Красота глаз Очки Россия

Большая просфора из алтаря. Православный священный хлеб (артос, просфора, антидор)

Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги Исаева Елена Львовна

Просфора, артос, антидор

Просфора, артос, антидор

Своим происхождением просфора уходит в древние времена. Ее прообразом были хлебы предложения в Моисеевой скинии. В первые века христиане сами приносили в храмы вино, хлеб и елей (оливковое масло), а также воск для изготовления свечей – все, что требовалось для совершения богослужения. Приношение хлеба (просфоры), или пожертвование, принимал диакон, а имена жертвующих вносили в список, который возглашали с молитвой во время освящения дара.

Родственники умерших делали подношения от их имен, поэтому в молитвах упоминались и почившие. Из добровольно принесенного хлеба и вина отделяли часть для преложения в Тело и Кровь Христову, из пожертвованного воска отливали свечи, а прочие дары после возглашения над ними молитвы раздавали верующим. Впоследствии просфорами стали называть только хлебы, употребляемые при совершении литургии. Затем со временем вместо обычного хлеба в церкви стали печь привычные нам просфоры, а в качестве приношений принимать как продукты, так и деньги.

Современные просфоры состоят из двух частей, которые приготавливают из теста отдельно, после чего соединяют вместе. На верхней части стоит печать, изображающая равносторонний четырехконечный крест с надписью IС ХС (Иисус Христос) над перекладиной и НI КА (победа) под ней. Просфоры выпекают из муки, полученной из несчетного количества колосьев, поэтому она символизирует и человечество, состоящее из огромного количества людей. При этом низ просфоры соответствует плотскому составу человека, а верхняя, с печатью, – духовному, в котором присутствует Святой Дух и запечатлен образ Бога.

Духовное начало и присутствие Бога пронизывают все человеческое естество, что при приготовлении просфор отображается добавлением в тесто дрожжей и святой воды. Последняя при этом знаменует Божию благодать, а дрожжи – силу животворящего Святого Духа, дающего жизнь любому созданию. Это соответствует словам Иисуса о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобил закваске, положенной в тесто, и благодаря которой оно постепенно поднимается.

Разделение просфоры на части видимо обозначает невидимое разделение естества человеческого на душу и плоть, которые тем не менее находятся хотя в неслитном, но и в нераздельном единстве. Поэтому при приготовлении просфор нижнюю часть лепят отдельно от верхней, после чего соединяют вместе так, что все становится одним целым. Печать же на верхней части просфор означает невидимую печать Божиего образа, проникшего в естество человека и являющегося в нем высшим началом. Такое устройство просфор соответствует человеческой природе до грехопадения и воздействии на нее природы Иисуса Христа, восстановившего это устройство, нарушенное грехопадением.

Просфору можно бесплатно получить после литургии у свечного ящика, если вы подали записку на проскомидию о здравии или об упокоении. Имя или имена, указанные в записке, прочтут в алтаре и за каждое из них вынут частицу. Поэтому такие просфоры называют вынутыми.

По окончании литургии прихожанам раздают антидор – боковые части служебной просфоры, из которой во время проскомидии вынимают Святого Агнца. Слово «антидор» имеет греческое происхождение. В переводе оно означает «вместо дара». По словам святого Симеона Солунского: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор нужно принимать с благоговением, сложив крестообразно ладони, правую на левую, и при этом целовать руку священника, подающего этот дар. Согласно церковным правилам, антидор нужно употребить в храме, натощак, потому что это – святой хлеб с жертвенника Господня, часть от приношения к алтарю Христову, через которое мы получаем небесное освящение.

Артос (квасной хлеб), или просфора всецелая, – это общий для всех членов церкви Христовой освященный хлеб. На протяжении Светлой седмицы артос в храме занимает самое почетное место возле Царских врат вместе с иконой Воскресения Господня. В конце пасхальной недели, в субботу, на литургии артос раздают верующим.

Употребление артоса началось с первых времен христианства. После Вознесения последователи и ученики Христа находили утешение в молитвах и, припоминая каждое действие и каждый шаг Учителя, собирались на общую молитву. Здесь они причащались Святых Таин, а готовя трапезу, главное место за общим столом оставляли Господу, полагая на это место хлеб. Первые пастыри церкви, подражая апостолам, установили в праздник Христова Воскресения полагать хлеб в храме как выражение того, что Спаситель является для нас истинно хлебом насущным.

На артосе обычно изображают либо крест, либо Воскресение Христово. На кресте виден терновый венец, но Самого Спасителя нет. Это воспринимается как знамение Христовой победы над смертью. При освящении артоса читают особую молитву, кропят хлеб святой водой и кадят вокруг него. Все это совершается в первый день Пасхи на литургии. Затем артос полагают на солее, напротив Царских врат, на специально приготовленном столе. После каждения около стола с артосом иерей читает молитву и трижды окропляет хлеб святой водой, произнося следующие слова: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос поставляют на солее перед иконой Спасителя, где он и находится в течение Светлой седмицы. В субботу упомянутой седмицы в самом конце литургии иерей произносит еще одну особую молитву, и во время ее чтения артос раздробляют. Затем после службы, во время целования креста, частицы артоса раздают молящимся как святыню.

Полученные в церкви частицы артоса верующие благоговейно хранят как лекарство от телесных немощей и болезней духовных. Артос принято употреблять в особых случаях и обязательно со словами: «Христос воскресе!».

Неупотребленные артос или просфору хранят в красном углу около икон. Испортившуюся просфору нужно либо отнести обратно в церковь, либо сжечь самостоятельно. Можно также опустить святыню в реку с чистой водой.

Из книги Почему ты не в Церкви? автора Василопулос Архимандрит Харлампий

5.2. Просфора И она имеет значение. Просфорой она называется потому, что приносится [ 6] Богу. Иногда ее называют и "литургией", т.к. без нее невозможна литургия. Если бы были нужны золото и алмазы для такой великой Жертвы, где бы мы их взяли? Вот почему премудрость и любовь Божия

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

11. Что такое артос? Вопрос:Ночью после Пасхальной службы освящают какой-то круглый хлеб. Потом его всю Пасхальную неделю носят во время крестного хода и в субботу, порезав на кусочки, раздают верующим. Что это за обычай?Отвечает священник Константин Пархоменко:Этот хлеб

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означает слово артос? иеромонах Иов (Гумеров)Греческое слово artos означает хлеб. Освящается он в первый день св. Пасхи специальной молитвой. Раздробляется и раздается в субботу на светлой седмице. Совершается это в воспоминание преломления хлеба Спасителем на тайной

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

Крест, святая вода, просфора и ладан Существует у нас, православных, такое неписаное правило, что берем мы со святых мест песок, камешки, лепестки цветков или землю, чтобы положить их в ладанку. Для чего мы так поступаем и что следует за этим? Разве у Бога бывает особенная

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 11-е. Седьмой день светлой седмицы (суббота) (Что означает артос?) I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в

Просфоры приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами-женщинами благочестивой жизни.

Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. "Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный... Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего... В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода - крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: "Вы есть соль земли" (Симеон Солунский).

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

Старинный способ выпечки:

Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 минут) добавляют оставшуюся муку (800 г.) и снова все месят. После подхождения (через 30 минут) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые - 15 минут, служебные - 20 минут). Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры "отдыхают" час. Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор, не кладется.

Что такое антидор

В конце Литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от греческих же слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

"Антидор,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их".

Обычай раздавать антидор возник, повидимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Вот почему дьяконы разносили Дары больным, заключенным в темницах, находившимся под стражей. Те, кто отправлялся в дорогу, брали Дары с собой.

Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых Даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной. Сначала это называли благословением (по-гречески - евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго Духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения. Так как тут происходило смешение понятий (благословением - евлогиа - называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает - воздаяние, вознаграждение.

Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство "Изъяснения на литургию" Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.

Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Что такое артос

Слово артос (по-гречески - квасной хлеб) - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба - долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней - и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: "Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков".

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: "Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь" (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В суббота Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: "Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский. Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков".

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора, которая дается после окончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. "Пасха Христос избавитель", как поет Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5, 7). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Многие люди, посещая службы в церкви замечали, что на них раздаются маленькие хлебцы, которые называются просфорами. Их считают настоящей святыней, которую нужно чтить и беречь, чтобы не испортилась. Известны правила, касающиеся употребления такого церковного угощения.

Что такое просфора и зачем ее вкушают?

Маленький хлебец круглой формы, приготовленный из квасного пшеничного теста на , называется просфорой. Есть несколько фактов об этом церковном угощении:

  1. Переводят это слово с греческого языка, как «приношения».
  2. Какие-либо добавки в такую выпечку, за исключением дрожжей и соли, не кладутся.
  3. Выясняя, что такое просфора в православной церкви, следует указать, что эта выпечка состоит из двух частей, что символизирует соединение человеческой и божественной сущности в Иисусе Христе.
  4. На верхней части присутствует печать в виде креста с равными сторонами и в углах находятся буквы: IС ХС NI KА. Представленная надпись означает – «Иисус Христос побеждает». Сама же печать олицетворяет собой невидимую печать образа Господа.
  5. Если интересует, что символизирует просфора, тогда стоит знать, что изображает она хлеб , который Иисус разделили между своими учениками.

Какие бывают просфоры?

Существует пять основных видов священного хлеба для совершения литургии:

  1. Агничная . Это большая просфора с крестом, из которой специальным ножом вырезается агнец – хлеб, имеющий кубическую форму. Во время литургии он становится истинным телом Христа. Часть просфоры, которая не используется, называется антидором, и ее раздают верующим после службы.
  2. Богородичная . На этой большой просфоре присутствует печать «Мария» или образ Божьей Матери. Во время проскомидии из верхней части достают часть треугольной формы и кладут ее на специальное блюдо вместе с агнцем.
  3. Девятичинная . Этот вид посвящен всем святым и из ее печати достают девять частиц.
  4. Заздравная . Из этого хлеба извлекаются две части за всех участников литургии.
  5. Заупокойная . За всех умерших верующих из верхней части просфоры берется только одна частица.

Есть особые виды просфор, к которым относят артос – хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Священник просит у Господа благословения и помощи в исцелении болезней. Артос на протяжении всей Светлой Седмицы находится напротив Царских врат, а в субботу ее делят на маленькие кусочки и раздают верующим людям. Эта просфора символизирует воскрешение Иисуса Христа и напоминает о его нахождении на земле.

Просфора – рецепт приготовления


Священный хлеб можно приготовить в домашних условия, используя старинный рецепт. Важно знать, как пекут просфоры, поскольку есть несколько особенностей, которые стоит учитывать.

Ингредиенты:

  • мука высшего сорта тонкого помола – 1,2 кг;
  • святая вода;
  • дрожжи – 25 г.

Приготовление:

  1. Налейте в емкость немного святой воды, а затем, насыпьте примерно 400 г муки. Добавляйте кипяток и перемешивайте, чтобы получались масса, как манная каша.
  2. Когда все остынет, положите немного соли и дрожжи. Перемешайте и оставьте подходить. После положите оставшуюся муку и хорошенько смешайте.
  3. Оставьте еще на 30 мин., а затем, переложите тесто на стол и раскатайте пласт. Для нижнего слоя нужна толщина 18-20 мм, а для верхнего 11-12 мм. Накройте клеенкой и оставьте еще на 10 мин.
  4. Необходимо нарезать пласт на кружочки, учитывая, что нижняя часть должна быть больше верхней. Нижние половинки накройте полотенцем и клеенкой и оставьте на полчаса. Важно не допускать пересыхания теста.
  5. Если интересует, как печь просфоры в домашних условиях, тогда важно знать, что противень необходимо смазать тонким слоем натурального воска, который является компонентом энергии солнца. На верхнюю часть поставьте печать подходящего размера.
  6. Смажьте нижнюю часть и соедините ее с верхней. Проколите обе половинки иглой, чтобы удалить лишний воздух, благодаря чему не будут образовываться пустоты.
  7. Духовка должна быть нагретой до 200-250 градусов. Выпекайте до готовности, а это 15-20 мин.
  8. Готовые хлебцы нужно накрыть несколькими слоями: сухой тканью, мокрой, затем снова сухой и одеялом. В таком состоянии оставьте просфоры на час.

Просфора – как употреблять?

Существует несколько правил, касающихся того, как правильно есть священные хлебцы. Делать это нужно утром натощак и для начала рекомендуется расстелить на столе чистую салфетку и поставить на нее хлеб и воду. Выясняя, как есть просфору дома, стоит сказать о том, что перед вкушением обязательно произносится молитва, предназначенная для этого случая. Едят хлеб над тарелкой, чтобы крошки не падали на пол. Важно заметить, что просфора не должна употребляться на кладбищах и крошиться на могилах.

Как правильно разрезать просфору?

В храмах для разрезания священного хлеба используют специальный нож, предназначенный для этой цели. Он называется копие и представляет собой плоский нож в форме наконечника копья. Его нельзя хранить с другими столовыми приборами. Многих интересует, можно ли резать просфору ножом, так вот большинство священнослужителей утверждают, что обычные кухонные предметы использовать не стоит.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Считается, что когда верующий читает молитву, перед тем как съесть просфору и выпить святую воду, это приводит к освящению тела и духа, озарению мыслей, а еще это будет ограждать его от нечистой силы. Части просфоры выносят в конце литургии и верующие должны сложить ладони крестом, причем правая должна накрывать левую. После передачи просфоры, необходимо поцеловать руку священнослужителя. Принеся священный хлеб домой, положите его на чистую салфетку и перед вкушением обязательно читается молитва перед принятием просфоры и святой воды.


Когда можно есть просфору?

Употреблять священный хлеб можно каждый день за исключением ряда ограничений, о которых будет сказано ниже. Если интересует, как правильно есть просфору, тогда стоит знать, что священный хлеб принято употреблять на голодный желудок с чувством смиренности. Священнослужители утверждают, что всем верующим людям полезно начинать свой день с просфоры, которую следует запивать святой водой.

Можно ли есть просфору не натощак?

Правило, касающиеся употребления священного хлеба и воды натощак, возникло не просто так, поскольку они призвано воспитать в человеке благоговение и отделить вкушение от вкушения. Хоть святые дары и принимаются через рот, а в переваривании участвует пищеварительная система, верующий должны понимать, что церковный хлеб просфора не является едой и ее поглощение является священным актом.

Можно ли есть просфору во время месячных?

Есть мнение, что женщина во время критических дней должна избегать всего, что имеет отношение к церкви, в том числе ей следует отказаться от употребления священных хлебцов. Объясняется это тем, что женщина является «нечистой» и святая просфора будет осквернена. Эта тема является спорной, и разные священнослужители имеют на этот счет свое мнение. Святой Афанасий еще в 365 году, сказал о том, что женщина в дни природного обновления организма не может быть «нечистой», поэтому все предусмотрено Богом. В общем, нельзя точно сказать будет ли употребление просфоры считаться грехом.

Можно ли есть просфору в Страстную пятницу?

Считается самым строгим днем поста перед Пасхой и согласно церковным канонам в этот день необходимо отказаться от употребления какой-либо еды и напитков. Исключением является просфора и святая вода. День продержаться на хлебе и воде вполне реально, но не стоит забывать, что эти продукты нужно есть не для насыщения, а для получения благословения. Что касается того, когда едят просфору в Страстную пятницу, то лучше это сделать утром, а затем, по возможности воздержаться от приема.


Что делать с засохшей просфорой?

Многие не знают, как правильно относиться к священным хлебцам, принесенным из церкви или изготовленным своими руками. Как и любая другая выпечка просфоры через какое-то время становятся сухими и многие не знают, что с ними делать. Все просто: необходимо размочить хлеб в святой воде и съесть его. Важно знать, что делать с просфорой, принесенной из церкви, так вот ее необходимо хранить в святом уголке рядом с иконами и со святой водой. Для длительного хранения рекомендуется положить хлеб в бумажный пакет.

Просфора заплесневела – что делать?

Если священный хлебец испортился, то это считается результатом небрежного отношения к святыне и священнослужители рекомендуют исповедаться за этот грех. Для тех, кого интересует, что делать с заплесневевшей просфорой, следует знать, что с ней нужно поступать так же, как и с другими святынями, которых нужно повергнуть уничтожению. Есть несколько вариантов действия:

  1. Закопать в непопираемом месте, то есть там, где не будут ходить люди.
  2. Пустить по реке, но важно, чтобы она не пристала к берегу, поэтому либо измельчите ее, или привяжите к камню.
  3. Можно отнести испорченную просфору в церковь, где ее сожгут.
  4. Священнослужители разрешают измельчить хлеб и дать его птицам, но только на землю крошки бросать запрещено, поэтому положите их на дощечку. Животным давать просфору запрещено.

Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ? Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9)

Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

(58 голосов : 4.7 из 5 )

По благословению Преосвященного Симона,
Епископа Мурманского и Мончегорского

Просфора как знамение благодати Божией

Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать.

Он не понимал грамоты и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился Богу, со слезами прося вразумить и научить его. Однажды, когда отец послал искать его разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел черноризца, святого старца, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, что он хочет. Варфоломей попросил старца помолиться, чтобы он понял грамоту. Подняв руки и очи к небу, старец вознес молитву, а затем дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В житии пишется, что старец дал кусочек просфоры со словами, что дается знамение благодати Божией.

Почему же просфора – знамение благодати Божией?

Прежде всего – что такое знамение и благодать.

Знамения – это такие предметы или изображения, которые передают духовное значение Божественных и небесных истин и явления, не изображая их непосредственно.

Слово «благодать» употребляется в Священном Писании в разных значениях. В Новом Завете мы различаем два основных смысла этого понятия.

Во-первых, под благодатью Божией, благодатью Христовой разумеется все домостроительство нашего спасения, совершенное Пришествием Сына Божия на землю, Его земной жизнью, крестной смертью, Воскресением и Вознесением на небо: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ().

Во-вторых, благодатью называют дары Святаго Духа, ниспосланные и ниспосылаемые Церкви Христовой для освящения ее членов, для их духовного роста и для достижения ими Царства Небесного.

В этом втором значении слова благодать есть сила, ниспосылаемая свыше, сила Божия, пребывающая в Церкви Христовой, возрождающая, живительная, совершенствующая и приводящая верующего и добродетельного христианина к усвоению спасения, принесенного Господом Иисусом Христом.

Как действует спасающая благодать Божия?

Как духовное рождение, так и дальнейшее духовное возрастание человека происходит через взаимное содействие двух начал: одно из них – благодать Духа Святаго; другое – открытие человеком своего сердца для принятия ее, жажда ее, желание воспринять ее, как принимает влагу дождя жаждущая сухая земля. Иными словами – личное усилие для получения, хранения, действия в душе Божественных даров.

Что же знаменует просфора, которую каждый христианин получает после Литургии, и как действует через просфору Божия благодать?

Как появилась просфора

Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность.

Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам – с ветхозаветных времен:

пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной ().

В скинии Моисея были хлебы предложения, состоящие из двух частей, что означало хлеб земной и небесный, то есть два естества, Божеское и человеческое.

В подражание этому и в христианских храмах хлебы (или просфоры) делаются двучастными, и своими двумя частями означают Божество и человечество Иисуса Христа.

Просфора – это и есть тот квасный, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой в древности называли приношения христиан, часть которой служила для Литургии, а остатки – для агапы, обычая древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, во время которой, по-видимому, всегда свершалась Евхаристия. Агапа, таким образом, воспроизводила Тайную Вечерю. Первоначальный характер агапы был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собою социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту, или труд в общую казну. На «вечери любви» все давали друг другу целование мира, здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них. Вот как описывает агапу , писатель, живший в конце второго и в начале третьего столетия: «Наши небольшие вечери… называются греческим именем агапи, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они ни стоили, но расходы на них, которые делаются верующими из любви, есть приобретение. За этой трапезой кормятся бедные. Вечер начинается молитвой к Богу. Когда (после вечери) умоют руки и зажгут свечи, каждому предлагается выйти на средину и пропеть что-либо во славу Божию из Священного ли Писания или от себя, как кто может. В конце вечери также совершается молитва, которою и оканчивается вечер. Расходятся не толпясь, не толкаясь и не теснясь; но с тою же строгою скромностью и целомудрием, с каким пришли в собрание; потому что здесь напитались не столько пищею и питием, сколько добрым учением». Для агапы каждый приходящий приносил с собой обыкновенный хлеб, вино, масло – словом, все, что нужно для стола. Это приношение (по-гречески – просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших, внесенные в особый список, также провозглашались. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина и молитвой благотворения, словом Христовым и призыванием Святаго Духа освящалась в Тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. Благодарение и молитвы над дарами считались существенной принадлежностью священнодействия, отчего и все священнодействие, при котором совершалось Таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название – благодарения (по-гречески – евхаристии). По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых. В Александрии псалмы, песнопения и песни духовные древних времен (; ) были заменены игрою музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты . В других местах состоятельные христиане, наоборот, стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение. К началу V века агапы начали постепенно исчезать.

Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Как просфора используется в Богослужении

В общих чертах современное Богослужение сохраняет признаки Богослужений древних. На проскомидии после умовения рук священник и диакон отходят в предложение. Предложением называется та часть алтаря, где приносились или предлагались хлеб и вино для совершения Таинства. В наших храмах нет этой отдельной части, и потому они идут прямо к жертвеннику, за которым и осталось название предложения.

Сделав три поклона перед предложением, со словами «Боже, очисти мя, грешного», священник читает тропарь Великого Пятка «Искупил на еси от клятвы законныя…» и с благословением Бога («благословен Бог наш…») начинает проскомидию.

Проскомидия (по-гречески – проскомиди) означает принесение, то есть этим словом выражается действие лица приносящего, жертвующего кому-либо какую-либо вещь. Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора – то есть то, что приносится, дар.

Как мы уже знаем, первые просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры начали выпекать в церкви.

Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора – та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятки, а в больших храмах и сотни,- их может быть столько, сколько подано записок «О здравии» и «Об упокоении».

В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее:

он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится».

Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови.

Что такое Евхаристический Агнец

Евхаристический Агнец – это четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово. Приступая непосредственно к проскомидии, священник левой рукой берет просфору для Агнца, а правою святое копие и, делая им трижды знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», режет просфору с правой стороны печати (там, где буквы IС и NI – со стороны священника слева) со словами «Яко овча на заколение ведеся»; режет с левой стороны (там, где буквы ХС и КА – со стороны священника справа (со словами «И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»; затем надрезает верхнюю сторону печати (где слова IС ХС) произнося со словами «Во смирение Его суд его взятся»; надрезает нижнюю сторону просфоры (со словами НИКА), произнося: «Род же Его кто исповесть». И таким образом обрезанную середину вынимает из просфоры со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» – и полагает на дискосе.

Надо объяснить значение этих слов. Крестная смерть Спасителя не была событием неожиданным, непредвиденным – Господь Бог задолго открыл о ней своим избранным, а они предсказали об этом в Священном Писании. Например, царь и пророк Давид в псалме так точно предсказал обстоятельства крестной смерти Господа Иисуса, как будто сам был очевидцем: Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ().

Крестная смерть Богочеловека была открыта и пророку Исаии: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его ().

К страшной очистительной смерти Богочеловека Господь готовил людей не только пророчествами, но и некоторыми знаменательными событиями. Так, агнец пасхальный, которого должны были съесть евреи перед выходом из Египта заключал в себе подобие Агнца Божия и Его крестной смерти. Вот лишь одна черта этого подобия. Так как в эту ночь должны были быть истреблены все первенцы египетские, то, чтобы вместе с тем не погибли и первенцы евреев, им заповедано было перемазать кровью этого агнца входы в свои дома. Так кровь жертвенного Агнца стала средством спасения. Так и кровь Агнца непорочного, Господа нашего Иисуса Христа – спасение людей. Эти особенные, знаменательные события, называются прообразованиями, то есть предварительными образами и подобиями того, как обещанный Спаситель мира должен был принести Самого Себя в жертву за грехи людей.

Воспоминанием этого пророчества и начинается принесение бескровной жертвы. Некоторые слова из этого пророчества и произносит иерей, когда отделяет часть из просфоры из этой жертвы. А так как на основании этого пророчества святой Иоанн Предтеча назвал Господа Иисуса Агнцем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира», то и часть просфоры, предназначаемая быть телом Господа Иисуса в очищение грехов всего мира, получила название «Агнца».

Поставив на Дискос отделенную середину просфоры печатью вниз, иерей делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати) и говорит: «Жрется (то есть приносится в жертву – Ред.) Агнец Божий, вземляй грех мира за мирский живот и спасение».

Затем от пророчества он переходит к самому событию и, касаясь копием правой стороны Агнца, говорит: один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (, 34-З5). Вместе с тем в Чашу (по-гречески Потир) вливается вино, немного растворенное водой в воспоминание того, что из пронзенного ребра Христова истекла кровь и вода.

Исторические свидетельства об Агнце и его приготовлении не отличаются глубокой древностью. Отсутствие древних свидетельств об Евхаристическом Агнце объясняется тем, что проскомидия, на которой он приготовляется,- явление сравнительно позднее. В течение долгого времени она состояла в простом выборе из принесенных народом хлеба и вина лучших. Выбранный хлеб освящался в целом, нетронутом виде, в котором приносился и раздроблялся на части только непосредственно перед приобщением.

Свидетельства об Евхаристическом Агнце начинают встречаться с IХ-Х веков, хотя его приготовление не является еще общепринятым литургическим действием. Первое по времени упоминание об Евхаристическом Агнце принадлежит Константинопольскому патриарху Герману (умер в 740 г.). В основной части это последование священнодействий сложилось таким образом в Х-ХII веках, остальные добавления были сделаны в ХIV-ХV веках.

Как во время проскомидии используются другие просфоры

Из остальных четырех просфор вынимаются частицы, знаменующие состав Церкви Небесной и земной. Иерей берет вторую просфору и, воспоминая Пресвятую Деву Богородицу, вынимает из просфоры частицу, которую кладет на Дискос с правой стороны Агнца (от себя с левой), вблизи от его середины, со словами из псалма: предста Царица одесную Тебе (). Эта просфора называется «Богородичною».

Из третьей – в память ветхо- и Новозаветвых святых, из четвертой – за живых членов Церкви, из пятой – за усопших.

Кроме того, вынимаются также частицы и из подаваемых верующими просфор о здравии и упокоении с поминовением имен. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружаются в Святую Чашу, при произнесении священником слов: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Копие, которым вырезаются частицы из просфор – орудие Промысла Божия

Для вырезания Агнца из первой богослужебной просфоры, а также для вырезания частиц из других просфор употребляется копие – плоский железный нож в виде наконечника копья, заостренный с двух сторон, вставленный в деревянную или костяную рукоять. Он является образом того копья, которым воин, желая удостовериться в смерти Христа на Кресте, пронзил Его в ребра. При воспоминании страдания Спасителя на службе проскомидии Агнец слегка пронзается копием с правой стороны со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе». Как образ одного из орудий казни Спасителя и как вообще орудие войны и смерти, острое железное копие, режущее мягкий хлеб просфор, является символом жестокости мира сего. Силы жестокости и смерти стремятся поразить и умертвить в земном все Божественное и небесное. Но, по смотрению Божию, они оказываются орудиями выделяющими, извлекающими из среды человеческого мира все то, что не от мира сего, что, будучи в миру, нуждается в испытании, дабы оказалась явной или видимой всем принадлежность этого к иному миру, богоизбранность испытуемого. Иными словами, орудия жестокости мира сего промыслительно, против воли диавола и ангелов его, служат ко славе Божией, обращаются в орудия Промысла Божия о спасении человеческого рода, в орудия, которые позволяют обнаружить и явить глубину любви Божией к Своим созданиям и их ответной любви к Богу. Поэтому церковное копие, с другой стороны, означает именно орудие Промысла Божия, выделяющее из среды человечества избранных Его. В этом смысле копие подобно тому мечу, образ которого использует в Своей проповеди Иисус Христос, говоря, что не мир, но меч принес Он на землю, меч, который духовно как бы рассекает человечество на тех, кто принимает и кто не принимает Христа (; 1-53).

В своем духовном значении копие в некоторой мере подобно также Кресту Христову, ибо как Крест был прежде орудием позорной казни, а во Христе сделался орудием спасения и славы Божией, так и копие, будучи орудием смерти, становится во Христе орудием спасения верных для жизни вечной в славе Царства Небесного. Последнее обстоятельство сообщает освященному церковному копию благодатную силу, способную оказывать целительное действие. В Требнике содержится краткое «Последование на страсть недуга… со святым копием», которое творит священник над больным человеком, осеняя его крестообразно копием.

Символическое значение просфор

Духовное значение копия становится особенно ясным при рассмотрении символического значения просфор, из которых копием извлекаются частицы. Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе, прилипая одна к другой. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески – победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи – животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфор отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.

Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство. Просфора поэтому является также знамением Господа Иисуса Христа, соединившего в Себе Божественную и человеческую природу.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни. Нетрудно видеть, что просфора знаменует также творение Божие в единстве небесной и земной областей бытия и небесную и земную полноту Церкви Христовой.

Просфора, являясь символом обоженной Твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом. Когда из первой служебной просфоры вырезается четверочастный Агнец, то это одновременно символизирует и Рождение Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего, от земной жизни. Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим находится то, что Агнец вырезается копием.

Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через причастие Христу Богозданной человеческой природы. Просфоры в основном являются знамением обоженной твари, знамением Церкви, как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору, и чего он желает тем, за кого вынуты из нее частицы.

Железное острое копие, вырезающее эти частицы, соответственно означает жизненные испытания, которые попускаются Богом со стороны враждебных человеку демонских сил, так что сами по себе эти испытания оказываются, вопреки враждебной воле, необходимым в условиях земной жизни орудием спасения человека, отсечения его греховных привязанностей и соединения с Церковью избранников Божиих. Копие не создано только для удобства вырезания частиц из просфор. Если бы выделение Агнца и частиц имело иной духовный смысл, оно могло совершаться или руками священника посредством отламывания, или предметом, означающим что угодно, только не орудие жестокости и телесной смерти.

Как происходит пресуществление Святых даров

Пресуществление – таким термином в Православном богословии определяется

способ пребывания Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа в хлебе и вине святой Евхаристии. В пресуществлении видит чудо всемогущества Божия, подобное сотворению Богом мира из ничего. Самое существо хлеба и самое существо вина прелагается в существо истинных Тела и Крови Христовой, действием Святого Духа, Которого священник призывает в это время для совершения Таинства, молитвою и словами: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия, и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего; а еже в Чаши сей, честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

После этих слов немедленно совершается пресуществление: остаются только виды хлеба и вина, представляющиеся взору. Господь восхотел, чтобы мы не видели телесными очами Тела и Крови Христовых, но духом веровали, что это – Они, на основании слов, сказанных Христом ученикам своим на Тайной Вечери: Сие есть Тело Мое и Сия есть Кровь Моя. Мы должны более веровать Божественному слову, силе Его, а не нашим чувствам, что и являет блаженство веры.

Как происходит причащение Святых даров

Священнослужители причащаются Тела и Крови Христовой под обоими видами, отдельно, то есть сперва Тела, а затем Крови Христовой. Затем Чаша со Святыми Дарами выносится к мирянам для причащения.

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.

Старинный способ выпечки:

Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 минут) добавляют оставшуюся муку (800 г.) и снова все месят. После подхождения (через 30 минут) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые – 15 минут, служебные – 20 минут). Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры «отдыхают» час. Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор, не кладется.

Что такое антидор

В конце Литургии молящимся раздается антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от греческих же слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

«Антидор,- говорит святой ,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых даров. Вот почему дьяконы разносили дары больным, заключенным в темницах, находившимся под стражей. Те, кто отправлялся в дорогу, брали дары с собой.

Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной. Сначала это называли благословением (по-гречески – евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения. Так как тут происходило смешение понятий (благословением – евлогиа – называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает воздаяние, вознаграждение.

Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IХ Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее ХI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» по списку ХI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (ХII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.

Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Что такое артос

Слово артос (по-гречески – квасной хлеб) – общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба – долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней – и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержателю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора, которая дается после окончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в ) или же пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровью. «Пасха Христос избавитель», как поет Церковь и говорит апостол Павел (). Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (, З-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.