Красота глаз Очки Россия

“Война и мир”, тема чести и бесчестия. Сочинение честь и бесчестие война и мир Бесчестный поступок война и мир

Тема чести и бесчестья в романе "Война и мир"

В начале XX века Л.Н. Толстого называли "учителем в жизни и в искусстве" и эти строки до сих пор выражают отношение к нему людей XXI века, наследие гениального писателя продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдет здесь ответ на свои вопро-сы, он открывает тайны человеческой души, сознания с самого начала человечества, детства. Произведения Л.Н Толстого читают, помнят и любят люди всего мира. Они близки и понятны всем, потому что в них ставятся веч-ные проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые они сами переживали неоднократно.
Это прежде всего проблема нравственной чистоты людей, их души.
Чем же так привлекают нас герои произведений Л.Н. Тол-стого? Они привле-кают нас своей неповторимостью, своим ярким индивидуаль-ным характером, своеобразием, богатством души.
Его герои, как живые люди, заставляют нас думать, мечтать, переживать, чувствовать так же, как и они. Благодаря мастерству писателя поневоле представля-ется, что действующие лица произведений существуют, продолжая свой путь где-то рядом, их можно реально увидеть, обратиться к ним с наболевшим вопрасами. Иногда даже кажется, что попал в другое из-мерение, в ту жизнь, которой живут герои, в ту среду общества, которую описывает Л.Н. Толстой. Образы, созданные Толстым, отличаются от всех остальных литературных героев. Их можно узнать из тысячи других, потому что таких живых, реальных персонажей не было еще ни у одного автора. герои романов Л.Н.Тостого всегда живут в душе каждого из нас.
Мне очень дорог роман Л.Н. Толстого "Война и мир". Сколько прекрасных вечеров я провела за этим произведением! В моей душе роман оставил неизгладимое впечатление. Я восхищаюсь автором за его умение показать читателям все секреты человеческой души. Да, в его романе "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе". Н.Н. Страхов очень точно отметил это. Я думаю, Л.Н. Толстой правдиво и без прикрас показал все душевные пере-живания героев, внутренний мир каждого из них. А это говорит о великом понимании автором человеческой души. Роман "Война и мир" - просто величайшее произведение! В нем с точностью изо-бражен мир человеческой души, ее богатство и недостатки. В романе много действующих лиц, но мне кажется, их можно поделить на две большие группы. В первой группе находятся люди. потерявшие свое духовное начало. глухие к велениям совес-ти, зову сердца, свою душевную пустоту прячут за благозвучны-ми, лицемерными речами. К ним относятся семейства Курагиных. Друбецких. А.П.Шерер и ее "важные" гости. Л.Н. Толстой непримирим к ним: авторскими ироничными комментариями со-провождает он почти каждое их слово и движение. Другая группа - это члены старых дворянских семей, сохра-нивших определенные традиции, имеющих богатое духовное на-следие. Писатель испытывает к ним откровенную симпатию, хотя и не замалчивает господствующих здесь сословных предрассудков. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов - любимые герои Толстого. Именно они выражают его раздумья и переживания.
Автор заставляет своих героев быть предельно искренними, добрыми, благородными.
А.Болконский и Н.Ростова и- мои любимые персонажи, именно их переживания и раздумья, духовные искания писатель показал со всей присущей ему писательской силой.
Андрей Болконский - натура богатая, цельная,волевая.Он- человек долга, чести, готовый отдать все ради благородной цели. Мысли Андрея Болконского благородны. хотя он тратит весь свой талант и пытливый ум в петербургских салонах, среди фальшивых масок. Мне кажется, мастерство Л.Н.Толстого в изображении души заключаеся в том, что он показал человека в разных ситуациях, ведь душевное состояние человека постоянно меняется, оно ищет высшего, находится в поисках истины человеческого бытия. Впервые увидев его салоне А.П.Шерер "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно", нам кажется, что он скучный флегматик общества, но пояление Пьера заставляет забыть об этом: Л.Н.Толстой не раз использует слово " добры й", взгляд. улыбка, эти мелкие детали. в наибольшой степени показывают нам душу героя. Андрей стремится к своему Тулону, он идет на войну, в этом проявилась его любовь к Родине. Меня, как читат!
еля, поразило, то как Л.Н.Толстой изобразил сцену прощания отца с сыном, он показал, что такое истинно болконский дух, отношение отца с сыном. кажутся порой странными, но име
нно это показывает семейные традиции гордого и доблестного рода Болконских.
Поле Аустерлица, "началось. вот оно" вот какие мысли веют от о всюду, в этой строчке можно услышать голос народа, русское бесстрашие и нескончаемую любовь к родине.Поле Аустерлица, кончился бой, раненый князь Андрей. Это сцена, на мой взгляд, апогей писательского дара Л.Н.Толстого. Показать чувства и размышления тяжело раненого так, как это сделал Толстой. по-моему. еще не удавалось никому в литературе.Князь Андрей открыл глаза, он увидел небо, только одно небо. И его поразило то, чего он никогда не замечал: как оно спокойно. "Да! Все пустое, все об-ман, кроме этого бесконечного неба", - думал Андрей. Так по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял, что кро-ме войны и славы существует простая человеческая жизнь с ее радостями и невзгодами. Ему хотелось любить и быть любимым, наверное, как и всем смертным людям. Это сцена заставила меня посмотреть на многие вещи по- другому, она,словно, проткрыла для меня занавес души человека, попавшего в сложную ситуацию.После Аустерлица жизнь героя очень сильно изменилась: смерть жены. рождение сына. Он стал совсем другим. изменение в душе героя автор показал диалога х с Пьером, его впечатлениеми "…его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый" Толстой часто использует словосочетание "мертвый взгляд", это выражет состояние души героя, он словно замер,не стремится к лучшему, высокие духовные стремления – вот. что основа жизни, писатель показал, что герой утратил это, в этом и заключается талант Толстого, что он показал духовный крах, кризис и одновременно то,как человек прелодлевает это с помощью великого чувства любви. Это возрождение писатель показал в встречах с дубом в мае и июне.Дуб в мае:"старый с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами". состояние дуба э!
то состояние души героя, его отношение к окружающему миру. Неизгладимый след в душе Андрея Болконсконского оставила встреча с юной Ростовой и душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд", это духовно-нравственное возрождение Л.Н.Толстой открывает через "тот самый дуб"." Старый дуб весь преображенный… Ни корявых пальцев. ни болячек. ни старого горя и недоверия ничего не было видно". Дуб снова возвратился к жизни и наш герой вновь жив морально, полон сил, энергии, пропало то апатичное отношение к миру "Нет, жизнь не кончена в 31 год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. -Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это"С помощью описания природы Толстой показал не только мировосприятие и духовное обновление, но и то как природы влияет на душу человека.Эта связь внутренней жизни человека с жизнью природы особенно ощутима, потому, что Толстой говорит о природе одухотворяя ее. наделяя человечески!
ми чертами; глядя на дуб князь Андрй видит не ветви,не кору, не наросты на ней, а " пальцы", "руки"," старые болячки". "Надо жить так, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь. чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!"- вот какому выводу приходит герой после пережитых им незнакомых чувств.
В продолжение всего повествования о судьбе Андрея Л.Н. Тол-стой очень реально изображает душу героя, его стремление к но-вой жизни. Это еще раз доказывает, что в романах Л.Н. Толстого "душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе".Толстой раскрыл душу своих героев, он показал душевное состояние людей очень глубоко и правдиво. Мы видим обога-щение души человеческой и ее возрождение. И в заключение хочу сказать: "Толстой - замечательный русский писатель!" Роман Л.Н. Толстого, я думаю, всегда будет привлекать своей правдой и неповторимостью. Толстой, как никто другой, сумел изобразить с огромной художественной силой все движения че-ловеческой души.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

В таком грандиозном и масштабном произведении, как «Война и мир», Лев Толстой не мог не затронуть такие вечные темы, как честь и бесчестие. В романе присутствуют персонажи, которые дорожат честью превыше жизни, а есть те, для которых важны только собственные интересы; бесчестные поступки для них — обычное дело. Есть и герои, в которых уживаются и честь, и бесчестие, но в ответственный момент они должны сделать выбор в пользу одного из этих качеств.

Человеком, преисполненным благородства и чести, является старый князь Болконский. Он и сам патриот, и своих детей воспитывает в духе патриотизма, строгости, благородства.

Его сын Андрей также человек чести. Он смело идёт на войну лишь с одной целью — защитить Родину. Будучи сам не способен на измену и коварство, он понимает, что слишком тяжело простить это любимой женщине. Но, являясь великодушным человеком, он все же сделал это.
Пьер Безухов — добродушный и открытый человек, верный друг. В самую тяжёлую минуту он пришёл на помощь Наташе Ростовой. Хотя он и не военный, Пьер все-таки пошёл на Бородинское сражение, не смог остаться в стороне от остальных.

Наташа Ростова — добрая и искренняя девушка с настоящей русской душой. Наташа любит весь мир, всех людей. Она отдала своё сердце князю Андрею, тяжело перенесла разлуку с ним. Девушка оказалась не в силах противиться своему влечению к Анатолю Курагину. Наташа совершила эту измену неосознанно, она нуждалась в любви и внимании. Да, она поступила бесчестно по отношению к своему жениху, но я считаю, нельзя слишком строго судить наивную девушку.

Ярким примером бесчестия в романе является Элен Курагина, аморальная и расчетливая женщина. Ей неведомы такие чувства, как любовь, преданность. Она живёт лишь ради личной выгоды и выходит замуж за Пьера лишь из-за денег. Её брат, Анатоль, такой же циничный и непорядочный человек. Он обольстил невесту князя Андрея, задел её честь и заставил пострадать многих людей ради своей выгоды и тщеславия.

Тема чести и бесчестия была и будет актуальна во все времена. Каждый из нас обладает одновременно и хорошими, и плохими качествами. И когда нужно будет выбрать между честью и бесчестим, мы сделаем выбор, исходя из того, каких качеств в нас больше.

Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие
стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л. Н. Толстого.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский
народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого
отдельного человека.
В суровом и торжественном тоне начинает Толстой повествование о событиях «славной для России эпохи 1812 года»:
«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Когда «силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну.
Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского
человека, любившего свою родину. Как пиет Толстой, в Отечественной войне 1812 года «цель народа была одна: очистить свою
землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего
Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов,
Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа
Ростова и Марья Болконская.
Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем
Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты. В то же время писатель
убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и
Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни
капли истинно патриотического чувства.
Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в
действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы
поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями
Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека. Он словно бы ставит всех
действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них:
«Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от
вражеского нашествия?»
В сущности, почти все главы третьего и четвёртого томов «Войны и мира» написаны для того, чтобы герои романа дали
ответ на этот главный вопрос.
Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в
Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что
действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на
всякую жертву», - с иронией пишет Толстой.
Военный губернатор граф Ф. В. Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались
французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет». В великосветском салоне Жюли
Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по
забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты
Родины, вносившийся салонными «патриотами».
Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался
важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это
подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил
Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Толстой показал это уже в картине первой встречи Кутузова
с войсками в Царевом Займище, когда он сумел вселить в воинов уверенность, что Россия будет спасена и победа над врагом
будет одержана. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к
перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.
У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого
из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины.
Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером
Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в
нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит
внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни
путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов.
Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная
Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского
человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших
насмерть на Бородинском поле.
Л. Н. Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной
армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и
чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо
низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через
них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих
жизней, «человеком без чести и совести».

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования, так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой. Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах. Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось, что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем, что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты. Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него замуж.

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича, просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина. Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его, так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества. Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную кровь!»

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом, заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской рукой!»

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести «Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей мести.

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок. Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство. Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама жизнь.

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир» Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов, семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется, наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении. «Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле.

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет. Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает. В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и естественность многому его научили. Нравственная чистота народа, способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным» становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков, солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности, необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

    Роман Льва Толстого Война и мир очень богат примерами Чести и Бесчестия у главных и второстепенных героев.

    Конечно можно взять любых два персонажа с противоположными качествами, по вкусу, мне например нравится противопоставление честной девушки Натальи Ростовой и алчной Элен, которая все хотела продать себя подороже.

    В произведении Толстого Война и мир поднимается много тем, в том числе и Чести и Бесчестия. Для начала в сочинении можно написать о том, что такое честь и что такое бесчестие в жизни человека. Затем перейти на роман Война и мир и на его героев. В качестве человека чести рассказать про Андрея Болконского, а в качестве человека бесчестия — Анатолия Курагина.

    В романе Л.Н. Толстого Война и мир четко разграничены люди чести и люди бесчестия. Однако можно отнести к пограничным людям Наташу Ростову, которая под обаянием Анатоля Курагина чуть не сбежала с ним, однако была остановлена разумной Соней. Наташин поступок не говорит, что она бесчестна, но ярко характеризует ее как человека, который находится в стадии становления, духовного роста. Наташа при своей цельности все же совершает ошибку, которая чуть было не стоит ей бесчестия.

    Анатоль и Элен Курагины-люди бездуховные, свои низменными страстями и поступками они отравляют жизнь других людей. Они не знают чести, для них скандалы, интриги и зависть важнее, чем совесть и честь.

    Андрей Болконский и Пьер Безухов проходят сложный духовный путь, и их честь состоит в том, что они не совершают предательства ни по отношению к себе, ни по отношению к окружающим, они осознают свои ошибки и исправляют их. Но если для князя Андрея честь-это слава, почести, то для Пьера честь-это анализ, стремление понять себя и свое предназначение в этом мире.

    Роман Л.Н.Толстого Война и мир подкупает каждого читателя своей неповторимостью, яркими характерами героев и противостоянию характеров и судеб.

    Каждый из нас находит в героях что-то близкое и родное, ведь в романе переплетены судьбы героев, для одних важна Честь и Совесть, а для других же не существует таких понятий, они живут в Бесчестии.

    Л.Н. Толстой создал в свом романе живые образы, которые остаются в нашей душе. После прочтения романа, многие герои стали родными.

    Читая роман понимаешь вс без прекрас, что есть богатство человеческой души, но есть и море недостатков, которыми наделены люди. Несмотря на то, что в романе очень много действующих лиц, но всех можно разделить на две группы.

    К первой относим людей, потерявших сво лицо и душу. Они глухи к другим, лишены сострадания. Такими героями являются все члены семейства Курагиных, Друбецких, А.П.Шерер и другие.

    Ко второй группе мы относим дворянские семьи, которые богаты своим внутренним миром и являются обладателями чистой души.

    Любимыми героя писателя являются Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов, которые являются образцом добраты и благочестия.

    Если говорить о моих любимых героях — это Андрей Болконский и Наташа Ростова, каждый из которых является людьми чести и благородства.

    Прочитав роман Толстого нет и капли сомнения в том, что писатель без украс рассказал о всесторонних качествах души.

    Л.Н. Толстой русский писатель, произведения которого будут актуальны и любимы во все времена.

    Художественный мир романа Л.Н. Толстого Война и мир дает нам богатую палитру характеров, жизненных сценариев. Очень многое в этой галерее чувств, мыслей, поступков заключает в себе противопоставление чести и бесчестия. Причем массу испытаний нравственной стойкости героев дают оба временных плана произведения — и мир, и война.

    Светом и тенью романа в духовном понимании являются образы Кутузова и Наполеона. Личность Наполеона, при всей своей масштабности, не имеет ничего общего с честью, так как лишена естественности и милосердия, простоты, добра и правды (формула величия по мысли Толстого).

    Кутузов же, внешность которого не порождает никаких ассоциаций с образом бравого офицера, в итоге предстает перед нами образцом чести благодаря своей кровной связи с народом, тому народному чувству, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его. Толстой подчеркивает человечность и доброту полководца в эпизоде прощания с Багратионом, отправляющимся на Шенграбенское сражение, в котором суждено погибнуть многим; в Австрии Кутузов в ущерб собственной репутации предпочитает отступить, не рисковать своим войском, чтобы не потерять его. Сколько боли и веры в свой народ в его словах, адресованных французам:

    По-разному показывают себя на войне русские офицеры и простые солдаты. Для Андрея Болконского верхом бесчестия было прозябать в штабе, когда Родина нуждалась в своих героях на поле брани. Напротив, для Анатоля Курагина служба в действующей армии была просто формальностью, необходимой для продвижения по лестнице офицерских чинов.

    Не ищет высоких наград в борьбе с Наполеоном и капитан Тушин. Его героизм, следование Кодексу чести проявляются не на парадах или высоких приемах, а на передовой, когда он с несколькими своими солдатами сдерживает натиск огромной массы французов.

    Надежным катализатором чести для героев романа является семейная тема. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных… Автор рисует нам большое разнообразие взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, позволяя делать вывод о чести одних и бесчестии других. Наверное, немного достоинства было в семейном укладе Курагиных, воспитавшем роскошную и холодную Элен, подлеца Анатоля, которые, при всем своем внешнем блеске, ничего кроме чувства омерзения после себя не оставляют. Наоборот, теплота и естественность Ростовых, предпочтение ими духовного перед материальным создают у нас истинное представление об аристократизме в самом высоком смысле этого понятия.

    Но не все так однозначно в понимании чести Толстым. Противопоставляются не только плюсы и минусы. Сталкиваются жизненные позиции и любимых героев писателя, например Николая Ростова

    и Пьера Безухова. Оба они прошли ужасы войны, однако их нравственные искания в мирной жизни, думаю, были не менее сложными. В мыслях Пьера, увидевшего всю несправедливость власти по отношению к простому народу — герою, труженику, зарождаются идеи, созвучные декабристам. В Ростове же, ставшем настоящим русским барином, крепким хозяйственником, неизменным осталось сознание офицерского долга перед царем, Отечеством. Поэтому закономерным выглядит ответ Николая своему другу, обуреваемому желанием объединить всех добрых людей на земле для борьбы со злом:

    Тема чести и бесчестия ярко звучит в словах самого Л. Толстого, так много объясняющих в судьбе самого писателя и судьбах его любимых героев:

    Лев Николаевич Толстой затрагивал многие жизненные вопросы, одим из которых является проблема чести и бесчестия. Честь и достойнсто — главные черты характера Андрея Болконского. Лев Толстой показывает нам путь духовного развития человека, когда князь, недовлетворенный своей жизнью, едет на войну в поисках славы и, получив ранение, разочаровывается в собственных устремлениях. Только человек честный по отношению к самому к себе способен признать свои ошибки и начать жить заново. Так после ранения князь Андрей понимает, что единствено главное для него — это жить для родных и семьи.

    Много бесчестных поступков показывает нам автор на примере жизни Элен, Анатоля. Так, Анатоль склоняет Наташу Ростову к сожительству и предлагает ей бежать с ним. Что бы ждало бедную девушку, если бы она убежала? Бесчестие и позор.

    Элен Курагина — вопложение женской красоты и бездуховности. Она вступает в брак только ради собственного обогащения. И вскоре она изменяет мужу. Элен не мучают угрызения совести, ей не знакомы внутренняя борьба и чувство вины. Даже чувства патриотизма у нее не возникает. Вот пример бесчестных поступков.

    На мой взгляд, мы должны быть порядочными и честными, чтобы не было стыдно за свои дела перед нашими детьми и родителями, перед учителями и перед обществом.

    В романе Толстого изображена Отечественная война 1812 года, которая всколыхнула весь русский народ. Лев Николаевич показал силу и мощь русского народа. Великий писатель изобразил, как Отечественная война раскрыла истинную сущность каждого человека, описанного в его романе. Честь и достоинство — главные качества положительных героев романа таких, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.

    Этим героям присущи также патриотизм, высокие стремления, душевные страдания и поиски. Князь Андрей Балконский не смог остаться в стороне и быть безучастным, когда родина оказалась в опасности. Желание вызвать на дуэль Анатоля стало для князя мелочным, все заботы отодвинулись на задний план. Андрей Болконский ушел в армию, отказался служить в штабе и командовал полком во время Бородинского сражения.

    Пьера Безухова также волнует будущее отчизны. Он вступает в тайную организацию, из рядов которой в последствии выйдут декабристы. С Пьером Безуховым соединит свою судьбу Наташа Ростова.

    Среди знатных гостей салона Анны Шерер, таких как Элен, Анатоль, Василий Курагин мы не найдем ни чести, ни достоинства, ни патриотизма. Этих людей мало беспокоит судьба России. Они заняты интригами, придворными сплетнями, выгодной карьерой, выгодным браком. Судьба России решалась не в великосветских салонах, а на полях сражений, под руководством величайшего главнокомандующего Кутузова.

    Проблему Чести и бесчестия не плохо можно раскрыть основываясь на произведении Толстого Война и мир.

    В сочинении нужно писать о честном и наивном Пьере Безухове и коварном князе Курагине. В этом произведении качества Пьера Безухова вызывают уважение у читателя и автора.

    Честь и Бесчестие — интересная тема для современного человека. Не удивительно, что писать на эту тему предлагается именно на примере Войны и мира. Ведь по сути, сам роман, своеобразный срез общества в непростые на тот момент времена для России. Понятие чести, тогда еще звучало в обществе, на эту тему говорили, и говорили всерьез. В современном мире,честь и бесчестие стали довольно размытыми понятиями, если даже не смешными для кого то. Это конечно, говорит, об определенных проблемах общества. И хорошо, что школьнику лишний раз дается возможность размышлять над этими понятиями.

    В романе Война и Мир , честь напрямую связана с понятием патриотизма. Идет война, мужчины уходят на фронт, и каждый думает — вернется ли, у каждого есть страхи. Но кто то не смотря ни на что, стремиться быть там, где он более всего нужен, а кто то находит и в армии того времени тепленькое местечко. Это уже примеры чести и бесчестия. Война (любая) как раз отлично выявляет к чему человек более склонен — к чести или бесчестию. Поэтому такие персонажи, как Пьер Безухов, Наташа Ростова, князь Балконский скорее люди, демонстрирующие нам понятие чести. И хотя Наташа, в начале предстает совершенным ребенком, и иные ее поступки не сказать что умны, она подрастая и видя жизнь вокруг себя, поступает правильно.

    Если рассматривать эти понятия более глобально, то видно как себя ведет армия захватчиков, и как себя ведут наши солдаты, там тоже хватает примеров. Особенно, это заметно, когда грядет тот самый день Бородинской битвы. Как описывается внутренние ощущения людей, как офицеров, так и простых солдат.