Красота глаз Очки Россия

Теория Раскольникова – теория преступления «по совести», «крови по совести. Роман "преступление и наказание" Что помешало Раскольникову жить по его теории

Роман “Преступление и наказание”

Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф.М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”. Именно там, на каторге, писатель столкнулся с “сильными личностями”,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это “простая арифметика”. Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка (ведь Родион убивает Лизавету и её неродившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах.

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.

Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как “кровь по совести”. Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои - “двойники” Раскольникова. “Мы одного поля ягоды”,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.

Раскольников считает, что преступать закон могут только “настоящие люди”, так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать “ненужных” людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком “необыкновенным”. Поэтому Раскольников делит людей на “избранных” и “тварей дрожащих”. И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: “... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею...” Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит “величайшее счастье” в уничтожении своего “я”, в безраздельном служении людям - эту “правду” Ф.М. воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона “страдание принять” . Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. “Их воскресила любовь...”

Разрушив “стройную” теорию Р-ва, его “простую арифметику” , Достоевский предостерёг человечество от опасности революционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что “есть один закон - закон нравственный”.

Отношение Ф. М. Достоевского к "герою действия" - характерному лицу шестидесятых годов XIX века

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", ставящими себя выше нравственных законов общества. Воплотив в Раскольникове черты таких личностей, Достоевский в своем произведении последовательно развенчивает их наполеоновские идеи. На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других - автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Тема бунта и тема героя-индивидуалиста, последние годы владевшие Достоевским, соединились в "Преступлении и наказании".

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.

Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои - "двойники" Раскольникова. "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчеркивая их сходство. Свидригайлов, так же как и Лужин, исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - все это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

Раскольников считает, что преступать закон могут только "настоящие люди", так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать "ненужных" людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком "необыкновенным". Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей дрожащих". И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: "...вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион Раскольников мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит "величайшее счастье" в уничтожении своего "я", в безраздельном служении людям - эту "правду" Федор Михайлович воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова о христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона "страдание принять". Он признается в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. "Их воскресила любовь..."

Разрушив "стройную" теорию Раскольникова, его "простую арифметику", Достоевский предостерег человечество от опасности революционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что "есть один закон - закон нравственный".

Разделы: Литература

Цель: закрепление изученного материала по роману, проверка степени его усвоения.

Задачи:

  • развить логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, сопоставлять, доказывать и анализировать.
  • донести мысль о высшей ценности человеческой личности, о нравственных ценностях романа и его главных героев.

Проблемный вопрос урока: Возможно ли делать добро людям с помощью преступления?

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока

I. Чтение и обсуждение эпиграфа

На доске эпиграф :

Учитель: В голове главного героя давно родилась какая–то идея, которая затмила собою все остальные дела и мысли. Полубольной студент бродит по душному городу, сторониться людей и упорно обдумывает какой-то “пункт”, какое-то “предприятие”. Какие же мысли тревожат бедного студента? Над чем он так упорно размышляет? Что он затеял? (У Раскольникова есть дело к старухе-процентщице, затем случайная встреча с пьяным чиновником, мысли о матери и сестре, собственная нищета и проблемы с владелицей квартиры.)

– Какой же вывод делает герой Достоевского? (Мир тотально несправедлив. К такой мысли его подталкивает и разговор о старухе-процентщице, подслушанный в трактире.)

Студент утверждает: “Арифметика”. “Конечно, она недостойна жить…, но ведь тут природа” – парирует офицер.

– Давайте разберёмся, что такое “природа” в романе, а что “арифметика”? Как можно разделить героев романа?

– Куда же мы можем отнести Родиона Раскольникова? (Люди “природы” испытывают лишь боль и страдания; а люди, живущие простым расчётом, являются хозяевами жизни. Раскольников, желая исправить чудовищную несправедливость, невольно избирает “арифметику”.)

II.

– Вспомните теорию Раскольникова.

  1. Делит людей на два разряда;
  2. “Необыкновенные” люди, если потребуется, разрешают себе “перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь”;
  3. Эти люди – преступники потому, что, неся новое слово, отрицают прежние законы).

– Что могло подтолкнуть героя к такой “арифметике”? (большой бездушный город; бедность; ненависть людей друг к другу; увлечение Родиона новыми идеями; распад моральных устоев и в обществе, и в душе героя; повседневные лишения; страх перед будущим; “наполеоновская идея”).

– А сейчас самое время вспомнить, кто же такой Наполеон и почему “наполеоновская идея” жива до сих пор?

(Наполеон – герой времени, под знаком этого человека прошёл весь XIX век. Пушкин и Лермонтов писали о нём, в их творчестве Наполеон двойственен: романтический герой, злодей, тиран, но с другой стороны- повелитель, владыка мира, герой… Позже Наполеону даст оценку и Л.Н.Толстой в романе “Война и мир”.

Итак, Раскольникова мучает вопрос: “Наполеон посмел – из небытия вознесся в бессмертие, а что же он?”

– Кого из литературных героев XIX века терзают сходные вопросы? (Германа из “Пиковой дамы” А.С.Пушкина).

– Есть ли точки соприкосновения между героями Достоевского и Пушкина?

  1. Они желают всего и сразу.
  2. Становятся убийцами, хотя Герман и косвенно.
  3. Вступают в поединок с судьбой.
  4. Забыв христианские заповеди “ не убий”, “не укради”, готовы взять на душу грех.
  5. Прощают” себе совершённые преступления.

– Но в героях можно найти и много различий. Каковы же они?

Различия.

Герман Родион
Идёт на этот шаг ради денег. Ради идеи (не знает, сколько взял денег).
Ужасается, что со смертью графини потеряна разгадка карт. Ужасается, что не выдержал испытания, “он – тварь дрожащая”.
Совесть молчит, не выполняет обещания жениться. Совесть проснулась, “отрезает” себя от людей.
Во время преступления хладнокровен. Нервничает, действует машинально.
Автор иронизирует над своим героем: “маленький”, “пошлый” Наполеон. Автор, ужаснувшись, жалеет героя; показывая, через какие нравственные муки проходит Родя.
Сходит с ума. Есть надежда, что воскреснет к новой жизни.

Вывод: Теория Раскольникова не нова; личности, похожие на Родиона, не исключение из правил.

Пушкин в образе маньяка, жалкого безумца стремиться лишить романтического ореола тип “исключительного человека”.

Достоевский проводит психологическое исследование человека, одержимого “наполеоновской идеей”, заставляет общество содрогнуться и эту идею проклясть.

Раскольников совершает преступление, и в его душе начинается борьба двух начал.

Кто же победит: Ангел или Демон?

III.

– Давайте попробуем описать состояние Раскольникова после убийств.

– Страх, отвращение, чувство вины, стыд, ужас и… болезнь.

– Припадки милосердия, желание вернуться на место преступления, излить душу.

Вывод: всё это заставляет героя искать одиночества, но в то же время постоянно быть среди людей. “Арифметика” превратила “избранника в изгоя, мечтающего о наказании, как об избавлении от страданий”.

IV.

– Но не ради мук и собственных страданий Родион лишил жизни женщин. Он мечется, страдает, ищет родственную душу, способную выслушать, облегчить его страдания. И тогда появляется Соня.

Встречи и разговоры с Соней Мармеладовой, помощь семье погибшего чиновника, явка с повинной в участок приближают Родиона Раскольникова к “природе”.

Но лишь на каторге наступает воскрешение героя: “Он не раскрыл её (книгу) и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: “Разве могут её (Сони) убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Её чувства, её стремления, по крайней мере…”.

Всё пространство романа провоцирует преступление и трагедию.

– Как меняется пейзаж в финале “Преступления и наказания”? (Бескрайний простор, могучая сибирская река, первозданная красота… Это – знак перемены в судьбе героя.)

Вывод: в эпилоге романа автор даёт надежду на то, что “природа” взяла верх над “арифметикой” в жизни Раскольникова. Но необходимо покаяние и очищение. Покаяние – это страдание и самоотречение, за которым следует искупление. Это долгий и мучительный путь, но герой должен его пройти, чтобы стать человеком.

V.

Этот вопрос можно рассмотреть на примере экспериментов В.Ленина, И.Сталина, А.Гитлера и др..

– Почему советский народ победил в Великой Отечественной войне? (Мы – люди. (Сострадание, милосердие, уважение, любовь, “природа”.))

Фашисты – не люди (“арифметика”).

Выводы по уроку:

  1. Став на путь “арифметики”, Раскольников превратился в заурядного душегуба.
  2. Теория, даже самая хорошая, на практике может оказаться чудовищной.
  3. Подмена нравственных законов законами арифметики воспитывается “в человеке всем строем современной жизни, самой атмосферой города из серого камня”.
  4. Только следуя законам морали можно остаться Человеком.

VI. Домашнее задание

Напишите письмо Раскольникову (постарайтесь убедить героя не совершать рокового шага).

Какие аргументы доказывают ошибочность теории Раскольникова (роман "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского)? и получил лучший ответ

Ответ от??[гуру]
Во-первых, теория Раскольникова не может быть воплощена в жизнь, так как соединяет в себе несоединимые цели и средства. Как ехидно замечает Свидригайлов, «в теории ошибочка вышла» (5, V). Сверхчеловек, по мнению главного героя, должен так вмешаться в судьбу человечества, чтобы пусть жестокими, кровавыми, безнравственными средствами, но добиться воцарения в мире нравственности и справедливости. За идеей о «всеобщем благе» в теории Раскольникова проступает «идея Наполеона» - одного избранника, стоящего над человечеством и предписывающего всем свои законы. Однако по-настоящему встать над людьми Раскольникову не удается, потому что имеет в душе прекрасное качество - человеколюбие. Раскольников, несмотря на презрение к «муравейнику» , не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки на Конногвардейском бульваре, хотя потом сам ругает себя: «Разве не чудовищно, что давеча я ввязался в историю с девочкой... » (1, IV). Крушение теории Раскольникова началось, когда Соня в ответ на его признание в убийстве заплакала: её слёзы перевесили в душе героя всю «логику идеи» (5, IV).
Во-вторых, униженные и оскорблённые, ради которых главный герой задумал стать сверхчеловеком и облагодетельствовать мир, отвергают его благодеяние. Раскольников, кроме старухи процентщицы, неожиданно убивает кроткую и безответную Лизавету, так что «простая арифметика» не срабатывает. Когда убийца объясняет Соне мотивы своего преступления («Я ведь не человека убил, а вошь!») , она не понимает их и восклицает: «Это человек-то вошь! » (5, IV). Соня не принимает бунта Раскольникова, она не хочет избавления любой ценой, и поэтому она - личность. По мысли Достоевского, она воплощает в романе народное начало: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Только народ (в образе Сони) может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, заставить его подчиниться нравственному суду совести и пойти на каторгу - «страдание принять» (5, IV).
В-третьих, Достоевский сталкивает своего героя с людьми, разделяющими его мнение насчёт сверхличности и толпы. Первым «теоретиком» становится предполагаемый жених Дуни - Пётр Петрович Лужин, который рассуждает: «Наука говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано» (2, V). С точки зрения Лужина, чтобы в государстве было больше счастливых людей, нужно поднять уровень зажиточности. Так как основой экономического прогресса является личная выгода, то каждый должен о ней заботиться и обогащаться, не беспокоясь сильно о любви к ближнему и о других романтических бреднях. Лужинский призыв к личной наживе - логическое продолжение идеи Раскольникова - «сильному всё позволено» . Главный герой понимает это и формулирует аккуратному и самодовольному Петру Петровичу суть его «экономической» теории: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей резать можно... » (2, V).
В-четвёртых, против теории Раскольникова восстаёт «натура человеческая» . Почему личность всякого человека священна? Логически доказать эту истину невозможно - таков нравственный закон, закон человеческой совести. Сразу после убийства главный герой не испытывает раскаяния, но очень быстро начинает чувствовать себя как бы «отрезанным» (2,11) от людей. Холодное отчуждение царит у него в душе даже по отношению к близким родственникам: с любимой матерью он чувствует себя неловко, скованно. Собственная совесть, по убеждению Достоевского, мстит ему за нарушение нравственного закона.
Источник: четыре хватит?

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какие аргументы доказывают ошибочность теории Раскольникова (роман "Преступление и наказание" Фёдора Достоевского)?

Ответ от Vladislav Dushchenko [гуру]
Один и главный аргумент - наличие у человека совести.