Красота глаз Очки Россия

Как один мужик двух генералов прокормил – краткий анализ. М.Е

  • А. С. Пушкин «Дубровский» Н. В. Гоголь «Ревизор» И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» , 6.82kb.
  • , 71.33kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», , 16.45kb.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил , 106.2kb.
  • Тема урока: М. Е. Салтыков Щедрин. Сатирическое изображение нравственных пороков , 39.35kb.
  • М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». , 33.98kb.
  • Т
    Быкова Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ МООШ №4
    ема урока:
    М.Е.Салтыков- Щедрин.

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    (анализ произведения).

    Цели урока:

    • образовательные: помочь учащимся осознать особенности иносказательной художественной манеры М.Е. Салтыкова-Щедрина и раскрыть непреходящее значение его произведений на примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
    • развивающие: развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям; устную и письменную монологическую речь;
    • воспитательные: воспитывать уважение к человеку, к его мастерству; воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

    Оборудование: материалы стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, рабочие тетради учащихся по литературе, учебник-хрестоматия по литературе.

    Ход урока:

    1. Организационный момент: проверить готовность класса к уроку, учащиеся проверяют свое рабочее место.
    2. Активизация знаний учащихся. Вступление в тему урока.
    – Правда! Правда, всегда одна! Дважды два четыре и в жизни, и в искусстве. Добро и зло, правда и ложь, верность и предательство и в книге, и в жизни одинаковы. Вспоминая свой жизненный опыт, вы можете привести подтверждением народные изречения: «Слово правды весь мир перевесит»; «За правое дело стой смело»; «Правда глаза колет»; «Все минет, одна правда останется».

    Да-да, правда одна. Но! Правда, одна, но пути к ней разные.

    – Как вы считаете, что это за пути?!

    – А почему на уроке литературы я сегодня заговорила о таком понятии – «правда»?

    1. Сообщение темы урока.
    – Каждый писатель, как и любой человек, о котором мы ничего не знаем, как закрытая книга для нас. Чтобы понять М.Е. Салтыкова-Щедрина как человека, недостаточно посмотреть на его портрет, недостаточно ознакомиться с фактами его биографии. Настоящий писатель – это огромный и неисчерпаемый мир. Открыть его, конечно, помогут произведения.

    Итак, мы проанализируем сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», чтобы ответить на следующие вопросы:

    Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?

    Почему Щедрин смог сказать эту правду?

    1. Анализ произведения:
    а) первичное впечатление;

    – Вы прочитали сказку до конца, что показалось вам смешным, а что – грустным?

    – Какова главная проблема, которую ставит этой сказкой автор?

    Взаимоотношение власти и народа.

    – Что вы знаете о реформах 1860-х годов? (В первую очередь учащиеся называют отмену крепостного права ) С этой точки зрения, какова же проблематика произведения?

    Освобождение угнетенной народной массы от всех видов рабства.

    б) словарная работа;

    – Просмотрите свой текст и назовите элементы русской сказки в тексте (дома подчеркивают карандашом).

    Сказочный зачин: «жили-были два генерала», перемещение генералов из удобных петербургских квартир на необитаемый остров «по щучьему велению, по моему хотению» – из известной русской сказки о Емеле и волшебной щуке; сказочные выражения: «сказано – сделано», «этого ни пером описать, ни в сказке сказать», «мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

    Распечатка выражений:

    • Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны. То в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.
    • Сказано – сделано . Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды…
    • Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужчину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать.
    • Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, потому что он там был, мел-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!
    • Поехали они в казначейство, и сколько денег тут загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!
    + В народных сказках все эти выражения служат как своеобразные поговорки, употребляются, сопровождая волшебство. Здесь же они несут иронический смысл, насмешку.

    в) активная беседа, проверка домашнего задания;

    – Какое событие не вписывается в сказочный сюжет?

    Причина, по которой произошло странное событие перемещение на остров. Генералы «оба были легкомысленны», то есть несерьезны, и за это неожиданное для себя наказаны.

    – Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на необитаемый остров? Какое произведение вспоминается?

    Вспоминается роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо. Простой матрос, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет превратил остров в цветущий сад, сделал свое жилище уютным и безопасным.

    – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Роман многократно издавался в России. В чем вы видите отличия ситуации романа и «Повести…»?

    Робинзон с честью выдерживает все невзгоды и побеждает, он борется с первого дня. Генералы с первых шагов обнаруживают полную беспомощность и чуть не погибают. Они не могут определить части света, влезть на дерево и нарвать «всяких плодов», наловить рыбы и всякой дичи, в изобилии населяющей необитаемый остров.

    Растерянность, удивление, отчаяние.

    – Вспомните: в чем особенность текстов в найденной генералами газете?

    Найденные обрывки газет сообщают только о роскошных утонченных пиршествах

    + «дабы все гости получили по куску».

    – Это не пир, это – праздник жизни для избранных.

    Они привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей.

    – Подтвердите свои высказывания текстом (стр. 239)

    – Попытаемся определить, какой литературный прием использует автор? Откройте рабочие тетради, перечитайте основные приемы в творчестве М.Е.Салыкова- Щедрина.

    Это гротеск.

    – «…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил», что это за прием?

    Гипербола.

    – В чем смысл художественного преувеличения?

    + Показать образ более смешным; показать его сущность; «казнить его смехом».

    – «Кто тот злодей, который с нами такую шутку сыграл!»?

    Мужик, русский мужик.

    – Чем отличается от генералов мужик? Можете зачитать фрагмент текста (стр.242)

    + «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Мужик совершенно спокоен – он отдыхает от трудов.

    – Как генералы это воспринимают? Как к мужику обращаются?

    + «Лежебок!»

    – А можно ли предположить, что не только генералы набрасываются на русского мужика, но и автор?! Почему возмущаются генералы нам понятно, а почему автор…?

    Громаднейший мужичина – на все руки мастер, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать, он действует по установленному порядку вещей. Мужик только делает попытку «дать стречку» и тут же подчиняется.

    – Какие трудовые умения мужика помогают генералам не только выжить на необитаемом острове, но и возвратиться домой?

    + Яблок достал с дерева, картофель добыл из земли, силок для ловли рябчиков смастерил, огонь извлек, разной провизии напек, пуха лебяжьего набрал, строит ладью, умело вьет веревочку из дикой конопли.

    « … и к вечеру веревочка была готова», – для кого веревочка?! В чем смысл этого момента?

    Автор еще раз подчеркивает, что русский мужик утратил свое человеческое достоинство. Он преисполнен холопской радости, что сумел угодить генералам. Генералы же убеждаются в твердости своих прав на эксплуатацию чужого труда.

    – Определите литературный прием (гипербола). Гипербола подобна увеличительному стеклу, она помогает пристальнее всмотреться в явления жизни, в ее противоречия.

    – Из собственных волос сделал силок и поймал рябчиков – что это за литературный прием?

    Гротеск.

    – Почему мужик, при всем изобилии на острове, взял себе одно яблоко. Да и то кислое? Почему он не наелся сам хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придет на мысль: «А не дать ли и тунеядцу частицу»?

    Низкий уровень гражданственности, самосознания, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но все же права.

    г) работа в тетрадях;

    – Сформулируйте письменные ответы на вопросы: как М.Е.Салтыков- Щедрин относится к мужику? В чем смысл противопоставления мужика и генералов?

    – Вновь обращаемся к монографии Алексея Сергеевича Бушмина: « Щедрин был великим народолюбцем. Он любил народ без слепого преклонения перед ним, так как понимал сильные стороны народной массы, но не менее зорко видел и слабые стороны ее…». Двустороннее отношение к народу – любящее и критическое.

    – Показать, что мужик беден во всех отношениях и прежде всего беден сознанием.

    д) сжатый пересказ развязки «Повести…»;

    – Развязка, выдержана в фольклорной манере. В русской сказке герой всегда вознаграждается за добрые дела. Однако явно чувствуется сатирическое начало. Генералы, разбогатев, вспомнили о своем спасителе, но сами к нему не вышли, а выслали ему свою благодать с кем-то из слуг: «… рюмку водки да пятак серебра: веселись мужик!»

    1. Домашнее задание:
    – А что бы случилось с генералами на необитаемом острове, если бы они не встретили мужика? (высказывают свои мнения)

    Ответ на этот вопрос мы можете найти в сказке «Дикий помещик».

    1. Подведение итогов урока. Оценивание работы класса и учащихся.
    – Вернемся к началу нашего урока и посмотрим на вопросы:
    • Что хотел сказать своим произведением М.Е.Салтыков- Щедрин?
    • Почему Щедрин смог сказать эту правду?
    + М.Е.Салтыков- Щедрин хотел сказать, что…

    Во-первых, генералы – глупые, а мужик – умный.

    В-третьих, кто не работает, тот ест.

    В-четвертых, мужик сам виноват: зачем он подчиняется генералам. В душе он остается рабом, поэтому и живет плохо.

    – Это правда? Да, это все правда. А почему автор смог сказать эту правду?

    Но именно «неправда» показала самое главное: жизнь часто устроена несправедлива.

    Гротескное повествование о том, как один мужик двух генералов прокормил, создано М.Е. Щедриным в жанре сатирической литературы.

    Удивительным образом сказки Щедрина в миниатюре содержатся все проблемы, все образы современного общества.

    Весь доступный ему сатирический арсенал – от иронии до гротеска, писатель использует для выражения своего отношения к действительности.

    Сюжет прост : необитаемый остров, невесть откуда взявшиеся два генерала. Они голодны и не приучены ни к чему, хоть остров изобилует дарами природы.

    Чудесным образом находят они мужика, ловят его и по обычаю заставляют «тунеядца» работать.

    Для них сказка хорошо заканчивается – мужик не только спас их от голода, но и доставил в родной Петербург, за что и был вознагражден – пожаловали ему генералы пятак серебряный и водки рюмку . Заслужил!

    Веселись, мужичина

    В коротеньком повествовании автор охватил волнующую его тему народа и власти . Мы видим чванливых, высокомерных генералов, не умеющих абсолютно ничего, и мужика – находчивого и сообразительного, готового суп в пригоршне для господ варить да веревки для себя же вить .

    Основная мысль, которую доносит автор до нас – причина такого отношения к народу не столько в тех, кто правит, сколько в характере самого народа.
    Извечная привычка быть во всем виновным и искренняя благодарность за тот мизер, который ему жалуют с барского плеча.

    И финальное «Веселись, мужичина!» еще раз подчеркивает всю безысходность положения простого народа.

    Продолжаем рассматривать тему — как один мужик двух генералов прокормил:

    Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил, Салтыков-Щедрин М.Е. написал в середине ХIХ в., но популярность и актуальность это литературное сказание не утратило до настоящего времени. В произведении много гротескных преувеличений, невероятных событий. Несмотря на присущий великому писателю тяжелый стиль изложения, история читается легко. Парадоксально, но определенные элементы обнаженных М.Е. Салтыковым-Щедриным в его сказке общественных и социальных пороков присущи и современным отношениям. Конечно, сейчас не встретишь генералов, которые ищут булки на деревьях, но необоснованная высокомерность, презрительная позиция к окружающим присуща некоторым индивидам, считающим себя генералами. Впрочем, это в первую очередь характеризует их самих.

    Проживали как-то на белом свете два легкомысленных генерала, прослужившие с рождения и до самой своей отставки где-то по военному ведомству и ничего другого не знавшие. Выйдя на пенсию, зажили они в Санкт-Петербурге на Подьяческой улице со своими кухарками. Но как-то раз так получилось, по щучьему велению проснулись генералы на необитаемом острове под одним одеялом. Убедившись, что это им не снится и они действительно сидят в ночных рубашках и в орденах на берегу моря, начали они оглядываться да осматриваться. А когда есть захотели, решили остров обследовать. На острове нашли они и дичь в чаще, и рыбу в водоемах, и разные фрукты на деревьях, да вот только поймать никого не вышло и до фруктов не дотянулись. Зато старый выпуск «Московских ведомостей» нашли. С голода звереть начали господа, чуть друг друга не проглотили, даже подрались. Потом остыли, угомонились, захотели газету полистать, но там все об обедах и ужинах написано.

    И тут одного генерала осенило — надо мужичка найти, чтобы кормить их. Он им и хлеб испечет, и рябчиков нажарит, и фруктов разных наберет. Мужик везде есть — и на необитаемом острове найдется. Пошли и нашли огромного мужика, который спал, тунеядец, в тенечке и не думал даже, что без него господа 2 дня уже голодают. Набросились на него господа с бранью и криками и работать заставили. Мужик испугался, набрал сладких яблок и накормил оголодавших, а для себя одно кислое оставил. Потом картошки где-то нарыл, костер разжег и дичь изжарил. Рады генералы, привязали мужика веревкой, которую он сам связал, чтобы не убежал, пока они отдыхать после обеда будут.

    Раскормились господа на острове, снова стали дебелые и рыхлые. Мужик им даже похлебку варить приспособился в ладонях. Все бы хорошо, да тоска обуяла генералов, потянуло их в свои квартиры да к своим кухаркам. Начали они требовать от мужика свезти их в Петербург. Мужичок рад, что генералы довольны им, труда холопьего не гнушаются,- во всем угодить господам готов. Построил лодку, чтобы через океан перебраться можно было, настелил туда пуха лебяжьего для мягкости, припасов всяческих понаделал, да и отправились они через море-океан до самого Санкт-Петербурга. Ну уж и ругали господа мужичка за ветер да качку, за волны огромные, а мужик знай гребет и в ус не дует. Доплыли, наконец, до дома. Генералы кофе напились, булочек наелись — довольные стали. А казна им пенсию сполна заплатила за все время, пока на острове мыкались. Довольны генералы, что все так вышло. Но и мужичка не забыли — послали ему пятак серебряный да рюмку водки: веселись, мужичина!

    Анализ сказки

    В форме литературной сказки М.Е. Салтыков-Щедрин создал целый цикл произведений. Привлекательность такой формы вызвана острой сатирической направленностью писателя. В условиях существовавшей цензуры жанр сатиры и пародии был наиболее приемлем. Только на таком языке можно было свободно обсуждать существовавшие общественные язвы, вскрывать назревшие противоречия. Более того, писатель тяготел к народу и, в определенном смысле, подстраивал свое творчество под простонародный стиль. Сказка — наиболее доступная форма изложения.

    Изучение повести про то, как один мужик двух генералов прокормил, анализ других сказок показывают, что автор строит свои произведения на противопоставлении двух социальных сил — народа и правящего класса. Народ, в первую очередь крестьянство, предстает в виде замученной, забитой массы. Господствующее сословие активно пользуется этим и только наращивает эксплуатацию, усиливает гнет. В то же время М.Е. Салтыков-Щедрин не оправдывает и не защищает такую забитость. Сатирик клеймит эти качества в народе. Примечательно акцентирование внимания на том, что мужик сам сплел веревку, которой его привязали. Этим писатель подчеркивает несознательность народных масс. Мужичок рад, что господа генералы не брезгуют его трудом, готов все стерпеть, чтобы услужить.

    М.Е. Салтыков-Щедрин далек от революционных настроев. Его политические взгляды не идут дальше сатиры. Однако анализ произведения, как и всего творчества одного из столпов отечественной литературы показывает, что общество не может далее развиваться в таком направлении. Повесть подводит к выводу, что не будь таких господ — генералов, народ — мужик жил бы богато и весело на своем острове, умея себя прокормить и во всем обеспечить.

    Сатирические методы в сказке о мужичке и двух генералах

    В своей сказке М.Е. Салтыков-Щедрин использовал практически весь спектр приемов, принятых в сатирической литературе:

    • гротеск (предельное преувеличение):
    • сарказм (едкая насмешка);
    • «эзопов» язык (иносказание);
    • аллегория (иносказательное сравнение с целью подчеркнуть ту или иную сторону);
    • гипербола (преувеличение);
    • фантастика (несуществующее отображение событий);
    • ирония (шутка, насмешка).

    Гротескно поведение генералов, не обладающих никакими навыками и не знающих элементарных вещей. Фантастично, как попали господа на необитаемый остров «по щучьему велению», нереальны мужицкие способности. Гиперболично утверждение, что раз генералы прослужили с рождения в военной регистратуре, то и ничего другого не понимали и не знали. Сатира проскальзывает в каждой строке повести. Писатель иронизирует и над мужичком, и над господами. Большую смысловую нагрузку несет в себе завершающая фраза. Веселись, мужичина, — говорит М.Е. Салтыков-Щедрин, награждая его рюмкой водки и пятаком денег. Этим показана оценка народных масс со стороны власть имущих. Полностью завися от результата народного труда, не способные к самостоятельному обслуживанию, генералы считают людей своим холопством, обязанным им всем в силу того, что они господа.

    Разделы: Литература

    Цель урока: Анализ сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

    1. Формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.
    2. Развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения.
    3. Развивать умения делать выводы из прочитанного.
    4. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;
    5. Воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова – Щедрина является книга “Сказки”, включающая 32 произведения. За небольшим исключением сказки создавались в течение 4-х лет (1883 – 1886 гг.).

    Салтыков-Щедрин – писатель – сатирик.

    Что такое сатира?

    (Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. ).

    2. Проверка домашнего задания.

    Какие вопросы у вас возникли, когда вы читали произведение?

    (вопросы записываются на доске)

    1. Название произведения. Повесть, один мужик, два генерала?
    2. Почему город Петербург, улица Подьяческая?
    3. Необитаемый остров?
    4. Газета “Московские ведомости”?
    5. Генералы работали в регистратуре?
    6. Зачем нужно упоминание о кухарке?
    7. Зачем упоминается одеяло?

    3. Анализ сказки.

    Где начинается действие произведения? (В Петербурге ).

    Дьяк – должностное лицо в государственных учреждениях.

    Почему так названа улица? (расположено много канцелярских учреждений ).

    Кто герои произведения? (два генерала ).

    Кто такой генерал? (Генерал – высокий военный чин ).

    Что мы узнаем о них в начале произведения? (работа с текстом ).

    Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

    (Раньше, когда в дворянской семье рождался сын, его с рождения записывали в какой-нибудь полк рядовым. В то время на Руси существовал “Табель о рангах”, поэтому через какое-то время ему присваивался следующий чин. Рос ребенок, рос чин. ).

    Где завязка в произведении? (Генералы попадают на необитаемый остров ).

    Какой остров считается необитаемым? (где нет людей ) .

    Как ведут себя генералы, оказавшиеся на необитаемом острове? (найти в тексте ).

    Найдите в тексте моменты, где речь идет о сне? (сновидение, сон, ночные рубашки)

    Что такое сон? (Сон – пограничное состояние между жизнью и смертью ).

    Генералы пытаются уйти ото реальной жизни уснуть. Не получается.

    Почему? - О чем они думают?

    Мысли о еде (поэтому упоминаются кухарки – в этом вся их жизнь)

    Для чего упоминается газета “Московские ведомости”?

    О чем пишут в газете? (Докажите текстом).

    Какой выход находят генералы из создавшегося положения?

    (Найти мужика, текст ).

    Кто такой мужик?

    (зависимый крестьянин ).

    Что начинает делать мужик, когда его находят генералы?

    (работает на генералов, с ним тепло и уютно, он их одеяло ).

    Где кульминация произведения? (нашли мужика ).

    Где развязка? (возвращение в Петербург ).

    Определите тип композиции? (кольцевая ).

    Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

    Выжили бы они без мужика? (нет )

    В Петербурге они жили своим трудом?

    В чем географическая особенность Петербурга?

    Наряду с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

    Приемы сатиры

    Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном образе.

    (Генерал не может сорвать яблока с дерева )

    Гипербола – преувеличение.

    (Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают.)

    Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.

    Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и возвышенного.

    (сцена остервенения генералов ).

    4. Домашнее задание

    Напишите, что в поведение мужика вызывает восхищение, а что осуждение.

    В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

    КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

    Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

    Проблематика:
    ⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью;
    ⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

    Сказочный зачин:
    «Жили да были два генерала … »

    Завязка:

    Два генерала оказываются на необитаемом острове.

    Кульминация:

    Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

    Развязка:

    «Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик —
    «рюмку водки да пятак серебра».

    ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

    ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание
    совсем ещё не готово к свободе.

    ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

    ⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание.
    Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

    ⦁ Сочетание реального и фантастического : на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп.
    ⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой.
    ⦁ Смешанный стиль речи : фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова.
    ⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

    В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

    Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

    Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

    Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям. Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования.

    Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

    Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературе в 7 классе

    Районный семинар

    для заместителей директоров

    по учебно-воспитательной работе,

    16.02.2012

    ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник

    (Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

    ЦЕЛИ УРОКА: образовательные

    1. углубить знание учащихся о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
    2. на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.

    развивающие

    1. сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

    воспитательная

    1. воспитать читателя с активной гражданской позицией;

    ЭПИГРАФ УРОКА: Я писатель. И в этом моё призванье.

    Салтыков-Щедрин М.Е.

    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

    ТЕХНОЛОГИИ УРОКА: 1. Групповая технология.

    2. Информационно-коммуникационная технология.

    3. Здоровьесберегающая технология – элементы.

    4. Игровая – элементы.

    5.Личностно-ориентированная.

    6.Проектная.

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент

    Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

    1. Опрос. Эвристическая беседа:

    - Сегодня мы с вами подведем итог нашей работы за несколько предыдущих уроков по творчеству замечательного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. И по результатам плодотворной работы создадим литературный буклет-путеводитель в мастерскую писателя-сатирика из тех материалов, что лежат у вас на столах.

    Итак, на этом уроке мы с вами прочитаем и разберём «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

    Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?

    (Сказка – повествовательное произведение устного

    Народного творчества о вымышленных лицах и

    Событиях.)

    Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…

    (Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михааил Евграфович Салтыков-Щедрин.)

    Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было пр о фессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем з а помнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно о т личался от большинства чиновников.

    Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».

    А что вы знаете о писателе?

    (Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.

    В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказо ч ный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению прих о дилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с наро д ной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозмо ж ными фантасмагориями, содержанием для которых служило б о гатство, а еще более - генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»

    Что же это были за люди? Отец - Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. С е мья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное пол о жение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несча с тливым.

    Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам полож е ние Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного им е ния, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отн о шениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.

    Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образов а ние. К шести годам Михаил легко общается на французском и н е мецком. Быстро выучивается писать по-русски.

    С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными з а писками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.

    После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а п о том в Твери, где он активно содействовал продвижению крест ь янской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обр а щения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

    В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим по д обнее.

    Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоп о вым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Ро д нят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. С о рвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.)

    1. Аналитическая беседа

    - Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича мы читали?

    (Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)

    А о чём эти сказки, ребята?

    (Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках)

    А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?

    (Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)

    Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?

    (да)

    Правильно, а в каком веке живем мы с вами?

    (в 21 веке)

    А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?

    (да)

    Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!

    (потому что они отражают идеал настоящего героя

    Времени-активного сильного)

    Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?

    (это тот, кто живёт в одно время с кем-то)

    Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…

    Итак, обратите внимание на наш литературный буклет, тема сегодняшнего урока М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник. «Я писатель. В этом моё призвание».

    Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя.В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык» , помогающий избегать жесткой цензуры.

    Ребята, в наших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит?

    Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.

    Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?

    (Она высмеивает какой-либо порок)

    Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.

    4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    Ну а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

    В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

    (просмотр фрагмента мультфильма)

    Ребята, понравился вам мультфильм?

    (да)

    - В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом, ну-ка откройте-ка наш буклет, он обязательно вам поможет ?

    (Зачин – жили да были;

    Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

    Музыкальная интонация;

    Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

    Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

    Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

    Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

    (Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни , в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

    Конечно, делая акцент в названии на слово п овесть , Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века , и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

    Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?

    (Антитеза - противопоставление явлений понятий, контрастных образов)

    В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

    (Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)

    Молодцы. Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести. Миша, пожалуйста.

    Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…

    Кто герои повести и как их характеризует автор?

    (Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)

    А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.

    А какие люди состоят в регистратуре на службе?

    (Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)

    Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:

    Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
    - Да, - отвечал другой генерал, - признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

    И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание

    Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?

    Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».

    Какую газету находят генералы на острове?

    (Московские ведомости)

    О каких новостях узнают из неё генералы?

    («Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»)

    Какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?

    (Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, подстать генералам.)

    Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой - попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).

    Давайте прочтём её.

    …Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…

    Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль.Какая?

    (найти мужика)

    А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

    Как мы можем обозначить момент появления мужика?

    (Появление мужика - кульминационный момент.)

    Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?

    (Сцена появления работника подчинена авторской идее - показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)

    Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…

    Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…

    …И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

    Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…

    Каким представляется вам мужик?

    (Смекалистым, находчивым, покорным)

    Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?

    …Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)

    Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.

    5. Тестирование (закрепление)

    Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 5 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.

    6. Физкультминутка

    Время вышло, положите работы одна на другую в центр стола.

    А теперь, прежде чем перейти к самому ответственному этапу урока, немножко отдохнём, внимательно проследите глазками за появляющимися на экране предметами.

    7. Кульминационный этап урока (Систематизация знаний по творчеству Салтыкова-Щедрина – составление литературного буклета)

    Вот и пришло время собрать наш литературный буклет воедино. Внимание на экран. Здесь 5 загадок, отгадав их и посовещавшись, вы правильно выстроите порядок листов в вашей книге, для начала попробуем составить коллективно по одной книжице, а в случае удачи, создадим такую же для каждого, и она обязательно вам поможет получить отличную оценку.

    Звучит музыка.

    1. Тема нашего урока.
      1. Мой вопрос совсем не трудный,
      Он про жанр литературный.
      Волшебство, фольклор, добро
      Отгадайте-ка его…

      2. Жил да был, родился, вырос,
      В школу с армией сходил.
      Записал все на папирус
      И в учебник угодил.

      3. Третий лист узнать несложно:
      Красный цвет, красивый шрифт,
      Там найти Эзопа можно,
      Вам поможет алфавит.


    4. У врача приём особый,
    Принимает балом мэр,
    Салтыков-Щедрин с приёмом
    Угодил на жёлтый цвет…

    5. Три героя, антитеза,
    Да еще три главных среза,
    Аллегория, гротеск-
    Анализируем здесь текст.

    6. Вроде в прошлом жил писатель,
    Но таланта почитатель
    В наше время без труда
    Отыскался на века.

    Ну вот буклет и готов… ребята, получился у нас краткий путеводитель по творчеству Салтыкова-Щедрина?

    (да)

    Поможет он вам в изучении творчества писателя?

    (да)

    8. Итог урока.

    Яркая красочная наша книжечка-помощница. Давайте-ка полистаем и вспомним все о чем сегодня говорили. Как называется наша книга? Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?

    (сатирической сказке)

    Однако на уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?

    (Да)

    Откроем последний лист нашего литературного буклета. В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?

    (потому что каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать

    И болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)

    Книга щедринских сказок - это живая картина российского общества, раздираемого противоречи я ми и по сей день.

    9. Домашнее задание

    Подготовить сообщение по любой из страниц буклета