Красота глаз Очки Россия

Как снимался фильм хардкор. Только «Хардкор»: как режиссер Илья Найшуллер пробился в Голливуд

«Мне казалось, что хороший режиссер должен снимать серьезные фильмы. А потом я подумал: не надо быть никем, надо делать то, что нравится, - говорит режиссер и музыкант Илья Найшуллер. - Если нравится играть в солдатики, давай сделаем кино для 15-летнего чувака, какое я бы сделал для себя 15 лет назад»

Илья Найшуллер был одним из десяти человек, исполнивших роль главного героя своего дебютного фильма

Фильм Ильи Найшуллера «Хардкор» (Hardcore Henry в международном прокате) вышел на экраны более чем в 30 странах в апреле 2016 года и собрал $14,3 млн — очень хороший результат для картины, съемки которой обошлись примерно в $3 млн (не считая рекламного бюджета). Сам фильм стал возможен благодаря успеху вирусного видео, появившегося из-за музыки, которой Найшуллер занялся в то время, когда еще хотел быть серьезным режиссером.

«Я-то знал, что я классный»

«Я хотел сделать фильм, который люди будут смотреть и потом говорить друзьям: ты видел, нет? Садись, ты сейчас ***ешь!» — откровенно описывает Найшуллер идею «Хардкора», отпивая пряный чай латте и затягиваясь электронной сигаретой. Последнюю впервые увидел у актера Тима Рота, которого встретил в Калифорнии и уговорил сняться в эпизоде своего дебютного фильма, добавляет он как бы к слову.

Режиссером Найшуллер мечтал стать с детства. «Мой отец был реаниматологом на скорой помощи, а на стороне торговал пиратскими кассетами, у нас дома было огромное количество этих кассет. Мама сказала: не смотри ужасы и порнографию». И я по этому принципу смотрел все», — вспоминает он.

Поступив в Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, Найшуллер бросил его через полтора года, устроившись работать на «Мосфильм»: «Прошел хитро систему пропусков и каждый день искал, кому нужен помощник. Бил в хлопушки, носил кофе, был ассистентом, переводчиком, водителем». Параллельно Найшуллер писал сценарий для большой шпионской драмы и играл жесткий инди-рок в созданной им в 2008 году группе Biting Elbows. Именно для своей группы в марте 2013 года он снял клип на песню Bad Motherfucker — короткометражный боевик, в котором герой отбивается от многочисленных врагов в офисе и на улицах города. Ролик, снятый на видеокамеру GoPro, закрепленную на лице главного героя, что дает «вид из глаз», как в компьютерных играх, стал вирусным и в первые десять дней набрал более 10 млн просмотров.

$255 тыс. на графику и звук собрали продюсеры фильма через платформу Indiegogo.com

Во сколько обошлись ему съемки мини-фильма, Найшуллер не раскрывает, говорит лишь, что из-за финансовых затруднений снимали почти год. Изначальный спонсор отказался от контракта, увидев кадры, в которых собаку выкидывают из окна: на тот момент у Ильи уже была половина снятого клипа и долг в 350 тыс. руб., которые он занял для съемки.

Помощь пришла, откуда не ждали: спонсором ролика стал австрийский производитель водки Neft, якобы созданной сибирскими нефтяниками: узнаваемая бутылка этой водки появляется в руке у главного героя. «Они дали мне сумму, которая полностью покрыла ролик», — вспоминает Найшуллер (производители водки отказались от общения с РБК).

На следующий день после того, как клип был размещен на YouTube, Найшуллер получил в Facebook сообщение от человека, с которым на тот момент не был знаком: «Очень здорово у вас получился Bad Motherfucker. Хотел бы поговорить с вами. Тимур». Еще через неделю он и второй продюсер клипа Екатерина Кононенко сидели в Лос-Анджелесе в офисе у автора послания, режиссера Тимура Бекмамбетова, обсуждая детали съемок полнометражного фильма.

«Это было для нас, как мечта, которая неожиданно стала реальностью. Двое молодых людей, режиссер и продюсер, вдруг ни с того ни с сего оказываются в Лос-Анджелесе на переговорах с огромным количеством агентов, которые делают нам разные заманчивые предложения», — вспоминает Екатерина Кононенко.

Правда, Найшуллер вовсе не был так уверен, что на основе ударного, но короткого клипа может получиться не менее эффектный полуторачасовой фильм. «Агенты наперебой предлагали мне сотрудничать, а я спрашивал у них: ребят, вы понимаете, что это клип, может, я ничего больше не сделаю? То есть я-то знал, что я классный. Но откуда они это знают? Они же даже не видели другие работы», — смеется он.

Тимур Бекмамбетов , продюсер, основатель кинокомпании Bazelevs, увидел видеоролик на песню Bad Motherfucker на YouTube, после чего предложил Илье Найшуллеру снять на GoPro полнометражный фильм. Выступил инвестором и сопродюсером фильма, а компания Bazelevs занималась его прокатом в России

Собеседники Ильи сомневались в нем гораздо меньше. «Я был не просто парень из России, а парень, который сделал ролик, который смотрит весь мир. Я встречал в Штатах абсолютно разных людей, от продавцов гитар до режиссеров мирового уровня, которые жали мне руку и говорили, что надеются, что «Хардкор» будет такого же уровня, как этот ролик», — говорит Найшуллер.

Несмотря на сторонние предложения, по словам Кононенко, после разговоров с Бекмамбетовым было решено не продавать права на будущий фильм, а сделать его самостоятельно и в партнерстве с Тимуром. «Не было ощущения, что взрослый и могущественный продюсер нас берет под свое крыло и мы перед ним трепещем», — говорит Екатерина.

Найшуллер признается, что если бы не Бекмамбетов, ему бы не пришло в голову снимать веселый и кровавый боевик. «Я писал очень серьезное кино — шпионское, драматическое, психологическое, после него переключиться на такой фан было сложно», — поясняет он. Снимать большой фильм решили все на ту же камеру GoPro.


«Когда мы 2,5 недели снимали финальную сцену с киборгами на крыше, мы в день выливали по 40-50 литров искусственной крови — на массовку, на пол, на стены. Это была очень сложная съемка», — признается Илья Найшуллер (Фото: Андрей Ковалев для РБК)

Внебюджетный эксперимент

Изначально продюсеры «Хардкора» планировали уложиться в бюджет в размере 100 млн руб., но на момент подписания контракта было непонятно, во сколько обойдутся артисты, музыка и каскадерские трюки, говорит Екатерина Кононенко. «Поскольку это был эксперимент, никто еще не делал такого кино и на этапе договоренности не было окончательного сценария, непонятно было, сколько будет трюков и каскадерских сцен. Илья придумывал совершенно головокружительные вещи, и мы понимали, что бюджет будет расти», — рассказывает она.

На производство фильма в первые два года ушло около 200 млн руб. Около половины вложил Тимур Бекмамбетов, остальное — российские инвесторы, которых привлек Найшуллер (их имена он назвать отказался). «Это были знакомые знакомых знакомых, которые инвестировали в кино. Конечно, им проще было принять решение, когда я сказал, что у меня уже есть часть денег от Тимура», — говорит Илья.

Снимать решили в Москве — могли бы и в Голливуде, но весь мир уже видел в кино, как выглядит Лос-Анджелес. Российская столица с этой точки зрения показалась Найшуллеру менее заезженной. По задумке зритель видит весь «Хардкор» глазами главного героя, киборга Генри, который спасает от злодеев свою жену. При этом сам Генри вообще не появляется в кадре со стороны, поэтому главным «лицом» фильма является Джимми, сообщник киборга. Его сыграл модный южноафриканский актер Шарлто Копли, до этого снявшийся в фильмах «Район № 9», «Олдбой» и «Малефисента».


Сергей Шнуров снялся в эпизоде «Хардкора» в роли бизнесмена, который руководит отрядом агрессивных охранников

Копли был знаком с Бекмамбетовым и видел клип Bad Motherfucker, а потому заинтересовался проектом, говорит Найшуллер. «Я панически неделю думал, что это будет за персонаж, от которого Шарлто не сможет отказаться. Потом понял, что актер не откажется сыграть сразу много ролей, и придумал идею, что Джимми постоянно перевоплощается. И он, конечно, сразу загорелся, потому что любит персонажей, он, что называется, характерный актер», — вспоминает он. В роли злодея согласился сняться Данила Козловский, в эпизодах мелькают Сергей Шнуров, Кирилл Серебренников и Тим Рот в роли отца Генри — последний, по словам Найшуллера, сам предложил ему сыграть небольшое камео.

Но за неделю до начала съемок Шарлто Копли внезапно отказался участвовать, мотивировав отказ тем, что у режиссера не хватит денег и опыта и фильм не успеют доснять до начала его съемок в «Роботе по имени Чаппи» Нила Бломкампа. Найшуллер, в панике прилетевший в Берлин его уговаривать, обнаружил, что актер уже передумал и оставляет договоренности в силе: оказалось, что его уговорил рискнуть актер Джордж Клуни, с которым тот накануне ужинал.

«По словам Шарлто, Клуни сказал: если получится полная ахинея, фильм даже не выйдет или его никто не посмотрит. Зато если получится что-то нормальное, его реально посмотрит весь мир, так что надо соглашаться», — рассказывает Найшуллер. «Я взял с собой водку Neft как маленький сувенир и оставил ее в гостинице, где останавливался Джордж. Не знаю, он выпил ее или нет, но я написал ему: спасибо, что подсказали Шарлто не отказываться от моего фильма», — смеется он.

По словам режиссера, Копли не стал заламывать высокий гонорар, согласившись получить часть от прибыли. «Актеры такого уровня живут в сетевых отелях, ездят на представительских машинах с охраной, поэтому райдер Шарлто обошелся нам дороже, чем его гонорар», — вспоминает Екатерина Кононенко.

Екатерина Кононенко , продюсер, познакомилась с Ильей Найшуллером еще в студенческие времена. Была сопродюсером видеоклипа на песню Bad Motherfucker, а также совместно с Ильей занималась разработкой полнометражной шпионской драмы, когда поступило предложение от Тимура Бекмамбетова снять «Хардкор». Руководила производством фильма в качестве продюсера. Помимо «Хардкора» участвовала в продюсировании картин «Любит не любит» Клима Шипенко (2014) и «Кислород» Ивана Вырыпаева (2008).

В качестве рекламных спонсоров через компанию Bazelevs привлекли уже знакомых австрийских водочников Neft, а также производителя минеральной воды «Архыз» и спортивной одежды Reebok (компании не ответили на вопросы РБК). По словам Найшуллера, продакт-плейсмент составил всего 5-10% в общем бюджете фильма, потому что съемки затянулись: вместо предполагаемых полутора лет от начала съемок до выпуска фильма на экраны прошло три года и одна неделя.

Когда уже был готов первый вариант монтажа фильма, продюсеры решили привлечь дополнительное финансирование на доработку фильма через краудфандинговую кампанию на платформе Indiegogo.com. В зависимости от размера пожертвования пользователям предлагались подарки — от футболок и постеров с символикой «Хардкора» до упоминания в титрах. Через платформу удалось собрать почти $255 тыс., потраченные затем на звук, графику, музыку и прочий постпродакшен, говорит Найшуллер: «Для кино это мало, но для краудфандинга это топ 1% всех кампаний. И потом, прибыль в рекламном смысле, которую эта кампания принесла, огромна, потому что об этом писали все».

Постпродакшен для фильма составил около 25% от общей стоимости, его делали в общей сложности 13 компаний. «Одна компания не могла бы потянуть 1800 кадров для обработки, тем более с нашим бюджетом», — поясняет Илья. По его словам, многие производители шли навстречу и делали скидки: например, графику в сцене погони на машинах бостонская компания Zero VFX согласилась выполнить всего за $100 тыс., хотя средняя цена была $350-400 тыс. «Они просто хотели show reel (образец съемки для портфолио. — РБК ) и верили, что это будет большое кино», — говорит Найшуллер.


«Сначала у нас была идея, что герой убивает 166 человек, чтобы фильм попал в Книгу рекордов Гиннесса. Но уже через неделю съемок я понял, что нужно заниматься кино, а не рекордами», — говорит режиссер «Хардкора» (Фото: Из личного архива Ильи Найшуллера)

«Дикое насилие в виде шутки»

Hardcore Henry стал одним из первых в мире полнометражных фильмов, практически полностью снятых на камеру GoPro. Главный герой с камерой на лице за весь фильм не говорит ни слова, все действие происходит вокруг него, зато этого действия очень много: драки, погони, взрывы, убегание от танка и падение с облаков в стеклянной капсуле. Съемки каскадерских сцен в фильме заняли 90 смен, на которые ушла основная часть бюджета, вспоминает Найшуллер.

Основные трюки выполнила команда каскадеров из Тулы под руководством Александра Стеценко, которую в фильм пригласил второй режиссер Заур Засеев. Как рассказал РБК Стеценко, благодаря использованию GoPro все трюки ставились немного иначе, чем обычно. «С одной стороны, команда обеспечения трюка могла прятаться за камерой. Поскольку камера была на каскадере, мы знали, куда камера смотрит и что она видит, и это сильно упростило жизнь», — вспоминает он. Тем не менее такая камера отдаляет дистанцию, и все трюки пришлось выполнять в очень тесном контакте. «Если снимать обычной камерой, то машины гонятся друг за другом на расстоянии 3 м, и это выглядит нормально. А здесь нам приходилось подъезжать буквально на 50 см, чтобы создать нужный эффект», — говорит Стеценко.


«Хардкор» стал одним из первых фильмов, почти полностью снятых на видеокамеру GoPro. В ходе съемок разбили не один десяток камер, вспоминает Илья Найшуллер (Фото: Из личного архива Ильи Найшуллера)

Из-за особенностей съемки на GoPro графика к фильму подорожала на 35-40% к первоначальному бюджету: в отличие от профессиональных кинокамер софт для создания графики не делает автоматическую обработку видео с GoPro, и все приходилось доделывать вручную. Зато компания GoPro бесплатно снабжала команду «Хардкора» камерами, софтом и круглосуточной поддержкой в лице специально выделенного инженера.

«Мы были седьмыми в мире, кто получил такой софт. До нас его получали Джордж Лукас, Майкл Бэй, чуваки, которые делали Need for Speed, — одним словом, все серьезные люди. И тут такие начинающие ребята из Москвы: мол, у нас есть шлемы и мы хотим побегать. Когда делаешь интересный фильм, люди сами подтягиваются», — говорит Найшуллер.

Снимать решили на английском языке. «На русском было бы нелогично. Зачем себя ограничивать странами СНГ, если можно ограничить себя всем миром?» — считает режиссер. Это помогло фильму стать успешным в международном прокате, говорит директор департамента развития кинопрокатчика «Двадцатый век Фокс СНГ» Николай Борунков. «Для американского и вообще западного зрителя очень важно, чтобы был не только язык, но и культурные особенности, культурные ценности, понятные их обществу. Выпускать исключительно национальные картины в США очень сложно, там очень плохо в принципе работает европейское кино как таковое и российское в частности», — отмечает Борунков.

После некоторых раздумий Найшуллер отказался от очень серьезного тона картины и переписал сценарий. «Я хотел, чтобы люди смеялись не над нами, а с нами, поэтому фильм работает по всему миру. Когда в кадре дикое насилие, а потом неожиданно шутка, у тебя из-за контраста ярче все ощущения», — говорит режиссер. Кроме того, он хотел сделать фильм максимально качественным и насыщенным экшеном. «Я думал, что люди должны о***ть от экшена. Они должны смотреть фильм и думать: я такого никогда не видел! Я придумывал, и у меня дух от этого захватывало, потому что я сам никогда такого не видел», — объясняет Найшуллер.

По данным сайта Box Office Mojo, Hardcore Henry вышел более чем в 30 странах и собрал в мировом прокате более $14,3 млн, из которых $9 млн приходятся на США и $2,7 млн — на Россию и СНГ. Мог бы собрать больше, если бы не ограничение для просмотра 18+ и рейтинг R, присвоенный фильму из-за обилия кровавых сцен и обсценной лексики, считает Кононенко. Смягчать рейтинг продюсеры не захотели, хотя фильм во многом рассчитан на подростков, говорит она: «Есть насилие-насилие, а есть насилие-аттракцион. И мы работаем в плоскости аттракциона».

$14,3 — сборы фильма в мировом прокате
175 млн руб. — сборы 
в России

Источники: Box Office Mojo, kinopoisk.ru

Самый важный — второй

Права на международный прокат фильма выкупила за $10 млн основанная в 2014 году небольшая американская компания STX Entertainment, прокат по России купил Bazelevs Тимура Бекмамбетова. «Эстимейт по прокату был несколько завышен, но в итоге все остались довольны», — говорит Кононенко. — Мы не совершили головокружительного переворота в мировом кинематографе, но наши дистрибьюторы и мы окупили затраты».

По словам Ильи Найшуллера, после покупки прав компания STX вложила в доработку фильма еще порядка $600 тыс.: фильм переозвучили, добавили графику и пересняли финальную сцену, тем самым доведя итоговый бюджет с учетом постпродакшена до более чем $3 млн. Отдельной строкой шли расходы на рекламу, которые оплатил Bazelevs в России и STX в США: по словам Кононенко, рекламный бюджет был сопоставим с производственной частью фильма.


Режиссер Илья Найшуллер (слева), частично сыгравший киборга Генри, и южноафриканский актер Шарлто Копли в роли его сообщника Джимми в «Харкдоре» отбиваются от злодеев, применяя подручные средства (Фото: Из личного архива Ильи Найшуллера)

По данным портала kinopoisk.ru, сборы по России составили 175 млн руб. — внушительная сумма сборов для боевика-триллера, говорит Николай Борунков из «Двадцатый век Фокс СНГ». «В этом жанре редко когда картины зарабатывают принципиально больше — триллер на границе с хоррором с элементами нетрадиционной подачи. Этот фильм сложно классифицировать в ту или иную категорию, но для данного жанра и для данной картины это весьма успешный коммерческий результат», — считает Борунков.

Сейчас продюсеры фильма возлагают большие надежды на его продажи онлайн (с 12 июля) и на DVD и Blu-ray, которые начнутся 26 июля. «Целевая аудитория в понятии американцев — видеогеймеры — не ходит в кинотеатры. Есть куча примеров, когда фильмы для видеогеймеров не собирали ничего в кино, поэтому сейчас для «Хардкора» начинается самое интересное», — надеется Илья.

Новая известность дает новые возможности, и пока Найшуллер-режиссер побеждает Найшуллера-музыканта (Илья продолжает играть в группе).

«Когда вышел Bad Motherfucker, Pixies (американская альтернативная группа. — РБК ) передала нам через агентство: мол, мы дадим вашей группе разогреть нас в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, но тебе за это придется снять нам клип. Очень выгодное предложение, но из-за «Хардкора» пришлось отказаться: во время съемок другой жизни нет», — говорит режиссер.

Найшуллер очень серьезно готовится к следующему фильму. «Самое сложное — это первое кино, самое важное — второе, потому что оно показывает, если тебе просто повезло с первым», — говорит он. В июне этого года он вместе с продюсерами Екатериной Кононенко и Рубеном Адамяном основал компанию Versus Pictures — ООО «Кинокомпания «Белый зонт», с помощью которой планирует заниматься поиском и непосредственно производством фильмов в России и США (там Найшуллер зарегистрировал фирму вместе с еще одним сопродюсером «Хардкора» Ингой Вайнштейн-Смит).

Оставшуюся часть гонорара от «Хардкора» (его Илья не раскрывает) Найшуллер вложил в разработку двух сценариев: один из них — для хоррор-триллера в соавторстве с российским сценаристом Николаем Куликовым, автором сценариев к фильмам «Экипаж», «Горько», «Легенда № 17». Второй — восьмисерийный «шпионский» телевизионный фильм на английском вместе с американским сценаристом Уиллом Стюартом.

Конкретных продаж или заказов пока нет, но они будут, если будет классная идея, считает Найшуллер. «Сегодня искусство — это то, что относительно легко сделать, но не так просто придумать. Поэтому ты решаешь, как придумывать, и идешь делать, все инструменты есть», — говорит Илья.​

«Хардкор» - первый в истории мирового кино полнометражный боевик, полностью снятый от первого лица: на протяжении полутора часов главный герой ни разу не появляется в кадре. Съемки фильма велись на портативную камеру GoPro, популярную у спортсменов-экстремалов, которая была закреплена на голове оператора. Его глазами фильм увидят зрители, которые смогут почувствовать себя на месте героя остросюжетного боевика и столкнуться с врагами буквально лицом к лицу.

Декорацией эпизода стала лестничная площадка одного из сталинских домов в центре Москвы. Лестницы запружены экранной охраной - одинаковыми молодыми людьми в белых рубашках и строгих черных костюмах. Пока техники наполняют капсулы бутафорским порохом и кровью, мы беседуем с Ильей Найшуллером. Видеоклип Bad Motherfucker, снятый лидером инди-рок-группы Biting Elbows, в прошлом году стал одним из хитов Youtube и Vimeo, попал в новостные выпуски федеральных российских телеканалов и был отмечен крупнейшими зарубежными режиссерами, актерами и музыкантами - Робертом Родригесом , Дарреном Аронофски , Сэмюэлем Л. Джексоном , Сильвестром Сталлоне , Сашей Бароном Коэном , Тимом Ротом , Паком Чхан Уком , Джаредом Лето , группой Placebo и другими. Именно с музыки и начинается наш разговор.

Нет, конечно, это не так. Я отнюдь не претендую, что я первый снял что-то от первого лица. Конечно, я играл и Wolfenstain, и Smack My Bitch Up у Prodigy видел. Все дело в том, как мы снимаем и что мы снимаем. Наша фишка в том, что мы снимаем экшен, и мы снимаем на камеры GoPro. Остальные, когда снимают от первого лица, вешают камеры на плечи, за спину, это огромные неповоротливые махины. С этим не снимешь экшен, кино, которое ты смотришь от лица героя, убивающего 150 человек. Это чисто наше достижение.


- Как и зачем вы из музыки перешли в режиссуру?

Я не музыкант, ставший режиссером. Я режиссер, занимающийся музыкой. Режиссером я захотел стать еще в 11 лет. Уже тогда представлял, чем хочу заниматься. В 15 подумал, что музыка - это тоже круто. В музыке все очень быстро, ты написал песню - выступил - получил реакцию зала. Кино более долгосрочный проект, мы снимаем с прошлого июня, и я пока не получаю обратную реакцию, которую жду. Поэтому музыка необходима для меня, чтобы поддерживать этот обмен энергиями. Это безумно важно.

- Музыка в вашей жизни продолжается?

Продолжается. Она будет в фильме, совсем немного. В ноябре у нас будет большой концерт, до ноября кино на первом плане.

- А как же обязательный для режиссера ВГИК?

Да ну… Я знаю много режиссеров, которые не заканчивали ВГИК. Стивен Спилберг не заканчивал ВГИК, и ничего, неплохо у дядьки идут дела…

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


- Насколько просто вам дался переход на позицию режиссера?

Проще, чем я ожидал. Меня сразу предупредили, что через неделю съемок я буду всем недоволен, буду думать, зачем я за это взялся, буду хотеть все бросить. Так и случилось, но выход из этого тоже очень простой - снимать, снимать и снимать.

Тем временем на площадке появляется человек, одетый в нелепый шлем, опутанный проводами. Лицо человека закрыто большими очками-мониторами, две маленькие камеры расположены на уровне подбородка. Именно это приспособление, по сути, и является главным действующим лицом картины. Выясняем тонкости работы с удивительным устройством у режиссера:

- Что конкретно вы снимаете сегодня?

Сегодня мы снимаем проход главного героя во время выполнения первой миссии, на которую персонажа отправляет герой Шарлто Коупли. Наш герой должен достать часть тела одного из злодеев, мы вместе с ним пробираемся сквозь орды охранников. Сегодня очень много синхронных действий, в кадре временами по 7-8 человек находится, поэтому мы много репетируем.

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


- Насколько похожа ваша технология на фильмы жанра Found Footage и в чем их отличие?

У нас совсем про другое. Found Footage - это удобный прием для тех, кто снимает за копейки. Действительно хороших фильмов наберется полтора-два со времен «Ведьмы из Блэр ». Мы идем совсем другим путем. Там снималось на плохую камеру то, что можно было снять на хорошую, чтобы сэкономить, единственное исключение - фильм «Монстро », стоивший 50 миллионов. У нас другая точка отсчета, новое слово в жанре экшен. Наш фильм не просто снят от первого лица, это непрерывное, очень близкое к реальности ощущение причастности.

Вы не боитесь, что эта технология, по сути, одноразовая? Вряд ли такой прием сможет работать из фильма в фильм.

Возможно. Сейчас у меня было множество предложений снять для западных студий какие-то куски фильмов в этой стилистике, предлагали быть консультантом. Так что в следующем году, скорее всего, мы увидим такие вставки сразу в нескольких фильмах. Я надеюсь, что зрители окажутся восприимчивы к такой технологии. Наш фильм покажет.

- Зрителю сразу не снесет крышу от эффекта первого лица?

Нет. Мы очень плавно вводим зрителя в это состояние. У нас начинается все умеренно, много актерской игры, а к финалу, конечно, драйв уже зашкаливает.

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


- Сами вы примеряли камеру на себя?

Да, конечно. Особенно на начальном этапе. Нужно было понять, как это будет работать, плюс было много импровизации. Я снимаю и сейчас, но там, где не стреляют и где нет опасности сделать себе больно.

- И как ощущение?

Ох, кто-то великий говорил, что когда мне предстоит сказать речь, я надеваю ботинки на два размера меньше, чтобы долго не говорить. Так и здесь - надеваешь этот шлем, и сразу хочется снимать с первого раза, а не с десятого дубля. И вообще хочется в стороне посидеть, за мониторами понаблюдать. Да и когда ты сам бегаешь, прыгаешь, кажется: «Как же круто!» - а потом смотришь как зритель и кажется: «Так себе…» Поэтому лучше сразу со стороны смотреть. Кроме того, наша технология и камера влияют на драматургию. Мы не можем с помощью камеры держать крупный план, не можем делать паузы. За всем этим нужно следить.

В одном из интервью вы говорили, что работаете по максимуму, реализуете все, что можете придумать с этой технологией. После вас останется «выжженная земля»?

После того разговора прошло 50 смен, и у меня появилось огромное количество идей, которые сейчас мы уже просто не успеваем реализовать. Если будет продолжение, то у меня уже есть список, что еще мне хотелось бы попробовать.

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


- Перед началом съемок вы говорили, что в фильме не будет спецэффектов.

Так мы и задумывали, но когда столкнулись с производством, то поняли, что некоторые вещи просто нереально ухватить камерой. Спецэффекты будут, но не трехмерные объекты, какие-то машины или монстры, а затирание проводов, тросов. В процессе съемок оказалось, что выгоднее и быстрее многие вещи не физически сделать, а чуть подправить, подрисовать на постпродакшене. Но все трюки в фильме настоящие. Есть только один кадр, где нам пришлось просто скинуть камеру, мы не успевали отснять по времени. Все остальное, что вы в кадре видите, - это камера, которая висит на актере. Это наше главное преимущество над всеми. В других фильмах какие-то прыжки от первого лица снимают большой камерой с вертолета, а потом приклеивают какие-то руки Супермена впереди. Это прикольно, но это иначе работает. У нас зрители прочувствуют каждое движение, произведенное актером.

- Почему выбран жанр фантастики?

Основополагающей идеей, от чего все пошло, была задача сделать фильм, в котором главный герой бы не говорил. Потому что нельзя снимать кино от первого лица, в котором герой бы разговаривал, - голос не привязывается к картинке. Если он просто не говорит - это бред, если ему отрезают язык - это жестоко даже для нас, третий вариант - давайте сделаем его киборгом. Этим мы оправдали и то, что он прыгает с этажа на этаж и бегает как заведенный. Вот так мы и сделали героя киборгом, он у нас получеловек-полуробот. У него металлическая рука, половина ноги, в мозгу что-то не то и камеры вместо глаз. Так что фантастика у нас всего лишь помогает реальности.

На площадку к этому времени прибывает Сергей Шнуров, которого ждет непростая роль. Сам музыкант относится к своему участию в фильме философски: «Я не боюсь умирать в кадре, здесь я совсем не суеверен. Мы ведь в жизни умираем много раз - первый раз я умер года в три, в детском саду, когда играл в войнушку». Единственное, что беспокоит Шнура, - то, что нос его был неоднократно сломан, и ему не хотелось бы снова испытать все «радости» травм в стычке с плоскогубцами. Впрочем, реквизиторы тщательно подготовились к съемкам - Сергей спустя пару секунд после знакомства с инструментом уже охотно позирует фотографам.

А мы возвращаемся к Илье Найшуллеру:

- Кого на площадке играет Сергей Шнуров?

Он один из охранников. Выделяется среди остальных тем, что герой хватает его плоскогубцами за нос и таскает, чтобы выведать информацию. Хорошая идея, я знаю. Это не личная месть какая-то, мне просто нравится Сергей, нравится группа «Ленинград». У нас был список, кого бы мы хотели увидеть в таком образе, там был и Шнур. Мне говорили, что он не согласится, зачем ему это нужно, но я решил спросить его самого, мы познакомились, и он сказал: «Давай!»

- С остальными актерами все было так же просто?

Да. Надо просто пробовать. Мне в самом начале один умный человек сказал: «Пробуй. Что ты теряешь? Нет? Нет, до следующего раза». Пока все, кого мы хотели у нас видеть, давали согласие.

- Как вы подбирали актеров?

Все пошло от сюжета. Когда я понял, что 90-минутный клип у меня не получится, я начал писать сюжет. Сперва хотел сделать одного из героев украинцем, но потом мы подумали, что нам нужен англоговорящий актер, чтобы мы могли пускать фильм в международный прокат. Стали думать, кого из американцев, англичан можно было бы позвать. Когда лично меня спросили, я предложил Шарлто Коупли. Все оказалось просто, мне дали его скайп, мы проговорили несколько часов, и он согласился. Сначала даже не сниматься согласился, а приехать поговорить. Но мы уже тогда поняли, что раз он решился ехать в далекую страну, к неизвестному режиссеру, в безымянный проект с непонятным бюджетом, то он уже наш.

Сергей Шнуров на съемочной площадке фильма "Хардкор"


Нет, мы используем его как актера. Не такого, что он появится на две секунды, а мы потом на постер его поставим.

- А Данилу Козловского сложно было заполучить?

Нет. Актеры же тоже любят удивлять зрителей новыми жанрами и новыми образами. Если Коупли уже играл в научной фантастике, то Данила - нет. Нам нужен был российский актер, потому что мы хотели оставить какую-то русскую частичку в фильме, эта экзотика очень ценится в мире. Поэтому мы отказались от американского актера в роли злодея и позвали Данилу.

- Образ слепого альбиноса был прописан в сценарии?

- В клипе вы присутствовали в кадре. Здесь появитесь?

- Это большая роль или вас снова походя убьют?

Не буду рассказывать, вы увидите. Я очень хочу быть актером и знаю, что у меня получается.

Ну, там у меня был отличный режиссер. Роман Каримов знал, что он от меня хотел. Я только исполнял.

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


Кстати, о коллегах Ильи. Публичные похвалы со стороны маститых режиссеров, актеров и музыкантов в адрес музыкального видео, снятого Найшуллером, стали настоящим сюрпризом для него самого и его поклонников. Вот что думает об этом сам герой новостей:

- Осознали ли вы, чем ваш клип так зацепил, что на него обратили внимание такие известные люди?

Тут достаточно просто все. Мы сделали что-то новое, что-то интересное, и сделали это качественно. Плюс мы неизвестны, это очень помогает на первом этапе. Когда появились все эти оценки, я не ожидал. Я не смотрел ролик полтора года, недавно взглянул и понял в принципе, что людей зацепило. Но тогда да, это удивило. Ну и подфартило нам тогда, конечно…- В России вы попали под прицел компании Bazelevs. Насколько велико было влияние продюсера Тимура Бекмамбетова на новый фильм?

У нас прошло сто смен, снимаем мы больше года, но кроме поддержки и уважения к тому, что я делаю, мы от Тимура ничего не слышали. Все на уровне «Хочешь вот это попробовать? Делай». Мне очень понравились его слова, которые Бекмамбетов сказал мне в самом начале: «Это ваш поезд. Я просто хочу на нем проехать». И вот мы едем в этом поезде, Тимур заглядывает иногда в купе и говорит: «Вы молодцы. Поезд классный». На площадке он был всего два раза, и это очень здорово. Значит, есть полное доверие и взаимопонимание.

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


Заключительная смена подходит к концу, а нам хочется вернуться к началу и при этом заглянуть в будущее:

- Илья, что казалось самым сложным перед запуском проекта?

Боялся, что не получится сделать из клипа фильм. Пять минут беготни в клипе - это весело, для 90-минутного фильма нужно больше начинки. Но ничего, посидел, подумал, набрали фишечек, примочек для целого фильма. Обязательно нужен был сюжет, без сюжета фильм не получится. Мы придумали историю.

Насколько вам удалось сочетать экшен и драматургию в этой истории? Не уснет ли зритель на диалогах и не поспешит ли покинуть зал от отсутствия мысли?

Мы сделали первую сборку монтажа, ощущения перекоса в какую-то из сторон у нас не было. Хронометраж еще укоротится, все станет компактнее, плотнее, мы рассчитываем, что скучно не будет никому. Нет заранее определенного соотношения между драмой и экшеном, но мы постараемся быть максимально близкими к идеалу. Кроме того, у нас есть замечательные актеры, которые тянут на себе драматургию, на них интересно будет посмотреть. За это я не переживаю.

- Кассу уже прикидывали?

Я скажу так. Деньги - это бонус. Это мое любовное письмо видеоиграм и фильмам. Я очень надеюсь, что «Хардкор» выйдет в России, в Штатах хотят видеть наше кино, то, что я показывал, уже хвалят. Наша задача - сделать все максимально качественно и интересно. А дальше - как пойдет.

На съемочной площадке фильма "Хардкор"


- Какое будет продолжение всего этого?

Выход фильма «Хардкор» в прокат ожидается в феврале 2015 года. Нам остается только пожелать Илье Найшуллеру удачи на этапе постпродакшена и ожидать в кинотеатре конечный результат - необычный фильм-эксперимент, который обязательно вскружит голову каждому зрителю.

" снят в России за 124 съёмочных дня. Монтаж материала, запись и сведение звука проходили в Лос-Анджелесе. Компьютерной графикой занимались 13 студий, девять из которых - американские. Режиссёрами монтажа, который занял 6 месяцев, выступили Влад Каптур и Стив Миркович , известный работой на таких крупных проектах, как «Страсти Христовы» и «Воздушная тюрьма». Сведением звуком на Sony Studios занимался 20-кратный номинант на Оскар Кевин О"Коннелл .

Отправной точкой и стилистической основой для « а» послужило музыкальное видео "Bad Motherfucker", снятое Ильей Найшуллером для своей инди-рок группы Biting Elbows в 2013 году.

Ролик стал одним из хитов Youtube, попал в новостные выпуски федеральных российских телеканалов и был отмечен крупнейшими зарубежными режиссерами, актерами и музыкантами: Робертом Родригесом , Дарреном Аронофски , Сэмюэлем Л. Джексоном , Сильвестром Сталлоне , Сашей Бароном Коэном , Тимом Ротом , Паком Чхан Уком , Джаредом Лето , группой Placebo и другими. Одним из первых видео оценил :

«Меня поразила свежесть идеи и манера съёмки, я отыскал контакты Ильи и в тот же день ему позвонил, - вспоминает продюсер. - Как зритель я захотел увидеть полнометражный фильм, снятый в той же манере, и предложил Илье над ним поработать. Он отнесся к идее настороженно, ведь до этого никто не делал ничего подобного, но спустя какое-то время Илья все же взялся за этот эксперимент ».

Фильм полностью снят на портативную камеру GoPro, популярную у спортсменов-экстремалов, которая была закреплена на голове оператора. Его глазами фильм увидят зрители, которые смогут почувствовать себя на месте героя остросюжетного боевика и столкнуться с врагами буквально лицом к лицу.

По сюжету, главный герой фильма Генри приходит в себя в военно-научной лаборатории по созданию людей-киборгов. Он знает о себе лишь то, что когда-то был счастливо женат на красавице Эстель (Хейли Беннет ), которая только что вернула его к жизни. Не успев разобраться в своём прошлом, Генри вынужден вступить в войну с злодеем Аканом (), который похищает Эстель. В поисках любимой Генри разрушает всё на своем пути. Единственный, кто не пытается его убить - таинственный Джимми (), у которого с Аканом свои счеты. Героям предстоит не только спасти девушку, но и остановить создание армии киборгов, способной положить мир к ногам Акана .

Ради съёмок в « е» не только пошел на смену привычного амплуа и сыграл злодея, но и радикально изменил внешность.

«По сюжету, мой герой Акан - злодей, обладающий способностями телекинеза. Когда на меня первый раз надели светлый парик, приложили белые брови и вставили какие-то нереальные линзы, стало понятно, что создатели фильма отлично чувствуют образ, и я просто решил им довериться. Вообще, для меня в этом проекте сложилось все: отличная идея, необычный формат, особое измерение, которое создает Илья Найшуллер, и, конечно, роль главного злодея. Здорово, что это фильм дебютный для многих его участников: они делают на него высокие ставки и относятся как к чему-то новому в своей жизни, что дает дополнительную энергию и создает уникальную атмосферу на съемочной площадке».

Партнёром российской звезды по фильму стал голливудский актёр . Мировую известность и любовь киноманской аудитории он получил после главной роли в фантастическом фильме « ». Новый всплеск интереса к актёру во всём мире произошел после его участия в фильме « », где партнером Шарлто стал Мэтт Дэймон, и фэнтэзи «Малефисента», в котором Копли бросил вызов самой Анджелине Джоли.

«Я и раньше знал Тимура - мы рассматривали идеи совместных проектов, но до этого мне не выпадало удовольствия поработать с ним. Хотя, признаюсь, в отношении этого фильма у меня были сомнения: это серьезный вызов и мне, и всей нашей команде, ведь "Хардкор" совершенно не похож ни на одну картину, которая когда-либо выходила в кинопрокат. Мой первый вопрос Илье Найшуллеру, наверное, был неоригинальным: "Короткометражный фильм великолепен, но сможешь ли ты создать подобное на девяносто минут?" Сегодня у меня нет в этом сомнений, и мы все очень надеемся, что зрители посмотрят "Хардкор" именно в кинотеатрах - ради полного погружения в атмосферу фильма ».

Чтобы получить качественное и четкое изображение, отвечающее требованиям большого экрана, создателями «Хардкора» была разработана уникальная система стабилизации камеры. Плавного движения GoPro удалось добиться при помощи магнитной стабилизации и рамы из особо прочного материала, которая позволила камерам перенести драки, пиротехнические взрывы, стрельбу, падения и прочие экстремальные ситуации. Во время съемок таких эпизодов камера крепилась на голове одного из каскадеров, в том числе, паркурщика Сергея Валяева . В одной из сцен ему пришлось карабкаться по стенам высотки на Котельнической набережной, чтобы потом спрыгнуть с высоты более 80 метров. Чтобы добиться максимальной реалистичности происходящего и ощущения полного погружения, все трюки каскадеры выполняли вживую: компьютерная графика использовалась только для вспомогательных целей, например, чтобы убрать из кадра страховочные тросы.

«Мы в шутку называем наш фильм «парадом каскадеров»: в нём будет огромное количество трюковых сцен при минимуме компьютерной графики, - поясняет Илья Найшуллер. - Помимо уже известных, мы придумали трюки, которые до нас никто не снимал. Постановками трюков занимались сразу две команды, под руководством Александра Стеценко и Олега Поддубного».

Достоверного изображения от первого лица создатели фильма добивались за счет необычного крепления камеры на уровне подбородка. Таким образом, оператор системы мог подглядывать в крохотный монитор и понимать, что именно он снимает. При этом крупность кадра по ходу действия не менялась, чтобы сохранить полное эмоциональное погружение зрителей. А их ждет зрелище, которое не может оставить равнодушным.

«В один из дней мы снимали на Старом Арбате и, конечно, не могли перекрыть его полностью , - вспоминает режиссёр. - Поэтому мы просто обнесли лентой нужную территорию и попросили людей ее обходить. Несколько раз в этот день по вызовам озабоченных граждан приезжала милиция, пока мы не догадались прикрыть картонкой манекен, изображавший труп: благодаря команде Петра Горшенина FX DESIGN GROUP INT, занимавшейся пластическим гримом, все выглядело настолько натурально, что прохожие просто не могли не поставить в известность ответственные органы» .


Смотреть фильм «Хардкор (2015)» на русском бесплатно он-лайн

Лично я считаю этот фильм кое чем новым в кино.

Фильм "Хардкор" снят в России за 124 съёмочных дня. Монтаж материала, запись и сведение звука проходили в Лос-Анджелесе. Компьютерной графикой занимались 13 студий, девять из которых - американские. Режиссёрами монтажа, который занял 6 месяцев, выступили Влад Каптур и Стив Миркович , известный работой на таких крупных проектах, как «Страсти Христовы» и «Воздушная тюрьма». Сведением звуком на Sony Studios занимался 20-кратный номинант на Оскар Кевин О"Коннелл .

Фильм полностью снят на портативную камеру GoPro, популярную у спортсменов-экстремалов, которая была закреплена на голове оператора. Его глазами фильм увидят зрители, которые смогут почувствовать себя на месте героя остросюжетного боевика и столкнуться с врагами буквально лицом к лицу.

По сюжету, главный герой фильма Генри приходит в себя в военно-научной лаборатории по созданию людей-киборгов. Он знает о себе лишь то, что когда-то был счастливо женат на красавице Эстель (Хейли Беннет ), которая только что вернула его к жизни. Не успев разобраться в своём прошлом, Генри вынужден вступить в войну с злодеем Аканом (Данила Козловский), который похищает Эстель. В поисках любимой Генри разрушает всё на своем пути. Единственный, кто не пытается его убить - таинственный Джимми (Шарлто Копли), у которого с Аканом свои счеты. Героям предстоит не только спасти девушку, но и остановить создание армии киборгов, способной положить мир к ногам Акана .

Ради съёмок в «Хардкоре» Данила Козловский не только пошел на смену привычного амплуа и сыграл злодея, но и радикально изменил внешность.

«По сюжету, мой герой Акан - злодей, обладающий способностями телекинеза. Когда на меня первый раз надели светлый парик, приложили белые брови и вставили какие-то нереальные линзы, стало понятно, что создатели фильма отлично чувствуют образ, и я просто решил им довериться. Вообще, для меня в этом проекте сложилось все: отличная идея, необычный формат, особое измерение, которое создает Илья Найшуллер, и, конечно, роль главного злодея. Здорово, что это фильм дебютный для многих его участников: они делают на него высокие ставки и относятся как к чему-то новому в своей жизни, что дает дополнительную энергию и создает уникальную атмосферу на съемочной площадке».

Партнёром российской звезды по фильму стал голливудский актёр Шарлто Копли. Мировую известность и любовь киноманской аудитории он получил после главной роли в фантастическом фильме «Район №9». Новый всплеск интереса к актёру во всём мире произошел после его участия в фильме «Элизиум: Рай не на Земле», где партнером Шарлто стал Мэтт Дэймон, и фэнтэзи «Малефисента», в котором Копли бросил вызов самой Анджелине Джоли.

«Я и раньше знал Тимура - мы рассматривали идеи совместных проектов, но до этого мне не выпадало удовольствия поработать с ним. Хотя, признаюсь, в отношении этого фильма у меня были сомнения: это серьезный вызов и мне, и всей нашей команде, ведь "Хардкор" совершенно не похож ни на одну картину, которая когда-либо выходила в кинопрокат. Мой первый вопрос Илье Найшуллеру, наверное, был неоригинальным: "Короткометражный фильм великолепен, но сможешь ли ты создать подобное на девяносто минут?" Сегодня у меня нет в этом сомнений, и мы все очень надеемся, что зрители посмотрят "Хардкор" именно в кинотеатрах - ради полного погружения в атмосферу фильма ».


Чтобы получить качественное и четкое изображение, отвечающее требованиям большого экрана, создателями «Хардкора» была разработана уникальная система стабилизации камеры. Плавного движения GoPro удалось добиться при помощи магнитной стабилизации и рамы из особо прочного материала, которая позволила камерам перенести драки, пиротехнические взрывы, стрельбу, падения и прочие экстремальные ситуации. Во время съемок таких эпизодов камера крепилась на голове одного из каскадеров, в том числе, паркурщика Сергея Валяева . В одной из сцен ему пришлось карабкаться по стенам высотки на Котельнической набережной, чтобы потом спрыгнуть с высоты более 80 метров. Чтобы добиться максимальной реалистичности происходящего и ощущения полного погружения, все трюки каскадеры выполняли вживую: компьютерная графика использовалась только для вспомогательных целей, например, чтобы убрать из кадра страховочные тросы.


Достоверного изображения от первого лица создатели фильма добивались за счет необычного крепления камеры на уровне подбородка. Таким образом, оператор системы мог подглядывать в крохотный монитор и понимать, что именно он снимает. При этом крупность кадра по ходу действия не менялась, чтобы сохранить полное эмоциональное погружение зрителей. А их ждет зрелище, которое не может оставить равнодушным.

«В один из дней мы снимали на Старом Арбате и, конечно, не могли перекрыть его полностью , - вспоминает режиссёр. - Поэтому мы просто обнесли лентой нужную территорию и попросили людей ее обходить. Несколько раз в этот день по вызовам озабоченных граждан приезжала милиция, пока мы не догадались прикрыть картонкой манекен, изображавший труп: благодаря команде Петра Горшенина FX DESIGN GROUP INT, занимавшейся пластическим гримом, все выглядело настолько натурально, что прохожие просто не могли не поставить в известность ответственные органы» .

Большое видео о том ка это делалось.

Лично меня немного мутило от постоянно трясущейся камеры. Ну и множество ляпов было как по сьемке так и по сюжету.
Но тем не менее с учетом небольшого (как для голливудского блокбастера) бюджета 2000 000 долларов этот новый шаг достоин внимания.


А вы смотрели этот фильм?