Красота глаз Очки Россия

Тема любви в романе «Преступление и наказание. Сочинение: Их воскресила любовь (по роману «Преступление и наказание») Их воскресила любовь

Заключительное учебное занятие

по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

(10 класс)

Тема: «Эпилог. Их воскресила любовь…»

Цель: осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

Методические приемы: беседа с элементами размышления, запись в тетрадях, работа над семантикой слова.

Эпиграф: Путь к свету лежит через тьму. Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет. Н.А.Бердяев

Ход урока:

1. Организационный момент:

Работаем, как обычно: в тетрадь записываем эпиграфы, важные цитаты, фиксируем интересные мысли. К концу урока готовимся сделать выводы из того, о чем мы с вами сегодня говорили.

2. Вступительное слово учителя:

В эпилоге мы читаем: «Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные весенние дни (…). Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку (…). Вдруг подле него очутилась Соня (…). Они были одни, их никто не видел (…). Как это случилось. Он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. …В тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, что он бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…

Они оба были бледны и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Впереди у них еще трудный путь, «новая жизнь не даром же ему достается. Ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…» Но главное для героев случилось. Раскольников достает из-под подушки Евангелие, то самое, Елизаветино, которое принесла ему Соня. Оно полтора года пролежало там, а Раскольников ни разу не открыл.

Мы все по-разному можем относиться к понятию веры, религии, но мы сегодня на уроке говорим о Достоевском, самом ярком выразителе христианства в литературе, о глубоко верующем человеке. Мы знаем, насколько сложна была жизнь писателя, и от всех отчаянных поступков его спасала религия.

А знаете ли вы, что единственная книга, которую было разрешено читать на каторге, - это Евангелие.

Да, христианство оставило глубокий след в русской культуре, литературе. С этим бессмысленно спорить. Оно дало не только письменность, но и словесность. Первые книги – псалтыри. По ним учились не только читать, они прививали нравственные ценности. Через всю русскую литературу осью проходит христианская тема.

3. Работа по теме урока.

3.1. Актуализация знаний:

Итак, вернемся к роману.

Почему Федор Михайлович определяет именно такие временнее рамки для эпилога романа « вторая неделя после Святой »?

« Пасха новозаветная высочайший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событиях крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Во всех песнях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью, а также нашем избавлении чрез Него от греха…

В течение семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи» .

« Библейская энциклопедия »

От какого же греха избавляется Родион Раскольников? (убийство старухи-процентщицы)

Что же сделал с собою Раскольников, совершив этот грех? «Что вы это над собой сделали?» - говорит Соня Мармеладова.

Обратите внимание на семантику слова Раскольников. Как вы думаете, с каким значением связано это слово? (приложение 1)

Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду. (

(Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова )

Дьявол – гр. «раздвоение»;

Из того, о чем мы уже говорили на уроке, и, опираясь на толкование этих слов, какой вывод можно сделать? Вспомните, как и чем убивает Раскольников, – обухом, острие направлено против себя. (С овершив это убийство, он повредил свою душу)

- Обратите внимание на эпиграф: Путь к свету лежит через тьму . Величие Достоевского было в том, что он показал, как во тьме возгорается свет . Н.А.Бердяев

Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор. Как они связаны с темой нашего урока?

Какой свет возгорается в этом произведении? (Божий)

3.2. Анализ отношений Раскольникова и Сонечки:

В каких эпизодах романа появляется свет? Процитируйте.

( Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедших за чтением вечной книги» (4-4).

(…и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг поступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего).

С каким образом романа связано это появление света? (С Сонечкой Мармеладовой)

Найдите описание Сонечки (2-7; 3-4; )

Какие эпитеты использует автор для создания образа Сонечки? Выпишите в тетрадь. (С кромная, глаза ясные, голубые, девочка, ребенок, худенькая, маленькая, прозрачная, кроткие голубые глаза, «юродивая», болезненная, вечная).

Кроткий незлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный. ( Словарь синонимов (с. 162).

Юродивый – 1. Чудаковатый. Помешанный (разг..) 2. Безумец обладающий даром прорицания. ( Толковый словарь. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)

(Цитаты из текста:

«.. приниженное существо до того уж принижено».

«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

«Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..»)

Как же такой слабый человек может спасти другого? (напрашивается ответ, что Сонечка все-таки была очень сильной)

Где мы видим Сонечку сильной? Зачитайте. (Чтение про воскрешение Лазаря) (4-4) - В чем же ее сила? (в вере )

Почему Раскольников идет к Сонечке (он еще не понимает, в чем ее сила ), ведь она, по его теории, «тварь дрожащая»? Найдите доказательства своего ответа в тексте. (4-4.5-4)

(«Что ж бы я без Бога-то была?»

«Это человек-то вошь!»

«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!»

«Убивать? Убивать-то право имеете?»

«Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет».

«Страдание принять и искупить себя им».

«А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?»

Дуня: «К ней, к Соне, к первой пришел он со своею исповедью; в ней искал он человека, когда ему понадобился человек…»

Итак, человека спасает человек. А когда один человек становится спасением для другого? Ответом на этот вопрос могут стать слова Антония Сурожского из книги « О встрече»:

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому. Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. А значит, полюбить. Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить – значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого… К тому и должны вести все наши встречи…».

Раскольников нашел, к кому можно пойти, кто его встретит, увидит, услышит, полюбит. (Многие герои произносили слова: «…когда пойти некуда»)

Какую вечную книгу, какой эпизод из нее читают герои? (Читают Евангелие, эпизод о воскрешении Лазаря)

Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного нравственного спасения) (4-4)

Обратите внимание на афоризмы:

Единственный суд – моя совесть , то есть сидящий во мне Бог . Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Ф.М.Достоевский

Обрести Христа – значит обрести собственную душу .

Ф.М.Достоевский

Подчеркните ключевые слова.

Как вы понимаете эти слова? Свяжите их с произведением.

Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись? (он этого хочет сам, он ищет спасение)

Что же привело Раскольникова к греху? (Поставил себя над людьми, попытался отнести себя к «избранным»).

Он понимает, что это великий грех? Раскольников считает, что его идея верна. И история это подтверждает. Мучается же он от того, что «не вынес своего шага», и поэтому «Я не имел права разрешить себе этот шаг».

Как к нему относятся каторжане? Зачитайте выдержки из текста.

(«Его же самого не любили и избегали все», «Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь!»)

А как они относятся к Соне?

(«…все снимали шапки, все кланялись: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная. Болезная!»)

Как вы понимаете слово «болезная»? (Взявшая чужую боль на себя в отличие от Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня – они, она, ты …. «А с ними-то что будет…»)

О какой же любви идет речь в романе? Какая это любовь? Это та любовь, о которой сказано в Библии, в Новом завете:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Новый Завет. 1 Послание кор. 13.4 – 8,13.

И мы опять возвращаемся к теории Раскольникова. До последних страниц герой верен своим идеям, сложно Сонечке спасти его душу, медленно, очень медленно происходит воскресение Раскольникова.

Какой эпизод романа подтверждает бесчеловечность этой идей, подтачивает убеждения Раскольникова? (СОН )

Послушайте стихотворение поэта 20 века М.А.Волошина.

Трихины

«Появились новые трихины…»

Ф.Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелия, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут: мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время:

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех, во всем, пред всеми виноват.

О чем это стихотворение?

Актуально ли то, о чем говорит Достоевский в наше время?

( К сожалению, история, как видим, людей не учит. По-прежнему люди, «зараженные трихинами», ставят себя наравне с Богом, считая, что им, «избранным», позволено решать судьбы людей, решать, кому жить, а кому умирать).

Любовь, самопожертвование Сонечки спасли Раскольникова, выжгли из его тела трихины. Человека спасает другой человек. Но много проблем в романе так и остаются нерешенными. Хватит ли на всех любви «вечной Сонечки»? Кто спасет погибающий от безумия мир? Всегда ли находит Бог человека и как быть, если человек не находит его? - эти философские вопросы Достоевский оставил решать нам.

4. Подведение итогов:

Какие выводы мы сделаем из этого урока?

1. Человек неприкосновенен. Он носитель лика Божьего. И каким бы он ни был – это «божья тварь». Никому не дано право распоряжаться жизнью другого человека.

2. Человека спасает другой человек.

3. Это спасение происходит через любовь. Но эта любовь должна быть истинной, терпеливой, жертвенной («не вздохи на скамейке», «не любовь в горизонтальном положении»).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, и в ваших сердцах никогда не иссякнет христианская любовь к людям. Вы будете достойными людьми.

5. Оценки. Домашнее задание:

Дома напишите сочинение «Их воскресила любовь».

приложение 1

    Рассмотрите семантику слов:

Расколоть – 2. Расчленить, нарушить единство, внеся разногласия в какую-нибудь среду.

Колоть – 1. Касаться чем-нибудь острым, причиняя боль. 2) Ранить или убивать чем-нибудь острым.

Дьявол – гр. «раздвоение»;

Грех – гр. «повреждение души».

Единственный суд – моя совесть, то есть сидящий во мне Бог. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

Ф.М.Достоевский

Обрести Христа – значит обрести собственную душу.

Ф.М.Достоевский

Краткое сочинение-рассуждение по литературе с цитатами для 10 класса на тему: любовь в «Преступлении и наказании». Любовная линия Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова

Роман Ф.М. Достоевского затрагивает обширный круг тем. Самые главные – это путь человека, его жизненный выбор, напряженные поиски настоящей истины. Но и вечную тему любви не мог обойти великий писатель. Любовь свела абсолютно противоположных, но одинаково погибающих героев, стала их испытанием и спасением.

Жизнь Родиона Раскольникова, главного героя романа, складывается не лучшим образом. Из родного гнезда, где его все любили, лелеяли его чувствительную и нервную натуру, он попал во враждебную жизнь. Герой учился на юридическом факультете, но ему пришлось покинуть университет из-за отсутствия денег. Бедность давит на героя во всем. Он красив внешне: «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен», — но одет нищенски: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Живет он в коморке, похожей на гроб. Нищета давила на самолюбие Родиона, он замкнулся в себе, перестал общаться с людьми, пришел к разрушительной теории, разрешавшей убийство, которое он и совершил. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!» — говорит Раскольников о своем поступке. Герой — не преступник, он не может хладнокровно лишить человека жизни. Но раскаяние не овладевало им. Его принудили к чистосердечному признанию лишь страх разоблачения и понимание того, что он не исключительный человек, раз убийство «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонки, никому не нужной и, напротив, всем вредной» чуть не лишило его рассудка. Однако Раскольников все же пришел к раскаянию и спасся. Как? На его пути появилась Соня Мармеладова.

Соня тоже погибшая, падшая. Эта худенькая, белокурая девушка с глубокими глазами, выражающая наивность и чистоту, вынуждена «идти по желтому билету» (то есть работать проституткой). Героиня – настоящая мученица, она продает свое тело, чтоб обеспечить свою мачеху, ее детей и отца-алкоголика. Соня, как и Родион, мыкается в коморке, где нет даже углов, она одета в лохмотья, также бледна и худа. Однако девушка не обвиняет мир в своем несчастье, а терпит и находит утешение в религии. Грязь, окружающая героиню, не касается ее. Она способна сопереживать и жалеть, не упрекая и любя. Этого так не хватает Раскольникову, вот почему он признается в убийстве именно ей. Именно Соня следует за ним на каторгу, где старается скрасить его быт: «Она ведь и жила только одною его жизнью». Девушка приводит героя к вере, к раскаянию и к спасению. Но и для нее благотворна смена обстановки. Соня становится уважаемой в городе модисткой, герои решают быть вместе после завершения каторжных работ и начать новую жизнь: «Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», — говорит Раскольников Соне. Но это оказалось не так. Они были вместе прокляты, но вместе и спаслись. И причина этому – любовь, которая действительно воскресила героев. Обоим она помогла спасти свою душу от греха и начать новую жизнь, выйдя из порочного круга несчастий. И Родион, и Соня пережили много разочарований и ударов судьбы, но любовь позволила им обрести смысл и преодолеть все трудности. Именно в ней, а также вере в Бога, по мнению Ф. М. Достоевского, и заключаются жизненная гармония и покой, которых так не хватает не только героям романа, но и нам, современным читателям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Их воскресила любовь

Тема любви является чуть ли не центральной в известном произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Наравне с теорией о двух кастах людей («обыкновенных» и «необыкновенных»), автор делает большой акцент на отношениях Раскольникова и Сони Мармеладовой , Разумихина и Дуни . По сути «Преступление и наказание» - это роман, изображающий трудный нравственный путь людей, который, по мнению писателя, может быть пройден достойно только с Любовью и верой в Бога.

Главный герой произведения - студент юридического факультета, который вынуждено оставил учебу из-за нехватки денег. Родион Раскольников - умный и талантливый молодой человек, о чем свидетельствует его статься в газете о теории «низшего» и «высшего» класса людей. К первым герой относил людей, который ничего особенного за свою жизнь не делали и никак не влияли на ход истории. Ко вторым он относила таких людей, как Наполеон. Он видел в этом человеке много достоинств.

Несмотря на то, что полководец убивал людей, он вершил историю. По этой теории людям «высшего» сословия разрешалось убивать себе подобных. Его теорию развенчал один факт. Идею зарубить злостную старуху-процентщицу Раскольников услышал от каких-то людей в трактире, то есть она принадлежала не ему. Но в свете последних событий в его жизни, беспросветной нищеты и мрачного настроения, она ему показалась спасительной. Таким образом, он надеялся уничтожить хотя бы часть зла, превращающего жизни нормальных людей в ад.

К сожалению, в момент его преступления нагрянула сестра процентщицы Лизавета Ивановна - человек бескрайне добрый и никогда никого в своей жизни не обидевший. Раскольникову пришлось и ее убить, чтобы избавиться от свидетелей. Это и стало тем самым «камнем преткновения» в доказательстве его теории. Он понимал, что убил невинного человека и глубоко раскаивался. Нравственным антиподом героя показана Соня Мармеладова. Ей не присуще бунтарство Раскольникова. Она, наоборот, выбирает путь смирения перед Богом.

С точки зрения общественной морали она - блудница. Но мы то понимаем, что она вышла на панель для того, чтобы прокормить свою семью. С точки зрения христианства, эта героиня - святая, потому что она приносит себя в жертву ради своих близких и родных людей. Несмотря ни на что, два главных героя Достоевского во многом схожи. Они ищут путь духовного очищения и находят, в конце концов, его в Любви к Богу. По словам автора, это и есть исцеление, это и есть верный путь.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это изображение трудного нравственного пути главного героя к истине, которая, по мнению писателя, заключается в любви и вере в Бога.
К этому же пониманию в финале произведения начинает приходить и Родион Раскольников. Однако эта «простая» истина далась ему чрезвычайно сложно, герой заплатил за нее ужасающую цену. В поисках правды и справедливости Раскольников решается на убийство человека и, несмотря на то, что вся его природа протестует против этого преступления, совершает его. Все последующее действие романа - это развенчание поступка героя и его теории, которая разрешала «преступить нравственную черту». Каждой строкой своего произведения автор разоблачает теорию Раскольникова, показывает ее разрушительную сущность, противоречащую законам всего живого.
Однако Достоевский хочет, чтобы не только читатели, но и его герой понял весь ужас придуманного и содеянного им. Поэтому он «сводит» Раскольникова с персонажами, которые помогли бы Родиону в этом. Главную роль среди них играет, конечно же, Сонечка Мармеладова, ставшая для Раскольникова не только любимым человеком, но и ангелом–спасителем.
Соня - нравственный антипод Раскольникова. Она отрицает бунт, свойственный Родиону, и выбирает путь смирения перед Богом. Эта девушка - «блудница» с точки зрения общественной морали, ведь она вышла на улицу, чтобы ее семья не умерла с голоду. Однако с точки зрения христианства Соня - святая, потому что жертвует собой ради благополучия ближних и сохраняет Бога в своей душе («...С ними-то что будет?»).
Но, несмотря ни на что, Соня и Раскольников во многом похожи. Это две сложные натуры, которые живут напряженной духовной жизнью, страдают от своей «униженности». Я думаю, что героиня, так же, как и Родион, много думала о возможности «покончить все разом» - о самоубийстве.
Кроме того, оба героя – изгои в обществе, совершившие страшные преступления и потому оба они очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она единственный человек, который может его понять. Мысль о возможности открыть свою тайну кому-то другому, пусть даже близкому человеку - сестре, матери, Разумихину - приводит Родиона в ужас. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
В теории Родиона «ничего она... не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Соня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?»
Однако в исповеди героя Соня сердцем поняла самое главное: Раскольников несчастен, он страдает. Именно поэтому она говорит ему: «Что это вы над собой сделали?»; «Нет теперь никого несчастнее тебя в целом свете».
Эта героиня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила. Она избрала путь истинного смирения перед Богом, веру в возможность возрождения. По мнению Достоевского, именно этот путь ведет к спасению. Недаром эпизод, в котором Соня читает Родиону библейскую легенду о воскрешении Лазаря, считается одной из кульминаций романа. Путь духовного возрождения героиня прочит и Раскольникову, несмотря на его скептическое неверие и продолжающийся бунт. Однако для Сони душевное выздоровление Раскольникова, его приход к Богу становится новой миссией, даже более важной, чем поддержание семьи. Для нее в Родионе, которого она полюбила за его страдания, прежде всего, теперь заключается весь смысл жизни. На него она направила всю свою любовь, заботу, силу веры. Именно поэтому Мармеладова подталкивает Родиона к признанию своей вины, именно поэтому она убеждает его покаяться перед людьми, именно поэтому она едет за ним на каторгу.
Таким образом, смирившись, Соня спасает не только себя, но и Раскольникова. Именно любовь к Соне открыла этому герою возможность примирения с жизнью, с людьми. Неслучайно отношение каторжников к Раскольникову изменилось после его свидания с Соней: «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе».
Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг - отказаться от рационального осмысления жизни: «... он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь... » Только тогда Родион смог понять, насколько важна для него героиня, что он любит ее так же сильно, как и она его: «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же, наконец, эта минута...»
В финале романа писатель дает героям надежду на возрождение, возврат к «правильной», «естественной жизни», наполненной любовью друг к другу, к людям, к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь».
Таким образом, любовь Раскольникова и Сони помогла обоим героям обрести смысл жизни, поверить в себя и в возможность счастья, захотеть обновления и возрождения. Эти люди нашли друг друга и, вместе с этим, обрели истинную цель, соединились с Богом. Именно в этом, как мне кажется, заключается гуманистический и оптимистический пафос романа Достоевского, показывающего, что духовное возрождение возможно для каждого, и в этом есть смысл существования человека на этой Земле.

Сочинение по произведению на тему: «Их воскресила любовь» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Достоевский Ф.М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям романа «Преступление и наказание». Книга эта – повествование о судьбах отверженных, но воскресших в конце концов людей.

Судьба Сони открывается во всей своей трагической полноте в исповеди Мармеладова перед Раскольниковым. Именно из рассказа спившегося чиновника Семена Захарыча мы узнаем о том крайнем способе, к которому прибегает Сонечка, чтобы спасти свою семью от голодной смерти. С ее образом связана в романе тема поруганной красоты, оскверненного чувства, высокой жертвенности. Мысль о самоубийстве не раз посещает Сонечку, и только забота о Катерине Ивановне и детях удерживает Софью Семеновну от рокового шага. Впрочем, не только... «Что она, уж не чуда ли ждет? И, наверно, так», – догадывается Раскольников. Чтение Соней евангельской притчи о воскресении Лазаря – это предельное самораскрытие героини. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». В душе Соня – ребенок, с детской наивностью продолжающий верить в чудо.

Трагична не только судьба Сони, но и судьба Раскольникова. Создание индивидуалистической теории «крови по совести», делящей всех на «тварей дрожащих» и «право имеющих», и попытка ее осуществления окончательно отъединяют его от людей. Герой признается самому себе после убийства: «Мать, сестра, как я любил их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...» Он пока не понимает, что, убив Лизавету и старуху-процентщицу, он уничтожил себя, вырубил топором свою душу, вырвал ее из себя с корнями.

Герои Достоевского наделены «проницательными сердцами». Сонечка прекрасно понимает, что Раскольников «ужасно, бесконечно несчастен». Не случайно именно к ней приходит Родион Раскольников со своими исповедями, с желанием «поклониться всему страданию человеческому». Именно ей признается в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» – объясняет герой. Он уже близок к тому светлому пути, которым они с Соней пойдут в конце романа, свои признанием он отвергает собственную теорию. «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» – с ужасом говорит Соня и предлагает Раскольникову покаяться, «страдание взять на себя». Соня протягивает убийце крест со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» С чувством приговоренного к смерти Раскольников приходит на Сенную площадь. «Он встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием». Соня тайком наблюдает за Родионом Романовичем. «Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз и навсегда, что она теперь с ним навеки и пойдет с ним на край света, куда бы ему ни вышла судьба». И действительно, Соня не оставляет убийцу даже в Сибири. В ясный весенний день Раскольников выходит на берег реки. «...Вдруг подле него очутилась Соня. Она подошла едва слышно и села рядом с ним... Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого...»

Итак, именно любовь, нежная любовь к конкретному человеку (а не к абстрактному человечеству!) приводит героев Достоевского к духовному воскресению, возрождению, естественности «живой жизни». Взаимное чувство Раскольникова и Сони отличается чистотой и возвышенностью. Но они не замыкаются в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо, возродились.

Их воскресила любовь! Ведь это сильнейшая стихия, заставляющая забыть и отринуть всю суетность и греховность прошлой жизни и устремиться вперед, к свету, где ты уже не один.