгрывать из себя простых холопов, умоляя о пощаде. Когда же забава Робину надоела, он подал знак, и к ним на подмогу примчалась остальная шайка. Епископа взяли в заложники и заставили отплясывать джигу вокруг большого дуба. С тех пор этот дуб назывался «Епископский», а многие баллады рассказывают о королевских лесничих как об извечных врагах Робин Гуда.

Впрочем, лесничие не имели той власти, какой располагал шериф Ноттингемский, т.к. в средневековой Англии шериф являлся весьма значительной фигурой, сродни губернатору. Назначенный лично королем, шериф осуществлял всю военную, полицейскую, административную и судебную власть в графстве. Также он собирал налоги, часть из которых самовольно забирал себе. Король, разумеется, об этом не знал, а вот крестьяне и аристократия воспринимали его как своего естественного врага. Не говоря уже о преступниках из отряда Робин Гуда, которые измывались над чиновником как только могли.

Как-то раз шериф приказал повесить трех сыновей старухи-вдовы за то, что они подстрелили оленя в королевском лесу. Этот случай послужил Робину очередным поводом повеселиться. Переодевшись в одежду простого ремесленника, он поспешил в Ноттингем - на площадь, где должны были казнить браконьеров. Буквально за секунду до казни Робин затрубил в свой рог, на зов которого тут же прискакали все его друзья, отбив заключенных.

Шериф ничего не мог поделать с «проклятым разбойником». Как-то раз он даже пожаловался королю, пеняя на свое бессилие. Король дал ему мудрый совет - прибегнуть к хитрости, на что шериф придумал «коварное» мероприятие. Он объявил состязание по стрельбе из лука, в котором победитель получает стрелу из чистого золота. Как ни странно, Робин купился на нехитрый трюк и уже собирался отправиться в Ноттингем, когда Малютка Джон посоветовал ему сменить свой зеленый плащ на разноцветный. Приехавшего в таком наряде Робина шериф не узнал, позволив разбойнику благополучно выиграть состязание и скрыться в лесу вместе с золотым луком.

Очень часто в балладах повествуется о том, как Робин и банда вытряхивали мошну из жирных аббатов и монахов. Делалось это неспроста, ведь церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и драла с крестьян три шкуры.

И все же, почему говорят, что Робин был славным парнем? Он не питал лютой ненависти к дворянам и помогал даже им, если они оказывались в беде. Например, одному рыцарю пришлось заложить свое поместье местному аббату, и когда пришло время уплаты долга, он отправился в аббатство просить об отсрочке. Повстречавшись на дороге через Шервуд с Робином, который уже собирался ограбить его, рыцарь рассказал печальную историю о своей ситуации. Робин Гуд, приняв того за благородного человека, дал ему денег расплатиться с долгом, а остальная шайка поверх усыпала его подарками.

Даже в балладах существовало понятие бумеранга - добро от судьбы за сотворенное кому-то добро. Однажды на лесной дороге Робин Гуд повстречался с королем, который, по приданиям, «возвращался инкогнито из Крестового похода». То ли в схватке с королем, то ли в разговоре с ним, Робин сумел очаровать монарха настолько, что тот, вдоволь нахлебавшийся от шайки, простил им все прегрешения и принял к себе на службу.

Любовь и смерть Робин Гуда

В каждой истории должно быть место для любви, даже если это легенда о разбойнике и негодяе. Изначально лозунгом Робин Гуда и его единомышленников было не «грабить и убивать всех подряд», а только злых и зажиточных граждан, сделавших капитал путем воровства. Женщин это не касалось - они ни в коем образе не подвергались надругательствам или унижениям со стороны шайки. Однажды при очередном «налете» Робин повстречал Мэрион - знатную и непорочную девушку - и сразу полюбил ее. Долгое время выдавая себя за графа, Робин Гуд добивался ее расположения. Их чувства оказались взаимными, но вскоре герою пришлось вернуться в Шервуд к своим друзьям. Опечаленная разлукой Мэрион переоделась в мужское платье и отправилась искать возлюбленного. Случайно парочка повстречалась на лесной дороге, где Робин в темноте принял ее за богатого путника и решил обчистить. Мэрион также не узнала в грабителе своего суженого и принялась лихо защищаться. Робин Гуд был приятно удивлен такой активной атакой и предложил заключить мир. Вскоре недоразумение разъяснилось, и они счастливо зажили в лесу.

Подвиги Робин Гуда и его разбойников еще какое-то время продолжали шокировать королевство, однако через несколько лет, как сказано в балладах, энергичный и веселый герой почувствовал недомогание. Драться ему уже было не по плечу, руки ослабели. Поскольку в те времена медицины еще не было, он решил обратиться за помощью в Кирклейский монастырь, обитательницы которого славились искусством «отворять кровь». В средние века это считалось чуть ли не единственным и лучшим средством от любых тяжких болезней.

Монахини, то ли из злого умысла и заговора, либо из обычной неосмотрительности, выпустили из жил Робина столько крови, что он остался едва жив. Окончательно поняв, что ему пришел конец, Робин затрубил в свой рог, и Малютка Джон примчался за ним. С помощью верного друга герои возвращаются в лес, Робин Гуд в последний раз натягивает тетиву и пускает золотую стрелу, завещав похоронить себя там, где она упадет. Так, по легенде, с достоинством и смирением Робин ушел из жизни в мир иной.

После завершения истории Робин Гуда в Англии еще долго существовал майский праздник в его честь, когда крестьяне отправлялись в лес собирать свежие зеленые ветки. Этот обычай свидетельствует о том, что в народном сознании Робин Гуд объединялся с языческим лесным божеством.