Красота глаз Очки Россия

Конспект урока на тему певцы русской старины. Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян

Роза Сайфуллина
Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины»

Предмет : музыка 3 класс .

Тема урока : «Певцы русской старины » .

Цель урока : раскрыть сущность выражения «певцы русской старины » на примерах произведений русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова) .

Образовательные задачи :

Обучающие задачи

Осознание учениками таких понятий как былина и Баян.

Развивающие

Развитие навыков осуществлять анализ музыкальных произведений с выделением существенных и несущественных признаков;

Совершенствование навыков хорового исполнения.

Воспитательные задачи

Воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Вид урока : урок открытия новых знаний

Используемые технологии : проблемного обучения

Планируемые результаты

Личностные :

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;

Метапредметные :

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры ;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности ;

Формируемые универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы :

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Исполнительские навыки, умения воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

Обучающиеся научатся :

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные результаты :

Обучающийся научится :

Воспринимать музыку различных жанров , размышлять о музыкальных произведениях , выражать свое отношение к нему;

Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении в простейших мелодий;

Определять виды музыки , сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов ;

Используемые технологии : проблемного обучения

Основные понятия : Баян, былина, певец-сказитель.

Ресурсы :

Ресурсы основные : - учебник Г. П. Сергеевой «Музыка » . 3 класс ; фонохрестоматия : Н. А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Садко» , М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» , звучание русских народных инструментов

Ресурсы дополнительные :песня «О Родине» ; песня - прибаутка «У кота-воркота»

Организация пространства : фронтальная, индивидуальная.

ИКТ : компьютер, проектор, экран, синтезатор.

Организационная структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которого приводит к достижению планируемого результата. Формирование УУД

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок , мотивирует их к уроку .

Скажите, какого человека вы считаете интеллигентным и культурным. Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный : конечно нет!

И сегодня, на уроке мы снова соприкоснемся с народным творчеством.

Зачитывает фрагмент былины.

Что не белая береза к земле клонится

Не шелковая трава преклоняется,

То сын перед матерью поклоняется,

Кланялся Добрынюшка родной матушке

Просит он великого благословения

Приветствуют учителя, настраиваются на урок .

Слушают фрагмент былины. Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Личностные УУД :

Познавательные :использоватьзнаково­символические средства

2 Актуализация знаний.

Подводит учащихся к теме урока , актуализируя знания.

Что сейчас прозвучало (былина о Добрыне)

А что такое былина?

А как дошли они до наших дней?

Знали ли исполнители былин грамоту, умели ли они записывать, читать?

Вывод : Это были очень талантливые люди с уникальной памятью. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Ставит проблемный вопрос.

Часто исполнителей былин называют певцами русской старины .

А вы бы хотели узнать, почему именно так называют и откуда вообще пришло выражение «Певцы русской старины »

Итак, запишите тему урока «Певцы русской старины » Отвечают на вопросы.

принимать и сохранять учебную цель и задачи РегулитивныеУУД :учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ЛичностныеУУД :учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные УУД :

Повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

3 Постановка цели и задач урока . Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовывает деятельность на определение цели, задач урока .

Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть, понять эту тему.

Как можно добыть информацию?

Что нам в этом может поможет? (учебник, либретто опер, словарь) Учащиеся формулируют цель и задачи урока , планируют свои действия для достижения цели. планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; Коммуникативные ууд :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные : самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные : целеполагание.

4 Первичное усвоение новых знаний.

Организовывает деятельность обучающихся по определению понятия «певцы русской старины » ; вовлекает учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение.)

Чтобы понять, кого называют певцами русской старины , обратимся к учебнику на стр. 58-59.

-Музыка каких композиторов поможет нам разобраться с этим вопросом. (Глинки и Римского-Корсакова) .

О каких композиторах пойдет речь (О М. И. Глинке и Н. А. Римском- Корсакове)

С какими операми мы познакомимся? («Руслан и Людмила» и «Садко»

Что мы видим на страницах учебника (музыкантов , играющих на гуслях) .

На первом рисунке мы видим Баяна, которого пригласили на свадебное торжество.

Каких людей называли Баянами?

(певцов-сказителей , которые нараспев читали былины)

Послушайте песню баяна, скажите, как поет баян. (видеоролик)

Вывод : Баян поет неторопливо, повествовательно.

Обратимся к следующему источнику- либретто. Найдите в тексте слова, которые рассказывают, о чем хочет поведать гостям Баян? Учащиеся работают с текстом.

(Вывод : это какое либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории )

Я бы хотела, чтобы вы нашли в словарях определение слову баян, былина. Может, здесь мы найдем ответ?

Баян - древнерусский певец и сказитель , «песнотворец»

Былина – «старина » , «старинушка » , подразумевающее, что действие происходило в прошлом, в старину .

Баян былина

Певец старина

Отсюда и название «Певцы русской старины »

Вернемся к названию раздела «Певцы русской старины » .

А вот на следующей странице мы видим персонажа оперы Н. А. Римского-Корсакова – Садко. Н. А. Римского -Корсакова называют сказочником в музыке . Потому-что им написано много музыкальных произведений на сказочные сюжеты.

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди (потому что он рассказывал интересные истории, истории о подвигах русских людей , о защитниках своей

Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка» (слушание) . Видеоролик.

Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?

Н. А. Римский-Корсков

Темп (скорость исполнения)

Музыкальный жанр песня , танец, марш

Переживает Садко, что перестали приглашать его на пиры новгородские купцы, не интересует их истории о прошлом своего народа, нужны им лишь богатство.

Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины ?

Вывод : «Певцы русской старины » . Так называли гусляров - сказителей былин, именно они сохраняли историю былых времен. Отвечают на вопросы.

Работают с текстом.

Слушают, анализируют музыкальное произведение . Работают со словарями.

осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

логические операции сравнения, анализа, установления аналогий.

воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению ;

Познавательные УУД :

Знакомство с новым музыкальным произведением ,

Регулятивные УУД :

Построение логической цепи рассуждений.

КоммуникативныеУУД :

Умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД :

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки ;

5 Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке ? (Баяни Садко.)

С кем бы вы сравнили баянов и гусляров в нашей современной жизни? (с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины)

Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине? (они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям)

Ребята, а вы любите свою родину?

Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне.

«О Родине» (исполняют песню) Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Исполняют песню.

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений Познавательные :

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные-строить монологическое высказывание,

Личностные :основы гражданской идентичности,

формирование эмоциональной отзывчивости.

6 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Организует учащимися тестовой работы с самопроверкой.

русского песенного фольклора Руси :

б) былина

в) романс

былины :

а) балалайка

является :

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

музыкальным сказочником :

а) П. И. Чайковский

б) Н. А. Римский – Корсаков

в) М. И. Глинка

«Руслан и Людмила» :

а) Н. А. Римский-Корсаков

б) М. И. Глинка

в) П. И. Чайковский

В)мирная жизнь людей

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В) история о жизни самого Баяна

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

7 Подведение итогов урока . Информация о домашнем задании.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке .

Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Достигли ли мы цели урока ?

Что нового узнали на уроке ?

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Первое задание – задание для всех.

Ну, а кто хочет продолжить изучать прошлое своей Родины через произведения искусства, я предлагаю выполнить

2 задание тем, кто хорошо рисует, нарисуйте афишу к одной из опер.

1. Выучить слова песни «О Родине»

«Певцом русской старины »

1. Стандартный минимум. 2. Повышенный. 3. Творческий.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке . Высказывают свое мнение.

Записывают домашнего задания в дневники.

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; Регулятивные УУД : ---осуществлять итоговый контроль по результату;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

8 Рефлексия. Организует рефлексию.

Ребята, перед вами лесенка достижений, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке .

Лесенка достижений

Мне было интересно___

Мне было трудно___

Я узнал (а) ___

Своей работой на уроке я

Дают самооценку своей деятельности на уроке .

Заполняют лесенку достижений. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности Личностные :

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Коммуникативные :

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные :-открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке

Песня Баяна

БАЯН И ХОР

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой !

Послушаем его речей!

Завиден дар певца высокий :

Все тайны неба и людей

провидит взор его далёкий.

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

Руслана и красу Людмилы,

и Лелем свитый им венец.

Песня Садко

1. Ой, ты темная дубравушка

Расступись, дай мне дороженьку

Сквозь туман слезу горючую

Я не вижу света белого.

2. Всколыхнися, ты трость-дерево

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гуселькияровчаты.

3. Слушай ты, волна зыбучая

Ты, раздольницеширокое

Про мои ли участь горькую

Настроение и чувства радость, печаль, тоска, нежность

Мелодия плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения) медленно, неторопливо, быстро.

Кто исполнял хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр песня , танец, марш

Родина у каждого своя

Дом родной деревья и поля

Небо, золотистые луга

Нашей милой речки берега

Где родина, там солнце ярче светит

Нам родина милей всего на свете

Не знаю, где потом я буду жить

Но родину всегда буду любить

Родину мы любим всей душой

Это край из детства, край родной

Школа здесь, березки, тополя

Славная российская земля

Припев : 2 раза

Но родину всегда буду любить

Домашнее задание :

1. Выучить слова песни «О Родине»

2. Узнать, почему художника А. Рабушкина называют «Певцом русской старины »

3. Нарисовать афишу к одной из опер.

Лесенка достижений

Мне было интересно___

Мне было трудно___

Я узнал (а) ___

Своей работой на уроке я (доволен, не совсем доволен, не доволен)

1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора , повествующий о важных событиях на Руси :

б) былина

в) романс

2. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины :

а) балалайка

3. Главной особенностью былин является :

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

4. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником :

а) П. И. Чайковский

б) Н. А. Римский – Корсаков

в) М. И. Глинка

5. Назовите композитора, написавшего оперу «Руслан и Людмила» :

а) Н. А. Римский-Корсаков

б) М. И. Глинка

в) П. И. Чайковский

6. О каких событиях исполнял Баян

А)история о жизни самого Баяна

Б) героические события былых времен

В)мирная жизнь людей

7. Что лежало в основе творчества Садко.

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В)история о жизни самого Баяна

МОУ ЗСОШ №6 РТ Нигматзянова Э.Ф.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет

Сюжеты былин

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Былины - русские народные о подвигах . Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « старина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» введён в сборнике «Песни русского народа» в , он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «», что значило «согласно фактам».


Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество , но приблизительно одинаковое количество . Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой - по три, в третьей - по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины.

Боян или Баян - певец, имя которого несколько раз упоминается в "Слове о полку Игореве". Самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского "бати", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить". Отсюда старославянские слова: "баальник", "баальница", "волхв", "ворожея"; "баание", "бание" - ворожба, "басня"; "баник", "бан" - баятель, "incantator". Отсюда и позднейшие русские формы: "баян", "боян", "балян" - краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская "баюн" - охотник болтать, сказочник.

Вместе с значением нарицательным у всех славян слово "баян", "боян" встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. Так, например, у болгарского царя Симеона один из сыновей назывался Боян; в Болгарии есть местность Бояново. В Новгороде издавна была известна улица Бояня; в Калужской губернии до сих пор существует деревня Бояновка. На основании фактических упоминаний о Бояне в "Слове о полку Игореве" имя это первыми издателями этого памятника было внесено и в русскую науку как имя исторического лица, "славнейшего в древности стихотворца русского".

В "Руслане и Людмиле" Пушкин употребил слово "баян" в смысле нарицательном, вообще "певца":
"Все смолкли, слушают баяна"...

Садко (Богатый гость ) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в , полных только два (один из которых изложен ).

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным , потешавшим новгородских и . Однажды он играл на гуслях на берегу -озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Однажды Садко на похвастал, что скупит все товары в ; действительно, два дня Садко скупал все товары в , но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою , велел спустить себя в море на дубовой доске.

«Садко»

Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.

По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после Садко засыпает и просыпается на берегу реки . В это же время по подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и . В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже - или , и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.

В одной о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем , купцом-богатырём.

Морской Царь

Верховный владыка всех , омывающих . Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт , а случалось, и людей по жребию, как в о .

По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это Морского царя, а - его дочери. Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого , которого должен объездить сильномогучий . Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею – «всем русалкам » - сыновей: одни дочери родятся - девы моря с рыбьим хвостом.

Русские простонародные предания вещают из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных.

Опера «Садко»

в 3-х актах (7 картинах)

Либретто Н. Римского-Корсакова и В. Бельского.

Действующие лица
Настоятели новгородские:
Фома Назарьич, старшина (тенор),
Лука Зиновьич, воевода (бас)
Садко, гусляр и певец в Новогороде (тенор)
Любовь Буслаевна, молодая жена его (меццо-сопрано)
Нежата, молодой гусляр из Киева-города (контральто)
Скоромошины удалые:
Дуду (бас),
Сопель (тенор)
Заморские торговые гости:
Варяжский (бас),
Индийский (тенор),
Веденецкий (баритон)
Окиян – Море, царь морской (бас)
Волхова, царевна прекрасная, его дочь молодшая, любимая (сопрано)
Видение: Старчище могуч-богатырь, во образе калики перехожего (баритон)
Новгородский люд обоего пола и всякого сословия, торговые гости, корабельники, скоморохи, волхи, чуда морские.

Действие происходит в Новогороде в полусказочное – полуисторическое время (конец Х в.)

История создания

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко думал ещё в 1880-х гг., но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом композитор поделился со Стасовым – выдающимся учёным-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала длительная дружба. Стасов, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал шире показать картины реальной жизни и быта древнего Новгорода. Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 г. Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьёзной переработке, воспользовавшись при этом помощью В.И. Бельского (1866-1946) – будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка». Рядом с образом народного певца-гусляра Садко возник образ его жены Любавы – преданной, любящей женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.
Осенью 1896г. опера была предложена дирекции петербургского Мариинского театра, но встретила холодный приём; Николай II вычеркнул её из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене Московской частной оперы Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 г. (7 января 1898 г.) и прошла с большим успехом.

Сюжет
В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью, Нежата поёт былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.
Садко пришёл на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывёт к берегу стая лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили её чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастья. Близится рассвет, из озёрной глубины послышался голос Морского царя, зовущего дочерей. Царевна Волхова и её сёстры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждёт не дождётся Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришёл Садко; с любовью она бросается к нему, а он её и слушать не хочет: околдовала его своей красотой царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края.
Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали. Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и там ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жёны царевну Волхову. Подводные жители встретили молодых весёлыми танцами. Вот Садко взялся за гусли, и всё царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины, Садко с Волховой в раковине, запряжённой касатками, устремились на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зелёном берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены Любавы Буслаевны. Взошло солнце, туман рассеялся, и открылась взорам река Волхова, а по ней уже бегут и Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Музыка

Авторское определение жанра «Садко» - опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Окиан-море синее».
Картина 1-я – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Её среднюю часть составляют 2 эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золотая казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора. Картина 2-я чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Прощание Садко и Волховы прерывается доносящимися издали таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Четвёртая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоят из двух частей: монументального хорового торжища и эпизодов, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов тесно переплетаются, объединяясь в развёрнутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (венецианского) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная» (мелодия и текст народные), которую подхватывают дружина и народ.
Оркестровое вступление к 5-й картине рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль...» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Оркестровый эпизод, построенной на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в пучину. Картина 6-я начинается хором девиц подводного царства. Яркими оркестровыми красками переливается «Шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков. Плясовая песнь Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Последняя картина открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом её звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мелодия песни «Высота ль, высота», которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.