Красота глаз Очки Россия

Cочинение «Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася. Разум и чувства

Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Автор показывает, что Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Она хочет сделать свою жизнь осмысленной, стремится “пойти… на трудный подвиг”. Ей кажется, что у неё как будто крылья выросли и она, подобно птице, может подняться ввысь. Ей кажется, что Н.Н. необыкновенный человек, настоящий герой. Ася мечтала о таком человеке, который “бы” мог ей совершить подвиг. Она спрашивает Н.Н.:“Как жить? Скажите, что я должна делать? Я всё буду делать, что вы мне скажите…”.

Читая повесть, мы видим, что Н.Н. образован, хорошо знает литературу, любит и понимает музыку. В то же время он занят только собой. И хотя он тоже любил Асю он не мог принять скорого решения. И.С.Тургенев показывает героя безвольным и нерешительным. Он не может удержать своего счастья.
Первая любовь героини оказывается несчастной.

Все её ожидания оказались напрасны. Н.Н. испугался и отступил.

Я с большим удовольствием прочитал повесть И.С. Тургенева “Ася”. Мне очень понравилось это произведение. Мне очень жаль Асю. Но с другой стороны, мне кажется, что они разные люди и Ася всё равно с ним не была бы счастлива.

    Повесть «Ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится и движется жизнь». Эта повествование имеет необыкновенное поэтическое обаяние, красоту и чистоту. Рассказ ведется...

    Н. Н. - герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в «Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с окружающим миром: герой повести изображается...

    По жанру это произведение можно отнести к повести. В осно­ве его лежит красивая история любви, которая, к сожалению, завершилась разлукой. Завязка - знакомство с Гагиными. Развитие действия - вза­имоотношения между молодыми людьми. Кульминация - объяс­нение...

    Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в...

    Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? М. Ю. Лермонтов Главная тема повести «Ася». (Любимая тема творчества Тургенева - исследование истории любви вне социального и политического фона, изображение жизни русских за границей.) ...

Автор данного рассказа хочет нам наглядно показать, что как же очень важно, уделять внимание тем чувствам, которые испытывает к тебе человек. Автор показывает нам, что чувства не должны оставаться без внимания. Тургенев хочет нам сказать, что очень важно испытать первую любовь. Он показывает всю значимость любви, все её проблемы и счастья. Но самое главное, он говорит нам, что к любви на встречу нужно делать шаг. Рано или поздно, не важно, главное сделать первый шаг на пути, возможно к самой светлой и долгой любви.

В сюжете нам ясно рассказывают о паре двух людей, Асе и господине Н.Н. Ведь именно во круг этой пары разворачивается весь сюжет. Данные персонажи совершенно случайно повстречали друг друга в городе Рейне. Ася сразу же поняла, что испытывает глубокие и очень душевные чувства к данному человеку, господину Н.Н. Но, а сам же господин Н.Н, не сразу понял, что он испытывает к Асе, чтобы ему понять и разобраться в своих чувствах к ней, он много думал и задумывался об отношениях и любви в целом. Персонаж Н.Н был крайне нерешителен в своих намерениях и действиях, он не понимал, от какого светлого лучика счастья он отказывается. А вот, то самое осознание любви и привязанности к человеку он ощутил слишком поздно. Это было очень грустно, ведь Н.Н понял, что он упустил то, что ему дорого, что он потерял и разрушил счастье, которое было так близко к нему, он карал себя, за то, что он разрушил всё и потерял своё счастье. Это была его единственная девушка, а главная любимая.

На, то время их, не сросшихся отношений, Асе было всего на всего семнадцать лет, она была весьма уверенной в себе девушкой. Она была полна решимости и её совершенно ничего не могло смутить или как-то напугать. Но господина Н.Н манило не это, а то, что она была весьма искренней и не как ни пыталась выпендриваться, она была обычной девушкой. Н.Н ни каких чувств не испытывал к другим девушкам, и для него данные чувства были в новинку! Он был за то, чтобы очень точно рассчитать, получаться ли отношения или нет, он привык рассуждать и точно рассчитывать. Но в своей душе он явно, где-то очень глубоко понимал, что он любит эту девушку и хочет быть рядом с ней.

Однако, не много подумав, он решает, что девушка слишком юна для него. Ведь Асе было лишь семнадцать лет. От такого положения он ясно понимал, что жениться и создавать семью он ещё попросту не готов.

Он упустил свой шанс быть счастливым, и он прекрасно понимал, какую ошибку он совершил!

Тема любви в повести Ася

Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели. В небольшом немецком городке Н.Н. искал уединения, так как только что был отвергнут молодой вдовой. В этот момент Н.Н. и знакомится с Гагиными, братом и сестрой.

Существует мнение, что прототипом образа Аси является внебрачная дочь Тургенева Полина. Ася так же была незаконнорожденным ребенком, воспитывалась сначала матерью, а затем в пансионе, где получила неплохое образование. Ее образ мыслей и переживания были понятны автору, их он стремился передать, описывая неоднозначное поведение Аси.

Двойственное положение внебрачного ребенка наложило свой отпечаток на характер девушки. Она – натура одаренная, самостоятельная и независимая. Вместе с тем очень чуткая и впечатлительная. Это еще очень молодая девушка, почти ребенок. Сейчас, когда происходит становление ее личности, она примеряет на себя разные образы, различную манеру поведения. Но в ней нет наигранности, все поступки Аси непосредственны, искренни и эмоциональны. Познакомившись с братом и сестрой, господин Н.Н. чувствует особое расположение к Гагину, они становятся добрыми приятелями. А вот поведением Аси молодой человек удивлен, заинтригован и сбит с толку.

На самом деле причина такого странного поведения девушки заключается еще и в том, что ее охватило совершенно новое чувство – она влюблена. И, впервые оказавшись во власти такого сильного чувства, Ася пребывает в смятении – она не знает как себя вести. С детства девушка привыкла находиться в своем особом внутреннем мире, куда пускает далеко не каждого. Она много читает и размышляет.

Свои мысли и переживания Ася высказывает прямо и без лукавства. Новое чувство повергло героиню в смятение. Общепринятые нормы поведения не позволяют девушке говорить о своих переживаниях, но они настолько сильны, что Асю охватывает жар и лихорадка. Юноша тоже находится под влиянием чувств, он симпатизирует девушке. Читателю кажется, что герои вот-вот откроются друг другу и, наконец, будут счастливы. Ася, подобно пушкинской Татьяне, первая признается в любви. А что же герой ее мечтаний? Любовь Аси его и радует и смущает, а необходимость принять решение вызывает досаду. Становится ясно, что девушка ошибается, наделяя своего возлюбленного наилучшими человеческими качествами, он безволен и нерешителен.

Развязка наступает, когда Ася, больше не в силах терпеть неизвестность, назначает Н.Н. свидание, пренебрегая всеми условностями. Идя на свидание, герой полон благих намерений, но в решающий момент, вместо того, чтобы сказать девушке о своей любви, набрасывается на нее с обвинениями. Испугавшись решительных действий и ответственности за свои поступки, он теряет свое счастье безвозвратно. Читая повесть, мы видим, что чаще всего герой испытывает досаду. Сначала он досадует на необычное поведение Аси, затем на то, что она открыто признается в своих чувствах, а потом уже и на себя. Он осознал свою любовь, только потеряв ее навсегда.

Вариант 3

Можно сказать о том, что первая любовь зачастую бывает довольно трагической и непредсказуемой на исход. Данное произведение крайне ярко отображает это предположение. В нем автор хотел привлечь внимание читателей таким вопросом, который коснулся и лично его. Оно было написано в тысяча восемьсот пятидесятом году, и сразу же набрало популярность, так как данная история несла весьма яркий и поучительный смысл, который был понят большинством читателей. С одной стороны, рассказ кажется простым и незамысловатым, однако, если прочувствовать его глубже, то раскрывается невероятно продуманный философский смысл.

Главный герой влюбился в Асю не с первого взгляда. Он заинтересовался ей лишь тогда, когда смог узнать ее довольно импульсивный, но очень искренний характер, который ему очень приглянулся. Он считает, что она немного странновата, и несмотря на то, что у него возникают сильные чувства, жениться на ней было бы для него неправильным решением. Когда Ася сообщает ему о том, что ее чувства к нему взаимные, герой не может принять данных слов. На следующий день, он все же решает, что нужно «жить счастливо», и он мечтает взять девушку в жены, однако он ее не застает в городе. Тогда, герой начинает вести одинокое существование на протяжении многих лет. Он вступает в отчаяние, и перестает верить во что-либо. Он понимает, что в свое время совершил огромную ошибку, так как не принял слов девушки, с которой мог бы стать по-настоящему счастливым человеком. Теперь же, герой не верит в то, что сможет вновь встретить девушку, которую он сможет полюбить также сильно, как Асю.

Для Аси же, любовь к герою была моментальным желанием, которая героиня попыталась реализовать, совершив столь открытое признание. Она являлась свободной девушкой в своих раздумьях, и считала нужным сообщить центральному персонажу о том, что она любит его. Автор показывает то, что несмотря на всю ее откровенность, она вынуждена была пойти по пути страданий, так как герой проявил сильную нерешительность, из-за чего девушка приняла решение уехать из города. Писатель показывает тот факт, что следует жить настоящим моментом, и не откладывать важные моменты жизни на потом.

  • Образ Дедушки в поэме Дедушка Некрасова

    Дедушка является основным персонажем в поэме. Он дед Саши, когда-то был декабристом. Современные читатели возможно узнавали в этом образе некого Волконского. Описывая его внешность, можно выделить статную фигуру.

  • Система образов в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

    Сочинение


    Повесть Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» - это повесть о всепоглощающей любви, написанная 1 в 1857 г. в Германии. Впервые она быпа опубликована в 1858 г. в журнале «Современник». Одна из самых романтичных историй, где писатель затрагивает тему первой любви, говорит о том, как важно бывает не проглядеть свое счастье. Повесть имеет автобиографические черты.
    В основе сюжета лежат отношения между семнадцатилетней девушкой Асей и Н. Н.

    Любовь главного героя в повести «Ася» нельзя назвать любовью с первого взгляда. По странному, роковому стечению обстоятельств герой понимает, наскопько сильно его чувство, лишь навсегда потеряв возлюбленную. Сначала в нем пробуждается интерес к девушке-загадке, искренней и непосредственной, естественной в перемене своих настроений, в проявлении своих чувств. Ее непохожесть на других поначалу и привлекает господина Н. Н., и в то же время отталкивает: «Эта странная девочка меня привлекала». И лишь заглянув в душу этой девушки, которую она для него раскрыла, герой постепенно начинает испытывать неведомые ему до тех пор чувства. В нем «зажглась жажда счастья». Он не задумывается еще, любит ли он Асю, но находится под властью ее обаяния. Однако господин Н. Н. привык жить не сердцем, а рассудком. Для него прежде всего важна «практическая» сторона вопроса, он размышляет: «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» И когда Ася признается ему в любви, герой не находит одного-единственного слова, чтобы стать счастливым самому и подарить счастье Асе.

    Но, к сожалению, он и не мог сказать этого слова, потому что любовь вспыхнула в нем «с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя». Осознав силу своего чувства, господин Н. Н. считает, что все еще можно поправить. «Завтра я буду счастлив!» - говорит он себе, не понимая, что «у счастья нет завтрашнею дня... у него есть настоящее - и то не день, а мгновение».

    Одно мгновение стало для нею роковым, лишив его единственной женщины, с которой он мог быть счастлив. Не сразу понимает он, что потерял. Лишь спустя годы, «осужденный на одиночество бессемейного бобыля», доживая «скучные годы», утратив «крылатые надежды и стремления», он чувствует, что любовь к Асе наложила отпечаток на всю его жизнь. Он хранит, «как святыню», предметы, напоминающие ему об Асе, о самом светлом и сильном чувстве, которое ему было суждено испытать, и о счастье, которое он не сумел удержать. «...Чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство уже не повторилось», - с грустью признается он. Он испугался ее любви.

    Возможно, жизнь с Асей принесла бы ему много тревог и страданий, но это была бы настоящая, живая жизнь, озаренная настоящим, искренним чувством. Но, совершив роковую ошибку, герой обречен влачить скучное, однообразное существование, лишенное цели и высшего смысла. Можно сказать, что в душе Н. Н. боролись как бы два человека: один готов был принять любовь Аси, другой держался за условности. И ему была предоставлена свобода выбора самому строить свою судьбу и стать счастливым. Но он отказался от этой возможности, выбрав «одиночество бессемейного бобыля» и храня, «как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила... из окна».

    Н. Г. Чернышевский в своей работе «Русский человек на рандеву» писал: «...пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит к делу... начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке»:
    Другое дело любовь Аси к Н. Н. Это чувство стало для нее чем-то большим, чем простая любовь. Связано это прежде всего с готовностью забыть о себе ради любимого человека. Ася не живет будущим, она хочет быть счастлива здесь и сейчас, в данный момент времени. Н. Н. для нее человек необыкновенный, который знает, как жить, она не видит его рассудочности и нерешительности. Ася идеализирует его, а такое отношение, как известно, свойственно первой влюбленности, когда недостатки любимого человека становятся прозрачными, незаметными. «Как жить?» - спрашивает Ася, думая, что ее возлюбленный знает ответы на все вопросы. В Н. Н. ей видится человек, способный на подвиг, герой.

    I Она настолько увлечена, что начинает сомневаться в том, что достойна любви такого человека, как Н. Н., а потому пытается подавить в себе любовь. Но мы видим всю тщетность этих попыток, Кіозтому Ася говорит о своих чувствах.

    В Героиня Тургенева живая и активная, для нее важно «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» Но в то же время этот образ очень романтичен, писатель наделил Асю особой притягательностью, заключенной в ее характере, Высоко оценил этот образ Н. Некрасов, сказав, что «от нее веет душевной молодостью, вся она - чистое золото жизни».

    Особую роль в повести играет сцена свидания Аси и Н. Н., в которой все встает на свои места. Они объясняются друг с другом, и это накладывает отпечаток на судьбы обоих героев. После этого неудачного объяснения каждый из них обречен на страдания. Счастье нельзя отложить в долгий ящик, и Тургенев напрямую говорит об этом: «У счастья нет завтрашнего дня... у него есть настоящее...» Н. Н. .пытается обвинить Асю в том, что она опередила события, он бросает ей: «Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне».

    Эта печальная повесть о первой любви. Счастье оказалось невозможным, потому что один из влюбленных отказался от своего чувства, выбрав условности. Однако любовь не может жить по правилам. Боязнь Н. Н. быть счастливым, сделала несчастным не только его, но и Асю, для которой любовь была важной и неотъемлемой стороной жизни. Н. Н. причинил боль не только себе, но и Асе. Она исчезает, и это говорит о том, что девушка больше не сможет полюбить так, как она любила Н. Н.

    Другие сочинения по этому произведению

    Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася»

    Направление «Разум и чувства»

    Примерные тезисы сочинения

    Разум и чувства. Именно эти слова станут основным мотивом одной из тем на выпускном сочинении в 2017 году.

    Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

    1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора : поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

    2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

    Размышления по теме: « Разум и чувства»

    o Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.

    o Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

    o Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

    o Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.



    o Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.

    o Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

    аргументов к сочинению по теме: « Разум и чувства»

    1. «Слово о полку Игореве»

    2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

    3. Л.Н.Толстой « Война и мир»

    4. И.С.Тургенев «Ася»

    5. А.Н.Островский «Бесприданница»

    6. А.И.Куприн « Олеся»

    7. А.П.Чехов «Дама с собачкой»

    8. И.А.Бунин « Тёмные аллеи»

    9. В.Распутин « Живи и помни»

    10. М.А.Булгаков « Мастер и Маргарита»

    Произведения Аргументы
    «Слово о полку Игореве»
    Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны. Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей. Чем от рук поганых полонёну! Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами - врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя - произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен. И сказал он, полон ратных дум, Знаменьем небес пренебрегая: «Копие хочу я преломить В половецком поле незнакомом … Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения. Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.
    А.С.Пушкин « Евгений Онегин»
    Героиня Татьяна Ларина испытывает сильные, глубокие чувства к Евгению Онегину. Она полюбила его сразу, как только увидела в своём имении.Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой… Об Онегине: В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут - мигом утешался; Изменят - рад был отдохнуть. Однако Евгений понял, как прекрасна Татьяна, что она достойна любви и он полюбил её- намного позже. За годы произошло многое, а главное- Татьяна была уже замужнем. А счастье было так возможно, Так близко!.. Но судьба моя Уж решена.(Слова Татьяны Онегину) Встреча после долгой разлуки на балу показала, как сильны чувства Татьяны. Однако это высоконравственная женщина. Она уважает мужа, понимает, что должна быть ему верна. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.. В борьбе чувств и разума победи разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.
    Л.Н.Толстой « Война и мир»
    Как прекрасен образ Наташи Ростовой в романе! Как героиня непосредственна, открыта, как она жаждет настоящей любви. («Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете - остальное все вздор»- слова автора) Она искренне полюбила Андрея Болконского, ждёт, когда же пройдёт год, через который должна состояться их свадьба. Однако судьба приготовила серьёзное испытание для Наташи - встречу с красавцем Анатолем Курагиным. Он просто очаровал её, чувства нахлынули на героиню, и она забыла обо всём. Она готова бежать в неизвестность, лишь бы быть рядом с Анатолем. Как Наташа обвиняла Соню, которая рассказала домашним о предстоящем побеге! Чувства оказались сильнее Наташи. Разум просто замолчал. Да, героиня позже раскается, нам жаль её, мы понимаем её желание любить.(Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…) Однако как жестоко Наташа наказала сама себя: Андрей освободил её от всех обязательств.(И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её.) Читая данные страницы романа, о многом задумываешься. Легко говорить, что хорошо, а что плохо. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но всё же очень важно учиться чувства подчинять разуму, да не подчинять, а просто согласовывать, жить так, чтобы они были в гармонии. Тогда многих ошибок в жизни можно будет избежать.
    И.С.Тургенев «Ася»
    25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И.Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание - испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное - непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, 13-летняя девочка осталась на руках у старшего брата- Гагина., Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н. К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об Асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам. « У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. - И то не день. А мгновение. »
    А.Н.Островский «Бесприданница»
    Героиня пьесы - Лариса Огудалова. Она - бесприданница, то есть при замужестве её мать не в состоянии подготовить приданое, которое было принято иметь невесте. Семья Ларисы - среднего достатка, поэтому надеяться на хорошую партию ей не приходится. Вот и согласилась она выйти за Карандышева - единственного, кто ей предложил выйти замуж. Никакой любви к своему будущему мужу она не испытывает. Но ведь молодой девушке как хочется любить! А в её сердце уже зародилось это чувство - любовь к Паратову, который когда-то очаровал её, а потом просто уехал. Ларисе придётся испытать сильнейшую внутреннюю борьбу - между чувством и разумом, долгом перед человеком, за которого она выходит замуж. Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым.Она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Но какое горькое разочарование ей пришлось испытать. Она в руках Паратова - просто «вещь».Разум всё же одерживает победу, прозрение приходит. Правда, позднее. « Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Наконец слово для меня найдено, вы нашли его… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину. И жить уже не хочется, жить в мире лжи и обмана, жить, не будучи по-настоящему любимой (как стыдно, что её выбирают- орёл или решка). Смерть для героини - облегчение. Как трагично звучат её слова: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.»
    А.И.Куприн «Олеся»
    «Любовь не знает границ». Как часто мы слышим эти слова, да и повторяем их сами. Однако в жизни, к сожалению, эти границы не каждый способен преодолеть. Как красива любовь деревенской девушки Олеси, живущей на лоне природы, вдали от цивилизации, и интеллигента, городского жителя Ивана Тимофеевича! Сильное, искренне чувство героев подвергается испытанию: герой должен решиться на женитьбу на деревенской девушке, да ещё колдунье, как её вокруг называют, связать жизнь с человеком, живущим по другим законам, словно в ином мире. И герой не смог сделать вовремя выбор. Разум слишком долго давлел над ним. Даже Олеся заметила неискренность в характере героя: ««Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь». И в итоге - одиночество, ведь любимая вынуждена покинуть эти места, бежать вместе с Мануйлихой от суеверных крестьян. Любимый не стал для неё опорой и спасением. Вечная борьба разума и чувств в человеке. Как часто она приводит к трагедии. Сохранить любовь, не теряя при этом головы, понимая ответственность за любимого - это дано не каждому. Иван Тимофеевич не смог выдержать испытание любовью.
    А.П.Чехов « Дама с собачкой»
    Курортный роман - так можно назвать сюжет рассказа А.Чехова «Дама с собачкой». За внешней простотой сюжета лежит глубокое содержание. Автор показывает трагедию людей, искренне полюбивших друг друга. Однако семейные узы связывали и его - Гурова Дмитрия Дмитриевича, и её - Анну Сергеевну. Мнение общества, осуждение окружающих, боязнь предать огласке свои чувства - всё это сделало жизнь любящих людей просто невыносимой. Жить, скрываясь, встречаться тайно - это было просто нестерпимо.Но у них было главное- любовь.Оба героя несчастны и счастливы одновременно. Любовь окрылила их, уставших без любви. Они отдались ласке и нежности, забыв о своём семейном положении. Герой преобразился, стал иначе смотреть на мир, перестал быть обычным её прожигателем.(… как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и думаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве ). Не чувствует себя падшей женщиной и Анна Сергеевна - она любит, а это главное. Сколько ещё будут продолжаться их тайные встречи. К чему приведёт их любовь - об этом каждый читатель может лишь сам догадываться. Но главное, что понимаешь, когда читаешь это произведение, что любовь способна на всё, что она преображает, изменяет людей, наполняет их жизнь смыслом. Это чувство имеет огромную власть над человеком, и разум порой замолкает перед ней - Любовью.
    И.А.Бунин «Тёмные аллеи»
    Как порой бывают сложны взаимоотношения между людьми. Особенно, если это касается такого сильнейшего чувства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств, охвативших человека, или прислушаться к голосу разума, который подсказывает, что избранница из другого круга, что она не пара, значит, и любви быть не может. Так и герой новеллы И.Бунина «Тёмные аллеи» Николай в юности испытал огромное чувство любви к Надежде, которая была совсем из другой среды, простой крестьянкой. Не смог связать свою жизнь герой с любимой: слишком довлели над ним законы общества, к которому он принадлежал. Да и сколько ещё в жизни будет, этих Надежд!(… всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча…) В итоге - жизнь с нелюбимой женщиной. Серые будни. И лишь много лет спустя, снова увидев Надежду, Николай понял, что такая любовь была ему дана судьбой, а он прошёл мимо неё, мимо своего счастья. А Надежда смогла пронести через всю жизнь это огромное чувство - любовь.(Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.) Так что порой от выбора между разумом и чувством зависит судьба, вся жизнь человека.
    В.Распутин « Живи и помни»
    Человек всегда должен помнить, что он в ответе за близких, любимых ему людей. Но забыл об этом герой повести В.Распутина «Живи и помни» Андрей. Он стал дезертиром в годы войны, по сути, сбежавшим с фронта, так как уж очень хотелось повидать дом, родных в отпуск, который он получил на несколько дней, но не успел доехать до дома. Храбрый солдат, он вдруг стал отвергнутым обществом. Чувство победило разум, желание быть дома оказалось настолько сильным, что он, солдат, нарушил воинскую присягу. А этим герой сделал несчастной жизнь близких: жена и родители стали уже семьёй врага народа. Сильные чувства испытывает к мужу и его жена - Настёна. Понимая, что совершает преступление, она помогает Андрею, скрывавшемуся от властей, не выдаёт его. (На то она и женщина, чтобы смягчать и сглаживать совместную жизнь, на то и дана ей эта удивительная сила,которая тем удивительней, нежней и богаче, чем чаще ею пользуются. ) В итоге - гибнет и она, и её неродившийся ребёнок: Настёна бросилась в реку, когда поняла, что за ней погоня и она выдаёт своего любимого.(Когда все хорошо, легко быть вместе: это как сон, знай дыши, да и только. Надо быть вместе, когда плохо - вот для чего люди сходятся»,- слова Настёны) Трагедия, настоящая драма развернулась, потому что Андрей Гуськов поддался силе чувств. Всегда нужно помнить о людях, живущих с нами, и не совершать необдуманных поступков, ведь иначе может произойти самое страшное - гибель любимых людей.
    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Любовь. Это удивительное чувство. Оно делает человека счастливым, жизнь приобретает новые оттенки. Ради любви, настоящей, всеохватывающей, человек жертвует всем. Так и героиня романа М.Булгакова Маргарита ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. (Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! ) Но не было главного - любви.. было одно одиночество (И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!- слова Мастера).(С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.) И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому.(Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!- скажет мастер ) Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он - её Мастер. Она помогает ему дописать роман. Она даже готова стать королевой на балу у Воланда- всё это ради любви. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!) Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком - это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор, избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

    «Честь и бесчестие».

    Именно так обозначено второе направление тем выпускного сочинения по литературе в 2017 году.

    В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:

    o Моральные качества, достойные уважения и гордости

    o Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство.

    o Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства.

    o Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости.

    o Сохранение верности идеалам принципам

    Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика. Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»).

    Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко...» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит.

    Вспомним содержание повести: во время путешествия по Германии господин Н.Н. случайно познакомился с русской семьей — Гагиным и его сестрой Асей. Между новыми знакомыми завязались дружеские отношения. И вскоре Ася влюбилась в Н.Н., однако он не мог ответить ей взаимностью, потому что не был до конца уверен в своих чувствах. Господин Н. Н. посчитал своим долгом рассказать обо всем Гагину. Когда же в душе героя вспыхнуло «с неудержимой силой» «ясное сознание... любви», Ася была уже далеко — Гагин увез ее из города. Впоследствии Н.Н. пытался отыскать ее, но все его попытки заканчивались неудачей.

    В чем же причина подобного финала, когда влюбленные оказались разлученными навеки? Попробуем проанализировать содержание повести.

    Господин Н.Н. молод, жизнерадостен и беспечен. У него нет особых проблем, он богат, ничем не озабочен — живет «без оглядки», делает, что хочется. Он наблюдателен, восприимчив к новым впечатлениям. Особенно его занимают люди, их поведение, речи и т. д. Ася с первого взгляда понравилась ему, он увидел в ней что-то особенное, грациозное. Она поразила его своей подвижностью, изменчивостью, непосредственностью. Уже после первой встречи с ней герой почувствовал себя безотчетно счастливым.

    После второй встречи Н.Н. чувствует странную тяжесть на сердце. Ему кажется, что он скучает по Родине, но ностальгические чувства внезапно переходят в горькое и жгучее волнение. А вскоре открывается и истинная причина настроения героя — ревность. Н.Н. подозревает, что Ася Гагину не сестра.

    При третьей встрече рассказчик отмечает естественность поведения девушки, отсутствие в ней жеманности и кокетства. Ася все больше заинтересовывает его. Н.Н. пытается разгадать ее натуру, узнать о ее прошлом, о полученном ею воспитании, однако девушка почти ничего не рассказывает о себе.

    «Тайну» сестры неожиданно приоткрывает Гагин, посвящая героя в ее жизненную историю. Здесь вместе с рассказчиком мы многое узнаем об Асе, об истоках ее характера. Становятся понятны ее замкнутость и своенравие, изменчивость поведения, непохожесть на окружающих.

    Ася — незаконнорожденная, она — дочь помещика и горничной. Девушка очень скоро поняла свое «ложное положение», «самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже, дурные привычки укоренялись, простота исчезла». Испытывая стыд, она «хотела... заставить целый мир забыть свое происхождение». Больше всего на свете Асе хотелось быть «не хуже других барышень», но во всех движениях ее было «что-то неспокойное», во взглядах — недоверчивость и настороженность. Как заметил герой, «этот дичок недавно был привит».

    Когда после смерти отца Гагин поместил ее в пансион, она читала книги, «училась прекрасно», никому ни «на волос не уступала». При всем том характер ее был неуравновешен, она оставалась «дикаркой», упрямилась, «никак не хотела подойти под общий уровень».

    Однако, несмотря на все «странности» героини, на ее неуравновешенность, болезненное самолюбие, «сердце в ней не испортилось», «ум уцелел». Рассказывая герою о судьбе своей сестры, Гагин замечает, что сердце у нее «очень доброе» и ни одно чувство не бывало у нее «вполовину». Ася обладает сильно развитым воображением, фантазией, впечатлительностью. Гагин говорит господину Н.Н., что ей «нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье».

    Услышав рассказ Гагина, Н.Н. откровенно обрадовался: ему стало легко, когда он узнал правду. «Я почувствовал ка-кую-то сладость — именно сладость на сердце; точно мне втихомолку, меду туда налили», — заметил рассказчик. Теперь он не только узнал правду, теперь он начал многое понимать в Асе. Яснее обозначились и его собственные чувства: герой понял, что его привлекает в Асе не только ее оригинальность, «полудикая прелесть», но и ее душа. Он почувствовал волнующую близость необыкновенного счастья, «счастья до пресыщения». Н. Н. уже любит Асю, однако пока не осознает этого.

    Но вот в отношения героев вмешивается Гагин. Узнав о чувствах сестры, он решается на откровенный разговор с Н. Н. Разговор этот становится в какой-то степени решающим, определяющим для героя. Гагин заставляет его обозначить словами то, что едва зарождается в его душе, в чем он сам не отдает себе отчета. Гагин превращает призрачную, прекрасную мечту в грубую реальность, поэзию волнующего чувства — в прозу жизни. Именно поэтому Н. Н. так досадует на своего приятеля, злится на Асю.

    Все дальнейшие действия героя явились лишь следствием его разговора с Гагиным. Во время свидания с Асей Н. Н. плохо понимает самого себя. Он упрекает Асю в том, что она посвятила брата в свои чувства, сердится на нее, досадует на самого себя. В сознании его все время присутствует мысль о своем долге, о собственном имидже в глазах Гагина. Герою кажется, что все «искажено, обнаружено», он чувствует себя связанным данным Гагину обещанием. Свидание заканчивается «ничем»: в слезах Ася убегает из дома фрау Луизе.

    И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал... нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.

    Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».

    Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.

    Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.

    «Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.

    Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.

    В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.

    В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.

    Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».

    Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье... всегда лежит в будущем, или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому темному облаку, которое ветер гонит над озаренной солнцем равниной: перед ним и за ним все светло, только оно само постоянно отбрасывает от себя тень. Настоящее поэтому никогда не удовлетворяет нас, а будущее ненадежно, прошедшее невозвратно. Жизнь... с ее обманутыми надеждами, с ее неудачами и разочарованиями — эта жизнь носит на себе такой явный отпечаток неминуемого страдания, что трудно понять... как можно поверить, будто человек существует для того, чтобы быть счастливым», — пишет Шопенгауэр. Именно эта мысль и лежит в подтексте повести «Ася».