Красота глаз Очки Россия

План конспект по живописи натюрморт ультразвуковой сканер. План - конспект занятия по живописи: Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Тема урока: Картина-натюрморт.

Цель урока: Нарисовать картину в жанре натюрморт.

Задачи урока:

Образовательная: Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

Развивающая: - Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

Предметные: Выполнять композицию из предметов, исходя из собственного замысла внатюрморте.

Познавательные УУД : логические

Регулятивные: Составлять изображать

Коммуникативные: Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства, изображающих натюрморт.

Личностные результаты Способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Тип урока: Открытие нового знания.

Методы и приемы: беседа, рассказ, иллюстрации, практическая работа.

Оборудование урока для учителя: мультимедийная доска, проектор, презентация, Б.М.Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 класс Москва «Просвещение»2008 год

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Здравствуйте, ребята.

Давайте начнем наш урок со строк Е. Руженцевой

Мир привыкли видеть люди

Белым, желтым, синим, красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Подвести к теме урока

Сегодня мы отправимся в интересную страну. Чтобы узнать название этой страны отгадайте загадку.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся...

В сказочной стране, где живут волшебники и волшебницы, жила маленькая девочка Эльза.

Однажды, когда девочка грелась под лучами солнца, феи рассказали ей о приезде Волшебника.

Девочка очень любила пить горячий чай с конфетами. И поэтому, скорее поспешила, увидеть старца, у которого было много вкусных медовых конфет.

В ее глазах было столько восторга от предвкушения сладкого подарка, который она положит в ротик, запьет горячим чаем из красивой чашки, что она даже не заметила, как очутилась в его дворце.

Старец дал Эльзе задание: Если Эльза раскроет секрет Натюрморта , она получит заветные конфеты.

Эльза не знала, что ей делать! Она никогда не рисовала натюрморты!

Но маленькая фея решила помочь Эльзе. И сказала: Если ты хочешь узнать секрет Натюрморта, ты должна знать несколько правил.

Натюрморт

Открытие нового знания

Заинтересовать учащихся на познавательную деятельность

Способствовать формированию представлений о натюрморте

Правило 1: Натюрморт - (в переводе с фр. - мёртвая природа) - изображение неодушевлённых предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевлённые предметы.

Натюрморт выполняет различные функции. Например:

Декоративный,бытовой, абстрактный, графический, живописный, компьютерный, объемный.

Натюрморт говорит о жизни людей разных времён; даже рисуя неодушевлённые предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.

Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы:

Что такое натюрморт?

Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?? Назовите авторов картин.

Что объединяет все предметы одного натюрморта?

Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни светлее, другие темнее?

Как художники передают объём овощей и фруктов на плоской поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах располагаются с одной стороны, а тёмные - с другой? Какую роль здесь играет солнечный свет

Смотрят на доску и слушают меня.

Натюрморт это изображение предметов на плоскости

Караваджо «Корзина с фруктами», потому что люблю фрукты и присутствуют теплые тона

Тема, положение

Потому что одни лежат на переднем плане, ближе к источнику света, они светлее

- солнечный свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми (это свет), с другой - тёмными (тень). Свет и тень помогают передать объёмное изображение предметов, их реальность.

Познавательные УУД : грамотное и ясное выражение своей мысли; логические - анализ иллюстраций, выделение жанровых признаков;

Физкультминутка

Снять

усталости

Но сначала немного отдохнем. Встаньте из- за парт и повторяйте за мной движения.

Мы ногами топ-топ-топ.

Мы ногами топ-топ-топ, (топаем)

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем)

Мы головками кивнём, (киваем)

дружно ручками махнём , (машем ручками)

И туда - и сюда повернёмся без труда . (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко , (прыгаем на месте)

И туда - и сюда повернёмся без труда . (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Присаживайтесь.

Встают из- за парт и повторяют движения.

Этап применения изученного материала (творческая деятельность учащихся).

Применить полученные знания учащихся на практике в изображении радуги

- А сейчас мы с вами нарисуем натюрморт.

У нас сегодня натюрморт «Праздничный стол». Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт, овощ, предмет имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои. Вам нужно добавить натюрморту радостное настроение и приступить к работе. Давайте посмотрим примеры натюрмортов, которые изображены в радостном тоне.

Последовательность выполнения работы:

Карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов.

«Оживляем» натюрморт красками.

Все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом.

Ждем, пока краска высохнет.

Составлять композицию из предметов по определенным правилам, изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением.

Подведение итогов. Рефлексия

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цел

Эльза получила свои долгожданные конфеты, а значит наше путешествие прошло не зря.

Чем мы занимались сегодня на уроке?

А что же такое натюрморт?

Поднимите руку те, кто считает, что у него получился натюрморт?

Ребята, посмотрите, как много разных и красивых рисунков у вас получилось. Молодцы! Вы все сегодня постарались.

Спасибо вам за урок. До свидания!

Рисовали натюрморт

Натюрморт - изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композицию

Поднимают руку у кого получился натюрморт

Регулятивные:овладение способностью принимать и со-хранять учебную задачу; формирование умения планировать, кон-тролировать и оценивать свою деятель-ность;

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

муниципального образования города Братска

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополните льной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6)лет),

учебного предмета «Живопись», 1 класс, I полугодие

ТЕМА: «ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ. ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ. ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Братск 2013

Пояснительная записка

Представленный урок учебного предмета ПО.01. УП.02, ПО.01.УП.05 «Живопись» дополнительной предпрофессиональная общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения 5(6) лет), разработан для учащихся 1 класса художественного отделения. Согласно календарно-тематический плану занятий, выбранная тема урока №9 «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт», является продолжением изучения цветовых гармоний. Тема предыдущего урока №8 «Световой контраст (ахроматический контраст)». Данный открытый урок «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт» является занятием по закреплению акварельной практики в разделе «Акварельная живопись». Урок рассчитан на 3 академических часа по тематическому плану занятий. Основными задачами урока являются отход от традиционного академического преподавания художественных дисциплин и формирование у учащихся самостоятельных альтернативных решений.

Главное условие успешного проведения урока – это побуждение к художественному самовыражению и активное проявление индивидуальной творческой инициативы. Ключевым моментом для проведения занятия выбрана творческая интрига. Это обеспечивает постоянную мотивацию на развитие интереса к содержанию урока. Наличие элементов творческого эксперимента активизируют эмоциональное состояние учащихся, способствуют развитию познавательной деятельности и стремление к результату.

Для эффективного усвоения теоретической части урока создана особая тематическая среда в виде выставки предметов китайской культуры, музыкального сопровождения и компьютерной презентации.

Практическая часть урока представлена в форме мастер-класса, что обеспечивает высокую степень активности аудитории и развивает творческую смелость. Различные формы обучения - от групповой до индивидуальной – создают динамичную картину смены видов деятельности и активизируют творческий процесс.

Методическая разработка содержит развёрнутый сценарий урока с указанием целей и задач, а также предполагаемого результата. Этапы работы показывают логический ход занятия и взаимодействие преподавателя с учащимися. В приложении содержится технологическая карта занятия, описание технологии и методик, их эффективность на занятии, дидактическое обеспечение (опорные термины, карточки-задания). Презентация зрительного ряда выполнена в MS Power Point.

Открытый урок опирается на объём знаний пройденного материала, а так же параллельно, преследует цель, первичного закрепления нового учебного материала, теоретических и практических возможностей в живописи, т. е. освоения предпрофессиональных навыков учащихся по данному учебному предмету.

Открытый урок по «Живописи» в 1 классе II полугодие

преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ №2» МО г. Братска

Марина Михайловна Пожарская

Дата и время проведения урока: 12.10.2013, 15 00 – 17 20 .

Раздел учебного предмета: Цветовая гармония. Полярная гармония.

Тема урока : «Цветовая гармония. Полярная гармония. Декоративный натюрморт»

Номер урока : 8.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цель урока: развитие абстрактного мышления, совершенствование навыков владения живописной техникой, композиционного владения пространством листа; восприятие и передача цветовой гаммы.

Задачи урока:

Обучающие:

Знать:

Свойства и специфику акварельной живописи, её возможности и эстетические качества;

Художественные и эстетические свойства цвета;

Основные закономерности создания цветового строя;

Уметь:

Видеть и передавать цветовые отношения;

Развивающие:

Развитие художественных способностей;

Развитие элементов творческой деятельности;

Воспитательные:

Воспитание «творческой смелости» и уверенности в своих силах;

Воспитание потребности в творческом самовыражении;

Воспитание эстетических представлений и художественного вкуса;

Предполагаемый результат:

Развитие практических навыков акварельной живописи в натюрморте;

Поиск цветовых отношений;

Формирование реальных представлений о своих художественных способностях.

Используемые технологии:

Личностно-ориентированные технологии.

Длительность урока: 45 мин. + 45 мин. + 45 мин. с переменами

Оснащение урока:

Метаплан;

Лист формата А2;

Скотч, зажимы,

Планшеты для оформления картин (паспорту)

Музыкальное сопровождение (MP3 аудио центр)

Компьютерная презентация (видеопроектор)

Ноутбук

Художественные инструменты и материалы: акварельные краски (12–24 цвета), кисти «Белка» (№5, №3, №2), черная тушь;

Методические таблицы по цветоведению, репродукции натюрмортов, фрукты или овощи.

Интеграция: - цветоведение, композиция станковая.

План урока :

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) 10 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих,
внешнего состояния помещения, рабочих мест, организация внимания);

2 . Постановка цели и задач урока. Знакомство с предпрофессиональной ситуацией.

Вступление

Приветствие аудитории

Знакомство с предпрофессиональной ситуацией:

Ход урока.

Преподаватель - Наше занятие мне бы хотелось начать с приглашения на выставку, где участниками творческого просмотра можете стать вы сами. Ежегодно в конце учебного года проходит выставка лучших работ учащихся по различным художественным направлениям. Каждый из вас имеет возможность предоставить на выставку свои работы. После завершения работы выставки будут подведены итоги. По результатам голосования посетителей выставки будут определены победители в различных номинациях. Вас ждёт реальный успех! Вам осталось только определиться с темой вашей будущей творческой работы.

3. Актуализация знаний. Работа с теоретической информацией.

Преподаватель – что могут изобразить художники в картинах и что хотят выразить своими произведениями? Они могут рассказать о различных событиях, вещах, показать, какими были люди прежде и передать их характер и настроение, как относится художник к тому, что он изображает.

Учащийся 1 – натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16 и 17 столетий, сам же термин, появился в начале 19 в. во Франции (мертвая натура), вытеснив голландское слово (неподвижная натура). Натюрморт это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями.

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная жизнь человека. Его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира и другое. Художник изображает внешний мир. Форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны. Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах – целые. Разрезанные, разбитые. Все это позволяет зрителю по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Преподаватель – одна из основных тем жанра – любовь к природе, тема ее познания и освоения, вдохновения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразности.

Учащийся 2 – в натюрмортах звучат и философские темы смысла жизни человека. Объекты, изображенные в натюрмортах, можно разделить на две большие группы. Природные предметы (цветы, плоды, рыба, дичь). И вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенность природных объектов – их недолговечность, цветы вянут, плоды портятся и т.д. Поэтому функция этого жанра – придать неизменность изменчивому, закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привлекательную для зрителя, что удачно выражено в стихах:

Дожив до нынешней поры,

Остался длинный нож, не сломан,

И вьется впереди лимона

Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена,

И неизменны ткани складки,

И все содержится в порядке,

И розовеет ветчина.

Ни кем не выпито вино.

И на салфетку не пролито.

Но нет кистей и нет палитры,

И нет художника давно.

И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак –

И не притронуться к нему.

А. Векслер.

Преподаватель – когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только потому, что изображено (содержанию), как изображено (средствами выразительности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздействие каждой картины: одни кажутся лирическими, интимными, другие торжественными, героическими, монументальными

Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на картине, мы условно выделяем однопорядковые или смешанные натюрморты.

Учащийся - Однопорядковые (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, ягоды и т.д. На картине может быть изображена и разнообразная снедь (продукты питания); хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др. И. Машков, «Снедь московская. Хлебы». Если на картине представлены разнообразные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и т.д.), определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию И. Хруцкий, «Цветы и плоды».

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол»: «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. И. Грабарь, «Неприбранный стол». В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы их обозначаем. Как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», С. Жуковский, «Перед террасой».

Преподаватель – Как мы уже отметили, что главными героями в натюрморте являются предметы. Вещи, которые подаются «крупным планом», чтобы можно было вглядеться в их красоту. Каждый предмет имеет свою форму, фактуру, плотность и т.д.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай на ощупь».

Цель игры: закрепить знания о форме овощей, фруктов, осязательное обследование формы, поверхности, соотнести осязательные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.

Руководство: Группа учащихся сидит полукругом перед столом. Мешочек с фруктами и овощами находится на столе. По очереди каждый подходит к мешочку, опустив руку в мешочек. Нащупать какой-то овощ или фрукт и попытаться отгадать, что это. Рассказать о предмете, какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность – гладкая или шероховатая. А в конце сказать, что это за предмет. Потом достать его из мешочка и посмотреть, правильно ли его узнали.

Следующее задание - на мольберте пять репродукций определить, какой натюрморт написан в помещении, какой на пленэре, чем они отличаются.

2. Преподаватель – Мы с вами рассмотрели много разных натюрмортов, они самые разнообразные, выполненные в разной технике и в разных тонах. Как же цвет помогает понять настроение картины.

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Одни художники пишут красками теплого оттенка, другие холодного оттенка, некоторые в яркой или пастельной цветовой гамме. И все они передают разное настроение, состояние (веселое, солнечное, праздничное, грустное, мрачное и др.). Разные ощущения (прохлады, свежести, нежности, мягкости, звонкости и др.). Мы подошли к цветовой гамме, обратим внимание на цветовой круг. На первом этапе цветовой круг можно разделить на три цветовые гаммы:

    Родственные гаммы цветов;

    Контрастные гаммы цветов;

    Родственно-контрастные;

    Полярная;

Мы же с вами разберем первую цветовую гамму. Родственная цветовая гамма (4 цвета подряд, включая один главный, который может быть в начале или в конце):

    Желтый - оранжево-красный;

    Красный – ультрамарин;

    Синий – гороховый;

    Зеленый – лимонный;

    Красный – желто-оранжевый.

Разберем одну из них. Как правило, самую популярную – золотистую, от желтого до красного. Мы имеем четыре ярких, сочных цвета насыщенные – сила выражения цветового тона. Краски бывают, насыщенны в чистом виде, а не когда они смешаны с другими, желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный. Каждый из этих цветов мы можем обогатить, сделав из них пастельные (+ белила) малонасыщенными (+ черный), мы получим светло-желтые и бледно-золотистые (пастельные), золотисто-зеленоватые и красно-коричневые (малонасыщенные) цвета. Какая богатая гамма.

Представьте себе. Что каждый из этих четырех цветов 100% насыщенности мы обогатили до трех состояний как минимум (пастельные, малонасыщенные, ненасыщенные).

4. Первичное усвоение новых знаний. Выполнение практической работы

Переходим к следующему этапу нашей работы, акварельной живописи.

Преподаватель – в зависимости от замысла выбираем цветовую гамму и приступаем к работе по уже готовому эскизу (эскиз был подготовлен на предыдущем занятии). Выполнить декоративно-плоскостной натюрморт в полярной цветовой гамме.

В ходе практической работы учащихся, учителем ведется индивидуальная работа с учащимися, по подбору цветовой гаммы, распределение его на плоскости и т. д.

5. Первичная проверка понимания. Выставка

Итак, ваши работы завершены. Но окончательный свой вид они приобретут тогда, когда получат достойное обрамление. К вашим услугам есть багетная мастерская. (На одном из столов организована стилизованная багетная мастерская: заранее заготовленные рамки из цветной бумаги) Подберите к своей работе соответствующую рамку, согласно её цветовому содержанию, проявив свой вкус и знание цветоведения. (Учащиеся подходят к месту с рамками и выбирают образцы. Оформляют работы, закрепляя их на планшете. Преподаватель консультирует)

Предлагаю вам встать и посмотреть работы друг друга. У нас появился импровизированный вернисаж. Не забудьте про «Гору успеха». Возможно у каждого из вас появилось желание переместить свой стикер на новое место т.е. по новому оценить свои возможности после выполнения работы. (Учащиеся смотрят работы и работают со стикерами ). Теперь давайте обсудим наши впечатления по поводу вернисажа. Чьи работы Вам понравились больше всего? Чьи работы требуют, на Ваш взгляд, доработки?

6. Первичное закрепление. Оценивание

Преподаватель оценивает с позиции эксперта каждую работу, отмечая её достоинства.

Учащиеся оценивают свою работу, отмечая минусы или проблемные стороны, а также дают советы и рекомендации друг другу.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению

Преподаватель:

Найти иллюстрацию или открытку, определить цветовое сочетание.

Учащиеся записывают полученное задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Преподаватель:

С какими трудностями вы столкнулись при выборе цветов соответствующих многоцветной гармонии? (Выбор цветов и оттенков на этюде и соответствие цветов и оттенков на иллюстрации)

Какой этап был самым трудным? (Начало работы, определить степень завершённости)

Какой этап был самым интересным? (Деталировка, оформление работы, просмотр работ и сравнение себя с другими)

Какие перспективы обозначились у каждого по этому виду художественной деятельности?

(Есть желание ещё повторить эту работу, написать другую)

Преподаватель:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Абрамцева М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству, 1-4 классы. М. Владос 2003 г.

    Буйнов А. М., Елизарова Е. М., Иогансон Б. В. Школа изобразительного искусства вып. 2 изд. третье, исправ. и дополн. М.: Изобразительное искусство. 1988 г.

    Изобразительное искусство часть 2, основы живописи учебник для учащихся 5-8 классов. Обнинск издательство «Титул», 1996 г.

    Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом издательство «Детство-Пресс» С-П. 1999 г.

    Уильям Пауэлл. Цвет и как его использовать. М. Аст. Астрель 2005 г.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. http://www.linteum.ru/article254.html

2. http://decko.ru/dizain/100-colorist

6.

7.

8. http://aversin.livejournal.com/11713.html

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТОВЫЕ ОПОРЫ

ПОЛЯРНАЯ ГАРМОНИЯ

ЖИВОПИСЬ

НАТЮТМОРТ

АКВАРЕЛЬ

ПРОЗРАЧНОСТЬ

ХРОМОТИЧНОСТЬ

ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от итал. acquerello, от лат. aqua вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись водными красками.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - белый, серый, черный

ГАРМОНИЯ происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу, закон красоты

ГАРМОНИЯ ОДНОТОННАЯ (в цветоведческой литературе её также называют моно хромной т.е. один цвет) строится на сочетании оттенков одного цветового "лучика", которые различаются по светлоте и насыщенности одного цвета. Общий цветовой тон придает цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер.

ГАРМОНИЯ РОДСТВЕННАЯ основывается на наличии в них примесей одного и того же главного цвета. Главными называются цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Это могут быть соседние цвета: красный и красно-оранжевый, желтый и желто-красный, но не желтый и красный.

ГАРМОНИЯ ПОЛЯРНАЯ построена на противопоставлении двух главных цветов. Например: красный и зеленый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться несколько оттенков главных полярных цветов. Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортную для глаз, в этом проявляется стремление нашего организма к равновесию и самозащите.

ГАРМОНИЯ ТРЕХЦВЕТНАЯ построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.

ГАРМОНИЯ МНОГО ЦВЕТНАЯ в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (КОНТРАСТНЫЕ) ЦВЕТА - это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).

ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства , произведения которого

создаются с помощью красок , наносимых накакую - либо твёрдую поверхность .

КОНТРАСТ - заключает в себе явную противоположность предметов или цветов по каким-либо свойствам.

МОНОХРОМНОСТЬ - одноцветность

НЮАНС - означает едва заметные, незначительные отличия предметов или цветов по каким-либо свойствам.

НАСЫЩЕННОСТЬ – это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: желтый, красный, синий.

НАТЮРМОРТ - это , предметом которого является изображение предметов быта, цветы, овощи и фрукты.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - свойство объекта, позволяющее свету проходить через него без значительного искажения

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
Оранжевый = красный + желтый

Фиолетовый = красный + синий

Зеленый = желтый + сини
Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях.

Плюс разница в насыщенности и светлоте.
ТОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ - выделение части композиции, изображения, объекта с целью придания большого значения.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - «цветные»

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ = ЦВЕТОВОЕ РАВНОВЕСИЕ.

ЦВЕТОВОЙ ТОН – наличие основного цвета в сложном цвете,
который определяет его место в цветовом круге.
Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

Рисунок1>

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:
а) Обучающая : закрепить знания о “цветовом контрасте”; повторить новые методы фактурной акварели; учить выполнять первоначальное цветовое решение натюрморта по заданным схемам.
б) Развивающая: Развитие творческого воображения студентов, развитие мыслительных способностей, умение доказывать свою точку зрения.
в) Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, к предмету “живопись”.
воспитывать культуру труда.

Тип занятий: Комбинированный.

Задача урока: Выполнить первоначальный этап цветового решения натюрморта.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:
1. Репродукции картин художников. «Заморские гости», ав. Рерих; «Девушка с кувшином», ав. Архипов.
2. Студенческие творческие работы II-х курсов Лениногорского педучилища;
3. Фотографии студенческих творческих работ I-II-х курсов Казанского художественного училища;
4. Таблицы и схемы на тему “Цветовой контраст”;
5. Работы преподавателя Жуковой Г.В, паоказывающие первоначальный этап натюрморта в цвете.
6.Таблицы I, I(а), II, II(а), “Последовательность ведения работы в цвете”
7. Упражнения студентов II-х курсов, выполненные в технике “фактурной акварели”

Для студентов:
Акварельные краски; кисти; вода; палитра; маскирующая жидкость; полиэтиленовые пакеты; подготовительный рисунок (форматА3).

Структура урока :
1.Организационный момент (1мин)
2.Повторение (12мин)
3.Объяснение (8мин)
4.Самостоятельная работа (20мин)
5.Анализ работы (3мин)
6.Окончание урока (1мин).

Источник информации :
1.“Основы техники акварели” под редакцией Грега Альберта и Рейчел Вулоф;
2.“Основы живописи”, ав. Н.М. Сокольникова;
3.“Полный курс рисунка и живописи”, ав. Хейзл Гаррисон;
4. “Акварель. Мастер – класс”, под редакцией Татьяны Минеджян.
5. “Рисуем натюрморт с драпировкой”, ав. А.Ф.Конев, И.Б.Маланов.
6. “Уроки живописи для школьников 10-14 лет”, ав. М. Михейшина.

Ход урока :

Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок по живописи на тему: “Натюрморт из овощей и
фруктов” , с драпировками, контрастными с ними по цвету и светлоте. Начать наше занятие я хотела бы с красивого высказывания о живописи: “Живопись – это сама жизнь. В ней природа предстает перед душой без посредников, без покровов, без условностей. Поэзия неосязаема.
Музыка не осязаема. Скульптура условна. Но живопись, особенно в пейзаже, это что-то реальное. Поэты, музыканты, скульпторы, я не хочу умолить вашу славу. Ваш жребий тоже прекрасен. Но да воздастся каждому по справедливости”.
Автор Эжен Дэлякруа

Повторение пройденного материала

Что же такое “ Живопись”? Кто скажет, ребята? Нам известно несколько определений живописи”. Одно из них гласит: “Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль”. И еще одно определение – “Живопись ” означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность
- Ребята, давайте назовем известные нам жанры живописи:
- Это портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр.
- Хорошо ребята, правильно. Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете. Кто скажет что такое натюрморт? И натюрморты каких художников вы знаете?
“Натюрморт” в переводе с французского означает “мертвая натура”, т.е. “натюрморт” – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого “натюрморт” – означает “тихая жизнь”.
А теперь давайте снова обратимся к нашему натюрморту, он поставлен
на тему “Цветовой контраст”.
- Ребята, работы каких известных художников вы знаете, выполненные на эту тему?

Рассматриваем репродукции картин художников.

Хорошо ребята. Достаточно. Хочется заметить, что не всякая группа предметов может называться натюрмортом. Постановка творческого натюрморта должна быть строго продумана в соответствии с учебной задачей и идейным замыслом.
Например, задача наших постановок – это выявление разнообразия форм и материалов, различия
цвета и тона. Для этого мы использовали законы контраста.
Контрастное сопоставление большого с малым (масштабный контраст), светлого с темным (светлотный контраст), шероховатую поверхность с глянцевой (фактурный контраст) и, наконец цветовые контрасты (красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
Ребята, мы с вами еще раз убедились, что художник, создавая живописными средствами неповторимый мир, заставляет нас переживать, удивляться и радоваться. Не случайно цвет является основой живописи:
Во-первых, цвет можно по разному воспринимать и передавать красоту окружающего мира;
Во-вторых , цветом можно выражать чувства, настроение и эмоциональное состояние.
В-третьих, цветом можно мыслить и конструктировать форму предмета, передавать фактуру и объем.

Задача урока:

Итак, сегодня на уроке мы будем выполнять начало цветового решения – раскладку предметов
по светлотному и цветовому контрастам. Прежде чем приступить к практической работе в цвете, мы с вами проведем анализ натурной постановки и повторим все, что касается “цветового контраста”.
- Итак, ребята, мы знаем, что все цвета могут быть разделены на две основные группы:
1. Хроматическую (цветную), в которую входят все цвета солнечного спектра.
- Что называется хроматическими цветами?
- Все цвета солнечного спектра.
2. Ахроматическую (нецветную), в состав которой входят цвета: черный, белый и все оттенки серого.
- Что называется ахроматическими цветами?
- Это цвета черный, белый и серый.
- Ребята, а чем отличаются наши натюрморты от предыдущих?
- Наши натюрморты отличаются цветовыми контрастами.
- Ребята, дайте мне, пожалуйста, определение “контрастные цвета” и назовите группы контрастных сочетаний.

Показываю цветовой круг:
- “Контрастные цвета” – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, желтый-фиолетовый, синий-оранжевый.
- Явление “цветового контраста” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.
- Какие виды цветовых контрастов вы знаете?
- Различают два вида цветового контраста – светлотный и хроматический

Показываю таблицу на светлотный контраст:

  1. Светлотный – яркость видимого объекта не абсолютная величина, а относительная, по отношению к фону. Например: серый квадрат на синем и черном фоне светлеет, а на белом темнеет.

Показываю таблицу на хроматический контраст

  1. Хроматический – называется изменение цветового тона или насыщенности цвета под

действием соседних хроматических цветов. Чем светлее тональные отношения, тем сильнее контраст
а) если хроматический цвет находится на фоне своего дополнительного цвета, то он сохраняет свой цветовой тон и приобретает большую насыщенность. Например, желтый цвет на фиолетовом кажется ярче, чем на любом другом хроматическом цвете.
б) если серая фигура окружена хроматическим фоном, то цвет ее приобретает оттенки
дополнительного цвета к цвету фона. Например, серый фон на зеленом фоне приобретает розовый
оттенок, и наоборот – на красном он зеленеет.
Любой предмет в натюрморте имеет цветовую характеристику и обладает определенной
светлотой, т.е. тоном.
При выполнении работ в цвете мы так же должны стремиться передать:
- объем предметов натюрморта;
- фактуру предметов (их материальность);
- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).
Все эти задачи можно достигнуть, применяя различные методы письма акварельными
красками.
- Ребята, давайте их перечислим.
Первый метод – “по сырому” (а 1а prima)
Второй метод – “по сухому”, или мозаичный.
Третий метод – комбинированный.

II-х курсов ЛХМПУ.

Рассматриваем работы по живописи студентов I- II-х курсов Казанского художественного
училища
Так же здесь представлены фотографии студенческих работ I-II-х курсов Казанского
Художественного училища. Необычность данных натюрмортов состоит в применении
оптического способа смешивания красок. Этот способ заключается в чередовании 2-3-х красок,
положенных рядом мазками. На расстоянии эти разноцветные мазки объединяются в общий,
сложный цвет, отличающийся живописностью, чистотой, игрой красочных оттенков.

Показываю упражнения выполненные в технике “фактурной акварели”
Давайте назовем новые, уже знакомые нам методы фактурной акварели:
- нанесение маскирующей жидкости;
- применение пленки;
- соскребание краски пластиковой карточкой и концом черенка кисти;
- рисование сухой кистью по сырой краске;
- “соляные брызги”.

Объяснение нового материала
Теперь давайте рассмотрим последовательность выполнение работ в цвете.

Сособ №1

В одних учебниках советуют начинать работу с освещенных частей предметов, т.е. со
световых отношений, и последовательно вести работу от самого светлого предмета к самому
темному.
Для этого сначала нужно сделать мысленно раскладку предметов по цветотональности (по
цвету и светлоте) по следующей схеме

Демонстрирую схему №1

Схема №1.

Теперь по этой схеме сделаем цветотональную раскладку предметов одного из натюрмортов. Например, с желтым керамическим чайником, глиняной крынкой и соломенной корзинкой с фруктами:

Записываю на месте бумаги:

  1. желтый чайник – самый светлый предмет;

Предметы средней тональности:

  1. фрукты; 3. плетеная корзинка; 4. вертикальная поверхность; 5. горизонтальная поверхность; 6. глиняный кувшин; 7. синяя драпировка – самый насыщенный по тону и цвету предмет.

Работу в цвете ведем по следующей схеме

Схема № 1(а)

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам I. I(а):

Итак, если мы в натюрморте определили самый светлый предмет – это желтый керамический чайник, то начинаем его писать с освещенной стороны, и обязательно показываем касание с фоном, определяя при этом, что темнее, а что светлее и насколько. Затем переходим к более насыщенным по тону предметам – это мандарин на переднем плане и перцы в плетеной корзинке. На среднем плане пишем свет на предметах и касание с фоном; потом переходим к освещенной части глиняного кувшина на дальнем плане, и показываем касание с вертикальной и горизонтальной плоскостями; и в заключении напишем свет на синей драпировке – на самом темном и насыщеном предмете натюрморта, который находится на первом плане,
Нужно отметить, что каждый раз, приступая к изображению освещенной части последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его освещенной частью предидущего, чтобы определить насколько насыщеннее, темнее, нужно взять цвет.
Затем, в этой же последовательности пишем полутона предметов. Потом сравниваем собственные тени на предметах, затем падающие тени от предметов на плоскости, и, наконец, рефлексы на предметах, касающиеся с фоном.

Способ №2 выполнения работ в цвете.
Существует еще один вариант выполнения работы в цвете. Его мы используем на уроках по
рисунку при выполнении графических работ, и сегодня на уроке живописи я советую
использовать именно эту последовательность.
Он заключается в следующем: сначала мы мысленно выполняем раскладку предметов по
цветотональности, но уже не от светлого к темному, как в первом варианте, а наоборот – от самого
насыщенного по цвету и светлоте предмета в натюрморте- до самого светлого.

Демонстрирую схему № II

Схема II

Например, рассмотрим натюрморт с красным чайником, бутылкой и фруктами в керамической
вазочке; красный чайник – самый насыщенный по цвету и тону предмет.

Записываю на месте бумаги:

  1. Красный чайник

предметы средней тональности:

  1. зеленая драпировка; 3. виноград; 4. бутылочка; 5. перец; 6. вазочка; 7. вертикальная плоскость; 8. горизонтальная плоскость – самый светлый предмет в натюрморте.

Работу ведем по следующей схеме:

Демонстрирую схему № II(а)

Схема II(а)

5. Свет на предмете + касание с фоном

Анализирую последовательность работы в цвете по схемам II. II(а):
Итак, сначала пишем собственную тень на красном керамическом чайнике – самом насыщенном по тону и цвету предмете. Затем переходим к более светлому предмету – это зеленая драпировка. Пишем складки с теневой стороны, показываем толщину ткани. Потом рассматриваем еще более светлые по цветосиле предметы – это виноград и бутылочка. Они очень близки по цвету и тону, однако, разные по фактуре и по значимости. Начинаем писать сначала собственные тени на виноградинах, т. к. они находятся на первом плане, различая их по цветосиле (некоторые ближе к источнику света – блики и рефлексы ярче, контрастнее, иные дальше – светлее, мягче).
Далее пишем собственную тень на бутылочке, она находится на дальнем плане и имеет
матовую поверхность. Затем показываем теневые отношения на перце, керамической вазочке и вертикальной плоскости – самого светлого предмета в натюрморте.
Нужно отметить, что каждый раз приступая к изображению в цвете теневой части каждого последующего предмета, нужно обязательно сравнивать его с теневой частью предидущего, чтобы определить насколько светлее нужно взять цвет на кисточку.
Затем, в такой же последовательности сравниваем падающие тени, потом рефлексы на предметах, далее – полутени на предметах и в заключении – освещенные части предметов натюрморта.
Этот вариант работы я советую вам использовать для того, чтобы не перетемнить самые темные предметы, чтобы ваша работа не была затертой и белесой в результате многочасовой работы акварелью.
Таким образом, ваше внимание должно быть обращено на то, чтобы выявить разницу в тоне, и оттенках цвета, с учетом плавности натюрморта: чем предметы ближе к нам – тем они кнтрастнее по цвету и по тону; чем дальше, тем больше смягчается их цвет и форма, теряется насыщенность и контрастность цвета).
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Это своеобразная диалектика живописи позволяет организовать натуру.
Итак, все значение и смысл этого метода заключается не в поисках цвета и тона любого пятна, а наоборот – в сравнении с окружающим, позволяющим найти соответственное место в целом.
Чем опытнее вы будете становиться, тем шире будете смотреть на целое. Сначала вы будете искать и сравнивать два тона, потом три, потом четыре, пять одновременно, и, наконец как дирижер оркестра который слышит одновременно и скрипку, и флейту, и контрабас и так далее, вы разовьете свои глаза настолько, что будете видеть все одновременно, а ваша рука будет не две – три ноты, целые аккорды живописи. Тогда вы станете мастером живописи.
- Не забывайте ребята, что мазки мы накладываем по форме предметов, если предмет напоминает нам форму шара, то по окружности (по форме овала), если цилиндрическую или коническую поверхность – то по вертикали, или горизонтали (под углом) и т.д.
Задача урока :
- Ребята, перед началом практической работы, давайте с вами уточним задачу нашего занятия – это выполнение начала цветового решения натюрморта, т. е. первоначальная раскладка предметов по светлотному и цветовому и цветовому контрастам.

Самостоятельная работа.
Анализ работы.
Итог урока.

Соловьева Оксана Валерьевна

МАОУ ДОД «ОДШИ № 3» г. Братска

Преподаватель изобразительного искусства

г. Братск, Иркутской области

Предмет: живопись. 4 класс, возраст учащихся 14 -16 лет.

Тема урока :Натюрморт из предметов разных по материалу (Имитация техники масляной живописи)

Время - 9 часов

Цель урока : Изучение новой живописной техники.

Задачи урока :

Гармоническое решение композиции.

Богатство нюансов.

Имитация техники масляной живописи.

Материалы и оборудование: Учебная постановка, школьная доска, фломастер, наглядные пособия – этапы выполнения работы, работы учащихся. Бумага Ф А4 - тонированный, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти, магниты. ПВА, наждачная бумага.

Материалы для учащихся : планшет 35х54 обтянутый бумагой «ватман», ПВА, наждачная бумага, карандаш, резинка, акварель, гуашь, палитра, баночка для воды, кисти.

План урока:

Проверка готовности к уроку. 1 мин.

Подготовка планшета. 20 мин.

Объяснение этапов работы. 15 мин.

Выполнение работы: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы 24 мин.

Ход урока:

Проверка готовности к уроку.

Подготовка планшета. Обработать планшет наждачной бумагой имитируя холст (сверху вниз и слева направо). Важно проводить наждачной бумагой по одному месту только один раз и от края до края, только так можно создать вид холста. Для грунтовки планшета развести водой до полупрозрачного тона немного коричневой гуаши, добавить клей ПВА из расчета 10 к 1 (10 разведенной краски и 1 часть клея ПВА), и покрыть планшет тонким слоем этой краски.

Объяснение этапов работы. Техника масляной живописи отличается от акварельной и гуашевой живописи. Техника масляной живописи основана на определенном зрительном восприятии человека предметов на свету и в тени. На свету все предметы кажутся плотными, осязаемыми и объемными. В тени или полумраке предметы теряют вещественность и кажутся слегка прозрачными, в тени также менее различимы цветовые нюансы. Соблюдая эти законы восприятия можно легко создавать картины с глубоким пространством.

Выполнение подготовительного рисунка под живопись. На планшете намечаем контуры предметов натюрморта, стараемся не использовать резинку. Подготовительный рисунок выполняется в следующей последовательности: наметить общую массу натюрморта; разделить на отдельные предметы, учитывая пропорции этих предметов и их соотношения между собой; выполнить построение предметов; наметить плоскость стола и драпировки. После того как выполнено построение наметить падающие тени и расположение теней собственных. Проверить подготовительный рисунок.

Подмалевок: Работу красками начинаем с акварели – она хорошо имитирует лессировочные (прозрачные) масляные краски, тени и полутени пишем в полную силу со всем богатством цветовых оттенков, свет закрашиваем, как и полутени. На этом этапе живописная работа будет выглядеть как в полумраке – без света.

Корпус: Гуашью писать начинаем с самых светлых мест в натюрморте, постепенно прописывая все освещенные места. Важно не закрашивать всё наглухо гуашью, а оставлять между мазками небольшие промежутки (как мозаика)

Выполнение работы под руководством преподавателя: рисунок 45мин, акварель 100 мин, гуашь 200 мин.

Проверка сделанной работы с обсуждением 24 мин.

Список литературы:

Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир! Книга для учителя.- М.: Просвещение. 1993.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч 2. Основы живописи.- Обнинск: Титул, 1996.

И учеба и игра. Изобразительное искусство./ М.В. Трофимова, Т.Т. Тарабарина.- Академия развития.- Ярославль. 1997.

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учеб. Пособие / М.Т. Ломоносова.- М.6 ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 202, (6) с.6 ил.

Тарасевич Г., Аксёнов Ю., Закин Р., Кригер Ф. Рисунок и живопись.- 1971.

Пример выполненной работы.

Цель: знакомство с техникой многослойной лессировочной акварели. Написание контрастного натюрморта состоящего из 4 предметов и 3 драпировок.

Задачи:

Обучающие:

    Три основные акварельные техники исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

    знакомство с творчеством художников ;

    выполнение предварительного эскиза натюрморта в карандаше;

    последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

    развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

    развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;

Воспитательные:

    создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

    воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

    формирование интереса к изучению истории искусства.

Используемые материалы и инструменты:

    бумага для акварели;

    простой карандаш и ластик;

    дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников, а также работы педагога;

    Учебная постановка-натюрморт

План урока

1. Организационная часть -1-2-мин.

2. Сообщение нового материала – 10-12 мин.

3. Указания к работе – 2-3 мин.

4. Практическая работа учащихся – 25-27 мин.

5. Завершение урока, анализ – 3-4 мин

6. домашнее задание

Ход занятия

1. Введение в тему.

Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами.

2. Этапы работы над натюрмортом.

    Первоначальный эскиз в карандаше. Перенос рисунка с эскиза на основной формат (А-2). Рисунок начинают с композиционного размещения предметов на листе. С учётом перспективных сокращений начинается построение предметов. Основание всех предметов на этом натюрморте – круг, но по законам перспективы, с данного положения получается эллипс. Чтобы построить эллипс, проводим оси, делаем засечки на них. Соединяем плавной линией. Эллипсы изменяются: чем эллипс выше – тем он уже, чем ниже – тем шире.
    Невидимые линии- линии построения должны быть бледнее и тоньше, а видимые более темные и четкие.
    Уточняют пропорции всех предметов по отношению друг к другу. Пропорция – определённое соотношение частей предмета между собой, их соразмерность. Необходимо постоянно сравнивать пропорциональные отношения, визировать. O пределяют границы собственных и падающих теней.

Начнём с пропорций, их мы будем вымерять самым маленьким предметом- стаканом. В высоте деревянной вазы стаканчик умещается 2,5 раза. Ширина самой широкой части деревянной вазы умещается в сомой вазе 2 раза. Ширина верхней части вазы равна высоте стакана, донышко немного шире. Также стаканчиком задаём пропорции чугунка. Стакан в высоте чугунка умещается 1,5 раза, ширина чуть больше высоты, его можно вписать в прямоугольник приближенному к квадрату. Дно чугунка равно ширине горлышка вазы. В верхней части чугунка умещается 1,5 высоты стаканчика.

Когда рисунок правильно построен и закончен, наносится краска. Акварель - водяные краски, от французского слова aguarell и происходит от латинского слова agua – вода. Основное свойство акварели - прозрачность красящего слоя. Поэтому карандашный рисунок контура предмета не должен быть сильно чемным, линии должны быть мягкими иначе карандаш будет виден сквозь краску. Белила в акварели не употребляются, они лишают краску прозрачности и чистоты цвета. Более светлые тона получаются разбавлением насыщенного тона водой. Чтобы краска лучше ложилась на бумагу, перед началом рисования краской весь лист промывается водой. При накладывании цвета в акварели используются два способа: лессировка и алла-прима.

Лессировка- наложение одного прозрачного слоя краски на другой, при этом первый слой просушивается. Данный способ иногда называют «работой по - сухому», он сохраняет прозрачность акварели.

Алла-прима- все цвета берутся сразу нужной силы, каждая цветовая деталь начинается и заканчивается в один прием. Этим способом, или «работа по-сырому», можно достигнуть яркости и красочности.

Начинается заливка локальными цветами. Постепенное наложение цвета на предметы от светлого к темному.

Наша заливка начинается с самого тёмного предмета-чёрного чугунка. Он не должен быть чисто чёрного цвета. Намешиваем серый цвет сине-фиолетового оттенка и начинаем заливку. Самые тёмные участки прописываем плотнее, светлые более разбавленной краской, оставляем места для бликов и рефлексов. Их перекрываем очень разбавленной краской. Блики не должны быть белыми у них есть свой тон. Так как у нас зелёная драпировка, чугунок рефлектирует красным оттенком. Немного добавляем красной краски, это должно быть деликатно. От розовой драпировки отражаеться свет и падает на чугунок образуя нежные рефлекс в нижней части. Параллельно этому мы пишем все предметы вместе. Нельзя выписывать каждый предмет отдельно, вся работа должна вестись цельно. Нужно избавиться от белых пятен на листе, они мешают воспринимать картину в целом. Заливаем предметы локальными цветами, краску берём не плотно, что бы на первом этапе прописки не перетемнить светлые предметы. Самым светлым в нашем натюрморте является разовая рефлектирующая драпировка. Самым тёмным будет чугунок, близким по тону к нему будет стакан, но всё же он светлее. Следующими по тону идут зелёная драпировка и деревянная ваза. Зелёную драпировку заливаем зелёно-жёлтым цветом. Светло зелёную драпировку заливаем серо-зелёным цветом с добавление различных оттенков зелёного, жёлтого, фиолетового, коричневого. Стаканчик заливаем красно-коричневым цветом. Так как он лакированный и даёт много бликов и рефлексов, всё это нужно передать на нашей картине. Намечаем рефлекс от розовой драпировки с левой стороны, с правой стороны намечаем блики. Заливаем золотистой охрой кантик и внутреннюю часть стакана. Деревянная ваза заливается светло коричневым цветом, на свету с добавлением охры. В тенях добавляем зеленоватый оттенок и цвет берём плотнее. Так как это деревянный предмет, сильно выраженных бликов здесь не будет, они будут более приглушенными и рассеянные. Нужно постараться передать фактуру дерева и того что ваза составная из дощечек, нужно деликатно показать грани дерева.

Начинаем наносить различные оттенки, видимые на натуре. Выполняем этим светотени и объем. Идёт работа над фоном и над рефлексами.


Начинаем работу светотональными отношениями: свет, тень, полутень, рефлекс. Написание теней на предметах и от предметов. Объединяющие тени. Прописка переднего и заднего плана. предметы на переднем плане должны быть прописаны чётко и детально. У нас на переднем плане стакан, намечаем на нём роспись, листики, завитки, учитывая что они находятся на стакане, он объемный, следовательно какие-то листочки будут попадать на свет, а какие-то будут в тени. На драпировках которые находятся ближе всего к нам прописываем складочки, которые образуются на переломе ребра стола. Предметы на заднем плане должны быть написаны мягче. Контуры не должны быть слишком чёткие, они должны уходить в глубину, быть мягче. Иначе они будут вылезать на передний план, таким образом мы должны передать плановость работы.

Нашу композицию можно разделить на 3 плана. Первый план- ребро стола, драпировка розовая, стакан. Второй план- чугунок и ваза. Третий план – драпировки на заднем плане.

Нужно показать что все предметы расположены удаляясь друг от друга. На переднем плане предметы, тени, рефлексы будут яркими, чем дальше будут предметы находиться от нас они будут мягче и деликатнее. Задние драпировки должны выглядеть воздушными, складки струящимися, тени не очень яркие.

Работа над деталями. Подведение итогов. Уточнение деталей и обобщение композиции в целом. Смягчение жёстких линий .

Примеры натюрмортов выполненные преподавателем.

Контрастный натюрморт в тёплых тонах.

Натюрморт выполненный в холодных тонах.

Контрастный натюрморт.

Натюрморт выполненный в тёплых тонах.

Контрастный натюрморт выполненный в тёплых тонах.

.

1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают лёгкими линиями. С учётом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки. С учётом перспективных сокращений по конструктивным точкам намечают общую форму конструкции частей лица.

2. Уточняют пропорции и перспективное построение. Определяют границы собственных и падающих теней.

3. С помощью светотональных отношений выявляют объёмные формы. Передают пространственность, контрастнее выделяют те формы которые находятся ближе по отношению к рисующему.

4. Полная тональная проработка форм. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень, рефлекс. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельностью)