Красота глаз Очки Россия

Примеры вступлений честь и бесчестие. Примерные тезисы сочинения

Сочинение-рассуждение по направлению: Честь и бесчестие

Конфуций говорил: «Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать». А что же он имел ввиду под этими словами? Наверное, он хотел сказать, что богатство и слава не имеют смысла, если их заполучили путём бесчестия и лжи.

А что же такое честь? Как мы понимаем это слово? Честь - это понятие, связанное с такими качествами, как верность и справедливость, правдивость и благородство. Это критерий настоящего человека, отличающегося стойкостью натуры, силой воли и чистотой своих помыслов. Такого человека трудно заставить идти по пути лжи и предательства, обмана и зла. Он не встанет против чести и правды. Богатство и слава не самое главное в жизни. И стоит подумать, прежде чем делать что-либо.

Проблема чести и достоинства волновала многих писателей, в частности Александра Сергеевича Пушкина. В своем произведении «Капитанская дочка» писатель ярко показал героя, обладавшего теми качествами, благодаря которым его можно было бы назвать человеком чести. Отец Петра Гринёва говорил: «Береги честь смолоду». Он не хочет, чтобы его сын стал простым гулякой, и поэтому отправляет его на службу, где молодой Петр знакомится с людьми, которые преданы своей Родине и мундиру, с теми, кто никогда не позволит обесчестить себя и своих друзей. И эта встреча сыграла важную роль в жизни Гринёва. Он с достоинством и честью проходит испытания, не потеряв чести, хотя возможностей было много. Я считаю, что этого героя можно назвать достойным человеком.

К сожалению, в мире литературы немало и героев, чьё благородство потеряло своё значение. Алексей Швабрин - пример подлого человека, опозорившего свою честь. Причиной тому стал страх перед врагом, в лице которого был Пугачёв. Он боится за свою собственную жизнь. Ему неведомы чувство долга и собственного достоинства, ради личной выгоды он готов на всё, поэтому-то и унижается перед Пугачевым, стараясь угодить неприятелю. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо - донос отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь между Петром и Машей. Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, - коварным, жестоким и беспринципным. Я думаю, что Швабрин так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не смог понять, что на самом деле он мертвый человек.

Для меня честь и достоинство не пустые слова. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь, что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Отчаяние

По Далю, понятие «отчаяние» обозначает состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности. Значит, его источник совсем не обязательно должен быть связан, скажем, с общественно-политико-экономическим фоном в социуме. Другое дело, что переживаемый исторический этап как-то обострил тонкие моменты в жизни людей, подведя их к неутешительным, так сказать, мыслям в плане перспектив. Но ведь из многих ситуаций должен быть выход, не так ли?

Согласно утверждению одного из героев пьесы знаменитого французского писателя, философа-экзистенциалиста ХХ века Жана-Поля Сартра «Мухи», «настоящая человеческая жизнь начинается по ту сторону отчаяния».

Наверное, у каждого может быть свое понимание произнесенного, но ведь озвученную Сартром мысль возможно рассмотреть и с точки зрения как бы предоставленного человеку права выбора: что он собирается предпринимать в свете охватившего его (или периодически возвращающегося к нему) отчаяния? Продолжать угасать или приступить (восстановить) к активной деятельности, пусть и через значительные тернии?

В данном контексте ракурс отчаяния действительно можно определить как начальный (в определенной степени) путь к поиску необходимого решения, пробития тропинки к новым вершинам. То есть отчаяние, в зависимости от восприятия личностью «обстановки» внутри себя, может поспособствовать рождению (реанимации) вроде как утерянных сил (кто-то скажет, кондиций). Говоря иными словами, взять верх над отчаянием - это фактически преодоление себя, когда на смену стагнации постепенно наступает надежда, а вместе с ней и уверенность.

К слову, дело может быть и в том, что человек просто-напросто устал от неоднократных усилий, не дающих ожидаемый им результат. А отсюда - формирование в нем неуверенности в правильности избранной им жизненной дороги. Тут уместно сослаться на датско-американского журналиста, фотографа, прошедшего нелегкий жизненный путь, Якоба Августа Рииса (конец XIX - нач. XX в.).

«Когда начинает казаться, что уже ничто не может помочь, - писал он, -я иду смотреть, как каменотес наносит сотню ударов по камню, но трещина на нем не появляется. Лишь после сто первой попытки камень разделяется пополам. Однако я понимаю, что этому поспособствовал не заключительный взмах резака, а весь предшествующий труд».

Возможно, кому-то сказанное напомнит известную пословицу: «Под лежачий камень вода не течет», практически призывающую к активности, ибо для получения необходимого тебе знаменателя, нужно, как минимум, не прекращать движения к намеченной цели.

В аспекте рассматриваемого представляется целесообразным привести эпизод, на который в своей книге ссылается выдающийся советский прыгун в высоту, Олимпийский чемпион 1964 года Валерий Брумель. Так, он вспоминает, как один из тренеров легкоатлетов провел эксперимент на обычные приседания, суть которого заключалась в психологическом воздействии. Тренер задал подопечному, присевшему около семисот раз, вопрос, по какой причине тот завершил упражнения. Спортсмен сослался на «свинец» в ногах, круги перед глазами и даже страх смерти в случае еще одного приседания. Однако тренер в течение двух недель убеждал воспитанника в способности человеческой мышцы на неограниченную работу.

«Преодолеть себя нужно только однажды, - сказал он, - потом сразу станет легче».

Как следствие, легкоатлет не дотянул до пяти тысяч приседаний всего пару сотен попыток. В.Брумель пишет, что столкнувшись с этой информацией, он задумался, а существует ли вообще предел человеческих возможностей?

Возможно, кто-то данный пример назовет некорректным в преломлении к рассматриваемой теме. Но так ли все однозначно? Отметим, что сам В.Брумель на пике своей спортивной карьеры попал в аварию, приведшей к перелому ноги в тяжелейшей форме. Перенеся 29 операций, он начал ходить лишь после лечения ставшим после этого случая знаменитым хирургом-ортопедом Гавриилом Илизаровым. Спустя некоторое время В. Брумель вновь оказался в секторе для прыжков(!).


Что приводит человека к отчаянию?

Отчаяние. Состояние безнадёжности, ощущение того, что «исхода нет» и лучше не будет. Это духовный кризис, когда человек думает, что не сможет изменить свою жизнь к лучшему. Что же приводит человека к отчаянию? Думаю, не только тяжелые жизненные невзгоды, но и утрата веры в светлое будущее, в возможность изменить своё существование и идти вперёд, преодолевая препятствия.

В романтическом рассказе М. А. Горького «Старуха Изергиль» автор показывает нам, как люди приходят к отчаянию. Для этого он включает в повествование легенду о Данко и обращается к давним временам. Весёлые, смелые и сильные люди, жившие в старину, погрузились в отчаяние, когда пришли иные, более могущественные племена и прогнали их в глубь леса.

Смрад от болот губил людей, но они не могли бороться с более сильными и злыми врагами, так как не имели права погибнуть – они обязаны были хранить заветы своих предков. Соплеменники впали в отчаяние, потому что не верили в то, что смогут пройти сквозь густой непроходимый лес к свету и солнцу. В этот момент явился Данко, который повёл их сквозь лесную чащу, и они пошли за ним, когда обрели веру. Отчаяние вновь пришло к ним в одну тёмную грозовую ночь, когда они утратили веру в своего предводителя и были готовы от злобы разорвать героя, обвиняя его в своих бедах. Данко разорвал обеими руками грудь, вынул оттуда горящее сердце, и, зачарованные ярким пламенем, люди вновь обрели веру и пошли за своим вождём, который вывел их на просторную солнечную поляну, а сам погиб.

Автор подводит нас к мысли о том, что к отчаянию люди приходят тогда, когда утрачивают веру в возможность изменения своей судьбы и боятся бороться за лучшую долю. Он поёт гимн тому смельчаку, который готов преодолеть преграды и повести за собой людей, вселяя в них веру в лучшее будущее, даже если ему придётся пожертвовать собой ради других.

Приведём ещё один литературный аргумент. В пьесе М. А. Горького «На дне» герои оказались не только на дне жизни, но и на дне своей души, исчерпав запасы веры, надежды и любви. «Бывшие люди» живут в ночлежке, раздражены, разобщены, озлоблены. Но вот приходит странник Лука, который вселяет веру в возможность изменения жизни к лучшему. Он ничего не обещает Сатину, Барону, Бубнову, так как эти «босяки» давно смирились со своей судьбой и не готовы бороться за выход со дна жизни к свету. «Лукавый старец» обращается только к тем, кому нужна надежда и кто готов преодолеть отчаяние. Спившемуся Актёру Лука говорит, что где-то есть бесплатная лечебница для алкоголиков, вселяя в него веру в то, что можно начать новую жизнь. Актёр бросает пить, подметает улицы, зарабатывая себе на дорогу. Но вот старец неожиданно исчезает, не сообщив Актёру адрес лечебницы. А Сатин говорит, что старик лгал из жалости, что никакой бесплатной больницы не существует. Утративший веру Актёр не выдерживает отчаяния и заканчивает жизни самоубийством.

Мы пришли к выводу, что человек приходит к отчаянию, когда утрачивает веру в возможность изменить свою жизнь к лучшему. Чтобы этого не случилось, нужно обладать волей, смелостью и решительностью.


Что такое надежда?

Что такое надежда? Этим вопросом задается большинство людей, но так и не находят ответа. Надежда- это прежде всего вера человека в хорошее будущее, ожидание, предчуствие чего- то жизненно важного для него. Я считаю, что в любой жизненной ситуации у человека всегда должна оставаться надежда на лучшее. Существует много литературных произведений, где главные герои не теряют веры.

Одним из таких произведений является рассказ А. П. Чехова "Ванька". Главный герой Ванька- маленький мальчик сирота. Он пишет письмо своему дедушке. Его письмо пропитано добротой, теплыми словами, Ванька хочет, чтобы дедушка забрал его к себе. То место, где живет Ванька, ему не нравится, так как его бьют. Ванька вспоминал все теплые моменты, связанные с его детством, проходившим в деревне у дедушки.

Письмо наполнено верой в то, что дедушка как только прочтет письмо, сразу заберет Ваньку. Но читатель понимает, что этого не произойдет, так как в поле для адресата указывается "на деревню дедушке". Таким образом, надежда Ваньки не угасала, и он верил, что любимый дедушка приедет за ним.

Еще одним ярким примером веры в лучшее является произведение А. С. Грина "Зеленая лампа". Ив, один из героев рассказа, который был бродягой. Однажды он встретил двух богачей, они накормили его, одели. После этого они предложили платить ему за то, что он будет каждый вечер ставить лампу на окно, и, не выходя из дома сидеть рядом с ней. Ив согласился, и каждый вечер он надеялся что произойдет какое-нибудь чудо. Несколько лет Ив зажигал эту лампу и одновременно с этим читал книги. Прошло 8 лет. Ив стал доктором. Таким образом, надежда Ива помогла ему обрести новую жизнь.

В заключение хочется сказать, что человек никогда не должен терять надежду, что бы ни случилось. Ведь она всегда может помочь выбраться даже из самых сложных ситуаций. Она заставляет человека верить в лучшее и стремиться к цели.


Цитаты на тему: Надежда

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.
Карлейль

Надежда живет даже у самых могил.
Гёте И.

Надежда - единственное благо, которым нельзя пресытиться.
Вовенарг

Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть.
Суворов А. В.

Человек, хорошо подготовленный, сохраняет надежду в несчастье и боится перемены судьбы в счастливое время.
Гораций

Надежда всегда твердит, что в будущем будет легче
Тибул

Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.
Сенека

Надежда есть самое полезное из всех пристрастий души: поелику она содержит здоровье через спокойствие воображения.
Державин Г. Р.

Где надежда, там и боязнь: боязнь всегда полна надежды, надежда всегда полна боязни.
Ларошфуко

Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Гете И.

Надежда на радость немного меньше, чем сбывшееся удовольствие.
Шекспир У.

Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть.
Фалес

Надежды - сны бодрствующих.
Платон

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Пушкин А. С.

Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
Вовенарг

Надежда - лучший врач из всех, какие известны.
Дюма А. отец

Нам не пристало падать духом.
Цицерон

Надежда - это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется... Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.
Декарт

Надежда, сопровождающая нас всю жизнь, не покидает нас даже в час смерти.
Поуп А.

Вся моя надежда - на себя самого.
Теренций

Даже в самой безнадежности борьба остается надеждой.
Роллан Р.

Где умирает надежда, там возникает пустота.
Леонардо да Винчи

О обманчивая надежда человеческая!
Цицерон

В сочинении имеются отсылки к рассказу О. Павловой «Черёмуховый дед».

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения че-ловеком.

В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой фут-больной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй, не допускал запрещённых приё-мов и хитростей на поле. Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности — тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ре-бятам предать память деда, когда его уже не стало.

Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Под-держка правды — честь, поддержка лжи — потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр-кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь, как я понимаю, это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать ре-шения по совести и не опускаться до мелких склок, завис-ти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

В прочитанном мною рассказе «черёмуховый дед» нау-чил команду мальчишек-футболистов играть по совести, быть дружными. Он передал ребятам вместе с умением вести мяч ещё и благородство, желание не допус-кать «неспортивного поведения» на поле и в жизни.

Понятие чести связано для меня и с эпохами рыцарей и мушкетёров, когда красота поступков, верность себе, даме сердца или короне ставились превыше личной выгоды и зо-лота.

Можно вспомнить короля Артура, который, по мнению некоторых историков, создал орден самых доблестных «ры-царей круглого стола». Об их чести, справедливости до сих пор ходят легенды.

Я считаю, что на протяжении всей жизни человек дол-жен беречь свою честь и не терять её.

Вариант 3

Я считаю, что честь — это такое поведение, которое вы-зывает чувство уважения у окружающих. Честь подразуме-вает умение поступать справедливо, без лжи, фальши, стра-ха, не проявляя малодушия и эгоизма. Материал с сайта

Это качество рождается в условиях повседневной жизни. Именно так и происходит в рассказе О. Павловой. Маль-чишки переняли у своего «черёмухового деда» нечто, чему они не дают названия. Рассказчик признаётся, что они «по-чему-то» стали не только самой дружной командой района, но и ещё самой честной, бесстрашной и дисцип-линированной. Безусловно, это достойно уважения и восхи-щения!

Безымянный дед сформировал в них понятие чести. Ведь даже после его ухода команда не забыла преподанных уро-ков.

Хорошо, когда в жизни рядом есть такие люди, учась у ко-торых ты понимаешь, кого можно считать человеком чести.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    1.Вопрос чести и совести затрагивал людей разных веков. Я считаю, что и в наше время данная проблема актуальна. Тема чести и бесчестья рассматривается долгими годами. Следовательно, и в современном мире вопрос о затрагиваемой проблеме спорный, а значит уместный.
    2. Пословица из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" стала злободневной темой, над которой размышляют известные писатели многих эпох. По моему мнению, честь стоит беречь в любом возрасте, будь ты молод или стар. Приняв неверное решение в юности, которое может привести к позору и обесчестить как себя, так и свою семью, можно изменить своё будущее в плохую сторону. Ради того, чтобы избежать эту ошибку, Пушкин своей пословицей призывает к обдумыванию своих действий и последствий после совершенного.

    Ответить Удалить

  1. Проблемы чести и совести – вечны. Общество всегда сталкивается нравственным выбором. «Почему так?» - зададитесь вопросом Вы. Ответ прост, пока будет жить человечество, будут жить счастье и горести, преданность и предательство, честь и бесчестие…
    Долг каждого поколения, сделать все, чтобы оставить предкам чистый мир. Мир без лжи, предательства, ненависти, злобы. Мир, где каждый поступает по чести и совести. Именно к такой истине всегда стремились люди из века в век. Современное общество переняло эстафету. Сегодня будущее за нами. Каким оно будет завтра, зависит только от нас…
    «Береги честь смолоду…»
    Честь – это правдивость, моральные качества, чувство гордости за свои действия. Беречь честь, значит, беречь достоинство, свой человеческий облик. Одна ошибка. Все. Твоя душа не будет прежней, ее красота затмится. С самого юного возраста необходимо действовать по чести, чтобы в старости быть счастливым обладателем красивой души.

    Ответить Удалить
  2. Многие люди часто встречаются с проблемой чести и бесчестия. Данная проблема довольно актуально до сих пор.Каждый человек сам решает быть человеком чести или же бесчестия.Честь обычно проявляется в поступках, которые человек готов совершить во благо других людей,во благо своей Родины.Но к сожалению у нас есть также и бесчестные люди,которых ничего не волнует вокруг себя.Поэтому каждый человек должен стремиться обладать таким качеством,как честь,и тогда наш мир станет намного лучше.Так как от нас зависит к какому выбору каждый человек подчиняется,но не каждый человек понимает правильность своих действий.
    "Береги честь смолоду..."
    Для многих людей честь это главное его качество,если человек утратит самое лучшее качество в его жизни,он поменяется.Его ничего не сможет изменить,так как это было достоинством в его жизни,а теперь к нему не будет никакого уважения,потому что он утратит свою честь.Для каждого человека честь важна,так как именно этим качество проверяется чистота и красота твоей души.

    Ответить Удалить
  3. 1)Честь... Бесчестие... Эти полярные понятия имеют огромное значение в нашей жизни и по сей день. Мы часто сталкиваемся с проблемой:быть честным перед самим собой, или идти дорогой предательства. Именно всё зависит от нас самих, каждый выбирает для себя сам свой нравственный путь. Да, бесчестие - это лёгкий путь, это слабость, где думаешь только о себе и своей выгоде. Согласитесь, лучше жить по законам чести, не предавать самого себя и окружающих людей, ведь честь - это сила совести. Мы все должны осознавать правильность своего выбора.
    2)Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Пословица А.С.Пушкина из повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду..."- стала вечной. Ведь в чести заключаются моральные качества, достойные уважения и гордости. Не зря уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого. Понятию чести надо учить с детства, и главное суметь сохранить эту силу с ранних лет и не перед чем не оступиться, поскольку это шаг к честной, порядочной и счастливой жизни.

    Ответить Удалить
  4. 1) Уместно ли говорить о чести в наше время?
    Честь была и будет ценна во все времена пока существуют люди. О ней размышляют многие философы и поэты всех времен. За честь умирали на дуэлях, а если и теряли ее, то считали, что прежней жизни уже не будет никогда. В понятие чести заложено большое стремление к идеалу. Честь- это высокая духовная сила, которая удерживает человека от предательства и лжи, от безнравственного поведения и подлостей
    2)«Береги честь смолоду…»
    Честь всегда была первой в вопросах о нравственности. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Безнравственность губит человека. «Береги честь смолоду …» - это пословица из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которая несет в себе огромный смысл. Честь и нравственность выступают в качестве жизненного помощника, который поможет в преодоление суровых жизненных ситуаций, поэтому чести нужно учиться с самых малых лет.

    Ответить Удалить
  5. 1)Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Я считаю, что несомненно, потому что затрагиваемая проблема будет актуальна во все времена. Ведь честь, человеческое достоинство – это важнейшие нравственные понятия. Они помогают видеть грань между истиной и ложью, понимать разницу между выгодой для себя и благом общества, человечества в целом. Если мы будем руководствоваться не только своими корыстными интересами, но и общественными потребностями, то мир тогда начнет процветать.
    2)"Береги честь смолоду..." Честь - это ведь прежде всего твоя репутация. Поэтому смолоду нужно поступать так, чтобы никто не мог упрекнуть тебя в лицемерии, во лжи, в предательстве. Очень сложно вернуть свое доброе имя, испортив его в юности. Окружающие люди навсегда запомнят все неподобающие и непристойные поступки, которые ты совершил, и, таким образом, отношение к тебе будет соответствующим. Ведь если человек хоть раз ступил на путь бесчестия - он уже запятнался. Я думаю, что люди ошибаются, если считают, что молодым все их проступки прощаются и забываются. Это далеко не так. Честь дается человеку одна на всю жизнь и ее надо очень бережно хранить.

    Ответить Удалить
  6. Актуальны ли понятия совести и чести в наше время? Являются ли они вечными? Совесть -это внутренний голос человека, который может отградить от каких-либо поступков. Если же человек не станет слушать совесть, то она может "мучать" его уже после совершения проступка. Со временем ничего не поменялось, поэтому вопрос совести и чести-это вопрос, который будет актуален в любое время.
    2. Понятие чести - это один из важных нравственных вопросов, который будет актуален в любое время. "Береги честь смолоду" - это пословица обозначает беречь достоинство честного человека, быть ответственным за свои поступки в любом возрасте. Честь, действительно, нужно беречь смолоду, ведь ошибки, которые человек может совершить в молодости, могут испортить всю его дальнейшую жизнь.

    Ответить Удалить
  7. Человек сам выбирает как ему поступить в той или иной ситуации, он сам определяет, каким путем ему пойти в жизни: либо путем чести, либо путем бесчестия. Из-за проблемы выбора, человек иногда выбирает наиболее легкий путь, который, как ему кажется, является правильным. Однако бесчестье- это путь предательства, лжи, лицемерия и духовного разложения души человека. Именно из-за такого пути люди становятся бесчестными.
    "Береги честь смолоду"-этой пословицей подразумевается истинная красота души человека, верность голосу совести, следование моральным устоям, внутреннее нравственное достоинство.Бесчестные люди появляются из-за неправильного выбора, из-за искушений, подстерегающих их на каждом шагу. Многие люди идут таким легким путем, впоследствии чего они теряют свое настоящее лицо, убивают все самое чистое, очерняя и портя свою душу и совесть.

    Ответить Удалить
  8. Честь – одна из основных категорий этики – определяет отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Это справедливость, моральные качества, чувство гордости за свои действия. "Береги честь смолоду" - это пословица обозначает, что нужно беречь свое достоинство смолоду, так как с детства человек формирует себя. Дабы не совершить ошибок, которые могут испортить дальнейшую жизнь, нужно смолоду вести себя достойно и делать только добрые дела. Беречь честь, значит, беречь достоинство, свой человеческий облик.

    Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
    Я считаю, что уместно.Проблема чести и бесчестия является актуальной. Перед каждым человеком стоит выбор быть человеком чести или же бесчести.Я считаю,что каждый человек должен иметь честь, ведь это способствует высокому уровню нравственного развития,так как честь-это душа человека. Путь чести не простой,но ничего не получается легко нужно стремиться и добиваться.Важно помнить, что честь очень легко потерять и встать на путь бесчестья. Многие считают, что этот путь быстрый и легкий, но бесчестный человек должен помнить о выгодности каждого своего поступка, так же ему нужно просчитывать все свои шаги. Лучше жить по законам чести, не предавать самого себя и окружающих людей, ведь честь - это сила совести. Мы все должны осознавать правильность своего выбора.

    Ответить Удалить
  9. Светлана Белогорская
    1) Я считаю, что разговор о чести и совести является актуальным независимо от времени. Например, совесть является неотъемлемой частью человека. В любой ситуации она подсказывает нам, какой следует сделать выбор или какое решение принять. Голос совести зачастую ограждает нас от безнравственных поступков, если прислушиваться к нему, то человек не сойдет на путь бесчестия.
    2) В настоящее время - век технологического прогресса и современных технологий, многим кажется, что значение чести устарело, отошло на второй план. На самом деле это вовсе не так, о чем говорит нам русская пословица: "Береги честь смолоду", которая до сих пор является актуальной. Смысл данной пословицы заключается в том, что честь нужно беречь с молодых лет, нельзя придерживаться пути бесчестия, а потом, в один миг, стать человеком чести. Зачастую, сохраняя свою честь, человек прилагает множество усилий над собой, что может оказаться сложным для человека, который вел бесчестную жизнь. Именно поэтому с ранних лет стоит прививать детям такие понятия как совесть и честь, ведь это закаляет характер человека, помогает ему не сбиваться с выбранного пути.

    Ответить Удалить
  10. 1. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
    Что такое честь? Что такое бесчестье? Нужно ли говорить о чести в наше время? Этими и другими вопросами задавались и задаются многие писатели русской и зарубежной литературы. Жизнь ставит перед каждым человеком выбор: быть честным и идти по пути совести и морали или идти по пути бесчестья и быть лживым, эгоистичным и лицемерным человеком. Путь чести... Он достаточно сложен, но именно в нем раскрывается нравственное достоинство человека. Важно помнить, что честь очень легко потерять и встать на путь бесчестья. Многие считают, что этот путь быстрый и легкий, но бесчестный человек должен помнить о выгодности каждого своего поступка, так же ему нужно просчитывать все свои шаги. Можно сказать, что честь - это верность своим принципам, а так же мнение общества о моральных заслугах человека. В наше время люди чаще всего выбирают путь лжи и предательства, думая что этот путь быстрее и удобнее.
    2. "Береги честь смолоду"
    Впервые мы встречаемся с этой пословицей в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Понятие чести семья должна вкладывать в ребенка с самого детства. Только совесть и нравственное достоинство может сохранить человека в каждом. Наличие чести говорит о моральной целостности человека. Беречь честь очень нужно в нашем мире, чтобы случайным образом ее не потерять и не встать на путь бесчестья, который кажется простым некоторым людям.

Честь и бесчестие».

Толкование понятий

Честь

o Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. (По «Толковому словарю» С.И.Ожегова)

o «Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть», «условное, светское, житейское благородство» (По В.И.Далю).

o Честь – это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Человек чести не позволит запятнать доброе мнение, имя семьи, фирмы, своё лично, не унизит себя ложью, льстивостью,

o Честь – почёт, уважение. Мы воздаём честь людям, которые выстояли в трудных ситуациях, проявили чудеса мужества и героизма, защищая народ, страну, конкретных людей в той или иной сложной ситуации.

o Отдают честь солдаты и офицеры- это символ их верности Родине, народу.

o Честь – это порядочность, честность, добросовестность. Это моральное качество, которое позволяет высоко ценить человека за его поступки, отношение к людям, стране.

o Человек чести поступает благородно в любых ситуациях, достойно, красиво, не унижая себя клеветой, сквернословием, оскорблением. Он всегда противостоит злу, агрессии, готов защитить слабых, всех, кто нуждается в помощи.

o Человек чести не пойдёт мимо несправедливости, унижения одного человека другим.

o Человеку свойственно иметь свои принципы, идеалы. Человек чести всегда верен им. Конечно, в данном случае речь идёт о высоких моральных принципах.

o Честь - это та нравственная основа, стержень, который удерживает человека от предательства, коварства, подлости.

o Честь, совесть, благородство, верность, порядочность - они соседствуют в человеке, дополняя моральный облик личности.

Таким образом , быть человеком чести – это значит жить по законам нравственности, исполняя моральный, профессиональный и просто человеческий долг.

Бесчестие

o Бесчестие – поругание чести, достоинства; оскорбление, позор; отсутствие чести, позорящее человека поведение

o Бесчестный – тот, в ком нет чести, достоинства, благородства – достойных уважения моральных качеств, принципов.

o Бесчестный человек способен на самые отвратительные поступки - от лжи, лицемерия, подлости до предательства. Такие люди на первое место ставят себя, это эгоисты, которые думают о своём благополучии, ради которого готовы жертвовать другими людьми, обесчестив их.

o Люди без чести и совести всегда были презираемы народом. Одно из самых ужасных аморальных качеств - бесчестие.

o Очень трудно вернуть честное имя, даже просто немного оступившись. Поэтому не случайно в народе существует пословица: «Береги честь смолоду».

Обратите внимание, как много можно писать и говорить о чести , и как скупы слова о бесчестии . Достаточно одного определения – « бесчестие - это отсутствие чести, совести», чтобы понять, как низки люди, которым свойственно это качество.

Нужно стремиться быть лучше, самосовершенствоваться. Пусть слово «бесчестие» никогда не будет произнесено в ваш адрес!

Примерные тезисы сочинения

«Честь и бесчестие». Именно так обозначено второе направление тем выпускного сочинения по литературе в 2017 году.

В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:

o Моральные качества, достойные уважения и гордости

o Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство.

o Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства.

o Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости.

o Сохранение верности идеалам принципам

Размышление по теме: « Честь и бесчестие»

o Честь. Это слово близко такому понятию, как честность. Быть честным перед самим собой, другими, не поступаться принципами, жить по законам нравственности, просто быть порядочным человеком - всё это характеризует человека чести.

o Легко и надёжно, когда рядом такие люди. Они не предадут, не совершат подлый поступок, на них можно положиться. Люди чести - опора и отдельных людей, и всего общества в целом.

o Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором: как поступить в том или ином случае - от рядовой бытовой ситуации до принятия решения, от которого зависит жизнь многих людей. Как поступить: по совести или ставя на первый план свои интересы? Остаться человеком чести или скатиться до бесчестия, низости, предательства. Выбор есть всегда, и делать его предстоит каждому из нас самостоятельно.

o Оступиться может каждый человек. Однако один делает выводы, пытается исправиться, а другой, избрав дорогу эгоизма, лжи, обмана, всё ниже катится в пропасть бесчестия, отгораживая себя тем самым от людей.

o Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Сколько только пословиц создал народ по этому поводу: «Береги честь смолоду», «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» (как верно подмечено: человек, лишённый понятия чести, идёт окольными, обходными путями, часто это путь преступления и предательства), «Честь потеряна - всё потеряно».

o Честь очень легко потерять, как легко потерять уважение, признание людей. Порой для этого достаточно одного неверного слова или высказывания, одного непродуманного поступка. На то человеку и дан разум, чтобы взвешивать свои действия, понимать, что придётся отвечать за всё - и перед людьми, и перед самим собой¸ своей совестью.

o Честь. А не устаревшее ли это понятие? Эти слова можно услышать в наш век, когда человек, стремясь достичь высот власти, благополучия, легко переходит через грань дозволенного. Сколько примеров запятнанной чести мы видим вокруг, сколько громких дел в стране по поводу коррупции, взяточничества, унижения человека, причём со стороны власть имущих. Где у них честь и совесть? Да, можно найти негативные примеры в нашей жизни.

o Но не эти люди делают историю. Потеряв честь, они потеряли и себя, своё достойное место в обществе. За всё в жизни приходится платить, и за бесчестье тоже.

o Жить по законам чести, справедливости, совести – именно таким должен быть основной нравственный жизненный принцип человека. Учить этому надо буквально с детства. Ведь уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого, белое от чёрного. А это уже шаг к честной, порядочной, а значит, счастливой жизни.

Аргументов по теме

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

2. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

3. Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

4. А.Н.Островский « Гроза»

5. Л.Н.Толстой « Война и мир»

6. Е.И.Замятин «Мы»

7. М.А.Шолохов «Судьба человека»

8. В.Быков « Сотников»

9. В.Распутин « Живи и помни»

10. А.В.Каверин « Два капитана»

Произведения Аргументы
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв - человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь(Гринёв: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака») Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”). Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу») Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.
М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации? Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её - замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом.(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»). Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что - не скажу тебе, Скажу только Богу единому. Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести. Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать (говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем) Многому учит это произведение: тому, как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап - честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками - врагами Родины. И умирает Остап, героически перенося ужасные муки. Совсем другой Андрий. Это романтическая,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына. Один - человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь.Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству. Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне - предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.
А.Н.Островский «Гроза»
Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор, изображая героев пьесы. По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость, и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу(«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех(… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.) Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной - это не по её нравственным правилам. Как легко приспособилась к жизни Варвара!(И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению - дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать себя., становиться в ряд с такими, как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.
Л.Н.Толстой « Война и мир» Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн, которые пережила Россия, - войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть - независимо от сословного, социального положения - плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли. Но были и такие, для которых главное - своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды. Люди чести - главные герои произведения: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении(«Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате»); Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона, Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства! Кутузов, Александр 1, Багратион и другие - исторические личности, показанные автором. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа - всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”); и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова, и многие - многие люди России. А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом. А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины - вот что для них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа, семья Ростовых, отдающая подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями! Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны - именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.
Е.И.Замятин « Мы»
Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком в течение всего дня. Люди потеряли своё « я», они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер. Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии». Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят. Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие? Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь.(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.») Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.») Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства.(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.») К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.») На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.
В.Быков « Сотников»
Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок. Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. («Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?) Честь, долг - всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.) Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества - не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать.(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». ) Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.») Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому, человеческому долгу до конца: «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.» Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.» Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!
В.Распутин « Живи и помни»
Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых - проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор? Герой повести - Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу нет.» Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было. Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства - только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.
А.В.Каверин « Два капитана»
Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности. Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей. Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь - Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца: публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества. До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель - праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани - Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.
| следующая лекция ==>