Красота глаз Очки Россия

Показательный матч на сцене большого театра. За кулисами

В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся 21-й конгресс FIVB, на котором были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: теперь она должна играться по системе «ралли-пойнт» («розыгрыш-очко»). С 1998 года такая система подсчёта очков распространяется на весь матч, в том же году появилось амплуа либеро.

В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча - прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.

Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195-200 см обычно только связующий и либеро.

С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига по волейболу, ежегодный цикл соревнований, призванный увеличить популярность этого вида спорта во всём мире. С 1993 проводится аналогичное соревнование у женщин - Гран-при.

3. Современное состояние

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун.

Наиболее развит волейбол, как вид спорта, в таких странах как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин - сборная России (2006).

08 ноября 2009 года действующий победитель европейской волейбольной Лиги чемпионов итальянский "Трентино" завоевал еще один трофей, став чемпионом мира среди клубов.

4. Развитие волейбола в России

Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933-м во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником». Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 году были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по азиатским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу - 2:0 (22:1, 22:2).

Соревнования на первенство СССР проводились исключительно на открытых площадках чаще всего после футбольных матчей по соседству со стадионами, а крупнейшие соревнования, такие как чемпионат мира 1952 года - на тех же стадионах при переполненных трибунах.

Советские волейболисты - 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 - Европы, 1 - на Кубке мира.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году. Президент федерации - Николай Патрушев. Мужская сборная России - победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

Две версии одной истории любви. В Большом театре громкая премьера - балет «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского. Новый взгляд и новая хореография. При этом в репертуаре осталась и легендарная работа Юрия Григоровича. Его «Ромео и Джульетта» в афишах уже несколько десятилетий.

Любовь, которая сильнее, чем смерть. Слова здесь лишние - только музыка и движения. Эту постановку «Ромео и Джульетты» хореограф Алексей Ратманский шесть лет назад уже ставил в Торонто, в Канаде. Теперь балет в классической манере, на пуантах, показывают артисты Большого театра. И такой красноречивый язык тела, кажется, не требует перевода.

«Она влюбляется в него, когда он стоит перед ней еще в маске. Она даже не видит этого лица, но этот взгляд в корне меняет всю ее жизнь», - говорит про свою героиню прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич.

Легендарный балет на афишах Большого несколько десятилетий. Юрий Григорович впервые поставил его в 79-м. А 30 лет спустя выпустил совсем другой, обновленный спектакль.

И вот теперь в главном театре страны снова премьера. Репетируют сразу три состава.

«Это история на все времена. Несмотря на костюмы, все-таки исторически приближенные, наши эмоции все же отличаются от тех времен, что Шекспир писал», - сказал премьер Большого театра Владислав Лантратов.

Хореография Алексея Ратманского считается технически особенно сложной. В балете про его работы говорят: ставит практически на каждый такт.

«Он также приумножает и развивает классический танец, как это сделал великий Баланчин. Уж, казалось бы, что еще чистой, классической форме танца после Петипа и Фокина. И вот последователь - Алексей Ратманский», - говорит руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

Вокруг «Ромео и Джульетты» еще с момента, когда Сергей Прокофьев создал партитуру, разгорелись нешуточные страсти. Непривычная музыка казалась слишком сложной артистам и оркестру. А финал, где по замыслу композитора юные влюбленные остаются живы, Прокофьеву и вовсе пришлось переделать в трагический. Но именно эта музыка вот уже почти 80 лет по-прежнему вдохновляют.

Знаменитый бег Галины Улановой. Ее Джульетта считается эталонной. В лондонском Ковент-Гардене в 56-м, когда Большой театр впервые выехал на гастроли, выступлению балерины английские леди и джентльмены аплодировали стоя, напрочь забыв о манерах, и не дождавшись, пока королева покинет зал. Британская пресса напишет об этом: «Мы встретились с тремя гениями сразу: Шекспиром, Прокофьевым и Улановой».

К партитуре Прокофьева обращались хореографы всего мира. Джульетту танцевала неповторимая Майя Плисецкая и итальянка Александра Ферри в Ла Скала. Поклонники балета видели «Ромео и Джульетту» Анжелена Прельжокажа и Деклана Доннеллан. Новатор Мауро Бигоцетти вывел на сцену сразу девять Ромео и девять Джульетт в попытке разобраться в причинах трагедии. Тщетно. В этой истории, кажется, невозможно поставить точку.

«Каждый хореограф по-своему слышит музыку. Прокофьев говорил: если бы балет точнее следовал за музыкой, результат был бы намного лучше», - говорит дирижер Павел Клиничев.

Декорации, где зритель видит сон и явь, и что происходит в душе влюбленных, для постановки Ратманского придумал Ричард Хадсон, обладатель престижной бродвейской премии «Тони». Рисуя это пространство, атмосферу для русского балета, Хадсон вдохновлялся работами художников эпохи Ренессанса.

«Музыка Прокофьева идеально рассказывает историю. Мне нужно было лишь проиллюстрировать ее. Сочетание силуэта и цвета костюмов с музыкой помогает почувствовать эту драму», - говорит художник-постановщик Ричард Хадсон.

По версии Ратманского, Джульетта очнется раньше, чем погибнет Ромео, и это возможность вспомнить о первоначальном замысле Прокофьева. Меняется время, эпохи и поколения танцовщиков, но эта история любви, над которой не властно время, волнует и сегодняшнего зрителя.

«Принц с огромной шеей будет выглядеть странно». Как тренируется солист Большого театра

Для многих мужчина в балете не ассоциируется с физической силой, но многие и не смогли бы сделать и половины того, что требуется от артиста балета даже во время рядового номера. Солист Большого театра Игорь Цвирко – может, и рассказывает «Матч ТВ» об этом.



Если в спектакле «Баядерка» вглядеться в номер «Танец с барабанами» глазами фитнес-тренера, мы увидим, как солист Игорь Цвирко, называющий этот номер одним из самых сложных, за 163 секунды сделает несколько ускорений и вращений вокруг своей оси. Выполнит около 30 махов прямой ногой, закидывая стопу выше головы, исполнит с десяток высоких прыжков и около 50 раз подпрыгнет на одной ноге, делая короткий мах второй ногой. В конце номера ему нужно будет смотреть в зал и улыбаться. Игорь говорит, что, на самом деле, в этот момент «гортань горит, а легкие настойчиво хотят выйти наружу и прохладиться».

Если посмотреть на самого Игоря Цвирко глазами тренера по бодибилдингу, мы не увидим ничего выдающегося в прямом смысле этого слова. Но мы точно разглядим в нем человека, находящегося в лучшей форме, чем большинство людей, старательно не понимающих его искусство. У вас ведь есть знакомый, который считает, что танец для мужчины это неправильно.

Несмотря на это, артисту балета, помимо космической координации, требуется еще гибкость, выносливость, форма и сила. Нужно быть способным сесть на шпагат, выполнить поддержку, когда ты поднимаешь над головой партнершу весом 45-48 кг, улыбаясь при этом. Нужно высоко прыгать и не задыхаться к пятой минуте номера. И это гораздо сложнее сочетать, чем рассуждать, каким хватом лучше делать становую тягу. Игорь танцует в Большом девять лет и периодически наведывается в тренажерный зал. Мы решили узнать, для чего.

Подтягивания



Если у тебя узкие плечи и худая спина, на сцене ты будешь выглядеть мелковато, поэтому нужна буква V (обычно в бодибилдинге так называют контуры широчайших мышц спины, упрощенно – линии, идущие от талии к подмышкам. - «Матч ТВ»). Я от природы не очень крупный, и чтобы скорректировать внешний вид, мне некоторое время назад нужно было разрабатывать спину и плечи.

Я подтягивался в четыре подхода и между каждым отдыхал минуту по секундомеру. Подтягивался прямым и обратным хватом по 9-12 раз. Какое-то время занимался по одной из программ для увеличения количества подтягиваний, но они, к сожалению, надоедают. Тут единственный нюанс, что в балете нельзя просто набирать массу, как принято в бодибилдинге, потому что должна сохраниться гибкость и пластика. Поэтому я стал меньше заниматься на том же турнике, когда довел верх до формы, которая, по крайней мере, устраивала меня, мое руководство и, надеюсь, зрителя. Риск в том, что если заниматься еще, может нарасти трапеция (мышцы, идущие от шеи к плечам. - «Матч ТВ»), уменьшится объем движения и изменится эстетическая форма восприятия тебя как артиста. Например, принц с королевской осанкой будет не очень хорошо выглядеть, если у него пропадет шея из-за развитых трапециевидных мышц.

Подъем ног в упоре на брусьях



Вращательные элементы – это пресс. Его необходимо держать в тонусе. Я делал классический «уголок», 3-4 подхода по 10-12 раз, и еще несколько раз удерживал тело в таком положении, то есть давал статическую нагрузку, потому что именно она, как мне кажется, дает больше силы. На самом деле, во многих номерах ты в колете (верхняя часть балетного костюма. - «Матч ТВ»), там твои кубики никто не разглядит, поэтому важнее просто общий тонус мышц.

Отжимания на брусьях



Считается же, что упражнения с собственным весом оптимальны, когда тебе нужен тонус мышц, но при этом не нужна лишняя масса. Делал так же, как и с подтягиваниями, несколько подходов по 10-12 раз, по ощущениям. Здесь работают трицепсы, включаются грудные мышцы, частично укрепляется кисть.

Жим лежа в тренажере



Обычно я ставил около 60-70 кг. И опять же делал большее количество раз, чтобы мышцы оставались в тонусе, выглядели заметно на теле, но при этом не переутомлялись и не теряли подвижности. На самом деле, если бы мне предложили еще три-четыре часа в неделю на дополнительные тренировки, я бы, как раз, потратил их на работу над грудными. Сделал грудь более прочерченной, чуть больше и чуть рельефнее, хотя на сцене ты чаще в одежде, поэтому рельеф грудных не так заметен, а вот руку, которая часто бывает оголенной закачивать не стоит. Если увеличатся бицепс и трицепс, рука визуально потеряет в длине, что не очень хорошо для внешнего эффекта.

Жим стоя



Кому-то может показаться, что для выполнения поддержки нужно как раз таки работать в тренажерном зале, отрабатывать этот элемент, используя штангу. Это заблуждение. Да, вес твоей партнерши может быть 43-45 и даже 48 кг. Вообще считается, что балерина тяжелее 50 кг не допускается к дуэтному танцу. Но, на самом деле, я никогда не делал жим стоя в классическом варианте и с весом, который обычно бывает у танцовщицы. У нас есть ребята, кто поднимает даже по 80 кг в зале, но это, скорее, для общего тонуса мышц.

Объясню – ты же начинаешь танцевать дуэты еще с училища, где вес твоей партнерши меньше из-за возраста. Ты учишься с самых простых поддержек, и получается, что постепенно вес твоей партнерши будет увеличиваться, просто в силу возраста и ты к нему привыкаешь.

И вообще, вес совсем не главное. Твоя партнерша все равно тебе помогает, нужно чувствовать темп и владеть техникой. Чтобы поднять девушку над собой не обязательно много работать в зале со штангой, важнее понимать принцип, как именно взять, в какой момент приложить максимальное усилие. Необходимы развитые кисти (Игорь достает из кармана классический кистевой эспандер: «Всегда со мной»). Просто поднять 50 кг у вас, может, получится, но если вам понадобится поднять человека в определенном положении, не уронить его и при этом смотреть в зал и улыбаться – это будет намного сложнее.

У нас есть старая гиря с советских времен. Кажется, она весит 16 кг, и это даже не спортивная гиря, а для установки каких-то декораций. Иногда я занимаюсь с ней, но здесь мне важен не вес, а техника: во-первых, чтобы мышцы поймали движение, во-вторых, чтобы привыкали к статическому напряжению. То есть я обязательно делаю паузу в верхней точке подъема. Я беру ее и делаю 8-14 выталкиваний из полуприседа.

Жим ногами



О! Вот это отличное упражнение. Честно скажу, у нас не так давно появился этот тренажер, но вообще, на нем и голеностопы можно здорово разрабатывать, и поверхность бедра. Хотя специально ноги я не качал, у меня к прыжкам была неплохая предрасположенность, плюс, я играю в футбол, там есть ускорения, поэтому ноги в тонусе находятся. В Советское время ставили скамейку и делали серии прыжков: на нее, через нее, на одной ноге.

Делать классический присед из пауэрлифтинга? Он вряд ли существенно увеличит высоту прыжка, но может закрепостить мышцы.

Упражнения с резиной: руки



Я использую много упражнений с резиной, они одновременно разогревают и дают нагрузку на мышцы. Здесь работает плечо, предплечье, даже мышцы спины включаются. К сожалению, в последнее время стало больше случаев, когда у ребят вылетают плечи. У меня тоже были проблемы, и доктор посоветовал именно работать с резиной. Это не самая серьезная нагрузка, но, опять же, она сохраняет эластичность мышц и оставляет их в тонусе. Ну и потом, если вы будете делать упражнение по 12-15 раз в повторе на каждую руку, при хорошем натяжении вы все равно почувствуете, что это непросто.

Отжимания



Отжимания я делаю, используя стулья в качестве упоров, чтобы была больше амплитуда. И я меняю их положение, чтобы упор руками получался с разной шириной. Одно время тестировал систему «100 отжиманий» там нужно было делать несколько раз в неделю разное количество повторений в пяти подходах. И получалось, что суммарно ты постоянно увеличивал количество раз. Я дошел примерно до 120 в сумме, в пяти подходах, и забросил. Сейчас я делаю три-четыре подхода по 12-14 раз. Но разница, когда ты тренируешься и когда нет времени на укрепляющие упражнения, есть. Мышцы иначе работают, это я чувствую. Просто тут вопрос в лени, в свободном времени, в том, как ты устаешь во время работы.

Упражнения с резиной: икроножная мышца, голеностоп



Один из важнейших элементов для артиста балета, это закачка стопы. Ты берешь резиновый эспандер двумя руками, сидя на полу, и распрямляешь и натягиваешь на себя носок. Здесь у нас работает икроножная мышца и укрепляются мышцы и связки внутри стопы. Плюс, мы готовим ногу к вращательным элементам, которые нам требуются по ходу работы. Единственное, чего я вам не могу сказать, какого-то конкретного количества повторений и подходов. Почти все приходится делать до ощущения легкого мышечного утомления. Это я делаю регулярно, перед уроком (в балете уроком называется 60-минутное занятие в балетном классе, где танцоры повторяют и оттачивают технику основных позиций и элементов, сочетая их в различных комбинациях - «Матч ТВ»).

Планка



Поскольку и для вращений и для поддержек требуются здоровые мышцы спины и поясницы, я стараюсь делать планку регулярно, хоть и не очень люблю, но жена и работа требуют. Обычно стою минуту тридцать, стараясь сохранять ровную линию от плеч к пяткам и держать пресс в напряжении. Здесь – думаю, это всем известно – у нас укрепляются мышцы пресса, и статическую нагрузку получают плечи, спина и ягодицы.

Растяжка



Это не мой конек, но растягиваться желательно каждый день. Способность человека сесть на шпагат, в общем-то, зависит от предрасположенности: есть грузные с виду люди, но они довольно неплохо тянутся, есть худощавые, но с неэластичными мышцами. Сегодня это необходимо для танцовщика: если в 30-е годы мужчина в балете мог не прыгать в шпагате, то со временем каноны менялись. Для меня растяжка сегодня в большей степени поддержание формы, потому что растягивать начинают лет с десяти, и ты, еще будучи юношей, должен уметь сесть на шпагат.

Если вы сейчас решите зачем-то освоить этот элемент, лучше начать с наклонов к ногам, потом положить на какую-то поверхность одну ногу и тянуться к ней. Потом пробовать садиться ниже от раза к разу. Два момента: главное не делать очень резких движений и заниматься регулярно. Нюанс растяжки в том, что для прогресса лучше делать ее семь дней в неделю.

P.S. 5 наивных вопросов



Какая диета?

Если у тебя шесть дней в неделю урок и потом еще несколько часов репетиции – это очень высокая физическая активность, поэтому уходит почти все, что съедаешь. Даже многие из девушек не придерживаются строгих диет, как принято считать. Я, например, просто стараюсь есть меньше вредного и за несколько дней до выступления питаться максимально правильно. Если ты танцуешь в белом, в принципе становишься больше визуально, и поэтому лишний килограмм становится действительно лишним.

Спортивное питание я не использую, но если вы зайдете в гримерку, увидите, что у нас стоит большая банка протеина некоторые ребята принимают.

Самый лучший возраст?

Пик формы, мне кажется, наступает с 24-25 и продолжается до 33 лет примерно, это момент, когда ты очень хорошо можешь прыгать, исполнять трюковые элементы и при этом тебе уже хватает опыта.

Могут ли быть тренировки со спортсменами?



Я специально не тренировался, но было бы интересно, почему нет. Просто сравнить объемы работ, понять, кто и какой подход использует. Моя сестра инструктор по фитнесу и иногда она показывает такие комплексы упражнений, что мне кажется, я никогда бы их не повторил. При этом где-то в отпуске можно было бы попробовать, посмотреть, как отреагирует тело. А вообще, может быть это дало бы результат применительно к выступлениям.

Есть еще такая практика, как занятия в гимнастическом зале или просто в зале с мягким покрытием, с матами, для отработки трюковых элементов: кувырков, сальто. Этому никто не учит, не принуждает, но если хочешь совершенствоваться, покупаешь себе пропуск в зал и отрабатываешь. Соответственно в каких-то номерах можешь использовать.

Тренировать кардио? В зале стоят беговые дорожки, но к концу пятиминутного номера ты все равно выдохнешься и приготовить себя к этому сложно. В принципе, когда ты его репетируешь, ты как раз готовишь сердце и легкие к нагрузкам, которые тебя ждут.

Восстановительные процедуры и контроль?

Говорят, раньше ученые в большей степени интересовались, у танцоров замеряли пульс во время номеров, еще какие-то исследования были. Сейчас я с таким не сталкивался. Высоту прыжка тоже не измеряют, хотя, наверное, было бы интересно посмотреть, проверить, есть ли какой-то прогресс. В тренажерном зале, у нас есть тренер, который консультирует, когда ты понимаешь, что тебе нужно поработать с железом. При этом он осознает, что надо делать поправку на нашу специфику.

Лучше всего восстанавливает баня. Мы часто ходим именно в профилактических целях. Когда чувствуешь, что мышцы забиты, тело тяжелое, это здорово помогает.

Отпуск?

Забавно, как организм привыкает к работе. По себе знаю, что в отпуске достаточно трех-четырех дней безделья, и уже начинает хотеться как-то позаниматься. Тебе кажется, что ты регрессируешь. Но это еще ладно. Вот мы сейчас с вами говорим, а если бы вы пришли чуть раньше (в 10 утра. - «Матч ТВ»), могли бы застать, как Михаил Лавровский и Юрий Владимиров делают урок и могут так же отжиматься, прыгать, отрабатывать вращения. И вот когда смотришь на них, ты понимаешь, что такое посвятить себя балету (Михаил Лавровский и Юрий Владимиров, народные артисты СССР, артисты балета, оба работают в Большом театре в 74 года. - «Матч ТВ»).

Текст: Вадим Тихомиров

Фото : Андрей Голованов и Сергей Киврин

В свой 82-й день рождения 25 мая Большой театр оперы и балета открыл двери для зрителей и пустил их в свои недра: на сцену и даже под крышу. Более двух тысяч записавшихся на экскурсии увидели Большой изнутри и узнали, как он готовится к спектаклям, как проходят репетиции и как создаются декорации.

"Когда проводишь что-то в первый раз, все считают это авантюрой. Так было с Рождественским оперным форумом, Большим балом, вечерами Большого театра в замке Радзивиллов, Международным конкурсом вокалистов… Все когда-то проходит впервые, а потом все хорошее становится традицией ", - сказал в торжественный день генеральный директор Большого театра Владимир Гридюшко в своем кабинете.

Еще зимой объявили внутренний конкурс предложений, как отметить день рождения театра. Среди прочих идей начальник службы маркетинга и рекламы Татьяна Александрова и заместитель генерального директора Светлана Казюлина предложили в этот день показать внутреннюю жизнь Большого.

"Когда человек приходит в театр, он видит все в праздничном формате. Но не каждому дано понять, что значит создать спектакль. Это каторжный труд ", – объяснил Владимир Гридюшко, почему ему понравилась идея. Доносили эту мысль до посетителей в праздничный день 20 экскурсоводов, специально подготовленных сотрудников театра.



Еще в 20-х годах на базе БДТ-1 действовала оперная и балетная труппа, хоровой коллектив и оркестр. В 1924 году был создан музыкальный техникум, через год на базе техникума появились оперные и балетные отделения. Затем в 1930 году возникла оперная и балетная студии, и 25 мая 1933 года на сцене нынешнего Купаловского театра состоялась премьера оперы "Кармен" тогда еще Государственного театра оперы и балета БССР. Главную партию исполнила Лариса Помпеевна Александровская. Примечательно, что опера была на белорусском, Кармен – героиней пролетариата, а контрабандисты боролись с несправедливостью. В 1935 году "Кармен" поставили еще раз, также на белорусском языке, но уже без пролетарского флёра.

В 1939 году построили сегодняшнее здание Большого театра, и первой оперой стал "Міхась Падгорны". Его вместе с "Цветком счастья" и балетом "Соловей" в 1940 году показали на декаде белорусского искусства в Москве. Тогда же театр получил звание Большого. В 1964 году театру присвоили звание академического, и в 1996 году – национального.

14 июня в Большом пройдет восьмая за историю театра постановка "Кармен" . Администрация театра приоткрыла тайну и рассказала, что артисты разучивают фламенко и севильяну.

Петляя по коридорам театра, попадаем на сцену площадью 600 квадратных метров без арьерсцены (задней части сцены, резервного помещения для декораций, создающих иллюзию глубины; с ней площадь сцены составляет 800 квадратных метров. – TUT.BY ) .

Если не идет спектакль, сцена закрыта противопожарным занавесом. Механик Анатолий специально в день открытых дверей на время поднял заслон, и показался зрительный зал – на первый взгляд такой маленький со сцены.

На самой сцене - семь штативов с софитами и еще по четыре боковые башни для освещения. Каждый прожектор поворачивается в любой плоскости независимо от другого. Это позволяет создать необходимое освещение спектаклю. Вся механика сцены управляется с помощью электронного пульта и сенсорного табло. Под сценой 21 площадка, которые могут подниматься отдельно и менять уклон. Сама сцена по правилам под уклоном 4 градуса.

Люстра в зрительном зале, диаметром 4 метра и весом 1200 кг, состоит из 30 тысяч подвесок, 500 лампочек, подключенных с помощью 1 км проводов. После закрытия сезона люстру опускают, и можно убедиться в том, что она высотой в два роста человека.

С поднятым противопожарным занавесом

Сцена без противопожарного занавеса. После реконструкции театра, проходившей с 2006 по 2009 годы, конструкции закрепили. Есть график регулярного осмотра помещений, когда замеряют малейшие изменения.

У сцены находится комната мелкой бутафории, чтобы кубки, мечи, сабли, маски и бутылки для сценических застолий были под рукой.

В день открытых дверей в театре шла подготовка к вечернему балету "Спящая красавица". В сцене подняли сейф из пола, в котором хранятся мягкие декорации. В каждом из четырех ярусов – по три комплекта декораций. Все они подписаны, чтобы работники знали, к какой балке привязывать драпировку.

Верхняя часть театральной сцены – колосники. Они находятся высоко над сценой и устланы решеткой, чтобы спускать декорации. Признаться, даже на ровном полу не по себе и подкашиваются ноги, когда сквозь щели смотришь вниз. В колосниках находятся моторы, способные поднять до 1 кг декораций.

Колосники. Самое мистическое помещение под крышей Большого.


Более 40 тысяч костюмов к спектаклям хранятся под крышей. Петляя в коридорах вместе с костюмером Натальей Харабровой, говорим о лабиринтах театра.

По ее словам, в первый год работы и сами сотрудники теряются. Но текучка в театре маленькая, люди работают десятками лет, поэтому ориентируются почти интуитивно, в том числе в помещении с костюмами.

Сама Наталья уже наизусть помнит, где какой хранится костюм. В это сложно поверить неискушенному человеку, потому что без подготовки в такой массе костюмов даже с подписями каждого ряда было бы сложно что-то найти. Мы зашли на самый большой склад, а их в театре еще 11, но меньших по размеру.



В одном спектакле может быть задействовано 250-300 костюмов, и для костюмера этот день - напряженный: все костюмы переносятся вручную или на тележках. "Костюмер должен иметь хорошую память, чтобы запомнить, где какой носочек, платочек ", – говорит Наталья Хараброва.

Периодически на склады приезжает санстанция и обрабатывает их, чтобы не завелась моль и не было пыли. После спектакля какие-то костюмы стирают, а какие-то отдают в химчистку, некоторые стирают вручную в специальной прачечной. По словам костюмера, все наряды к спектаклю уникальны, "повторить их невозможно", именно по этой причине театр не сдает их в аренду – это как произведение искусства. А некоторые костюмы хранятся десятилетиями, как, например, кожаные к балету "Спартак" – они в Большом с 80-х годов.

Однако открытием дверей театр не ограничится. Именинник уже к следующему сезону готовит сертификаты на спектакли. По словам директора, когда дарят билеты в театр, у человека не всегда есть возможность сходить на конкретный спектакль в конкретное время. Сертификат позволит купить любой билет на любое время за указанную сумму.


Театральный киносезон 2019-2020

Большой театр совместно с компаниями Pathé Live и Bel Air Media осуществляет прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатры всего мира. Этот проект под названием «Большой балет в кино» получил огромный международный резонанс. Спектакли Большого стали доступны зрителям самых разных городов и стран. С мая 2011 г. трансляции стали возможными и на территории России, где роль эксклюзивного их дистрибьютора взяла на себя компания CoolConnections.

Cемь балетов Большого театра из афиши 244-го сезона можно будет увидеть в следующем сезоне на экранах кинотеатров в HD качестве: четыре – в прямой трансляции и три – в записи. Как и в предыдущие годы, трансляции будут проходить по воскресеньям. В прямых и повторных показах участвуют приблизительно тысяча семьсот кинотеатров в шестидесяти странах мира, включая города России (свыше тридцати городов и сорока кинотеатров).

Полный список городов и кинотеатров по миру на сайте bolshoiballetincinema.com .

Информация по России будет доступна
www.theatreHD.r u в разделе «Афиша» и на сайте www.coolconnections.ru

Все кинотеатры, участвующие в проекте, оборудованы специальной спутниковой антенной, цифровым ресивером, высококачественным кинотеатральным оборудованием и дают возможность зрителям смотреть показы в комфортабельных залах.

Прямые трансляции спектаклей Большого театра в кинотеатрах проводятся компанией Pathé Live. Это дочерняя компания Gaumont-Pathé, которая с 2008 г. является европейским лидером по дистрибуции различных программ в кинотеатрах. Компания быстро расширяется и на данный момент насчитывает сто пятьдесят кинотеатров во Франции и более тысячи площадок по всему миру. Благодаря уникальной системе высокого разрешения и спутниковой видео-трансляции, Pathé Live обеспечивает качественные прямые трансляции и показы в записи по всему миру. Pathé Live осуществляла показы в форматах 2D и 3D концертов, балетов, опер и спортивных мероприятий, и является первой компанией, которая организовала прямые трансляции в формате 3D.

Дистрибьютор в России

Арт-объединение CoolConnections является российским дистрибьютором трансляций из лучших театров мира. Первыми, в 2011 г., были организованы трансляции в России из Метрополитен-оперы The Met: Live In HD. В 2012 г. компания CoolConnections стала также организатором российских трансляций постановок Королевского Национального театра National Theatre Live, открывшихся знаменитым спектаклем Дэнни Бойла «Франкенштейн».
В Театральном киносезоне 2012-2013 гг. к показам из Метрополитен-оперы и Национального театра добавились постановки Нидерландского театра танца (NDT) «Вечер в NDT», Большого театра «Большой балет в кино».
В 2013 г. CoolConnections становится еще и дистрибьютором показов постановок Шекспировского театра «Глобус», в том числе знаменитого спектакля «Двенадцатая ночь» со Стивеном Фраем в роли Мальволио, и Королевской Шекспировской компании (спектакль «Ричард II» в главной роли с Дэвидом Теннантом).
В 2016 г. компания включила в орбиту своего внимания главный драматический театр Франции, начав транслировать спектакли Комеди Франсез.

Первая прямая трансляция из Большого театра в кинотеатрах России прошла 12 мая 2013 г.

Трансляции 244-го сезона

27 октября 2019 г.
Александр Глазунов
«Раймонда»
с использованием хореографии Мариуса Петипа
и Александра Горского

Прямая трансляция

17 ноября 2019 г.
Адольф Адан
«Корсар»
Хореография Мариуса Петипа
Постановка и новая хореография Алексея Ратманского, Юрия Бурлаки

Трансляция в записи (запись от 22 октября 2017 г.)

15 декабря 2019 г.
Петр Чайковский
«Щелкунчик»
Хореограф-постановщик – Юрий Григорович
Трансляция в записи (запись от 23 декабря 2018 г.)

26 января 2020 г.
Адольф Адан
«Жизель»
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа
в редакции Алексея Ратманского

Прямая трансляция

23 февраля 2020 г.
Петр Чайковский
«Лебединое озеро»
Хореограф-постановщик - Юрий Григорович
с использованием хореографии Мариуса Петипа,
Льва Иванова, Александра Горского

Прямая трансляция

29 марта 2020 г.
Сергей Прокофьев
«Ромео и Джульетта»
Хореограф-постановщик – Алексей Ратманский
Трансляция в записи (запись от 21 января 2018 г.)

19 апреля 2020 г.
на музыку Габриэля Форе, Игоря Стравинского
и Петра Чайковского

«Драгоценности»
Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust
Прямая трансляция

Спектакли, идущие в прямой трансляции, одновременно будут транслироваться для российских пользователей и на канале Большого театра по адресу