Красота глаз Очки Россия

Какой час на часах образцова. Сказочные часы театра кукол сергея образцова

В Москве много различных знаменитых часов, но часы на здании кукольного театра им. Образцова существенно отличаются от своих «коллег» достаточно экстравагантным видом, ежедневно собирая вокруг себя детишек и взрослых.


Еще бы, ведь к моменту создания эти музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране. Появились они на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами. Образцову пришла в голову мысль создания кукольных часов с фигурками - сказочными героями, которые должны были украсить серый фасад нового здания театра кукол. Воплощением идеи вжизнь занялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни. Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. Механизм часов был настолько хорош, что не уступал точности Кремлевским курантам. Первое время петух кричал каждый час, в том числе и ночью. Но после многочисленных жалоб местных жителей, которым это мешало спать, часы были доработаны и у них появился дневной и ночной (тихий) режим работы. С этими часами связан и другой интересный факт: в советские доперестроечные годы торговля спиртным начиналась в 11.00 утра. Ждущие опохмелки мужики у гастронома напротив, словно дети, радовались крику петуха в 11.00 и появлению из домика серого волка с ножом, как бы нарезающего закуску. Так в народе заветные одиннадцать часов получили название "час волка". Увидеть знаменитые часы и сам театр можно по адресу: Садовая-Самотечная ул.3, Москва. Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить людей снова и снова.

В Москве много различных знаменитых часов, но часы на здании кукольного театра им. Образцова существенно отличаются от своих «коллег» достаточно экстравагантным видом, ежедневно собирая вокруг себя детишек и взрослых. Еще бы, ведь к моменту создания эти музыкально-театральные часы не имели аналогов во всей стране.

Появились они на фасаде здания театра кукол в 1970 году вместе с открытием театра на Садовом кольце. При постройке театра были учтены все существующие новшества того времени - в оборудовании сцены театра, света и звука, но фасад самого здания представлял ничем не привлекательную бетонную стену серого цвета, что было характерно стилю построек того времени. Однако, руководитель театра решил оживить внешний вид театра необычными, огромными часами.

Образцову пришла в голову мысль создания кукольных часов с фигурками - сказочными героями, которые должны были украсить серый фасад нового здания театра кукол. Воплощением идеи вжизнь занялись скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес, а механизм придумал Вениамин Кальмансон. На изготовление часов было потрачено много средств. Габариты необычных часов составляют 3 метра в ширину и 4 метра в высоту. Сами часы изготовлены из меди, нержавеющей стали, латуни и текстолита. Лучи часов, узоры и флагшток покрыты сусальным золотом. Все сказочные герои сделаны из стеклопластика. Более 50 человек кропотливо работали над производством кукольных «ходиков» , среди них слесаря, механики, чеканщики и мастера по золоту.

Часы представляют собой круглый циферблат вокруг которого хаотично разбросаны домики сказочных героев. Домиков, а соответственно и вымышленных жителей - двенадцать. Итак, за 30 секунд до наступления часа кричит петух, поворачиваясь к собравшимся зрителям он громко кукарекает и хлопает крыльями. В этот момент стрелка часов указывает на домик, дверцы которого раскрываются и показывается фигурка. Все эти действия происходят под знакомую всем с детства мелодию, в аранжировке Н. Богославского, «Во саду ли, во городе». Так, поочередно, соответствуя каждому часу, показываются все герои друг за другом. В полдень и в полночь, дважды в сутки, все сказочные персонажи появляются вместе, а зритель может увидеть жителей всей деревни.

Изначально, часы имели электромеханическое устройство, которое занимало специально для него отведенную комнату. За бесперебойной работой «ходиков», следили специально обученные часовщики. В их работу входило обслуживание часов и своевременное включение магнитофонной записи голосов, соответствующих сказочным героям. Механизм часов был настолько хорош, что не уступал точности Кремлевским курантам.

Первое время петух кричал каждый час, в том числе и ночью. Но после многочисленных жалоб местных жителей, которым это мешало спать, часы были доработаны и у них появился дневной и ночной (тихий) режим работы.

С этими часами связан и другой интересный факт: в советские доперестроечные годы торговля спиртным начиналась в 11.00 утра. Ждущие опохмелки мужики у гастронома напротив, словно дети, радовались крику петуха в 11.00 и появлению из домика серого волка с ножом, как бы нарезающего закуску. Так в народе заветные одиннадцать часов получили название "час волка".

Увидеть знаменитые часы и сам театр можно по адресу: Садовая-Самотечная ул.3, Москва.

Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль, в исполнении кукольных часов прошлого века, восхищает и заставляет приходить людей снова и снова.

В Москве много различных знаменитых часов, но часы на здании кукольного театра им. Образцова существенно отличаются от своих «коллег» достаточно экстравагантным видом. Как и другие, часы театра кукол имеют пускай не очень длинную, но все же занимательную историю.

Появились часы на здании театра кукол в 1970 году вместе с открытием самого театра на Садовом кольце. Это было новое здание, которое разрабатывалось и строилось специально для театра. В нем были учтены самые последние требования того времени к оборудованию сцены, световой и звуковой аппаратуре. Но почему-то архитекторы забыли одну важную деталь: театр начинается с вешалки, а точнее, с фасада здания. Само здание представляло собой ничем не интересную серую бетонную постройку, характерную для урбанистического советского стиля конца 60-х – начала 70-х годов. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Сергей Образцов – на тот момент руководитель Театра кукол – решил украсить фасад необычными часами.

За годы своего существования Театр кукол много гастролировал по миру, и Сергей Образцов всегда проявлял большой интерес к различным башенным часам, которые видел в других городах. Именно он и предложил концепцию, которую взялись реализовать два скульптора – Павел Шимес и Дмитрий Шаховский, а сам часовой механизм был создан Вениамином Кальмансоном.

Часы имеют габариты 4 метра в высоту и 3 метра в длину, и представляют собой своеобразный ансамбль из двенадцати домиков, обозначающих каждый час, в них находятся различные сказочные кукольные персонажи. Каждый час из соответствующего домика появляется та или иная фигурка, кричит петух и играет знакомая всем с детства мелодия песни «Во саду ли, в огороде». Одновременно все персонажи двенадцати домиков появляются два раза в сутки – в полдень и в полночь. Первое время петух кричал каждый час, в том числе и ночью. Но после многочисленных жалоб местных жителей, которым это мешало спать, часы были доработаны и у них появился дневной и ночной (тихий) режим работы.

С фигурками и самими часами Театра кукол связана одна из легенд, известная всем любителем крепких спиртных напитков. В советское время спиртное продавалось в магазинах только с 11 часов дня. Этого часа с нетерпением ждали многие, кого с утра одолевало неприятное чувство похмелья. Ждали его и посетители находившегося неподалеку с Театром кукол гастронома. И вот о наступлении долгожданных 11 часов им сообщал волк, который «поселился» в домике, заменяющем цифру «11». В руках у волка был нож. Большие шутники говорили, что волк дождался своего часа и готовится нарезать закуску. С тех пор на долгие годы 11 часов утра, когда начиналась продажа спиртного в СССР, по всей стране стали называть «часом волка», именно благодаря часам Театра кукол.

И сегодня, как и много лет назад, «Деревня зверей» собирает большое количество зрителей, желающих посмотреть очередное появление кукол. Даже в век высоких технологий маленькие дети с большим восхищением смотрят на этот, казалось бы, простой механизм из прошлого.

Театр, который начинается не с вешалки, а с куклы, театр, один из спектаклей которого занесен в книгу рекордов Гинесса, театр, где даже взрослые могут почувствовать себя детьми. Все это — театр кукол имени Сергея Образцова в Москве. Об истории одного из крупнейших в мире театра кукол расскажет сегодня Diletant . media .

Образцовый театр кукол

Академический Центральный Театр кукол (так когда-то назывался театр имени Образцова) был создан в далеком 1931 году. Инициатором открытия стал Дом Художественного Воспитания Детей (был и такой). В это сложно поверить, но сперва в театре работало всего 12 человек! С первых же дней руководство театром взял на себя выдающийся театральный деятель Сергей Владимирович Образцов. К началу работы театра Образцов уже был известен как артист эстрады, который работал в жанре «романсов с куклами» и ставил кукольные спектакли — вы удивитесь — в жанре водевиля! К тому же именно он впервые показал на сцене взаимодействие актера и куклы. В одной из эстрадных миниатюр Образцов играл отца куклы Тяпы, надетой на его руку. Это был настоящий прорыв в области театров кукол.

Сергей Владимирович Образцов

Догнать и перегнать

Само собой, театр, предназначенный для детей, призван был их воспитывать и учить уму-разуму. Но при этом театр кукол должен был стать театром-лабораторией, идти впереди планеты всей в области кукольного жанра. Уж очень любили в Советском Союзе «догонять и перегонять». Правда, обеспечить материальными благами театр не торопились — негоже небожителям-театралам думать о низменном.

Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью»

Тем не менее, труппа под руководством Образцова взялась за дело, и каждый год аккуратно поставляла два-три новых спектакля. Театр постоянно находился в поиске собственного стиля, перемежая агитационные спектакли и народные сказки. Одним из главных открытий театра считается спектакль «По щучьему веленью», который был представлен на сцене в 1936. Его особенностью была уникальная ширма круглой формы, которая дополняла карнавальную атмосферу спектакля.


Спектакль «По щучьему веленью» 2014 года

Кукольная сатира

Еще одним прорывом театра стало создание жанра сатирического спектакля. Первые пробы проводились еще во время Великой Отечественной войны, когда театр был эвакуирован в Новосибирск и ездил с выступлениями в расположения армии.

Спектакль «Необыкновенный концерт» занесен в книгу рекордов Гинесса

Солдатам показывали «Фронтовую программу» — этакий набор пародийных зарисовок на разные политические темы. Но вершиной сатирического жанра в театре кукол стал спектакль «Необыкновенный концерт», который даже занесен в книгу рекордов Гинесса!



Спектакль «Необыкновенный концерт»

Возвращение к истокам

Отличался театр от многих других еще и тем, что старался быть доступным максимальному количеству зрителей. Актеры под руку с куклами разъезжали по дворам, школам, домам культуры и паркам. Именно тогда была предпринята попытка возродить ярморочный балаган как традиционную форму театра кукол. В то время в театре работала знаменитая пара «петрушечников»: Зайцев и Триганова. В 1932 году состоялась первая премьера Академического Центрального Театра — спектакль «Джим и Доллар». Пьесу специально для московского театра написал Андрей Глоба. В 1940 театр ставит первый спектакль для взрослых — «Волшебная лампа Алладина».



Спектакль «Волшебная лампа Алладина»

После 1956 московский театр кукол становится частым гостем фестивалей, проводимых по инициативе Международного союза деятелей театра кукол. Многочисленные гастроли учеников Образцова послужили толчком к открытию театров кукол в Польше, Болгарии, Венгрии и Чехии.

Кукольное новоселье

В 1937 театр становится настолько популярным, что правительство решает отвести ему помещение в самом центре Москвы на площади Маяковского. Но в свое современное знаменитой здание на Садовом кольце театр переехал только в 1970. Это особый архитектурный комплекс, который является образцом для многих кукольных театров мира. Все дело в сложном раздвижном занавесе и трансформирующихся стенах, которые создают эффект «бегающего звука».

Сказочные часы

Как ни странно, изначально здание театра представляло собой унылый серый блок, который никак не походил на храм искусства. Тогда-то Сергею Образцову и пришло в голову украсить фасад сказочными часами, которые стали настоящим символом театра. Над созданием концепции любимых башенных часов Образцова работали Павел Шимес и Дмитрий Шаховской, а сам часовой механизм создал Вениамин Кальмансон.

Сказочные часы на фасаде здания стали настоящим символом театра

Эти часы, размеров 4 метра в длину и 3 в ширину, по сути представляют собой конструкцию из 12 домиков, каждый из которых, как вы уже догадались, соответствует своему часу. Внутри домиков спрятаны фигурки сказочных персонажей. В полдень и полночь все фигурки показываются одновременно, в остальное же время можно увидеть лишь одного персонажа, услышать крик петуха и любимую детскую песню «Во саду ли в огороде». Правда, жители близлежащих домов стали жаловаться, что ночное пение петуха мешает им спать. Так что петуха пришлось перевести на ночной тихий режим.


Знаменитые часы на фасаде театра кукол имени Образцова

Екатерина Астафьева