Красота глаз Очки Россия

Сколько струн у басовой гитары. Частотный диапазон бас гитары

Ответ от Boss.ua [новичек]
Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. «Эталонным» строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой) .
Другие строи:
D# G# C# F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
D G C F (ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон.
C# F# B E (до-фа-си-ми) - все струны опускаются на полтора тона.
C F A# D# (до-фа-ля-диез-ре-диез) - все струны опускаются на два тона.
Также существуют так называемые Dropped-строи:
D A D G (ре-ля-ре-соль) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
C G C F (до-соль-до-фа) - все струны опускаются на один тон, а четвертая на два.
В панк-музыке строй не опускают, а наоборот поднимают, но не всегда.
F A# D# G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез) - все струны поднимаются на полтона.
F# B E A (фа-диез-си-ми-ля) - все струны поднимаются на один тон.
Строй пятиструнной бас-гитары
H E A D G (си-ми-ля-ре-соль) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
E A D G C (ми-ля-ре-соль-до) - альтернативная настройка для пятиструнной бас-гитары с добавлением не более низкой, а более высокой струны «до» из шестиструнного комплекта. Расширяет возможности для солирования в верхнем регистре, без ущерба для нижнего диапазона и неудобства, вызванного необходимостью глушить большое количество струн.
A# D# G# C# F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез) - все струны опускаются на полтона.
A D G C F (ля-ре-соль-до-фа) - все струны опускаются на тон. Наиболее популярные группы, играющие в таком строе - Korn и Pantera
Строй шестиструнной бас-гитары
B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.
Другие модификации бас-гитар
семиструнная бас гитара B E A D G C F (си-ми-ля-ре-соль-до-фа) - впервые появилась в 1987 году.
восьмиструнная, десяти- и двеннадцатиструнная бас-гитары - каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре) , что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а по три. Добавочная пара настраивается при этом вероятнее всего в унисон. кроме этого были отдельно выпущены варианты, обединяющие в себе 4 бас-гитарных и 6 гитарных струн на одном грифе и 11-ти и 12-тиструнные бас-гитары, покрывающие диапазон рояля.
Бас-гитара пикколо - как правило, шестиструнная бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или за счёт более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает того мясистого звука, присущего бас-гитаре, равно как и квартового строя. Один из ярких образцов такой бас-гитары можно услышать на альбоме Джона Патитуччи «One More Angel».
кроме этого существует ещё одна разновидность бас-гитары, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг» , называемая стик. На ней установлены как бы два комплекта струн, самая низкая по середине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схоже с партиями для фортепиано. Один из самых ярких исполнителей на этом инструменте - Тони Левин (King Crimson)

Из всех типов гитар чаще всего путают, и сравнивают бас гитару и электрогитару. Для любителей и профессиональных музыкантов это дикость – инструменты разные и это очевидно! Но для постороннего слушателя и наблюдателя они кажутся весьма схожими, а порой, вовсе идентичными. Так в чем их разница и есть ли она вообще?

Изобретена в 1951 году Лео Фендером, став практически моментально наиболее популярным и распространенным басовым инструментом, в первую очередь, в рок-музыке. Это разновидность гитары для игры в басовом диапазоне и прямой наследник контрабаса. Чаще всего используется в качестве аккомпанемента и лишь изредка, как сольник. Делается из древесины разных пород, в зависимости от производителя и других особенностей.

Это разновидность гитары, в которой имеется сплошной корпус и электронные звукосниматели . Последние, преобразуют звук струн в колебания электрического тока. После такого преобразования звук можно обработать, чтобы придать ему особенности, получить какой-либо дополнительный эффект на компьютере или иных приборах, а затем он идет прямо на звуковые усилители.

Делаются электрогитары, вопреки всеобщему мнению, не из пластика или акрила, а из дерева. Просто во время изготовления ему придается особая форма, а дополнительный покрывающий лак полностью его преображает. Чаще всего в качестве сырья используют ольху, красное дерево, клен или ясень. Накладки на гриф делают из черного дерева, клена или палисандра.

Что общего?

  • Родство с гитарой . Электрогитара – это вид гитары, а бас-гитара ее подвид.
  • Конструкция . Этот момент относится к сходствам, потому что именно благодаря схожести конструкций эти инструменты всегда путают и сравнивают. На самом деле, если рассматривать их не со сцены, а вблизи, они различаются, но со стороны действительно схожи.
  • Партия . Еще совсем недавно бас гитару использовали лишь как аккомпанемент. Благодаря развитию новых музыкальных течений, на сегодняшний момент уже встречались случаи использования его как соло. Причем такой опыт весьма успешен. Электрогитару также используют как соло, в чем и наблюдается их несомненное сходство.
  • Важность . Как бы музыкант не любил свой инструмент, он всегда знает о его недостатках и помнит о них во время игры. Благодаря этому появились группы и оркестры. Сыграть любую песню лишь на одном инструменте можно, но его звучание будет не полным. Это касается и использования этих видов гитар. Бас гитара выдает глухой звук, и мелодия будет такой же глухой, а электрогитара сделает ее невероятно звонкой, что тоже не есть хорошо. Но если их сочетать, получается яркий и полный звук, столь любимый публикой.
  • На обоих инструментах можно играть пальцами или медиатором. Но так как партия электрогитары обычно сложна, чаще всего все же применяется медиатор.
  • Материал для изготовления инструментов – дерево . В принципе даже древесина может быть одинаковой, но для бас гитар чаще используется американская липа, орех, а для электро – клен, красное дерево, ольха. Тип древесины влияет на будущее звучание, этим и обуславливается разница.

Разница

  • Количество струн . У классической бас гитары всего четыре струны. Есть современные типы с пятью и даже шестью струнами, но у них, скажем так, узкий профиль применения. Все же 4 струны это классика и именно ею пользуются профессиональные музыканты, любители и преподаватели в музыкальных учреждениях. Наиболее распространенными считаются электрогитары с 6 струнами.
  • Тип струн . У бас-гитары струны толстые, благодаря чему и получается низкий звук. А на электрогитаре имеются струны разной толщины, чтобы можно было выдавать звуки разной высоты.
  • Вес . Бас гитара весит значительно больше, чем электрогитара.
  • Тип игры . Для новичков использование любого типа гитары будет сложным и схожим, но если говорить о профессионалах или даже любителях, то все они в один голос твердят, что игра на бас гитаре в корне отличается от игры на электро. С этим мнением соглашаются и учителя музыки.
  • Звучание . Те, кто хоть раз слышал звучание обоих инструментов, точно никогда их не спутают. У бас гитары глубокий, томный звук. Она однозначно выдает лишь низкое звучание. Электрогитара может брать разные ноты, высокие или низкие – для нее это не принципиально, и все же сыграть ниже баса она технически не в состоянии. Во многом тут влияет наличие электрической составляющей и большего количества струн.
  • Партия . Чаще всего бас гитара используется просто как аккомпанемент. Ее важность никто не преуменьшает, ведь без басовой части любая музыка становится поверхностной. Басы придают ей глубину, позволяют полностью раскрыться звучанию каждой ноты и смыслу композиции. И все же соло ей практически никогда не «поручают». В это же время электрогитара берет на себя роль «руководителя» в любой партии. Она, своего рода, центр инструментов на сцене – соло, которое остальные лишь дополняют. Это не удивительно, возможности ее огромны. Благодаря тому, что звук можно параллельно записывать и обрабатывать во время исполнения, можно получить совершенно неожиданный эффект и звучание.
  • У бас гитары значительно длиннее гриф. Это видно невооруженным взглядом. Такая длина нужна, чтобы получить желаемое звучание.
  • Наследники . Пусть эти инструменты и являются «родственниками», но у них совершенно разная история создания. И если прародителем электрогитары является акустическая гитара, то бас гитара – наследница контрабаса.
  • Звукосниматель . Есть бас гитары в которых имеется звукосниматель, но это совершено не обязательно. Они могут работать и без него, причем звук от этого не пострадает. А вот электрогитара без звукоснимателя никуда – это ее составляющая.

В году на основе своей электрогитары Telecaster , откликнувшись на просьбы многочисленных музыкантов по всему миру. До изобретения бас-гитары ее роль выполнял контрабас , техника игры на котором довольно сложна.

Техники игры на бас-гитаре

  • Апояндо - самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки с опорой на предыдущую сыгранной струну. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.
  • Игра медиатором - тоже довольно популярная техника, при которой на бас-гитаре играют так же, как и на обычной гитаре .
  • Рэйкинг - звукоизвлечение одним указательным пальцем правой руки. Происходит от английского rake - "грабли". При этом палец скользит с более высокой струны на более низкую, таким образом одним движением извлекая несколько нот. Применяется для ускорения игры, данную технику активно использует Billy Sheehan .
  • Хаммер - техника, при которой звук возникает от сильного прижимания струны к грифу левой рукой (hammer on) и последующего отпускания ее с усилием (pull off).
  • Слайд - техника, также используемая на других гитарах . После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.
  • Слэп - особый перкуссивный прием. Как таковой, состоит из двух приемов - собственно slap и pop. Для того, чтобы сделать слэп, нужно резко ударить суставом большого пальца по струне. Pop представляет собою подцеп струны указательным пальцем правой руки. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк . Наиболее известными виртуозами слэпа являются Victor Wooten и Flea из группы Red Hot Chili Peppers.
  • Тэппинг - особая техника, заключающаяся в извлечении звука за счет прижимания струны пальцем к грифу на нужном ладу. Известен также как двуручный тэппинг, поскольку звукоизвлечение осуществляется как правой, так и левой рукой. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады, сродни приему хаммер .

Варианты настройки бас-гитары

Разные стили музыки требуют разный диапазон звучания, поэтому музыканты по-разному настраивают свои гитары. "Эталонным" строем является ми-строй E A D G (ми-ля-ре-соль ). Строи записываются от самой низкой по звучанию (четвертой) струны до самой высокой (первой).

Другие строи:

  • D#G#C#F# (ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез
  • D G C F (ре-соль-до-фа ) - все струны опускаются на тон.
  • C#F# B E (до-фа-си-ми ) - все струны опускаются на полтора тона.
  • C F A#D# (до-фа-ля-диез-ре-диез ) - все струны опускаются на два тона.

Ниже, как правило, струны не опускают, потому что они болтаются и мешают при игре. Также существуют так называемые Dropped-строи:

  • D A D G (ре-ля-ре-соль ) - четвертая струна опускается на один тон, остальные настроены по эталону.
  • C G C F (до-соль-до-фа ) - все струны опускаются на один тон, а четвертая еще на один.

В панк -музыке строй не опускают, а наоборот поднимают.

  • F A#D#G# (фа-ля-диез-ре-диез-соль-диез ) - все струны поднимаются на полтона.
  • F#B E A (фа-диез-си-ми-ля ) - все струны поднимаются на один тон.

Строй пятиструнной бас-гитары

  • B E A D G (си-ми-ля-ре-соль ) - эталонный строй. На си настраивается пятая струна.
  • A#D#G#C#F# (ля-диез-ре-диез-соль-диез-до-диез-фа-диез ) - все струны опускаются на полтона.

Ниже опускать струны уже не имеет смысла, потому что ля субконтроктавы и ниже очень редко используется в музыке. Исключением является Fieldy - басист группы Korn, который опускает строй в "ля", используя для этого пятиструнную бас-гитару (практически именная серия Ibanez K5) и очень толстые струны.

Строй шестиструнной бас-гитары

  • B E A D G C (си-ми-ля-ре-соль-до ) - эталонный строй. Обратите внимание, что добавленная первая струна настраивается на до, а не на си, как вторая струна на акустической и электрогитаре.

Первым изобретателем бас-гитары является Лео Фендер, представивший первую серийную модель Fender Precision Bass и Jazz Bass в 1951 году (дека из ольхи, кленовый гриф, 20 ладов). С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, различающихся формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков) и других конструктивных особенностей В 1961 году Билл Вайман придумал безладовый бас, лично изъяв лады из недорогого, инструмента, который он купил на распродаже. Отличительной особенностью такого инструмента было то, что из за отсутствия ладовой перегородки, струна прижималась прямо к накладке, и из за этого звук баса был певучим и был похож на контрабасовый.

А в 1966 году уже было запущено производство безладовой бас-гитары, и она поступила в продажу. Жако Пасториус также создал свой безладовый инструмент в 70-х годах. Развитие технических возможностей и амбиций музыкантов неизбежно привело к увеличению звукового диапазона, в связи с чем появились 24-х ладовые бас-гитары. А развитие в музыкальных направлениях, таких как джаз, рок,тяжелый металл привело к созданию 5-ти и 6-ти струнных (и даже более) бас-гитар.

Шестиструнные инструменты, из за большой силы натяжения струн привели к изменению конструкции грифа. Гриф теперь состоял из нескольких частей у которых была разная плотность. А так же на некоторые марки бас-гитар, производители устанавливали в гриф 2 анкерных болта. Производители конкурировали друг с другом, и каждый стремился создать новый звук и привлечь внешним видом инструментов. Даже пытались изготовить из металлических сплавов грифы и накладки.

Диапазон звучания бас-гитары

Стандартный строй бас-гитары с четырьмя струнами: E (ми) — A (ля) — D (ре) — G (соль). Такого инструмента абсолютно достаточно для игры в любом стиле, и, кроме того, новичку рекомендуется начинать учиться именно на четырехструнном басу для постановки классической исполнительской техники. Иногда в «альтернативной» музыке используют так называемый drop — строй, устанавливающий нижнюю струну на ноту Ре (то есть настраивая нижние струны в интервал квинты). Это позволяет использовать при игре так называемые power chord, используя либо открытые третью и четвертую струны, либо зажимая их одним пальцем как баррэ. Это значительно упрощает партию и увеличивает скорость исполнения подобных композиций (н-р Red Hot Chili Peppers – By The Way).

Пятиструнные бас-гитары, как правило, имеют строй, расширенный на кварту вниз (пятая струна дает ноту Си), расширяя низкий диапазон, что облегчает игру в ансамбле с духовыми инструментами, которые используют в основном бемольные тональности, а также для исполнения «тяжелой» музыки, отдельных частей в поп-музыке и музыки Dubstep. У шестиструнных бас-гитар диапазон расширен в обе стороны – это нижнее Си (кварта вниз от Ми) и верхнее До (кварта вверх от Соль). Такие басы имеют очень широкий гриф, который при этом должен выдерживать очень значительное натяжение струн. Такой инструмент чаще используют джазовые или прогрессив-рок исполнители, которым часто приходится играть соло.

Основные части конструкции бас-гитары:

Колковый механизм бывает открытого типа, его изобрел Лео Фендер в 50-ых годах 20-го века, и это самый популярный вид колков на сегодняшний день. Есть еще закрытый тип, механизм таких колков спрятан под корпусом, внутри которого находится специальная смазка. Такой механизм гораздо легче и по размеру меньше.


В колковом механизме может быть встроен детюнером — это приспособление, при помощи которого можно одним простым движением понизить строй инструмента прямо во время игры, и также легко вернуть в исходный строй.

На грифе устанавливается Верхний порожек . В основном его можно делают из пластика, но можно изготавливать и из кости, латуни или никеля. Металлические порожки добавляют в звук инструмента непосредственно металл, кость добавляет читаемости, четкости, а пластик собственно особо на звук не влияет, но поскольку он дешевле и заменить его нет никаких проблем, поэтому такой порожек используется чаще. Так же в нем можно подточить глубину или ширину канавок.

Верхние порожки бывают сложной конструкции, например порожки, которые можно регулировать по высоте, или локовые порожки для электрогитар. Они фиксируют строй инструмента тремя винтами. Ладовые порожки изготавливают из специальной проволоки. Лады изготавливают из меди, свинца, никеля, цинка, а также кадмия. Пропорции сплавов бывают разными.

Бридж бас-гитары бывает фиксированный и раздельный. В основном устанавливают фиксированные бриджи. Раздельный бридж состоит из нескольких элементов — струнодержателя и моста.

Бриджи бас-гитары отличаются по способу крепления струн:
Отверстие в скобе, в которое продевается струна.
Ячейка, в которую помещается струна и там закрепляется.
Струны проходят сквозь корпус.

Бридж будет хорошим, если он будет тяжелым и плотно прижиматься к поверхности деки. Так будут лучше передаваться вибрации. Есть такназываемые «безголовые» бас-гитары, в них установлен особый вид бриджей с сложной конструкцией, которая совмещает сам бридж и колковый механизм в одном целом.

А также существуют бриджи с рычагом (тремоло системой), подобно тем, которые иногда используют на соло гитарах.

Пассивный звукосниматель передает сигнал таким, какой он есть. Пассивный темброблок представляет собой регуляторы громкости датчиков (бриджевый, нековый, или совместно) и тембра.

Активный звукосниматель , за счёт предусилителя в виде микросхемы, передаёт предварительно усиленный сигнал. Кроме того активный темброблок — это полноценный эквалайзер, что дает большие возможности настроек (регулировка верхних, средних и низких частот) по своему вкусу. За счёт качественных датчиков, значение качества самого инструмента переходит на второй план. Вы также становитесь менее зависимы от качества усилителей и их настроек, т.к. при необходимости, вы можете подрегулировать звук у себя на инструменте даже во время выступления. В бас-гитарах с активными звукоснимателями используется батарейка (9V одна или две). Не забывайте вытаскивать шнур, когда не играете, ведь в противном случае батарейка тратится и может окончательно сесть в самый неподходящий момент. Среди басистов бесконечны разногласия, что же лучше – активный бас или пассивный. Но вывод есть лишь один, будь то пассив или актив, звук не плохой и не хороший, он просто разный.

В основу струн для бас гитары идет проволока из стали, которую обволакивает оплетка в несколько слоев. Центральныю жилу называют корд.

Конструкции струн :

Струны, имеющие оплетку по всей длинне — самый распространенный вид струн.
Струны с оплеткой, которая начинается после бриджа. Это делается для более плотного контакта с струнодержателем.
Струны для гитар, у которых отсутствует головка грифа.

Материал оплетки

Материалом оплетки струн делается из разного материала, и это напрямую влияет на звук:

  • Стальные струны. Звук яркий, звонкий, но сустейна существенно меньше.
  • Никелевые струны. Мягким, бархатный звук, хорошо подходят для джаза и фанка.
  • Струны с круглой оплеткой. Самые распространенные струны с очень ярким звуком. Они не так практичны, как остальные, т.к. быстро накапливается грязь между оплеткой и при частом использовании стирают лады на грифе.
  • Струны с плоской оплеткой. Такие струны не портят лады и накладку на гриф, для безладовых инструментов — самое то.
  • Струны с полукруглой оплеткой. Это обычная круглая оплетка,но с верхний слой у такой оплетки обточен.
  • Струны со специальными покрытиями. Такие струны на ощуп скользкие и не пачкаются, служат гораздо дольше, но и стоимость соответственно выше. К таким струнам относятся ELIXIR Nanoweb.

Выбор струн для бас-гитары

При выборе струн нужно учитывать калибр натяжение и жесткость. Стандартный калибр струн 45-65-80-100. Струны с большим калибром отличаются более богатым тембром. Стоимость струн для бас-гитары достаточно велика, поэтому они требуют ухода. Мойте руки перед игрой и протирайте струны после игры. Перед концертом или записью желательно ставить новый комплект струн.

Так же бывают еще 8-ми, 10-ти, 12-ти струнные бас гитары, или гитары с парными струнами, которые настраиваются в унисон.

Бас-гитара используется в различных современных стилях музыки. Она создаёт ритмический фундамент в композиции, а так же ощущение «заполненности». Очень важно знать определённые основы данного инструмента, чтобы сделать правильный выбор при покупке.

В данном посте мы поговори о том, как выбрать бас-гитару.. Вы узнаете о конструкции бас-гитары, электронике, типах корпуса, звукоснимателей и многом другом.

Цели и бюджет

Бас-гитары широко варьируются таких переменных, как цена и качество. Так что перед тем как начать что-то покупать, задайте себе вопрос: «Сколько денег я готов на это потратить?» .

Для начинающих бас-гитаристов, которые неуверенны в своём таланте или целеустремлённости по обучению существуют множество хороших, доступных бас-гитар для начинающих. Эти инструменты нацелены на удовлетворение всех потребностей начинающего бас-гитариста, хотя и имеют определённые недостатки. Например, для того, чтобы сэкономить на производстве, производитель может оборудовать гитару не очень качественной электроникой или при изготовлении корпуса инструмента, сэкономить на древесине. Деньги — это краеугольный камень, от которого напрямую зависит качество инструмента.

Однако, если вы более опытный или преданный гитарист, то быть может вы хотите инвестировать в гитару, которая выполнена из более качественной древесины, хорошей электроники и которая имеет более привлекательный дизайн. Более дорогие инструменты будут лучше звучать, на них будет комфортнее играть и прослужат они намного дольше.

Что выбирать вам — зависит только от вас.

Конструкция бас-гитары и дизайн

Перед покупкой бас-гитары, очень важно иметь определённое представление и понимание о том, каким образом она сконструирована, как называются отдельные части инструмента и т.д. Всё это, поможет вам задавать правильные вопросы продавцу и принимать обоснованные решения.

Гриф

Гриф бас-гитары включает головку грифа, накладку и внутренний анкерный стержень, который соединяется с корпусом бас-гитары.

Головка грифа

Головка грифа крепится непосредственно к грифу гитары. На неё устанавливаются так называемые колки (крутящийся, зажимные механизмы), которые держат струны в должном натяжении. Так же, с помощью колков, производится настройка инструмента. На головке грифа размещается верхний порожек, который отделяет головку грифа от накладки.

Накладка грифа

Накладка на гриф обычно изготавливается из палисандра, клёна или чёрного дерева. Наиболее качественные накладки изготавливают исходя из их гладкости, твёрдости и жёсткости. Чем выше обработка древесины, тем выше уровень этих переменных, соответственно, тем выше и его стоимость. В накладку вклеиваются металлические лады, которые образуют всеми известные нам ноты.

Существуют так же бас-гитары, в которых отсутствуют лады. Они позволяют создавать более гладкое «скольжение» при игре, но в тоже время требуют от гитариста определённых навыков.

Анкерный болт

Он расположен внутри грифа гитары и предотвращает скручивание грифа в следствии перепадов температуры и влажности. Кроме этого, струны бас-гитары намного толще (по сравнению со струнами электрогитары или акустической гитары), в следствии чего, они создают намного больше напряжения на гриф инструмента, что так же может привести к скручиванию и прогибу грифа. Анкер помогает дереву не изгибаться под натяжением, а так же позволяет регулировать высоту струн относительно грифа.

Типы грифа бас-гитары

Существуют три типа грифа бас-гитары:

  • Навинченный
  • Вклеенный
  • Сквозной

Каждое название представляет собой метод, с помощью которого гриф крепится к корпусу.

Навинченный гриф подразумевает соединение грифа с корпусом при помощи болтов. Данный тип соединения является бюджетным, так является менее затратным в реализации. Плюсами данного метода, является простая замена грифа в случае ремонта. Минус — это более низкий сустейн по сравнению с вклеенным и сплошным грифом.

Вклеенный гриф — подразумевает вклеивание грифа в корпус гитары при помощи эпоксидной смолы. Данное крепление передаёт акустические свойства древесины куда лучше, чем болтовое, что придаёт инструменту более тёплое звучание и хороший сустейн.

Сквозной гриф является наиболее богатым по звучанию за счёт того, что гриф занимает 1/3 корпуса. Гриф размещается по всей длине корпуса, после чего вклеивается в него. Данное крепление передаёт наибольший сустей по сравнению с двумя предыдущими и является показателем дороговизны инструмента.

Длина мензуры

Длина мензуры — это расстояние между верхним порожком и бриджем. Наиболее распространённая длина мензуры считается 34″. Данный размер считается стандартным для большинства гитар.

Такие модели инструментов как: Fender Mustang, Hofner Violin Bass и Gibson EBO имеют длину мензуры около 30″. Они отлично подходят для юных гитаристов с небольшими руками, у которых возникают проблемы со стандартно-размерными моделями.

Существуют так же 35″ инструменты, которые обладают большим количеством ладов. Обычно такую длину мензуры можно встретить на 5-6 струнных бас-гитарах. Они имеют большие габариты, но и обладают большими звуковыми возможностями.

Типы корпуса

Бас-гитары, корпус которых изготовлен из цельного куска древесины, считаются наиболее распространёнными. В более дорогих инструментах корпус обычно выполнен из ольхи, клёна, болотного ясеня, красного дерева или из какого-либо другого вида древесины, который отлично передаёт вибрации, генерируемые струнами. У инструментов из низкой ценовой категории, корпус обычно выполнен из листовой или прессованной древесины, что негативно сказывается на звуке.

Существуют так же бас-гитары с полым корпусом (как например у акустических гитар), которые оборудованы такими же звукоснимателями, как и цельно-корпусные. Такой тип гитар предпочтительно используется джаз, фолк гитаристами, а так же в музыке, которая требует акустико-подобного звучания. Например бас-гитарист легендарных The Beatles, использовал Hofner Beatle Bass, который так же обладает полым корпусом. Преимуществом таких гитар являются их лёгкость. Минусом же является то, что они очень ограничены в громкости и могут вызывать отклик.

Другой тип полых бас-гитар — это электро-акустические. На самом деле, это акустический инструмент с полым корпусом, который оборудован пьезо-датчиком. Данный тип обладает ярко выраженными акустическими свойствами, по сравнению со всеми остальными.

Есть так же полу-акустические корпуса, которые обладают цельным корпусом, в котором на этапе подготовки вырезают две полости определённых размеров. Это добавляет звуку гитары определённой стабильности и увеличивает сустейн.

Бридж или струнодержатель бас-гитары

Бридж размещается на нижней части корпуса бас-гитары. Через него продеваются струны и крепятся в специальные пазы, которые называют «сёдлами». Когда гитарист извлекает звук с помощью струн, вибрации генерируемые струнами передаются через бридж на корпус, где звукосниматель может их уловить, усилить, видоизменить и затем вывести через динамик на комбике. Наиболее качественные бриджи изготавливают из латуни и покрывают хромом или никелированным серебром.

Большинство струнодержателей для бас-гитар попадают в один из трёх типов:

  • Через бридж
  • Сквозь корпус
  • Комбинация бриджа и струнодержателя

В первом типе «Через бридж», струны продеваются через заднюю часть бриджа и размещаются в сёдла.

Второй тип «Сквозь корпус», струны продеваются через заднюю часть корпуса, где так же закрепляются в сёдла.

Третий тип «Комбинация бриджа и струнодержателя», струны продеваются через отдельный струнодержатель, который не соединён с сёдлами.

Звукосниматели: Синглы или Хамбакеры?

Звукосниматели — это электромагнитные устройства, которые улавливают звуки, создаваемые вибрациями струн и корпусом гитары, после чего преобразовывает эти звуки в электрический сигнал. Большинство бас-гитар имеют двумя наборами звукоснимателей, что предоставляет больший звуковой диапазон. Звукосниматели, которые расположены вблизи грифа гитары, обладают гладким, низкочастотным звуком, в то время, как звукосниматели, которые расположены вблизи бриджа, обладают острым, средне-высоким диапазоном звучания.

Наиболее распространёнными типами звукоснимателей являются:

  • Синглы
  • Хамбакеры

Существуют так же и другие, но они являются вариациями данных типов.

Синглы были первым и наиболее простым видом звукоснимателей. Каждый звукосниматель имеет всего одну катушку и один магнит, которые создают яркий, сфокусированный звук. Единственный их недостаток — это шумы, которые они улавливают и преобразовывают вместе со звуком вашей бас-гитары. Однако, именно для этого были придуманы хамбакеры.

Хамбакеры были созданы для того, чтобы избавится от надоедливых шумов и грязи создаваемыми синглами. Идея хамбакеров заключается в двух катушках намотанных последовательно и полярности магнитов, которые располагаются друг напротив друга. Именно этот дизайн помогает практически полностью избавится от лишних помех и шумов. Отсюда его название (humbucker с англ. шумоподавитель). Хамбакеры имеют более жирный звук, по сравнению с синглами и практически не фонят при подключении к усилителю.

Split-coil — это одна из популярных вариаций синглов, которую можно встретить на Fender Precision Bass. Данный вид звукоснимателей представляют собой сингл, который функционирует как хамбакер. Достигается это тем, что звукосниматель разделён на две половины, каждая из которых имеет разную полярность. Таки образом, они образуют звук, который очень напоминает звук сингла без помех и шумов.

Электроника: Пассивная и Активная

Термины «Активная» и «Пассивная» относятся к предусилительной схеме бас-гитары. Предусилитель повышает выводимый сигнал со звукоснимателей и обеспечивает контроль формирования звука.

Пассивные предусилители функционирую без дополнительного источника питания и имеют несколько рычагов контроля:

  • Громкость
  • Переключатель звукоснимателей (если их более одного)

Плюсом пассивного баса можно считать тот факт, что он не зависит от батарейки, которая может сдохнуть прямо посреди концерта. Ещё одно преимущество — это простота эксплуатации. Пассивная электроника генерирует более традиционный звук, в то время как активная электроника — более современный.

Активной электронике необходимо дополнительное питание, которым обычно обеспечивает встраиваемая батарейка. Преимущества активной электроники заключается в том, что она выводит более мощный сигнал и имеет большой контроль над формированием тона. Активные бас-гитары частенько оборудованы встроенным эквалайзером, который разделён на три частотные группы: низкие, средние и высокие. Они так же могут иметь специальный переключатель, который мгновенно изменяет профиль эквалайзера. На некоторых бас-гитарах можно найти переключатель для катушки звукоснимателя, который отключает одну из катушек хамбакера, тем самым заставляя его звучать как сингл.

Сколько струн?

Четырёх струнные бас гитары

Большинство бас-гитар имеют четыре струны и по моему мнению, начинающим бас-гитаристам следует начинать с четырёхструнного инструмента. Такие бас-гитары вполне соответствуют большинству музыкальных стилей и по сравнению с пяти и шестиструнными инструментами, обладают меньшим грифом, что делает их отличным вариантом начинающих.

Пяти и шестиструнные бас-гитары

К пятиструнным бас-гитарам добавляют дополнительную струну, которую настраивают в B (Си), тем самым наделяя инструмент более широким диапазоном. Гриф пятиструнного баса гораздо шире по сравнению с четырёхструнной, и поэтому на нём будет сложней учиться. Пятиструнные бас-гитары популярны в таких жанрах как: хард-рок, метал, фьюжн и джаз.

Шестиструнные инструменты обладают более широким диапазоном по сравнению с двумя предыдущими, за счёт того, что в их арсенал добавляются две дополнительные струны, которые обычно настраивают в B (Си) и C (До). Шестиструнные бас-гитары требуют ещё более широкого грифа, который может доставлять неудобства для многих гитаристов. Несмотря на трудности, они идеально подходят для музыкантов, которые играют много соло-партий и которым необходим широкий диапазон для творчества.

Безладовые бас-гитары

Стандартные бас-гитары оборудованы металлическими ладами, которые вклеиваются в накладку грифа и делят его на части. Ладны помогают с лёгкостью ориентироваться по грифу гитары и видеть ноты.

Безладовые бас-гитары обладают гладкой накладкой, которая очень напоминает контрабас или скрипку. Попадание в правильные ноты с должным интонированием — это задача не из простых и не для новичков. Бас-гитаристы, которые играют на таких инструментах полагаются на мышечную память и хорошо-тренированный слух. Они выбирают этот инструмент из-за его гладкого и особого эффекта глиссандо, который обычно можно слышать у контрабасистов и скрипачей.

Древесина

Древесина, которая используется при изготовлении корпуса и грифа бас-гитары, очень сильно влияет на её звук, и резонанс. Новичкам не обязательно обращать внимание на этот факт, так как они попросту не заметят разницу между дорогими сортами или скажем листовой древесиной. Тем не менее, если вы ждёте от инструмента определённого звучания, то об этом факте не стоит забывать.

Ольха

Ольха обычно используется при изготовления корпуса. Она создаёт очень сбалансированный, чёткий и цельный звук.

Агатис

Очень популярное дерево, из-за его относительной дешевизны. Агатис используют при изготовлении корпусов для бас-гитар. Он имеет очень сбалансированный звук, с незначительными акцентами в нижнем диапазоне, что даёт весьма богатый звук.

Ясень

Существует несколько видов ясеня, которые используется для изготовления бас-гитарных корпусов. Все они имеют незначительные различия, но если говорить в общем, то ясень имеет яркий, цельный тон, который очень напоминает по своим свойствам ольху. Болотный ясень наиболее популярен, из-за его превосходной структуры.

Липа

Часто используется на недорогих инструментах, так как липа — это «мягкая» древесина. Она не производит достаточного резонанса, как другие виды. Некоторые бас-гитаристы думают, что она создаёт «плоский» звук, пока другие думают, что короткий сустейн идеально подходит для быстрых и сложных музыкальных пассажей.

Красное дерево

Красное дерево — это очень популярная древесина, потому-что она производит мягкий, тёплый звук, который подчёркивает низкий и средний диапазон тона, а так же создаёт длинный сустейн. Красное дерево является очень плотным, а следовательно и тяжёлым.

Клён

Клён как и красное дерево создают хороший сустей, но в то же время, он производит яркое и чистое звучание. Многие музыканты считают его идеальным для студии.
Дорогие модели бас-гитар могу быть изготовлены из таких экзотических пород, как: африканский палисандр, венге, коа или кокоболо.

Какая бас-гитара подойдёт именно мне?

Вот несколько советов (не правил), которые помогут вам с выбором:

  • Покупайте лучшую бас-гитару, которую только можете себе позволить. С хорошим басом вам будет проще научиться играть и прослужит он вам долгую службу.
  • Не обольщайтесь красотой безладового баса, на нём не просто научиться, особенно если вы никогда не играли на струнных инструментах. Выбирайте те бас-гитары, которые оборудованы ладами и хорошей разметкой.
  • Отдайте своё предпочтение бас-гитаре с меньшей длиной мензуры (если вы юный гитарист или если у вас маленькие руки).
  • Для упрощения себе жизни, выбирайте инструмент, у которого четыре струны.
  • Выбирайте инструмент с простыми средствами контроля громкости и тона, чтобы вы могли сосредоточится только на струнах, а не отвлекаться на всякие там рычаги, кнопки и крутилки.
  • Выбирайте бас, цвет и форма которого удовлетворяет всем вашим желаниям. Возможно он не будет звучать превосходно, но внешний вид может мотивировать вас играть больше.