Красота глаз Очки Россия

Литературный отец кисы воробьянинова. Киса Воробьянинов из "12 стульев" Гайдая

Киса, Отец русской демократии, Предводитель дворянства (хоть и бывший) — какие только прозвища не давали своему герою Илья Ильф и Евгений Петров. Кстати, когда писатели только задумывали книгу «12 стульев», Ипполит Воробьянинов должен был стать главным ее персонажем, а сын турецко-подданного Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей — второстепенным. Но первоначальную задумку пришлось изменить. В любом случае, яркая фигура Воробьянинова вызывает у читателя такой же интерес, как и образ его коллеги-концессионера Остапа. Так что было бы не справедливо не отыскать прототип Ипполита Матвеевича.

Лишенный революцией 1917 года положения предводителя местного дворянства, Ипполит Матвеевич перебрался в уездный город N, где работал регистратором в ЗАГСе. Проживал он вместе с тёщей, которая, как мы помним, на смертном одре призналась, что спрятала свои фамильные драгоценности в одном из стульев работы мастера Гамбса. Так начался авантюрный роман про искателей приключений. Из книги мы знаем, что Ипполит Матвеевич — это высокий (185 см) седой старик, который носит ухоженные усы, красит волосы в «радикальный чёрный цвет». А теперь еще ближе к тексту:

«Ипполит Матвеевич проснулся в половине восьмого и сразу же просунул нос в старомодное пенсне с золотой дужкой. Очков он не носил. Однажды, решив, что носить пенсне не гигиенично, Ипполит Матвеевич направился к оптику и купил очки без оправы, с позолоченными оглоблями. Очки с первого раза ему понравились, но жена нашла, что в очках он - вылитый Милюков, и он отдал очки дворнику».

Именно из-за указанного авторами сходства со знаменитым историком и политиком Павлом Милюковым многие читатели решили, что прототипом Воробьянинова был Нобелевский лауреат по литературе, знаменитый русский писатель Иван Бунин. Иван Алексеевич и правда был внешне немного похож на демократа Милюкова. Впрочем, в слабохарактерном Кисе довольно мало общих черт с литературным гением Бунина. Может быть поэтому некоторые читатели усмотрели однозначное сходство Воробьянинова с другим русским писателем — Алексеем Толстым.

А вот жители Вятки уверены, что прототипом Кисы Воробьянинова стал их земляк — Николай Дмитриевич Стахеев. Это был один ярчайших представителей знаменитой династии елабужских купцов Стахеевых. Николай обладал неординарными коммерческими способностями. В начале XX века годовой оборот его торговой фирмы составлял 80 миллионов рублей. Перед Первой Мировой войной Стахеев уехал с семьей во Францию, в Европе же он встретил Октябрьскую революцию — известие это, конечно же, не порадовало купца, так как все его капиталы были национализированы. В голове Стахеева созрел опасный, но единственный верный план. В 1918 году Стахеев тайно вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и драгоценности. Однако на выходе из усадьбы купец вместе со всем кладом был задержан сотрудниками ГПУ. Стахеев на допросе предложил Феликсу Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать. Дзержинский якобы принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на современной Комсомольской площади в Москве.

Но наиболее правдоподобной нам кажется версия, согласно которой прообразом ‘предводителя дворянства’ был Евгений Петрович Ганько — глава Полтавской земской управы. О нем осталось совсем немного сведений — лишь воспоминания его племянников братьев Катаевых и одного из авторов «12 стульев» Евгения Петрова.

Евгений Ганько был вдовцом и жил с сестрой своей покойной жены. Она управляла его хозяйством, так как зачастую Евгений уезжал в путешествия по экзотическим странам: Китаю, Японии, Индии. Валентин Катаев вспоминал, что очень часто возвращаясь из очередного путешествия, Ганько заезжал к ним в гости и привозил гостинцы: японские лакированные пеналы, страусовые яйца, портсигары с изображением жука-скарабея и так далее. Евгений носил золотое пенсе, которое на нем выглядело особенно эффектно. К старости Ганько осел в Полтаве, развлекая себя просмотром старых французских журналов или расфасовкой своих марок. К слову, он был большим коллекционером.

Евгений Петров говорил, что его дядя (Евгений Ганько) любил щегольнуть перед барышнями и пустить им пыль в глаза. Его образ лег как «листик бумаги в стопочку». Исходя из всего этого, можно смело утверждать, что именно Евгений Ганько стал прообразом для Кисы Воробьянинова.

Легендарные «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова сорок лет назад экранизировал сначала советский комедиограф Леонид Гайдай, а затем, спустя пять лет, великий экспериментатор, всегда идущий в ногу со временем, Марк Захаров .

Обе комедии обоих выдающихся режиссеров получились блестящими, что по сей день не мешает им оставаться конкурентами. Ярые поклонники гайдаевской ленты не устают критиковать альтернативное творение Марка Захарова. А те, кто влюбился в Бендера Андрея Миронова , откровенно «не переваривают» Остапа в исполнении Арчила ­Гомиашвили .

Обе комедии и, получается, актеры, в них сыгравшие, постоянно соревнуются за внимание и любовь зрителей. Сегодня мы решили посмотреть, как проходили съемки двух «Двенадцати стульев».

Один не знал, кого снимать, другой же брал актеров без проб

Режиссер Леонид Гайдай был человеком сомневающимся. Порой он лишь в процессе трудного, долгого поиска нащупывал то, что интуитивно себе представлял. Леонид Иович не знал, каким у него будет Бендер , и искал претендентов на эту роль по всей стране не один месяц, так же как великий комбинатор - стулья с сокровищами. На роль Остапа-Сулеймана -Берта-Марии Бендер-Бея Гайдай перепробовал аж 22 артистов. Перечень претендентов как Доска почета: Владимир Басов, Владимир Высоцкий , Алексей Баталов, Олег Борисов , Валентин Гафт , Евгений Евстигнеев , Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт , Михаил Козаков , Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера. Гайдай собирался утвердить Козакова, но вскоре позвонил и извинился перед ним - мол, решил взять Белявского . В первый день съемок с Александром Белявским не разбилась тарелка «на счастье». «Не пойдет! Фарта не будет!» - покачал головой суеверный Гайдай. Так и вышло: Белявский на фоне Сергея Филиппова в образе Кисы Воробьянинова смотрелся «неавторитетно». Режиссер остановил съемки и срочно вызвал Владимира Высоцкого. Но снова фаянсовая тарелка не разбилась. А Высоцкий, только начав сниматься, ушел в загул... И тут кто-то рассказал режиссеру, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.

В Госкино возмутились решению Гайдая:

Почему Бендером будет грузин?

Так ведь папа у Остапа турецко-подданный. А почему маме не быть грузинкой? - ответил режиссер, увидевший в Гомиашвили «романтичную наглость» Бендера, чего ему не хватало в других актерах.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его героя озвучил Юрий Саранцев, что вбило кол войны между обидевшимся актером и режиссером. Они несколько лет даже не разговаривали.

Зато Марк Захаров со своей авантюрной попыткой перещеголять Гайдая уже на стадии сценария знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым - Анатолий Папанов , который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил.


С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься у друга и работал на площадке «на раз».

Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая - на «Мосфильме ». У меня - в «Останкино », как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. А Миронов и Папанов - это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил. И снял их не случайно. Мы вместе долго работали в театре, - рассказал нам Захаров.

Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.

Из воспоминаний Арчила Гомиашвили:

«Гайдай мне позвонил и сказал:

Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.

Что такое?

- «Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».

По прошествии нескольких лет после первого показа зрители стали смотреть на мое творение с несколько большей симпатией, чем при первоначальном знакомстве, - заметил много позже Захаров.

Мадам Грицацуева

Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову , а утвердил Наталью Крачковскую.

Наталья Крачковская рассказывает: «На съемки меня привел муж, который был оператором у Гайдая. Когда режиссер увидел меня, схватил за руку: «Будешь сниматься! Только не худей!» Он следил, чтобы мне почаще подавали пончики, всякое мучное. Самой сложной и опасной показалась съемка сцены погони за Бендером... Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил: «Голова поместится, остальное нас не волнует». Я прыгнула. Мне ответили:

Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять...»

Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву » Лидию Федосееву -Шукшину .

Съемки актрисы совпали с большим горем в ее семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а уже когда началась работа над фильмом, умер отец. На съемки самой веселой сцены - свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера - актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала… Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре, тогда ей было вовсе не до песен. Зато геройски, дубль за дублем, играла сцену, где на нее падает карниз. Карниз был настоящим, не бутафорским, и актриса с замиранием сердца от него «уворачивалась»...


Эллочка похудела

В фильм Гайдая на роль Эллочки-людоедочки пробовалась Наталья Варлей, а утвердили Наталью Воробьеву .

Во время проб Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик - и тотчас увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной, - рассказывает Варлей.

А вот исполнительница роли Эллочки-людоедки в экранизации Марка Захарова - Елена Шанина - перед пробами на роль за 65 дней похудела на 41 кг, а затем по просьбе Марка Захарова за три недели до съемок сбросила еще 10 кг. И к моменту съемок весила 50 кг.

Миронов спел, а Гомиашвили не дали

Гайдай хотел сделать своего Остапа поющим. Он пригласил Зацепина и Дербенева и попросил написать этакую сольную «Песенку Остапа Бендера». Песня была написана, и съемочная группа с удовольствием ее распевала. Но в фильм она не вошла. И зритель не услышал ее из уст Остапа. Министр культуры Екатерина Фурцева категорически выступила против песни Остапа, заявив, дескать, после выхода на экраны эта песня станет «гимном» определенной части нашего общества. «А нам хватит уже», - добавила Фурцева и сурово погрозила пальцем.

Судьба Андрея Миронова в певческом смысле оказалась более счастливой.


Рассказывает Марк Захаров:

Андрей Миронов - феерический актер. Мы не собирались показывать стопроцентного реалистического Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воспоминании о нашем былом увлечении прежними «Двенадцатью стульями». Остроумная музыка Гладкова , состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Кима... Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю»... Я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника... Козаков назвал мой фильм музыкальным хулиганством.

В планах режиссера фильма Марка Захарова изначально не было песни «Белеет мой парус такой одинокий». Ее предложил автор текстов песен Юлий Ким. И она неожиданно стала сквозной темой фильма.

Автором текстов песен Юлием Кимом для фильма было написано пять песен Остапа. Финальная должна была звучать перед появлением последнего стула (эпизод, когда Ипполит Матвеевич расправлялся с помощью бритвы со своим концессионером). За кадром звучало бы грустное танго. Но этот текст не утвердил режиссер Марк Захаров.


О травмах

Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин . Актер сперва засомневался: «Не грешно ли осмеивать священнослужителя?» - но мама успокоила, мол, посмеешься не над верой, а над недостойным пастырем. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы (он признавался, что едва не получил нервный приступ). А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно - пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита - не мог разогнуться, лежал пластом.

Впрочем, были травмы и на съемках у Захарова. Актриса Любовь Полищук повредила позвоночник - Андрей Миронов должен был уронить ее на матрас во время знойного танго. Но актриса упала на пол...

Истории на съемках

Во время работы над «Двенадцатью стульями» Марка Захарова был один эпизод, когда смех не мог сдержать никто из съемочной группы. В сцене собрания «Союза меча и орала» по задумке режиссера обязательно должен был присутствовать говорящий попугай.

«Мой попугай - самый умный и самый говорящий попугай, - представил своего питомца дрессировщик, появившись на съемках. - Сейчас мы вам попробуем продемонстрировать лишь малую часть того, что он умеет». Дрессировщик повернулся к попугаю, но тот в ответ… выразительно промолчал.

«Подождите минуту, ему надо настроиться», - не смутился дрессировщик.

Съемочная группа замерла в ожидании. Однако ни через минуту, ни через десять, ни даже через полчаса птица не заговорила.

«Хорошо, видимо, сегодня он не в настроении говорить. Зато сейчас он вам обязательно покажет, как заразительно умеет смеяться».


И, не дав никому опомниться, дрессировщик начал дико хохотать, выжидательно при этом глядя на птицу. Попугай в ответ все так же внимательно смотрел на своего хозяина, продолжая молчать.

В этот момент Марк Захаров, потеряв всякое терпение, дал команду начинать съемку, а попугая потом просто озвучат. Но при словах режиссера «камера, мотор!» попугай тут же встрепенулся и… начал заразительно хохотать.

«Видите, я же говорил, что это очень умная птица, - резюмировал дрессировщик. - Зря силы не расходует и работает, только заслышав сигнал режиссера!»

Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Гайдаю все не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Актеры едва не разругались с режиссером из-за «придирок». Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои - очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.

КСТАТИ

У фильмов «Двенадцать стульев» Марка Захарова и Леонида Гайдая все же есть актеры, которые сыграли и там, и там. Сразу четыре артиста параллельно сыграли и в первой, и во второй картинах. Правда, все-таки разные роли. Так, Савелий Крамаров в версии Захарова сыграл слесаря Полесова, у Гайдая - одноглазого шахматиста. Георгий Вицин у Захарова - гробовых дел мастер ­Безенчук , у Гайдая - монтер Мечников. Эдуард Бредун в варианте Захарова предстал в образе родственника Альхена, а в фильме Гайдая сыграл Пашу Эмильевича. И наконец, Юрий Медведев у Захарова - председатель тиражной комиссии, у Гайдая - театрал.

x HTML-код

"12 стульев" - два фильма, два юбилея. Алена БАРМАТОВА

Киса Воробьянинов - персонаж из романа «Двенадцать стульев», опубликованного в 1928 году. Этот встречается также и в другом произведении Ильфа и Петрова - «Прошлое регистратора ЗАГСа». В этом рассказе представлена более полная биография Кисы Воробьянинова.

Основная информация

Полное имя героя - Ипполит Матвеевич Воробьянинов. На момент начала повествования ему было 52 года. Совсем непривычный для себя образ жизни бывший предводитель дворянства начал вести после знакомства с авантюристом Остапом Бендером. Киса Воробьянинов получил от него профсоюзную книжку, где значилось: «член союза совторгслужащих». Отныне Воробьянинов представляется Конрадом Михельсоном. По поддельным документам ему 48 лет, он холост, является членом союза с 1921 года.

Что известно о жизни бывшего сотрудника ЗАГСа? После революции Воробьянинов был лишён положения предводителя дворянства. Перебрался в уездный город, название которого авторы знаменитой книги не упоминают. Здесь работал в ЗАГСе, в отделе регистрации браков и смерти. Жил Воробьянинов вместе с тёщей Клавдией Ивановной - женщиной, как оказалось, довольно скрытной и таинственной.

В погоне за сокровищами

Жизнь Кисы Воробьянинова полностью изменилась после смерти матери покойной жены. В последние минуты своей жизни тёща призналась ему в том, что владеет дореволюционными Правда, хранятся они далеко, в одном из 12 стульев. Поиски сокровищ - основная сюжетная линия знаменитого романа Ильфа и Петрова.

В 1918 году праздной жизни Ипполита Матвеевича пришёл конец. Он был изгнан из собственного дома, лишен имущества. Со временем превратился в жалкого обывателя. И вдруг - новость о драгоценностях. Она дала шанс вернуть прежнюю, полную роскоши и праздности жизнь. Ипполит Матвеевич бросился на поиски драгоценностей, будучи абсолютно неприспособленным к подобному роду деятельности.

Киса Воробьянинов и Остап Бендер

Откуда появилось такое странное прозвище, несоответствующее зрелому мужчине? Конечно, придумал его Остап Бендер. По отношению к своему помощнику он использовал также такие слова, как «фельдмаршал», «предводитель команчей».

О судьбе Воробьянинова после событий, описанных в романе «Двенадцать стульев», неизвестно почти ничего. Он лишь раз упоминается в другой книге - «Золотой телёнок». В этом произведении Ипполит Матвеевич описывается как «взбалмошный старик, бывший предводитель дворянства», с которым Остап Бендер когда-то искал счастье на сумму в 150 тысяч рублей.

Облик

Как выглядел Киса Воробьянинов? Актёр, сыгравший этого персонажа в киноленте 1971 года, соответствует знаменитому образу. Ипполит Матвеевич был высоким, седовласым. Носил усы. Очкам предпочитал пенсне, дабы избежать сходства с Павлом Милюковым - политическим деятелем, который занимал должность министра иностранных дел при Временном правительстве.

Прежде чем отправиться на поиски сокровищ, Воробьянинову приходится изменить внешний облик. Он перекрашивает волосы в чёрный цвет. Однако процедура оказывается неудачной. Волосы становятся зелёными. Ничего не остается, как побриться наголо.

Привычки

Киса Воробьянинов, как и любой другой представитель дворянства, говорит по-французски. Утром он по обыкновению произносит bonjour. Но только в том случае, если проснулся в добром расположении духа. Если у Воробьянинова с утра шалит печень, он имеет обыкновение здороваться по-немецки.

Прошлая жизнь

То, какой была жизнь Кисы Воробьянинова до встречи с Остапом Бендером, описано в рассказе "Прошлое регистратора ЗАГСа". Произведение было опубликовано в 1929 году. Здесь образ Воробьянинова довольно неожиданный. Персонаж предстаёт перед читателями эдаким гулякой и авантюристом.

Из рассказа становится известно, что родился бывший регистратор ЗАГСа в 1875 году. Его родной город находится в Старгородском уезде. Отец Ипполита Матвеевича был страстным любителем голубей - это вся информация о родственниках «гиганта мысли». Ярких событий в биографии Воробьянинова нет, за исключением нескольких скандальных случаев.

Коллекционер

В 1911 году «отец русской демократии» женился на дочери соседского помещика Петухова. Изменить семейное положение он решил в силу пошатнувшихся дел в имении. Будучи Воробьянинов слыл страстным филателистом. В коллекционировании марок он мечтал превзойти легендарного мистера Энфильда.

Однажды знаменитый английский филателист обратился к нему с просьбой продать одну из марок. Воробьянинов отказал, причём в довольно своеобразной форме. Энфильду предводитель дворянства отправил лаконичный ответ: «Накося выкуси!». Краткий и исчерпывающий отказ был написан латинскими буквами. Ведь адресован он был иностранцу.

Скандальный случай

В 1913 году произошло событие, которое возмутило передовые слои светского общества. Предводитель дворянства появился в общественном месте в сопровождении двух абсолютно обнажённых дам. Позади растерянно шел околоточный, держа в руках одежду, которая, по-видимому, принадлежала разоблаченным спутницам Воробьянинова.

Фильм 1971 года

Режиссер киноленты - Леонид Гайдай. Фильм стал лидером кинопроката в 1971 году. Главную роль исполнил Арчил Гомиашвили. Кису Воробьянинова сыграл Сергей Филиппов. Это был актёр, обладавший многогранным талантом. Однако в фильмах он представал преимущественно в сатирическом образе. До выхода «Двенадцати стульев» сыграл в кино более 50 ролей. В 1980 вышла картина «Комедия давно минувших дней», в которой Филиппов снова сыграл Кису Воробьянинова.

Фильмы 1976 года

Эту картину снял не менее известный советский и российский режиссер. А именно Марк Захаров. Остапа Бендера сыграл выдающийся актер Андрей Миронов. Ипполита Матвеевича - Анатолий Папанов. На счету актера несколько десятков ролей, среди которых есть и трагические, и комические. Он впервые появился на экране в 1939 году, сыграв эпизодическую роль в киноленте "Подкидыш".

Фильмы с участием Папанова: «Дети Дон Кихота», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Холодное лето пятьдесят третьего» и многие другие. Голосом говорит самый знаменитый мультипликационный персонаж советского периода - Волк из «Ну, погоди!».

Спектакли и мюзиклы

Кто играл Кису Воробьянинова помимо Филиппова и Папанова? В начале 70-х вышла британская кинолента с участием Рона Муди. В спектакле 1966 года роль «особы, приближенной к императору» исполнил Александр Белинский. В мюзикле 2005 года - Илья Олейник.

В полной версии романа "Двенадцать стульев" приведены подробности из детства и прошлой жизни Ипполита Матвеевича Воробьянинова в дореволюционные времена.

Ипполит с детства не отличался особыми талантами и был типичном представителей вырождавшейся аристократии.

"...На девятом году мальчика определили в приготовительный класс Старгородской дворянской гимназии, где он узнал, что, кроме красивых и приятных вещей: пенала, скрипящего и пахнущего кожаного ранца, переводных картинок и упоительного катания на лаковых перилах гимназической лестницы, есть еще единицы, двойки, двойки с плюсом и тройки с двумя минусами..."

В третьем классе он остался на второй год. В шестом классе была выкурена первая папироса.

"...Начало самостоятельной жизни молодой Воробьянинов ознаменовал кутежом с пьяной стрельбой по голубям. Он не пошел ни в университет, ни на государственную службу. От военной службы его избавила общая слабость здоровья, поразительная в таком цветущем на вид человеке. Он так и остался неслужащим дворянином, золотой рыбкой себе на уме, неверным женихом и волокитой по натуре. Он переустроил родительский особняк в Старгороде на свой лад, завел камердинера с баками, трех лакеев, повара-француза и большой штат кухонной прислуги..."

Воробьянинов блы щеголем, вел праздный образ жизни, волочился за дамами и любил покутить.

"...Скабрезные похождения Ипполита Матвеевича, а в особенности избиение в клубе благородного собрания присяжного поверенного Мурузи закрепили за ним репутацию демонического человека..."

На момент же встречи с Остапом, Воробьянинов был скромным работником ЗАГСа и скрывал свое прошлое. Ему было 52 года. Он выглядил как высокий седой старик (185 см.) с ухоженными усам и пенсне.

Бендер полностью подавил когда-то "демонический" характер бывшего предводителя дворянства и дал ему прозвище - Киса. Киса был не против подобного сотрудничества, так как понимал, что был стар и не обладал нужной хваткой для поиском сокровищ. Отсутствие хватки и ослабевшая личность Кисы дали о себе знать с первых же его действий. Поэтому Бендер постоянно подтруднивал над ним и грозился не дать ему его доли.

Бедный Киса отстал от жизни. Особенно показательным был момент, когда Воробьянинов пригласил Лизу в ресторан и не смог показать былой шик.

Когда же Киса провалил главную операцию Бендера (пропил все деньги, которые предназначились для покупки стульев на аукционе), то он был побит. После этого, он стал не компаньоном, а скорее, шутом и мелким подручным Остапа. Тот, задумаваясь, зачем вообще нужен Киса, говорил себе "...без него не так смешно жить..". Хотя, отдавая должное Остапу, он Кису в беде бросал, и все самое трудное делал сам.

Много было приключений у Кисы. Он побывал в роли гиганта мысли, отца русской демократии и руководителя заговора против советской власти, в роли попрощайки, афериста, вымогающего деньги у провинциальных шахматистов. Он постоянно голодал и терпел унижения, впрочем во многом заслуженные, от Остапа.

"...Остап, пребывавший ежедневно с Ипполитом Матвеевичем, не замечал в нем никакой перемены. Между тем Ипполит Матвеевич переменился необыкновенно. Если бы он пришел сейчас в свой родной загс, его, пожалуй, приняли бы за просителя и на приветствие ответили бы довольно небрежно. И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и ус торчал уже не параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота.

"...Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились не свойственные ему раньше черты решительности и жестокости. Три эпизода постепенно воспитали в нем эти новые чувства. Чудесное спасение от тяжких кулаков васюкинских любителей. Первый дебют по части нищенства у пятигорского "Цветника". И, наконец, землетрясение, после которого Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть..."

Когда Остап находит последний стул, несколько повредившийся в рассудке Ипполит Матвеевич перерезает ему бритвой горло, когда тот спит После чего пробирается в клуб и вскрывает там последний стул и обнаруживает, что он пуст.

"... И он закричал. Крик его, бешеный, страстный и дикий, - крик простреленной навылет волчицы - вылетел на середину площади, метнулся под мост и, отталкиваемый отовсюду звуками просыпающегося большого города, стал глохнуть и в минуту зачах...".

Цитаты:

Я думаю, что торг здесь неуместен.
- Господа! Неужели вы будете нас бить?
- Же не манж па сис жюр.
- Подайте бывшему члену Государственной Думы!
- Дааа, уж!
- Поедемте в нумера!
- Однако!
- Никогда, никогда Воробьянинов не протягивал руку…
- А когда же будем бить морду?
- Держите его! Он украл нашу колбасу!
- Служба такая...
- К науке которую я представляю, это не имеет никакого отношения!

Родился Ипполит Матвеевич Воробьянинов в 1875 году в имении своего отца, в Старгородском уезде. Жизнь его была весьма обычной, был он "типичным представителем вырождавшейся аристократии", и никакими талантами или яркими особенностями Киса не отличался. Учился он плохо, оставался на второй год, был ленивым. В армию он не пошел по здоровью, от государственной службы уклонился, получать хорошее образование не пожелал. Так и остался Ипполит Матвеевич дворянином без особых занятий, жил в свое удовольствие, много кутил, много позволял себе, и все шло бы прекрасно, если бы не события 1917 года. И Воробьянинов неожиданно оказался без привычного образа жизни и без денег, и ему пришлось стать скромным служащим, работником ЗАГСа. Он скрывал свое прошлое, и никто не знает, вспоминал ли он с тоской в одиночестве свои былые подвиги – вот он показался на публике с двумя совершенно голыми девицами, а вот по-молодецки избил присяжного поверенного.

Но репутация повесы и кутилы – все это осталось позади, а в книге читатель впервые встречает Воробьянинова в образе забитого бывшего аристократа, изо всех сил пытающегося подстроиться под новую действительность.



Бывший щеголь и мот, он растерял почти весь свой былой шик и являл собой к моменту встречи с Остапом довольно жалкое зрелище. Впрочем, он был все еще готов к приключениям, рассказав Бендеру о сокровищах, и когда Остап предложил ему найти их и бежать, то после коротких торгов Киса согласился, причем согласился с большим энтузиазмом.

Что касается внешности Воробьянинова, то это был 52-летний мужчина ростом 185 сантиметров, с седыми волосами, которые он выкрасил в "радикально черный цвет", и с приметными усами, которыми очень дорожил. Он носил пенсне, отличался хорошими манерами, и в целом никак не мог спрятать в себе бывшего предводителя дворянства.

Остап Бендер моментально подавил Ипполита Матвеевича, и, несмотря на редкие бунты, Киса смирился. Он уже устал от жизни, и в молодом и энергичном Бендере он увидел шанс и для себя.

И читатели, и кинозрители могли заметить, как по ходу сюжета меняется личность Воробьянинова. Так, по мере приближения к сокровищам, он словно бы стал более "хищным". "И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и выражение глаз сделалось дикое, и ус торчал уже не параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота".

Изменился Воробьянинов и по характеру, став более жестким, а в конце он стал по-настоящему ненавидеть своего молодого компаньона Бендера.

Кто бы мог подумать, что Киса Воробьянинов, бывший предводитель дворянства, полоснет в итоге Остапа бритвой по горлу, но случилось именно так. Впрочем, по всему видно, что к тому моменту Воробьянинов уже попросту повредился рассудком…

Лучшие дня

Российские зрители знают двух экранных Воробьяниновых – в постановке Леонида Гайдая 1971 года Кису сыграл Сергей Филиппов, а Остапа тогда исполнил Арчил Гомиашвили.

В постановке Марка Захарова 1976 года в паре с Андреем Мироновым, воплотившем Остапа Бендера, в роли Ипполита Матвеевича снимался Анатолий Папанов.

Оба этих фильма стали знаковыми для русского кинематографа, и у того, и у другого огромное количество поклонников и даже фанатов.

Что касается собственно Воробьянинова, то некоторые из его фраз стали крылатыми, и к ним относятся "Поедем в номера!", "Я думаю, что торг здесь не уместен", и, конечно же, знаменитое "Же не манж па сис жюр".

Диалоги Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова – настоящие перлы, и знатоки книги традиционно цитируют их.

Что касается жизни Ипполита Матвеевича после того, как он обезумел и чиркнул Отсапа по горлу, то о нем более ничего не известно – вернулся ли он к тихой жизни советского служащего, или попробовал бежать, а, возможно, он опустился и стал обычным нищим попрошайкой. Лишь однажды в романе "Золотой теленок" Остап упоминает его, назвав "взбалмошным стариком", с которым они когда-то "искали счастья на сумму в сто пятьдесят тысяч рублей".