Красота глаз Очки Россия

Ростральные колонны план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему. Ростральные колонны Ростральная колонна рисунок детский

Ростральные колонны

В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля.

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года.

Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны.

Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.


Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила, морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.


Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться.

Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.

Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим А.Д.Захаровым. Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик. Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям. Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.

В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы. Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров. В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.

ГБДОУ №12 детский сад комбинированного вида Кировского района г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по рисованию в старшей группе

«Ростральные колонны»

Воспитатель: Крылова В.А.

2018год

г. Санкт-Петербург

Цель : Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга (Ростральные колонны)

Задачи :

Вызывать желание интересоваться достопримечательностями города Санкт-Петербурга, его историей;

Воспитывать любовь к своему городу;

Развивать мышление, речь детей, словарный запас;

Воспитывать творческие способности, аккуратность и эстетический вкус.

Предварительная работа :

Рассказ детям об истории основания г. Санкт-Петербурга, разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге, рассматривание изображений (фотографий) памятников архитектуры; заготовка голубого тона для рисования.

Материалы :

Презентация «Достопримечательности Санкт-Петербурга»;

Краски (гуашь), кисточки, вода.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Вступительная беседа .

Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, вот для вас и загадка:

«Две высокие колонны
Замаячили вдали.
До чего они огромны,
Непонятны и чудны!
По бокам колонн скульптуры.
Тоже крупные фигуры -
Волга, Волхов,
Днепр, Нева...
Догадались, детвора?» (Ростральные колонны)

Молодцы, правильно отгадали, это Ростральные колонны. Их мы сегодня и будем рисовать.

2 . Рассматривание колонн (презентация):

- Ростральные колонны - маяки. Маяки зажигались ночью и в туман. Рострумом называли нос корабля. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. У подножия ростральных колонн находятся статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Какой формы колонна? Что у нее наверху находится? Какой формы подножие колонны?

3 . Пальчиковая гимнастика:

Люблю по городу гулять, (шагают)

Невский – раз, Зимний – два, (загибают пальчики)

Три – красавица Нева

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад.

Как красив его наряд!

Восемь – крепость у Невы.

Были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из–за поворота

Вижу Нарвские ворота .

4. Показ рисования колонны :

Сначала мы рисуем подножие колонны прямоугольной формы темно-коричневого цвета.

Теперь рисуем саму колонну. Какого она цвета? (красно-коричневый).

Можно назвать кирпичным, для того, чтобы получить этот цвет смешиваем красный цвет с капелькой черной краски и небольшим количеством белой, красный цвет должен преобладать, и рисуем длинный прямоугольник над подножием.

Теперь приступаем к рисованию Ростр. Какого они цвета? (темно-зеленый) . Берем темно-зеленый цвет и по бокам колонны рисуем треугольники.

Сверху колонны находится смотровая площадка и чаша – фонарь, они тоже темно-зеленого цвета.

Осталось нарисовать огонь. Какого цвета огонь? (желтый, оранжевый).

Вот и все, колонна готова.

5. Дети приступают к работе.

Перед работой напомнить детям о правилах безопасности при работе с кистью.

6. Выставка детских работ.

Посмотрите какие замечательные работы получились, какая получилась красивая выставка. Вам нравится? Что бы вы еще хотели нарисовать из достопримечательностей Санкт-Петербурга? (ответы детей)

Дети рассматривают работы.


Роль детали не бывает постоянной даже в одной отдельной национальной архитектуре, в том или ином стиле. Известно, что на пути своего развития каждый стиль проходит три стадии: конструктивную, тектоническую и декоративную. На первом этапе роль деталей невелика, поскольку архитектура достаточно утилитарна, близка к чистому строительству. На втором, тектоническом этапе возникает удивительный сплав общего и частного, детали невозможно отделить от объема, настолько гармонично они сочетаются, совместно работая на общий образ сооружения.

Детали прорисованы здесь с особой точностью и изысканностью. Такова, например, архитектура античной Греции эпохи Высокой классики. Третий период характеризуется преобладанием декоративного начала, когда эффект достигается не утонченной гармонией формы и деталей, а количеством применяемых декоративных элементов. То, что было основой выразительности в тектоническом периоде (для Греции это ордерные системы), в результате всех трансформаций становится просто декором, применяемым для украшения зданий. В соответствии с этим меняется и прорисовка отдельных деталей. При этом архитектурный ордер — одно из самых удивительных изобретений человечества. Он оказался настолько универсальным языком зодчества, что применяется в архитектуре на протяжении уже почти трех тысяч лет. За это время его образ много раз трансформировался, но изначальное семантическое значение элементов остается неизменным.

Капителью называется верхняя часть колонны. Колонна, которую мы привычно воспринимаем как одну из основных частей архитектурного ордера, происходит от простейшей опоры — деревянного столба, врытого в землю. Появление примитивной стоечно-балочной системы, состоявшей первоначально из круглых бревен, стало первой революцией в строительстве (произошло это еще в неолите). Революционность конструкции заключалась в том, что несущие элементы отделились в этой системе от венчающих (несомых). На стыке стойки и балки подкладывали промежуточный элемент — доску или обрубок древесины. В дальнейшем, когда в Античной Греции из утилитарной деревянной конструкции родился ордер — система, выражающая в художественной форме суть работы стоечно-балочной конструкции, место между столбом и балкой заняла капитель. Капитель показывает, как нагрузка передается от балки к несущей ее колонне. Именно на такое восприятие рассчитаны все ее формы.

Научимся изображать дорическую капитель по представлению.

Рисунок капители не предполагает полное отсутствие натуры, то же самое относится и к вазе, и к бионику. Эти тела столь сложны, что у учащихся может просто не хватить уровня пространственного мышления, чтобы представить их форму во всех деталях. С другой стороны, нарисовав эти предметы с натуры, ученик вполне в состоянии проделать эту работу и по представлению. Обратиться к рисунку капители по представлению заставляет сам характер этого задания. Опыт показывает, что когда ученики рисуют капитель с натуры, вымеряя ее пропорции, срисовывая детали, в работу, как правило, вкрадывается ошибка. Чтобы избежать ее, необходимо сперва нарисовать фасад капители, а затем, через построение эллипсов, перейти к объему, что по своей методике ближе как раз к рисунку по представлению, чем к рисованию с натуры.

Начните рисунок с анализа капители (рис. 8.6). Ее основной объем представляет собой круглую симметричную форму с общей вертикальной осью. Верхнюю часть капители — эхин — четверть вала, можно представить как шар и цилиндр одновременно. Эхин сопрягается с цилиндрической шейкой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска (тонкие цилиндры). Астрагал, состоящий из валика и полочки, переходит в ствол колонны через выкрутку. Ствол колонны имеет утонение кверху и может быть представлен и как цилиндр (в нижней части колонны), и как усеченный конус. Ствол декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками — каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения. Верхняя часть капители — квадратная в плане абака (абак) — плита (прямоугольная призма) с каблучком и полочкой.

Основой рисунка послужит фронтальная проекция капители. Наметьте на листе ее основные размеры, нарисуйте верхний эллипс эхина и опишите вокруг него квадрат абаки. Определите размеры, соответствующие основным частям капители (рис. 8.7). Прорисуйте до конца фронтальную проекцию и изобразите эллипсы на горизонтальных осях, соответствующих основным членениям капители (рис. 8.8). Прорисуйте мелкие детали капители. Грамотно изобразить каннелюры вам поможет план ствола колонны. Перенесенные с плана на перспективное изображение точки требуют незначительной коррекции с учетом перспективных сокращений (рис. 8.9). Выявляя форму капители средствами светотени, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых геометрических формах (рис. 8.10).