Красота глаз Очки Россия

Подготовка огэ русский язык презентации. Презентация "ОГЭ Русский язык" (9 класс) презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экзамен по русскому языку – обязательный экзамен для учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. ОГЭ. Русский язык 

2 слайд

Описание слайда:

Экзаменационная работа (КИМ- контрольно- измерительный материал) состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). ОГЭ. Русский язык 

3 слайд

Описание слайда:

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному аудиозаписи тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе. 1 часть. Сжатое изложение 

4 слайд

Описание слайда:

Цель – умение передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. На написание сжатого изложения, включая прослушивание исходного текста, отводится 90 минут. Сжатое изложение 

5 слайд

Описание слайда:

Сжатое изложение. Порядок проведения работы № п/п Действия организатора и экзаменуемых Примерное время 1. Организатор включает воспроизведение аудиозаписи. Экзаменуемые прослушивают исходный текст, делая записи в черновике. 2 – 2,5 минуты (в соответствии с длительностью текста для прослушивания) 2. Аудиозапись будет прочитана диктором дважды с перерывом (3-4 минуты) для осмысления текста и составления плана изложения. 3. Организатор по окончании воспроизведения текста останавливает устройство воспроизведения и сообщает о начале написания изложения и о возможности пользоватьсясловарём. Экзаменуемые приступают к написанию изложения. 8-9 минут (в соответствии с общей длительностью аудиозаписи) 

6 слайд

Описание слайда:

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 2, ответ зачеркивается и записывается рядом новый. 2 часть. Тест. Краткие ответы на вопросы 

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Используя прочитанный текст из части 2, выполняются на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения нужно записать номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. 3 часть. Сочинение 

9 слайд

Описание слайда:

Цель- проверка знания теоретического материала по русскому языку с 5 по 9 класс и умения использовать его на практике, то есть показать роль использования того или иного материала в данном тексте; умение правильно составлять текст – рассуждение. Пример. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Часть 3. 15.1. Сочинение на лингвистическую тему 

10 слайд

Описание слайда:

Цель: определить понимание смысла данного вопроса, данных предложений; умение правильно рассуждать по данному вопросу или предложениям, используя 2 аргумента, доказательства из данного текста. 15.2. Сочинение – рассуждение по данному тексту 

11 слайд

Описание слайда:

Пример. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2. Сочинение – рассуждение по тексту 

Cлайд 1

Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных языков ТИ имени А.П. Чехова

Cлайд 2

А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ. М.: Просвещение, 2016 Анализ средств выразительности Орфографический анализ Лексический анализ. Синонимия Словосочетание Грамматическая основа предложения Пунктуационный анализ Синтаксический анализ СПП. Типы придаточных Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными Комплексный синтаксический анализ Работа над сочинением Тренировочные тесты

Cлайд 3

Cлайд 4

Типология заданий Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от качества звука, начинающего корень слова. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что корень начинается с глухой согласной. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением − «совершение действия в чью-либо пользу». Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением − «пространственная близость». Выпишите слово, в котором есть неизменяемая на письме приставка.

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Типология заданий Замените выделенное в предложении разговорное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенное в предложении просторечное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенное в предложении книжное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенный в предложении разговорный фразеологизм стилистически нейтральным синонимичным словом. Так по лесу ходили и так воротились; Петр Петрович − истерзанный, в слезах, а Пахомовна − каменная, ни кровинки в лице. (О. Павлов)

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Типология заданий Выпишите грамматическую основу предложения. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения. Найдите в сложноподчинённом предложении придаточное определительное и выпишите его грамматическую основу. Все ребята держались стеснённо, жались по углам, не зная, что делать, понимая фальшь и неестественность той роли, которую они призваны были выполнять. (В. Астафьев) Найдите в сложноподчинённом предложении придаточное изъяснительное и выпишите его грамматическую основу. Я чувствовал, что если скажу хоть слово, то сейчас же начну жаловаться на жизнь. (В. Астафьев)

Cлайд 13

Cлайд 14

Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными Определите тип сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. сложноподчинённое предложение с однородным подчинением сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением сложноподчинённое предложение с комбинированным подчинением (уточните, какие типы подчинения комбинируются)

Cлайд 15

Cлайд 16

Комплексный синтаксический анализ 1)Есть писатели, которые стесняются называться «детскими». 2)Я – детский писатель и горжусь этим званием. 3)Люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. 4)Мне кажется, что между ними нет границы и что я как бы одним рассказываю о других. 5)В детях всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. 6)Но и взрослый человек для меня начинается с детства. 7)Я не очень-то люблю таких людей, которых невозможно представить себе детьми. 8)По-моему, в настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. 9)Самое чистое и самое самобытное в человеке связано с детством. 10)А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства. 11)Есть вещи, которые на первый взгляд не кажутся стоящими в одном ряду. 12)Любовь к родной природе, к земле, ко всему живому, что пробивает себе путь к жизни, эта любовь кажется очень далекой от войны, от подвигов, от смерти. 13)Но добро должно быть сильным, мужественным, оно должно быть под надёжной защитой – только тогда оно победит и восторжествует. 14)Вот почему мои рассказы о войне, и рассказы о детях, и рассказы о четвероногих друзьях стоят в одном ряду, дополняют друг друга и служат одному делу. 15)Нет на свете ничего страшнее забвенья. 16)Забвенье – ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое. 17)Чтобы бороться с забвеньем, нужны свежие силы. (По Ю. Яковлеву)

Cлайд 17

Комплексный синтаксический анализ Укажите тип подчинительной связи слов в словосочетании «его дней» (предложение 8). Замените словосочетание «детский писатель» в предложении 2, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения. Выпишите грамматическую основу предложения 5. Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Укажите номер этого предложения. Найдите простое безличное предложение. Укажите номер этого предложения. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Укажите номера этих предложений. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Укажите номер этого предложения. Найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите номера этих предложений. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения.

Cлайд 18

Работа над сочинением Как писать сочинение на лингвистическую тему (15.1) Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь. Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Во 2-ом абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте. В 3-ем абзаце приведите второй пример и опишите его роль в тексте. В 4-ом абзаце напишите вывод.

Cлайд 19

Cлайд 20

Cлайд 21

Как писать сочинение-рассуждение с объяснением смысла цитаты из текста (15.2) Внимательно прочитайте цитату. Определите её смысл в контексте произведения. Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше понимание цитаты. Это могут быть цитаты из текста, мысли автора, поступки героев ит.п. В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Во 2-ом абзаце приведите первый пример из текста, подтверждающий ваше понимание цитаты В 3-ем абзаце приведите второй пример из текста. В 4-ом абзаце напишите вывод.

Cлайд 22

Cлайд 23

Cлайд 24

Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3) Определите значение предложенного слова (за помощью обратитесь к тексту изложения). Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше толкование значения. Обратите внимание на формулировку темы сочинения! Что такое человечность? Совесть - это … Какого человека можно назвать сильным?

Cлайд 25

Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3) В 1-ом абзаце сочинения сформулируйте значение слова. Это можно сделать различными способами: подобрать синоним (синонимы): Что такое благородство? Я думаю, что это великодушие, достоинство человека. перечислить основные признаки понятия: Благородство – это совокупность многих качеств человека, среди которых надо особо выделить душевную чистоту, высокую нравственность и доброту. описать типичное поведение, поступки, в которых проявляется это понятие: Мне кажется, благородство человека заключается в умении уважать людей, дарить «благо» окружающим, не думая о себе. использовать отрицательное определение: Честность – это отсутствие лжи.

Cлайд 26

Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3) Продумайте комментарий − ваши размышления о значимости соответствующего понятия в жизни человека и общества. Комментарий может быть помещён в 1-ом абзаце сочинения. Во 2-ом абзаце приведите пример из текста. В 3-ем абзаце приведите пример из текста или из жизненного опыта. Обратите внимание на то, что это может быть пример из художественного произведения – ссылка на ваш читательский опыт. В 4-ом абзаце напишите заключение

Cлайд 27

Cлайд 28

Творческие задания Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами. 1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» (Дж. Свифт, писатель) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Cлайд 29

Творческие задания Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант. «Эпитеты – одежда слов». (В.А. Солоухин, русский поэт и писатель) Русский писатель В.А. Солоухин, называя эпитеты «одеждой слов», как мне кажется, хотел подчеркнуть, что образные определения делают речь яркой и неповторимой. Как красивая одежда подчёркивает внешность человека, так и эпитеты придают речи выразительность и красоту.

Cлайд 30

Cлайд 31

Творческие задания Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант. «У каждой части речи свои достоинства» (А.М. Пешковский, лингвист) Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.

Cлайд 32

Творческие задания Задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.

Cлайд 33

Творческие задания Приведённое высказывание я понимаю так: ______________________________________________________________ Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые________________________________________________________ _______________________________________________________________ Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью_______________________________________________________ _______________________________________________________________ Таким образом, _______________________________________________

Cлайд 34

Cлайд 35

1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен: дети понемногу становились доверчивее, добрее, потихоньку крепла дисциплина. 4)И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки. 5)Сижу в учительской. 6)Входит завхоз. 7)Прервав разговор, обращается к завучу: 8)–Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 9)Пусть ко мне домой ведро отнесёт. 10)Голос у завхоза тусклый, ровный. 11)Ни волнения, ни сомнения в нём нет. 12)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 13)Только и всего.

Русский язык-9

1.Изложение

15.1.Сочинение

Стафеевой В.Н.

МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»


УЧИМСЯ ПИСАТЬ

СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ


Сжатое изложение

проверяет умения:

  • понимать информацию текста;
  • вычленять в тексте микротемы;
  • выделять в предъявленной информации главное;
  • устанавливать связь между микротемами текста;
  • сохранять основные приметы стиля прослушанного текста.

Приемы сжатия текста:

  • исключение (повторов, синонимов, уточнений и др.);
  • обобщение, замена (однородных членов и др.);
  • упрощение, слияние (придаточных предложений и др.).

При сжатии любого текста

Опускаются:

Сохраняются:

  • диалоги,
  • ключевые слова и обороты речи,
  • наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.
  • пространные описания природы,
  • описания чувств, настроений.

  • Замены:
  • Замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • Замена предложения или его части указательным местоимением;
  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • Замена сложноподчиненного предложения простым.

  • Исключения:
  • Исключение повторов;
  • Исключение фрагмента предложения;
  • Исключение одного или нескольких из синонимов.

3. Слияния:

  • Слияние нескольких предложений в одно.

Логическая схема текста

(Связь предложений)

Веерная связь

Цепная связь


  • Определение стиля исходного текста;
  • Уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;
  • Определение типа текста;
  • Анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);
  • Выполнение чернового варианта;
  • Проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

  • Исходный текст для сжатого изложения читается два раза. Прежде всего, прослушанный текст нужно понять.

Этапы работы

  • После первого прочтения определяется:

1. тема; 2. основная мысль;

3. структура текста. 4.Записываются тезисы, которые запомнили.


Этап определения ТЕМЫ текста

О чем текст?

- по началу текста;

- по ключевым словам;

- по ключевым эпизодам;

- по поступкам или

размышлениям героев;

- по заглавию текста


Этап определения ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ИДЕИ) текста

Общая тональность

звучания текста;

Настроение, которое

событиям, героям;

Наличие в тексте тезиса,

формулирующего прямо

или косвенно основную


Одно предложение,

в котором сжато

выражена

основная мысль

Основная мысль

микротемы

ТЕЗИС

глагольный

именной


Этап определения СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

вступление

основная

часть

заключение


При повторном чтении исходного текста определите:

  • микротемы текста;
  • количество микротем;

3. смоделируйте текст сжатого изложения, используя средства связи предложений в тексте.

  • Помните : главное не исказить основное содержание текста.
  • Сжатое изложение – это не выборочное изложение.

МИКРОТЕМА

Тема каждой смысловой части

текста, которая отражает часть

общей темы, единой для всего

текста.


Этап АБЗАЦНОГО ЧЛЕНЕНИЯ текста: определение МИКРОТЕМ текста как частей общей темы

Определите на слух количество абзацев

в тексте по количеству больших

интонационных пауз читающего

Сколько больших

интонационных

пауз в тексте –

столько в тексте

абзацев


Оценивание изложения Критерий И1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы = 2 балла

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,


Критерий И2

их для сжатия не менее 3 микротем текста,

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав

его на протяжении всего текста. - 3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов

сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал

их для сжатия 2 микротем текста,

его для сжатия 3 микротем текста. - 2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов

сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал

их для сжатия 1 микротемы текста,

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал

его для сжатия 2 микротем текста. - 1


Критерий И3

речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения

не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,

связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. - 0


Сочинение на лингвистическую тему

Задание 15.1.


Сочинение на лингвистическую тему

Некоторые особенности

лингвистической темы:

1. Тема требует формулирования тезиса, который нужно доказать, подсказывает его.

2. Тема требует владения лингвистическими понятиями, терминами из курса русского языка.

3. Тема требует приведения примеров на основе конкретного текста из задания ОГЭ


Написание сочинения

на лингвистическую тему

Проверяет:

1. знание функций языковых явлений;

2. умения:

  • ранее полученные знания переводить в практическую деятельность;
  • строить текст сочинения и в нем:
  • формулировать и предъявлять тезис;
  • приводить к нему доводы;
  • подбирать соответствующие примеры;
  • делать вывод.

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора.
  • Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяя цитирование.
  • Объем сочинения не менее 70 слов.

Схема сочинения на лингвистическую тему

Языковое явление необходимо.

1-я функция

2-я функция

Таким образом, языковое явление необходимо.


Пошаговая инструкция по написанию сочинения на лингвистическую тему

Шаг 1.

Знакомимся с высказыванием

  • Внимательно прочитайте высказывание о языке.
  • Осмыслите его.
  • Выделите ключевые слова.

Шаг 2 Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка , о каких явлениях идет речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • О богатстве, выразительности, точности речи;
  • О средствах выражения мыслей;
  • О роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, фразеологизмов;
  • О взаимосвязи лексики и грамматики;
  • О роли синтаксиса в человеческом общении;
  • О функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3 Оформляем вступление

  • Формулируем позицию автора высказывания:
  • Выражаем свое отношение к ней:

Вступление должно состоять из 2-3 предложений

Можно применить цитирование

Можно обойтись

без цитирования

К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Великий русский писатель К.Г. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей.


Приемы вступления

В обобщении показать актуальность темы

Вопросительные предложения зафиксируют ключевые слова

  • В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после глаголов и имен существительных.
  • Глагол выражает действия, связанные с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного .
  • Почему мы в речи используем местоимения? Разве нельзя без них обойтись?
  • Почему «глагол – это самая живая часть речи»? Каково значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после имен существительных?

Шаг 4 Пишем основную часть

Можно начать так:

  • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте (Ф.И.О. автора)…
  • Обратимся к тексту публициста (писателя, ученого…)
  • Докажем эту мысль на примерах из текста…
  • Раскроем значение текста на примерах, взятых из текста…

Виды сочинений- рассуждений

  • 1.Рассуждение-доказательство

Цель: Доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

  • Вводные слова: итак, во-первых, например…
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если…
  • Речевые обороты: предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; это позволяет предположить…

Виды сочинений-рассуждений

  • 2. Рассуждение-объяснение

Цель: объяснить содержание тезиса. Главное утверждение всегда истинно.

Помогут обеспечить логическую связь

между предложениями

  • Слова-организаторы : потому что, поэтому, вот почему…
  • Слова-резюме : это объясняется тем, что…; это зависит от…, это следствием того, что…
  • Вводные слова : например, таким образом…

Виды сочинений- рассуждений

  • 3. Рассуждение-размышление

Цель: объяснить и доказать с помощью вопросов и ответов правильность предложенного тезиса.

Языковые средства оформления:

  • Вводные слова : на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно…
  • Речевые обороты : я могу с уверенностью сказать, что…, я полагаю, что…; попытаемся разобраться…

Приводим примеры, подтверждающие слова автора высказывания и ваши рассуждения

  • Для этого изучите критерия оценивания примеров-аргументов:

С1К2 Экзаменуемый привел 2 примера-аргумента из текста, верно указал их роль в тексте – 3 балла

Требования к аргументам:

  • Примеров должно быть - 2 ;
  • Примеры должны быть - из текста ;
  • Нужно не только назвать языковое явление , но и объяснить его значение и указать роль в тексте .

  • Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык богат синонимами.
  • Они имеют общее значение и различаются оттенками или стилистической окраской.
  • Автор использует синонимы «горечь и обида» (предлож. 44),которые помогают писателю полнее раскрыть душевное состояние героини.
  • Названо языковое явление.
  • Объяснение его значения.
  • Указана роль в тексте

Аргумент 2

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов разнообразны. Один из них – суффиксальный . Возьмем, например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых», «во-вторых»...

Не забывайте, что они отделяются запятой.


Шаг 5 Пишем заключение

  • Вывод делается из всего текста.
  • В заключении говорится о том же, о чем во вступлении, но другими словами.
  • Начать можно так:

Таким образом,…

Следовательно,…

В итоге можно прийти к такому выводу:…

В заключение можно сказать, что…

Из этого следует, что…

Обобщая сказанное,…


  • Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
  • Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте. Они способствуют полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Образец сочинения К.Г. Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

  • Не могу не согласиться с мнением К.Г. Паустовского. В чем же заключается богатство русского языка?
  • Прежде всего наш язык обогащается с помощью синонимов. Они имеют общее значение и различаются дополнительными оттенками или стилистической окраской. Так автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44),которые помогают ему полнее раскрыть душевное состояние героини.
  • Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Они разнообразны. Один из способов – суффиксальный. Например, слово «Танечка» из предложения 1. Уменьшительно-ласкательный суффикс –ечк- помогает автору выразить симпатию к героине произведения.
  • Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Слайд 2

А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тесты с комментированными ответами для подготовки к ОГЭ. М.: Просвещение, 2016

Анализ средств выразительности Орфографический анализ Лексический анализ. Синонимия Словосочетание Грамматическая основа предложения Пунктуационный анализ Синтаксический анализ СПП. Типы придаточных Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными Работа над сочинением Тренировочные тесты

Слайд 3

Орфографический анализ. Правописание приставок

  • Слайд 4

    Типология заданий

    Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от качества звука, начинающего корень слова. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что корень начинается с глухой согласной. Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения. Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением − «совершение действия в чью-либо пользу». Выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением − «пространственная близость». Выпишите слово, в котором есть неизменяемая на письме приставка.

    Слайд 5

    Ответ с комментарием

  • Слайд 6

    Лексический анализ. Синонимия

  • Слайд 7

    Типология заданий

    Замените выделенное в предложении разговорное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенное в предложении просторечное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенное в предложении книжное слово стилистически нейтральным синонимом. Замените выделенный в предложении разговорный фразеологизм стилистически нейтральным синонимичным словом. Так по лесу ходили и так воротились; Петр Петрович − истерзанный, в слезах, а Пахомовна − каменная, ни кровинки в лице. (О. Павлов)

    Слайд 8

    Словосочетание

  • Слайд 9

    Ответ с комментарием

  • Слайд 10

    Грамматическая основа предложения

  • Слайд 11

    Слайд 12

    Типология заданий

    Выпишите грамматическую основу предложения. Выпишите грамматическую основу главной части сложноподчинённого предложения. Выпишите грамматическую основу придаточной части сложноподчинённого предложения. Найдите в сложноподчинённом предложении придаточное определительное и выпишите его грамматическую основу. Все ребята держались стеснённо, жались по углам, не зная, что делать, понимая фальшь и неестественность той роли, которую они призваны были выполнять. (В. Астафьев) Найдите в сложноподчинённом предложении придаточное изъяснительное и выпишите его грамматическую основу. Я чувствовал, что если скажу хоть слово, то сейчас же начну жаловаться на жизнь. (В. Астафьев)

    Слайд 13

    Ответы с комментарием

  • Слайд 14

    Синтаксический анализ СПП с несколькими придаточными

    Определите тип сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. сложноподчинённое предложение с однородным подчинением сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением сложноподчинённое предложение с комбинированным подчинением (уточните, какие типы подчинения комбинируются)

    Слайд 15

    Ответы с комментарием

  • Слайд 16

    Комплексный синтаксический анализ

    1)Есть писатели, которые стесняются называться «детскими». 2)Я – детский писатель и горжусь этим званием. 3)Люблю своих маленьких героев и своих маленьких читателей. 4)Мне кажется, что между ними нет границы и что я как бы одним рассказываю о других. 5)В детях всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека. 6)Но и взрослый человек для меня начинается с детства. 7)Я не очень-то люблю таких людей, которых невозможно представить себе детьми. 8)По-моему, в настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства. 9)Самое чистое и самое самобытное в человеке связано с детством. 10)А мудрость, ум, глубина чувств, верность долгу и многие другие замечательные качества взрослого человека никогда не вступают в противоречие с его неприкосновенным запасом детства. 11)Есть вещи, которые на первый взгляд не кажутся стоящими в одном ряду. 12)Любовь к родной природе, к земле, ко всему живому, что пробивает себе путь к жизни, эта любовь кажется очень далекой от войны, от подвигов, от смерти. 13)Но добро должно быть сильным, мужественным, оно должно быть под надёжной защитой – только тогда оно победит и восторжествует. 14)Вот почему мои рассказы о войне, и рассказы о детях, и рассказы о четвероногих друзьях стоят в одном ряду, дополняют друг друга и служат одному делу. 15)Нет на свете ничего страшнее забвенья. 16)Забвенье – ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое. 17)Чтобы бороться с забвеньем, нужны свежие силы. (По Ю. Яковлеву)

    Слайд 17

    Комплексный синтаксический анализ

    Укажите тип подчинительной связи слов в словосочетании «его дней» (предложение 8). Замените словосочетание «детский писатель» в предложении 2, построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Найдите предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения. Выпишите грамматическую основу предложения 5. Найдите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Укажите номер этого предложения. Найдите простое безличное предложение. Укажите номер этого предложения. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным. Укажите номера этих предложений. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели. Укажите номер этого предложения. Найдите бессоюзные сложные предложения. Укажите номера этих предложений. Найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер этого предложения.

    Слайд 18

    Работа над сочинением

    Как писать сочинение на лингвистическую тему (15.1) Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь. Перечитайте текст и найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера). В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Во 2-ом абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте. В 3-ем абзаце приведите второй пример и опишите его роль в тексте. В 4-ом абзаце напишите вывод.

    Слайд 19

    Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

  • Слайд 20

    Пример сочинения

  • Слайд 21

    Как писать сочинение-рассуждение с объяснением смысла цитаты из текста (15.2)

    Внимательно прочитайте цитату. Определите её смысл в контексте произведения. Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше понимание цитаты. Это могут быть цитаты из текста, мысли автора, поступки героев ит.п. В 1-ом абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Во 2-ом абзаце приведите первый пример из текста, подтверждающий ваше понимание цитаты В 3-ем абзаце приведите второй пример из текста. В 4-ом абзаце напишите вывод.

    Слайд 22

    Композиция сочинения-рассуждения с объяснением смысла цитаты из текста (15.2)

    Слайд 23

    Пример сочинения

  • Слайд 24

    Как писать сочинение-рассуждение с объяснением значения слова (15.3)

    Определите значение предложенного слова (за помощью обратитесь к тексту изложения). Перечитайте текст и найдите в нём примеры, подтверждающие ваше толкование значения. Обратите внимание на формулировку темы сочинения! Что такое человечность? Совесть - это … Какого человека можно назвать сильным?

    Слайд 25

    В 1-ом абзаце сочинения сформулируйте значение слова. Это можно сделать различными способами: подобрать синоним (синонимы): Что такое благородство? Я думаю, что этовеликодушие, достоинство человека. перечислить основные признаки понятия: Благородство – это совокупность многих качеств человека, среди которых надо особо выделить душевную чистоту, высокую нравственность и доброту. описать типичное поведение, поступки, в которых проявляется это понятие: Мне кажется, благородство человека заключается в умении уважать людей, дарить «благо» окружающим, не думая о себе. использовать отрицательное определение: Честность – это отсутствие лжи.

    Слайд 26

    Продумайте комментарий − ваши размышления о значимости соответствующего понятия в жизни человека и общества. Комментарий может быть помещён в 1-ом абзаце сочинения. Во 2-ом абзаце приведите пример из текста. В 3-ем абзаце приведите пример из текста или из жизненного опыта. Обратите внимание на то, что это может быть пример из художественного произведения – ссылка на ваш читательский опыт. В 4-ом абзаце напишите заключение

    Слайд 27

    Композиция сочинения-рассуждения с объяснением значения слова (15.3)

  • Слайд 28

    Творческие задания

    Задание 1. Прочитайте приведённые высказывания. Передайте их смысл своими словами. 1. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».(Ф.И. Буслаев, лингвист) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» (Дж. Свифт, писатель) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Слайд 29

    Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант. «Эпитеты – одежда слов». (В.А. Солоухин, русский поэт и писатель) Русский писатель В.А. Солоухин, называя эпитеты «одеждой слов», как мне кажется, хотел подчеркнуть, что образные определения делают речь яркой и неповторимой. Как красивая одежда подчёркивает внешность человека, так и эпитеты придают речи выразительность и красоту.

    Слайд 30

    Слайд 31

    Задание 2. Прочитайте высказывания лингвистов, а также фрагменты сочинений по этим высказываниям. Определите, в каких сочинениях допущены фактические ошибки, связанные с пониманием высказывания. Предложите правильный вариант. «У каждой части речи свои достоинства» (А.М. Пешковский, лингвист) Лингвист А.М. Пешковский говорит о том, что каждая единица языка имеет свои достоинства: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное – признак, глагол – действие, подлежащее и сказуемое образуют основу предложения. Таким образом, каждая часть речи для чего-то нужна.

    Слайд 32

    Задание 3. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Слово способно не только назвать предмет, признак или действие, но и передать оценку говорящим называемого». Аргументируя свой ответ, приведите примеры из прочитанного текста. Вы можете воспользоваться приведённой подсказкой или написать своё сочинение.

    Слайд 33

    Приведённое высказывание я понимаю так: ______________________________________________________________ Прекрасным подтверждением данной мысли является текст Н. Попова. Например, уже в первом предложении употреблены имена существительные «зима», «весна», «лето», «осень», которые________________________________________________________ _______________________________________________________________ Однако задача автора не просто назвать времена года, но и показать уникальность каждого из них, что достигается с помощью_______________________________________________________ _______________________________________________________________ Таким образом, _______________________________________________

    Слайд 34

    Работа с текстом Ф. Соколовой

    Слайд 35

    1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе КарыжГлушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен: дети понемногу становились доверчивее, добрее, потихоньку крепла дисциплина. 4)И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки. 5)Сижу в учительской. 6)Входит завхоз. 7)Прервав разговор, обращается к завучу: 8)–Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 9)Пусть ко мне домой ведро отнесёт. 10)Голос у завхоза тусклый, ровный. 11)Ни волнения, ни сомнения в нём нет. 12)Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. 13)Только и всего.

    Слайд 36

    14)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 15)Привыкли. 16)Никто не подаёт голоса. 17)И всё-таки смотрю на Нину Петровну, ожидая её реакции. 18)Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. 19)Неужели даже не укорит! 20)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо: 21)– Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 22)Постыдись. 23)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 24)Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. 25)Она выходит в коридор. 26)Выискивает глазами кого-то и зовёт: 27)– Лида, поди сюда. 28)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро. 29)Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

    Слайд 37

    30)Никаких продуманных намерений у меня не было. 31)Всё вышло само собой. 32)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. 33)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо: 34)– Куда вы сахар потащили? 35)А ну живо несите назад! 36)Совсем совесть потерял! 37)Средь бела дня детей обкрадывает. 38)Только попробуй ещё. 39)На щеках у меня были красные пятна. 40)Не послушается – вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. 41)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 42)Кажется, понимает. 43)Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 44)Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

    Слайд 38

    45)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…46)Получилось совсем иначе. 47)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 48)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо. 49)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 50)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 51)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. 52)Почему же воспитатели ничего не замечали? 53)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 54)Быть может, и не пропащий он человек. 55)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 56)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия. (ПоФ.Соколовой)

    Родительское собрание «Как помочь детям подготовиться к ЭКЗАМЕНАМ?»

    Экзамен- самый ответственный период жизни каждого старшеклассника. Именно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого учащегося. Чтобы успешно сдать экзамен, к нему необходимо хорошо подготовиться. Поэтому родителям важно создать в семье благоприятные условия.

    Процессуальные трудности Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Трудности, связанные с ролью взрослого. Трудности, связанные с критериями оценки. Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.

    Составляющие познавательного компонента, которые способствуют успешной сдаче ОГЭ высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности; четкость и структурированность мышления, комбинаторность; сформированность внутреннего плана действий.

    Составляющие процессуального компонента Знакомство с процедурой экзамена; Навыки работы с тестовыми материалами; Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми; Владение способами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация).

    Составляющие личностного компонента: Наличие собственного адекватного мнения об ОГЭ, отсутствие нереалистической «мифологии». Адекватная самооценка-умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.

    Задачи и стратегии подготовки выпускников к ОГЭ. Ознакомление с процедурой ОГЭ. Формирование адекватного реалистичного мнения об ОГЭ. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

    Стресс-беспокойство по поводу результатов предстоящих испытаний и реакция организма на это переживание. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Г. Селье

    Подготовка к экзаменам в школе и дома- 8 часов Спорт, прогулки на свежем воздухе- 8 часов Сон - не менее 8 часов Рекомендовано сутки разделить на три части РЕЖИМ ДНЯ

    УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Чередовать умственный и физический труд; Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание; Минимум телевизионных передач и работы за компьютером; Стимулировать познавательные способности при помощи упражнений; Поднять настроение и наполнить себя свежей силой при помощи дыхательных упражнений.

    Место для подготовки к экзаменам Организуйте для ребенка место для подготовки к экзаменам. Поставьте на стол предметы в желтой и фиолетовой тональности. Эти цвета повышают активность, работоспособность.

    Простые советы Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

    Простые советы Не тревожьтесь об оценке, которую ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что полученная оценка не является совершенным измерением его возможностей.

    Простые советы Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Говорите чаще детям: Ты у меня все сможешь Я уверена, ты справишься с экзаменами Я тобой горжусь Чтобы не случилось, ты для меня самый лучший

    Простые советы Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет во время заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

    Простые советы Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.

    Способы снятия нервно- психического напряжения Спортивные занятия

    Способы снятия нервно- психического напряжения Контрастный душ Мытье посуды Смотреть на горящую свечу Покричать то громко, то тихо Вдохнуть глубже до 10 раз Скомкать газету и выбросить ее

    Накануне экзамена Обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

    Что думают об экзаменах наши дети Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах … Переживаю Становится страшно Понимаю, что к ним надо готовиться Волнуюсь Надеюсь, что сдам хорошо

    Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допуска ошибок. Говорите чаще детям: Ты у меня все сможешь. Я уверена, ты справишься с экзаменами. Я тобой горжусь. Чтобы не случилось ты для меня самый лучший.