Красота глаз Очки Россия

Значение духовной литературы в жизни человека. Сочинение на тему «Литература в жизни человека» Роль художественной литературы в духовной жизни человека

Урок начинается с традиционной разминки, цель которой -разграничение языковых средств художественной выразительности в поэтическом произведении. Большое внимание уделяется знакомству с учебником. Анализ отывка из произведения В. Лидина позволяет сделать вывод о роли литературы в духовном развитии человека. Во время фронтального опроса учащиеся приводят примеры из истории, которые вместе с литературой формируют лучшие кочества человека. Традицинен комментарий отметок и подведение итогов в конце урока. Домашнее задание направлено на развитие речи учащихся и определение читательских интересов в классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата Урок№1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

Цель урока: сформировать представление о литературе как искусстве слова и ее роли в духовной жизни человека.

Задачи:

Повторить изученные языковые средства художественной выразительности,

Работать над развитием монологической речи учащихся на заданную тему,

Продолжить работу по воспитанию чувства гордости за родную литературу.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, эпиграф.

Ход урока.

1) Организационный момент. Разминка на определение языковых средств художественной выразительности (отработка задания №3 ОГЭ по русскому языку)

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Учащиеся должны определить эпитеты, метафору, олицетворение, инверсию. Параллельно вспомнить автора строк, его произведения.

2) Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

3 ) Работа по теме. Понять сегодняшнюю тему нам поможет эпиграф. Это слова М.Горького. Великий русский писатель утверждал: «Литература- учебник жизни» Как вы понимаете это высказывание? …. (Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы- воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) Знакомство с учебником . В течение 9 класса мы будем изучать произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? (Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. («Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание в 3-5 предложения.(самостоятельная работа-закрепление на 5-7 минут)

5) Резерв. Фронтальный опрос.

Какие книги, прочитанные летом, вас заинтересовали?

Какие книги вы прочитали самостоятельно, и сем они вам запомнились?

У кого дома есть своя библиотека, любимая книга, автор?

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

7) Домашняя работа: подготовить сообщение 5-7 предложений на тему «Эту книгу надо прочитать»


Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

§ 1 Роль искусства в истории человечества

С древнейших времен искусство играет ведущую роль в становлении мировоззрения человека. Музыка, живопись, скульптура, архитектура всегда влияли на сознание людей, формировали систему нравственных ценностей человека.

Художественная литература - один из видов искусства, искусство слова. В литературных произведениях с помощью художественного слова можно отобразить события прошлого и настоящего, предметы, явления, которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. С помощью литературы мы не только познаем окружающий мир, но и пытаемся разобраться в собственных поступках.

§ 2 Роль книги в мировой культуре

Крупнейшие мыслители, общественные деятели, писатели всего мира много раз отмечали выдающуюся роль книги в развитии человечества.

Книга - это фундамент духовной культуры народа. Именно в процессе чтения происходит великое таинство приобщения человека к новым идеям, мыслям, художественным образам. Отсюда - огромное значение процесса, обозначаемого широким и емким словом «чтение».

Итак, роль книги как разновидности искусства велика: она формирует мышление человека, передает накопленный опыт.

§ 3 Процесс создания книги

Сначала книга существовала как носитель Слова, она была носителем скрытого знания, и приобщение к нему было возможно посредством длительного посвящения. Сам процесс написания книги долгое время являлся необыкновенно трудным, священным таинством. Так, летописец приступал к записям лишь после долгого поста и молитв, считая, что сам ангел водит его рукой. Только к ХVII веку письменный текст становится обычным и доступным простым людям..

Следовательно, процесс создания книг отразил бережное отношение к письменному слову.

§ 4 Роль русской литературы в истории страны

Наш народ сотворил высокохудожественную литературу. Имена А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского известны во всем мире. Наша литература не только представила историю народа, его борьбу за свободу, за счастливую жизнь, но и отразила глубокий, мучительный духовный поиск людей разных эпох. В русской литературе честно отображается общественная действительность: различные периоды жизни всего народа, стремления и надежды людей. Русские писатели и поэты прививают интерес к своей истории, любовь к родной земле, к своим предкам, к своему ближнему и к братским народам… Литература помогает и поддерживает человека в сложные минуты жизненного пути.

Д.С.Лихачев так писал о нашей литературе: «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни».

В заключении можно сказать, что художественная литература базируется на гуманистических взглядах и убеждениях, одобряет нетленные и вечные общечеловеческие ценности. Именно этим она и является близкой, очень нужной и просто необходимой для человечества, что и отразил в своем стихотворении «Слово» русский писатель Иван Бунин:

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Использованные изображения:

Может, это очень субъективный вопрос, но точно касается практически каждого. Литература как любой вид искусства имеет множество жанров, уникальное оформление, невероятное количество как полезного, так и интересного материала.

Человека, как известно, состоит из многих компонентов, и практически каждый касается литературы в той или иной степени. И в условиях конкретных книг на нее воздействует не только учебное, но и развлекательное и др. содержимое.

Формирование:

Я практически уверен, что формированию способствуют иллюстрации, содержащиеся в книге, что дает, например, для ребенка, возможность полюбить живопись и помогают более наглядно представить описываемую ситуацию, а значит развивает фантазию. А фантазия,как известно, полезный навык! Оформление книги: достойное оформление книги развивает эстетическое восприятие окружающего, так называемая любовь к красоте.

Естественно,что так или иначе обойти содержимое любой книги невозможно. Содержимое любого жанра позволяет пережить читающему безграничную гамму всевозможных эмоций, даже самому черствому человеку что-то да придется по вкусу. Кроме того, разнообразие содержимого литературы дает:

  1. ответы на практические (житейские) вопросы;
  2. пополняют опыт человека (т.к. рассматриваемые примеры и ситуации, в основном, создаются на основе реальных ситуаций);
  3. повышают общую эрудицию, - а это снова компонент духовной жизни;
  4. дают возможность приобретения новых навыков, определяют вкусы - (повторяя за героем или обретая интерес к изготовке самих книг);
  5. позволяют оставить все нежелательное здесь и "рвануть" в путешествие в мир параллельный;
  6. и, наконец, литература позволяет задуматься над тем, что есть, что будет, что могло бы быть или не могло быть в ; посмотреть на себя и окружающих со стороны, приглядеться к тем, кто рядом, обрести самоопределенность в мире и в себе.

Так или иначе,
мне кажется, есть еще одно: практически любая литература (если она по нраву, конечно) дает не "только прогуляться в параллельность", но обеспечивает чувство безопасности и уюта, а это уже внутренняя духовная гармония.

Конечно, разговаривать на эту тему можно бесконечно, но я выразил то основное, что было для меня очевидным.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Урок литературы в 9 классе

Субботина И.К.,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…

М. Щербаков


Литература -

это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной.

В очень упрощенном, обывательском понимании, литература – это книги. Чаще всего мы говорим все-таки о художественной письменной продукции. Литература в этом смысле – явление культуры, вид искусства.

Изучает литературу отрасль науки филологии,

которая называется литературоведение.


Искусство -

это творческое отражение действительности, воспроизведение ее в художественных образах.

Произведением искусства называют далеко не все творения, это должно быть нечто очень качественное, наиболее интересное и способное изменить сознание зрителя (слушателя). Искусство воспринимается человеком всеми органами чувств.






Домашнее задание

ОТВЕТИТЬ ПИСЬМЕННО НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ:

Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?

Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «Ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?