Красота глаз Очки Россия

Аркона город и религиозный центр руян. Аркона — легендарная прародина Рюрика

В давние времена, на южном побережье Балтийского моря, на территории современной Германии, жили славяне - руяне или руги. Здесь осталось множество названий указывающих на это. Росток, Любек, Шверин (Зверин) Лейпциг (Липск) и даже название Берлин – произошло от названия берлюга, или по-современному берлога. А слова «На море Окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь...» Алатырь - это янтарь.

В основном жители острова занимались сухопутной и морской торговлей, но и не гнушались пиратства, разбоя и взимания дани с окрестных народов. Остров заинтересовал современных археологов нахождением на острове капища Святовида. Из описания Саксона Грамматика: «город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой…»

Аркона - это храмовый город государства руссов на острове Руян в Варяжском море, сейчас германский остров Рюген в Балтийском море. В древнерусских сказаниях это остров Буян в море-окияне, там где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает и подпирает центр мироздания. Аркона - Ярконь - ярый - огненный белый конь - символ благодати Бога света Световита. Белый конь - символ наследия руссами традиций своих предков, легендарных ариев. В важнейших битвах белый конь стоял на княжеской ладье.

Аркона - городище-святилище IX-XII вв., расположено на мысу высотой 40 м, обращенном к востоку. С трех сторон омывается морем и в большей степени разрушено. Современные размеры - 90 м с востока на запад и до 160 м с севера на юг, предполагаемые прежние размеры в 2-3 раза больше. Раскопки проводились в 1921, 1930 и 1969-1971 гг. когда через площадку и вал были проложены траншеи шириной 1 м. В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожженной глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5-6м и плоским рвом шириной 10 м, сооруженными в IX в. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 см), имеющие длину 4,1 и 6,2 м и содержащие многочисленные вещи. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8-11 мужских черепов, частично поврежденных, кости животных, вещи, обломки посуды X-XII вв. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды и к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник.

Святилище располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских святилищ), а на центральной площади стояло деревянное капище, окружённое частоколом с большими воротами во двор. Внутри святилища стоял истукан Святовита. Со слов летописца XII века Саксона Грамматика этот идол был выше роста человека с одним станом и четырьмя головами по сторонам света, сидевшими на четырёх отделёнными друг от друга шеями.

В правой руке Святовид держал рог, наполняемый ежегодно вином, а левая рука упиралась в бок. Одежда спускалась до колен. Возле идола лежал огромных размеров меч, с отделанными серебром и изысканной резьбой ножнами и рукояткой. А также седло, узда и многие другие предметы, а сам храм был украшен рогами разнообразных животных. Судя по летописям Саксона Грамматика на острове были ещё три святилища, посвященных богам Руевиту, Поревиту и Поренуту. И Аркону окружали ещё несколько селений.

Эти названия давались ещё венедами - славянскими жителями балтийского побережья. Святовит (Свантевит) - Бог-воитель, для него содержали белого коня с длинной гривой и хвостом, которые никогда не стригли. Внутрь капища имел право входить только верховный жрец Бога Святовита, а само святилище охраняли триста отборных воинов. На святилище выявлены остатки культовых предметов, прежде всего разнообразного оружия, что свидетельствует о воинственности культа, и жертвенных животных - в основном молодых особей, принесённых в жертву во время праздников урожая, проходивших осенью. Почитание Святовида проходило в осеннее равноденствие не случайно.

Остров на море лежит,
Град на острове стоит
Со златоглавыми церквами,
С теремами и садами.…
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты.

Аркона (Яромарсбург)

Аркона - город и религиозный центр балтийского славянского племени руян. Город Аркона существовал до XII века и располагался на одноимённом мысу острова Рюген (Германия).

Географически город Аркона располагается на одноименном мысе (Аркона), на острове Рюген, в его северной части. Эта территория с древнейших времен контролировалась славянским племенем Руян, которых также называли Полабскими славянами. Археологически раскопки говорят о том, что в районе мыса Аркона располагалось порядка 14 поселений.

Дата основания города не известна , но из средневековых европейских хроник (в частности – из работы «Деяния данов» Саксона Грамматика) мы знаем, что город был разрушен датчанами во второй половине XII века, во время правления князя Яромара I. Вслед за этим событием племя Руян, как утверждают современные историки, приняло христианство, что в действительности маловероятно, хотя бы ввиду того, что в других регионах исконная вера славян уступала новой религии большой кровью, а «религиозные войны» на территории Древней Руси велись вплоть до XIV-XV веков.

Уже упомянутый Саксон Грамматик писал о том, что даны разрушили храмовый комплекс Арконы, который фактически представлял собой нечто среднее между городом, храмом и крепостью. По величине Аркона, город славян, превосходил все известные на тот момент города. В центре располагалось святилище Свентовита (Световита), древнеславянского бога, покровителя небесной истины (многие племена, в частности – сами Руяне, почитали его как верховного бога). Святилище предположительно имело порядка 480 метров в длину (с севера на юг) и 270 метров в ширину (с востока на запад).

В процессе археологических раскопок, которые велись в 1921, 1930, а также в период с 1969 по 1971 годы, обнаружено, что отдельные фрагменты храмового комплекса были построены в IX веке, однако, относительно датировки большей части сохранившихся элементов конструкции нет никакой информации. Судя по «Деяниям данов» Саксона Грамматика Аркона к XII веку уже считалась древним городом, это позволяет предположить, что храм-крепость был построен значительно раньше.

Подробное описание храма Световита, который располагался в самом центре Арконы, можно найти в «Деяниях данов», и в рамках данного материала нет смысла пересказывать этот средневековый текст. Важно другое. Это храм, вероятно, представлял собой крупнейшее религиозное сооружение во всей Европе, а его убранству могли позавидовать дворцы самых могучих императоров. Более трех с половиной веков «благородные рыцари», католики и правоверные, пытались захватить Аркону. Ни один «крестовый поход» закончился у стен этого легендарного города. И каждый раз навстречу захватчикам выходили 300 воинов, всего лишь 300 дружинников на белых конях и в ярко-красных плащах. Существует легенда, что их нельзя было сразить, ибо защищал их сам Световит, великий бог предвечной истины. Также легенды гласят, что «триста воинов Арконы» путешествовали по всем славянским землям, защищая святыни от врагов. И везде, где они появлялись, иноземные силы умывались кровью, а в сердцах выживших навсегда поселялся животных страх.

Но, как уже было сказано выше, Аркона все-таки пала. Датский король Вольдемар I послал на захват города 15 000 своих лучших солдат. 300 витязей Арконы погибли в том бою, но из воинов Вольдемара ни один не вернулся домой. Более того, датчане, лишившись львиной доли своих сил, не посмели двинуться дальше, вглубь территорий, подконтрольных племени Руян. Однако, в данном случае речь идет о легенде. Если же обратиться к информации, оставленной нам средневековыми европейскими хронистами, то все в том далеком, 1168 году, сложилось несколько иначе. Под началом Вольдемара I (считая союзные войска Генриха Льва, саксонского герцога) находилось более 30 000 человек. 9 мая 1168 года он высадился на острове Рюген недалеко от города Аркона. Навстречу ему вышли 2500 дружинников, регулярное войско Арконы. Хронисты пишут, что почти все славянские воины пали в первом же бою, но и Вольдемар всего за один день потерял более трети личного состава. В городе остались лишь мирные жители и 200 человек гвардии, служившие непосредственно в храме Световита. Осада Арконы продлилась до 12 июня, и после того, как одна из стен крепости (Аркона практически полностью была деревянной ) оказалась подожжена захватчиками, датчанам удалось ворваться в город. Считается, что стену не успели потушить, потому что спустя месяц осады в Арконе закончилась вода.

После того, как город был взят, войска Вольдемара подошли к главному храму, святилищу Свентовита, который защищал главный жрец и 200 витязей. Хронисты пишут, что битва за святилище длилась более двух недель. После взятия Арконы у Вольдемара осталось чуть менее 15 000 солдат, чего оказалось явно недостаточно для дальнейшего продвижения вглубь острова. Тогда датский король предложил Яромару I, руянскому князю, мир.

Сложно сказать, что в этой истории является правдой, а что – чистый вымысел. Насколько легенда о падении города Аркона соотносится с историческими фактами? Сложно сказать, тем более, если вспомнить, что историю всегда пишут победители. Но даже если «победители» честно поведали нам, что менее 3000 славянских воинов сумели «уполовинить» тридцатитысячную армию датчан, то красивая легенда о «трехстах воинах Арконы» выглядит не так уж сказочно, не правда ли?

К сожалению, на данный момент правда нам не известна. Также неизвестно, куда делись все богатства храма. Часть, разумеется, была разграблена, но, к примеру, трехметровый куммир Свентовита, представлявший по легенде высочайшую ценность Арконы (Саксон Грамматик пишет, что он был сотворен из золота, платины и других благородных материалов), бесследно исчез. Есть легенда, по которой датчане попытались вырвать из рук куммира великолепной работы клинок, после чего упали замертво. Впоследствии куммир был попросту сброшен в море, ибо солдаты Вольдемара решили, что «он проклят». Вероятно, клинок Свентовита был сделан из метеоритной стали, на это намекает все тот же Саксон Грамматик.

В действительности, важно то, что память об Арконе, городе славян, жива. Жива и легенда о трехстах непобедимых воинах. А это значит, что древняя культура наших Предков вовсе не обречена, ведь мы помним. Помним, не смотря на то, что «историю пишут победители».

Аркона - это храмовый город государства русов на острове Руян (Буян) в Варяжском море (ныне германский остров Рюген в Балтийском море). После падения Арконы в 1168 году от рук иудохристиан - начался невиданный и крупнейший на земле геноцид - Drang nach Osten, немецкий натиск на восток, в результате которого западнославянские земли оказались захваченными, а народы и племена - уничтоженными или ассимилированными.

Западнославянские прибалтийские племена (венеды-венды), расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли высокого развития к IX-X векам нашей эры, построив на острове Руян (Рюген) священный город храмов Аркону, который выполнял для всех прибалтийских славян роль славянской ведической столицы. Здесь осталось множество названий указывающих на это: Росток, Любек, Шверин (Зверин), Дрезден (Дроздяны), Лейпциг (Липск) и это далеко не все из них. На южном побережье Балтийского моря, на территории бывшей ГДР, жили славяне - руяне или руги. Остров Руян (Рюген), в Балтийском море, на северо-востоке Германии знают, без сомнения, все, кто интересуется славянской Летописью и Верой славян. Место легендарное, мистическое.

Карта острова Ругия /Рюгена/ Герарда Меркатора (1512-1594)

Ведь именно здесь, в самой северной точке острова находилась легендарная крепость Аркона . Высоко на меловой скале, на крутом обрыве, защищённая с трех сторон морем, а с четвёртой, огромным крепостным валом, неприступная для неприятеля, столица самого могущественного племени западных славян.

Древние славяне всегда использовали особенности природных ландшафтов для обороны своих городов, но расположение Арконы настолько великолепно, гениально и невероятно, что позволяло этому маленькому славянскому княжеству сохранять свою волю, независимость и Веру, находясь постоянном состоянии войны с во многом превосходящими по численности и военной мощи иудохристианскими соседями - католическим Польским государством, императорской Германией и Данией. И не только обороняться против многочисленных врагов. Обладая мощным флотом, руяне долгое время держали под контролем большую часть южного побережья Балтийского моря.
Огромные богатства накапливались в крепости Аркона, отчасти будучи завоёваны в военных походах, отчасти будучи преподносимы в виде дани и жертве богу Святовиту (Свентовит) всеми остальными славянскими племенами. Жрецы с дарами Богу Святовиту шли не только со всего балтийского побережья, современной восточной Германии и Польши, но и из Моравии и Руси. Сохранилась память об этом месте и в русских сказаниях.
В древнерусских сказаниях это остров Буян в море-окияне, там где Камень-Алатырь бел-горюч лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает и подпирает центр мироздания. Аркона — Ярконь — ярый — огненный белый конь — символ благодати Бога света -Световита. Белый конь - символ наследия русами традиций своих предков, легендарных ариев.

Илья Глазунов "Остров Рюген. Жрец и священный конь Святовита"

Храм Аркона на острове Руян был главной святыней западных славян, являлся крупнейшим культовым центром и последним бастионом западнославянского язычества, противостоящим воздействию иудохристианства. По общему убеждению балтийских славян, бог Святовит давал самые знаменитые победы, самые точные прорицания. Поэтому для жертвоприношений и для гадания сюда стекались славяне со всех сторон Поморья.

Священный белый конь жил в Арконе при храме Световита (Свентовита). Его гриву и хвост оставляли нестрижеными. Оседлать скакуна мог только первый жрец. Сей конь, также участвовал в гаданиях, посредством него гадали перед началом военного похода. В важнейших битвах белый конь стоял на княжеской ладье.
В особо важных случаях священный конь "давал ответы" на трудные вопросы государственной важности - белый конь нес волю Световита, идя сквозь тернии обряда - с Богами-Предками всегда советовались русы на перепутье жизненных дорог.
Существовало несколько способов гадания служителями Световита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога.
Служители втыкали перед храмом три пары копий на известном расстоянии друг от друга, к каждой паре привязывалось третье копьё поперёк. Жрец торжественно произносил молитву, затем выводил коня за узду из сеней храма и вёл на скрещенные копья. Если конь, походя через все копья, ступал сначала правой ногой, а потом левой - это считалось счастливым предзнаменованием, если же конь ступал сначала левой ногой, то военный поход в этом случае отменялся.
И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета, так и говорят: «Встал не с той ноги» .
Три пары копий, возможно, символически отображали при гадании волю богов небесных, земных и подземных (3-х царств по русским сказкам).
Гадали также следующим образом: под вечер коня оставляли вычищенным, а утром находили его вспененным и грязным (всю ночь Световит бьётся с врагом на своём коне). По состоянию коня и определяли, стоит ли начинать войну или нет - намечаемый поход благословлялся, только если боевой богатырский конь Световита был в отличной физической форме.

При храме находилась постоянная дружина в 300 витязей на белых боевых конях каждый из которых добровольно шел служит от своего племени это был удел избранных, оснащенная тяжелым вооружением. Эта дружина участвовала походах, изымая в пользу храма треть добычи.

Аркону описал датский средневековый автор Саксон Грамматик ("Gesta Danorum"): “Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга он ограждён природной защитой... с западной стороны его защищает высокая насыпь в пятьдесят локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается прекрасный деревянный храм, почитаемый не только благодаря великолепию своего зодчества, но и благодаря величию бога, которому здесь был воздвигнут идол”.
Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др.

Всеволод Иванов "Храм Святовита в Арконе"

Главным богом Арконы был Бог Световит (Свентовит), ему посвящался самый крупный и самый богатый храм на острове (при раскопках рядом с храмом была обнаружена площадь народных собраний, а западнее располагались жилые сооружения).
Светилище (святилище) располагалось на вершине мыса, главная площадь была защищена со стороны моря крутыми обрывами, а со стороны острова двойным полукольцом системы рвов и валов (вообще характерных для славянских светилищ), а на центральной площади стояло деревянное капище, окружённое частоколом с большими воротами во двор.

Всеволод Иванов "Радуга над Арконой"

Внутри святилища стоял истукан Святовита. Сам храм был деревянным строением и возвышался на равнине.
Стены храма украшали картины, имелся лишь один вход. В здании было два помещения, в одном из которых, состоявшим из нескольких столбов и чудесных занавесей, находился кумир Световида и его полное боевое снаряжение: меч, а также узда и седло его коня, который содержался здесь же в храме.
Когда-то этот храм Световита был одним из самых светых-светлых (святых) мест Венеи (Европы), чудом Света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у иудохристианских соседей зависть и ненависть.

Идол Святовита установленный в Арконе польскими родноверами в 90-х годах ХХ века

Кумир Световита имел четыре лица, смотрящие в разные стороны света и, возможно, символизирующие власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени. По одной версии в левой руке у него был лук, по другой она упиралась в бок. Рубаха была сделана до локтей; нижние части рук были сделаны из разных сортов дерева и так причудливо соединены с коленями, что при первом взгляде трудно было распознать место их соединения. Ноги покоились как бы на полу и уходили в землю». В правой руке, божество держало выложенный разными металлами рог, поражающий своими размерами - священник ежегодно наполнял его жидкостью, чтоб потом по её качествам предсказать будущий урожай (сам кумир намного превышал человеческий рост), при бедре висел меч в серебряных ножнах.

Кроме всего перечисленного в храме находилось священное знамя Световида (Станица ), его несли впереди войска перед сражением. Как и другие военные атрибуты, знамя говорит нам, что Световид почитался богом войны.
Рог Световида означал покровительство плодородию.
Праздник в честь Бога Святовита у славян отмечался выпечкой огромного общественного пирога, для изготовления которого должно было потребоваться большое количество зернотерок.

Летописец XII века Саксон Грамматик подробно описывает, как у балтийских славян на о. Руян, в святилище Святовита производился обряд в честь божества.

Первый день уходил на приведение в порядок деревянного храма.
На другой день народ собирался перед входом в храм, и жрец приносил в жертву рог с вином (предполагают, что правильнее считать -- с медом) и просил умножения богатства и новых побед.
Рог он вкладывал в правую руку идола Святовита, "затем приносили в жертву округлый медовый пирог высотою почти в человеческий рост. Жрец ставил пирог между собой и народом и спрашивал руян, видно ли его за пирогом. Если отвечали, что он виден, то жрец высказывал пожелание, чтобы на будущий год эти же самые люди не смогли бы его видеть (за пирогом). Однако это не означало, что он хотел смерти себе или своим землякам, но являлось лишь пожеланием еще более обильного урожая на будущий год"

У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями. А саму Аркону окружали ещё несколько селений. Священный город Аркона, являлся в те далекие времена кузницей боевых искусств Европейского Севера. Древняя история полабских славян доносит до нас воспоминание о том, что существовал особый вид воинского служения при храмах. Эти храмовые воины и назывались изначально витязями.

Когда, после непрестанной многовековой борьбы с франкскими, германскими, датскими иудохристианскими крестителями, народы балтийских славян один за другим - были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтущим родных Богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.
.

Гибель Арконы


Весной 1168 г. по приказу иудохристианского епископа Абсалона войска датского короля Вальдемара I с союзниками - напали на Арконскую Державу.

Почти полтора месяца была война во владениях ругов на берегу Балтийского моря. И только потом, когда остатки войск отошли к острову - датский король с немецкими отрядами начали штурм самого города-крепости Аркона.
Всего у захватчиков насчитывалось до 20 000 воинов - проффесиональных воинов, а не крестьян набранных в деревнях...
Уже в самом начале, в первый же день - погибло основное войско Арконы (около 2500 человек) , отражая высадку иудохристианских пришельцев.
Потом целую неделю датчане и немцы штурмовали городские стены, где стояли простые люди, которые героически сражались. Когда христианское воинство не смогло взять штурмом город - его подожгли сразу со всех сторон. Славяне кидались в огонь и предпочитали смерть плену и крещению.

Все это время, бок о бок - сражалась с остатками арконского войска - проффесиональная дружина витязей храма - ко времени падения города их осталось менее 200 человек. И вот когда после пожара город был взят - остался только храм Световита.
Почти неделю 200 с небольшим воинов обороняли его от 15 000 войска (столько осталось от 30 000 войска христиан - около 10000 погибло на побережье и 5000 при штурме).

Храм был укреплен и расположен на вершине утеса, к нему вели 2 дороги на которых и стояли насмерть арконские воины.
За 2 недели боев (в немецких летописх пишут 6 дней и потери занижают...) витязи-воины храма Световита, которых оставалось к тому моменту всего 9 !!! человек - вывели из строя почти 4500 тысячи проффесинальных иудохристианских воинов. Трупами заполнился весь ров перед храмом, мечи брались у убитых товарищей.
Норманны и даки уже просто боялись идти на очередной штурм, погибли 2 брата короля, 7 баронов, мечами разрубались всадники вместе с лошадьми. Ведь это были лучшие воины славян - лучшие из лучших!

В послений день, когда осталось всего 9 воинов храма, отряд за отрядом на штурм храма шли немецкие и датские отряды, впервые применив метод смены, ночью бились датчане, а днем немцы.
Обессилевшие и не спавшие несколько ночей славяне не сдавалась и за последний день немцы не смогли никого убить из 9 славянских храмовых войнов-витязей (один из них был верховный жрец)

Тогда датчане собрали все бочонки со смолой (ее уже подвезли к этому времени на кораблях) и с катапульт кораблей закидали храм, а потом подожгли.
Горящие обоженные славянские вои-бойцы выбежали из храма и кинулись в гущу войск убивая всех, пока не погибли сами....
Так погибла последняя ведическая Держава славян в Венеи (Европе).

Офицальная христианская дата падения Арконы 15 июня 1168 года, но эти 2 недели были вычеркнуты из многих летописей, никто не хотел знать о героях.
На самом деле падение призошло 1 июля 1168 , именно тогда и сгорел храм с последними защитниками.
По преданию возрождение нации русов и Родноверие, начнется когда на Аркону вновь вернут поруганный идол Световита (Свентовита).1168 год. Воинствующие христиане под предводительством епископа Абсалона уничтожают статую бога Святовита в Арконе.
После захвата датским королём Вальдемаром I острова Руян, был осквернен и разграблен храм Световита, кумир Световита вместе с другими изображениями языческих кумиров истреблен епископом Абсалоном (Гельмгольд "Славянская Хроника". До 1177 г.).

1 июля 1168 г. была дотла разрушена Аркона — святилище на острове Руян, бывшее некогда единым общеславянским. В огне рухнул храм Световита, солнечный храм всех славянских племён. Его сжёг христианский датский король Вальдемар 1, опять-таки прозванный "Великим". Итак, последний, самый северный оплот славян был стёрт с лица земли. Жертвенной кровью балтийских славян — упился ненасытный Иегова. Но были ещё славяне восточные. Был могучий народ Рус. И была святая Русь. Да, Русь была Святой именно до кровавого своего "обращения" в христианство. Святые — значит Светлый (солнечный), смысл здесь созвучно сливается.

После падания Арконы начался невиданный и крупнейший на земле геноцид славян (это был не не липовый еврейский Холокост) - за 50 лет из 8 миллионов славян осталось в живых, т.е. как бы ассимилированными менее 0.5 млн. чел.
Но об этом в Европе ни строчки - это табу...
Вся ГДР это все славянские земли, не зря Сталин разделил Германию по границе расселения славян во времена Арконы.
Восточные и Западные (Балтийские) славяне это родственные группы, они ближе к нам, чем южные славяне или поляки или чехи. Никаких различиий между нами русичами и ними не было. Это была огромная неиудохристанская Цивилизация, непокорившая иудохристианскому кресту и погибшая, но мы всегда будем помнить о них.

Вот вся предыдущая Хронология тех времён:

Лѣто 6632 от С.М.З.Х.
1123-1124 годы н.э. Князь ободритов Генрих попросил помощи у императора Лотаря, чтобы выступить войной на Ругию и отомстить за смерть своего сына, убитого руянами. Руяне, видя преимущество врага, выслали своего жреца для переговоров. Цена мирного договора была высока - 4400 марок выкупа. Руяне не имели таких денег, как пишет Гельмольд, и дань оплачивает святыня в Арконе из сокровищницы Световита.
Князь Генрих почувствовал себя обманутым при взвешивании серебра, но часть денег была уже заплачена. И война разгорелась снова, но руяне одержали победу.

Лѣто 6636 от С.М.З.Х.
1128 год н.э. Несмотря на военную помощь Ругии, был христианизирован Щецин.

Лѣто 6644 от С.М.З.Х.
1136 год н.э. Король Эрик выступил в крестовый поход на славян, развязав большую войну. Ругия была вся разорена. Эрик захватил Аркону, перекрыв доступ защитников к питьевой воде. Руяне спрятали святое изваяние Световита, когда надежда на помощь угасла, а осаждающие войска крестоносцев отсекли от города укреплённый доступ к воде. Ища спасения для своего народа, они притворно поддались требованиям короля принять христианство и приняли “добровольно-принудительное” крещение - омыли свои тела и утолили жажду в ближайшем пруду. Датчане, уходя, оставили в крепости ксендза, чтобы он надзирал за привитием новой иудохристианской религии.
Но как только солдаты Эрика погрузились на корабли и отплыли в Данию, из ворот Арконы вышвырнули ксендза... Руяне вновь могли свободно чтить своего родного Бога Световита.

Лѣто 6655 от С.М.З.Х.
1147 год н.э. Руяне спасли языческого князя ободритов Никлота, послав свой флот ему в помощь, во время очередного крестового похода против славян. Но силы были уже не те. Маленький остров в Балтийском море окружали не только бурные волны, но и враждебные государства, где господствовала чуждая для славян иудохристианская идеология.

Лѣто 6668 от С.М.З.Х.
В 1160 году н.э. князь Ругии Тетыслав начал переговоры с Вальдемаром I Великим - правителем Дании, а также с Абсалоном - епископом Роскильда. Вследствие этого был заключен мирный договор с Данией, а в 1162 году руяне даже поддержали датчан при осаде Вологощи. Епископ Абсалон принял вскоре участие в совете руян, где высказал мысль о принятии христианства жителями Ругии. Князь Ругии поддержал это предложение, так как оно было в его собственных интересах, потому что власть князя была сильно ограничена жрецами Световита, а христианизация навсегда устранила бы жреческое сословие из политической игры (похожие “мудрые” мысли приходили князьям восточных славян во время христианизации X-XII веков, да и теперь некоторые современные “славянские воины” недалеко ушли от образа мыслей Тетыслава...). Князь руян предал жрецов и народ, который в 1166 году оставался единственным на Балтике славянским племенем, которое свободно придерживалось Родной Веры.

Лѣто 6676 от С.М.З.Х.
19 мая 1168 года датчане под предводительством короля Вальдемара I и епископа Абсалона высадились на Ругии. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва, которыми руководили княжичи Казимир и Богуслав, ободритский князь Прибыслав и Берно - епископ Мекленбургский.

Итак, король напал на Ругию с большим количеством воинов и осадил город Аркону, залив предместье реками крови. Город взять было не легко: высота стен с валом достигала 27,15 метра и каменные машины не могли их преодолеть. Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды. Осаждённые, уверенные в своих силах, покрыли башню над воротами знамёнами и орлами. Между ними была и Станица - военное знамя руян, которое последние чтили как знамя всех Богов.

12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, а малое количество воды не позволило погасить пожар. Жители, находясь в безвыходной ситуации, бросались в пламя, не желая быть рабами. А король приказал вынести кресло на место обозрения и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал в Вейлетъ 23 числа, Лѣта 6676 от Сотворения Мира в Звѣздномъ Храме. Но Храм Световита продолжал обороняться до последнего воя.... и был покорён лишь 1 июля 1168 года
Захватчики разграбили, осквернили и потом сожгли-уничтожили храм Бога Световита на Арконе. По воле датского короля Вальдемара на месте храма Святовита воздвигнули иудохристианский храм.Церковь в Альтенкирхен (Altenkirchen), старейшая церковь Рюгена (построена около 1200 года)
В её убранстве использованы отдельные элементы разрушенных крестителями славянских языческих храмов:

Чаша из Храма Святовита, теперь она в «Альтенкирхен» крестильная чаша


Культовый славянский « камень Световита», вмонтированный в стену внутри церкви «Альтенкирхен»

Часть апсиды церкви / Крины (символ плодородия) вмурованные в кладку стены


В 1308 году на Балтике произошло землетрясение, после которого большая часть острова Руян (Рюген) и добрая половина Арконы ушли на морское дно. В 1325 году скончался последний князь руян, Вислав III, а еще через 80 лет на Рюгене умерла последняя женщина, говорившая по славянски. Прибалтийский славянский венедский этнос прекратил своё существование, так считают многие, но даже сейчас почти в самом центре давно онемеченной земли можно услышать древнюю славянскую речь...

В настоящее время вместо древней крепости высятся два маяка. Первый соорудили в 1826 году, а второй помоложе — в 1902 году

Стихи посвященные героическим защитникам Арконы

Видение

Мне снится древняя Аркона,
Славянский храм,
Пылают дали небосклона,
Есть час громам.

Я вижу призрак Световита
Меж облаков,
Кругом него - святая свита
Родных богов.

Он на коне - и слишком знает
Восторг погонь,
О, вихри молний нагоняет
Тот белый конь.

Он бросил алую Аркону,
Туман завес,
И льнет к нетронутому лону,
К степям небес.

Он позабыл священность красных
Заклятых стен
Для свежей радости неясных
Измен, измен.

И рог с вином им брошен в храме,
И брошен лук,
И с ним несется небесами
Громовый звук.

Славянский мир объят пожаром,
Душа горит.
К каким ты нас уводишь чарам,
Бог Световит?

Белый конь споткнулся в последний раз
Когда шел через наши копья
И волхвы рекли:"Вот настал ваш час
Подтвердить свою веру кровью!"

И запахло в воздухе дымом костров
Потянуло чадом угарным
Враг пришел,чтоб разрушить родимый кров
Чтоб смести с земли город славный.

Четырех светлых ликов немой укор
Свет небесный у изголовья
И повсюду,куда я не кину взор
Пурпур храма смешался скровью

Нас осталось немного,надежды нет
Выжить в мареве сечи грозной
Что ж,умрем как один в битве с тьмой за Свет
В битве Правды сизвечной ложью!

Небо примет в чертог свой души людей
Павших за Святые Законы
Свентовит! Видишь,вот - я иду к тебе!
Я,последний воин Арконы!

Русичу

Будем думу думать
Вместе с облаками
Доверяясь чутко
Четырем ветрам.
Расплескалось небо
Зыбкими волнами
Просквозило солнце
Световитов храм
То встает из пепла,
Властная Аркона,
Чтоб напомнить миру
Об иных летах,
Где превыше Правды
Не было закона,
Где сердцам славянским
Был неведом страх.
Вещей птицы клекот
Проплывет над нами,
Воссияет древний
Камень-Алатырь,
И поднявшись гордо
Вровень с облаками,
Вновь расправит плечи
Русский богатырь.
Развернись,виденье,
Лейся, жар небесный,
Не смолкайте,ветры,
Чтобы сердце вдруг
Осветилось чистой
И высокой песней,
Чтобы каждый русич
Вспомнил,
Чей он внук!

Плач по Арконе

Душа моя плачет: печальные стоны
И чистые слезы славян
И пепел свещенный сожженой Арконы.
И кровью омытый Буян...

Но память - как книга:
Впечаталась в сердце тяжелая поступь шагов.
Несет крестоносцам легатов интрига
Лишь смерть, а не новых рабов.

Костров ритуальных светые уголья
Сглотнет беспощадный пожар.
На прахе славянском готовит застолье
Король-людоед Вальдемар.

Над сломленным Дубом внимает злословью,
Под тенью паучьей креста,
В плащах белоснежных, забрызганых кровью,
Надменная челядь Христа.

Датчан вероломных, крестом подгоняя
Глумится пузатый монах,
Детей некрещеных в кострище бросая,
Другим непокорным на страх.

Пируют монахи и грязные рясы
Балтийские треплют ветра.
Уродливой тенью их мерзкие плясы
Ложаться в сияньи костра.

Ни крика ни стона,нислов о пощаде
Лишь недругов пьяных разгул.
Аркона разрушена -- в белых нарядах
Народ сном последним уснул...

Но дарит нам свет свой незримый Аркона,
И силы даёт нам Буян,
И в битве последней повергнет Дракона
Свещенная вера славян
===============================
Меч звенит,
Стрелы градом кругом летят,
Флот горит,
И датчан корабли горят

Смерть и стон,
Перед храмом гора из тел:
Дан сражен,-
Был он телом могуч и смел,

Рядом пал
На колени пронзенный гот
Остр металл,
Вместе с готом и сакс умрет.

Снова дан,
Снова сакс и кровавый брит...
Сколько ран!
Вот и друг мой упал - убит!

Сталь крепка,
Но на части распался щит,
И рука., что держала его, кровит.
Дрожь и боль...
Навзничь рухнул железный дан.

Что ж, король,
Ты хотел покорить руян?
Думал - враз,
И славяне у ног твоих?
А сейчас
В груде трупов лежишь, затих.

Штурм идет
Без тебя, Вольдемар седой,
Рог поет,
Собирая порубленный строй.

Стая псов,
Вы явились с мечом, огнем
В край отцов...
И в Ирий мы сейчас идем.

Флот не спас,
Не пришла нам на помощь Русь.
Мало нас,
Из-за этого в сердце грусть.

Чернобог,
Святославие ты распял;
Князь помог
И калёный жестокий металл.

Крест обрек
Русь на долгий и трудный плен,
Но Сварог
Ей поможет, поднимет с колен!

Сотни лет
Будет ждать свой время Бог -
Вечный Свет!
Жаль, что нас Святовит не сберег.

Мы уйдем,
Растворимся в седых веках,
И найдем Вечный мир и покой в облаках.
Боги нас
Примут радостно на века,

А сейчас
От меча онемела рука.
Храм стоит,
Непокорной стоит скалой.

Святовит,
Дай нам силы и путь открой
В мир любви,
В мир покоя, там Род и свет.

Мы в крови
Умираем и помощи нет.
Храм мы твой
Защищаем, пресветлый Бог,
И покой
Нам подарит отец Сварог.

Меч звенит,
Стрелы градом кругом летят.
Храм горит,
И защитники в нем горят...

Остров Рюген находится на южном побережье Балтийского (Варяжского) моря. Рюген был заселён примерно с 4000 года до н.э. В 7 веке на острове Рюген жило мощное славянское племя — руяне (Rugieris) или руги (Rugii), основавши здесь, на побережье Померании, славянское княжество, ставшее политическим и торговым центром (гавань Ralwick) Варяжского моря на торговом пути из Готланда, и хорошо укреплённым религиозным центром на мысе Аркона.

Славянские прибрежные поселения, расположенные в большом количестве на всех речных торговых путях, имели огромное значение в торговле на Балтийском (Варяжском) море. Много скандинавских купцов жили постоянно в некоторых крупных рыночных центрах западных славян.

Ныне большие территории южного побережья Балтийского моря принадлежат Германии, и она хранит множество славянских топонимов — Росток, Любек, Шверин (Зверин), Лейпциг (Липск), Берлин — («берлога» — логово бера-медведя). .

«Остров на море лежит,
Град на острове стоит…»
А.С. Пушкин.

Сохранилось древнерусское сказание о дивном острове: «Там на море-Окияне, на острове Буяне бел-ключ камень Алатырь лежит … Прадуб древний, неохватен и могуч, стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». » Ирий — это Рай на седьмом небе, а алатырь — это янтарь!

На острове Руяне, на высоком 40-метровом мысу, обращённом на восток, археологи обнаружили храмовый город-государство руссов — Аркона — Ярконь — ярый конь — солнечный белый конь Святовита.

Аркона — лежит на вершине высокого белого берега острова Рюген, и с трёх сторон омывается водами Балтийского моря. Городище-святилище Аркона сейчас занимает площадь с востока на запад 90 метров, и с севера на юг — 160 метров, хотя археологи предполагают, что размеры святилища были в три раза больше.

У северного склона горы в святилище Аркона находится святой источник и к нему проложена дорожка.

«Другой остров расположен напротив вильцев (лютичей) . Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. …Ране, у других называемые руанами ,- это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому благодаря особому почитанию этого святилища они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться.» - Адам Бременский «Деяния епископов Гамбургской церкви» («Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum»)

Археологические раскопки святилища Аркона проводились в 1921 г., 1930 г., 1969 -1971 годы. В окрестностях городища Аркона расположены 14 поселений и большой курганный могильник, напоминающий курганные погребения северо-западной Руси.

По данным археологии, раны (руяне) располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также вели войны с соседями, защищая свою территорию. Торговля в Арконе велась с 8 века до 10 века.


Археологи открыли два основных поселений на острове Рюген (Rьgen):
(1) Гавань в Ralswick на острове Рюген была торговым центромс 8 до 10 века. В гавани археологи нашли двадцать (20) домов, с примыкающими к ним участками побережья Балтийского моря, и удобными пристанями для торговых кораблей. Жители — скандинавы и славяне занимались различными ремеслами и торговали с иностранными купцами. За городской чертой на возвышенности, были найдено более 400 курганов, захоронения скандинавов и славян схожие.

(2) Святилище Аркона — языский храм и крепость Ругов (Rugieris). Святилище Аркона располагалось на вершине мыса, защищённого со стороны моря крутым обрывом, а со стороны суши — двойным полукольцом насыпных валов и рвами с водой. Святилище охраняли 300 воинов-ругов. В центре святилища Аркона находилось древнее капище, окружённое бревенчатым частоколом с большими воротами. Внутрь капища мог входить только верховный жрец бога Святовита. .

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, С.-Пб., Брокгауз-Ефрон, 1890-1907. «Ругии - многочисленный и могущественный народ, живший в северной Германии, по берегу моря, между Одером и Вислой. Во время переселения народов Ругии присоединились к готам и переселились в области по среднему течению Дуная.

В 1325 году умер последний князь руян Вислав-3, и остров Рюген (Rьgen) был завоеван герцогом Померании. В 1405 году на острове Рюген умерла последняя жительница говорившая по-славянски — .

Почитание языческого бога Святовита в народе было настолько сильным, что новая христианская религия была вынуждена считаться с нею. Именно поэтому христианские церкви строили на древних языческих капищах, а камни с изображениями языческих богов встраивали в стены христианских храмов. Имена языческих богов превращали в христианские святыни, так капище языческого Святовита было превращено в храм Святого Вита на острове Рюген.

В эпоху борьбы с язычеством и насаждением христианства в Британии известен епископ со странным славянским именем Свитун Винчестерский (St. Swithun of Winchester), умерший 2 июля 862 года и погребённый у стен строившегося Винчестерского собора.

Завещание Св. Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) было выполнено через сто лет, когда был наконец-то достроен Винчестерский собор и 15 июля 971 года монахи перенесли останки Святого Свитуна внутрь нового великолепного Винчестерского собора, посвященного Святой Троице, святому Петру (Saint Peter), святому Павлу (Saint Paul) и святому Свитуну (Saint Swithun).

Согласно легенде, во время церемонии перезахоронения Св. Свитуна Винчестерского обрушился сильнейший дождь, и впоследствии проливные дожди также шли в каждую годовщину смерти епископа. В Британии Св. Свитуна Винчестерского почитают «покровителем погоды» — это указывает на связь христианского епископа с древними языческими традициями, которые он принял на себя для привлечения язычников в христианский храм. Согласно древним народным приметам, если на святого Свитуна идёт дождь, то дождь будет продолжаться 40 дней (If it rains on St. Swithun’s Day, it will rain for forty days).

Символами святого Свитуна являются яблоки с посаженных епископом деревьев. В Англии говорят, что не следует есть яблоки раньше Дня святого Свитуна.

В 1005 году епископ Винчестерского собора Эльфеах (Ælfheah, англо-саксон.: «elf-high»; ook Alfegus, Alfege) был избран новым архиепископом Кентерберийским. Уходя из Винчестерского собора , епископ Эльфеах (ок. 953 — 19 апреля 1012 г.) взял с собой в Кентербери святую реликвию собора- голову Св. Свитуна , умершего в 863 году. Епископ Эльфеах был убит викингами в 1012 год у. В позднесаксонский период Свитуну приписывали силу, излечивающую раненых в бою воинов , калек и возвращающую зрение слепым.

До 1316 года голова Свитуна хранилась в Кентербери, далее следы реликвии теряются. Но в конце 14 века голова Свитуна появляется в Нормандии в соборе Эвре (Evreux), который начал отмечать праздник св. Свитуна

В Норвегии в 1125 год у святому Свитуну был построена приходская Римско-католическая церковь Св. Свитуна (норвеж.: Sankt Svithun kirke) в Ставангере (Stavanger) и хранились мощи святого Свитуна (старо-англ.: Swīþhūn = Свидун ) из Винчестера. Интересное сходство имён Swīþhūn = Свидун и «Sviðurr ok Sviðrir er ek hét at Sökkmímis» - «Свидур и Свидрир я был у Сёккмимира», «Viðurr at vígum» - «Видур в боях» («ВЕДУН» ); — из Перечня в Старшей Эдде в одной в главе «Речи Гримнира». Proto-Germanic: * - «воданаз» или *Wōđinaz — «водиназ»; Danish: Woen (ВОЕН), Woden (ВОДЕН); Anglo Saxon: Woensdag = среда, ВОЕНА-ДЕНЬ (Danish: Woen)

Именно под знамёнами Святовита войны участвовали во всех сражениях, бог Святовит вёл их в бой, как Один бог войны , которому приносили человеческие жертвы поверженных врагов и христиан. Воин мог завоевать в бою благосклонность Одина бросив копьё в своих врагов с криком: «Один владеет всеми!» (Старый норвежский: Óðinn á yðr alla ).

Датский летописец Саксон Грамматик (Saxo Grammaticus 1140-1208) написал 16-томную хронику «Деяния данов» (Gesta Danorum), в которой описывается история Дании с древнейших времён до XII века, а также история некоторых других северных стран, в том числе и западно-славянских. В частности, в этой книге описывается Аркона (или как теперь её называют немцы – Яромарсбург (Jaromarsburg)), столица славянского племени руян (ранов) на острове Руян (ныне Рюген), численность славянского населения которого к моменту его завоевания в XII веке, по западным источникам, составляла, как минимум, 70 000 человек.

Аркона являлясь городом-храмом, сосредоточием веры западных славян. Да и не только их. Датский король Свейн (960-1014) жертвовал добычу в храм Арконы. Ещё в XI веке поклониться его главной святыне, четырёхглавому кумиру Святовита, шли паломники из уже два века как христианской Чехии. Храм Арконы стал главным религиозным центром славянского Поморья в IX-XII веках. Он располагал обширными земельными угодьями, дававшими ему доход, в пользу него собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Руян. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне. Поэтому в храме стояли сундуки, наполненные драгоценностями.

Вот, что пишет Сакон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей… Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтённый не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут . Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными.

Только один вход был во внутренность храма, окружённого двойной оградой… В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две – к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая – налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян.

В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом.

В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нём был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием…

Один лишь жрец имел право кормить и седлать коня этого: божественное животное нельзя было оскорбить частым пользованием. Руяне верили, что Свантевит выезжает на коне этом на битву с врагами своего святилища и своей земли. И доказательством тому якобы служило обстоятельство, что нередко его находили наутро в стойле покрытым потом и грязью, словно бы он проделал дальний путь.

Также от коня этого предсказания принимались. Когда собирался военный поход, служители храма Свентавита втыкали в землю перед святилищем крест-накрест шесть копий, после чего подводили к ним священного коня. Если ступал он через копья правым копытом, считалось это добрым предзнаменованием для исхода военных действий. Если же хоть раз поднимал он сперва левое копыто, тогда отменялся поход в чужие земли. Точно также отменялся и морской поход, если белый конь Свентавита пойдёт не с правой ноги через копья, и даже решения о торговых сделках зависели от предсказаний оракула… Свентовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской…»

Каждый год в городе-святилище совершались жертвоприношения. Они происходили поздним летом, после уборки урожая. Чтобы узнать, как происходило это важное для западных славян празднество, снова обратимся к свидетельству Саксона Грамматика:

«Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. Его жрец, вопреки отеческому обычаю отличавшийся длинной бородой и волосами, накануне дня, когда надлежало священнодействовать, малое святилище – куда только ему можно было входить – обычно с помощью метлы тщательно убирал, следя, чтобы в помещении не было человеческого дыхания. Всякий раз, когда требовалось вдохнуть или выдохнуть, он отправлялся к выходу, дабы присутствие бога не осквернялось дыханием смертного.

На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния.

Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая…

Ежегодно причитается идолу с каждого мужа и каждой женщины по монете как сбор на почитание. Ему уделяют также третью часть от военной добычи, так как она была приобретена с его помощью. Этот бог имеет также на службе своей 300 отборных коней и столько же всадников, вся добыча которых, приобретённая войною или разбоем, состоит под надзором жреца, который на выручку за эти вещи повелевает отлить различные священные предметы и храмовые украшения, сохраняемые им в запертых помещениях, где, кроме множества денег, собрано также множество изветшавших от времени пурпурных одежд…»

Аркону охраняли специально обученные храмовые воины, набиравшиеся из юношей знатных славянских родов, которые на всю жизнь оставались профессиональными воинами. Их было 300 человек на каждый город-храм, поэтому в битвах впереди полабских войск выступали по 300 витязей на конях, одноцветных с конём божества: например, на белых конях 300 воинов Святовита, на чёрных – 300 воинов Триглава. Кроме защиты священных городов, в их же обязанности входил и сбор дани с окрестных балтийских племён и народов.

Кроме Арконы на Руяне существовал ещё один крупный город культового назначения. Он назывался Кореницей. В XII веке там находилась резиденция правителя Руяна. Это был огромный город-крепость, окружённый непроходимыми трясинами и болотами, застроенный деревянными трёхэтажными зданиями.

Однако, достоверно известно, что за исключением резиденции правителя, Кореница не была жилым городом, как и Аркона. Люди приходили туда либо для поклонения , либо во время войны, пользуясь городом, как убежищем. Такая у руян была традиция. Сведения о городе мы также найдём у Саксона Грамматика, когда он описывает действия датских захватчиков, штурмом взявших Кореницу в 1168 году:

«Отличием этого города были три здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства. Достоинство местных богов пользовалось почти таким же почитанием, как среди арконцев – авторитет общественного божества…

Самый большой храм стоял внутри двора, но вместо стен ему служили пурпурные завесы, крыша же опиралась лишь на колонны. Служители [церкви], разломав ограду двора, взялись за внутренние завесы храма. Когда и их убрали, высеченное из дуба изваяние, именовавшееся Ругевитом, стало видно в своём уродстве со всех сторон. Ласточки, которые под его устами свили гнёзда, покрыли помётом его грудь. Достойный бог, изображение которого столь уродливо измарано птицами! Кроме того, у его головы было семь человекоподобных лиц, которые все были покрыты одним черепом.

Столько же мечей в ножнах, подвешенных к его боку, изобразил мастер. Восьмой, обнажённый [меч], [бог] держал в руке; вложенный в кулак, он был крепчайше прибит железным гвоздём, так что нельзя было извлечь, не разрубив, что показало его рассечение. Ширина его была больше человеческого роста, высота же такая, что [епископ] Абсалон, встав на цыпочки, едва достал до подбородка топориком…

Этого бога почитали, совсем как Марса, возглавляющим силы войны. Ничего забавного не было в этом изваянии, вызывавшем отвращение грубыми чертами уродливой резьбы… Завершив его уничтожение, отряд спутников [епископа] рьяно двинулся к изваянию Поревита, которое почиталось в ближайшем храме. Он был изображён с пятью головами, но безоружным. Срубив его, вошли в храм Поренута. Эта статуя представляла четыре лица, а пятое имела на груди и касалась его лба левой, а подбородка правой рукой. Её с помощью служителей [епископ] поверг ударами секир…»

Позволим себе заметить пару слов об «уродстве изваяния». Понятно, что Саксон Грамматик был христианином и поэтому всё, что не было христианским, было для него уродливым. Однако, были и другие христианские авторы, которые отзывались о вере славян с без высокомерного отвращения, которым больны большинство слуг «всеблагого» Иеговы. Епископ Отгон Бамбергский, дважды посещавший страну славянских поморян (в 1124 и 1127 гг.) с целью обращения их в христианство, был изумлён великолепием славянских храмов.

Так, он описывает постройку в городе Щетине (Щецине), которая «… будучи главнейшей, выделялась украшениями и удивительной искусностью; она имела скульптурные украшения как снаружи, так и внутри. Изображения людей, птиц и животных были сделаны так естественно, что казалось, будто они живут и дышат. И что надо отметить как наиболее редкостное: краски этих изображений, находящихся снаружи здания, не темнели и не смывались ни дождём, ни снегом – такими их сделала искусность художников. Сюда они приносят, по давнему обычаю своих предков, определённую законом десятую часть награбленных богатств… Там же хранились золотые и серебряные сосуды и чаши… там же хранили они в честь богов и ради их украшения огромные рога диких быков, обрамлённые в золото и драгоценные камни и пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид…»

Как и храм в Коренице, храм Свентовида в Арконе был разрушен и ограблен. Это произошло 15 июня 1169 г. по христианскому летоисчислению, когда Вольдемар I, король датский, захватил Аркону. Изваяние самого Свентовида вместе с прочими святынями было ободрано, рассечено и сожжено при непосредственном участии епископа Абессалона, как об этом сообщил Саксон Граммматик.

Кстати сказать, Саксон Грамматик состоял на службе у короля Дании Вальдемара II, отец которого, Вальдемар I, был правнуком Великого Князя Киевского Владимира Мономаха, в честь которого его и назвали. Матерью последнего была киевская княжна Ингеборга Мстиславна. К сожалению, славянская кровь, текущая в жилах обоих Вальдемаров, не помешала им, отравленным христианством, истреблять и покорять славян, разрушать их города и храмы. К сожалению, против Арконы, на стороне датчан, выступили также и славянские князья-христиане Казимир и Богуслав и ободритский князь Прибыслав.

Город взять было нелегко: высота стен с валом достигала 27 метров, и камнемётные машины не могли их преодолеть. Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды. Осаждённые, уверенные в своих силах, покрыли башню над воротами знаменами и орлами. Между ними была и «Станица» – военное знамя руян, которое последние чтили, как знамя всех богов. 12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, малое количество воды не позволило погасить пожар. Аркона была обречена… Некоторые жители, видя свою обречённость, бросались в пламя, не желая быть рабами. Король приказал вынести кресло и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Священный город – последний оплот славянства на Балтике – пал.

Теперь ничего не мешало вытеснению славян с их исконных земель и постепенному стиранию самой памяти о них. Последняя женщина на Руяне, которая говорила по-славянски, точнее по-вендски, умерла в 1402 году. Её фамилия была Гулицына.

Как победитель и ниспровергатель языческих идолов, христианская церковь, использовала священные для славян культовые предметы, вмуровывая их в свои здания. Так в одну из стен церкви деревни Альтенкирхен на п-ве Виттов вмурован камень, который местные жители называют Камень Свантевита (Svantevitbild).

На прямоугольном камне высотой 1,15 м выбито изображение бородатого мужчины, одетого в длиннополую одежду и держащего сосуд в виде рога. Это дало основание археологам видеть в изображении на камне идола Свентавита или его жреца, который был единственным, кто мог касаться рога Свентавита и предсказывать по его содержимому будущее.

В деревне Альт Ябель в Ябельхайде также находится камень, известный местным жителям как «Славянская жертвенная чаша». Этот небольшой чашевидный камень вмурован в стену старой церкви Михаэлискирхе справа от входа. С ним связана древняя легенда, которую в Альт Ябеле рассказывают по сей день:

«Однажды, когда христиане строили первые святыни в земле Ябельхайде, в монастырь Эльдены попала жертвенная чаша. В эту чашу собирали кровь принесённых в жертву людей и животных. Как раз в эти годы была построена первая церковь в сердце Ябельхайде, и по случаю её освящения в 1256 г. созвали всё славянское население округи. Для того чтобы доказать могущество христианской религии и низвергнуть старых богов, священник, брат Лиенхард, расколол чашу тяжёлым молотом прямо на алтаре, на глазах у присутствующих. В память о произошедшем событии половина жертвенной чаши тут же была вмурована в кольцевую стену церкви. Этим символическим действием брат Лиенхард надеялся сломить нежелание славян принять христианство. Другая половина была отправлена в монастырь Эльдены в память об этом дне и водружена на молитвенное кресло…

В эту ночь священник долго не мог заснуть от какого-то шороха. На часах была полночь, когда он услышал чьи-то шаги и гневную речь. Освещённый луной, в покои его вошёл человек с бородой в старинном одеянии. Он поднял руку и спросил: «Зачем ты нарушил покой моей гробницы и потревожил мой вечный сон? Ты разграбил мою гробницу, забрал пожертвованное мне и велел перенести это в свой дом. Потому стал отныне твой дом моим домом. Ибо я старше тебя и раньше тебя владел этой землёй. Вы, саксы, пришли в землю моих отцов, как варвары и разбойники… Ты говоришь, что ты служитель? А я – свободный человек. Имя мое Болеслав. Мой герб – золотая корона славян на синем поле. Всю мою жизнь мы, славяне, были здесь хозяевами».

Так говорил дух славянина, а затем тихо исчез. Священник же уехал из прихода обратно в Саксонию и забрал с собой осколок жертвенной чаши. (Из книги Ю.В. Ивановой-Бучацкой «Символы Северной Германии. Славяно-германский синтез в междуречье Эльбы и Одера»).

В настоящее время на острове Рюген находится Музей славянской Арконы, в котором, не осталось практически ничего от её былого великолепия и могущества – только четырёхликий деревянный Свентовид, который вырезали польские язычники в 90-х годах прошлого века и привезли на остров, печально взирает на пустые зелёные просторы…

Елена Любимова и Дмитрий Байда

Просмотры: 1 478