Красота глаз Очки Россия

Империя тимуридов. Правление тимура и государство тимуридов Падение династии тимуридов в средней азии

Европа III (Europa Universalis 3): руководство и прохождение игры за различные страны

Империя Тимуридов представляет собой наследие жестокого завоевателя Тимура. Тимур был хромым полководцем турко-монгольского происхождения, который прекрасно освоил искусство войны. Как правило, главными врагами империи Тимуридов являются: Золотая Орда, представляющая собой большую угрозу доминированию Тимуридов в монгольском мире, Мамелюки Египта и Сирии, желающие стать доминирующей державой на Ближнем Востоке, Османская империя представляет собой страшную угрозу для стран Балканского полуострова. Пусть вас не смущает относительно маленький размер их державы. Османы обладают очень большими людскими ресурсами для страны такого размера, их войска лучше, чем войска империи Тимуридов. Кроме того, у Османов есть стабильное правительство, а в землях Тимура нередко бывают кризисы.

Divine Wind

Положение на старте

1399 год, Империя Тимуридов и ее соседи

Тимуриды представляют собой орду, что сильно сказывается на управлении страной. На старте вы будете в состоянии войны со всеми соседними странами и их союзниками. Чтобы закончить войну вы должны так вымотать врага, чтобы он согласился на выплату дани или признал свое поражение. Вы не можете вступить в союз со странами, которые не являются ордами. Также вам недоступны обычные дипломатические действия. Кроме того, война с соседними странами будет возобновляться сразу после истечения срока мирного договора.

На старте лидером вашего государства является Тамерлан. Это один из самых лучших правителей в мире. Тамерлан прекрасный полководец и умелый администратор. Но он уже стар и после его смерти начнутся кровавые междоусобицы. Империя представляет собой племенное государство. В таких государствах после смерти правителя возникает кризис престолонаследия. Каждый новый хан должен победить других претендентов, желающих захватить власть для себя. Это приведет к большому числу восстаний. Посмотрите статьи Племенная федерация, Племенной деспотизм, Племенная демократия, чтобы подробнее узнать о работе этого механизма.

Армия

На старте у вас есть большая армия численностью 11 000 кавалерии и 33 000 пехоты. Все силы сведены в три главные армии. Также есть отдельный батальон пехоты. 2 орды находятся на Западе на границе с Мамелюками и Османами. Максимальное количество людских ресурсов на старте – 50 000 человек. Лимит численности армии – 84 полка. При достаточном вложении денег ваша армия будет представлять угрозу даже для самых больших стран.

Экономика

На старте на вашей территории располагаются 3 ТЦ. Вы занимаете 3 место в рейтинге по доходам. Кроме того, у вас есть замечательная возможность совершать грабительские рейды на территорию более слабых соседей, чтобы потребовать выплату дани.

Стратегия

Общая стратегия

Быть ордой кочевников – не самая приятная ситуация в игре. В таком состоянии вы не сможете захватывать новые земли. Кроме того, ваши дипломатические способности сильно ограниченны. Вы принадлежите к технологической группы Кочевники, что сильно замедляет технологический прогресс (скорости исследований 20%). Плюс ко всему из-за вашей формы правления в стране будут вспыхивать крайне неприятные войны претендентов на власть. Они станут большой угрозой стабильности вашего государства. С другой стороны, вы постоянно будете находится в состоянии войны с вашими соседями не ордами. Это выгодно только в финансовом плане. К сожалению, вам не удастся присоединить новые земли, даже если вы захватите всю вражескую страну. Все же в этой ситуации есть и позитивный момент. В Divine Wind Тимуриды могут основать империю Великих Моголов быстрее и легче, чем в других частях игры. Это самый быстрый способ для вас перейти к более стабильной форме правления. Кроме того, вы перейдете в более продвинутую мусульманскую тех. группу, а также получите большое количество щитов на провинции в северной Индии.

Империя Великих Моголов

Приняв соответствующее решение, Тимуриды могут основать империю Великих Моголов. Этот шаг даст вам множество выгод. Во-первых, вы получите щиты на значительную часть провинций Индии, что облегчит ее завоевание. Во-вторых, вашей формой правления станет Деспотия. В результате, для вас закончатся многочисленные войны с соседями, прекратятся кризисы престолонаследия. Чтобы основать империю Великих Моголов вам надо контролировать провинции Джайпур, Панипат, Дели, Лакнау и Агра. Когда вы примите решение эти провинции отойдут к вам в качестве щитовых провинций, а ваша страна превратится в империю Великих Моголов.

Поскольку ваша страна является ордой, в начале игры вы уже воюете с Синдом и Дели на восточной фронте. Провинции, которые вы должны оккупировать для формирования империи Великих Моголов располагаются на территории Дели и Раджпутаны, но вы не можете объявить войну Раджпутане, поскольку у вас нет общей границы. Лучше всего оставить в покое Синд, позволить Раджпутане аннексировать его. (как правило, Раджпутана объявляет войну Синду в начале игры). Что касается Кашмира, можно либо вассализировать его, либо заставить платить дань. Оккупируйте провинции Панипат, Дели, Лакнау, и Агра. После того, как Раджупутана аннексирует Синд, объявите ей войну, чтобы оккупировать Джайпур. Теперь вы можете стать империей Великих Моголов, перенести столицу в Дели, а также завершить завоевание Дели и Раджпутаны. В результате, ваша нестабильная и ограниченная в возможностях кочевая орда превратилась в самую могущественную державу региона.

Теперь кочевые племена, которые недавно были вашими друзьями, автоматически превращаются в ваших постоянных врагов. Как можно быстрее примите меры, чтобы обезопасить границы от набегов казахов, ногайцев и войск Кара Коюнлу. Начните улучшать отношения с соседними мусульманскими странами. Заключайте династические браки. Теперь ваша основная цель состоит в стабилизации государства.

После того, как ваше государство станет достаточно стабильным, вы можете попытаться провести экспансию в сторону Индии или на территорию Османской империи. Выбор остается за вами. Вы можете также начать строить колониальную империю, ваше географическое положение благоприятствует колонизации Восточной Африки.

Heir to the Throne и более ранние версии

Тамерлан или Тимур был одним из самых талантливых полководцев в истории. Также Тамерлан был одним из самых жестоких правителей, которые когда-либо жили на этом свете. В 1399 неутомимый завоеватель достиг возраста 63 лет. Если начнете играть за Тимуридов, перед вашими глазами предстанет огромная империя, окрашенная на карте в красный цвет. Эту империю Тимур построил с нуля за 40 лет кровавых войн, во время которых Тимур строил башни из отрубленных голов своих врагов.

С первого взгляда империя Тимуридов кажется непобедимой. Она занимает обширную территорию, расположенную между Индией и полуостровом Малая Азия. На территории империи располагается 3 торговых центра. Ее доход огромен. Несколько многочисленных армий элитных войск могут быть возглавлены одним из самых лучших полководцев мира.

В начале игры ваша страна воюет сразу с несколькими противниками. Некоторые из них могут показаться вам легкой добычей. Кара Коюнлу, государство Джалаиридов, Грузия сразу попросят белый мир. Османы могут показаться крепким орешком до тех пор, пока вы не справитесь с их армией. Если вам это удастся, они также попросят мира.

Теперь вам придется столкнуться с существенной проблемой. Несмотря на могущество империи Тимуридов, она, скорее всего, распадется после смерти Тамерлана. Тимур является единственным звеном, которое соединяет вместе все части огромной империи. Как только его не станет, империя, скорее всего, тоже перестанет существовать. В этом случае Тимуридам повезет, если им удастся выжить, даже в качестве небольшого государства, центром которого будет их столица Самарканд. В 1399 году Тимуру исполнилось 63 года.

Опытный игрок должен начать готовится к хаосу, который наступит после смерти Тимура с самого начала игры.

  • Как можно скорее нужно подписать мир со всеми врагами. Пока не надо отвлекать армию на борьбу с ними. У вас еще будет время разобраться с врагами, но не сейчас, когда империя еще слаба.
  • После заключения мира с Турцией и Грузией, отведите армии на восток.
  • Необходимо расквартировать войска в восточной Персии до начала кризиса престолонаследия.
  • Рекомендуем вам нанять советников Художников, а также делать полные инвестиции в стабильность. Можете передвинуть ползунок настроек внутренней политики на 1 шаг в сторону централизации. Кроме того, в этот момент вы можете принять все религиозные решения, которые снижают стоимость стабильности и увеличивают количество миссионеров.

В качестве альтернативы игрок может реализовать план Тимура и попытаться подчинить Османов уже на ранних этапах игры. Однако после неизбежной смерти Тимура империя окажется в очень сложном положении. Если вы будете присоединять к империи ненациональные провинции, во время кризиса престолонаследия в каждой такой провинции появится отряд повстанцев.

Игра после первого кризиса престолонаследия
Чем игра за орду отличается от игры за оседлое государство?

Допустим, вы только что преодолели первый кризис престолонаследия в орде. Во время кризиса вся страна была наводнена повстанцами. Вы радуетесь, что сумели приготовиться к ситуации и вовремя отвели войска из Турции. Подавляя восстания, вы справились с сотней тысяч повстанцев. На это вы потратили 5 лет. В течение этого времени вы даже не могли подумать о чем-то другом. Но теперь ситуация стабилизировалась, повстанцы стали появляться не так часто. Вы понимаете, что вам удалось удержать империю Тимура в тех границах, в которых он вам ее оставил.

Кризис престолонаследия возникает каждый раз после смерти вашего хана. Новый хан должен доказать свою силу оружием перед тем, как взойти на трон.

Слабый хан приведет к появлению различных штрафов «неспособный правитель». Самый неприятный штраф возникает из-за низких административных способностей монарха. Этот штраф обязывает вас отдать армии большую часть дохода.

Если вы долгое время находитесь в мире и ваша усталость от войны находится на низком уровне, вспыхнет восстание претендента, который потребует от вас начать войну с кем-либо. После того, как вы пережили кризис престолонаследия и справились с повстанцами, вам надо немедленно начать войну с какой-нибудь страной с целью грабежа. Орды не могут позволить себе оборонительный стиль игры. Чтобы выжить, орда должна вести завоевательную политику. Орду можно сравнить с акулой: если акула перестанет плыть, она умрет.

Орда получает некоторые преимущества:

  • Вам не нужен casus belli, чтобы напасть на соседей. Вы можете атаковать соседей, используя постоянный casus belli (Horde vs Settler), чтобы разграбить вражеские города, получить золото и престиж. Потом надо отвести войска на территорию родной страны, чтобы перегруппировать их и напасть на кого-то еще.
  • Орде доступно случайное событие «Богатый сосед», по которому она получает щит на провинцию соседней страны. Событие может возникнуть, если провинция соседа богаче какой-либо из ваших провинций. Серия таких событий даст вам множество щитов на провинции соседей. Таким образом, у вас появляется дополнительная возможность беспрестанно увеличивать территорию вашего государства.
  • Если армия орды выиграет осаду, она грабит захваченный город. В результате такого грабежа снижается усталость от войны, а также увеличивается ваш престиж и легитимность.

Подводя итоги, скажем, что игра за орду состоит из 2-х фаз, причем одна фаза следует за другой. После смерти старого хана возникает кризис престолонаследия. Новый хан должен подавлять восстания в течение 5-10 лет, чтобы установить свою власть над ордой. Точный срок зависит от способности хана к управлению. Затем новый хан должен как можно скорее организовать военные походы в соседние страны, стараясь разграбить как можно больше провинций. После смерти хана снова разразится кризис престолонаследия, жизненный цикл орды повторится снова.

Геополитика, изучаем соседей

  • Земли на севере не имеют ценности. Они заняты другими ордами. Эти земли очень бедны, кроме того провинции на севере имеют низкий лимит снабжения войск. Вы ничего не выиграете от завоевания этих земель. Ногайская орда, Казахская орда и Чагатайское ханство могут стать целью регулярных грабительских походов на раннем этапе игры. Эти страны достаточно слабы и не окажут вам сильного сопротивления. Позже их можно вассализировать. Тогда они будут прикрывать северные границы Тимуридов, а вы сможете заняться вторжением в богатые земли Египта, Анатолии и Индии.
  • Арабский полуостров, как и территории на севере, представляет собой бедные земли, где ваши войска будут нести высокие небоевые потери. На раннем этапе игры вы можете совершать грабительские набеги на страны Арабского полуострова, чтобы побаловать орду, заработать престиж, деньги и легитимность. Позже эти страны, как и северные страны, могут быть вассализированы и втянуты в союз. Тогда они не попадут под влияние Мамелюков и Османов, и кроме того не станут отвлекать вас от войн с более сильными соперниками.
  • Похожая стратегия может быть применена в отношении Кара Коюнлу, Грузии и других кавказских государств. Сначала грабительские рейды, затем присоединение национальных провинций, затем вассализация и заключение союза. В результате, у вас появится хороший защитный буфер на границе с Золотой Ордой. Это немного отсрочит неизбежное противостояние между двумя ордами.
  • Западные территории поделены на три сферы влияния. Мамелюки удерживают Сирию и Египет. В Анатолии обосновались богатые и могущественные Османы. На севере Золотая орда удерживает богатые степные территории. Эти 3 страны являются главными соперниками Тимуридов. Вы должны сделать так, чтобы ни одна из этих стран не смогла возвыситься. В противном случае вашим территориям в Персии будет угрожать вражеское вторжение.
  • Индия. Именно там находятся настоящие богатства. Индийские государства разрозненны и слабы. Индия станет основным источником доходов Тимуридов в течение следующего столетия. Завоевание Индии можно начать с Дели. Это государство надежно прикрывает индийский север. Скорее всего, на раннем этапе игры Тимуриды получат задание аннексировать Дели. Когда-то великий Тимур разграбил и сжег Дели. Теперь пришло время завершить его работу. После падения Дели вы легко сможете захватить другие богатые провинции Индии.
  • Примерно в 1580 году в Индию приплывут европейцы. Однако в течение последующих десятилетий их присутствие в Индии будет очень ограниченным. Они будут удерживать всего несколько провинций. Тогда у вас появится хорошая возможность изучить их образ жизни и вестернизироваться. Конфликтов с европейцами следует избегать.
  • Предостережение: Как только начнется кризис престолонаследия в каждой ненациональной провинции Тимуридов вспыхнет восстание. Поэтому мы рекомендуем отказаться от присоединения ненациональных провинций. Лучше всего разграбить все города страны, получить выкуп и отступить, чтобы через 5 лет сделать то же самое. Стоит воздержаться от присоединения провинции с низким доходом и постоянным риском восстания. Случайное событие Богатый сосед даст Тимуридам достаточное количество щитов на провинции соседей, чтобы они могли проводить экспансию умеренными темпами. Кроме того, если вы будете превращать слабых и бедных соседей в вассалов, к 1600 году ваша империя может достигнуть громадных размеров.

Культура, торговля и исследования

  • В начале игры изменение настроек внутренней политики в сторону Централизации в сочетании с ориентацией на Консерватизм является очень хорошей идеей. В этом случае вы можете подготовить страну к будущим реформам и вестернизации, кроме того, у вас сохранится доступ к миссионерам и шпионам. В качестве альтернативы можно двигать ползунок в сторону Наступления (полезно при совершении грабительских рейдов) или Свободной торговли (чтобы увеличить инвестиции в исследования путем увеличения дохода от торговли в зарубежных ТЦ).
  • У Тимуридов не сильно растет бесчестье (badboy), пока они ведут образ жизни грабительской орды, используя подходящие casus belli (Возвращение, Орда, Священная война). для объявления войны и не берут по мирному договору ненациональных провинций.
  • Тимуриды могут торговать в азиатских торговых центрах. Особенно стоит обратить внимание на индийские и китайские торговые центры. Поскольку огромная территория страны и грабительские набеги в соседние страны будут приносить большой доход, Тимуриды могут позволить себе тратить большие суммы на отправку купцов в зарубежные торговые центры и развитие торговли. Не стоит также забывать направлять купцов в 3 торговых центра на родине.
  • Почему нужно заниматься торговлей? У Тимуридов низкая скорость исследования технологий. Статус орды дает штраф -50% на скорость исследования технологий. В такой ситуации вы можете поддерживать на одном уровне с европейцами только 1 технологическую ветку (при наличии хороших советников).
  • К счастью, все исламские нации могут принять решение Разработать стиль Дивани, что обеспечит достаточно быстрое развитие их культуры. Принятие решения дает: рост культурных традиций +3% в год, рост легитимности +1% в год, шанс на успешное обращение +1%, стоимость технологий +1%. В Divine Wind принятие решение даст вам только +1% к легитимности. Прирост культурных традиций позволит вам нанимать советников высокого уровня, примерно, через каждые 5 лет. Для принятия решения вам потребуется 3 магистрата. Тимуриды получают 0.10 магистратов в год. Таким образом, вам потребуется 30 лет, чтобы накопить необходимое количество магистратов. Эффект от принятия решения будет ощущаться на протяжении всей игры.
  • Даже имея продвинутых советников, и обосновавшись в торговых центрах Цзянсу, Бихара и собственных торговых центрах, Тимуриды будут отставать в технологическом развитии от других стран. Основными технологическими приоритетами на протяжении первых 200 лет игры должны стать: открытие трех слотов для национальных идей, получение доступа к строительству мануфактур, кроме того, Тимуриды не должны отставать от Османской империи в развитии армейских технологий.
  • Одна национальная идея, Рекрутские наборы (+50% к людским ресурсам), уже есть у вас в начале игры. Это отличный выбор в условиях постоянных войн (борьба с повстанцами или грабительские набеги). В качестве второй национальной идеи Тимуриды могут выбрать либо Национальный банк, чтобы повысить ежемесячные отчисления в казну, либо Великую армию, чтобы увеличить лимит численности войск. Кроме того, окажутся полезными любые идеи, которые увеличивают доходы от налогов и торговли.
  • Никакой терпимости еретикам и неверным! Все провинции, которые не исповедуют суннизм, должны быть немедленно обращены в государственную религию. Любые повстанцы, которые будут протестовать против таких мер, должны быть разогнаны. У империи Тимуридов итак слишком много проблем с повстанцами, даже если не учитывать религиозные волнения. Государственную религию необходимо навязывать любой ценой.
  • Хорошим способом повышения численности армии Тимуридов является перемещение национального центра в Багдад и постройка там зернохранилища (для этого вам понадобится 5 магистратов). Вы также можете построить великолепный монумент в одной из богатых провинций. Он будет постоянно снижать ваше бесчестье и увеличивать престиж.

Приобщение к цивилизации

  • Несмотря на все выгоды положения орды, необходимость снова завоевывать свою страну после смерти каждого правителя начинает раздражать. Кроме того, Тимуриды станут быстро отставать в технологическом развитии от других стран. Если ничего не изменится, европейцы, обосновавшись в Индии, смогут беспрепятственно захватывать владения Тимуридов. Не говоря уже о старых врагах, которые обязательно попытаются отвоевать некогда захваченные территории, когда армия Тимуридов начнет технологически устаревать.
  • Побыв ордой 100-150 лет, Тимуридам придется принять оседлый образ жизни, создать феодальное государство, вестернизироваться. Это поможет им сохранить статус великой державы.
  • Чтобы принять оседлый образ жизни, Тимуридам потребуется: стабильность +3, хан с хорошими способностями к управлению (7 и выше), технологии управления 10 уровня и армия для борьбы с многочисленными повстанцами. Став оседлой нацией, вы потеряете удобный casus belli на соседние страны, вы перестанете без труда получать щиты на соседние провинции, также вы лишитесь особого бонуса при грабеже городов. Однако ваша страна перестанет страдать от кризисов престолонаследия и технологической отсталости. Важно сказать, что реформа правления потребует от Тимуридов высокого уровня Консерватизма и Децентрализации. Сначала вам придется изменить форму правления, а потом вестернизироваться.
  • У Тимуридов есть еще один уникальный способ прийти к цивилизации. Они могут принять решение об основании империи Великих Моголов. В результате, изменится название и цвет страны на карте, а форма правления изменится на Деспотию.
  • После реформирования системы управления и принятия всех религиозных решений, которые требуют высокого уровня Консерватизма, можно двигать ползунки в сторону Инноваций и Централизации, чтобы принять западный образ жизни.
  • Став деспотией, можно изменить форму правления на империю. Это даст вам достаточное количество чиновников для принятия полезных провинциальных решений. Со временем Империю можно поменять на Абсолютную монархию. Тогда вы получите casus belli Империализм практически на любого соседа.
  • Постройка университета в Самарканде позволит вам принять несколько полезных решений на поздних стадиях игры.

Игра на поздних стадиях

Если у вас есть империя, которая простирается от Сирии до Индии, 10 и более союзных вассалов, государство, организованное по западному образцу с продвинутыми технологиями и развитой экономикой, - подчинение старых врагов в Египте, Малой Азии и на Украине не станет для вас большой проблемой. Можно улучшать отношения с врагами, а затем заявить претензии на их трон, чтобы со временем унаследовать эти страны. Это самый легкий и быстрый способ объединения мусульманского мира. В этот момент мощь Тимуридов станет практически безграничной и никакая другая страна не сможет стать на ее пути.

Тимуриды – могущественная азиатская династия, которая в период позднего средневековья правила на территории современного Ирана и Ирака.

Основатель династии – великий полководец Тамерлан, который в Европе был известен как Тимур. Тимуриды правили так называемым государством Тимуридов, которое просуществовало с 1370 по 1507 годы.

Большинство ошибочно считают, что Тимуриды – варварское племя кочевников, для которых война была основным ремеслом. На самом же деле, подобные сведения не более чем притянуты за уши.

История государства

В 1370 году Тамерлан создает государство на развалинах Золотой Орды – он становиться первым правителем и родоначальником династии. Столицей государства Тамерлан выбрал город Самарканд, который находиться на территории современного Узбекистана и по-прежнему носит это название.

С самого начала своего существования государство Тимуридов ведет активную внешнюю политику, которая проявляется в завоевательных войнах против соседних народов. Так, уже в 1376 году под натиском армий Тамерлана был захвачен Хорезм.

В 1384 году были присоединены области Забулистана и Сеистана (ныне территория Афганистана). Уже на начало 90-х годов XIV века войска Тамерлана доходят до границ Багдада. Могущество государства Тимуридов возрастает настолько, что уже 1395 году Тамерлан ведет войско войной на Золотую Одру.

Спустя три года Тимур идет войной и в Индию – в Делийский султанат. Поход был крайне успешным для Тамерлана, ведь тому удалось подорвать могущество султаната и ограбить богатый город Дели. После удара Тимуридов Делийский султанат более не смог достичь такой силы.

В 1401 году войска Тамерлана захватывают крупный город Дамаск. В следующем году Тимуриды идут войной на турок и наносят сокрушительное поражение турецкому султану. Турецкий султан в качестве дани отдал Тамерлану наиболее древнюю копию Корана, которая сохранилась по сей день. Для мусульман данный артефакт является священной реликвией.

1405 год стал большим ударом для государства Тимуридов, ведь умирает великий полководец и султан Тамерлан, на авторитете которого держалась вся власть и могущество государства. После смерти Тамерлана в стране начался политический кризис. В 1405 году на трон садится внук великого полководца, но он не может удержать престол, поэтому отдает власть своему дяде – Шахруку.

Столица страны перемещается из Самарканда в Герат. После смерти Тамерлана такие провинции, как Азербайджан и Ирак отсоединяются от государства Тимуридов, так как их нельзя было удержать. Шахрук правит очень долго – до 1447 года и его правление было достаточно стабильным.

Государство Тимуридов не обрело своего прежнего могущества, но и не теряло. В 1447 году на трон садится султан Углубек, которого в 1449 году убивает собственный сын и занимает его место на престоле. В стране начались междоусобицы, которые привели к кризису. От государства постепенно начали отделятся все новые и новые территории.

армия Тамерлана фото

На начало XVI века от государства Тимуридов остается только регион Мавераннахр. В 1501 году столицу государства Тимуридов захватывают узбеки. Последний правитель династии Тимуридов – Бабур, решил не сражаться за уже находящуюся в пыли империю, а отправился на войну в другие земли, дабы найти для своего народа новый дом.

Уже в 1504 году Бабур вместе с верным войском захватывает Кабул. На этом молодой правитель не хотел останавливаться. Его взор пал на богатую Индию. И с Кабула он начал планировать завоевательный поход в Индию.

Пока планы вторжения в Индию только подготавливались, Бабур совершил несколько походов на территорию бывшего государства Тимуридов и одержал там несколько побед. Однако окончательно удержаться на троне в Средней Азии у него вышло, после чего он полностью бросил силы на покорение Индии.

Уже в 1526 году Бабур основывает на территории Индии новую могущественную империю – Империю Великих Моголов.

Символика

Главным символом государства обычно принято считать синий флаг с тремя серебряными кругами. В более редких источниках встречались и другие штандарты. К примеру, флаги с золотым полумесяцем.

Государство Тимуридов

Свое государство сам Тамерлан называл Тураном. Оно не было прочным государственным объединением, а лишь держалось на личном влиянии Тамерлана и его мощной армии. По форме государственного устройства государство Тимуридов следует считать монархическим государством с сильной властью правителя – султана.

Помогать султану в государственных делах было поручено Высшему государственному совету. Государство Тимуридов исповедовало ислам и высший закон для народа – принципы шариата.

Армия Тимуридов

В рассвет империи армия Тамерлана могла выставить около 200 тыс. воинов. Сражались воины в основном в конном строю – пехоту использовали крайне редко. До начала правления Бабура Тимуриды практически не использовали огнестрельное оружие. В конце XV века Бабур закупает в Османской империи большие партии огнестрельного оружия, от обычных пищалей до артиллерийских орудий.

В дальнейшем Бабур начинает эффективно использовать огнестрельное оружие в бою, что приносит ему победы в Индии.

Культура государства Тимуридов

Во времена правления Тамерлана наступает так называемое «Тимуридское Возрождение». Тимуриды были покровителями искусств и науки. По приказам султанов строились мечети и другие богатые архитектурные сооружения. При Углубеке была построена обсерватория, которую следует считать наиболее значительной в эпоху средних веков.

В государстве широко развиваются такие науки, как история, астрономия, математика. Особое место в культуре Тимуридов было отведено искусству и поэзии.

  • На могиле Тамерлана было написано послание, которое гласило, что коль кто потревожит могилу и прах Тамерлана, то сразу же начнется великая и кровопролитная война. Советские исследователи, которые нашли могилу султана только посмеялись, прочитав послание. Уже на следующий день – 22 июня 1941 года началась нацистская Германия напала на Советский Союз. Война унесет более 40 млн. жизней за четыре года боевых действий;
  • Существуют сведенья, что Тамерлан в своей армии использовал боевых слонов. Но самое удивительно то, что на спины слонам он прикреплял небольшие артиллерийские орудия. Точно сказать нельзя, было ли подобное оружие на вооружении армии Тимуридов, но некоторые источники говорят о подобном.

Империя Тимуридов в период наивысшего расцвета Столица Самарканд (1370-1405)
Герат (1405-1507)
Язык(и) персидский (делопроизводства, культуры, поэзии и межнационального общения)
тюркский (язык дворца, делопроизводства, поэзии, военного дела и войск)
Религия Государственная: Ислам суннитского толка
Остальные: шиизм , исмаилизм , зороастризм , несторианство , тенгрианство , буддизм , индуизм .
Денежная единица динар Площадь 4,500,000 км² (в период расцвета) Население Несколько десятков миллионов человек (в период расцвета) Форма правления Теократическая абсолютная монархия Династия Тимуриды Официальный язык персидский Великий эмир 1370-1405 Тамерлан (первый) 1506–1507 Бади аз-Заман Мирза (последний)

Официальное название государства

Официальные языки государства

В государствах Тимуридов в документации использовались только два языка: персидский и тюркский . Тюркский язык был родным для Тимуридов.

Юридические документы государства Тимура, были составлены на двух языках: персидском и тюркском. Так, например, документ от 1378 года, дающий привилегии потомкам Абу Муслима , жившим в Хорезме , был составлен на чагатайском тюркском языке .

Нефритовая чаша Улугбека (с ручкой в виде надкусывающего край льва) хранится в Британском музее и на ней выгравирована надпись на тюркском языке (Карами Хакка нихоят йукдур), что означает «Щедрость Бога бесконечна». Персидский историк Мирхонд передает подробный рассказ со слов провожавшего Улугбека хаджи Мухаммед-Хисрау. В частности он сообщает "…Улугбек посмотрел на огонь и сказал по-тюркски : Сен хам бильдин («ты тоже узнал»)…

Последний Тимурид Мавераннахра Захираддин Мухаммад Бабур - выходец из города Андижан, писал в своих мемуарах: «Жители Андиджана - все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным». «Мемуары Бабура написаны на той разновидности турецкого языка, которая известна под названием тюркского языка, являющегося родным языком Бабура», - писал английский востоковед Е. Дениссон Росс.

Религия

В государствах Тимуридов государственной религией считался ислам. Почти все Тимуриды имели мусульманских суфийских духовных наставников. У Амир Темура было несколько наставников: Мир Сайид Барака, Саид Кулял. У деда Бабура Абу Саида духовным покровителем был Ходжа Ахрар.

Столицы

При Амир Темуре (1336-1405) столицей был город Самарканд, при Шахрухе было две столицы: Самарканд и Герат. Первый ритуал коронации проходил в Балхе, а затем с 1405 года стал проводиться в Самарканде.

Символика

В качестве символа государства Тимуридов обычно называют «три соединенных круга», причем сам флаг был синим, а круги серебряными . Также упоминаются штандарты с золотым полумесяцем . Главным духовным наставником Тимура потомком пророка Мухаммеда , шейхом Мир Сейид Береке были вручены Тимуру символы власти: барабан и знамя, когда он пришёл к власти в 1370 году .

Выпуск монет

Тимур и его потомки выпускали монеты в более чем 40 городах, Мирзо Улугбек выпускал монету-танга, где помимо тамги Темура в виде трех колец, была тюркоязычная надпись: «Духовным покровительством Темура гурагана, Улугбек гураган, мое слово»

Управление

Империя Тимуридов представляла собой мусульманскую монархию, глава которой носил имя эмир . Распоряжения эмира назывались фармāном . Главе государства помогал Высший государственный совет, где правой рукой эмира был «амир-и-диван ». Регионы (Вилайет) управлялись наместниками вали . Судебная система была шариатской , где правосудие вершили кади . Управление областями доверялось как военачальникам Тимура из разных тюркских племен, так и представителям его семьи в лице детей и внуков. Современный исследователь из Принстонского университета Сват Соучек (Svat Soucek) в своей монографии про Тимура считает что «Родным языком Тимура был тюркский (чагатайский), хотя, возможно, в некоторой степени он владел и персидским благодаря культурному окружению, в котором жил. Он практически точно не знал монгольского, хотя монгольские термины не совсем ещё исчезли из документов и встречались на монетах» .

В числе племен пользовавшихся доверием Тимура упоминаются тюркизированные роды монгольского происхождения . Из рода дулат происходил пользовавшийся полным доверием Тимура эмир Давуд. Среди особенно близких Тимуру эмиров упоминаются, однако, не только барласы , но и представители других родов; одним из них был Акбуга из рода найман .

История

Империя Тимуридов образовалась на территории современных республик: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, южного Казахстана, Туркменистана, Ирана, Афганистана, Пакистана, северной Индии, Ирака и Азербайджана. В 1370 году в Балхе состоялся курултай , избравший Тамерлана эмиром Турана. Ядром государства стали территории Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и северного Афганистана. В 1376 году Империя Тамерлана поглощает Хорезм , а в 1384 - Сеистан и Забулистан (юго-западный Афганистан). К 1393 году юго-западные владения Тамерлана достигают Багдада . В 1395 году его войско предпринимает поход против Золотой Орды (Дешт-и-Кипчак), а в 1398 году против Делийского султаната . В 1401 войска Тамерлана захватывают Дамаск , а в 1402 году наносят поражение турецкому султану , в результате которой в Самарканд привозят трофейный Коран Усмана .

Начавшуюся междоусобицу смог остановить тимурид Абу-Сеид , власть которого распространялась на территории Узбекистана и северного Афганистана. Именно он пригласил в Узбекистан кочевых (номинальных) узбеков Абу-л-Хайра . На западе (на территориях Ирана) продолжалась война с туркменскими объединением Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу . При преемниках Абу-Сеида империя Тимуридов разделилась на две части: Мавераннахр - столица Самарканд и Хорасан со столицей в Герате.

Ренессанс

Тимуриды Турана покровительствовали наукам и искусствам. Строятся мраморные купольные мавзолеи (Гур Эмир , мавзолей Ходжи Ахмеда Яссеви , Аксарай , Чашма-Айюб), мечети (Биби-ханым), медресе (медресе Улугбека), китабхане и даже Обсерватория Улугбека . Высокого уровня достигает поэзия (Лутфи , Алишер Навои), которая пронизана идеями суфизма (тарикат Яссавия (Мир Сайид Береке), Накшбандия , шейх Джами) и повествует о всепоглощающей любви. Широкую известность приобретает искусство миниатюры (гератская школа Бехзада). Вместе с тем развивается историческая наука (Хафизи Абру), математика (Аль-Каши) и астрономия Мирзо Улугбек и (Кази-заде ар-Руми).

Тимуриды-поэты

Многие Тимуриды писали стихи, в основном на родном тюркском, а также на персидском языках. В числе известных Тимуридов-поэтов можно назвать: Мирзо Улугбека, Султан Хусейна Байкару, Бабура.

Армия

В период своего могущества армия Тимуридов могла выставить до 200 тыс. солдат. Армия делилась на десятки, сотни, тысячи (хазары ) и дивизии (тумэны). Среди воинских званий были эмиры , сардары , юз-баши. Еще у Тимура при осаде Урганча в 1379 году появились первые пушки, а ко времени Бабура , благодаря туркам-османам, у тимуридов появляется огнестрельное оружие (пушки , пищали), которое было закуплено в Османской империи .

Примечания

  1. НАДПИСЬ ТИМУРА 1391 г.
  2. Чехович О. Оборона Самарканда в 1454 году // Общественные науки в Узбекистане, № 4. 1960, с.37-38
  3. Josef W. Meri. Medieval Islamic Civilization: Volume 1. - New York, London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2005. - 1088 с.
  4. Timurid dynasty | Asian history (англ.) , Encyclopedia Britannica
  5. On this day in history - Tamerlane - History Hop (англ.) , History Hop . Дата обращения 29 октября 2018.
История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. Овчинников А. В.

7. Государство Тимуридов

7. Государство Тимуридов

Весной 1366 г. эмиры Хусейн и Тимур со своими ополчениями разгромили сербедаров под Самаркандом и оказались единственными претендентами на верховную власть в Мавераннахре.

Тимур родился в селении Ходжа Ильгар, недалеко от г. Шахрисябза, был сыном небогатого, но влиятельного бека (князя). В юности Тимур любил лошадей, был хорошим наездником, прекрасно стрелял из лука. Среди сверстников он всегда пользовался авторитетом, рано проявив качества вожака. Тимур ещё в молодости был знаком с военным делом и принимал участие в междоусобных войнах феодальных правителей Мавераннахра. Он часто самостоятельно организовывал набеги на соседние области, не пренебрегая и возможностью ограбить на дорогах торговые караваны. Постепенно молодой Тимур собрал вокруг себя небольшой отряд хорошо вооружённых конников. Во время одного из сражений Тимур был тяжело ранен, отсюда и его прозвище Тимурленга – Тимура-хромца, в европейском произношении Тамерлана .

В 1370 г. между двумя эмирами произошло открытое столкновение. Хусейн потерпел поражение, попал в плен к Тимуру и был казнён. Не будучи потомком Чингисхана, Тимур не мог стать ханом; он удовлетворился титулом великого эмира и стал управлять страной (1370-1405) от имени им же поставленного марионеточного хана из потомков Чагатая. Первые годы правления Тимур употребил на завоевание всей Средней Азии. Завоевать богатый Хорезм, где незадолго до этого снова сложилось самостоятельное государство, ему удалось лишь в 1388 г., после пяти походов, во время которых был полностью разрушен Ургенч. Затем Тимур разгромил войска Могулистана. Тимур вёл долгую и упорную борьбу с Золотой Ордой. Только после трёх больших походов (1389, 1391, 1395 гг.) войска Тимура разгромили Золотую Орду. Во время последнего похода они разорили и ограбили также южную окраину Руси. Однако прочно присоединить к своим владениям территории Могулистана и Золотой Орды Тимур не пытался, понимая, что управлять этими обширными степями из отдалённого центра крайне трудно. Но Тимур стремился подорвать военную мощь и хозяйственную жизнь культурных областей Золотой Орды (Поволжья, Крыма), особенно её транзитную торговлю. С этой целью он полностью разрушил все её большие города: Сарай Берке, Астрахань, Азов и др. Разрушение этих городов, а также Ургенча привело к тому, что в течение почти тридцати лет вся средиземноморско-азиатская торговля направлялась только по караванным путям, проходившим через Иран, Бухару и Самарканд, подвластные Тимуру.

Начиная с 1380 г. Тимур стал предпринимать систематические походы для завоевания Ирана, а позже Азербайджана, Армении, Грузии, Ирака, Сирии и Малой Азии. Продолжавшиеся до 1404 г. походы натолкнулись на упорное сопротивление народов всех этих стран и сопровождались большими опустошениями и жестокостями, напоминавшими времена Чингисхана (Карта 38, Карта 39).

Чем можно оправдать постройку башни из 2 тысяч живых людей, переслоенных битым кирпичом и глиной, что имело место при взятии Исфизара (город на территории современного Афганистана), или сооружение в восставшем Исфагане башен из 70 тысяч голов, или, наконец, погребение заживо 4 тысяч людей после взятия города Сиваса в Малой Азии?! Однако самым ужасным из всех подобного рода злодеяний Тимура является убийство около 100 тысяч пленных индусов-гебров и идопоклонников перед генеральным сражением, которое он дал делийскому султану Махмуду.

Грабя завоёванные области, Тимур употреблял часть богатств для обогащения феодальной знати Средней Азии, а также для проведения там при помощи принудительного труда каналов и для строительства городов. В Самарканд (Карта 40) и другие города Мавераннахра переселялись десятки тысяч ремесленников, художников и учёных, вывезенных из завоёванных стран.

Внутренняя политика Тимура отвечала интересам кочевой и оседлой феодальной знати, на которую он опирался. Собирая феодальные владения в единое феодальное государство, Тимур вместе с тем сам дробил его, создавая новые владения, раздавая в суюргал, т.е. в лен или феод, округа, области, даже целые страны. Под суюргалом тогда подразумевали передачу в наследственное владение и управление определённой земли с правом взимания с её жителей (сельских и городских) государственных налогов и податей целиком или частично в пользу владельца суюргала. Тимур раздавал в управление отдельные части своего государства прежним владетелям, членам своей семьи (сыновьям и внукам), а иногда и выдающимся эмирам за их заслуги. Вскоре Тимуру пришлось столкнуться с их сепаратистскими стремлениями.

Ради прославления своего имени Тимур воздвигал, чаще всего при помощи принудительного труда, пышные постройки, привлекая для этого лучших архитекторов, художников и мастеров. Были проведены большие работы по перепланировке и перестройке Самарканда. Однако ни блестящие постройки, ни искусственно вызванный расцвет ремёсел и торговли в Мавераннахре, ни крупные оросительные работы не могут оправдать опустошения Тимуром богатых и культурных стран, разграбление городов и захват в плен ремесленников.

В феврале 1405 г. во время подготовки похода в Китай Тимур умер.

Могила Тимура находится в Самарканде, в мавзолее Гур-эмир (современный Узбекистан). Она была вскрыта в 1941 г. специальной правительственной комиссией под руководством профессора Кары-Ниязова.

Вскрытием обнаружено: 1) тело Тимура похоронено в деревянном гробу, в общем хорошо сохранившемся; 2) судя по скелету, Тимур был высокого роста, широк в плечах; кость правого бедра срослась с коленной чашкой, вследствие чего Тимур не мог разгибать правую ногу; кости правого плеча и предплечья правой руки также срослись, отчего правой рукой Тимур не владел, что вполне соответствует показаниям письменных источников.

Через некоторое время после смерти Тимура его обширное государство распалось14.

Из книги Россия при старом режиме автора Пайпс Ричард Эдгар

I ГОСУДАРСТВО

Из книги Расправа над СССР - предумышленное убийство автора Буровский Андрей Михайлович

Государство Еще одной миной под СССР было его государственное устройство: СССР с момента создания состоял из полугосударств внутри государства.Наверное, отцы-основатели искренне верили, что решили национальные проблемы раз и навсегда… Только вот одной детали они не

Из книги Третий Проект. Том I `Погружение` автора Калашников Максим

Государство – это все Александр Сергеевич Пушкин однажды назвал государство в России «единственным европейцем». Оно культурно, цивилизованно, способно взаимодействовать с Европой. А народ – темен, страшен и невежествен. Вспомним-ка по этому поводу еще одни пушкинские

Из книги Повседневная жизнь папского двора времен Борджиа и Медичи. 1420-1520 автора Эрс Жак

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Отступление Чагатаидов на восток Тянь-Шаня. Влияние возрождения Тимуридов в Кашгарии. Историк Хайдар-мирза В то время как Ахмед правил в Аксу и в Турфане, на территории восточного Моголистана и Уйгуристана (1486-1503), его старший брат Махмуд наследовал у своего отца Юнуса

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Государство Сегодня нет никаких прямых сведений об устройстве и действии общественного механизма какого-либо общества этого периода (письменности еще не было). Поэтому обычно делают реконструкцию на основе таких материальных свидетельств, как жилища, орудия труда,

Из книги Монархи-долгожители автора Рудычева Ирина Анатольевна

«Государство – это Я!» Эта фраза, которую приписывают Людовику XIV, давно стала крылатой. Долгое время в этих словах усматривали лишь образец эгоцентризма, монаршего самомнения и вседозволенности. В действительности же она была адресована парламентариям и звучала так:

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Государство Шан-Инь Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических данных, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги Гитлер автора Штайнер Марлис

Государство Государство для Гитлера – как и партия, как и экономика – всегда было лишь средством для увековечивания «расы» и создания новой империи германской нации.Из осторожности он избегал четких высказываний на эту тему, изложив их только в своем завещании. Так, в 1920

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

14.3. Средневековые наваррцы - это «античные» спартанцы Средневековое Афинское государство каталанцев - это «античное» Афинское государство 78а. ВОЕННОЕ ГОСУДАРСТВО НАВАРРЦЕВ В XIV ВЕКЕ Н.Э. Наваррцы известны в истории средневековой Греции как воинственная «банда

Из книги Великое княжество Литовское автора Левицкий Геннадий Михайлович

Чье же это государство? В последние годы в некоторых исторических работах и средствах массовой информации настойчиво проводится мысль, что Великое княжество Литовское было белорусским государством. В связи с этим попытаемся выяснить, что стояло за термином «Белая Русь»

Из книги Имитаторы. Иллюзия «Великой России» автора Казинцев Александр Иванович

Часть I ГОСУДАРСТВО? ГДЕ ВЫ ВИДИТЕ ГОСУДАРСТВО?!

Из книги Быстьтворь: бытие и творение русов и ариев. Книга 2 автора Светозаръ

автора

Миниатюры эпохи Тимуридов: абстрактная изобразительность фигур Миниатюры в манускриптах времен монголов и Тимуридов стали еще одной вершиной развития изобразительного искусства, не связанного с репрезентативным символизмом природных мифов. В эпоху позднего

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Глава II Империя Тимуридов в Индии: сосуществование ислама и индуизма, 1526–1707 гг В отличие от Сефевидов две другие великие империи возникли преимущественно в немусульманских регионах, и этот факт обусловил как их силу, так и потенциальную слабость. Однако между ними