Красота глаз Очки Россия

А п матвеев. Матвеев А.П

Пояснительная записка

Программа по предмету «Физическая культура» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами основного общего образования. При составлении программ учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способным активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных учреждений. Примерная программа составлена с целью формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Использована авторская программа по физической культуре для 10-11 классов, линия УМК автор А.П. Матвеев: доктор педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Педагогического института физической культуры МПГУ.

Тематическое планирование и примерная рабочая программа для 10-11 класса рассчитана на 105 часов по 3 часа в неделю. Предметом обучения в школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, примерной программы по физической культуре основного (общего) образования, согласно действующему учебному плану.

Нормативные, инструктивные и методические документы обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «Физическая Культура».

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (редакция от 23.07.2013).

Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г.№253.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».

Программа по физической культуре для 1-11 классов, линия УМК автор А.П. Матвеев, 2014г. ФГОС.

Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 №23290).

О физической культуре и спорте в РФ / Федеральный закон от 04.12.2007г. №329 (с последующими изменениями).

О введении 3 часа физической культуры / Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010г.

О направлении на апробацию учебных программ по физической культуре для образовательных учреждений /Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011г. № 19-336.

Медико-биологический контроль, за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонением в состоянии здоровья / Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012г. № МД-583/19.

Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования МБОУ «СОШ №18».

Планируемые результаты освоения ООП НОО МБОУ «СОШ №18».

Главной особенностью данной программы является индивидуальный комплексный подход к каждому учащемуся. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в 10 - 11 классе, положен принцип совершенствования обучения по видам спорта. Изучение курса: «Физической культуры» в 10-11 классах основывается на знаниях, полученных учащимися в начальной и средней школе. Достижение цели физического воспитания, обеспечивается решением следующих основных задач на средней ступени общего образования:

совершенствование базовых видов двигательных действий;

дальнейшее совершенствование координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных) способностей, а также выносливости, силы и гибкости;

формирование основ знаний и личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

выработку представлений о физической культуре личности и приёмов самоконтроля;

углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения курса «Физическая культура» в 10-11 классе обучающиеся должны знать/понимать:

Основы истории развития физической культуры и спорта в России (в СССР);

Особенности развития избранного вида спорта;

Историю развития олимпийских игр и олимпийского движения;

Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

Биодинамические особенности и содержание физических упражнении й общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;

Психофункциональные особенности собственного организма;

Индивидуальные способы контроля, за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;

Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

Поводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать уровень индивидуальной работоспособности;

Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических нагрузок, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями;

Пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой;

Исследовать влияние занятий физическими упражнениями на показатели физической подготовленности;

Исследовать динамику показателей физической подготовленности при занятиях различными видами спорта;

Исследовать ответные реакции организма на нагрузки различной мощности, устанавливать связь между величиной нагрузки и показателями основных систем организма;

Проектировать достижения в технике двигательного действия в игровых видах спорта;

Проектировать достижения в развитии физических качеств;

Проектировать достижения в формировании осанки и телосложения;

Анализировать свои достижения в технике двигательного действия в игровых видах спорта;

Анализировать свои достижения в развитии физических качеств.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса физического воспитания в 10-11 классе.

Целью физического воспитания в школе является содействие формированию физической культуры учащихся. Установка на физическое воспитание учащихся предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, звания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи демократизации, гумманизации, развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и дифференцированной (вариативной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Вез базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Дифференцированная (вариативная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных, особенностей работы школ.

Вторая, третья, четвертая и пятая части программы содержат варианты внеклассных и внешкольных мероприятий. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: физики, химии, биологии, ОБЖ и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

основы знаний о физической культуре;

спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.

гимнастика с элементами акробатики;

легкая атлетика;

лыжная подготовка.

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде повторения пройденного, изучения нового, сдача нормативов; в следующих формах: собеседования, тестов, контрольного урока, соревнования.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 - 11 класс

(Всего 105 часов по 3 часа)

Название раздела, темы

Требования к результатам обучения

по разделам

Форма контроля

Основы знаний о физической культуре.

В процессе урока

Включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе». «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».

Раздел II.

Спортивные игры.

Баскетбол: броски, ведение, финты, групповые и командные дейтсвия, играпо правилам. Воллейбол: приём, предачи, подачи мяча, нападающий удар, блокирование, игра по правилам.

Тесты, контрольные уроки, соревнования.

Раздел III.

Гимнастика с элементами акробатики.

Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика(девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне(девочки), на перекладине(мальчики), на брусьях(мальчики и девочки).

Тесты, контрольные уроки, соревнования.

Раздел IV.

Лёгкая атлетика.

Беговые упражнения. Метание малого мяча. Метание гранаты. Бег на короткие и длинные дистанции. Прыжки в длину и высоту с разбега.

Тесты, контрольные уроки, соревнования.

Лыжная подготовка.

Передвижения на лыжах. Подъёмы, спуски, повороты, торможения. Прохождение различных дистанций.

Тесты, контрольные уроки, соревнования.

Всего

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Естественные основы.

10-11 - класс. Оценивать влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Знать и понимать процессы нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок.

Социально-психологические основы

10-11 - класс. Совершенствование и самообучение двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой деятельности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание доврачебной помощи при травмах и ушибах. Анализ и динамику техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснение и описание. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня физической подготовленности.

Приемы закаливания.

10 - 11 - классы. Уметь применять и дозировать воздушные ванны. Солнечные ванны. Тёплые (свыше +22 ̊ С), безразличные(+20…+22 ̊ С), холодные (0…+8 ̊ С), очень холодные (ниже 0 ̊С).Солнечные ванны и водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоёме. Дозировка данных процедур. Изменение дозировки следует проводить с учётом индивидуальных способностей и состояния организма. Пользование баней. Температура в парильне, сауне. Уметь проектировать достижения в формировании осанки и телосложения.

Способы саморегуляции и самоконтроля.

Уметь определять уровень самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определять параметры нормальной массы тела, длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приёмы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, на скорость, на силу, на координацию. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности. Уметь проектировать достижения в развитии физических качеств Уметь анализировать свои достижения в развитии физических качеств и физических упражнений.

Гимнастика с элементами акробатики

10-11 классы. Знать названия снарядов и гимнастических снарядов и элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц. Значение дыхательных упражнений и упражнений на релаксацию. В полной мере применять упражнения типа «стрейчинга».

Лёгкая атлетика

10-11 - классы. Понимать разницу между короткой и длинной дистанцией и уметь преодолевать их с разной скоростью. Правильно применять материал по л/атлетике. Способствовать воспитанию морально-волевых качеств. Формировать умения и навыки самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения

Лыжная подготовка.

10-11 - классы. Технику безопасности на занятиях по л/подготовке. Совершенствование лыжных упражнений для освоения новых способов передвижений на лыжах. Успешное освоение техники передвижения на лыжах различными способами в режиме малой, умеренной и быстрой интенсивности. Прохождение тренировочных отрезков в режиме большой интенсивности с ускорениями до максимальных. Спуски с горы на лыжах с изменяющимися стойками и подбирание предметов во время спуска в низкой стойке, преодоление ворот на склоне.

Спортивные игры.

10-11 классы. Знать и выполнять технику безопасности на занятиях по спортивным играм. Уметь перемещаться и передвигаться по спортивным площадкам. Технически правильно владеть мячом. Выполнять специально подобранные упражнения в движении с партнёром и без него. Уметь менять направление и тактику во время владения мячом. Обучение сложной технике игры. Уметь согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия. Анализировать свои достижения в технике двигательного действия в игровых видах спорта

Учащиеся 10-11 класса должны уметь демонстрировать:

Физические
способности

Физические упражнения

Мальчики

Скоростные

Силовые

Прыжок в длину с места (см).

Подтягивание

Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой (кол-во раз за 1мин.)

Лазание по канату без помощи рук

Выносливость

Передвижения на лыжах 2км.

Координация

Выполнение акробатического соединения состоящего из 5-7 элементов

Бросок набивного мяча (м.)

по технике

по технике

Учебно - тематический план

Вид программного материала

Количество часов

Лёгкая атлетика

Лыжная подготовка

Гимнастика

Баскетбол

Волейбол

Критерии оценивания подготовленности учащихся

по физической культуре

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая оценка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах - за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии оценивания успеваемост и по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение,вызов из строя для показа,выполнение упражнений различной сложности; комбинированный метод.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За незнание материала программы

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

Владение способами

и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Учащийся умеет:

Самостоятельно организовать место занятий;

Подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

Контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся:

Организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

Допускает незначительные ошибки в подборе средств;

Контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

Уровень физической подготовленности учащихся

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике - путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Список литературы:

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Г.А. Колдницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов — пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2011.

Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика. Г.А. Колдницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов — пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2011.

Внеурочная деятельность учащихся. Футбол. Г.А. Колдницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов — пособие для учителей и методистов, М.: Просвещение, 2011.

Программа физического воспитания 1-11 классы», А.П. Матвеев ФГОС Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. (Стандарты нового поколения): методическое пособие Просвещение, 2011г.

Программа дополнительного образования. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики. Под редакцией И.А.Винер — М. - Просвещение,2011.

Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеев 5-9 классы ФГОС: пособие для учителей общеобразовательная. Учреждений / В. И. Лях. - М. Просвещение, 2014г.

Физическое воспитание в школе. Практические советы преподавателям.

Уроки физической культуры 5-7, 8-9 классы. Методические рекомендации. А.П. Матвеев / Москва, Просвещение 2014г.

Учебники «Физическая культура». 5класс, 6,7 класс, 8-9 классы: / А.П. Матвеев: Просвещение, 2014г.

Настольная книга учителя физической культуры. Под редакцией Л.Б. Кофмана «Физкультура и спорт» 2008г.

Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанной на одном из видов спорта (волейбол).И.В. Стенькин, Новокузнецк изд. Куз ГПА 2004г.

Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах 1-11 класс. В.А. Лепёшкин. Москва. Дрофа 2006г.

«Урок физической культуры в современной школе» Г.А. Баландин. Москва. Советский спорт 2004г.

М.: 1991. - 543 с.

Изложены общие методы и средства развития физических качеств, обучения новым двигательным действиям, особенности планирования и контроля физического воспитания и спортивной тренировки, аспекты профессионально-прикладной физической подготовки. Учебник написан в соответствии с действующей официальной программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений физкультурного образования - теории физической культуры и спорта. В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования физической культуры в обществе. Учебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования.

Формат: djvu

Размер: 20 ,4 Мб

Скачать: Rghost

Формат: doc

Размер: 7 ,6 Мб

Скачать: Rghost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Часть первая
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы
Глава I. Целенаправленность физического воспитания 7
1. Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания
2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их 11
2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании
2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании -
2.1.2. Основные задачи: 14
2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания 21
Глава II. Средства и методы в физическом воспитании 28
1. Специфические средства и методы, -
1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания. -
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения
1.1.2. Техника физических упражнений 33
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий. -
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил"а техничноговыполнения физических упражнений 35
1.1.3. Эффекты упражнения 44
1.1.4. Классификация физических упражнений 48
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения. 50
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений. 58
1.3. Специфические методы физического воспитания 63
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения
1.3.2. Игровой и соревновательный методы 73
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании 77
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия 78
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения... 79
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности ЯП
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение 81
2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании 83
Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспитанию 85
1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания 85
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов 86
3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания 96
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха
3.2. Постепенное наращивание развивающетренирующих воздействийи адаптивное сбалансирование их динамики 101
3.3. Циклическое построение системы занятий 105
3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания Ю9
Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания
Глава IV. Основы обучения двигательным действиям 114
1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспитании -
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования -
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям.... 123
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения. 126
2. Особенности этапов обучения: 130
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) -
2.1.1. Решаемые задачи -
2.1.2. Типичные средства и методы -
2.1.3. Определяющие черты методики 132
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) " 139
2.2.1. Решаемые задачи -
2.2.2. Типичные средства и методы 140
2.2.3. Определяющие черты методики 142
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) : 146
2.3.1. Решаемые задачи -
2.3.2. Типичные средства и методы 147
2.3.3. Определяющие черты методики, 148
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка 156
Глава V. Воспитание двигательно-координационных способностей 158
1. Объект и задачи -
1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений -
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей 163
2. Средства и отличительные черты методики 165
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей -
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей 170
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие. . -
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению 173
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений 177
Глава VI. Воспитание силовых и скоростных способностей 181
1. Воспитание силовых способностей -
1.1. Силовые способности и задачи но их воспитанию. -
1.1.1. О показателях и сущности силовых способностей -
1.1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания силовых способностей 185
1.2. Средства и определяющие черты методики 190
1.2.1. Средства и основы методики воспитания собственно-силовыхспособностей -
1.2.1.1. Средства 190
1.2.1.2. Основы методики 196
1.2.2. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей 206
1.3. К общей характеристике процесса 211
2. Воспитание скоростных способностей 213
2.1. Скоростные способности и задачи по их воспитанию -
2.2. Средства и определяющие черты методики. 219
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям. ... -
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений. . 223
2.3. К общей характеристике процесса 229
Глава VII. Воспитание выносливости 230
1. Выносливость и задачи по ее воспитанию -
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости -
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости.... 236
2. Средства и отличительные черты методики 242
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости -
2.1.1. Средства -
2.1.2. Методы 246
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости 252
2.2.1. Особенности средств -
2.2.2. Особенности методики 253
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; системазанятий 260
Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения. 262
1. Воспитание осанки -
1.1. Объект и задачи -
1.2. Средства и особенности методики 268
2. Направленное воздействие на гибкость тела 273
2.1. Объект и задачи -
2.2. Средства и особенности методики 279
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283
3.1. Задачи и критерии." . -
3.2. Предпочтительные средства и методы 287
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики. . " -
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела 293
Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 298
1. Решающие факторы направленного формирования личности -
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий -
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого.... 300
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива 302
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания 303
2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание... -
2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание 311
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании. . 315
Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании
Глава X. Формы построения занятий 322
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий -
2. Урочные формы занятий 327
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной организации занятий 327
2.2. Логика и методика построения урока 329
2.3. Анализ урока 343
3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной практике. . 347
3.1. Малые формы 348
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера 353
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании 356
Глава XI. Планирование и контроль в физическом воспитании 359
1. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания -
2. Планирование 361
2.1. Предпосылки к планированию
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования 363
2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования 370
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования
2.3.2. Этапное планирование 379
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование 390
3. Контроль 396
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания... -
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля 411
Часть вторая
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Раздел I. Спорт, спортивная тренировка
Глава XII. Спорт в системе социальных явлений 425
1. Конкретизация понятий, относящихся к спорту
2. Многообразие видов спорта 427
3. Факторы и тенденции развития спортивных достижений 429
V4. Социальные функции спорта и основные направления спортивного движения 433
к 4.1. Суть функций спорта, их неоднозначность и зависимость от условий функционирования -
4.2. Единство и особенности различных направлений (разделов) спортивного движения 439
Глава XIII. Спортивная тренировка 442
1. Специфическая направленность спортивной тренировки и ее место в системе физического воспитания -
2. Средства, методы и основные разделы содержания спортивной тренировки 446
2.1. Средства и методы
2.2. Основные разделы подготовки спортсмена в процессе тренировки 450
3. Специфика закономерностей спортивной тренировки 455
4. Построение спортивной тренировки (структура тренировочного процесса) 464
4.1. Структура малых тренировочных циклов (микроциклов) .... 465
4.2. Структура средних циклов тренировки (мезоциклов) 469
4.3. Структура многомесячных циклов тренировки 474
4.3.1. Основы периодизации спортивной тренировки
4.3.2. Особенности тренировки в различные периоды макроцикла 477
4.4. Спортивная тренировка как многолетний процесс 487
Раздел II. Профессионально-прикладные формы физической культуры
Глава XIV. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП); 492
1. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; решаемые в ней задачи 493
2. Средства и методические основы построения ППФП 501
2.1. Особенности состава средств ППФП -
2.2. Основные черты методики и формы построения занятий в ППФП 504
Глава XV. Физическая культура в системе рациональной организации труда 509
1. Социальное значение и задачи направленного использования физической культуры в системе научной организации труда (НОТ) -
2. Место и особенности различных -форм физической культуры в системе НОТ 512
2.1. Физическая культура в рамках трудового процесса 514
2.2. Физическая культура на производстве вне рамок процесса труда 520
2.3. Связи производственной и смежных форм физической культуры. . 522
Приложение. . . 524
Предметный указатель 532

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Физическая культура» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, авторской программы начального общего образования по физической культуре для образовательных учреждений и программы общеобразовательных учреждений автора А.П. Матвеева «Физическая культура. 1-4 классы» (учебно- методический комплект «Школа России»).

Физическая культура в начальной школе является базовым предметом. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры
для самовоспитания, саморазвития и самореализации.

Целью учебной программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

Формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

Умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

Умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Нормативные документы,

регламентирующие деятельность учителя начальных классов

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

ФГОС начального общего образования второго поколения (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009); - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков –М: Просвещение, 2009;

Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года № 273- ФЗ);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федеральных перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

Письмо управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г № ЮТ-1064 « О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»

Планируемых результатов начального общего образования. Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова – М: Просвещение, 2009;

Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост.Е. С. Савинов]. - 4­е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2013.

Учебного плана МБОУ ООШ с. Никольское на 2014-2015 учебный год;

Календарного учебного графика МБОУ ООШ с. Никольское на 2014-2015 уч. г.

Положения МБОУ ООШ с. Никольское « О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по ФГОС».

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Предлагаемая программа характеризуется направленностью:

На реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

На реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;

На соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

На достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

для разработки рабочей программы

Выбор данной программы обусловлен тем, что курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует современному состоянию науки и передовой педагогической практики, отличается новизной и оригинальностью, имеет направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации, соответствует требованиям системности, преемственности и непрерывности образования.

Для реализации целей и задач обучения физической культуре по данной программе используется УМК издательства «Просвещение»:

Матвеев А.П. Физическая культура. 3-4 классы. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2012

Описание места учебного предмета в учебном плане.

А.П.Матвеева для 1-4 классов» содержит 3 часа в неделю.

Обязательная часть учебного плана по физической культуре содержит 3 часа.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 35 часов в год при 3 часах в неделю (35 недель).

Три часа приходится на изучение темы «Подвижные игры».

1. Знания о физической культуре (4ч)

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

2. Способы физкультурной деятельности (6ч)

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

3. Физическое совершенствование (95ч)

Гимнастика с основами акробатики (15 ч)

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине - вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Легкая атлетика (30 ч)

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Лыжная подготовка (20 ч)

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.

Спуски в основной стойке.

Подъем «лесенкой».

Торможение «плугом».

Подвижные игры (15ч)

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Удочка подвижная», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Эстафета с элементами гимнастики», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Запрещенное движение», «Салки – различные варианты», «Два Мороза», «Пустое место», «Гонка мячей», «Космонавты», «Попрыгунчики - воробушки».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Быстрый лыжник», «Смелее с горки», «Спуск с поворотом», «Кто самый быстрый?», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

Спортивные игры (15ч)

Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.
Упражнения общей физической подготовки.
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Взятие крепости», «Бросок ногой».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения - подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Отними мяч», «Неудобный бросок», «Передал - садись».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Учебно-тематический план

Количество часов

Знания о физической культуре

Способы физкультурной деятельности

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Легкая атлетика

Лыжная подготовка

Подвижные игры

Спортивные игры

Итого

105 часов

Описание ценностных ориентиров предмета, курса.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:

Планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

Излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека;

Использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

Измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;

Организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

Характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;

Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

Выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

Планируемые результаты освоения предмета, курса.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:

Формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского oбщecтвa;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и отражают:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отнощения между объектами и процессами.

Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

Выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику признаков техничного исполнения;

Выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Формируемые УУД

Личностные:

Учащиеся научатся:

Понимать значение физической культуры для укрепленья здоровья человека;

Мотивировать к выполнению закаливающих процедур.

Познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры;

Положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов;

Уважительного отношения к физической культуре как важной части общей культуры.

Регулятивные:

Учащиеся научатся:

Понимать цель выполняемых действий;

Выполнять действия, руководствуясь инструкцией учи­теля;

Адекватно оценивать правильность выполнения задания; использовать технические приёмы при выполнении фи­зических упражнений;

Анализировать результаты выполненных заданий по за­данным критериям (под руководством учителя);

Вносить коррективы в свою работу.

Учащиеся получат возможность научиться:

Продумывать последовательность упражнений, состав­лять комплексы упражнений утренней гимнастики, по профилактике нарушений осанки, физкультминуток;

Объяснять, какие технические приёмы были использова­ны при выполнении задания;

Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, на­правленные на развитие физических качеств;

Координировать взаимодействие с партнёрами в игре;

Организовывать и проводить подвижные игры во время прогулок и каникул.

Познавательные

Учащиеся научатся:

Осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий, используя справочные мате­риалы учебника;

Различать, группировать подвижные и спортивные игры;

Характеризовать основные физические качества;

Группировать игры по видам спорта;

Устанавливать причины, которые приводят к плохой осанке.

Учащиеся получат возможность научиться:

Осуществлять поиск необходимой информации, исполь­зуя различные справочные материалы;

Свободно ориентироваться в книге, используя информа­цию форзацев, оглавления, справочного бюро;

Сравнивать, классифицировать виды спорта летних и зимних Олимпийских игр;

Устанавливать взаимосвязь между занятиями физиче­ской культурой и воспитанием характера человека

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

Рассказывать об истории Олимпийских игр и спортив­ных соревнований, о профилактике нарушений осанки;

Высказывать собственное мнение о влиянии занятий фи­зической культурой на воспитание характера человека;

Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в команде.

Учащиеся получат возможность научиться:

Выражать собственное эмоциональное отношение к разным видам спорта;

Задавать вопросы уточняющего характера по выполнению физических упражнений;

Понимать действия партнёра в игровой ситуации.

Формы контроля и нормы оценивания уровня достижений обучающихся.

Для определения уровня физической подготовленности школьников используются тесты-упражнения (для каждой возрастной группы определены свои нормативы).

Контроль за физической подготовленностью учащихся проводится три раза в учебном году: в сентябре, декабре и мае с помощью тестов:

бег 30 м., челночный бег 3 * 10 м., прыжок в длину с места, 6-минутный бег (бег 1000 м), гибкость (наклон вперед сидя на полу), подтягивание на в/н перекладине.

В каждой четверти есть контрольные упражнения (бег 60 м, метание мяча на дальность, прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, кросс, лыжные гонки и т.д.) которые оцениваются по пятибальной системе.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оцениваются учащиеся также за умение выполнять строевые и гимнастические упражнения, элементы лыжной подготовки, прикладные действия с мячом, за технику и тактику подвижных и спортивных игр:

оценка «5 »

Двигательное действие выполнено правильно, точно в надлежащем темпе, легко и чётко;

Отсутствие ошибок в технике или мелкие отклонения в подготовительной или заключительной фазах;

оценка «4»

Двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность действий;

Несущественные ошибки в основной и существенные в подготовительной или заключительной фазах;

оценка «3»

Двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению;

Значительные ошибки в основной фазе и грубые в подготовительной и заключительной;

оценка «2»

Грубые ошибки в основной фазе действия или ряд существенных ошибок в различных частях действия, искажающих его структуру;

Ученик неоднократно не готов к уроку;

оценка «1» - невыполнение действия.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.

Нормативы; испытания.

Бег 30 м (сек.)

Бег 1000 м (мин,сек.)

Челночный бег 3х10 м (сек.)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см)

Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.)

Бег 60 м. (сек.).

Подтягивания (кол-во раз)

Метание т/м (м)

Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)

Приседания (кол-во раз/мин)

Многоскоки- 8 прыжков м.

Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз).

ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)

Учебно-методическое обеспечение

1.Библиотечный фонд:

Матвеев А.П. Физическая культура. 3-4 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2012

Матвеев А.П. Физическая культура. Рабочие программы. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011

2. Демонстрационные материалы:

Таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;

Портреты и фотографии выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.

3. Технические средства:

Интерактивная доска,

Ноутбук.

4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Маты спортивные- 13

Ворота футбольные с сеткой- 2

Теннисный стол- 2

Козел спортивный- 1

Перекладина- 1

Мостик гимнастический- 2

Скамья гимнастическая- 3

Стенка гимнастическая- 5

Клюшка- 15

Коньки- 10

Комплект лыж- 30

Мяч баскетбольный- 5

Мяч волейбольный- 2

Мяч футбольный- 15

Мяч набивной- 6

Мяч медицинский- 5

Мяч гимнастический- 5

Скакалка- 30

Бодибар- 5

Гантели- 8

Диск балансирующий- 8

Коврик гимнастический- 10

Палка гимнастическая- 18

Степ платформа- 10

Тоннель с обручем- 3

Флажки разметочные- 20

Флажная лента- 4

Эстафетная палочка- 6

Табло перекидное- 1

Свисток- 2

Секундомер- 2

Электронные пособия

Учебные таблицы по основным разделам

Раздаточный материал

Дидактический материал

Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры:

    http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.

    http://www.fisio.ru/fisioinschool.html Сайт, посвященный Здоровому образу жизни, оздоровительной, адаптивной физкультуре.

    http://www.abcsport.ru/ Обзор спортивных школ и спортивных обществ. Новости спорта, освещение событий Тематический каталог по различным видам спорта.

    http://ipulsar.net Портал посвящен проблемам сохранения здоровья, правильному питанию, диетам, физической культуре, упражнениям, фототерапии, лечению болезней природными средствами, здоровому образу жизни.

    http://cnit.ssau.ru/do/articles/fizo/fizo1 Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры.

    http://www.school.edu.ru Российский образовательный портал.

    http://portfolio.1september.ru фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся по физической культуре и спорту.


Аннотация

Учебник разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и программой А. П. Матвеева «Физическая культура. 5 – 9 классы». В учебнике приводятся сведения об Олимпийских играх в древности, раскрываются понятия «физическое развитие», «физическая культура» и др. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. В учебнике также даётся материал, касающийся укрепления здоровья учащихся, их физической и технической подготовки в базовых видах спорта (гимнастике, лёгкой атлетике, лыжных гонках, спортивных играх).

Пример из учебника

Эти занятия помогут вам укрепить здоровье, сформировать правильную осанку, развить основные физические качества, а также память, внимание и мышление. Они принесут вам не только «мышечную радость», но и бодрость духа, хорошее настроение, уверенность в себе.
Организовать и проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями, а также правильно оценить их резу ль таты вам поможет этот учебник.
Здесь же вы найдёте сведения об истории древних Олимпийских игр, о физическом развитии и физической ку ль туре человека; упражнения (с рисунками) ‘для утренней зарядки, физкульт минуток, комплексы для формирования осанки, стройной фигуры, развития силы и гибкости, а также описания технических действий и приёмов из разных видов спорта, входящих в школьную программу.

ЧАСТЬ I. ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Глава 1. Олимпийские игры древности 6
Глава 2. Физическое развитие человека 9
Глава 3. Физическая культура человека 20
ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Глава 1. Как проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями 30
Глава 2. Как оценивать эффективность занятий физическими упражнениями 44
ЧАСТЬ III. ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 50
Глава 2. Спортивно-оздоровительная деятельность 64
Заключение 112

Вместе с этим также читают: