Красота глаз Очки Россия

Почему нельзя пропустить выставку Тони Крэгга в Эрмитаже? В эрмитаж едет тони крэгг февраля в ресторане "Мансарда" концерт Димы Билана ко Дню Влюбленных.

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка , созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность . Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

Эту весну Государственный Эрмитаж начинает вместе с Тони Крэггом — одним из основателей движения «Новая британская скульптура» и человеком, которого с распростертыми объятиями встречают любые музеи, галереи и арт-ярмарки. После 250 с лишним персональных выставок в разных уголках планеты (и московской, с блеском прошедшей в ЦДХ в 2005 году) он наконец добрался до главного петербургского музея.

Оценить работу, проделанную специально для Эрмитажа

Выставку «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» художник подготовил специально для Санкт-Петербурга при участии Фонда Беренго и поддержке итальянского бренда Falconeri. В нее вошли работы разных лет, уже ставшие классическими, такие как композиции «Монастырь» и «Абсолютно всеядный», и совсем новые, выполненные из стекла. Кроме того, в Главном штабе можно будет увидеть графические работы последних двух десятилетий, куда менее известные в сравнении с плавными скульптурами Крэгга.

Быть в курсе проекта «Эрмитаж 20/21»

С открытием Главного штаба в Государственном Эрмитаже плотно занялись современным искусством: после выставки братьев Чепмен, биеннале «Манифеста», а также других событий, связанных с этой сферой, экспозиция Тони Крэгга становится логичным продолжением взятого музеем курса. Она включена в проект «Эрмитаж 20/21», призванный собирать, выставлять и изучать искусство XX—XXI вв. еков, а куратором ее выступил Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук.



Тони Крэгг

Узнать больше о художнике

Кроме того, что Тони Крэгг — лауреат премии Тернера и один из самых дорогих современных скульпторов, вы узнаете о его ранней приверженности минимализму и концептуальному искусству, о первых работах из бытовых отходов, Парке скульптур под Вупперталем, где он живет и работает с конца семидесятых, а также об особенностях его художественного вкуса и мировоззрения.

Попасть на лекцию Тони Крэгга

Всем, кто и так знаком с творчеством скульптора не понаслышке, будет вдвойне интересно пойти на его лекцию, приуроченную к выставке, а также на мастер-классы и круглые столы. За датами мероприятий следим на официальном сайте музея.

Вдохновиться

Поэтичные плавающие формы, которыми знамениты работы Тони Крэгга, отражают его интерес к скульптуре, свободной от понятий «пригодность», «применимость», «полезность» и «служебность». Художник восхищается человеческой способностью осознавать свое земное бытие и размышлять над ним, и так было всегда. Еще в 1985 году Крэгг подчеркивал, что ему в первую очередь интересны объекты, которые не существуют в природном или функциональном мире, те, что могут передавать его ощущения от мира и собственного существования.

В середине 70-х Тони Крэгг собирал пластиковые отходы, называл их новыми камнями и создавал из них скульптуры в духе британской панк-революции. Лишь спустя несколько лет новаторская выставка «Предметы и скульптура» признала «урбанистические материалы» пригодными в искусстве. За почти 50 лет экспериментов с формой и материалами Тони Крэгг был удостоен престижных премий – Тёрнера и Императорской. Сегодня он возглавляет Дюссельдорфскую академию искусств и живёт в Германии.

на фото: работа Тони Крэгга "Новые камни"

Тони Крэгг. Биография: из Ливерпуля в Вупперталь

родился в Ливерпуле 9 апреля в 1949-м году в семье инженера авиации. Уже с семнадцати лет работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства.

Параллельно изучал искусство в Глостерширском колледже искусства и дизайна, потом, в 1969-1973-х годах - в Уимбилдонской школе искусств. Увенчало образование скульптора обучение в Королевском колледже искусств в 1973-1977-м годах.

Завершив образование, Тони Крэг г сразу переехал в немецкий город Вупперталь, где живёт и работает и сегодня. В 1978-м году Крэгг начал преподавать в Дюссельдорфской академии искусств, а в 2009-м стал её ректором.

"Груда". 1975 год

Тони Крэгг. Ранние работы из мусора: молодо-зелено

Ранние работы преимущественно изготовлены из отходов - покрышек, кусков пластика, паллет, детских игрушек и т.д. С середины 70-х до начала 80-х годов молодой скульптор представлял композиции из первичных структур, а также красочные, рельефные работы на полу и стенах разных галерей. Крэгг создавал эти объекты, сочетая отдельные фрагменты смешанных материалов по цветам или по форме, формируя большие изображения. Примером этой техники служит работа «Красный индеец» (1982-1983).

"Красный индеец". 1982 год

Другая работа, «Взгляд на Британию с севера» (1981) (Britain Seen from the North), сделанная из разноцветных обрезков разных предметов, собранных на стене, считается выдающейся в творчестве . Работа представляет собой контуры Великобритании на белой стене. При этом изображение ориентировано так, что северная часть страны находится слева, а на неё смотрит сам скульптор в виде разноцветного человечка. Он будто глядит на страну с позиции аутсайдера. Работу «Взгляд на Британию с севера» часто интерпретируют как комментарий о социальных и экономических трудностях страны во время «Тэтчеризма», который имел особое влияние на севере Великобритании. В настоящее время эта работа находится в коллекции галереи «Тэйт».

"Взгляд на Британию с севера". 1981 год

К слову, многие из работ Тони Крэгга являются остросоциальными. Среди его ранних настенных работ есть такие, где отдельные фрагменты складываются то в полицейского, то в спецназовца с дубинкой, которые разгоняют демонстрации. Возможно, это связано с британской панк-революцией 1977-1979-го годов.

Создание работы "Полисмен"

В 1981-м году в Лондоне, а затем и в Бристоле состоялась новаторская выставка «Предметы и скульптура», которая провозгласила, что использование «урбанистических материалов» в искусстве - это норма. В ней взяли участие наш герой , а также Ричард Дикон, Билл Вудроу, Эдвард Аллингтон, Аниш Капур и другие молодые скульпторы.

А в 1982-м году работы были представлены в британском павильоне на Венецианской биеннале. И с этого момента выставки скульптора сменяли одна другую. Динамичный успех новаторского метода был отмечен престижной премией Тёрнера в 1988-м году.

Тони Крэгг. Зрелые эксперименты с материалами и формой

В начале 90-х начал исследовать более традиционные для скульптуры материалы - дерево, бронзу, стекло, гипс, камень, сталь и другие.

"Разбитый пейзаж". 1998 год

На протяжении 90-х продолжал развивать две большие группы работ, которые пополняются и сегодня. Это «Ранние формы» и «Разумные существа». «Ранние формы» представляет собой возможность разных знакомых нам ёмкостей - ваз, химических сосудов, пластиковых бутылок и т.п. - соотноситься в пространстве и создавать новые скульптуры, играя выступами, углублениями, складками и тенями.

Эксперименты со стеклом

Обладатель множества престижных призов и наград. Его масштабные скульптурные работы можно увидеть во многих городах европейских стран - прежде всего в его втором родном городе Вупперталь, а также в Австрии и других. При этом в Великобритании находится лишь одна масштабная работа - «Terris Novalis».

Работа из серии "Ранние формы"

Тони Крэгг Фотография Mart Engelenа

"Эллиптическая колонна", Германия, 2012

Тони Крэгг – британский скульптор, один из признанных классиков современного искусства. Он начинал как художник в 1970-х годах, успешно влившись в популярное тогда течение минимализма и концептуального искусства. «Первоначальным интересом, вдохновившим меня на создание образов и объектов, было – и по-прежнему остаётся – создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования", – подчеркивал Крэгг в 1985 году на заре своей карьеры.

Основная тема исследования художника – бытие скульптуры вне дизайна, вне перипетий музейно-галерейного мира, вне арт-рынка. Он пытается разобраться, насколько самостоятельно может быть произведение искусства и может ли оно нести полезность.

"Ложные кумиры", Гремания, 2011 Фотография © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

"Монастырь", Германия, 1988 Фотография © Tony Cragg Studio, Fondazione Berengo

За свою карьеру Тони Крэгг провел более 250 персональных выставок в ведущих музеях и галереях Европы, Америки, Азии и Австралии, включая Лувр, Париж; галерею Тэйт, Ливерпуль; Национальный музей современного искусства, Сеул; Музей современного искусства MACRO, Рим, и другие. Теперь же он добрался и до России. Наконец-то работы мастера в таком объеме можно будет увидеть и в нашей стране.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» организована при участии Фонда Беренго и при поддержке бренда Falconeri, Италия. На экспозиции будет представлено 55 работ, включающих в себя скульптуру и рисунки разных лет. Вам удастся увидеть как классические композиции мастера («Монастырь» и «Абсолютно всеядный»), так и новые работы из стекла и графические работы последних двух десятилетий. Стоит отметить, что проект выставки был подготовлен художником специально для Государственного Эрмитажа.

В Петербурге, в залах Главного штаба Государственного Эрмитажа, открылась выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки».

В трех залах выставлено 55 работ знаменитого британского скульптора, выполненных в разные годы с начала 80-х годов прошлого века и до последних лет в разных материалах – дерево, камень, стекло, металл, пластик. Среди представленных в Эрмитаже – садовая и уличная скульптура, мелкая пластика, эскизы и предпроектные рисунки. Вся экспозиция придумана и разработана самим скульптором специально для Эрмитажа, и это не повторение какой бы то ни было из его состоявшихся выставок, а оригинальная идея для залов Главного штаба.

Тони Крэгг уже давно признан классиком модернизма, он один из самых известных современных скульпторов. Крэгг родился в Ливерпуле, в семье инженера авиационного производства, его первое образование – химик, специалист в области резинового производства. Но, не проработав на химическом производстве и двух лет, увлекся художественным творчеством и начал изучать искусство на курсах в Глостерширском колледже искусства и дизайна в городе Челтенхем, затем, в начале 70-х, в Уимблдонской школе искусств, образование завершил в Королевском колледже искусств. Его первым и главным учителем был Роджер Эклинг: он познакомил Крэгга со скульпторами Ричардом Лонгом и Биллом Вудроу. После Королевского колледжа Крэгг покинул Англию, и с тех пор живет и работает в Германии. Под Вупперталем с 2008 года открыт парк его скульптур. С 2009 года он выбран ректором Дюссельдорфской академии художеств.

С середины 80-х годов Крэгг увлекается экспериментами с разными материалами и формами: он использовал пластмассы и поделочные материалы, создавал конструкции из готовых элементов мебели, ткани, позже, с конца 90-х, он обратился к более традиционным материалам – бронза, стекло, мрамор дерево. Для выставки в Петербурге Тони Крэгг представил работы всех периодов своей творческой жизни.

Как рассказали Арт-узлу кураторы выставки Дмитрий Озерков, руководитель Отдела современного искусства Эрмитажа, и Надежда Синютина, Крэгг специально приезжал в Петербург для изучения интерьеров Главного штаба, а затем рассказал о своем видении будущей экспозиции. Они сначала выслушали предложения мастера, поняли, что он хочет сказать своей композицией, потом уточняли детали. В частности, Крэгг очень хотел установил в залах еще две скульптуры, очень массивные и тяжеловесные, но кураторам удалось отговорить мастера от этой идеи – чтобы не пострадали исторические перекрытия здания.

Он сам расставлял эти скульптуры, - говорит Дмитрий Озерков. – И вся композиция работает как оркестр – высота, расстояния, повороты – возникает полифония звуков и образов, это как тотальная инсталляция у Кабакова. Сначала он хотел поставить в центре самого большого зала крупную фигуру, напоминающую гигантский гриб, потом остановился на металлической, спиралевидной скульптуре, которая удивительно держит всю композицию. Мы бы сами не расставили так никогда, это сравнимо с настройкой инструментов в оркестре, которую целиком слышит только один человек – дирижер.

В экспозиции, по мнению кураторов, заложена не только идея полной ретроспекции, хотя здесь представлены работы от ранних до самых последних. Но ими двигало и желание показать творческий путь Тони Крэгга во всей полноте: весь набор материалов и форм (от ставшего классикой «Монастыря», выполненного из металлических деталей каких-то крупных машин до хрупкого стекла), которые скульптор использовал в своих работах, и представить российскому зрителю полный обзор творчества одного из ведущих мастеров современной европейской скульптуры.

Для нас эта выставка важна еще и тем, что мы не просто представляем работы признанного классика модернизма, - говорит Дмитрий Озерков. – Тони Крэгг – реальный живой скульптор, он и теоретик, и практик, и преподаватель, он уникальная фигура в современном европейском искусстве.

Значительную часть выставки занимают работы Крэгга, выполненные из стекла: это и композиции из уже готовых предметов – бокалов, ваз, бутылок, изготовленных из тонкого прозрачно-зеленоватого стекла. Это необычные фигуры, напоминающие фантастическую химическую посуду, и созданный из темно-коричневого стекла объемный автопортрет самого скульптора. Рядом с законченными изделиями представлена большая серия карандашных рисунков Тони Крэгга – его предпроектные зарисовки, эскизы будущих объектов, графические изображения внутренней структуры стекла, прошедшего термическую обработку. Кстати, говоря о своей работе, Крэгг всегда повторяет, как важно для скульптора и любого творца в области современного изобразительного искусства умение рисовать.

Выставка «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» продлится в залах Главного штаба Эрмитажа до 7 мая.