Красота глаз Очки Россия

Л.с. моисеева фонетика

Среди других норм русского произношения, которые достаточно часто вызывают затруднения, можно выделить следующие.

1. Произношение местоимения что и производных от него.

Литературной нормой является произношение [ш то]. Произношение [ч о] считается диалектным и просторечным; [ч то] - характерно для речи петербуржцев, но оно также относится к внелитературным. Так же произносится большинство производных от этого местоимения - что-то, что-нибудь, чтобы .

Исключение составляет неопределённое место-имение с приставкой не- , в котором звучит [ч] , - нечто .

2. Произношение сочетания -чн- в середине слова.

Большинство слов с этим словосочетанием звучит так же, как и пишется (с согласным [ч] ): конечный, правомочный .

    Однако в ряде слов произносится [ш] на месте ч . Это так называемое старомосковское произношение. Оно было распространено в XIX и в первой половине XX века. И сейчас в речи коренных москвичей можно заметить достаточно устойчивую традицию к произношению сочетания чн как [шн] (например, часто произносят: съемоч[ш] ная группа ). Но такое произношение не является нормативным, хотя и не является такой грубой ошибкой, как произношение [ч] в местоимении что .

    В настоящее время число слов, в которых сохраняется произношение [ш] в литературном языке, стремительно сокращается. Оно остается обязательным в словах:

    конеч[ш] но, нароч[ш] но, скуч[ш] но, скуч[ш] ный, скуч[ш] новатый, пустяч[ш] ный, прачеч[ш] ная, очеч[ш] ник, очеч[ш] ный, сквореч[ш] ник, сквореч[ш] ница, сквореч[ш] ный, яич[ш] ница, девич[ш] ник.

    В ряде слов произношение [ш] является основным литературным вариантом, а произношение [ч] допустимо:

    булочная, двоечник, троечник.

    Варианты с [ш] и [ч] равноправны в словах:

    копеечный, порядочный.

    У существительного горничная , у прилагательного коричневый основным вариантом произношение является вариант с [ч] , тогда как произношение [ш] допустимо, но расценивается как устаревшее. То же самое можно сказать о словах калачный, калачник . В основном [ш] произносится в поговорке: с суконным рылом в калач[ш] ный ряд .

3. Неоправданный пропуск звуков в отдельных словах. Достаточно частотно в просторечии происходит неоправданный пропуск гласных и согласных звуков, а иногда и целых сочетаний звуков.

Обратите внимание на произношение слов, в которых достаточно регулярно неоправданно утрачивается выделенный гласный: комбине зон, проволо ка, пери петия, наё м, иши ас, фамили я.

    В просторечии достаточно часто встречается произношение существительных бюллете нь, брело к, вале т в косвенных падежах без гласных [о] и [е]. Для многих русских слов характерна беглость гласных в косвенных падежах (день - дня, молоток - молотка ). Но данные существительные иноязычные и этой закономерности не подчиняются. Надо произносить:

    нет бюллете ня, больничные бюллете ни; два брело ка, красивые брело ки, нет вале та, сбросить вале ты.

Обратите внимание также на произношение слов, в которых достаточно часто неоправданно опускаются выделенные гласные, согласные и сочетания звуков: апоп лексический, времяпре провождение, в скипятить, ког да, компост ировать, троллей бус, щиколот ка, штопо р и др.

    Как отмечалось, в разговорной речи (при неполном, не ораторском типе произношения) допускается «проглатывание» отдельных звуков, но в официальной обстановке, в ораторском типе произношения это недопустимо.

4. Неоправданная вставка гласных и согласных звуков в словах.
Не менее часто в просторечии наблюдается неоправданная вставка гласных и согласных звуков.

    Лишний согласный н могут произносить между выделенными буквами в словах:

    беспрецед ентный, инцид ент, желат ин, констат ировать, компромет ировать, пид жак;

    лишний согласный л - между выделенными буквами в слове благослове ние ;

    лишнюю гласную - в словах:

    безудержн ый, будущ ий, всеведущ ий, рубл ь, журавл ь, пригоршн я.

    Достаточно много ошибочных вставок гласных наблюдается в заимствованных, старославянских и книжных словах:

    джентл ьмен (неправильно - дженте льмен ), перс пектива (неправильно - пере спектива ).

    Достаточно часто в речи наблюдается неоправданная вставка согласного т в словах досо чка, ср ам , согласного д в слове нр ав . В просторечии очень распространена неоправданная вставка согласного к в прилагательном осл излый (покрытый слизью).

    Причиной неоправданной вставки гласного, согласного может служить неправильно понятая этимология (происхождение) слова или трудное для произношения сочетание звуков. Например, для русского языка нехарактерно большое стечение согласных - это может приводить к ошибочной вставке гласного звука. С другой стороны, для русского языка нехарактерно так называемое зияние, то есть расположение в ряд нескольких гласных звуков. Поэтому в просторечии в заимствованных словах между двумя гласными может вставляться согласный звук.

    Ср.: радив о вместо литературного - радио .

    Иногда неоправданная вставка звука связана с неправильно понятой словообразовательной структурой слова, с неверным сближением данного слова с другими словами, близкими по значению.

    Например, существительное грейпфрут часто произносят с лишним согласным к в конечном слоге, неправильно сближая его с родовым понятием фрук т . Аналогичными причинами является ошибочная вставка согласного б в глаголы ос меять (неправильно - об смеять ), ос мотреться (неправильно - об смотреться ): в данном случае приставка о- ошибочна подменена близкой по значению приставкой об- . По той же причине в просторечии часто произносится лишний согласный д в глаголе пос кользнуться (неправильно - под скользнуться ). Теми же причинами вызвано ошибочное произношение вместо существительного склянка формы - сте клянка .

    Хотелось бы подчеркнуть, что неправильное произношение основывается на неправильном понимании словообразовательной структуры слова. Не случайно это может получить отражение и на письме. В этих словах достаточно часто делают орфографические ошибки.

5. Неоправданная замена одного звука другим.
Это явление обычно наблюдается в заимствованных, книжных и устаревших словах, этимология которых говорящему неизвестна и ошибочно связывается с каким-то другим словом русского языка. Этим, например, вызвано произношение [ы] вместо [и] в греческом по происхождению слове ви сокосный . Никакого отношения к прилагательному высокий оно не имеет. Разными по значению являются и существительные: бид он для молока и бет он для строительства . Теми же причинами вызвано неправильное произношение таких заимствованных слов, как плек сиглас (в просторечии - плест иглас ), ренегат (неверно мн. ч. - ренегад ы ).

    Иногда замена и перестановка звуков может быть вызвана ассоциациями, которые говорящему кажутся не слишком «приличными».

    Ср.: ошибочное произношение слова дур шлаг как дру шлаг .

    Помимо этого просторечная замена одного звука другим может быть вызвана удобством произношения.

    Например, очень часто в речи необразованных людей допускается замена звука [м] на [н] при особом сочетании звуков: трам вай, ком плимент, ам бар, им бирь, плом бировать, сом бреро, сом нам була . Произношение тран вай или кон плимент не только недопустимо, но и свидетельствует об очень низкой культуре говорящего. Возможна и обратная замена. Так, частотной является ошибочное произношение - ком форка вместо нормативного - кон форка .

    Достаточно часто в речи наблюдается ошибочная замена твёрдого согласного на мягкий (например, произношение клизь ма вместо нормативного - клиз ма ), и наоборот, замена мягкого согласного на твёрдый (например, вместо нормативных - насущ ный, мощ ность, общ ность - произношение - насуш ный, мош ность, обш ность ).

    Так, к разряду просторечных относится произношение вводного слова значить (Значить, так было надо ) вместо нормативного - значит .

На месте сочетаний АА, АО, ОО в 1-м предударном слоге произносится долгий [а]: за аптеку [зāпт’эку], на окне [нāкн’э ] и т.п.

По нормам старомосковского произношения большинство твердых согласных перед мягкими должно было смягчаться. Рекомендуется смягчать зубные [т], [д], [с], [з] перед мягкими губными [п’], [б’], [м’], [в’], [ф’] особенно в том случае, когда зубной согласный при любом изменении слова находится перед мягким губным и если этому сочетанию согласных предшествует ударный [’э]. Но в современном языке встречается и твердое произношение зубных согласных перед мягкими губными, и даже дикторы радио и телевидения произносят: [в’этв’и], [ч’этв’ьр’т’]. Поэтому возможны два варианта [т’в’] и [тв’]. Ср. [в’эт’в’и] , но возможно произнесение и [в’ьт’в’э j"] и [в’ьтв’э j"]; [ч’ьт’в’ортыj"] и [ч’ьтв’ортыj"].

Таким образом, в современном литературном произношении наблюдается тенденция утраты ассимилятивной мягкости. В настоящее время признаются равноправными вариантами и современное произношение [дв’]ерь , и произношение с учетом старомосковской нормы [д’в’]ерь .

На месте сочетания ЧН возможна в современном литературном языке произносительная норма и [шн]: коне[шн]о, яи[шн]ица, ску[шн]о; и [ч’н]: моло[ч’н]ый, було[ч’н]ая.

На месте сочетания ЧТ по старомосковским нормам произносилось:

[шт] в слове что и производных от него [што], [штбы], низа[шт]о ;

[ч’т] произносится в слове нечто ;

[шт] и [ч’т] – двоякое произношение: ни[ч’т]о и ни[шт]о допускается в слове ничто .

Под влиянием орфографии наблюдается тенденция к произношению [ч’т].

На месте сочетания ЖД в слове дождь и производных от него произносится [ж’] , которое на конце слова выступает как [ш’]: до[ж’]я, до[ж’]ик, до[ш’] . Под влиянием орфографии развилось и произношение [жд’]-[шт’]: до[жд’]я – до[шт’] .

На месте сочетаний ЗЧ и СЧ по старомосковским нормам произносится [ш’]: расска[ш’]ик, изво[ш’]ик, разно[ш’]ик . В настоящее время вариантом литературной нормы признается и произношение [ш’ч’]: расска[ш’ч’]ик, изво[ш’ч’]ик, разно[ш’ч’]ик.

По нормам современного русского литературного языка в корнена месте сочетаний ЖЖ и ЗЖ (например: визжать, жужжать) произносится то мягкий, то твердый согласный [жж] (визжать – [в’иж’ж’ат’] и [в’ижжат’]; жужжать – [жуж’ж’ат’] и [жужжат’] ). Это произносительные варианты, которые возникли в результате изменения произносительной системы. По старомосковским нормам произносилось [ж’ж’]: ви[ж’ж’]ать, во[ж’ж’]и. В настоящее время на их месте возможно [жж] , т.е. долгий твердый шипящий: жу[жж]ать, во[жж]ы.

В сочетаниях, состоящих из трех или четырех согласных, один из них по нормам литературного произношения часто не произносится. Ср.: ЛНЦ: со[нц]е; РДЦ: се[рц]е; СТН: че[сн]ый, ве[с’н’]ик.; ВСТВ: чу[ств]о; СТСК: пропаганди[сск’]ий.

3.1.4. Особенности произносительной нормы
в некоторых грамматических формах

1. Прилагательные мужского рода единственного числа именительного падежа (в том числе и прилагательные с основой на заднеязычные Г, К, Х ) по старомосковским нормам следовало произносить с окончанием [ъй] : рыж[ъй], красив[ъй], крепк[ъй], тих[ъй] и т.д. Под влиянием орфографии в современных условиях распространилось произношение с окончанием [ий] . Произношение [ъй] и [ий] в окончаниях прилагательных пока представляет собой варианты современной орфоэпической нормы, но в ряде учебных и справочных пособий окончание [ъй] отмечается пометой «устаревшее». 2. Безударные окончания глаголов 3-го лица множественного числа II спряжения по старомосковским нормам должны были произноситься как [ут], [’ут]: нос[’ут], ход[’ут], дыш[ут] и т.д. В настоящее время нормативным является в этих глаголах окончание [’ьт] ([ът]): мол[’ьт], слыш[ът] и т.д. Старая норма воспринимается как диалектная особенность.

3. По старомосковской норме возвратная частица -ся (-сь) произносилась с твердым [с] . В настоящее время такое произношение почти не встречается. Нормой современного русского литературного языка является мягкое произношение согласного в этом аффиксе.

Вариантность орфоэпической нормы

Традиционно в раздел «Орфоэпия» включаются все произносительные нормы современного русского языка.

Иной подход к предмету орфоэпии заключается в том, что в данном разделе рассматриваются произносительные нормы, допускающие вариативность в литературном языке. В орфоэпии фиксируется вариативность произношения, места ударения в слове и в образовании грамматических форм, например, «трактора» или «тракторы».

Таблица № 7

Вариативность произношения и ударения

Фонетические недоработки нередко провоцируют орфографические, пунктуационные, лексические и грамматические ошибки, препятствуют процессу коммуникации.

Слова в деформированной звуковой оболочке становятся неузнаваемыми или затормаживают процесс общения, поэтому необходимо постоянно и последовательно вырабатывать соответствующие фонетико-фонологические навыки. И поскольку для правильного восприятия (и соответственно для успешной коммуникации) звуковая оболочка слова не должна противоречить звуковым навыкам слушающего, то следует обращать внимание не только на формирование образцовой литературной речи, но и давать сведения о литературных вариантных формах употребления.

Именно с этой целью в систему упражнений вводятся задания, в которых обращается внимание на вариативность орфоэпической нормы и динамичность языковой системы.

Задания с комментариями

Задание № 1. Определите, какой звук произносится на месте буквы Г . Заполните таблицу, используя примеры, приведенные в задании.

Легкие, губы, вдруг, первого, видевшего, ого, ага, глаза, мгла, рог, Бог, того, герб, сапог, светлого, стог, гвоздь, игра, грустный, светлого, двухгодичный, бухгалтер, грибки, благо, Господи, биолог, филолог, сапоги, вдруг.

Таблица

Буква Звук Примеры
Г
К
Г Х
В
Γ (Г-ФРИКАТИВНЫЙ)

Задание № 2. Прочитайте отрывки из стихотворений
А.С. Пушкина и С.А. Есенина, соблюдая точную рифму. Соответствует ли произношение слова снег в этих четверостишиях литературной норме? Как вы думаете, почему авторы иногда нарушают литературные нормативы?

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?

Но надо знать и честь: полгода снег да снег…

(А.С. Пушкин)

И глухо, как от подачки,

Когда бросают ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

(С.А. Есенин)

Задание № 3. Прочитайте слова, обратите внимание на произношение сочетания ЧН . Во всех ли словах и словосочетаниях возможно вариантное произношение: [шн], [ч’н] ?

Скворечник, булочная, Ильинична, Кузьминична, сердечный друг, сердечная мышца, двоечник, достаточно, конечно, молочная каша, веселый молочник, порядочно, прачечная, пустячный, дачный сезон, ночной клуб, сливочный, яичница, печное отопление.

Следует помнить, что по старомосковским нормам орфографическое сочетание чн должно произноситься как [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, моло[шн]ый, яи[шн]ица, було[шн]ая и т.д. Этому правилу не подчинялись слова, образованные от слов, имеющих в своем составе [ч’] (например, дачный от дача, ночной от ночь и т.п.), и слова книжного характера (например, точный, научный и т.п.). В процессе развития языка под влиянием орфографии произношение [шн] стало вытесняться произношением [ч’н], и в настоящее время [шн] сохраняется только в некоторых словах, а именно в коне[шн]но, ску[шн]но, яи[шн]ица, наро[шн]но, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, пере[шн]ица и в женских отчествах на –ична: Ильини[шн]а, Фомини[шн]а. В ряде слов допускается двоякое произношение було[ч’н]ая и було[шн]ая, моло[ч’н]ый и моло[шн]ый, сливо[ч’н]ый и сливо[шн]ый, пшени[ч’н]ый и пшени[шн]ый, причем предпочтение отдается произношению [ч’н], поэтому в целом произношение [шн] на месте [ч’н] надо считать вытеснившимся: уже сейчас сохранение [шн] оценивается как просторечное. В ряде случаев произношение [ч’н] и [шн] связывается со смысловой дифференциацией слов: моло[ч’н]ая железа, но моло[шн]ая каша, серде[ч’н]ые болезни, но друг серде[шн]ый, а также с возможностью возникновения омонимии (ср. то[ч’н]о и то[шн]о, нау[ч’н]ый и нау[шн]ый).

Задание № 4. Прочитайте отрывки из произведений А.С. Пушкина, А.А. Фета, соблюдая рифму. Определите произносительные варианты сочетания ЧН.

– Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне.

– Что, Таня, что с тобой? – Мне скучно.

Поговорим о старине…

(А.С. Пушкин)

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А.С. Пушкин)

Я ль несся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Задание № 5. Прочитайте, обратите внимание, как вы произносите звуки на месте буквы Ж : [ж’] или [ж] . Во всех ли случаях возможно вариантное произношение?

1. Мальчуганы схватили вожжи, влезли на козлы и, с упоением визжа, объехали вокруг двора.

2. Коляска, дребезжа и покачиваясь, отъезжает от крыльца.

3. Забрезжил рассвет, и в лугах сонно зажужжали пчелы.

Следует помнить, что по старомосковским нормам орфографические сочетания зж и жж произносились как звонкий долгий мягкий шипящий [ж’]: ви[жж’]ать, е[жж’]у, бры[жж’]ет, во[жж’]и, дро[жж’]и, жу[жж’]ать, по[жж’]е, [жж’]от. В настоящее время на месте этих сочетаний произносится [ж]: жу[жж]ать, [жж]от, по[жж]е и т.д. Это произношение оценивается как вариант литературной нормы.

«Мягкость [ж’] дольше всего сохранялась в сочетании с другим [ж’], т.е. в сочетании [ж’ж’]. Но и в этом сочетании она давно стала утрачиваться, захватив сначала позицию на стыке морфем и позднее проникнув внутрь корня. Произношение [ж’ж’] в современном русском литературном языке – последние остатки былой мягкости звонкого шипящего, которая вытесняется произношением [жж] уже и в корнях».

«…Вытеснение [ж’] еще далеко не окончено и дальнейшая его судьба полностью не решена (могут быть и неожиданности)».

Задание № 6. Какие существуют литературные варианты произношения слова дождь ? Запишите в транскрипции, как следует читать слово дождь в этих текстах, учитывая, что рифма точная. Соответствует ли это произношение литературной норме?

Ненастье обложило мили.

Огонь фонарный желт и тощ.

Весь Лондон, словно лошадь в мыле,

Упорно ломится сквозь дождь.

(П.Г. Антокольский)

Я хочу, чтобы курьерский поезд

Мчал тебя, за сотни верст гудя,

Ни о чем другом не беспокоясь,

Кроме как о музыке дождя.

(П.Г. Антокольский)

Следует помнить, что по старомосковским нормам сочетание ЖД в слове дождь и производных от него произносится как [ж’] (или [ш’] на конце слова): до[ж’]я, до[ж’]ик, до[ж’]ливый и до[ш’]. Под влиянием орфографии в современном литературном языке развилось произношение [жд’], в соответствии с которым на конце слов выступает [шт’]: до[жд’]я, до[жд’]ик, до[жд’]ливый и до[шт’]. Такое произношение является вариативным.

Задание № 7. Мягко или твердо произносится согласный в суффиксах -СЯ , -СЬ в словах:

Боишься, бралась, видимся, надеясь, веселишься, останься, оглянулась, осмотрелся, увлечься, умываемся, стараясь.

Следует помнить, что в начале XX в. было принято произношение возвратных форм глагола с твердым [с], затем под влиянием орфографии распространилось произношение [с’]. В современном литературном языке оно является наиболее употребительным. Но в сценической речи и в вокале господствует произношение этой частицы с твердым [с].

М.В. Панов обратил внимание на один любопытный факт, что «эта норма живет в театральном произношении, а не просто искусственно поддерживается орфоэпическими руководствами как языковой реликт. По традиционным нормам частица -ся (-сь) произносилась… всюду с твердым [с], кроме одного случая: в деепричастиях с ударением на последнем слоге -сь должна была произноситься мягко, т.е. брал[съ], бравший[съ], беру[с], но беря[с’]; тряс[съ], трясший[съ], трясешь[съ], но тряся[с’]. В последнее время стало обычным на сцене произношение беря[с], тряся[с], стремя[с], катя[с], обратя[с] и т.д. Произошло морфологическое обобщение форм. Этого не могло бы случиться, если бы произношение -[съ], -[с] усваивалось бы искусственно, не было живым фактом речи». В книге «Русская фонетика» М.В. Панов указывает, что на патефонной пластинке сохранилась запись, как Д.Н. Журавлев читает «Медного всадника» А.С. Пушкина:

Нева вздувала[с] и ревела,

Котлом клокоча и клубя[с],

И вдруг, как зверь остервеня[с],

На город кинула[с]...

В современном русском литературном языке мягкое и твердое произношение суффикса -СЯ является вариативным.

Задание № 8. Прочитайте строки из стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Обратите внимание на то, как читается конечный согласный каждой строки, если соблюдать рифму?

Едва лишь выбрался обоз

В поляну, дело началось.

(М.Ю. Лермонтов)

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

(А.С. Пушкин)

Задание № 9. Укажите, как следует произносить при чтении следующих строк Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина и И.А. Бунина прилагательные на -ГИЙ , -КИЙ , -ХИЙ , чтобы не нарушать стих. Следует помнить, что рифмы точные.

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой…

(Н.А. Некрасов)

Лишь вступил на двор широкий

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех…

(А.С. Пушкин)

Редел на небе мрак глубокий,

Ложился день на темный дол.

Взошла заря. Тропой далекой

Освобожденный пленник шел…

(А.С. Пушкин)

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога…

(И.А. Бунин)

Следует помнить, что в прилагательных с основой на заднеязычный [г], [к], [x] по старомосковским нормам выступало окончание [ъj’], под влиянием орфографии возникло произношение [иj’]: крепк[ъj’] и крепк[иj’], упруг[ъj’] и упруг[иj’], тих[ъj’] и тих[иj’]. То же наблюдается и в фамилиях на -СКИЙ: Маяковск[ъj’] и Маяковск[иj’] и т.п.

Произношение [ъj’], [ыj’] и [иj’] в окончаниях прилагательных представляет собой варианты современных орфоэпических норм. В классической сценической речи чаще употребляют твердое окончание.

Задание № 10. Как вы произносите словосочетания: жалеть лошадей, жалость к лошадям?

Запомните слова и формы слов, в которых на месте буквы а после ш, ж, ц в 1-м предударном слоге произносится звук [ы э ]: жалеть, пожалеть, жакет, жасмин, ржаной, лошадей, двадцати, тридцати, сожалеть, к сожалению.

Задание № 11. Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного произношения. Заполните таблицу.

Таблица

Жара, пожалеть, шалить, жакет, шарманка, жакет, шалфей, шахтер, шалун, шаги, сожаление, шофер, царапать, шоссе, жокей, царица, шагать, поцелуй, цари;

жена, шестнадцать, желтеть, шептать, жестяной, цена, железо, уценить, желе, желатин, шестой, жестянка, желоба, шедевр, жених, ежегодно, бушевать, целебный, желток, шестой, цемент, может, пашет, ежевика, целинный, глубже, больше, шелка, цеха, желать, целлофан, скрежет, брошен, решето, целее, ближе, раньше.

Задание № 12. Произнесите правильно. Найдите ошибки в транскрипции слов. Каким орфоэпическим правилом вы руководствовались?

Сож[а]леть,[п’а]тёрка [жы э ]них, за[шы э ]птал, [ч’а]сать тан[цы э ]вать, [л’и э ]сок, [ша]лун, [пъ]лёт, [н’и э ]сёшь, о[цэ]ните, [р’а]бина, [жы э ]леть, [ша]таюсь, [ба]рометр, о ло[ша]дях, [с’и э ]дой, [м’и э ]ня, [жа]ра.

Задание № 13. Прочитайте слова, соблюдая нормы литературного произношения. Обратите внимание, как произносится согласный (твердо или мягко) перед Е . Заполните таблицу.

Таблица

Твердое произношение Мягкое произношение Вариантное произношение
Атеист [ты э ] … Термин [т’э] … Дефис [ды э ] и [д’и э ] …

Атеист, термин, дефис, адекватный, агрессия, бутерброд, фонетика, свитер, шинель, фланель, тент, тесты, реквием, тире, тенор, лотерея, компресс, идентичный, компьютер, кофе, менеджер, экспресс, лотерея.

Задание № 14. Затранскрибируйте предложения. Укажите, какую орфоэпическую норму иллюстрирует произношение выделенных элементов.

Образец:

Километров [к’илам’этръф]. В этом слове произносится конечный согласный [ф] в соответствии с правилом орфоэпии: звонкие шумные согласные на конце слова оглушаются.

Визжать [в’иж’ат’] – внутри корня на месте сочетаний жж и зж произносится то мягкий, то твердый согласный [ж]. Старомосковскому произношению был свойственен в указанном положении звук [ж’]. В настоящее время наблюдается также произношение [ж]. Это допустимый произносительный вариант.

Ветви [в’эт’в’и]. Рекомендуется смягчать зубные [т], [д], [с], [з] перед мягкими губными [п’], [б’], [м’], [в’], [ф’] особенно в том случае, когда зубной согласный при любом изменении слова находится перед мягким губным и если этому сочетанию согласных предшествует ударный [’э]. Сравните: [в’эт’в’и], но возможно произнесение и [в’ьт’в’э j"] и [в’ьтв’э j"]; [ч’ьт’в’ортыj"] и [ч’ьтв’ортыj"]. Поэтому возможны два варианта [т’в’] и [тв’].

1. Мороз и солнце! День чудесный!

2. Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком.

3. Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Задание № 15. Выберите верный вариант произношения. Возможны ли акцентологические варианты в произношении этих слов?

Грушевый или грушовый; фольговый или фольговый; сливовый или сливовый; митинговый или митинговый; лозунговый или лозунговый; вишневый или вишневый.

«От существительных, имеющих неподвижное ударение нa корне, образуется прилагательное с корневым ударением: ива, ивы, мн. ивы – ивовый; от существительных, имеющих неподвижно ударение на окончании,– прилагательное с суффиксальным ударением: айва, айвы – айвовый; от существительных, имеющих подвижное ударение,– прилагательное с флективным ударением: межа, межи, мн. межи – межевой. Такая зависимость ударений достаточно устойчива. (В науке эта зависимость носит названание «закона Хартмана»).

Однако в ряде случаев наблюдается нарушение этой акцентной соотносительности. Одной из причин, способствующих появлению такого “нетрадиционного” ударения в прилагательном, может быть появление иного ударения в производящем существительном» .

«Прилагательное митинговый «относящийся к митингу», производное от пришедшего к нам из английского языка существительного митинг «массовое собрание по поводу каких-либо злободневных, преимущественно политических вопросов» фиксируется словарями только с суффиксальным ударением, например, митинговый оратор, митинговая демократия, митинговый ритуал. А вот прилагательное лозунговый «свойственный лозунгу», по данным словарей, может иметь ударение как на корне, так и на суффиксе: лозунговый и лозунговый. Существительное лозунг «призыв, в краткой форме выражающий руководящую идею, задачу или политическое требование» заимствовано русским языком из немецкого. Двоякое ударение в производном прилагательном отражает процесс типичного акцентного «приспособления» слова-чужеземца в русском языке, а именно, появляются равноправные акцентные варианты лозунговый и лозунговый (17-ти и 4-томный словарь, Орфоэпический словарь). И поэтому можно сказать лозунговое и лозунговое выражение, лозунговый и лозунговый стиль, лозунговые и лозунговые страсти» .

Таблица

Агеенко Ф.Л., Зар- ва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб.: Норинт, 2003. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. М., 2003.
Лозунговый (С. 225) Лозунговый (не рекомендуется лозунговый) (С. 178) Лозунговый, -ая, -ое и лозунговый, -ая, -ое(С. 154)
Митинговый (С. 245) Митинговый и устаревающее ми"тинговый (С. 191) Митинговый, -ая, -ое (С. 164)
Фольговый (С. 461) Фольговый и устаревающее фольговый (С. 471) Фольговый, -ая, -ое и доп. устаревающее фольговый, -ая, -ое(С. 356)
Грушевый (С. 117) Грушевый (неправильно грушовый) (С. 78) ------------
Сливовый [не сливовый] (С. 409) Сливовый (неправильно сливовый) (С. 397) Сливовый, -ая, -ое! неправ. сливовый (С. 312)
Вишнéвый (С. 84) Вишневый и устарелое вишневый. В ХIХ в. ударение вишневый было нормативным. На кудри мягкие надета Ермолка вишневого цвета. (М. Лермонтов. «Тамбовская казначейша»). В книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» упоминается, что А. Чехов первоначально назвал свою пьесу «Вишневый сад». (С. 53) Вишнéвый, -ая, -ое (С. 52)

Задание № 16. Какие различия в подаче слова отмечаются в следующих справочниках.

Таблица

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. М., 2000. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1985.
Отворить, отворю, отворит и допустимо отворит Отворить(ся), -орю, -оришь, -орят(ся)
Отдать, отдам, отдашь, отдаст, отдадут; прош. отдал (допустимо отдал), отдала (неправильно отдала и отдала)… Отдать, -дам, -дашь; -отдал, отдала, отдало, отдали
Отключить, отключу, отключит (не рекомендуется отключит) Отключить(ся), -чу(сь), -чишь(ся)
Тенор, мн. тенора, род. теноров и устаревшее теноры, теноров. Произношение [тэнор] устарело Тенор, -а; мн. тенора, -ов не [тэ]
Звонить, звоню, звонит (не рекомендуется звонит); прич . звонящий (неправильно звонящий) Звонить(ся), -ню(сь), -нишь(ся), -нят(ся)

Задание № 17. Существуют два диаметрально противоположных подхода к характеристике процесса динамики в языке. Прочитайте некоторые высказывания лингвистов по этому вопросу. Выскажите свое мнение.

Одни лингвисты отвергают факт наличия языковых изменений и стремятся к сохранению незыблемости норм. Это так называемый пуризм. Пуризм, как метко заметил Г.О. Винокур, «хочет только того, чтобы правнуки непременно говорили так, как в старые и лучшие годы говаривали прадеды». С другой стороны высказывается мнение, что «все дозволено в языке, главное, чтобы тебя понимали».

В работах известных советских языковедов и позиция пуристов, и теория вседозволенности в языке были развенчаны. Бесспорно, что «наука о русском языке уже распрощалась с тенями прошлого и не цепляется за мертвые формы выражения», но и несоблюдение единых правил произношения противоречит ходу развития языка, препятствует обучению правилам правописания, затрудняет понимание в процессе общения и чтения текста. Многие лингвисты считают, что навязывать языку что-либо невозможно, поскольку он развивается по своим внутренним законам. «Динамическая теория нормы, опираясь на требование «гибкой стабильности», совмещает в себе и учет продуктивных и не зависящих от нашей воли тенденций развития языка, и бережное отношение к капиталу унаследованных литературно-традиционных речевых навыков».

Задание № 18. Прочитайте высказывания языковедов и сформулируйте ответ на вопрос: какие лингвистические подходы наблюдаются по отношению к динамичности нормы?

«Запрет ударения звонит носит явно искусственный характер» (В. Редькин).

«…разговорная речь упорно навязывает носителям литературного языка ударение звонишь, звонит, звоните, позвонишь, позвоните и под.; такое именно ударение поддерживается законом аналогии: мы произносим ходить, ходит, носить, носит, просить, просит; глаголы ходить, носить, просить, звонить имеют вполне сходное строение, так почему же нужно произносить звонишь, звонит и т. д.? Тем не менее, несмотря на сильнейшее давление разговорной речи и наличную в самом языке базу, опору для переноса ударения в глаголе звонить, правильным надо признать звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят, … позвонишь и т. д. Почему? Потому что таково предписание кодифицированной нормы, опирающейся не только на указания грамматик и словарей, но и на авторитет классической русской литературы, на престиж артистов наиболее известных театров и т. д.» (Б.Н. Головин).

«Признание …нормативности тех или иных языковых фактов, по нашему мнению, должно опираться не на субъективную оценку и личный вкус, а на наличие трех основных признаков:

1) массовость и регулярность употребления;

2) общественное одобрение данного языкового явления;

3) соответствие этого факта основным тенденциям в развитии языка, исторической перестройке языковой системы. Без учета исторических изменений нормативный словарь в значительной мере теряет свою научную ценность…» (К.С. Горбачевич).


Тесты

Орфоэпия. Фонетика

Тест № 1

1. Укажите верное произношение согласно нормам русского литературного языка:

1) [г] ость;

2) [γ] ость.

2. Укажите верное произношение согласно нормам русского литературного языка:

1) бла [г] одарить;

2) бла [γ] одарить;

3) бо [γ] атый;

4) бо [г] атый.

3. Укажите верное произношение согласно нормам русского литературного языка:

1) [ш̅’]ука;

2) [шч]ука;

3) [ш̅’]ель;

4) [шч]ель.

4. Укажите ряд слов, соответствующих нормам литературного произношения:

1) [ш’]ар; [ш’]аг; [ш’]ум; [ш’]уба;

2) [ш]ар; [ш]аг; [ш]ум; [ш]уба.

5. Укажите одно лишнее слово согласно правилам русского литературного языка:

1) [ж’у]льен;

2) пру[ж’ы]на;

3) [ж’у]ри.

6. Укажите, какое произношение является верным:

1) сливо[шн]ый; моло[шн]ый;

2) сливо[ч’н]ый; моло[ч’н]ый;

3) 1-й и 2-й ответы верны.

7. Укажите какое произношение является верным:

1) бою[с], мою[с];

2) бою[с’], мою[с’];

3) 1-й и 2-й ответы верны.

8. Укажите правильную транскрипцию слова «жаргон»:

1) ж[а]аргон;

2) ж[ы]ргон;

3) ж[ъ]ргон.

9. Укажите правильную транскрипцию слова «царизм»:

1) ц[ы]ризм;

2) ц[ъ]ризм;

3) ц[а]ризм.

Тест № 2

1. В предложенном ряде звуков укажите щелевые:

2. В предложенном ряде звуков укажите дрожащие согласные:

3. Являются ли согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’] смычно-проходными?

4. Являются ли верными транскрипции ниже приведенных слов?

Сжечь [ эч’]; сшить [ш̅ыт’]; разжать [ра ат’].

5. Являются ли верными транскрипции ниже приведенных слов?

Отца-[а а]; молодца-[мъла а]; разведчик-[разв’эч’ик].

6. Укажите верную транскрипцию слова «колокола»:

1) к[Λ]л[ъ]кола;

2) к[ъ]л[ъ]кола;

3) к[Λ]л[Λ]кола;

4) к[ъ]л[о]кола.

7. Укажите верную транскрипцию слова «слышат»:

1) слы[шу]т;

2) слы[ша]т;

3) слы[шъ]т.

8. Какой согласный звук не употребляется русской фонетической транскрипцией?

Тест № 3

1. Укажите вариант(ы), в котором в потоке речи произносится сочетание [дз]:

1) колодец за домом; 3) перец черный;

2) отец моего друга; 4) колодец в степи.

2. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ч’]:

1) прочь с дороги; 3) прочь от меня;

2) скрипач же выступил; 4) кирпич завезли.

3. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [γ]:

1) подсолнух созрел; 3) жених дочери;

2) запах розы; 4) порох горит.

4. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [г].

1) легкие; 6) вдруг;

2) губы; 7) первого;

3) гром; 8) благодать;

4) гам; 9) мягкий;

5) пирог; 10) эге.

5.Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [д’ж’]:

1) зажечь душу; 3) мяч зеленый;

2) зажечь огонь; 4) врач выслушал.

6. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ч]:

1) от шубы; 3) от Шуры;

2) под шубой; 4) от чего.

7. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ы]:

2) изба; 4) об инженере.

8. Укажите вариант(ы), в котором допущена ошибка в произношении сочетания ЧН:

1) коне[шн]о; 6) моло[шн]ый суп;

2) ску[шн]о; 7) серде[шн]ые капли;

3) Никити[ч’н]а; 8) стрело[шн]ик;

4) було[шн]ая; 9) пустя[ч’н]ый;

5) зада[ч’н]ик; 10) горяче[ч’н]ый.

9. Укажите вариант(ы), в котором произносится звук [ц’]:

1) от Семена; 3) под сеном;

2) курица кудахчет; 4) дымок курится.

10. Укажите вариант(ы), в котором отмечается ассимиляция контактная, регрессивная, по признаку голоса (звонкости):

От зари; 3) с зарей;

  • Сокращение слов и словосочетаний в библиографическом описании документов

  • 1) завис...л
    2) повес...ла
    3) постро...ла
    4) грез...ли о счастье

    2. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

    1) закашл...ли
    2) высме...ли
    3) разве...лось
    4) замасл...лась

    3. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

    1) зате...ли ссору
    2) эконом...ла
    3) занавес...ли
    4) ненавид...л

    4. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква А?

    1) много знач...ла
    2) сосредоточ...лась
    3) слыш...ла
    4) высуш...ла

    5. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква И?

    1) отча...лся
    2) сброс...ли сверху
    3) обид...лась
    4) леле...ли надежду

    6. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

    1) просроч...ла
    2) почу...л
    3) мет...л в начальники
    4) увид...л

    7. В каком глаголе на месте пропуска не пишется буква И?

    1) разве...л по полю семена
    2) выскоч...л из-за угла
    3) ознаком...ли
    4) потревож...ли

    8. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

    1) увелич...ла
    2) прикле...ла
    3) выгляд...ла хорошо
    4) потрат...ла

    9. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Е?

    1) вытерп...ла
    2) выкат...л из подвала бочку
    3) разруш...ли
    4) выкрут...лся

    10. В каком глаголе на месте пропуска пишется буква Я?

    1) поразмысл...л
    2) посе...ли
    3) выстрел...ли
    4) расчист...лось

    1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

    расст...лать скатерть
    разб...ру вещи
    проб...рался сквозь заросли
    выд...рать листы
    2. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
    бл...снуть на солнце
    зат...реть пятно
    зам...рли в ожидании
    соб...раться в поход
    3. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
    отп...реть замок
    бл...стала красотой
    хорошее соч...тание
    зам...реть в позе лотоса
    4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
    наб...рать союзников
    подж...гать дома
    ст...реть линию
    сд...рать кожу
    5. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
    ум...рающий лебедь
    переб...рёт крупу
    оп...реться на друга
    забл...стеть на свету
    6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
    раст...рание красок
    зап...рать кабинет
    зам...реть от страха
    изб...рательный бюллетень
    7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
    подб...решь литературу
    выж...гание по дереву
    разд...рать добычу
    нап...рать на мост
    8. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
    приж...гать йодом
    подт...рать пол
    отм...рающие обычаи
    прид...рется к неточностям
    9. В каком слове на месте пропуска не пишется буква И?
    предпоч...тает знать правду
    пробл...ски
    предприн...матель
    нач...нает ходить
    10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
    поб...рушка
    зан...маться
    соб...рет сведения
    напом...нать о сроках

    слова)ТЯнул,гОра,дЕла,жить.ПруД,броВЬ,ноЖ,круГ,мороЗ.СкоБка,завяЗка,лоЖка,проСЬба.
    2.Запишите слова,обозначая звуки по образцу на полях.(обрацез:[а] вОда,[с]воЗ.
    Заранее спасибо!:-)

    1. Укажите вариан в котором на месте пропуска пишется буква О: А) Я не распол...гаю свободным времнем. Б) Надо изл...гать свои мысли кратк

    В) Изл...жение было написано хорошо.

    Г) На юного музыканта возл...гали большие надежды.

    2. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква А:

    А) Мы вым...кли под дождем.

    Б) Обм...кните перо в чернила.

    В) Вым...кшую рожь пересеяли.

    Г) Для компресса нельзя пользоваться пром...кающей бумагой.

    3. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

    А) Бл...стит на солнце паутина.

    Б) Пост...ли скатерть на стол.

    В) Ослепительно бл...снула молния.

    Г) Оратор не бл...стал красноречием.

    4. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется удвоенная согласная:

    А) криста...льный

    Б) пе...симизм
    В) пятито..нка
    Г) опере...тка

    5. Укажите вариант, в котором на месте пропуска ничего не пишется:

    А) корыс...ный
    Б) невес...ка
    В) искус...ный
    Г) хлес...нуть

    6. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква С:

    А) ра...задорить
    Б) ра...стегнуть
    В) ра...знакомиться
    Г) бе...законный

    7. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква З:

    8. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

    А) пр...мьера
    Б) пр...легли
    В) пр...дел
    Г) беспр...станно

    9. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

    А) пред...сторический
    Б) без...сходный
    В) по...нтересоваться
    Г) под...тожить

    10. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Е:

    А) в меш...чек
    Б) пирож...к
    В) пастуш...нок
    Г) за пожарищ...м

    11. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется две буквы Н:

    А) льви...ый
    Б) карти...ый
    В) кури...ый
    Г) голуби...ый

    12. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется одна буква Н:

    А) оловя...ая
    Б) чугу...ая
    В) земля...ой
    Г) бесчисле...ые

    13. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква И:

    А) кол...т
    Б) завод...т
    В) зелене...т
    Г) перевяж...т

    14. Укажите вариант, в котором допущена пунктуационная ошибка:

    А) Тесно торчали на грядках, перепутанные горохом, бурые листья.
    Б) Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

    В) За столом рылся в книгах, приехавший недавно, счетовод.
    Г) Все вернувшиеся из отпуска хорошо отдохнули.

    15. Укажите вариант, в котором представлено раздельное написание:

    А) (Не)доумевая, он взглянул на собеседника.
    Б) Герой, (не)навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.
    В) Детям (не)когда погулять.
    Г) Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.

    16. Укажите вариант, в котором представлено деепричастие совершенного вида:

    А) украшая
    Б) зачерпнув
    В) спрыгивая
    Г) бросая

    17. Укажите вариант, в котором представлено деепричастие несовершенного вида:

    А) разорвав
    Б) сделав
    В) разбивая
    Г) задумавшись

    18. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква А:

    А) вых...д
    Б) д...лекий
    В) футб...лист
    Г) б...льница

    19. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква О:

    А) с...довник
    Б) гр...циозный
    В) вп...дать
    Г) п...ляночка

    20. Укажите вариант, в котором дано верное толкование фразеологизма:

    КАМНЯ НА КАМНЕ НЕ ОСТАВИТЬ

    А) разобрать каменную стену
    Б) разрушить полностью, до основания что-либо
    В) криво сложить камни
    Г) неправильно возвести каменную стену

    21. Укажите вариант, в котором надо поставить две запятые:

    А) Мелькал откос покрытый жёлтыми цветами.
    Б) С площадок трапов в подъезды домов вели висячие мостики увитые плющом.
    В) Коля прошёл мимо неё к парадной двери забитой фанерой и оглянулся.
    Г) Иногда с неба слетали берёзовые листья превращённые в пепел.

    22. Укажите вариант, в котором верно указаны цифры, где надо поставить запятые:

    В НЕБЕ(1) ЗАТЯНУТОМ ДЫМОМ(2) СОЛНЦЕ ВИСЕЛО(3) КАК БАГРОВЫЙ ПАУК(4) НА ПЛОТНОЙ СЕДОЙ ПАУТИНЕ.

    А) 1,3
    Б) 1,2,3
    В) 3
    Г) 1,4

    23. Укажите вариант, в котором неверно расставлены знаки препинания:

    А) Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
    Б) Раздвинув их, следопыт увидел коробку.
    В) Ингус, часто останавливался, обнюхивая землю.
    Г) По ночам, несмотря на звёздное небо, сырая тьма ложилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы.

    24. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Ы:

    А) изоляц...я
    Б) информац...я
    В) ц...ркуль
    Г) сестриц...н

    25. Укажите вариант, в котором указан глагол, не образующий деепричастия несовершенного вида:
    А) читают
    Б) ткут
    В) кричат
    Г) имеют

    26. Укажите вариант, в котором представлено раздельное написание:

    А) (без)просвета
    Б) (в)обхват
    В) (в)сласть
    Г) (в)охапку

    27. Укажите вариант, в котором представлено раздельное написание:

    А) (в)попытках
    Б) (по)совести
    В) (в)разброс
    Г) (до)чиста

    28. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Ь:

    А) тысяч...
    Б) муж...
    В) сып...ся
    Г) врач...

    29. Укажите вариант, в котором на месте пропуска пишется буква Ь:

    А) кровел...щик
    Б) цирюл...ник
    В) клеил...щик
    Г) загон...щик

    30. Укажите вариант, в котором допущена орфографическая ошибка:

    А) утварь
    Б) скочок
    В) сочетать
    Г) полог

    1.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется непроверяемая безударная гласная теория,молчать,фамилия,взрастить 2.укажите вариант

    в котором на месте пропуска пишется непроверяемая безударная буква

    дробить,оправдать,газета,толстяк

    3.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется чередующаяся бузударная гласная

    кончается,восток,колосья,касаясь

    4.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется буква З

    и...черпаемый,ра..твориться,бе...рассудство,бе...шовный

    5.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется буква ы

    сверх...нициатива,от..грать,пост..мпрессионизм,по..скать

    6.укажите вариант в котором допущена орфографическая ошибка

    въездная,примечание,фельетон,объятия

    7.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется одна буква н

    выкраше..ый,небеле..ый,высуше..ый,отутюже...ый

    8.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется две н

    ржа...ой,взволнова..ый,краше..ый,пчели..ый

    9.укажите вариант в котором на месте пропуска пишется буква е

    к молодеж..,о взморь..,о мари..,к акаци..

    10.укажите вариант в котром на месте пропуска пишется буква я

    они дремл..т,они изменя..т,они похвал.т,они дыш..т

    11.укажите вариант в котором представлено слитное написание

    (без)удержу,(на)отмашь,9на)выбор,(под)стать

    12.укажите вариант в котором представлено раздельное написание

    (в)ровень,9по)скольку,(до)отказа,(до)толне

    13.укажите вариант в котром на месте пропуска пишется удвоенная согласная

    бе..тарифный,бе..овестный,бе..характерный,бе...численный

    14.укажите вариант в котором допущена орфографическая ошибка

    подынтегральное,межиздательский,предиюльский,взимать

    15.укажите вариант в котром представлено дефисное написание

    (пол)километра,(пол)огурца,(пол)второго,(пол)год

    16.укажите вариант в котором представлено слитное написание

    (социал)демократический,(бледно)розовый,(древне)русский,(вагонно)паровозный

    17.укажите вариант в котором представлено разносклоняемое имя сущ

    поле,темя,дедушка,икона

    18.укажите вариант в котром на месте пропуска пишется ь

    развед..чик,смен..щик,пил..щик,перепис...чик

    19.укажите вариант в котором допущена ошибка при образовании степени сравнения

    умнейший,более сильнейший,наилучший,хуже

    20.укажите вариант в котором представлено обощенно личное предложение

    пауза,любишь кататься люи и саночки возить,ропот и шиканье,скоро пойдешь гулять

    2. Сказка.

    Сегодняшний урок я хочу начать со сказки. Слушайте внимательно.

    Сказка «Кому живется лучше?»

    Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

    – Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

    – А я гласный. Как ты поживаешь?

    Согласный отвечает:

    – Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

    Гласный восклицает:

    – Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

    – Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

    Гласный восторженно:

    – Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. – Я и песня нерасторжимы.

    Согласный:

    – Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

    Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Вот давайте подумаем и ответим в конце урока.

    3. Теория.

    А поможет нам в этом учебник. Упр 180 .Схема на доске и в тетради параллельно с чтением теоретического материала в учебнике.

    4. Тренировочные упражнения. Упр 183.

    Читаем,пробуем выполнить.

    Какие парные согл.вы знаете? (б/п, д/т, в/ф, г/к, д/т,з/с)

    Это хорошо, что вы их помните, т.к. это вам сейчас поможет. Нам пришла шифровка, но т.к. это секретное письмо, то понять ничего невозможно. Я прошу вашей помощи.

    Шифровка

    Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

    Т ом № ж есть пот к орой. Зеленая т верь налево. Д ам будет много к остей. Моя т очка Д ома в в ате. Ш аль, что из-за т ел не могу тебя встретить.

    Б ока. С ахар

    Итак, на какие же 2 группы делятся согласные?(звонкие/глухие)

    Что участвует в образовании звонких согласных? А глухих?

    А ещё на какие 2 группы можно поделить согласные? (мягкие/твёрдые).

    5. А что-то мы про гласные забыли совсем.

    Давайте вспомним и выполним упр 185 .(На доске и в тетради). Задание упражнения определите, какой звук произносится на месте пропуска. А какую букву нужно писать?[a]рехи- о рехи

    Каким правилом пользовались,записывая слова?

    6. Димамическая пауза.

    А теперь давайте поиграем. Встаньте рядом со своими партами. Когда я называю гласный звук, вверх руки поднимают девочки, а если согласный – мальчики.

    Д, О,Б,Р,У,А,К,Т,Э,Л,Н,Ы.

    7. Характеристика звуков.

    Мы с вами знаем, что прямой связи между значением слова и его написанием нет, но иногда поэтам удаётся подбором слов с определёнными звуками добиться «оживления» слов. Давайте послушаем, что мы слышим при звучании следующих слов.

    В тишине лесной глуши

    Шепот к Шороху спешит,
    Шорох по лесу шуршит:
    - Ты куда?
    - К тебе лечу.
    Дай на ушко пошепчу:
    Шу-шу-шу да ши-ши –ши.
    -Тише, Шорох, не шурши.
    Навостри-ка уши,
    Тишину послушай.

    Какой звук преобладает? Охарактеризуйте.

    ]- согласный,глухой,твёрдый.

    Т.е. у каждого звука есть своя характеристика и она нам представляется в каком разборе слова?

    СТРАНИЦА- разбор у доски и в тетрадях.

    8. Итог урока.

    Сколько гласных и согласных а слове СТРАНИЦА?

    Согласные преобладают. Если записать только гласные буквы, мы сможем догадаться какое это слово?

    А если оставим только согласные? Так прав ли был согласный звук из сказки, что он никому не нужен? Согласные дают большую информацию о слове.

    Отгадайте названия мультфильмов:

    Л дн к в й п р д Молодцы!