Красота глаз Очки Россия

Былина. Певцы русской старины: Баян

Беседа

С каким жанром народной музыки вы познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Былины.

Какой инструмент сопровождал пение былин?

Ответ: гусли.

Учитель:

Какой инструмент вы услышали когда я входил в класс?

Ответ: гусли.

Да ребята, верно.

Учитель:

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла».

Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые…

Подскажите ребята?

Дети отвечают хором: это звуки.

Кто же играл на гуслях в древности?

Ожидаемый ответ: гусляры.

Показать кадр из презентации «Настрою гусли на старинный лад»… №1

Учитель:

На них играли люди – сказители, которые рассказывали медленно, протяжно, нараспев былины.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на прошлом уроке?

Ожидаемый ответ: Садко.

Да ребята, именно Садко покорил своей игрой на гуслях самого морского царя

Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь морской во синем море,

Как расплясался царь морской.

Играл Садко сутки, играл и другие.

Да играл еще Садко и третьи –

А все пляшет царь морской во синем море.

Учитель:

А сейчас ребята давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки».

Задание: Какой характер носит эта музыка?

Ответ: народный, задорный, плясовой.

1.Слово учителя:

(репродукция картины Васнецова «Баян» см проектор

слайд 2)

Еще одним народным певцом - сказителем является Баян.

Часто этот образ является в былинах и операх.

Ребята, обратите внимание на его лицо, глаза, что вы можете сказать о них?

(горящие глаза, взволнованное лицо, взмах руки, все это говорит о том, что он является участником тех событий, о которых он повествует)

Обратите внимание на костюм

(Он руский народный)

А сейчас давайте послушаем его песню.

Прослушивание песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила».

Задание:

Какой характер носит пение баяна?

Ответ: взволнованный, напевный, задушевный, поет о чем – то сокравенном.

2.Сказка Римского – Корсакова «Снегурочка».

Учитель:

Ребята, сегодня вы познакомитесь с музыкой еще одной сказочной оперы композитора Н. А. Римского – Корсакова, которая называется «Снегурочка».

Запишите в тетради название оперы и ее автора:

Опера Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Учитель:

Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург А. Н. Островский. Сначала она шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем Римский – Корсаков написал оперу по этой сказке.

Сказка начинается с пролога в котором встречается Дед Мороз и Весна.

Сейчас ребята инсценируют кусочек этого пролога.

(Инсенирование фрагмента пролога к сказке «Снегурочка»)

Звучит музыка (фон 4 сказка) и слайд природа

Идет инсценировка фрагмента.

Спасибо ребята садитесь на свои места.

Учитель:

Ребята, вот прозвучало имя пастуха Леля, того, чьи песни так полюбились Снегурочке.

Посмотрите, как изобразил его художник В. Васнецов.

(На экране слайд с изображением Леля и Снегурочки).

Учитель:

Это один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются – песни Леля.

Сопровождаются эти песни под звуки рожка. Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. Даже Снегурочке полюбились песни Леля.

3. Слушание третьей песни Леля

Задание:

Поослушайте слова народной песни.

Учитель читает текст, а также показывает его на проекторе.

Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Леле Лель»?

Ответ:

Веселая, задорная, игровая.

Какие картины вы предстовляете слушая песню Леля?

Ответ:

Кажется, будто в этот момент девушки водят хороводы под музыку Леля.

Просмотр иллюстрации В. Липицкого «Песня Леля» на стр 63 учебника

Что сближает песню Леля с народной песней?

Ответ: Мелодия, повторы, фразы.

Выводы:

Учитель

В опере «Снегурочка» в частности в песне Леля есть звуки природы.При упоминании о дожде музыка имитирует звон капель, в музыкальном проигрыше слышны звуки, имитирующие пение птиц.

Учитель:

Ребята, какой приближается у нас праздник?

Ответ: Новый год

Думаю, что все с нетерпением ждут этот праздник, ждут подарков, готовят подарки.

А кто главные гости на елке, кого мы ждем?

Ответ: Дед Мороз и Снегурочка.

Вот видите, и здесь есть у на Дед Мороз и Снегурочка.

Кто напомнит мелодию этой песни?

Дети поют примерную мелодию песни.

Какой характер носит эта песня?

Давайте ее споем.

Работа над песней «Новый год»

1.Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

Ответ:

Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка».

2.Назовите героев оперы «Снегурочка»?

Ответ: Дед Мороз, Весна, Леший, Снегурочка.

3.Ребята а кто такой Баян?

Ответ: Нардный певец – сказитель

1.учебник стр 58 – 59, 62 – 63 .

2.выполнить задание в рабочей тетради.

Презентация к уроку музыки «Певцы русской старины» 3 класс Выполнила Башкирова Джанетта Геннадьевна, учитель музыки МБОУ Озерненская СШ №1 Смоленской области

Путешествие

в музыкальный мир

Древней Руси

1.Баян в живописи

2. Баян в музыке

4. Характер музыки запева

Запев Баяна из оперы

5. Песни гусляра Садко

6. «Ой ты, темная дубравушка!»

7. «Высота ли, высота поднебесная»

8. Игра «Задай вопрос!»

В.М. Васнецов «Баян»

Картина посвящена периоду становления Русского государства. Князьям с дружиной приходилось сражаться с захватчиками.

М.И. Глинка

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой!

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

За благом вслед идут печали, Печаль же – радости залог!

Природу вместе созидали

Белбог и мрачный Чернобог!

Запев Баяна из оперы

М.И. Глинки

«Руслан и Людмила»

«Дела давно минувших дней»

Что представляете, слушая эту музыку?

Какой у неё характер?

Песни гусляра Садко

из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Н.А. Римский-Корсаков

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

Ой ты, темная дубравушка!

Ой ты, темная дубравушка! Расступись, дай мне дороженьку: Сквозь туман – слезу горючую Я не вижу света белого. Всколыхнися ты, трость-дерево, Разбуди-ка Ильмень-озеро! Людям стали уж не надобны Мои гусельки яровчаты. Слушай ты, волна зыбучая, Ты, раздольице широкое, Про мою ли участь горькую Да про думушку заветную.

Высота ли, высота поднебесная!

САДКО (на корабле запевает).

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота – окиан-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омуты днепровские.

Как из-за моря, моря синего Выбегали тридцать кораблей, А и тридцать кораблей и един корабль Молода Соловья Будимировича. Хорошо корабли изукрашены, А Сокол-то корабль да покраше всех. Как на том корабле, на беседе сидит Молодой Соловей Будимирович. Корабли изукрашены, А Сокол-то корабль покраше всех.

Беседа – место под навесом на корабле.

Соловей Будимирович – былинный герой, который, как и Садко, плавал по далеким морям.

«Заиграйте, мои гусельки!»

«Ой ты, тёмная дубравушка!»

«Высота ли, высота поднебесная!»

Запев Баяна из какой оперы?

Из какой оперы эти песни? Кто их исполнитель?

Игра «Задай вопрос!»

Источники

  • Рамка http://www.playcast.ru/uploads/2015/03/26/12841421.png
  • Скрипичный ключ и ноты http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/28/11308945.png
  • Цветок http://www.clipartbest.com/cliparts/xTg/6Mp/xTg6Mpnbc.png
  • Васнецов В.М. «Баян» https://otvet.imgsmail.ru/download/u_057f4811707de380c054dfece0f39fb1_800.jpg
  • М.И. Глинка портрет https://otvet.imgsmail.ru/download/233411100_48cfec46e09a4140e553d8029d8bbc87_800.jpg
  • Баян из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=312x10000:format=jpg/path/s9d2dfce0d87a6c57/image/i3a23e9f8320643ee/version/1361218107/image.jpg
  • Дела давно минувших дней http://музыкальная-фантазия.рф/files/pictures/lesson-dela-davno-minuvshih-dney.jpg
  • Ноты https://studfiles.net/html/2706/520/html_iuHTkKBTB2.ubZX/img-AXWOqS.jpg
  • Текст первой песни Баяна http://webkind.ru/text/596747346_6879p656415493_text_pesni_dela_davno_minuvshih_dnej.html
  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова http://free-classic.ru/pics/posters/rimsky-korsakov.jpg
  • Ноты песни Садко https://ds01.infourok.ru/uploads/ex/0e52/00008381-b04211ca/img7.jpg
  • Садко http://unpictures.ru/images/1777842_sadko-v-kartinkah.jpg
  • Гусляр http://cs314221.vk.me/v314221754/5e82/v7vyPCIfAV8.jpg
  • Пергамент http://boombob.ru/img/picture/May/12/cbdb0cf2fe3656351a1f8126b91720b8/mini_2.jpg
  • Сказитель http://cyberlik.pro/image/cache/catalog/Russ-muz/89/14-700x700.jpg
  • Ой, ты темная дубравушка «Садко» http://s0.cn.ru/data/images/imgs/2009/11/22/2167/2167630.jpg
  • Текст песни «Ой ты, темная дубравушка» http://www.tekstipesen.ru/song.php?id=7023472
  • Садко 2 http://www.museikino.ru/upload/resize_cache/iblock/20b/1000_360_0/20b9e7cec66ab04107c50bcaa9801160.jpg
Источники
  • Критская Е.Д Учебник «Музыка 3 класс» – Москва «Просвещение» 2014
  • Петухова А.А. «Технологические карты уроков» - Волгоград «Учитель» 2017
  • Баян http://www.stihi.ru/pics/2015/08/09/5760.jpg
  • Садко с гуслями http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/51515_12ec1c6a1ec2f1d059c2e3ead308c2e0.jpg.jpg
  • Текст песни «Высота ли…» https://iomedia.ru/%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE/4_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D1%85%D0%BE%D1%80_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0/
  • Аудиозапись «Высота ли, высота…» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BB%D0%B8+%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%B0+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F/
  • Аудиозапись «Ой ты темная дубравушка!» https://ru123.iplayer.info/q/%D0%BE%D0%B9+%D1%82%D1%8B+%D1%82%D1%91%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0/
  • Запев Баяна «Дела давно минувших дней» https://muzofond.org/search/%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0
  • Садко https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/26/s_58d775fe2c540/img40.jpg
Источник ресурса Шаблон создан на основе клипарта рамки
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/3001/39663434.959/0_b1585_831d808f_M.png
  • И возможностей программ Microsoft PowerPoint 2016, Picture Manager Автор шаблона учитель русского языка и литературы Тихонова Надежда Андреевна, г. Костанай

«Приходите в гости к нам

(В гостях у сказки)»

1. Если вы так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

4 четверть
Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига


Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным, изобразительным и темповым развитием на примере музыки сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

Задачи урока:

    познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;

    через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;

    формировать интерес к инструментальной музыке;

    развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Дорога добра» Минкова

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

Вход в класс под «Утро» Грига

Приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте.


II . Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали? (Да. В мультфильмах и сказках).

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал? (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребята? (Узнать как называется эта музыка и кто её создал, а также историю ее создания.)


III этап (основной) – погружение в тему урока

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро , ребята? (С пробуждения природы, с восхода солнца)

1.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию . Норвегия находится на севере Скандинавского полуострова, совсем рядом с Северным Ледовитым океаном. Берега этой страны омываются Норвежским морем. Норвегия имеет большую протяженность береговой линии. Природа здесь необычно красивая и суровая. Представьте себе величественные норвежские скалы, красивейшие заливы, бухты, фьорды, вытянулись в живописный вид, и представляют собой удивительную и

незабываемую картину. Из-за движения ледников несколько тысяч лет назад образовался уникальный ландшафт. Имя этому явлению – фьорды. Это не просто участки океана, врезающиеся в сушу, это душа Норвегии, её достояние, каждый из них по-своему неповторим. Нетронутая скандинавская природа, чистейшая вода живописнейших норвежских фьордов привлекают к себе внимание. Клубящиеся водопады – вот что заставляет застыть в удивительном восхищении. Сказать, что их в стране много, значит, ничего не сказать. Их очень много! Они повсюду, где есть хоть какой - то рельеф. Скромный горный ручеек, блеснув на склоне среди леса, ниже превращается в красавца-гиганта, ниспадающего вниз густыми прядями белой воды.

А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки).

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию.

Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя Эдвард Григ. Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». Да, действительно, напевы Грига отражают жизнь людей среди прекрасной природы Норвегии, природы своенравной, одолеть которую и подчинить людям далось нелегко. Норвежцы год за годом переживают тягостное томление северных осенних и зимних ночей, разгул бури, стужу и холодный свет северного сияния.

2.Сообщение высказываний композитора и о композиторе .

3.История создания и краткое содержание .

У: Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать

Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт». Что же такое сюита? (Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру).

4.Пер Гюнт – главный герой драмы.

У: Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э. Грига (полностью ).



У: Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? Грубые они или нежные? Тихие или громкие? Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия? Грустные или радостные? Что же представил Пер? Какими еще звуками можно выразить утро? Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой) .

Какое развитие? (Выразительное и изобразительное )

5. Разучивание отрывка песни «Утро».

Текст отрывка песни.

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».

6. «Песня Сольвейг»

У: Продолжаем рассказ о Пер Гюнте. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг. Посмотрите какая красавица - юная Сольвейг.

Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды, ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг, но не переставала ждать своего возлюбленного.

Зима пройдет, и весна промелькнет

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

У: Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем, как музыка передает чувства девушки…

( Слушание музыки - «Песня Сольвейг»)



Какое настроение у Сольвейг было?

Всегда такое? Музыка менялась?

А какой она стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.


Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Еще какая стала? (быстрая).

Что изменилось в музыке?

Когда грустила, темп был…? (медленный).

А когда думала о хорошем…? (быстрый ).

Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Динамика изменялась?

У: Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке ? (Динамическое, темповое).

7. «В пещере горного короля»



У: Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

У: Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

У гномов такая музыка может быть ?(гномы веселые, добрые).

А у нас музыка добрая? (Злая).

А в пустыне? ( В пустыне жара, зной. Тоже нет).

У: Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.

Музыка так и называется «В пещере горного короля » ( слушание)

У: Опишите внешность троллей по музыке.


Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

Что стали делать тролли?

Покажите жестами.

А почему подкрадываются?

Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

Слушайте музыку и покажите жестами

Что произошло?

Как в музыке это показано? (музыка стала звучать быстрее и громче.)

А тролли сейчас приближались или удалялись?

Что это изменилось в музыке? (темп и динамика )

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

У: Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли? (танцевать)

Танец какой? ( быстрый, стремительный, дикий, страшный )

Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?) (стала очень громкая и быстрая)

Что это в музыке изменилось? (динамика и темп)

У: Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.

Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?

Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит… (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.


У: Как много нам музыка рассказала.

Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

Какое? (динамическое развитие ).

У: Динамика изменялась, мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

У: А сейчас мы сделаем упражнения, которые закаливают наш организм и помогают нам петь.

Дыхательная гимнастика:

Греем ладошки.

Одна рука на живот, другая за спину – дышим.

В том же положении дышим часто (дышит собачка)

Надуваем шарик.

Сдуваем шарик (на букву – с)

Шум леса (на слог – ши – руки вверх)

Нюхаем цветок.

Задуваем свечу.

Встаньте, пожалуйста.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.:

1.Ушки (наклоны головой вправо, влево)

2. Ладошки (сжать-разжать)

3. Плечи (руки на уровне плеч, резкие движения сжать-разжать).

4. Насос (спина полукругом).

5. Кошка (повороты туловища).

6. Перекаты (качаться на ногах)

7. Рок-н-ролл (полуприседания, как танец)

Садитесь, пожалуйста.

8. «Дорога добра»



У: Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

У: Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало? (Когда человек один, ему плохо, а когда вместе – хорошо) .

Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки. Мы тоже стали вместе. А что такое для вас счастье?

Д/з : Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке расскажете.

У: Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было? Чуть-чуть или много? Покажите сколько.

У: А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся. А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило. Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит, чтобы они тоже стали счастливыми.

У: Спасибо, ребята, что вы такие великодушные. Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

У: Каждый счастье понимает по- своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. Какие? (Ну, хотя бы музыка ).

У: Музыка помогает быть счастливым.

А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

Я думаю, что и для гостей наших тоже, если они вместе с нами исполнят песню «Дорога добра ».



В песне есть такие слова: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».

Как вы их понимаете? (нужно в жизни стараться делать добрые дела, добро для других людей)

У: Если один человек всегда старается делать добро, другие люди будут от этого счастливы? Постараемся исполнить так, чтобы всем захотелось в жизни идти только одной дорогой - дорогой добра.

Исполнение песни «Дорога добра»

IV . Подведение итогов занятия

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

МОУ ЗСОШ №6 РТ Нигматзянова Э.Ф.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет

Сюжеты былин

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Былины - русские народные

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество

Садко (Богатый гость ) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным

Ждёт не дождётся Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришёл Садко; с любовью она бросается к нему, а он её и слушать не хочет: околдовала его своей красотой царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края.
Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали. Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и там ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жёны царевну Волхову. Подводные жители встретили молодых весёлыми танцами. Вот Садко взялся за гусли, и всё царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины, Садко с Волховой в раковине, запряжённой касатками, устремились на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зелёном берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены Любавы Буслаевны. Взошло солнце, туман рассеялся, и открылась взорам река Волхова, а по ней уже бегут и Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Музыка

Авторское определение жанра «Садко» — опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Окиан-море синее».
Картина 1-я – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Её среднюю часть составляют 2 эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золотая казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора. Картина 2-я чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Прощание Садко и Волховы прерывается доносящимися издали таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Четвёртая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоят из двух частей: монументального хорового торжища и эпизодов, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов тесно переплетаются, объединяясь в развёрнутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (венецианского) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная» (мелодия и текст народные), которую подхватывают дружина и народ.
Оркестровое вступление к 5-й картине рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль…» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Оркестровый эпизод, построенной на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в пучину. Картина 6-я начинается хором девиц подводного царства. Яркими оркестровыми красками переливается «Шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков. Плясовая песнь Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Последняя картина открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом её звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мелодия песни «Высота ль, высота», которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

Роза Сайфуллина
Технологическая карта урока музыки в 3 классе «Певцы русской старины»

Предмет : музыка 3 класс .

Тема урока : «Певцы русской старины » .

Цель урока : раскрыть сущность выражения «певцы русской старины » на примерах произведений русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова) .

Образовательные задачи :

Обучающие задачи

Осознание учениками таких понятий как былина и Баян.

Развивающие

Развитие навыков осуществлять анализ музыкальных произведений с выделением существенных и несущественных признаков;

Совершенствование навыков хорового исполнения.

Воспитательные задачи

Воспитывать уважение к ценностям отечественной культуры, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Вид урока : урок открытия новых знаний

Используемые технологии : проблемного обучения

Планируемые результаты

Личностные :

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям;

Метапредметные :

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры ;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности ;

Формируемые универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы :

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Исполнительские навыки, умения воплощать характер песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений;

Обучающиеся научатся :

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные результаты :

Обучающийся научится :

Воспринимать музыку различных жанров , размышлять о музыкальных произведениях , выражать свое отношение к нему;

Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении в простейших мелодий;

Определять виды музыки , сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов ;

Используемые технологии : проблемного обучения

Основные понятия : Баян, былина, певец-сказитель.

Ресурсы :

Ресурсы основные : - учебник Г. П. Сергеевой «Музыка » . 3 класс ; фонохрестоматия : Н. А. Римский – Корсаков фрагменты из оперы «Садко» , М. Глинка фрагменты из оперы «Руслан и Людмила» , звучание русских народных инструментов

Ресурсы дополнительные :песня «О Родине» ; песня - прибаутка «У кота-воркота»

Организация пространства : фронтальная, индивидуальная.

ИКТ : компьютер, проектор, экран, синтезатор.

Организационная структура урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Задания для учащихся, выполнение которого приводит к достижению планируемого результата. Формирование УУД

1. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок , мотивирует их к уроку .

Скажите, какого человека вы считаете интеллигентным и культурным. Может ли культурный человек не иметь знаний о своем прошлом? Быть отрезанным от мудрости и опыта своего народа?

И ответ напрашивается однозначный : конечно нет!

И сегодня, на уроке мы снова соприкоснемся с народным творчеством.

Зачитывает фрагмент былины.

Что не белая береза к земле клонится

Не шелковая трава преклоняется,

То сын перед матерью поклоняется,

Кланялся Добрынюшка родной матушке

Просит он великого благословения

Приветствуют учителя, настраиваются на урок .

Слушают фрагмент былины. Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Личностные УУД :

Познавательные :использоватьзнаково­символические средства

2 Актуализация знаний.

Подводит учащихся к теме урока , актуализируя знания.

Что сейчас прозвучало (былина о Добрыне)

А что такое былина?

А как дошли они до наших дней?

Знали ли исполнители былин грамоту, умели ли они записывать, читать?

Вывод : Это были очень талантливые люди с уникальной памятью. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Ставит проблемный вопрос.

Часто исполнителей былин называют певцами русской старины .

А вы бы хотели узнать, почему именно так называют и откуда вообще пришло выражение «Певцы русской старины »

Итак, запишите тему урока «Певцы русской старины » Отвечают на вопросы.

принимать и сохранять учебную цель и задачи РегулитивныеУУД :учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ЛичностныеУУД :учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Познавательные УУД :

Повторение ранее изученного материала.

Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

3 Постановка цели и задач урока . Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организовывает деятельность на определение цели, задач урока .

Какую цель мы должны поставить перед собой, чтобы раскрыть, понять эту тему.

Как можно добыть информацию?

Что нам в этом может поможет? (учебник, либретто опер, словарь) Учащиеся формулируют цель и задачи урока , планируют свои действия для достижения цели. планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; Коммуникативные ууд :

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

постановка вопросов.

Познавательные : самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные : целеполагание.

4 Первичное усвоение новых знаний.

Организовывает деятельность обучающихся по определению понятия «певцы русской старины » ; вовлекает учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение.)

Чтобы понять, кого называют певцами русской старины , обратимся к учебнику на стр. 58-59.

-Музыка каких композиторов поможет нам разобраться с этим вопросом. (Глинки и Римского-Корсакова) .

О каких композиторах пойдет речь (О М. И. Глинке и Н. А. Римском- Корсакове)

С какими операми мы познакомимся? («Руслан и Людмила» и «Садко»

Что мы видим на страницах учебника (музыкантов , играющих на гуслях) .

На первом рисунке мы видим Баяна, которого пригласили на свадебное торжество.

Каких людей называли Баянами?

(певцов-сказителей , которые нараспев читали былины)

Послушайте песню баяна, скажите, как поет баян. (видеоролик)

Вывод : Баян поет неторопливо, повествовательно.

Обратимся к следующему источнику- либретто. Найдите в тексте слова, которые рассказывают, о чем хочет поведать гостям Баян? Учащиеся работают с текстом.

(Вывод : это какое либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории )

Я бы хотела, чтобы вы нашли в словарях определение слову баян, былина. Может, здесь мы найдем ответ?

Баян - древнерусский певец и сказитель , «песнотворец»

Былина – «старина » , «старинушка » , подразумевающее, что действие происходило в прошлом, в старину .

Баян былина

Певец старина

Отсюда и название «Певцы русской старины »

Вернемся к названию раздела «Певцы русской старины » .

А вот на следующей странице мы видим персонажа оперы Н. А. Римского-Корсакова – Садко. Н. А. Римского -Корсакова называют сказочником в музыке . Потому-что им написано много музыкальных произведений на сказочные сюжеты.

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди (потому что он рассказывал интересные истории, истории о подвигах русских людей , о защитниках своей

Послушайте песню «Ой, ты темная дубравушка» (слушание) . Видеоролик.

Какого характера песня? Почему Садко поет грустную песню, о чем мечтает Садко?

Н. А. Римский-Корсков

Темп (скорость исполнения)

Музыкальный жанр песня , танец, марш

Переживает Садко, что перестали приглашать его на пиры новгородские купцы, не интересует их истории о прошлом своего народа, нужны им лишь богатство.

Итак, почему же Баяна и Садко назвали певцами русской старины ?

Вывод : «Певцы русской старины » . Так называли гусляров - сказителей былин, именно они сохраняли историю былых времен. Отвечают на вопросы.

Работают с текстом.

Слушают, анализируют музыкальное произведение . Работают со словарями.

осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

логические операции сравнения, анализа, установления аналогий.

воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению ;

Познавательные УУД :

Знакомство с новым музыкальным произведением ,

Регулятивные УУД :

Построение логической цепи рассуждений.

КоммуникативныеУУД :

Умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД :

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки ;

5 Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке ? (Баяни Садко.)

С кем бы вы сравнили баянов и гусляров в нашей современной жизни? (с историками, потому что они сохраняют историю нашей родины)

Как вы думаете, как относятся певцы былин к своей родине? (они любят свою Родину, помнят победы своих героев, они благодарны своим героям)

Ребята, а вы любите свою родину?

Я вам предлагаю свою любовь к родине выразить в песне.

«О Родине» (исполняют песню) Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Исполняют песню.

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений Познавательные :

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные-строить монологическое высказывание,

Личностные :основы гражданской идентичности,

формирование эмоциональной отзывчивости.

6 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Организует учащимися тестовой работы с самопроверкой.

русского песенного фольклора Руси :

б) былина

в) романс

былины :

а) балалайка

является :

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

музыкальным сказочником :

а) П. И. Чайковский

б) Н. А. Римский – Корсаков

в) М. И. Глинка

«Руслан и Людмила» :

а) Н. А. Римский-Корсаков

б) М. И. Глинка

в) П. И. Чайковский

В)мирная жизнь людей

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В) история о жизни самого Баяна

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок

7 Подведение итогов урока . Информация о домашнем задании.

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке .

Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили? Достигли ли мы цели урока ?

Что нового узнали на уроке ?

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Первое задание – задание для всех.

Ну, а кто хочет продолжить изучать прошлое своей Родины через произведения искусства, я предлагаю выполнить

2 задание тем, кто хорошо рисует, нарисуйте афишу к одной из опер.

1. Выучить слова песни «О Родине»

«Певцом русской старины »

1. Стандартный минимум. 2. Повышенный. 3. Творческий.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке . Высказывают свое мнение.

Записывают домашнего задания в дневники.

умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; Регулятивные УУД : ---осуществлять итоговый контроль по результату;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

8 Рефлексия. Организует рефлексию.

Ребята, перед вами лесенка достижений, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке .

Лесенка достижений

Мне было интересно___

Мне было трудно___

Я узнал (а) ___

Своей работой на уроке я

Дают самооценку своей деятельности на уроке .

Заполняют лесенку достижений. осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности Личностные :

Способность к оценке своей учебной деятельности;

Коммуникативные :

Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные :-открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке

Песня Баяна

БАЯН И ХОР

Дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой !

Послушаем его речей!

Завиден дар певца высокий :

Все тайны неба и людей

провидит взор его далёкий.

Про славу русския земли

бряцайте, струны золотые,

как наши деды удалые

на Царьград войною шли.

Да снидет мир на их могилы!

Воспой нам, сладостный певец,

Руслана и красу Людмилы,

и Лелем свитый им венец.

Песня Садко

1. Ой, ты темная дубравушка

Расступись, дай мне дороженьку

Сквозь туман слезу горючую

Я не вижу света белого.

2. Всколыхнися, ты трость-дерево

Разбуди-ка Ильмень-озеро!

Людям стали уж не надобны

Мои гуселькияровчаты.

3. Слушай ты, волна зыбучая

Ты, раздольницеширокое

Про мои ли участь горькую

Настроение и чувства радость, печаль, тоска, нежность

Мелодия плавная, протяжная, певучая

Темп (скорость исполнения) медленно, неторопливо, быстро.

Кто исполнял хор, солист, ансамбль

Музыкальный жанр песня , танец, марш

Родина у каждого своя

Дом родной деревья и поля

Небо, золотистые луга

Нашей милой речки берега

Где родина, там солнце ярче светит

Нам родина милей всего на свете

Не знаю, где потом я буду жить

Но родину всегда буду любить

Родину мы любим всей душой

Это край из детства, край родной

Школа здесь, березки, тополя

Славная российская земля

Припев : 2 раза

Но родину всегда буду любить

Домашнее задание :

1. Выучить слова песни «О Родине»

2. Узнать, почему художника А. Рабушкина называют «Певцом русской старины »

3. Нарисовать афишу к одной из опер.

Лесенка достижений

Мне было интересно___

Мне было трудно___

Я узнал (а) ___

Своей работой на уроке я (доволен, не совсем доволен, не доволен)

1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора , повествующий о важных событиях на Руси :

б) былина

в) романс

2. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины :

а) балалайка

3. Главной особенностью былин является :

а) четкий ритм

б) распев

в) быстрый темп

4. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником :

а) П. И. Чайковский

б) Н. А. Римский – Корсаков

в) М. И. Глинка

5. Назовите композитора, написавшего оперу «Руслан и Людмила» :

а) Н. А. Римский-Корсаков

б) М. И. Глинка

в) П. И. Чайковский

6. О каких событиях исполнял Баян

А)история о жизни самого Баяна

Б) героические события былых времен

В)мирная жизнь людей

7. Что лежало в основе творчества Садко.

А)подвиги богатырей

Б)мирная жизнь людей

В)история о жизни самого Баяна