Красота глаз Очки Россия

Кто распоряжается в крепости капитанская дочка. Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Глава 1. «Сержант гвардии»

1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович)

2. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

3. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой? («За трезвое поведение»)

4. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»? (парикмахер)

5. Почему батюшка прогнал Бопре со двора? (застал его пьяным и спящим во время урока)

6. Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева? (в Оренбург)

7. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру? (100 рублей в биллиард)

8. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (когда Гринев закричал на дядьку и велел принести 100 рублей)

Глава 2. «Вожаты»

1. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева? (метель, буран)

2. Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана? (он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посаженный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны)

3. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого? (подарил заячий тулуп)

4. О чем просил отец Гринева в письме генералу Андрею Карловичу? (держать сына в ежовых рукавицах и не давать ему волю)

5. Куда отправил на службу Гринева старый генерал? (в Белогорскую крепость)

Глава 3. «Крепость»

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант? (китайский халат и на голове у него был колпак)

2. За что попал на службу в Бологорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)

Глава 4 «Поединок»

1. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным? (Швабрин намекнул на непорядочность Маши Мироновой: «Ежели хочешь, чтобы Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег»)

2. Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)

3. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)

4. Куда был ранен Гринев? (в грудь пониже плеча)

Глава 5. «Любовь»

1. Сколько времени Гринев был без сознания («Пришел в сознание на пятые сутки»)

2. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой? (отказ, намерение перевести на другое место службы)

3. Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)

4. Как подписал свое письмо отцу Гринева Савельич? (Архип Савельев)

Глава 6. «Пугачевщина»

1. Какое имя принял Пугачев? (ПетраШ)

2. Сколько человек служило в Белогорской крепости? (130)

3. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости? (22 года)

4. Почему Марье Ивановне не удалось уехать из крепости в Оренбург? (не успела, дорога отрезана, крепость окружена)

Глава 7. «Приступ»

1. Как выглядел Пугачев во время приступа крепости? (на белом коне, в красном кафтане, в высокой собольей шапке)

2. Как вел себя гарнизон крепости во время приступа? (не вступил в бой, бросили ружья)

Глава 8. «Незваный гость»

1. Какая любимая песня была у Пугачева? («Не шуми, мати, зеленая дубровушка…»)

Глава 9. «Разлука»

1. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости? (Щвабрина)

2. Какую бумагу подал Савельич Пугачеву перед отъездом из крепости? («реестр барскому добру, раскраденному злодеями»)

3. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)

Глава 10 «Осада города»

1. Какую тактику решили принять на совете у оренбургского генерала? (оборонительную)

2. Кто передал Петру Гриневу письмо от Маши из Белогорской крепости? (урядник Максимч, который перешел на сторону Пугачева)

3. О чем писала Маша в этом письме? (Швабрин принуждает ее выйти замуж)

Глава 11 «Мятежная слобода»

1. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина? (поехал в крепость)

2. Как Гринев оказался у Пугачева? (был взят в плен караулом)

Глава 12. «Сирота»

1. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает? (упал на колени)

2. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения? (у своих родителей в деревне)

Глава 13. «Арест»

1. К каким действиям Гринева привела повторная встреча его с Зуриным? (отправил Марью Ивановну к родителям, сам остался служить в отряде)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце он получил повышение. Какой теперь чин у него? (майор)

3. Какой приказ относительно Гринева выполнил Зурин? (арестовать и отправить под караулом в Казань в следственную комиссию по делу Пугачева)

Глава 14. «Суд»

1. Кто донес на Гринева? (Швабрин)

2. Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)

3. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну? (радушно)

4. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург? (встретиться с императрицей)

5. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)

6. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз? (он присутствовал при казни)

7. Как Пугачев «поприветствовал» Гринева? (кивнул головою)

8. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева? (от одного из его внуков)


o Обратим внимание на штрих его биографии: «вышедший из солдатских детей». В те времена солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

o Что же испытывает Иван Кузмич, когда 2 молодых офицера, его подчинённых, останавливаются, чтобы посмотреть, как он проводит учения с инвалидами? Чем вызвана его фраза, обращённая к ним: «А здесь нечего вам смотреть »? Понимает, что он смешон в своём китайчатом халате на военных учениях, что смешны его инвалиды с военной точки зрения. Ивану Кузмичу нелегко, вероятно, горько, быть посмешищем в глазах молодых офицеров. Тем не менее старый комендант «занят службою »: «солдатушек учит». И разве можно простым хвастовством назвать его слова о том, что он «задаст острастку киргизам и башкирам »? По долгу службы Иван Кузмич обязан противостоять слухам и сплетням, не допускать паники, поэтому он и обрывает Гринёва.

o Мы не раз убеждались, которой суждено принять удар восставших, была заброшенной, убого оснащённой, беспредельно мирной.

o Кто и почему распоряжался в крепости? От имени своего мужа на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом»- стр. 123, гл. 4

o В деревянном домике Мироновыхжизно идёт своим чередом, собирается небольшой кружок, обедают, ужинают, передают сплетни. «В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни караулов» - 123 стр., - вспоминает Гринёв. Никто тне контролирует действий коменданта, никто не думает о военном снаряжении крепости. Генерал Р в Оренбурге занят своим садом с яблонями больше, чем военными делами. Между тем в районе Белогорской крепости назревают события огромного значения. Ещё во время бурана Гринёв слышал, как дорожный разговаривал с хозяином умёта… Они, конечно, не прямо говорили, но чувствуется, что назревают большие дела. Вожатый уверяет хозяина постоялого двора, что придёт время, накопятся силы, тогда будут и успехи. А сейчас ещё рано.


o Гринёв приезжает в крепость в 1773 г. глубокой осенью.

o Нет ли каких намёков в повести, что общее волнение здешних краёв доходит и до бревенчатого забора Белогорской крепости?

§ Василиса Егоровна спрашивает урядника, казака Максимыча: «Ну что, Максимыч, всё ли благополучно?» - «всё, слава богу, тихо » - отвечал казак – стр. 119.

§ Как вы думаете, почему с эти вопросом В. Е. обратилась именно к Максимычу? Он казак. Видимо связан с казаками и больше других знал, откуда может прийти опасность. Но ему в крепости доверяют.

§ А как изображается внешность урядника? «молодой и статный казак » (119). В гарнизоне, мы знаем, были и солдаты и казаки. Какое же сравнение напрашивается? У Ивана Кузмича одни инвалиды, а среди казаков были сильные и молодые люди, которые могут отлично воевать.

§ В. Е. говорит о том, что привыкла к тому, что в степи появляются большими толпами «рысьи шапки ». Они появились и теперь, «около крепости рыщут » - 122 стр..

§ Какой же мы можем сделать вывод о жизни в Белогорской крепости, о действительном положении вещей? Белогорская крепость только казалась спокойным тихим местом, где мирно течёт жизнь. Вокруг было неспокойно.

§ Комендант с семьёй, офицеры, живя в отдалённой и оторванной от жизни страны крепости, не могли представить себе надвигающейся опасности, хотя и ощущали её.

§ А сейчас наступил новый этап в событиях: у казаков. Крестьян, башкирцев, киргизцев появился предводитель. Но его имя, его личность были неизвестны в Белогорской крепости, как, вероятно, и в других крепостях.

1. Какое впечатление произвёл на Гринёва Швабрин ? Г. уже знал, что Ш. был выслан ив крепость за «смертоубийство » - за дуэль. «Ш. был очень неглуп ». Разговор его был остёр и занимателен» с. 120.

2. Почему на обеде у смотрел на Машу с предубеждением ? Маша «не очень нравилась » Гринёву потому, что Ш. уже успел описать её «совершенною дурочкою ».

3. Комментарии в эпиграфам главы.

4. Как и почему изменилось мнение Гринёва о капитанской семье ? Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гринёву о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной » и чувствовал себя как в родной семье: «Незаметным образом с. 123 »

5. Г . перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразрванным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой » - 123. Всё это сделало жизнь Гринёва в крепости «не только сносной, но и приятной » - 123.

6. Чем занимался Г. в крепости? Произведён в офицеры, но служба его не «отягощала» Он стал читать, в нём «пробудилась охота к литературе » - он переводил и даже сочинял стихи.

7. Хороши ли, по-вашему, стишки Гринёва? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Стихи Гринёва, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринёва.

8. Чтение эпизода «Я уже сказывал … до слов «Самолюбивый стихотворец


9. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Г . и Ш.? Причиной – Гринёву не нравились «всегдашние шутки » Швабрина насчёт семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек . Швабрина же Гринёв раздражал своей открытостью и простотой, тем, что любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка », а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серёг. Ссора назревала давно и была неизбежной.

10. Как был ранен Гринёв ? Швабрин воспользовался м, что Гринёва отвлёк призыв Савельича, и нанёс ему подлый удар.

11. Что защищал Гринёв на дуэли ? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? Честь и достоинства свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши.

12. Василисе Егоровне что сказал Гринёв? Гринёв, не называя истинных причин, объяснил, что они поссорились «за песенку ».

13. Гринёв действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе в умении драться на шпагах.

14. V глава

1) Почему Гринёв помирился со Швабриным? «Я слишком…» «Великодушно! про стил своего «несчастного соперника».

2) Гринёв отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой ? Андрей Петрович решил, что сын ведёт себя недостойно, что вместо службы он дерётся на дуэлях «с такими же сорванцами» , что следует не женить его, а выбить из него «дурь ».

3) Как Гринёв-отец узнал о похождениях сына ? Гринёв «негодовал на Савельича », но оказалось, что отцу донёс Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанёс удар исподтишка, написав отцу своего противника.

4) Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным?

Объяснение после получения письма отца Гринёва, в котором он запрещает сыну жениться.

(Подготовленные заранее учащиеся читают по ролям диалог Маши и Гринёва в главе «Любовь». Можно инсценировать этот эпизод.)

5) Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится ?

Считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринёва и желает ему счастья, хотя бы с «другой ». Маша – девушка с твёрдым характером.

У Пушкина есть чудесное стихотворение, написанное еще в 1829 году. Послушайте его и скажите, перекликается ли оно с этой сценой из романа?

(Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Я вас любил..».)

Я вас любил: любовь еще, быть может ,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Какие строчки диалога созвучны стихотворению?

- Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но это не значит, что она бесхарактерная .

Отказ Швабрину свидетельствует о твёрдом характере и стойких принципах. Она не хочет выходить замуж за нелюбимого человека, даже рискуя остаться в старых девах на всю жизнь.

Да, это надо понять: представьте себе девушку, живущую в глухой деревне, куда никто не приезжает. У девушки к тому же нет приданого. Такой офицер, как Швабрин, по тогдашним представлениям, был единственным её шансом устроить свою судьбу. Но она отвергает его, так как не любит. Это говорит не только о твёрдом характере, но и о смелости, ведь в XVIII веке у женщины было единственное предназначение: выйти замуж и заботиться о муже, детях, вести домашнее хозяйство. Других поприщ не было.

5) Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

6) Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Благим » потрясение, повлиявшее на судьбу Гринёва, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гринёву пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.

Глава V І

І. Как нарастали события в Белогорской крепости. Действия противника активизировались. На крепость надвигается большая сила. Об этом свидетельствуют слухи, сведения, факты, тревожные настроения, охватившие население крепости.

1) Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры » к отражению «злодея и самозванца ». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «…А у нас всего сто тридцать человек. Не считая казаков ». Войско бунтовщиков намного превосходило защитников и обитателей крепости.

«Секретный приказ » можно оценить как формальный. В этом приказе важно то, что сообщается о больших силах восставших, о том, что у них есть предводитель. «Надлежащие меры » коменданту принять невозможно; об этом надо было думать раньше, надо было дать крепости орудия и укрепить её. Этого не понимал или не хотел понять генерал Р., который сидел в Оренбурге. был нераспорядительный: даже когда Белогорская крепость была взята Пугачёвым, он и тогда стал спокоен, а Пугачёв уже угрожал Оренбургу. чуть Оренбург не сдал, что уж говорить о Белогорской крепости.

2) Как вёл себя капитан Миронов в этот трудный момент , какие новые черты капитана Миронова проявились в новых обстоятельствах . Проявил твёрдость, не позволил Василисе Егоровне быть на совещании, потому что там обсуждался секретный приказ, и спровадил её к попадье, а Палашку запер в чулан.

· Учредить караулы да ночные дозоры

· В случаем нападения запирать ворота да выводить солдат

· Максимычу крепко следить за своими казаками

· Пушку осмотреть и вычистить

· Всё это содержать в тайне

3) Разведка урядника , предпоследний абзац.

4) Популярность Пугачёва среди казаков – «В крепости между солдатами …»

5) Казаки уже открыто высказывались против Юлая , назначенного на место урядника, которого они считали изменником, в глаза ругали Ивана Игнатьевича , называли «гарнизонной крысой »

В крепости образовались 2 лагеря . Казаки, несомненно, примкнут к повстанцам, они уже связаны с ними, а гарнизон, как мы знаем, не силён. Конфликт между этими лагерями внутри крепости углубляется. Мы словно слышим отдалённые раскаты восстания, они приближаются, они отражаются в сознании людей.

5) Схвачен башкирец

6) Василиса Егоровна выведала об угрозе нападения Пугачёва и «поделилась» новостью с попадьёй. «Вскоре все заговорили о Пугачёве » Поняв, что скрыть от жены ничего невозможно, капитан при ней прочёл на совещании офицеров «воззвание Пугачёва » с предложением «не сопротивляться ».

7) Пытка башкирца . Как в этом эпизоде можно объяснить жестокость коменданта, обычно столь добродушного и мягкого ?

· Пушкин подчеркнул, что расправы с восставшими были неимоверно жестокими . Иван Кузмич в башкирце сразу узнал «по страшным приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 г .». У него не было ни носа, ни ушей. Обратите внимание, как беспощадно даёт распоряжение Иван Кузмич пытать башкирца, как покорно выполняют его страшные приказания два инвалида и Юлай . Ведь пытка была прекращена только потому, что у башкирца был отрезан язык, он не мог говорить и был, следовательно не нужен Ивану Кузмичу.

· Существенная деталь во внешность изуродовнного, изувеченного башкирца. Выражение его глаз : «узенькие глаза его сверкали ещё огнём ». Зачем Пушкин заставляет читателя заглянуть в глаза попавшего в капкан коменданта человека ? Мы видим в них огонь ненависти, огонь борьбы, что-то непобеждённое , несмирившееся . Ведь башкирец «был схвачен с возмутительными листами », т. е. с воззваниями, которые распространял Пугачёв, когда подходил к крепостям. Этот человек, которому «казалось лет за 70», отважно пошёл на опасное дело.

· Поимка его усилила беспокойство коменданта , он даже вновь собрал офицеров – настолько страшны были эти воззвания, воззвания «крестьянского царя », вера в которого, как мы знаем, была широко распространена в народе.

· Эта сцена – ещё и повод для прямого обращения повествователя к читателям : «Молодой человек! Если записки мои попадутся… »

· Пушкин ещё раз сталкивает читателя с башкирцем . После приступа мы видим его на перекладине виселицы с верёвкой в руках; на этой висилице был повешен несдавшийся комендант Белогорской крепости.

Вывод: в небольших эпизодах, участниками которых являлись люди 2-х враждебных лагерей, отразился конфликт, исключавший примирение.

· Можем ли мы сказать, что оба эти человека – и башкирец, и капитан Миронов – по натуре кровожадны ? Конечно, нет. Но для башкирца капитан Миронов – символ ненавистного ему государства угнетателей, а для Ивана Кузмича башкирец – один из «злодеев », «старый волк», «бунтовщик », подрывающий основы того государства, которому он присягал и служил всю жизнь. Отсюда и жестокость с обеих сторон. О причинах бунта Иван Кузмич не задумывается – порядок, который он охраняет, кажется ему бесспорным.

8) Нас не может не заинтересовать то, как смотрит на всё происходящее рассказчик, Пётр Андреевич Гринёв .

· Для Гринёва Пугачёв – разбойник, а его войско – «шайка » .

· Приказание коменданта подвергнуть башкирца пытке «никого из нас не удивило и не встревожило ». Однако Гринёв на всю жизнь запомнил лицо башкирца, он называет его «несчастным » - описывает его душевное смятение. «Он оглядывался во все стороны, как зверёк, затравленный детьми », - говорит Пётр Андреевич, вспоминая эту страшную сцену, он вновь как бы слышит, как «застонал слабым, умоляющим голосом » башкирец, увидев Юлая с занесённой над ним плетью.

· Сцена допроса послужила своеобразным толчком к нравственному возмужанию героя, так как увиденное вызвало в нём отвращение к жестокости и бесчеловечности. Впоследствии, отрицая вообще всякое насилие, Гринёв осуждает «русский бунт, бессмысленный и беспощадный » - (ΧІІІ).

· Спустя многие годы Гринёв, уже пожилой человек, с ужасом вспоминает пытки екатерининского времени, противопоставляя ему другие времена «кроткого царствования императора Александра ». Но он не прав. «просвещение и человеколюбие » не «сделали успехи ». Страшный м позорный обычай пытки существовал очень давно. Екатерина ІІ не однажды давала негласные распоряжения не применять пытки, но тем не менее пытка в её царствование процветала. Внук Екатерины Александр указом от 01.01.01 г. запретил пытку. Однако страшные пытки продолжали применяться и в судах, и в усадьбах крепостников. Чиновники и помещики не несли за это никакого наказания.

И в армии телесные наказания были постоянным явлением. Так, командир гвардейского Семёновского полка Шварц постоянно подвергал наказанию десятки солдат, назначая им тысячи ударов шпицрутенами. Это явилось одной из причин восстания полка в 1820 году. Издевательства Шварца над солдатами вызвали их яростное возмущение. Солдат поддержали многие офицеры, среди которых были члены первых декабристских организаций. Началось восстание, в котором семёновцы проявили мужество и непреклонность. Восстание было подавлено, но слух о нём пронёсся по всей России и отозвался во многих сердцах

Пушкин явно расходится со своим героем в оценке царствования Александра. В 10 гл. «Евгения Онегина», которая была сожжена поэтом и от которой остались только отрывки, он пишет:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щёголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда .

1) Выводы по главе «Пугачёвщина »:

· Почему Пушкин избрал для этой главы в качестве эпиграфа слова народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы старые старики будем сказывати .

o Знание истории , с точки зрения Пушкина, помогает понять современность, настоящее.

o Пушкин создаёт повесть в 30-е гг. ΧІΧ в., в сложное и тревожное время, время крестьянских и холерных бунтов, которые были отзвуком грандиозного Пугачёвского восстания 1773 – 1774 годов. Анализируя прошлое, Пушкин как бы приглашает своих современников, «молодых ребят », прислушаться к этому прошлому не только для того, чтобы понять настоящее, но и, по возможности, подумать о будущем . Ведь глава «Пугачёвщина» повествует о том, как люди с ограниченным кругозором, занятые лишь своими личными интересами, неожиданно оказываются перед лицом великих событий, вовлекаются в их водоворот .

· В гл. «Пугачёвщина» Пушкин изображает 1-й период восстания, период его нарастания и быстрого накапливания сил. Мы видим, как обостряется конфликт м/д лагерями внутри крепости . То, что происходило в Белогорской крепости – типично . С одной стороны , - несомненное сочувствие Пугачёву казаков, населения крепости, с другой , - непримиримая позиция офицерства с его верностью трону. Жестокость восставших порождена жестокостью властей, правительства. А Белогорская крепость обречена достаться врагу.

Глава VІІ «Приступ»

1. Эта глава – логическое продолжение предыдущей. Конфликт дошёл до высшей точки: Пугачёв пошёл на приступ крепости. Эта глава имеет свои особенности – её героем является народ , готовый ринуться в бой. Перед нами 2 лагеря, открыто стоящие друг перед другом. Посмотрим, что же происходит в каждом из лагерей…

2. Командование крепости сделало всё, чтобы как можно достойнее встретить неприятеля. Гарнизон стоял в ружье на крепостном валу. Туда же накануне перетащили пушку.

3. А как изображается другой лагерь ? Он дан глазами рассказчика, впервые в жизни наблюдающего, что происходит в стане необыкновенного противника. Силы Пугачёва быстро растут.

· Вначале «по степи не в дальнем расстоянии от крепости разъезжали человек 20 верхами ». Гринёв видит, что это казаки и башкирцы, «которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и колчанам ».

· Но вот «показались новые конные толпы: степь: степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками ». На крепость надвигалась большая сила

4. Кто же привлекает наше особое внимание?

· С одной стороны, - это скромный капитан Миронов,

· с другой, - «человек на белом коне в красном кафтане с обнаженной саблею в руке » - Пугачёв. «По его повелению 4 человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость » и бросили за частокол окровавленную голову Юлая и письмо с предложением сдаться. Этот человек смел и стоек. Когда после 3-го пушечного выстрела пугачёвцы отхлынули в обе стороны и попятились, Пугачёв один остался впереди. «Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились …».

· А разве не мужествен и не смел капитана Миронов? «Близость опасности одушевила старого воина бодростию необыкновенной » - пишет Гринёв. Он обходит войско, подбадривает своих солдат, ласково их называя «детушками», он взывает к их воинской чести: «…докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные » Ни на минуту не теряется опытный воин. Когда, например, мятежники съехались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей, комендант предупредил: «Теперь стойте крепко: будет приступ »

· Но ТВ чём всё-таки слабость мужественного Миронова и сила Пугачёва? Пушкин устами Гринёва говорит о мощи восставших и слабости отпора им со стороны правительственных войск. Нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего на произвол судьбы Белогорскую крепость.

· Отношение народа к Пугачёву:

o «жители выходили из домов с хлебом и солью ».

o «раздавался колокольный звон »

o «Народ повалил на площадь »

o «отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца с крестом в руках »,

o Началось принятие присяги : жители подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу,

o Гарнизонные солдаты с отрезанными косами и подстриженные в кружок «подходили к руке Пугачёва » (эти же солдаты ещё несколько часов назад «изъявляли своё усердие Ивану Кузмичу »)

· Народу, стоящему на площади, предстояло пережить ещё одно потрясение. На площадь привели офицеров Белогорской крепости во главе с комендантом Мироновым, истекающим кровью .

o Пугачёв с грозным вопросом: «Который комендант

o Кто указал на коменданта ? Урядник Максимыч

o Как ведёт себя Миронов ? Это непримиримый враг Пугачёва, хотя и побеждённый сейчас и изнемогающий от раны, но смело бросающий предводителю восстания самые непереносимые для того слова: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты! » Последние слова «Слышь ты!» - любимая присказка Ивана Кузмича, придают его твёрдым словам оттенок простоты, обыденности. Иван Кузмич и в предсмертную минуту такой же, как всегда. Невольно вспоминаешь другую его фразу, произнесённую перед солдатами во время приступа: «Умирать так умирать: дело служивое ».

o Смело повторяет предсмертные слова своего командира Иван Игнатьевич , называя Пугачёва «дядюшкой ». Обращение звучит ласково, но, сопровождаемое словами «вор и самозванец », говорит о непризнании царского достоинства Пугачёва, придаёт всей фразе насмешливый оттенок.

o Казнь капитана Миронова и Ивана Иг. не может не потрясти читателей.

o Как описан Швабрин в сцене казни ? Какова роль этого описания? Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачёва, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачёву, после чего Гринёва поволокли на виселицу.

o В чём причина чудесного спасения Гринёва ? Если бы не преданность, отвага и самопожертвование Савельича, Гринёва ожидала бы участь казнённых защитников крепости. Пугачёв узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике.

o Как ведёт себя Пугачёв в сцене освобождения Гринёва ? Пугачёв проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринёва целовать его руку так, чтобы не уронить себя в глазах окружающих: «Его благородие, знать, одурел от радости ».

o Эпизод расправы с комендантшей . Жесток Пугачёв. Лаконизм Пушкина в сцене гибели Василисы Егоровны пределен: Гринёв передаёт только факты. Василиса Егоровна, пока развёртывались события на площади (казнь офицеров, принятие присяги), оказалась в руках пугачёвцев. Ограбленная, не знавшая о том, что произошло, она просит лишь об одном: отвести её к Ивану Кузмичу. Но вот она взглянула на виселицу и увидела своего мужа. До слуха Пугачёва, конечно, долетели её слова горестного плача, обращённые к мёртвому Ивану Кузмичу: «сгинул от беглого каторжника ». Реакция Пугачёва. Реакция Пугачёва выразилась в 3-х словах: «Унять старую ведьму ». Слово «унять » было понято молодым казаком в одном смысле – убить.

«Капитанская дочка»

Темы сочинений

1.Становление личности Петра Гринева.

2. Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (на примере образов Гринёва и Швабрина).

3. Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

4. Образ Пугачёва в повести« Капитанская дочка».

5. Смысл названия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

6. «Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)»

7. Образ Савельича в повести Пушкина «Капитанская дочка».

8.Роль эпиграфов в повести «Капитанская дочка».

9. Крылатые выражения и афоризмы на страницах «Капитанской дочки».

«Капитанская дочка»

Задания творческого характера

1.Попробуйте завершить рассказ о жизни героя,используя детали его биографии из послесловия.

2.Нарисовать обложку к книге А.С.Пушкина.

3.Написать эссе «Что для меня значат понятия: совесть,честь и благородство?»

4. Составить задания для викторины по теме «Герои повести»

5.Составить кроссворд «Внимательный читатель»

6.Задание «Древо мудрости!»

Сначала быстро, но внимательно учащиеся читают эпизод повести. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Записка прикрепляется скрепкой к дереву. По очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Эта работа может быть в парах, четверках, по рядам. В конце определяются лучшие знатоки.

«Капитанская дочка»

Вопросы и задания для текущего контроля

1.Где находилось имение Гриневых?

2.Назовите любимую книгу Андрея Петровича Гринева?

3.Кто «за трезвое поведение» был пожалован мальчику в дядьки?

4.Сколько душ крестьян было у Гриневых?

5. Кто был учителем Петруши?

6. Кем был в своем отечестве Бопре?

7. Какое применение географической карте нашел Петруша?

8. После какого случая Бопре был изгнан из имения Гриневых?

9.Куда с детства был приписан Гринев?

10.Почему отец не захотел отправить служить сына в Петербург?

11.Как отец Гринева просил обходиться со своим сыном в письме к генералу?

12.Сколько денег проиграл Зурину Гринев?

13. С кем Гринев познакомился в Симбирске?

14. Какой сон приснился Петру Гриневу в дороге?

15. Что Гринев подарил своему провожатому?

16.Кто первым узнал в Пугачеве своего провожатого?

17.Сколько лет Мироновы прожили в Белогорской крепости?

18.Где находилась Белогорская крепость?

19.Как выглядела Белогорская крепость?

20.Чему капитан Миронов никак не мог научить своих солдат?

21.В каком виде Миронов проводил с солдатами учения?

22.Сколько лет прослужил в Белогорской крепости Швабрин до приезда туда Гринева?

23.За что Швабрин был отправлен в Белогорскую крепость?

24.Почему Швабрин при каждом удобном случае пытался оговорить Машу?

25.Что Швабрин посоветовал Гриневу подарить Маше, чтобы она была к нему более благосклонной?

26. Почему в первый раз не состоялся поединок между Гриневым и Швабриным? 27.Сколько дней без памяти находился Петр Гринев после ранения?

28. Куда был ранен на дуэли Гринев?

29.Как отец Гринева собирался наказать Савельича за то, что тот не сообщил ему о ранении сына?

30.Почему капитану Миронову не удалось заставить говорить пойманного

башкирца?

31. Кто в крепости распространял воззвания Пугачева?

32.Как жители деревни встречали мятежников?

33.Как Пугачев принимал присягу в Белогорской крепости?

34.Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть крепость?

35.Почему Пугачев пощадил Гринева после захвата Белогорской крепости

36.Кто помог Гриневу избежать гибели на виселице?

37.Какой список подал Савельич Пугачеву?

38.Какую услугу Пугачев оказал Савельичу, за что тот искренне благодарил самозванца?

39.Сколько денег сумел спасти от разбойников Савельич?

40.Какую калмыцкую сказку рассказал Пугачев?

41.Кем называл себя Пугачев?

42.Кого Пугачев назначил новым комендантом крепости?

43.О чем попросил Пугачева Гринев, помилованный после захвата крепости, и была ли выполнена эта просьба?

44.Как Гринев объяснил свой отказ служить Пугачеву?

45.Что ответил отец Гринева на его письмо с просьбой благословения на женитьбу?

46.Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

47.В каком состоянии Гринев с Пугачевым нашли Машу?

48.К чему Швабрин принуждал Машу, став комендантом крепости?

49.Сколько времени дал Маше на раздумье Швабрин?

50.У кого пряталась Маша от Пугачева?

51.Как Пугачев поступил с Машей, когда узнал, чья она дочь?

52.Почему Маша считала себя виновницей несчастья с Гриневым?

53.Как Маша решила помочь своему жениху оправдаться?

54.Почему Гринев сам не отвез Машу к своим родителям, а отправил с Савельичем?

55.Какой приказ получил Зурин в отношении Гринева?

56.Где произошла первая встреча Маши и государыни?

57.Кто сделал на Гринева ложный донос в следственную комиссию?

58Какое обвинение предъявили Гриневу на суде?

59.Почему на суде Гринев не назвал Машу как свою свидетельницу?

60.Какое наказание назначила Гриневу следственная комиссия?

61.При каких обстоятельствах Гринев и Пугачев увиделись в последний раз?

«Капитанская дочка»

Вопросы обобщающего характера

    Каков был путь выбора Пушкиным главного героя?

    Повлияли ли жизнь и взгляды родителей на формирование характера героя?

    Почему Швабрин не стал другом Петра Гринева?

    Как взаимоотношения с Машей Мироновой повлияли на становление характера героя?

    Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева?

    Как осуществляется проблема нравственного выбора в истории русской литературы?

«Капитанская дочка»

Тест№1

1. «Капитанская дочка» по жанру

а) роман

б) комедия

в) историческая трагедия

г) повесть

2.В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

а) Астаховский

б) Александровский

в) Семёновский

г) Нижегородский

3. Как звали Савельича?

а) Филипп

б) Архип

в) Герасим

г) Иван

4. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием?

а) «Служи верно, кому присягнёшь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолоду»

5. Сколько солдат служило в Белогорской крепости?

а) около ста

б) сто тридцать

в) около трёхсот пятидесяти

г) чуть более тысячи

6. Какое климатическое явление описал А.С. Пушкин в повести “Капитанская дочка”?

а) метель

б) пургу

в) буран

г) вьюгу

7. Имя какого царя присвоил себе Пугачёв?

а) Петр I

б) Петр III

в) Иван IV

г) Павел I

8. Укажите фамилию казнённого Пугачёвым коменданта Белогорской крепости.

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?

а) девять лет

б) третий год

в) пятый год

г) два года

10. Чей это портрет?

Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. “Извините меня,- сказал он по-французски, - что я без церемонии прихожу…»

11. Кто это сказал?

На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - бог тебе судья; а я сказал тебе правду.

12. Чьи это слова?

собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путём, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества…

Ответы №1

1) г

7) б

2) в

8) б

3) б

9) в

4) г

10) Швабрин

5) б

11) Гринёв

6) в

12) отец Петра Гринёва

«Капитанская дочка»

Тест№2

1. Укажите эпиграф к «Капитанской дочке».

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

2.По какой причине учитель Петруши Гринёва был выгнан отцом мальчика?

а) он наказывал мальчика

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить

г) он не имел диплома учителя

3. Где была первая встреча П. Гринёва и гусара Зурина?

а) в трактире в Симбирске

б) в Оренбурге

в) в доме коменданта крепости

г) в Царском Селе

4. Укажите главу, в которой происходит первая встреча Петра Гринёва с Пугачёвым.

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачёвщина»

г) «Сержант гвардии»

5. Как звали жену коменданта Белогорской крепости?

а) Марья Ивановна

б) Василиса Егоровна

в) Елизавета Петровна

г) Анастасия Архиповна

6. Как долго комендант служил в Белогорской крепости?

а) пять лет

б) пятнадцатый год

в) двадцать второй год

г) двадцать пять лет

7. В какой семье был рожден Петр Гринев?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

8. Укажите героя, который перешёл на сторону Пугачёва.

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринёв

г) Савельич

9. Какие исторические лица не упоминаются в повести?

а) Пётр I

б) Екатерина II

в) граф Миних

г) Е.Пугачёв

10. Чей это портрет?

Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

11. Кто это сказал?

«Батюшка Петр Андреич, не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится».

12. Чьи это слова?

Ну, ребята,… теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!

Что ж вы, детушки, стоите? Умирать, так умирать: дело служивое!”

« Капитанская дочка»

Индивидуальные карточки на знание текста

Карточка №1 главы «Сержант гвардии», «Вожатый».

    Какое значение имеет имя главного героя?

    В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

    С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой?

    Почему Гринева застал буран в степи?

    Каково символическое значение бурана?

Карточка №2 глава «Крепость»

    Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович?

    Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов?

    Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости?

    Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин?

    Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

    Дайте комментарий к эпиграфам главы.

    Какое значение имеет сон Гринева?

Карточка № 3 глава «Поединок»

    Кто и почему распоряжается в крепости?

    Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье?

    Чем занимается Гринев в крепости?

    Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним?

Карточка № 4 глава «Любовь»

    Почему Гринев помирился со Швабриным?

    Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой7

    Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?

    Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

    Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой?

    Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»?

Карточка № 5 глава «Пугачевщина»

    Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого?

    Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?

    Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор?

    Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание героя Петра Гринёва?

Карточка № 6 глава «Приступ»

    Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

    К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы?

    Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

    Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже.

    Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачёва?

    Как ведёт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он?

    В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

Карточка № 7 глава «Незваный гость»

    Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев?

    Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним?

    Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева?

    Какие чувства борются в душе Гринева?

    Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева?

    Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?

    Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу?

Карточка № 7 глава «Разлука»

    Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург?

    Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева?

    Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило?

    Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев?

    Как Гринев хочет помочь Маше?

    Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп?

Карточка № 8 глава «Осада города»

    К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает?

    Какое отношение вызывает генерал в саду?

    Почему военный совет описан иронически?

    Отчего совет не принял предложения Гринева?

    Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады?

    Почему урядник и Гринев встретились не как враги?

    Почему генерал отказывает в просьбе Гринева?

Карточка № 9 глава «Мятежная слобода»

    В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова?

    Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход?

    Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки?

    Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей?

    Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым?

    Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев?

    Отчего Пугачева не

Карточка № 10 глава «Сирота»

    Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше.

    Почему Пугачев освобождает сироту?

    Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова?

    Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева?

    Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева.

    С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев?

    Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина?

Карточка № 11 глава «Арест»

    Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»?

    Как принимают Гринева и Машу «свои»?

    Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым?

    Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы?

    Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых?

    Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах правительственных войск и воскрешении успехов самозванца?

    В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»?

    Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве?

Карточка № 12 глава «Суд»

    В чем смысл эпиграфа?

    Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы?

    Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым?

    Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина?

    Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева?

    Почему Маша решилась ехать в Петербург?

    Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка?

    Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей?

    Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице?

    Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши.

    Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?

Вопросы к видеофрагментам

Видеофрагмент «Заячий тулупчик»

    1. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение.

      Как реагирует бродяга на «барский подарок»?

      Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

Видеофрагмент «Поединок »

1.Объясните причины дуэли Гринева и Швабрина. Как вы оцениваете решимость героя повести? Дает ли этот поступок представление о его «кодексе чести»? Верно ли он поступил, с вашей точки зрения?


2. Как повел себя Швабрин во время состоявшейся дуэли

Видеофрагмент «Пугачёв в крепости »

    1. В чем причина чудесного спасения Гринева?

      Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?

      Как описан Швабрин в сцене казни?

Зрительно представьте себе картину, кото­рая заключена всего в одной фразе: «Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым сне­гом». Охарактеризуйте эпитеты, которые здесь ис­пользованы.

Свинцовые волны создают резкий конт­раст с белыми берегами, покрытыми сне­гом. Перед нами пейзаж начала зимы, изображенный графически. Он очень на­поминает гравюру, и его очертания созда­ют тревожное настроение. Перед зрителем возникают не только цвета начала зимы, но и создается определенное настроение. Так, эпитет свинцовые передает тяжелое движение замерзающей воды.

Внимательно прочтите описание Белогор­ской крепости и сравните ее с той воображаемой крепостью, какую ожидал увидеть Петруша. Как могло сформироваться в сознании недоросля представление о могучей крепости?

Петруша мало читал, но даже в сказ­ках, которые он мог услышать от своих мамок и нянек, существовали и сказоч­ные дворцы, и неприступные крепости. Они всегда рисуются в нашем сознании могучими, сложенными из мощных кам­ней и уходящими своими стенами и баш­нями ввысь. Стоит на минуту представить себе такую крепость, а затем перечитать описание бедного и запущенного сооруже­ния, какое представляла собой Белогор­ская крепость. При этом вы сразу же ощу­тите силу того разочарования, которое должно было охватить Петрушу.

Опишите первое появление нового офицера у коменданта крепости. С каким чувством описы­вает эту сцену повествователь? Как это описание связано со вторым эпиграфом главы («Старинные люди, мой батюшка»)? Напомним, что это слова из «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Кто произносит в комедии эту фразу?

Не будем забывать, что повествование в повести ведется от лица Петра Гринева, повзрослевшего и вспоминающего свою молодость. Сцена появления Петруши у коменданта Белогорской крепости описа­на с чувством симпатии и легкой улыбки старшего над наивным недорослем, кото­рый попал в новую обстановку. Простота и патриархальность быта жителей крепос­ти вызывают умиление и помогают сразу же оценить новых участников событий повести. Это действительно «старинные люди». Но такое определение никак не умаляет их достоинства. Патриархаль­ность быта, неуклонное следование обы­чаям только поддерживают ту атмосферу симпатии, которая возникает при чтении.

В эпиграфе к главе нет иронии. Напом­ним, что это слова госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» (действие третье, явление V).

Дайте портреты тех «старинных людей», ко­торых Гринев узнал в Белогорской крепости.

Рассказ о людях, которых узнал Петр Гринев в Белогорской крепости, можно вести в порядке их появления на страни­цах главы. Первым был «старый инва­лид», который, сидя на столе, нашивал заплату на локоть зеленого мундира. Он сразу же сказал вошедшему: «Войди, ба­тюшка, наши дома».

«Старушка в телогрейке», которая вместе с «кривым старичком в офицер­ском мундире» разматывала нитки, была Василисой Егоровной — супругой комен­данта — главным человеком в этом захо­лустном мирке.

Она рассказывает Гриневу о Швабрине и вызывает к себе урядника Максимыча — молодого и статного казака.

Гринев осваивается в своем новом окру­жении. Читателю становится очевидным, что отношения людей в Белогорской кре­пости вполне определяются словами из «Недоросля».

Желающие могут подготовить рассказ — жанровую зарисовку жизни Белогорской крепости в мирное время.

Рассказ о мирном течении жизни в Бе­логорской крепости может вполне совпа­дать с пересказом главы III «Крепость». Стоит рассказать о весьма скромном ук­реплении, патриархальности быта, и об неразрывности связи с официальными ре­шениями, которые все же принимаются и в мирное время, о том, как идет служба военных. Можно ввести в этот рассказ, например, описание того, как была вы­брана изба для проживания Гринева. «Отведи Петра Андреича к Семену Кузову. Он, мошенник, лошадь свою пустил ко мне в огород». Вот и мотив для постоя вновь прибывшего офицера.

Внимательно прочитайте краткое описание пейзажа, открывающегося из окна избы Семена Кузова, к которому Гринев был определен на пос­той. Какую роль это описание играет в главе?

Место, куда был определен на житье Гринев, находилось на самом краю кре­пости, на высоком берегу реки. «Передо мною простиралась печальная степь. На­искось стояло несколько избушек; по ули­це бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала сви­ней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем». Это описание подготовило читателя к осознанию состояния молодого офицера: «И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость!»