Красота глаз Очки Россия

Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона. Дэниел киз "цветы для элджернона" Цветы для элджернона анализ героя

Одно из самых популярных произведений современности. Если посмотреть разнообразные опросы в ВК на тему «Ваша любимая книга?», то в среднем каждый третий-пятый человек называет именно её . Произведение входит в обязательную программу для чтения школ Америки, однако распространилось по всему миру, и в России занимает не менее почётные места, пусть ещё и не вошло в школьную программу. В чём же секрет этой покоряющей сердца книги, написанной более полувека назад, в 1959 году?

Принимаясь её читать, я невольно думала о «Убить пересмешника » Харпер Ли (кстати написанном в 1960 году, почти ровесник «Цветам »), многими статистиками и журналами признающейся самой значимой книгой Америки, тронувшей души всего Земного шара, но не произведшей на меня особого впечатления. Я боялась столкнуться с тем же, потому что «Убить пересмешника » отчасти утеряло свою актуальность. Проблема расизма в США, хоть и не изжита окончательно, но равенство прав там победило, и всё остальное остаётся на уровне человеческой морали, а не законодательства. Да, пожалуй, национализм и расизм вряд ли когда-либо исчезнут из человечества, потому что есть в самой природе людей нечто такое, что отвергает «чужаков», а перебороть это под силу лишь духовно высоким или, как минимум, образованным личностям. Но где взять общество, которое бы из таких состояло?

Кроме того, что борьба за равные права в Штатах в целом завершена, и не имеет той остроты, которая была, когда писалось «Убить пересмешника », стиль написания был крайне простым. Повествование велось от лица маленькой девочки, что и определяло общую манеру. Всё это в совокупность не дало мне проникнуться глубиной книги. И вот, «Цветы для Элджернона ».

Они совершенно не утеряли актуальности. Сюжет, смысл и общее послание затрагивают как раз то, чему ещё очень далеко до исчерпывающего изложения. В первую очередь это - аморальность научного знания. Многие писатели-фантасты, и наши вроде С. Павлова, и те же американские, вроде К. Воннегута, писали о том, что наука несёт зло, если не прямым текстом, то выводами, которые можно сделать в финалах их произведений. До какой грани может идти исследование и любопытство учёных, не нарушая человеческой нравственности и не вторгаясь туда, где изучать что-либо уже неприлично, а создавать что-либо новое - преступно. Достаточно примеров с атомной бомбой или клонированием людей. В Азии популярна, например, идея о человеке-роботе, который приобретает умение чувствовать и любить, что часто отражено в фильмах и сериалах. Гуманно ли это, программировать кого-то на чувства, вторгаться в сознание? Вопросов множество. «Цветы для Элджернона » повествуют об эксперименте, заключающемся в том, чтобы из слабоумного, благодаря хирургической операции, сделать умного человека. Как обычно, цель кажется высокой и благородной, результат - достойным, но всё-таки что-то идёт не так. Это что-то заключается в том, что знания перестают быть абсолютом и мерилом счастья и благополучия. Даже становясь гением из человека с нижайшим IQ, главный герой не ощущает себя довольным, а его одиночество и неприкаянность становятся настоящей личной трагедией. И в этом вторая прекрасная мысль книги: разум не только без морали, но и без чувств, таких как уважение, доверие, любовь и понимание - ничто, о чём есть и фраза, что разум без чувств не стоит и ломаного гроша .

Но меня покорила совсем другая мысль этой книги. Мне кажется, что не все читатели замечают её, не все обращают на неё внимание. Многие говорят о «Цветах » чуть ли не как о судьбе мышонка Элджернона, о котором, по сути, в книге абзацев десять и наберётся. Смерть мышонка, при всей моей любви к животным, прописана не сентиментально, а как-то предопределенно и закономерно, что вызывает согласие с этим, как с избавлением, а не слёзы. Мне показалось, что я нашла в авторском тексте иную подоплеку. Не только о тяжести разума и его развитии говорит нам Киз. Более того, я всё-таки подвожу итог по размышлении над книгой, что ум - прекрасно, и развивать свой разум можно и нужно, от этого несчастным не станешь. Речь-то как раз о другом, о том, что эмоциональное понимание человека не зависит от уровня интеллекта, и большинство людей, глупы они или умны, не стараются понять других. Им интересно понимать предметы, науки, суть явлений, они пытаются понять загадку мироздания или Бога, но никому нет дела до того, чтобы понять человека рядом и потрудиться над этим. При этом каждый хочет быть понят остальными.

Чарли Гордон - главный герой, будучи слабоумным, считал окружающих своими друзьями, не понимая, что они смеются над ним, а когда поумнел - обрёл в лице тех людей врагов, не только потому, что понял - над ним издеваются, но и потому, что перестал быть посмешищем и лишил людей возможности возвышаться за его счёт. Профессора, работавшие над экспериментом, центром которого был он, Чарли, стали его недолюбливать, как только он превзошёл их интеллектом. Он и у них отобрал ощущение превосходства. По сути своей, ум был радостью для него, но причиной зависти и ненависти для других.

Я и раньше думала над вопросом главной мотивации людей, но здесь как-то это всё оформилось в добротную и убедительную картину. З. Фрейд утверждал, что двигатель всего в людях - сексуальный инстинкт, но Адлер возражал, что на самом деле первостепенное желание в людях - это желание власти. И я всегда с ним была согласна в большей степени, нежели с Фрейдом. Что такое власть? Это не только титул или должность, но превосходство, возможность подавить другого и распорядиться им по своему усмотрению. При этом действует как сила, ум, так и красота, конечно, которая пробуждает сексуальный инстинкт, да, но с какой целью? Завладеть и владеть, обрести власть.

Но, что я замечала по личному опыту, и оно тоже показано в «Цветах », так это что самое трудное для людей - признать свою глупость. Гораздо проще признают своё уродство, свою физическую слабость или бедность, но никто и никогда на моём веку не признал искренне и честно, что он глупее кого-то. Как будто бы глупость не столь же очевидна, как толстые бёдра, горб или пустой кошелёк. Были две знакомые в моей жизни, которые любили сыпать фразочками вроде «я глупая», чаще всего смелое признание «я дура» выступало в качестве нежелания исправлять или признавать ошибки. Не умея объяснить какие-то вещи, не всегда умея понять кого-то или что-то, они предпочитали закрыть тему или вовсе беседу смиренным «да я знаю, я глупая». Но, что интересно, якобы признавая свою несостоятельность в знаниях, эти знакомые были самыми непримиримыми борцами с советами со стороны. Они никогда не слушали чужого мнения и предпочитали разрывать дружбу в том случае, если им пытались что-то растолковать или посоветовать. Но разве человек, признающий, что он дурак, не захочет получить помощь от более умных? Поэтому такие признания я всегда считаю лицемерными. За ними кроется обыкновенное «заткнись и не умничай, я сам\а знаю как надо». Почему же так болезненно воспринимается людьми именно осознание того, что знаний - недостаточно? Что кто-то больше знает и понимает? К сожалению, ответа на это в «Цветах » нет, но безумно хочется, чтобы каждый, кто прочёл эту книгу, нашёл в ней желание понимать людей и трезво оценивать свои возможности. Если слабый человек увидит силача, поднимающего огромные гири, он не подбежит и не будет безуспешно тянуть их, говоря, что он ничуть не слабее. Почему же этот силач, чаще всего, столкнувшись с начитанным и опытным человеком, будет всеми силами стараться показать, что тот, другой, умный - просто выскочка и недоумок, а он, силач, сам знает всё не хуже. Исключения, конечно, есть, но большинство людей именно таково. А впрочем, чего ещё ждать от глупости, как непонимания? И именно это, как по мне, истинная трагедия, раскрытая в «Цветах для Элджернона », трагедия всех вообще людей, всегда желающих видеть кого-то хуже себя, им неведомым образом от этого становится спокойнее. Потому и становился злым и несчастным Чарли Гордон, потому что он стал понимать всех, а его окружало тупое непонимание.

Произведение осмысленное и глубокое, но, как я уже заметила выше, не всякий прочтёт в нём всё, не всякий заметит все заложенные проблемы. А очень хотелось бы, чтоб после «Цветов » в пабликах делились впечатлениями не о мышке, а о том, насколько необходимо лучше слышать, понимать окружающих, уметь сочувствовать им. Да, аналогия между животным и слабоумным уместна в книге, она не нова и не оригинальна, но не избавляет от бед жестокости и высокомерия по отношению к таким существам.

Подводя итог, скажу, что довольна книгой и рада, что её прочла. Написана она всё в той же «простой» американской манере. Есть какая-то характерная краткость в построении текстов американской классики второй половины XX века, доступность изложения и не затянутость предложений (длинные попадаются редко) похожи на некую визитную карточку духа США, спешных, прогрессивных и демократичных, где всё по делу и без ненужной лирики. Мне показалось, что в «Цветах » так же прослеживается влияние на Даниела Киза У. Фолкнера, упоминаемого в произведении, как одного из авторов, прочитанных Чарли Гордоном. В Фолкнеровском «Шуме и ярости» есть такая же схема изложения, как в «Цветах », роман начинается с повествования от лица слабоумного, но если Фолкнер делит всё на изложение от разных лиц (слабоумный, поумнее, ещё умнее), то Киз объединил это всё в одну личность.

В финале, признаться, я ждала чего-то подобного фильму «Люси» 2014 года, но всё было не так. Впрочем, всё равно конец был логичен и обоснован. А потому оценить могу однозначно - читать стоит! Что касается возведение в ранг любимых книг - нет, прочитать однажды и хорошенько обмозговать - заслуживает, но перечитать хотя бы второй раз рука не потянется. Это текст, который проглядывается с первого раза, и в прямом, линейном изложении нет никакой тонкости, чтобы смаковать и находить свежие мысли, делать открытия. С первого раза, при достаточной внимательности, из этой книги можно изъять всё.

Недавно я имела удовольствие познакомиться с творчеством американского писателя Дэниелом Кизом. Первым его произведением, попавшим мне в руки, был роман «Цветы для Элджернона». Эта книга стала для меня приятным открытием в мире фантастики, ведь я всегда относилась скептически к такого рода литературе. Но эта «фантастика» удивила меня своей реалистичностью, искренностью и социально-драматическим сюжетом, который, я полагаю, не оставит равнодушным ни одного читателя.

Произведение «Цветы для Элджернона» - это в большей мере не пища для ума, а пища для наших охладевших чувств. Книга удивила с первых строк, ведь автор решил окунуть читателя в мир эмоций и ощущений главного героя, Чарли Гордона, с помощью его записи в дневнике. Прочитав первые строки, оказываешься в недоумении, так как складывается впечатление, что читаешь личный дневник ребенка, который только что научился писать: грамматические ошибки, отсутствие пунктуации, односложные предложения… Через эти записи автор книги знакомит нас с главным героем, его способом жизни, чувствами и его умственной эволюцией после совершенного над ним научного эксперимента. Сюжет на первый взгляд может показаться очень простым и тривиальным, но в этой простоте и заключается философская глубина и символизм произведения.

Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после. В книге описан относительно небольшой период жизни Чарли Гордона с весны по осень. Начитается повествование весной, когда Чарли собираются сделать операцию по увеличению коэффициента его умственных способностей. Мы знакомимся с его примитивным образом мышления и наивным взглядом на жизнь. Мы понимаем, что Чарли Гордон по развитию маленький ребёнок, запертый в теле 32-летнего мужчины. К сожалению, этот факт не понимает его окружение. Его считают просто умственно отсталым человеком, над ним насмехаются и откровенно издеваются так называемые «друзья» с работы. Чарли в силу своих умственных способностей не понимает этого, он искренне любит своих друзей и доверяет им. Несмотря на свой умственный дефект, он стремится стать умным и образованным человеком. Даже у нормальных людей не всегда можно встретить такую тягу к знаниям, как у нашего героя.

Персонаж завораживает своей открытостью для окружающего мира, он добр и искренен в своих чувствах, поступках и отношении к людям. Здесь и заключена проблематика произведения - общество отказывается замечать то, что у людей с умственными отклонениями есть чувства и эмоции, что они понимают по-своему, слышат нас по-своему и видят мир по-своему. Порой мы бываем настолько узколобыми и невежественными, что стараемся не замечать таких людей в лучшем случае, а, на самом деле, часто и смеёмся над ними, считая их «овощами». Главный герой, став гением после проведённого профессором Немуром и доктором Штраусом эксперимента, верно подмечает:

«Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума.»

Над этим стоит задуматься, не так ли?

Так же в романе поднимается острая социальная тема влияния семьи на становление личности. Согласитесь, что не каждая семья может справиться с рождением умственно отсталого ребёнка, принять его и полюбить таким, каким он есть, дать ему человеческое тепло и заботу. Чаще всего родители отказываются от таких детей ещё в роддоме, а если и решаются их растить, то пытаются исправить ошибку, допущенную природой, как это пыталась сделать мать Чарли. Поэтому Чарли, экспериментально повысив свой IQ, не чувствует себя счастливым. Он эмоционально застрял на уровне ребёнка и остро нуждается в любви, которую ему, в своё время, не смогла дать мать.

И он находит её в облике учительницы Алисы со школы для умственно отсталых. Увидев безудержное стремление своего ученика к знаниям и завидное упорство в достижении цели, она приводит его к учёным в качестве подопытного. И до, и после эксперимента Алиса всячески поддерживает Чарли и нежно любит его сначала просто как своего подопечного, а потом и как возлюбленного. Любовная линия проходит через всё произведение, но в итоге оставляет за собой лишь привкус горечи. Чарли не может совладать с переполняющими его чувствами и остаётся непонятым Алисой. Одиночество преследует его, а вместе с одиночеством и все его детские страхи. Маленький Чарли так никуда и не делся после операции, чувство неполноценности остаётся в его голове. Парадоксально, что персонаж был отвергнут обществом будучи глупым, но после проведения научного эксперимента ситуация, как по мне, становится еще хуже… Чарли не может найти себя в этом мире - и это как нельзя лучше отражает назревший конфликт личности и общества:

«Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня? Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким. Интересно, что случится, если Элджернона посадить в клетку с другими мышами? Возненавидят ли они его?»

Очень важная роль в романе отведена именно мышонку Элджернону, который первым на себе испытал неудачный, как оказалось, эксперимент по улучшению разума. Этот персонаж очень символичен, с мышонком Чарли отождествляет себя. Судьбу Элджернона, в итоге, он и повторяет. Аспект проведения экспериментов над животными больно задевает за живое не только Чарли:

«P.S. Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.»,

но и нас, читателей. Это еще одна животрепещущая и актуальная до сих пор проблема, поднятая Дэниелом Кизом в романе.

К осени состояние Чарли стремительно возвращается в исходное положение. За этот короткий период времени наш герой успевает пережить и испытать больше, чем другие люди за всю свою жизнь. Еще долго после прочтения книги у меня оставалось ощущение некого тёрпкого послевкусия от того, как автор решил вернуть читателя из мира фантастики в суровую реальность. Я еще никогда в жизни не встречала такой душевной книги, которая встряхивает внутри нас напыление безразличия и просто заставляет сопереживать, грустить, любить или, всего-навсего, стать чуточку человечнее…

Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане.

Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции.

Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней.

Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Но он прекрасно понимает, какова была цена этой “дружбы”. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. По сути, эта “социальность” является все тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным. Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей.

Глупость - искренна и понятна. Гениальность - сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе - в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор!

Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. “Чистый” разум сам по себе мало на что способен без развития остальных сторон человека. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я.

Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.

Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.

Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.

В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Рационалистическая направленность данного произведения становится понятной при его философском анализе, но при этом автор хорошо показывает ограниченность “чистого” рационализма и дает понять, что остальные стороны человека относительно самостоятельны и не сводятся лишь к одной разумной деятельности.

Максимилиан Сергеев

Роман Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона» – одно из самых важных произведений ХХ века. Книга очень страстная и цельная, она создает в разуме и чувствах читателя определенный образ. Только вот, как оформить, объяснить этот образ, хотя бы себе лично? Несмотря на простой язык и четкую повествовательную линию, роман поднимает массу важных вопросов. Книгу нелегко читать бегло: хочется останавливаться и думать.

Во многом роман основан на биографическом опыте Дэниэла Киза, его образовании, жизненных интересах. У него был личный опыт общения с умственно отсталым человеком, и по-видимому, нетривиальное детство. Серьезные занятия языками, увлечение психологией и наукой в целом, страсть к самопознанию, литературный талант – все это создало неповторимый сплав реализма, безумия, мудрости и пафоса.

Главная цепочка вопросов, которые задают после прочтения книги: делает ли разум счастливым человека? Что привнес в жизнь Чарли Гордона отзвук гениальности? Стал ли Чарли лучше в моральном отношении и стоило ли ему соглашаться на эксперимент? Я читала мнения людей на форумах перед прочтением книги. Они интересны, но имеют мало общего с тем ощущением, которое сложилось у меня к последним строкам романа.

Да, Чарли перестал относиться ко всем окружающим, как к своим друзьям. В его характере стало меньше легкости, открытости, детскости, которой так не хватает «нормальным» взрослым. Но тем не менее, автор заканчивает роман на довольно оптимистичной ноте. Чарли не стал глупее, чем он был до операции. Наоборот, он стал немного умнее, даже мудрее. В конечном счете он достиг максимума для умственно отсталого человека.

Плохо, когда над тобой издеваются, а ты думаешь, что тебя любят. Чарли смог оценить этот факт и принять его достойно. В финале он мужественно, с привкусом выполненного долга уезжает в специальное учреждение доживать свою жизнь. В этом есть какой-то дзен. Конечно, было жалко и признаюсь, были слезы, но как без них обойтись, имея дело с такой историей? Тем не менее, автор не говорит, что Чарли деградировал дальше, или умер, или повесился от безысходности.

И сколько недоступных ранее эмоций пережил Чарли в период своего мимолетного просветления! Он попробовал все, что не пробовал, успел сделать больше, чем многие. И он не пожалел об этом. А в конце книги он ближе к уровню нормального человека, чем в начале. Этот факт, по какой-то причине, ушел от внимания многих читателей. Автор сделал финал настолько оптимистичным, насколько можно было в серьезном литературном произведении.

После операции Чарли очень быстро вышел на интеллектуальный уровень, превышающий норму, и закономерно стал тщеславнее. Гений не может быть лишен эгоизма и тщеславия полностью. Этот эгоизм оттолкнул многих читателей от Чарли, особенно в середине книги. И люди стали больше жалеть Элджернона – мышь, которую и вправду очень жаль. Элджернон играл важную роль в романе и для автора был главным героем, наравне с Чарли. Может даже самым главным.

Однако нельзя забывать о том, как старался Чарли. Он старался до последнего, делал записи, хотел оставить после себя что-то людям. Только ли из собственного тщеславия? Отчасти да. Ни один человек не может быть человеком без своего эго. Все хотят быть хорошими. Если я когда-нибудь уеду в Сенегал кормить голодающих негритят, я буду действовать не в последнюю очередь от имени своего эго. И если негритенок не умрет, все разговоры о тщеславии и самолюбовании будут пустой болтовней. Понять мышь проще, чем понять человека.

То, как повлияла умственная деградация на Элджернона, и как ее пережил Чарли, заставляет подумать о том, чем человек отличается от животного. Этим вопросом задавались многие творческие умы современности. И как правило, они давали неутешительный ответ. Человек ХХ века кажется им тупиком эволюции, ошибкой природы, вестником конца. Это художественно-наркотическая иллюзия. Мы действительно стоим перед лицом абсурда, парадокса и хаоса. Но так было всегда и во все времена.

Один лишь разум, даже сверхгениальный, не способен пройти сквозь парадокс. Разум нужен, чтобы приблизиться к нему, почувствовать, оценить и улыбнуться. Чарли Гордону не удалось совершить чудо, но его намерения были поистине человеческими.

На обложке книги написано: "Цветы для Элджерона - один из самых наиболее человечных романов". Это утверждение наиболее полно отражает данное произведение.

Вопрос о том, можно ли считать человека с отклонениями или психическими заболеваниями личностью - спорен и актуален. Как можно считать личностью того, кто не в полной мере осознает не только себя, но и окружающий мир?
Однако кто Вам сказал, что этот человек не чувствует, не переживает и не осознает настолько, чтобы не ощутить насмешки общества над ним...

"Меня завут Чярли Гордон я работаю в пикарне Доннера где мистер Доннер плотит мне 11 долларов в ниделю и дает хлеп или перожок, когда я захочю. Мне 32 года и через месец у меня день рождения."

Так начинается дневник умственно отсталого тридцати двухлетнего мужчины Чарли Гордона, мечтающего стать умным, обрести новых друзей и порадовать свою семью тем, что он наконец оправдал их ожидания.
В течении романа главный герой сталкивается с трудностями и препятствиями на пути к своей цели, а приобретая ум и становясь гением, видит жестокие реалии окружающего его мира: насмешки его "друзей", высокомерие ученых, являющихся обычными людьми, жестокое отношение в собственной семье... Все это рушит мир человека, выбравшегося из пещеры "счастливого незнания" и окунувшегося в реальность. Все свое недолгое и осознанное существование Чарли пытается ответить на вопрос "кто я?": тот, кем был или тот, кто есть сейчас. Ответ для него становится горькой, но неотвратимой правдой, с которой остается только смириться.

Также у Чарли Гордона появляется единственный друг, мышонок Элджерон. который лучше всех его понимает: также измененный посредством операции, но такой же одинокий. Они вместе с Чарли бегают по лабиринтам реальности, и приходят к одному и тому же финишу...

Свое мнение о данной книге вкратце могу выразить так:

1. Оформление книги - хорошее: удобный шрифт и формат, красивая, сказочная обложка Дэниэл Киз "Цветы для Элджерона"

3. Как читается - роман написан легким и доступным языком; правда, в самом начале тяжеловато воспринимать из-за ошибок в написании слов.

4. Как я читала роман - несмотря на легкое исполнение, роман шел у меня тяжело: я постоянно откладывала, из-за того, что мне было очень жаль главного героя и вызывало отвращение общество...