Красота глаз Очки Россия

Где жили жилин и костылин в плену. Сочинение на тему: Жилин и Костылин в плену в повести Кавказский пленник, Толстой

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

История создания

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости. В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу. Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

План

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

    Внешность. Татары. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.


Костылин

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина. Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый. Костылин – грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.


Татары

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль. Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр. Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался. «Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения. Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин. Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать. Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать. Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно. При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.


В плену

Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).


Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме. История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его. Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.


Подготовка к побегу

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.


Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась – боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.

Ответ оставил Гость

Жилин и Костылин являются полной противоположностью друг друга.

1). Так при захвате в плен Костылин не помог Жилину обстрелять татар, не дождался его, а быстро удрал к крепости.
Жилин же, даже видя превосходство татар, оставшись без оружия, предпринимает различные маневры, чтобы от них уйти. Понимая, что ему это не удается, твердо решает, что в плен не сдастся и направляет лошадь на одного из татар в решимости его зарубить.

2). При разговоре с татарами о выкупе Жилин непреклонен, он хорошо понимает, что терять ему нечего, кроме жизни. Он дерзок, смел, пытается даже диктовать условия. Жилин уже сейчас твердо знает, что сбежит. Поэтому на письме домой пишет неправильный адрес. Он надеется только на себя и не хочет обременять свою маму.
Костылин же трусоват. Он не перечит татарам, со всем соглашается. Пишет письмо, лишь бы его кормили и с ним хорошо обращались. Татары даже ставят его в пример Жилину, говоря: «….ты все серчаешь, а товарищ твой смирный! »

3). Находясь в плену, Костылин ждет ответа и денег из дома. Он ничему не сопротивляется, смиренно ожидая своей участи. Иногда кажется, как будто он уже не живет. Хорошим подтверждением этому являются строки: «Костылин еще раз писал письмо домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит» .
Жилин же ему полная противоположность. Все, что он делает в плену -это шаг к его освобождению. Он, увозимый татарами в плен, в крови, с разбитой головой, пытается запомнить дорогу. В ауле он осматривает окрестности, в поиске дороги к своим. Он входит в доверие к татарам тем, что делает игрушки, ремонтирует различные предметы. Он даже «лечит» , хотя знает, что рискует, ведь этого делать он не умеет. Он создает подкоп, приваживает собаку, копит лепешки. Ему, в отличие от Костылина, некогда скучать.

4).Когде Жилин предложил бежать, Костылин испугался, заробел, он и не думал об этом. У него возникают одни вопросы. Весь побег Костылин является обузой: полез под стену - зацепился, загремел; ноги о камни поранил, устал, оленя испугался; всю дорогу ноет. Да и снова в плен они попадают только из-за него.
А у Жилина уже готов план. Он весь побег является для Костылина проводником. Он и дорогу ищет, и помогает ему идти, а когда тот уже не может передвигаться, то несет его на себе. Ему бы его давно бросить и идти одному, но об этом даже не задумывается. Он твердо знает, что «бросить товарища не годится» .

5). После неудачного побега Жилин хотя и приуныл, но все равно ищет выход из создавшейся ситуации. Он снова пытается подкапываться. Не удалось, он пытается просить помощи у Дины.
А Костылин совсем упал духом. Он разболелся, все стонет или спит.

Поведение и поступки этих героев говорят о том, что Жилин – человек смелый, дерзкий, мудрый, мужественный, целеустремленный, преданный.
А Костылин трусоват, неуклюж, робок. Вообще он похож на человека, просто

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина - героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами - Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин - только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был». «А Костылин - мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым. А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей. Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце. На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам. Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Здесь искали:

  • сравнительная характеристика жилина и костылина
  • характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
  • характеристика жилина и костылина

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока :

  1. Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
  2. развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
  3. продолжить работу над развитием речи учащихся;
  4. воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших.В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.

Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?

II. Реализация индивидуального домашнего задания: итоги исследовательской работы со словарем.

Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:

Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.

III. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы». СЛАЙД №2.

Оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?

(Высказывания учащихся).

Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».

А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?

IV. Проверка домашнего задания : СЛАЙД №3

Знакомство Жилина с Костылиным.

    1. Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый перерсказ)
    2. Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
    3. Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).

V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.

Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.

1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Группа №2.

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Группа №3.

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.

Беседа по итогам групповой работы.

Запись в тетради основных кратких выводов. СЛАЙДЫ № 4, 5, 6.

2. Первый побег (чтение по ролям)

Вывод. Слайд №7

  1. Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  2. Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».

Костылин

  1. Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
  2. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)

Жилин. Слайд №8

  1. постоянно думает о вольном житье;
  2. уговаривает Дину помочь ему;
  3. шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
  4. не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  1. отказывается от побега
  2. не может превозмочь свою боль
  3. прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».

VI. Выводы по уроку.

Почему так по-разному сложились судьбы героев? СЛАЙД № 9.

  1. Разница в характерах в сцене нападения татар;
  2. «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;
  3. Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;
  4. Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;
  5. Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;
  6. Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.

Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.

VII. Рефлексия

  1. Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна (слайд №10)
  2. Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Д/з: подготовить сравнительную характеристику героев