Красота глаз Очки Россия

Мысли народные в романе война и мир. Мысль «народная

По словам самого Толстого, «мысль народную» в романе он любил больше всего. Размышления на эту тему стали для писателя самым важным, что он хотел донести до читателя. Что же он имел в виду?

«Мысль народная» в романе не в изображении русского народа как общности и не в обилии массовых сцен, как может показаться неискушенному читателю. Она в точке зрения писателя, системе нравственных оценок, которые он дает и историческим событиям, и своим героям. Не путайте это!

  1. Массовые сцены в романе связаны с изображением батальных сцен 1805 года, сцен Бородинского сражения, обороны и оставления Смоленска, партизанской войны.

В изображении войны 1805 года особое внимание уделено двум сражениям: при Аустерлице и Шенграбене. Цель Толстого – показать,почему выигрывает или проигрывает армия. Шенграбен – «вынужденное» сражение, 4 тысячи солдат должны прикрыть отход сорокатысячной русской армии. Битву наблюдает порученец Кутузова – князь Андрей Болконский. Он видит, как воины проявляют героизм, но не такой, каким это качество представлялось князю: капитан Тимохин и его отряд умелыми действиями заставляет отступить французов, капитан Тушин, незаметный скромный человек, «делает свою работу», весело и споро, его батарея громит основные позиции французов, поджигает деревню и заставляет отступить, а они и не подозревают, что являются «обыкновенными героями».

Напротив, Ацстерлицкое сражение – это «битва трех императоров», с непонятными целями и непонятным планом. Неслучайно на военном совете Кутузов по-стариковски задремал под мерное бормотание австрийского генерала. Кутузов хочет спасти солдат, которые не понимают, за что борются, недаром символичен пейзаж начала битвы: туман, покрывающий поле брани. Автор приходит к выводу: сражение выигрывают не полководцы, сражение выигрывают солдаты, точнее, дух армии, понимание того, что они делают.

То же самое происходит при Бородино: Кутузов почти не участвует в руководстве сражением, в отличие от Наполеона, полагающего, что от воли императора зависит исход. Нет, исход зависит от солдат, собирающихся на последнюю битву, как на праздник, надевающих чистые рубахи. По словам Кутузова, Бородинскую битву не выиграли и не проиграли с точки зрения последствий, но победили русские, подавившие французов силой духа, небывалым единением всех против единого врага.

Так в массовых сценах проявилась «мысль народная».

  1. О единении русского народа свидетельствует и партизанская война, стихийно развернувшаяся во время нашествия. В разных местах под французами помещики и крестьяне брались за вилы и топоры, чтобы изгнать неприятеля с родной земли. «Дубина народной войны» поднялась и «гвоздила… француза до тех пор, пока не погибло само нашествие». Рисуя картины партизанской войны, Толстой изображает некоторых героев-крестьян. Один из них – Тихон Щербатый, как волк, нападающий на неприятеля, «самый полезный человек в отряде», жестокий и беспощадный. По мнению Толстого, это народный тип, проявляющийся в тяжелые для Родины время. Второй народный тип – это Платон Каратаев, у которого Пьер научился жить просто и гармонично, принимать все, что случается на пути человека, понял, «что балетные туфли жмут точно так, как крестьянские лапти», и потому для счастья человеку надо мало. Так нравственные ценности для Толстого становятся мерилом всего остального: мира, войны, людей, поступков.
  2. В плену Пьер видит сон. В сне земной шар представляется ему шаром из капель, которые дрожат, переливаются, где-то разъединяются, где-то сливаются. И каждая капля отражает Бога. Эта метафора – представление о народной жизни самого Толстого: человек живет своей «роевой жизнью», занят своими проблемами и мыслями, но он должен «сопрягать» (слово писателя) свою жизнь с жизнью других. И если желания и потребности многих людей совпадают в одной точке, там история и совершает движение свое. Это еще один аспект «мысли народной в романе».
  3. И своих героев Толстой «мерит» это меркой. Если они далеки от общих интересов, общих устремлений, если не понимают общего, ставят собственные интересы выше других или пытаются вмешаться в естественный ход жизни, то все ниже опускаются, впадают в духовный кризис. Это происходит и с князем Андреем, когда он поднимает в бессмысленную атаку солдат при Аустерлице, и с Пьером, пытающимся убить Наполеона. Некоторые из героев вообще никогда не осознают собственную жизнь, точнее, существование – такова Элен, Ростопчин со своими «афишками», Наполеон. Пьер, пытающийся хоть как-то помочь России, снаряжает полк на свои деньги, Наташа отдает подводы раненым, не думая о благосостоянии семьи, а Берг пытается «этажерочку купить, которая так Верочке нравится». Кто же из них живет по народным законам?

Итак, «Мысль народная», по Толстому, — это мысль о необходимости сопрягать свою жизнь с общими интересами, жизнь по нравственным законам, веками существующим в мире, жизнь сообща.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 10 класса на тему: «Война и мир: мысль народная»

Трагичная война 1812 года принесла множество бед, страданий и мук, Л.Н. Толстой не остался равнодушным к переломному моменту своего народа и отразил его в романе-эпопее «Война и мир», а его «зерном», по словам Л. Толстого, является стихотворение Лермонтова «Бородино». В основе эпопеи также лежит мысль об отражении национального духа. Писатель признавал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Так, Толстой воспроизвел «роевую жизнь», доказав, что историю делает не один человек, а весь народ вместе.

По Толстому, бесполезно противостоять естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. В противном случае, участник войны будет терпеть крах, как это было с Андреем Болконским, который пытался взять под контроль ход событий и завоевать «Тулон». Или судьба обречет его на одиночество, как это стало с Наполеоном, который чрезмерно полюбил власть.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой, казалось бы, пассивности проявляются глубокий ум и мудрость полководца. Связь Кутузова с народом была победоносной чертой его характера, эта связь сделала его носителем «народной мысли».

Тихон Щербатый – это тоже народный образ в романе и герой Отечественной войны, хотя является простым мужиком, вовсе не связанным с военным делом. Он сам добровольно попросился в отряд Василия Денисова, что подтверждает его самоотверженность и готовность на жертвы ради Отчизны. Тихон отбивается от четырех французов одним только топором – по мнению Толстого, это и есть образ «дубины народной войны».

Но писатель не останавливается на идеи героизма вне зависимости от звания, он идёт дальше и шире, раскрывая единство всего человечества в войне 1812 года. Перед лицом смерти между людьми стираются все классовые, социальные, национальные границы. Все как один боятся убивать; все как один не хотят умирать. Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?». И вроде как это враг русскому солдату, но одновременно даже в войну нужно по-человечески относится ко врагам. Француз или русский – все мы люди, нуждающиеся в милосердии и доброте. В войну 1812 года такая мысль, как никогда ранее, имела значение. Ее придерживались многие герои «Войны и мира» и, в первую очередь, сам Л.Н. Толстой.

Таким образом, Отечественная война 1812 года вошла в историю России, в ее культуру и литературу как значимое и трагическое событие всего народа. В нем проявился истинный патриотизм, любовь к Родине и национальный дух, который ни под чем не сломился, а только окреп, дав толчок к великой победе, гордость за которую мы до сих испытываем в наших сердцах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Перед вами великолепное сочинение рассуждение по русской литературе на тему «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л. Н. Толстого «ВОЙНА И МИР». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и учениками других классов в рамках подготовки к урокам русского языка и литературы.

«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» в романе Л.Н. Толстого «ВОЙНА И МИР»

Толстой – один из величайших писателей России. Он жил во время крестьянских волнений, и поэтому его захватывали все важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа и его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Толстой решил искать ответы на все эти вопросы в изучении событий начала XIX века.

По замыслу Толстого, главной причиной победы русских в 1812 году и была эта «мысль народная », это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту Родины, в народной любви к своему отечеству. Исторические деятели и незаметные участники войны, лучшие люди России и стяжатели, карьеристы проходят по страницам романа «Война и мир». В нем насчитывается более пятисот действующих лиц. Толстой создал множество неповторимых характеров и показал нам массу людей. Но эти сотня людей Толстой представляет себе не как безликую массу. Весь этот огромный материал связан единой мыслью, которую Толстой определил как «мысль народную «.

Семьи Ростовых и Болконских отличаются друг от друга по своему сословному положению и по атмосфере, которая царила в их домах. Но эти семьи объединяет единая любовь к России. Вспомним смерть старого князя Болконского. Последние слова его были о России: «Погибла Россия! Погубили! «. Он переживал за судьбу России и судьбы всех русских людей. Всю свою жизнь он служил только России, и, когда пришла его смерть, все его мысли, конечно, были обращены к Родине.

Рассмотрим патриотизм Пети. Петя ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни для отечества. Вспомним Наташу, которая готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. В той же сцене Наташиным устремлениям противопоставляются устремления карьериста Берга. Только лучшие люди России могли совершать подвиги во время войны. Подвиги не могли совершать ни Элен, ни Анна Павловна Шерер, ни Борис, ни Берг. Эти люди не испытывали патриотических чувств. Все их побуждения были корыстны. Во время войны они, следуя моде, перестали говорить по-французски. Но разве это доказывает их любовь к России?

Бородинское сражение — кульминационный момент в произведении Толстого. Толстой сталкивает на Бородинском сражении почти всех героев романа. Даже если персонажи не находятся на Бородинском поле, то их судьбы полностью зависят от хода действий войны 1812 года. Сражение показано глазами невоенного человека – Пьера. Безухов считает своей обязанностью быть на поле битвы. Его глазами мы видим сплочение войска. Он убеждается в правоте слов старого солдата: «Всем народом навалиться хотят «. В отличие от Аустерлицкого сражения участникам Бородинского сражения были понятны цели войны 1812 года. Писатель считает, что совпадение миллионов причин помогает победе. Благодаря желаниям простых солдат, командиров, ополченцев и всех остальных участников сражения, стала возможна нравственная победа русского народа.

Любимые герои Толстого — Пьер и Андрей — тоже участники Бородинского сражения. Безухов глубоко чувствует народный характер войны 1812 года. Патриотизм героя отливается во вполне конкретные дела: оснащение полка, денежные пожертвования. Переломным этапом жизни Пьера становится его пребывание в плену и знакомство с Платоном Каратаевым. Общение со старым солдатом подводит Пьера к «согласию с самим собой «, простоте и цельности.

Война 1812 года — важнейшая веха в жизни Андрея Болконского. Андрей отказывается от карьеры военного и становится командиром егерского полка. Глубоко понимает Андрей Кутузова, полководца, стремившегося избежать ненужных жертв. Во время Бородинского боя князь Андрей заботится о своих солдатах и пытается вывести их из-под обстрела. Предсмертные мысли Андрея проникнуты чувством смирения:

«Любить ближних, любить врагов своих. Все любить, любить бога во всех проявлениях».

В результате поисков смысла жизни Андрей смог преодолеть свой эгоизм и тщеславие. Духовные искания приводят героя к нравственному просветлению, к естественной простоте, к способности любить и прощать.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. И одного из них Толстой показал более крупным планом. Этот мужик - Тихон Щербатый, типичный русский крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину. Он был «самым полезным и храбрым человеком » в отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами ». В отраде Денисова Тихон занимал исключительное место, «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и невыполнимое- выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, оседлать ее и залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, - все указывали, посмеиваясь, на Тихона ». Тихон чувствует сильную ненависть к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят о нем с ласковой иронией: «Ну, ловок », «эка бестия ». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который любит этого героя, любит весь народ, высоко ценит «мысль народную» . В романе «Война и мир» Толстой показал нам русский народ во всей его силе и красоте.

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

Любить народ — значит видеть с полной ясностью и достоинства его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлёты, и падения. Писать для народа — значит помочь ему понять свои силы и слабости.
Ф.А.Абрамов

По жанру «Война и мир» — эпопея нового времени, то есть в ней соединились черты классической эпопеи, образцом которой считается гомеровская «Илиада», и достижения европейского романа ХVIII-ХIХ веков. Предметом изображения в эпопее является национальный характер, иными словами, народ с его повседневным бытом, взглядом на мир и человека, оценкой хорошего и плохого, предрассудками и заблуждениями, с его поведением в критических ситуациях.

Народ, по мнению Толстого, это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ — это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. В романе «Капитанская дочка» Пушкин отметил: простой народ и дворянство настолько разделены в процессе исторического развития России, что не могут понять устремлений друг друга. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой утверждает, что в важнейшие исторические моменты народ и лучшие дворяне не противостоят друг другу, а действуют согласованно: во время Отечественной войны аристократы Болконские, Пьер Безухов, Ростовы ощущают в себе ту же «теплоту патриотизма», что и простые мужики и солдаты. Мало того, самый смысл развития личности, по Толстому, заключается в поисках естественного слияния личности с народом. Лучшие дворяне и народ вместе противопоставлены правящим бюрократическим и военным кругам, которые не способны на высокие жертвы и подвиги ради отечества, но во всех поступках руководствуются своекорыстными соображениями.

В «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни и в мирное, и в военное время. Важнейшим событием-проверкой национального характера является Отечественная война 1812 года, когда русский народ продемонстрировал наиболее полно свою стойкость, непоказной (внутренний) патриотизм и великодушие. Однако описание народных сцен и отдельных героев из народа появляется уже в первых двух томах, то есть, можно сказать, в огромной экспозиции к главным историческим событиям романа.

Массовые сцены первого и второго томов производят грустное впечатление. Писатель изображает русских солдат в заграничных походах, когда русская армия выполняет свой союзнический долг. Для простых солдат этот долг совершенно непонятен: они воюют за чужие интересы на чужой земле. Поэтому и армия больше похожа на безликую, покорную толпу, которая при малейшей опасности обращается в паническое бегство. Это подтверждает сцена при Аустерлице: «...наивно испуганный голос (...) закричал: «Ну, братцы, шабаш!». И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать. Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут назад проходили мимо императоров» (1, 3, XVI).

В союзнических войсках царит полная неразбериха. Русская армия фактически голодает, так как австрийцы не поставляют обещанное продовольствие. Гусары Василия Денисова вырывают из земли какие-то съедобные корешки и едят их, от чего у всех болят животы. Как честный офицер, Денисов не мог спокойно смотреть на это безобразие и решился на должностное преступление: силой отбил часть провианта у другого полка (1, 2, XV, XVI). Этот поступок плохо отразился на его военной карьере: за самоуправство Денисов попадает под суд (2, 2, XX). Русские войска постоянно оказываются в трудных ситуациях из-за глупости или предательства австрийцев. Так, например, под Шенграбеном генерал Ностиц со своим корпусом покинул позиции, поверив разговорам о мире, и оставил без прикрытия четырёхтысячный отряд Багратиона, который теперь стоял лицом к лицу со стотысячной французской армией Мюрата (1, 2, XIV). Но при Шенграбене русские солдаты не бегут, а воюют спокойно, умело, потому что знают, что прикрывают отступление русской армии.

На страницах двух первых томов Толстой создаёт отдельные образы солдат: Лаврушка, плутоватый денщик Денисова (2, 2, XVI); весёлый солдат Сидоров, который ловко подражает французской речи (1,2, XV); преображенец Лазарев, получивший от Наполеона орден Почётного легиона в сцене Тильзитского мира (2, 2, XXI). Однако значительно больше героев из народа показано в мирной обстановке. Толстой не изображает тяготы крепостного права, хотя совсем обойти эту тему он, будучи честным художником, не мог. Писатель рассказывает, что Пьер, объезжая свои имения, задумал облегчить жизнь крепостных, но ничего из этого не получилось, потому что главный управляющий легко обманул наивного графа Безухова (2, 1, X). Или другой пример: старый Болконский отдал в солдаты буфетчика Филиппа за то, что тот забыл распоряжение князя и, по старой привычке, подал кофе сначала княжне Марье, а потом компаньонке Бурьен (2, 5, II).

Автор мастерски, всего несколькими штрихами рисует героев из народа, их мирную жизнь, их труд, заботы, и все эти герои получают ярко индивидуальные портреты, как и персонажи из дворян. Доезжачий графов Ростовых Данила принимает участие в охоте на волка. Он самозабвенно отдаётся охоте и понимает в этой потехе не меньше своих господ. Поэтому он, не думая ни о чём другом, как только о волке, злобно обругал старого графа Ростова, который вздумал «закусывать» во время гона(2,4, IV). У дядюшки Ростовых живёт дворовая Анисья Фёдоровна, толстая, румяная, красивая домоправительница. Писатель отмечает её радушное гостеприимство и домовитость (сколько всяких угощений было на подносе, который она сама принесла гостям!), её доброе внимание к Наташе (2,4, VII). Замечателен образ Тихона, преданного камердинера старого Болконского: слуга без слов понимает своего парализованного барина (3, 2, VIII). Удивительным характером обладает богучаровский староста Дрон — сильный, жестокий человек, «которого мужики боялись больше, чем барина» (3, 2, IX). В его душе бродят какие-то смутные представления, тёмные мечты, не понятные ни ему самому, ни его просвещённым господам — князьям Болконским. В мирное время лучшие дворяне и их крепостные живут общей жизнью, понимают друг друга, Толстой не находит между ними неразрешимых противоречий.

Но вот начинается Отечественная война, и русская нация оказывается перед серьёзной опасностью потерять свою государственную независимость. Писатель показывает, как разных героев, знакомых читателю по двум первым томам или появившихся только в третьем томе, объединяет одно общее чувство, которое Пьер назовёт «внутренняя теплота патриотизма» (3, 2, XXV). Эта черта становится не индивидуальной, а национальной, то есть присущей множеству русских людей — мужикам и аристократам, солдатам и генералам, купцам и городским мещанам. В событиях 1812 года проявляется жертвенность русских, непонятная французам, и решимость русских, против которой захватчики ничего не могут сделать.

Во время Отечественной войны русская армия ведёт себя совсем иначе, чем в Наполеоновских войнах 1805-1807 годов. Русские не играют в войну, особенно это заметно при описании Бородинского сражения. В первом томе княжна Марья в письме к своей подруге Жюли Карагиной рассказывает о проводах рекрутов на войну 1805 года: рыдают матери, жёны, дети, сами новобранцы (1,1, XXII). А накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает другое настроение русских солдат: «Кавалеристы идут на сражение, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт, а идут мимо и подмигивают раненым» (3, 2, XX). Русские «люди спокойно и как будто легкомысленно готовятся к смерти» (3, 2, XXV), так как завтра они будут «драться за русскую землю» (там же). Чувство войска выражает князь Андрей в последнем разговоре с Пьером: «Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит» (3,2, XXV). Тимохин и другие младшие офицеры соглашаются со своим полковником: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная. Что себя жалеть теперь!» (там же). Слова князя Андрея оправдались. Под вечер Бородинского сражения к Наполеону приехал адъютант и рассказал, что по приказанию императора двести орудий без устали стреляют по русским позициям, но что русские не дрогнули, не побежали, а «всё также стоят, как и в начале сражения» (3, 2, XXXVIII).

Толстой не идеализирует народ и рисует сцены, показывающие непоследовательность, стихийность крестьянских настроений. Это прежде всего богучаровский бунт (3, 2, XI), когда мужики отказались давать княжне Марье подводы под её имущество и не хотели выпускать из имения даже её саму, потому что французские листовки (!) призывали не уезжать. Очевидно, богучаровские мужики польстились на французские деньги (фальшивые, как потом оказалось) за сено и продовольствие. Мужики проявляют то же своекорыстие, что и дворяне-штабные офицеры (вроде Берга и Бориса Друбецкого), которые в войне видят средство сделать карьеру, достичь материального благополучия и даже домашнего комфорта. Однако, приняв на сходе решение не уезжать из Богучарова, мужики почему-то сразу отправились в кабак и напились. А потом весь крестьянский сход подчинился одному решительному барину — Николаю Ростову, который диким голосом закричал на толпу и приказал вязать зачинщиков, что крестьяне послушно и выполнили.

Начиная со Смоленска в русских просыпается какое-то трудноопределимое, с точки зрения французов, чувство: «Народ с беспечностью ждал неприятеля... И как только неприятель подходил, все богатые уезжали, оставляя своё имущество, бедные же оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось» (3, 3, V). Иллюстрация к этому рассуждению — сцена в Смоленске, когда купец Ферапонтов сам зажёг свою лавку и мучной амбар (3,2, IV). Толстой отмечает различие в поведении «просвещённых» европейцев и русских. Австрийцы и немцы, покорённые Наполеоном несколько лет назад, танцуют с захватчиками на балах и совершенно очарованы французской галантностью. Они как будто забывают, что французы — враги, а русские не забывают этого. Для москвичей «не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего» (3, 3, V).

В непримиримой борьбе с агрессором русские сохранили высокие человеческие качества, что свидетельствует о душевном здоровье народа. Величие нации, по мнению Толстого, не в том, что она силой оружия покоряет себе все соседние народы, а в том, что нация даже в самых жестоких войнах умеет сберечь в себе чувство справедливости и человечность по отношению к врагу. Сценой, раскрывающей великодушие русских, является спасение хвастливого капитана Рамбаля и его денщика Мореля. В первый раз Рамбаль появляется на страницах романа, когда французские войска входят в Москву после Бородина. Он получает постой в доме вдовы масона Иосифа Алексеевича Баздеева, где уже несколько дней жил Пьер, и Пьер спасает француза от пули сумасшедшего старика Макара Алексеевича Баздеева. В благодарность француз приглашает Пьера поужинать вместе, они вполне мирно беседуют за бутылкой вина, которую доблестный капитан по праву победителя уже прихватил в каком-то московском доме. Разговорчивый француз хвалит мужество русских солдат на Бородинском поле, но французы, по его мнению, всё-таки самые храбрые воины, а Наполеон — «самый великий человек прошедших и будущих веков» (3, 3, XXIX). Второй раз капитан Рамбаль появляется в четвёртом томе, когда он и его денщик, голодные, обмороженные, брошенные своим любимым императором на произвол судьбы, вышли из леса к солдатскому костру под селом Красным. Русские накормили обоих, а Рамбаля отвели потом в офицерскую избу отогреваться. Оба француза были растроганы таким отношением простых солдат, и капитан, еле живой, всё повторял: «Вот люди! О мои добрые друзья!» (4, 4, IX).

В четвёртом томе появляются два героя, которые, по мнению Толстого, демонстрируют противоположные и взаимосвязанные стороны русского национального характера. Это Платон Каратаев — мечтательный, благодушный солдат, безропотно подчиняющийся судьбе, и Тихон Щербатый — деятельный, умелый, решительный и смелый крестьянин, который не смиряется с судьбой, а активно вмешивается в жизнь. Тихон пришёл в отряд Денисова не по приказу помещика или воинского начальника, но по собственному почину. Он больше всех в отряде Денисова убил французов и привёл «языков». В Отечественной войне, как следует из содержания романа, больше проявился «щербатовский» деятельный характер русских, хотя «каратаевское» мудрое долготерпение-смирение перед невзгодами тоже сыграло свою роль. Самопожертвование народа, мужество и стойкость армии, самочинное партизанское движение — вот что обусловило победу России над Францией, а не ошибки Наполеона, холодная зима, гений Александра.

Итак, в «Войне и мире» народные сцены и характеры занимают важное место, как и должно быть в эпопее. Согласно философии истории, которую Толстой излагает во второй части эпилога, движущей силой любого события является не отдельный великий человек (царь или герой), а народ, непосредственно участвующий в событии. Народ — одновременно воплощение общенациональных идеалов и носитель предрассудков, он начало и конец государственной жизни.

Эту истину понял любимый герой Толстого — князь Андрей. В начале романа он верил, что конкретный человек-герой может повлиять на историю приказами из штаба армии или красивым подвигом, поэтому во время заграничного похода 1805 года стремился служить в штабе Кутузова и везде искал свой «Тулон». После анализа исторических событий, в которых он лично участвовал, Болконский пришёл к выводу, что историю делают не штабные приказы, а прямые участники событий. Об этом князь Андрей говорит Пьеру накануне Бородинского сражения: «... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...» (3, 2, XXV).

Народ, по мнению Толстого, имеет самый верный взгляд на мир и человека, поскольку народный взгляд формируется не в одной голове какого-нибудь мудреца, но проходит «шлифовку»-проверку в головах огромного количества людей и только после этого утверждается как национальный (общинный) взгляд. Добро, простота, правда — вот настоящие истины, которые выработаны народным сознанием и к которым стремятся любимые герои Толстого.