Красота глаз Очки Россия

Вечеллио тициан. Ранние произведения Тициана

Тициан Вечеллио - итальянский живописец эпохи Возрождения.

Биография Тициана

«Здесь лежит великий Тициан Вечелли -
соперник Зевсов и Апеллесов»

Тициан, или Тициан Вечеллио , родился неподалеку от Венеции, в городе Пьеве ди Кадоре. Точно установить его дату пока не удалось — ученые до сих пор об этом спорят. Некоторые утверждают, что в 1576 году, когда художник умер, ему было 103 года, другие — 98 — 99 лет. Большинство склоняется к тому, что прожил Тициан больше 80-ти, но никак не больше 90 лет. Следовательно, родился где-то в период 1485 — 1490 гг.

В семье Вечеллио было четверо детей — две девочки и два мальчика. Отец — Грегорио Вечеллио — был инспектором шахт и начальником народного ополчения, то есть семья была небогатой, но и не бедной.

В возрасте 10 или 12 лет Тициан приехал вВенецию. Он работал в мастерской Себастьяно Цуккато, потом в мастерской Джентиле Беллини, затем у Джованни Беллини. Он знакомится сЛоренцо Лотто и другими художниками, представителями венецианской школы живописи. Но самые тесные отношения у него завязываются сДжорджоне. Первыми работами Тициана, выполнявшимися совместно с Джорджоне, были фрески в Фондако деи Тедески, от которых сохранились лишь фрагменты.

О полученном Тицианом образовании нечего не известно. Знаем мы только то, что художник на латыни не читал — именно она в то время была признаком хорошего образования. Большинство тициановских писем по его просьбе писали другие люди. Однако это не помешало его дружбе со многими литераторами. Например, поэт Пьетро Аретино был его ближайшим другом. Современники описывали Тициана как очень общительного человека, который отличался еще и хорошими манерами.

Около 1500 года Тициана вместе с младшим братом Франческо отправили учиться живописи в Венецию. Подробности об учебе неизвестны — они начинаются только с 1508 года. По сведениям исследователей творчества Тициана, он был учеником Себастьяно Дзуккато, Дженти ле Беллини, но скоро принял решение и выбрал мастерскую Джованни Беллини.

Крепкая дружба связывала Тициана и другого известного художника — Джорджоне. Но это длилось недолго — Джорджоне умер в 1510 году.

Тициан уехал в Падую, однако вскоре вернулся в Венецию. Оказалось, что в родном городе из всех подававших надежды художников остался один он. Многие умерли, кто-то уехал. К 1516 году Тициан уже упрочил свои позиции как ведущего венецианского художника.

Основа деятельности Тициана — алтарные образы . Также художник выполнял и довольно престижные частные заказы.

В 1530 году Тициан был представлен императору Священной Римской империи Карлу V. Во время следующего визита император ужу пожаловал художнику титулы рыцаря Золотой шпоры и графа Палатинского. Такого титула не удостаивался ни один живописец.

Знакомство с императором заставило Тициана перебороть свой страх дальних путешествий. Он теперь активно ездил в Испанию и другие страны, работая по заказу Карла V.

Тициана и сына императора — Филиппа II — связывала дружба. Однако она иногда пошатывалась сребролюбием Тициана — бывают такие художники! Он не позволял задерживать гонорары, а если такое происходило, то заваливал императора письмами.

Скончался мастер, скорее всего, от чумы — она в 1576 году накрыла всю Венецию .

Творчество художника

Ранний период

Внимательно изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. «В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики. Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен».

Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы.

Характерными творениями являются «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Мадонна и Младенец со святыми Франциском и Блэзом, а также с молящимся Альвизе Гоцци» (1520), «Ариадна и Вакх», где видно влияние Рафаэля. «Андреане» (около 1523-1524) написаны под влиянием Микеланджело.

В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого - «Мужчина с перчаткой» (1523), «Портрет Томмазо Мости» (предположительно 1520). В «Мадонне Пезаро» (1526) уже виден собственный стиль Тициана.

Расцвет

«Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т. д.

Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Тициан находил неповторимо индивидуальное колористическое решение.

Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Тициан в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.

К лучшим портретам этого периода относятся «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Портрет Карла V с собакой» (1533), «Портрет графа Антонио ди Порчиа» (1535), «Портрет архитектора Джулио Романо» (около 1536), «Красавица» (1536-1537), «Кларисса Строцци» (около 1542), «Рануччио Фарнезе» (1542), «Портрет Пьетро Аретино» (1545).

Поздний период

«Отличительное свойство поздних работ Тициан - их тончайший красочный хроматизм.

Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Тициан выработал новую технику живописи.

Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами.

Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма.»

К последним шедеврам относятся «Положение во гроб» (1559), «Благовещение» (около 1564-1566), «Венера, завязывающая глаза Купидону» (около 1560-1565), «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1569-1571), «Св. Себастьян» (около 1570), «Коронование терновым венцом» (около 1572-1576), «Пьета» (середина 1570-х) .

Автор - Ела2012 . Это цитата этого сообщения

Итальянская живопись Tициан Вечеллио (1488-1576)


« Автопортрет »
1563-66г
холст, масло, 68 x 61 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания

ТИЦИАН БОЖЕСТВЕННЫЙ

Император Священной Римской империи Карл V, глубоко почитавший творчество Тициана Вечеллио (около1488-1576), любил повторять: «Я могу создать герцога, но где я возьму второго Тициана?». А когда художник, работая над портретом императора, однажды уронил кисть, Карл V поднял её со словами: «Услужить Тициану почетно даже императору». Имя этого великого живописца, никогда не изменявшего родной Венеции, стоит в одном ряду с такими титанами Высокого Возрождения, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль. Славу Тициану принесли картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как блестящий портретист. Ему не исполнилось и тридцати лет, когда он был признан лучшим живописцем не только Венеции, но и всей Южной Европы.

Оригинал записи и комментарии на


(собственно Тициано Вечеллио , Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.

Аллегория возрастов

Похищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; "Христос и Магдалина", Национальная галерея, Лондон; так называемая "Цыганская мадонна", Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.


Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр, Париж).

Конец 1510-х-1530-е гг. - новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)


Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Бахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.

Аллегория бренности (Ванитас)
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.


Венера на леопардовой шкуре

Венера, завязывающая глаза Амуру
Венера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана - "Ипполито Медичи" (1532-33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) - все в Галерее Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюль Берге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.



ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.

Мать Cкорбящая (Dolorosa)


Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Мученичество святого ЛаврентияСвятой ИеронимЖизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений ("Даная", около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", около 1565, Галерея Боргезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Похищение Европы", около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Воспитание Амура


Святая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", около 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Старая пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).



Троица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.

Благовещение Мадонны

Мадонна с кроликом
Мадонна Гипси
Мадонна и дитя
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна во славе
К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Динарий кесаря
"Не тронь меня "
Христос и грешница
Взятие Христа
Се человек
Несение креста
Несение креста
Бичевание Христа

«Коронование терновым венцом»

"Коронование терновым венцом "
Распятие Христа
Христом и Вор на Голгофе
Оплакивание Христа

Положение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гроб
Воскресение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Аллегория времени,управляемого разумом

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа
Портрет Пьетро Аретино
Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти
Портрет мужчины в платье с синими рукавами
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины с перчаткой
Кардинал Александро Фарнези
Портрет музыканта
Портрет Якобо Страдо
Портрет молодого англичанина
Портрет Папы Юлия второго
Портрет Папы Павла третьего
Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена)

Портрет Марка Антонио Тревисани
Портрет Томазо Винченцо Мости
Портрет Филиппа второго
Портрет славянки
Портрет Клариссы Строцци с собачкой

ТИЦИАН Франциск I, король Франции, 1538.

Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба

Императрица Изабелла Португальская

Изабелла д"Эсте

Девушка в шубке

«Цыганская Мадонна»

В конце XV века, в городке Пьеве ди Кадоре неподалеку от Венеции, родился один из великих живописцев эпохи Возрождения - Тициан. Выяснить точную дату его рождения биографам не удалось, однако известно, что художник появился на свет в промежутке от 1476-го до 1490 года. Судя по его собственным письмам, это был 1477 год, однако историки склонны считать более верной датой 1488-й.

Семья его родителей, Грегорио и Луччи Вечелио, была не только обеспеченной, но и знатной, а ее родословную можно проследить почти на 250 лет, минувших до рождения Тициана. Отец художника какое-то время занимал должности начальника народного ополчения и инспектора шахт, где добывали руду. Детей в семье Вечеллио родилось четверо - двое сыновей и две дочери. Сведений об их образовании история не сохранила - достоверно можно сказать лишь то, что Тициан не читал на латинском, знание которого отличало в то время людей хорошо образованных. Письма же за него писали под диктовку. Правда, эти недостатки совершенно не мешали ему дружить с поэтом Пьетро Аретино и другими литераторами, а современники рассказывали об общительности художника и его прекрасных манерах.

Примерно в 1500 году отец отослал Тициана и младшего сына Франческо в Венецию для обучения искусству живописи. Видимо, сначала Тициан учился у Себастьяна Дзуккато, потом называл своим учителем Дженти ле Беллини, а в конечном итоге стал учеником брата Дженти - Джованни Беллини, очень талантливого художника и педагога, который воспитал несколько поколений венецианских мастеров.

В мастерской Джованни Беллини Тициан подружился с Джордже да Кастельфранко - художником, получившим известность как Джорджоне. Вместе они стали организаторами общества профессиональных живописцев, а в 1507 году Джорджоне, бывший несколькими годами старше Тициана, открыл собственную мастерскую. Год спустя Тициан и Джорджоне вместе расписывали фасад здания немецких купцов Фондако Деи Тедески, но эти наружные фрески практически не сохранились.

Дружба художников оказалась недолгой - в 1510 году жизнь Джорджоне унесла чума. По слухам. Тициан закончил несколько незавершенных им полотен, и не подлежит сомнению, что под влиянием Джорджоне художник находился еще несколько лет. Во многих его ранних работах видны мотивы живописи старшего друга - идиллическое изображение природы, мягкость интонаций. Однако в 1511 году Тициан создал фрески для падуанской оратории Скуола дель Санто на сюжеты о святом Антонии, и в этих работах уже ясно проступает его собственная монументальная манера. В картине «Любовь земная и небесная», написанной около 1514 года, лирика и идиллия окончательно уступили место праздничным краскам и чувственности - это было практически первое произведение Тициана, ярко раскрывшее своеобразие его творчества.

В 1513 году кардинал Пьетро Бембо, прославленный гуманист и друг Рафаэля Санти, стал секретарем римского папы Льва X и пригласил Тициана на службу к своему покровителю, но художник отказался от столь лестного предложения. К этому времени у Тициана уже имелась собственная мастерская и двое помощников, а кроме того, в Венеции его конкурентом был лишь Джованни Беллини. В 1516 году Беллини умер, и Тициан стал в республике ведущим художником, получив в 1517-м, помимо привилегии писать портрет дожа, государственное содержание, составлявшее сотню дукатов в год. Свою репутацию художник подтвердил, закончив в 1518 году двухлетний труд по созданию алтарного образа «Ассунта» (или «Вознесение Марии») для Санта Мария Деи Фрари - венецианской церкви.

Влиятельным покровителем Тициана стал Альфонсо I д"Эсте, герцог Феррары, заказавший художнику несколько мифологических картин. В 1518 году Тициан написал «Приношение Венере», в следующем году - «Вакханалию» и в 1523-м «Вакха и Ариадну» - огромные многофигурные композиции с напряженной динамикой. Написал он и портрет герцога, крайне заинтересовавший своим исполнением знатные семьи, а потому художник получил доступ в самые высокие круги общества.

В те же годы Тициан работал над полиптихом, который заказал епископ Аверольдо для Санти Надзаро-э-Чельсо, церкви в городе Брешиа. Особое восхищение вызвала у современников фигура святого Себастьяна - в ее изображении, как и во всем полиптихе, состоящем из пяти частей, Тициан использовал эффекты ночного освещения, сложный язык поз и ракурсов, движений и жестов.

В 1523 году Тициан работал в Ферраре, получив заказы от маркиза Мантуи Федерико Гонзаги и дожа Андреа Гритти. К тому времени определилась личная жизнь художника - любовь к девушке Чечилии принесла ему двоих сыновей, Орацио и Помпонио, а в 1925 году Тициан женился на матери своих детей.

Алтарными образами живописец продолжал заниматься и далее. Самые известные из них - «Мадонна дома Пезаро» (1526 год) для церкви Санта Мария Деи Фрари и «Убиение мученика Петра» (1528 год) для церкви Санти Джованни-э-Паоло, занявшее в объявленном церковью конкурсе первое место.

В конце 1529 года Тициан уехал в Болонью, чтобы написать портрет прибывшего в Италию императора Священной римской империи - Карла V. Император был от живописца в восторге, и со следующего года Тициан начал писать по его заказам. Подарив мастеру глубокое уважение императора Карла, судьба в 1930 году даровала ему также дочь Лавинию, но, видимо ради равновесия, отняла жену. После смерти Чечилии Тициан более не женился и жил вместе с детьми в огромном прекрасном доме, сад которого выходил на лагуну. Проблем с покупкой дома, да и вообще с финансами, у художника не было - после каждого портрета Карла V Тициан получал от императора тысячу золотых. В 1533 году Карл сделал живописца графом Палатинским и произвел в рыцари Золотой шпоры с пожизненной пенсией - ежегодно казначейство Неаполя выплачивало Тициану двести золотых.

Кстати, после того как Тициан написал портрет испанского короля Филлипа, приходившегося императору сыном, он получил такую же пенсию и от Испании. Таким образом, его годовой доход составлял около семисот золотых, и до конца своих дней художник ни в чем не нуждался - редкое счастье для творческого человека! Разумеется, помимо пенсий от королей и правительства Венеции были и иные доходы, ведь заказов Тициан получал неимоверно много. Он написал, к примеру, портреты римского короля Фердинанда, обоих его сыновей, королеву Марию и множество портретов придворных и знати.

В Венеции художник поддерживал тесные дружеские отношения со скульптором и архитектором Якопо Сансовино. Вместе с Пьетро Аретино они составляли триумвират, долгое время определявший характер художественной культуры Венецианской республики. Вместе со статусом «императорского живописца» это принесло Тициану огромное количество привилегий и невероятную популярность.

В 1536 году Тициан начал цикл «Двенадцать цезарей» для Федерико Гонзага, правителя Мантуи, а в 1538 году написал одно из самых знаменитых своих произведений - «Венеру Урбинскую». Эта картина послужила объектом для вариаций на ее тему очень многим художникам - по мнению знатоков, в европейской живописи просто не существует более соблазнительного, влекущего и свежего образа красоты женского тела.

В сороковые годы XVI века Тициан много путешествовал и много работал. Он создал новый жанр портретов, который поэт Аретино назвал «историей» - эти полотна изображали заказчиков во весь рост, а их торжественное великолепие сочеталось с сюжетной завязкой и сложностью характеров, что приближало парадные портреты к жанру «историческая картина». Пожалуй, это и предыдущее десятилетия стали самым успешным периодом творчества Тициана.

В 1545 году Тициан приехал в Рим, где осмотрел художественные памятники великого города и написал портрет римского папы Павла III и портреты могущественной семьи Фарнезе. Однако римские художники не сумели оценить разрыв Тициана с господствующим тогда «маньеризмом», появление в его картинах свободного колорита и натуралистической чувственности. В Риме Тициана посетил Микеланджело и, увидев уже готовую «Данаю», похвалил картину за «манеру и колорит», но посетовал, что венецианские художники не владеют «хорошими приемами работы», а покинув мастерскую, сказал, что творчество Тициана - слишком земное…

Год спустя Тициан стал почетным гражданином Рима, а в 1547 году умер художник Себастьян дель Пьомбо, работавший при дворе римского папы. Тициан попытался занять его должность, но получил отказ. Венецию он покинул снова в 1548 году, отправившись в Аугсбург, чтобы снова писать портреты Карла V и его придворных.

С 1551 года художник работал для венецианских заказчиков все меньше и меньше, предоставив это поле деятельности молодым художникам. Сам же он сосредоточился на заказах, которые получал от династии Габсбургов. Финансовые проблемы у него возникли только с испанским двором - король Филипп очень неохотно отдавал обещанные деньги, и Тициан забрасывал его письмами по этому поводу. Но зато благодаря таким отношениям художник пользовался абсолютной свободой в выборе тем, интерпретаций и исполнения заказанных ему картин. Именно для Габсбургов Тициан завершил в 1554 году картину «Венера и Адонис», мифологическое произведение, полное очевидной эротики.

В конце пятидесятых годов мастером были завершены три алтарных образа - «Благовещение», заказанное неаполитанской церковью Сан Доменико Малдсоре, «Распятие Христа с Мадонной» для анконской церкви Сан Доменико и «Мученичество святого Лаврентия» для церкви Крестоносцев в Венеции. Все три образа имеют общее в стилистике - Тициан использовал в ночных сценах новую технику живописи, разделение пластики и рисунка при рисовании фигур. Локальность цвета и точность деталей сменились живописью, которую Тициан творил красками, нанося их широкими мазками, а в завершение работы смешивал, растирая пальцами, словно скульптор, работающий с глиной. «Магический импрессионизм», как назвали эту технику позднее, современники Тициана оценить не сумели, считая, что столь лаконичный и стремительный стиль связан со старостью художника - его физической немощью и ослабшим зрением. К этому периоду относятся такие шедевры Тициана, как Похищение Европы», «Диана и Актеон». «Персей и Андромеда», исполненные по заказу Филиппа II.

Но старость все же брала свое, и в душе художника поселились страх смерти и отчаяние - особенно после смерти в 1556 году Пьетро Аретино, с которым его связывала многолетняя дружба. В 1558 году скончался Карл V, а еще через год умер Франческо, брат Тициана и его верный помощник. Пережив эти удары судьбы, Тициан сосредоточился, в основном, на сюжетах религиозных.

В 1565 году появилась картина «Аллегория Времени», на которой изображены головы самого художника, Орацио, его сына, и Марко, его внука, соединенные с головами льва, волка и собаки - намек на связь прошлого, настоящего и будущего. И во всех произведениях этого периода красочные мазки выглядят словно хаотическими - Тициан отвергает натурализм, чтобы сделать акцент на эмоциях и передать свое отношение к сюжету картины.

Рисовал великий мастер до конца своих дней, и его кисть по-прежнему признавали несравненной. В 1576 году, страшное лето которого ознаменовалось для Венеции чумой, умер любимый сын Тициана - Орацио, и последний, незаконченный шедевр художника полон ощущения смерти. Картину «Оплакивание Христа», предназначенную для капеллы Христа (церковь Санта Мария Глориоза Деи Фрари), завершил его ученик Пальма-младший.

Тициан умер 27 августа 1576 года, предположительно от чумы. По некоторым источникам его обнаружили лежащим на полу и сжимающим в руке кисть. На следующий день венецианцы, словно забыв о продолжающейся эпидемии и карантине, торжественно похоронили своего знаменитого соотечественника там, где он и желал, - в церкви Фрари.

Состояние, оставленное прославленным художником, оказалось огромным - но в наше время заработанные Тицианом деньги кажутся весьма скромными в сравнении со стоимостью его картин.

Тициан - итальянский художник, чей вклад в мировую живопись невозможно переоценить. Творчество Тициана нередко ставят в один ряд с картинами и Микеланджело, а подробности биографии художника до сих пор интересуют и искусствоведов, и просто ценителей прекрасного.

Уже к 30 годам живописец заслужил славу самого талантливого творца в Венеции, а через некоторое время стал известен и на весь остальной мир как непревзойденный мастер.

Детство и юность

Тициан Вечеллио - таково полное имя художника - родился в итальянском городке Пьеве-ди-Кадоре. О точном годе рождения мастера до сих пор идут споры: исходя из разных источников, Тициан появился на свет в период с 1488 по 1490 годы. Кроме того, сохранилось письмо Тициана испанскому монарху Филиппу II, в котором уже пожилой художник называет годом своего рождения 1474-й. Однако наиболее вероятными датами признаны 1488 и 1490 годы.


Талант Тициана проявился с раннего детства, а уже в 10-летнем возрасте отец отправил сына в Венецию на обучение к Себастьяно Цуккато, именитому мастеру-мозаичисту. Через некоторое время юноша перешел на обучение в мастерскую семьи живописцев и скульпторов Беллини, где и познакомился с талантливыми мастерами того времени, а также постепенно начал оттачивать собственный стиль живописи.


Известно, что близким другом и вдохновителем для Тициана в тот период стал художник Джорджоне, и первые серьезные работы (речь идет о фресках для венецианского дворца Фондако-деи-Тедески) молодой человек выполнил совместно с ним. К сожалению, от этих фресок в сохранности остались только небольшие фрагменты.

Живопись

С самых ранних работ Тициан много внимания уделял церковным и мифологическим сюжетам. Наиболее известными произведениями начального периода творчества мастера стали «Портрет Джероламо Барбариго» и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком». Обе картины написаны в промежутке с 1509 по 1511 годы.


Тициан, "Мадонна с младенцем, святые Рок и Антоний Падуанский"

Святые для «Мадонны с младенцем» были выбраны не случайно - Антоний Падуанский и Рок, по убеждению современников художника, оберегали от чумы. В 1510 году из-за этой страшной болезни умер Джорджоне, друг и наставник Тициана. После его смерти Тициан несколько месяцев дописывал картины, которые не завершил Джорджоне.

Творчество Тициана того периода посвящено женской красоте: художник написал десятки мадонн и портретов симпатичных горожанок. Дамам с полотен мастера присущи спокойствие и внутренняя умиротворенность. Из особенностей стиля искусствоведы отмечают чистоту красок и пространственную глубину картин. Самыми известными работами середины 1510-1520 годов до сих пор остаются «Цыганская мадонна», «Женщина с зеркалом», «Любовь земная и Любовь небесная».


Тициан, "Цыганская мадонна"

Со смертью Джорджоне, который считался лучшим венецианским живописцем, это звание перешло к Тициану. К тому времени художник окончательно выработал собственный стиль. Тициан по-прежнему оставался верен сюжетам библейской мифологии, однако в его картинах постепенно стала проявляться монументальность, «широта размаха», которая по сей день восхищает знатоков искусства. Композиции некоторых полотен мастер расположил по диагонали, что также придавало картинам жизненную мощь, а зрителям - ощущение «движения» образов. Таковы «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Мадонна Пезаро».


Тициан, "Вакх и Ариадна"

В 1533 году Тициан удостоился дворянского звания графа Палатинского. В это время художник писал в основном портреты. Мастер не отказывался от заказов обыкновенных горожан и знати, однако рисовал и по собственному выбору. Тициану с легкостью удавалось ухватить главное в образе человека - характер, настроение, доброту или, напротив, лживость и лицемерность. Художник не щадил никого, показывая правду на своих полотнах. Помимо одиночных портретов, Тициан брался и за групповые работы, заменявшие в то время фото - такие полотна особенно нравились зажиточным горожанам и знати.


Тициан, «Бегство в Египет»

Особенностью «тициановских» портретов искусствоведы называют тщательную работу с цветами. Именно при помощи ярких красок, резких или плавных переходов между оттенками, светом и тенью Тициан достигал психологизма картин. Каждый герой полотен мастера кажется одушевленным, художнику удавалось передавать даже мимолетные эмоции людей. Самыми выдающимися портретными работами Тициана считаются «Портрет Федерико Гонзага», «Портрет архитектора Джулио Романо», «Портрет Карла V с собакой», а также картины «Красавица» и «Кающаяся Магдалина».


Тициан, "Флора"

Талант Тициана позволил мастеру много путешествовать: художник побывал во многих итальянских городах. Приглашения знатных людей, желавших получить портрет кисти Тициана, стали постоянными. Также мастер выезжал и в другие страны. Так, в 1545-м художник удостоился чести писать портрет папы Павла III, а тремя годами позднее, в 1548-м, отправился в Германию, чтобы увековечить облик Карла V.

Сохранилась легенда, что во время работы над портретом этого монарха Тициан однажды неловко повернулся и выронил кисть. Тогда император Карл V сам нагнулся, чтобы подать кисть художнику и сказал, что считает честью услужить самому Тициану.


Тициан, "Аллегория благоразумия"

Середина 1540-х считается периодом расцвета зрелого творчества художника. Именно в это время Тициан создает шедевры «Коронование терновым венцом», «Се человек». Также из-под кисти мастера появляется несколько различных вариантов «Данаи». Библейские мотивы по-прежнему доминировали в работах художника, однако главным мотивом стала красота человеческого тела - такого, каким его задумал бог. Тициану удавалось передавать жизнелюбие, эмоциональность и душевную красоту в чертах лица, одухотворенных позах, застывших жестах. Даже самые сложные характеры легко читаются на полотнах мастера.


Тициан Вечеллио, "Даная"

1550-1560 годы в творчестве Тициана отмечены картинами «Аллегория благоразумия», «Портрет мужчины в военном костюме», «Девушка с веером», мифологическими сюжетами «Венеры и Адониса» и «Дианы и Актеона», а также библейскими «Кающаяся Мария Магдалина» и «Несение креста». В эти же годы художник нарисовал и автопортрет, на котором изобразил собственный образ с кистью в руке.


Тициан, "Кающаяся Мария Магдалина" (фрагмент)

Главной чертой поздних картин художника искусствоведы называют колористический хроматизм. Тициан придавал значение оттенкам цвета, их смешению, плавным или контрастным переходам. С помощью ювелирной работы с цветами мастер передавал то, что хотел сказать зрителю: эмоции изображенных людей, погоду, настроение сюжета картин. Интересный факт: в конце жизни Тициан попробовал новый способ нанесения краски на холст. Художник отказался от привычных кистей и стал переносить краску руками и шпателем. Такие мазки ложились неровно, кое-где оставался виден чистый холст, однако эта техника помогала мастеру создавать картины, полные драмы и эмоций.


Тициан, "Венера Урбинская"

Самыми известными творениями того периода стали «Положение во гроб», «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Коронование терновым венцом» и, конечно, «Пьета». Последняя названная картина стала и последней работой в жизни великого живописца. Композицию и игру цвета, которые продемонстрировал Тициан на этом холсте, до сих пор ставят как пример живописи «тициановской» эпохи. К сожалению, «Пьета» так и осталась неоконченной из-за смерти художника.

Личная жизнь

О личной жизни Тициана известно немногое. Художник был женат, супругу мастера звали Чечилия Сольдано. Женщина подарила возлюбленному двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов, в 1530-м, Чечилия скончалась.

Смерть

Чума, свирепствовавшая в то время в Европе, не щадила никого. В 1576 году «страшный мор» унес жизнь сына Тициана. Вскоре мастер понял, что и сам заразился этой болезнью, ухаживая за сыном. 27 августа 1576 года художника не стало. Считается, что мастера нашли на полу мастерской с кистью, зажатой в руке.


Тициан, автопортрет

Несмотря на закон, который предписывал предавать тела умерших от чумы огню, Тициана похоронили в земле. Могила художника находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари, в родной Венеции. На надгробном камне увековечена надпись: «Здесь лежит великий Тициан Вечеллио - соперник Зевсов и Апеллесов».


Работы художника сильно повлияли на творчество последующих поколений европейских мастеров. Необычность его поздней техники не нашла отклика у современников, однако позднее на десятилетия стала популярной во многих художественных школах.

Австрийский писатель Гуго фон Гофмансталь настолько проникся творениями мастера, что написал пьесу, получившую название «Смерть Тициана». Кроме того, в литературе нашла отражение и картина «Динарий кесаря», под впечатлением от которой Федор Достоевский написал главу в романе «Братья Карамазовы».

Произведения

  • 1515 «Женщина перед зеркалом»
  • 1516 - «Динарий кесаря»
  • 1520 - «Венера Анадиомена»
  • 1533 - «Портрет Карла V с собакой»
  • 1538 - «Венера Урбинская»
  • 1542 - «Коронование терновым венцом»
  • 1543 - «Се человек»
  • 1556 - «Девушка с веером»
  • 1562 - «Похищение Европы»
  • 1565 - «Несение креста»