Красота глаз Очки Россия

Почему сказки старухи изергиль романтическое произведение. Романтические рассказы М.Горького

Роль ключевого признака того, что используемый автором литературный метод относится к романтической манере передачи, отведена изображению человека, которому свойственно стремиться к свободе. Это, как правило, гордые люди, не признающие законов общества, и не желающие с ними мириться. Такие персонажи нам встречаются в произведениях, что входят в категорию раннего творчества А. М. Горького. Подобная линия просматривается особенно ярко при прочтении рассказа “Старуха Изергиль”. Именно в нем главной является идея свободы.

Композиционно

произведение представлено в форме трех частей. Из уст старой женщины, поддерживающей разговор с автором, читатель узнает о том, что содержится в двух легендах. Две части посвящены этому. Третья часть представлена в виде история жизни Изергиль. Первая легенда рассказывает о гордом парне по имени Ларра, который был сыном орла и женщины. Хотя мать и привела его в общество людей, он не пожелал соблюдать человеческие законы, так как считал себя выше всех. Он стремился к свободе, при этом отличался жестоким и эгоистичным характером. Ларра выражал презрение в адрес людей, поэтому они его и отвергли, изгнав из племени, и наказав бессмертием. Этот прием характерен для романтизма и представлен в виде двоемирия: одна сторона – это человеческое общество с его традициями, а иная – мир, в котором господствует абсолютная свобода, к чему и стремится Ларра. Но этот мир превращается в невыносимую среду даже для него.

Вторая легенда отличается наличием еще одного признака романтизма – экзотического пейзажа. Под враждебным миром подразумевается дремучий лес, в котором живут дикие звери, царит страх и бушуют бури. Горьким описывается природа в качестве символа живого существа, сознательно преследующего людей. Данко – герой легенды ведет борьбу за свободу. Она ему необходима не для себя – для племени. Он стремиться ценой собственной жизни спасти жизни других людей. Данко отличается бескорыстием, поэтому чтобы повести за собой народ ему ничего не стоит, как осветить дорогу пламенем собственного сердца, и погибнуть.


Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма....
  2. В литературе роль ключевого признака романтического стиля написания исполняет прием, согласно которому человек, стремящийся к обретению свободы, изображается в необычном образе. Такие люди зачастую отличаются...
  3. Ранние романтические произведения, созданные рукой А. М. Горького, представлены работой под названием “Старуха Изергиль” . По мнению самого писателя, данное произведение отличается наибольшей красотой и...
  4. Алексей Максимович Пешков вошёл в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький, подчёркивающим органическую связь писателя с демократическими низами. Одним из его ранних известных рассказов являет­ся...
  5. Написание произведения относится к периоду раннего творчества (1894 года) Максима Горького. В его строках отражены авторские воспоминания о Бессарабии. Писателем была поднята тема сильной личности....
  6. 1. Вечные ценности в произведениях Горького. 2. Данко и Ларра. 3. Подвиг Данко. Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив...
  7. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ...
  8. Рассказу “Старуха Изергиль” характерно наличие стройной композиционной структуры, так как он представлен в трех частях, включая при этом в себя три новеллы. Особенность композиции рассказа...

    Действительно, произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» романтическое произведение.

    Романтизм, как художественный стиль, господствовал в первой трети XIX века. В этом стиле творили Байрон, Делакруа, Жерико, в России Венецианов, Лермонтов, Пушкин. Основные особенности стиля: острое противостояние Добра и Зла, противорение между идеальным героем и обществом, героика протеста, мотивы «мирового зла», «мировой скорби». Художники и писатели стремились изобразить внутренний мир героя, душевные переживания.»

    К середине XIX века романтизм сменяет реализм, но многие элементы романтической идеологии прослеживаются на протяжении всего XIX-го века и даже XX-го. Полностью остался верен романтизму Айвазовский, дух романтизма присутствует во всех произведениях Врубеля.

    Максим Горький в 90-е годы XIX века создает трехчастный рассказ «Старуха Изергиль». Романтическое произведение представляет исключительные характеры: сына орла по имени Ларра и Данко, вырвавшего во имя людей собственное сердце из груди.»

    Противостояние Добра и Зла налицо. Ларра, не знающий общества, его законов и не пытается их понять — воплощение Зла. Племя, в котором он оказался, удивительно мудрое, гуманное, справедливое. Убийство женщины, которое совершает Ларра на глазах у всех, для них нонсенс. Это общество Добра.

    В истории Данко бывшее когда-то сильным племя от потрясений опустилось, потерялось, стало темной, дикой толпой, страшной в своем несправедливом гневе. И Данко — верх совершенства, смелый, настойчивый, бесстрашный, а главное, беззаветно преданный своему племени, готовый любой ценой вывести людей из беды. Здесь тоже обостренный конфликт сильной личности, не признанной посредственным обществом. Один из них, безликий, наступает даже на умирающее сердце Данко на всякий случай. Но Добро проросло маленькими голубыми сполохами.

    Романтизм в качестве сюжетов часто использует фантастические истории, гротескные, символичные, экстремальные события. Обе истории ирреальные, напряженные, эмоциональные.

    Ларра — сын земной женщины и орла, факт сам по себе не существующий. Здесь одиночество, возведенное в степень. Печорин у Лермонтова сторонится общества и страдает от этого, а герой Горького в конце XIX века несет наказание одиночеством, как Божьей карой. Именно так наказан Каин, которого все гонят, и сама смерть отвернулась от него. «Наказание ему в нем самом!» — выносит приговор племя.

    О том, что «Старуха Изергиль» романтическое произведение говорит и жанр путешествий, в котором написана история самой Изергиль.Она загадочная, неподкупная, самоотверженная (вспомним, как она освободила от плена шляхтича), прошла через многие страны и события. Удивительная судьба и удивительный богатый внутренний мир героини.»

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Сочинение

В своих «хождениях по Руси» М. Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на «дне» жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.

Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов — «Макар Чудра» — Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека — главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля — главное в жизни. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя». Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.

В другом рассказе Горького — «Старуха Изергиль» — писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трёх частях основная мысль — мечта о людях готовых на подвиг — делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История её жизни — олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упрёком бескрылой, скучной жизни людей, упрёком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам… каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно». Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остаётся только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.

Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на её собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни, Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.

По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые — всегда смелы». Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Он берёт на себя ответственность вывести людей из тёмного леса. Спасая людей, герой отдаёт самое дорогое, что имеет — своё сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценён: «Люди.не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает. его смелое сердце. Только один осторожный человек. боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.» Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев ещё не пришло.

Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное — воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые — они прославляют активность, необходимость действовать. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и Ларры

В пе­ри­од с 1892 по 1902 годы по сте­пям Бес­са­ра­бии стран­ство­вал тогда еще ни­ко­му не из­вест­ный 24-лет­ний Алек­сей Пеш­ков, ко­то­рый очень скоро вой­дет в рус­скую ли­те­ра­ту­ру под псев­до­ни­мом Мак­сим Горь­кий (рис. 1).

Тя­же­лы­ми и од­но­вре­мен­но пре­крас­ны­ми были те 5 лет для пи­са­те­ля. Тя­же­лы­ми, по­то­му что при­хо­ди­лось туго: чтобы не уме­реть с го­ло­да, Горь­кий не брез­го­вал ни­ка­кой, даже самой тя­же­лой ра­бо­той. В то же время бу­ду­щий пи­са­тель на­кап­ли­вал впе­чат­ле­ния, на­блю­дал, на­би­рал­ся опыта, встре­чал ин­те­рес­ных людей. Все это в даль­ней­шем легло в ос­но­ву его твор­че­ства.

Рис. 1. М. Горь­кий

Пер­вые про­из­ве­де­ния мо­ло­до­го Горь­ко­го по­свя­ще­ны пе­ри­о­ду южных ски­та­ний. Это рас­ска­зы «Макар Чудра», «Чел­каш», «Ста­ру­ха Изер­гиль».

В на­зва­ни­ях зву­чат имена глав­ных ге­ро­ев. Они необыч­ны, непри­выч­ны для нас. Как необыч­ны со­бы­тия, о ко­то­рых по­вест­ву­ет рас­сказ­чик. Си­но­ни­мы к слову «необыч­ный» – за­га­доч­ный, та­ин­ствен­ный, кра­си­вый, фан­та­сти­че­ский, ро­ман­ти­че­ский.

Все эти опре­де­ле­ния как нель­зя точно от­ра­жа­ют впе­чат­ле­ние от ран­них ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зов Горь­ко­го.

Роль пей­за­жа в ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зах Горь­ко­го

Пей­заж (фр. Paysage от pays, мест­ность, стра­на) – 1) вид мест­но­сти; 2) в ис­кус­стве – ху­до­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние при­ро­ды. Го­во­ря точ­нее, это один из видов ху­до­же­ствен­но­го опи­са­ния или жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, ос­нов­ной пред­мет изоб­ра­же­ния в ко­то­ром – при­ро­да, город или ар­хи­тек­тур­ный ком­плекс.

Ос­нов­ные цели ис­поль­зо­ва­ния пей­за­жа:

Рас­крыть со­сто­я­ние героя;

Про­ти­во­по­ста­вить окру­жа­ю­щий мир че­ло­ве­че­ским убеж­де­ни­ям;

Уста­но­вить ком­по­зи­ци­он­ные связи между ча­стя­ми про­из­ве­де­ния;

От­ра­зить за­гад­ку при­ро­ды, ее кра­со­ту и уни­каль­ность.

С пер­вых строк рас­ска­за «Ста­ру­ха Изер­гиль» чи­та­тель по­гру­жа­ет­ся в ат­мо­сфе­ру южной ночи, чув­ству­ет лас­ка­ние теп­ло­го мор­ско­го ветра, слы­шит звуки ноч­ной степи, видит по­ю­щих людей, воз­вра­ща­ю­щих­ся с ра­бо­ты: «Воз­дух был про­пи­тан ост­рым за­па­хом моря и жир­ны­ми ис­па­ре­ни­я­ми земли, неза­дол­го до ве­че­ра обиль­но смо­чен­ной до­ждем. Еще и те­перь по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч, пыш­ные, стран­ных очер­та­ний и кра­сок, тут – мяг­кие, как клубы дыма, сизые и пе­пель­но-го­лу­бые, там – рез­кие, как об­лом­ки скал, ма­то­во-чер­ные или ко­рич­не­вые. Между ними лас­ко­во бле­сте­ли тем­но-го­лу­бые клоч­ки неба, укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд. Все это – звуки и за­па­хи, тучи и люди – было стран­но кра­си­во и груст­но, ка­за­лось на­ча­лом чуд­ной сказ­ки».

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рые по­мо­га­ют при­дать пей­за­жу необыч­но­сти, за­га­доч­но­сти, ро­ман­тич­но­сти:

ЭПИ­ТЕ­ТЫ: «ост­рый запах моря», «пыш­ные, стран­ные очер­та­ния и крас­ки», «лас­ко­во бле­сте­ли», «укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд», «было стран­но, кра­си­во и груст­но», «чуд­ная сказ­ка».

МЕ­ТА­ФО­РЫ: «об­рыв­ки туч», «клоч­ки неба», «кра­пин­ки звезд».

СРАВ­НЕ­НИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как об­лом­ки скал».

ОЛИ­ЦЕ­ТВО­РЕ­НИЕ: «по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч».

Осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»:

Ле­ген­да о Ларре

Жизнь ста­ру­хи Изер­гиль.

Об­рам­ле­ни­ем каж­дой части яв­ля­ет­ся ро­ман­ти­че­ский пей­заж, в ко­то­ром при­ро­да как бы ожи­ва­ет и ста­но­вит­ся участ­ни­ком по­вест­во­ва­ния, уси­ли­ва­ет ро­ман­ти­че­ское со­дер­жа­ние ле­генд.

Ле­ген­да, как миф и сказ­ка, яв­ля­ет­ся жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства. Со­бы­тия в ле­ген­де при­укра­ше­ны или пре­уве­ли­че­ны. Глав­ный герой ле­ген­ды – лич­ность необыч­ная, ис­клю­чи­тель­ная, ро­ман­ти­че­ская.

Ро­ман­ти­че­ские герои рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»

«Ле­ген­да о Ларре»

Про­ис­хож­де­ние

Внеш­ность

20-лет­ний юноша, кра­си­вый и силь­ный.

Глаза «хо­лод­ны и горды, как у царя птиц».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Вы­со­ко­ме­рие, пре­зре­ние:

«он от­ве­чал, если хотел, или мол­чал, а когда при­шли ста­рей­шие пле­ме­ни, он го­во­рил с ними, как с рав­ны­ми себе».

По­ступ­ки

Убий­ство

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

Имя Ларра озна­ча­ет «от­вер­жен­ный, вы­ки­ну­тый вон».

Финал ле­ген­ды

«Ему нет жизни, и смерть не улы­ба­ет­ся ему. И нет ему места среди людей... Вот как был по­ра­жен че­ло­век за гор­дость!»

Идея «Ле­ген­ды о Ларре»: «За все, что че­ло­век берет, он пла­тит собой: своим умом и силой, ино­гда – жиз­нью».

Про­ис­хож­де­ние

«один из тех людей»

Внеш­ность

«мо­ло­дой кра­са­вец», «в очах его све­ти­лось много силы и жи­во­го огня».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Аль­тру­изм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они по­гиб­нут. И вот его серд­це вспых­ну­ло огнем же­ла­ния спа­сти их, вы­ве­сти на лег­кий путь».

По­ступ­ки

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние: «он разо­рвал ру­ка­ми себе грудь и вы­рвал из нее свое серд­це и вы­со­ко под­нял его над го­ло­вой. Оно пы­ла­ло так ярко, как солн­це, и ярче солн­ца, и весь лес за­мол­чал, осве­щен­ный этим фа­ке­лом ве­ли­кой любви к людям».

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

1. «Друж­но все пошли за ним – ве­ри­ли в него».

2. «И стали они упре­кать его в неуме­нии

управ­лять ими»

3. «ра­дост­ные и пол­ные на­дежд, не за­ме­ти­ли смер­ти его».

Финал

«Кинул взор впе­ред себя на ширь степи гор­дый на сво­бод­ную землю и за­сме­ял­ся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Ле­ген­да о Данко, кра­си­вом, сме­лом и силь­ном герое, несет в себе идею по­дви­га, са­мо­по­жерт­во­ва­ния, аль­тру­из­ма (рис. 2).

Рис. 2. Ле­ген­да о Данко

Данко по­мо­га­ет людям не ради славы и при­зна­ния, а ради их сча­стья. И пусть люди сразу не оце­ни­ли его по­дви­га. Но сама при­ро­да не дала им за­быть о по­дви­ге Данко:«в степи стало страш­но тихо, точно и она была по­ра­же­на силой смель­ча­ка Данко, ко­то­рый сжег для людей свое серд­це и умер, не прося у них ни­че­го в на­гра­ду себе».

Срав­не­ние Ларры и Данко

Ге­ро­ев объ­еди­ня­ет толь­ко один пункт срав­не­ния: оба мо­ло­ды, кра­си­вы, горды. В осталь­ном они про­ти­во­по­лож­ны. Ларра – во­пло­ще­ние эго­из­ма, же­сто­ко­сти, ци­нич­но­го рав­но­ду­шия к людям, гор­ды­ни. Данко – аль­тру­ист, со­вер­ша­ю­щий по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния во имя людей. Таким об­ра­зом, рас­сказ по­стро­ен на ан­ти­те­зе, а герои яв­ля­ют­ся ан­ти­по­да­ми.

Ан­ти­под (др.-греч. ἀντίπους - «про­ти­во­по­лож­ные» или «про­ти­во­сто­я­щие ») - в общем смыс­ле что-ни­будь, рас­по­ло­жен­ное про­ти­во­по­лож­но че­му-ни­будь дру­го­му.

В пе­ре­нос­ном смыс­ле может при­ме­нять­ся к любым про­ти­во­по­лож­ным пред­ме­там, на­при­мер, к людям с про­ти­во­по­лож­ны­ми взгля­да­ми.

Образ ста­ру­хи Изер­гиль

В рас­сказ «Ста­ру­ха Изер­гиль» автор вклю­ча­ет рас­сказ ста­ру­хи о своей жизни. Эти вос­по­ми­на­ния ком­по­зи­ци­он­но раз­ме­ща­ют­ся между двумя ле­ген­да­ми. Герои ле­генд не ре­аль­ные люди, а сим­во­лы. Ларра – сим­вол эго­из­ма, Данко – аль­тру­из­ма. Что ка­са­ет­ся об­ра­за ста­ру­хи Изер­гиль, то ее жизнь и судь­ба вполне ре­а­ли­стич­ны.

Изер­гиль очень стара: «Время со­гну­ло ее по­по­лам, чер­ные ко­гда-то глаза были туск­лы и сле­зи­лись. Ее сухой голос зву­чал стран­но, он хру­стел, точно ста­ру­ха го­во­ри­ла ко­стя­ми».

Ста­ру­ха рас­ска­зы­ва­ет о своей жизни, о муж­чи­нах, ко­то­рых сна­ча­ла лю­би­ла, а потом пре­да­ва­ла, и толь­ко ради од­но­го была го­то­ва от­дать жизнь. Все воз­люб­лен­ные ее внешне могли быть некра­си­вы. Но не это было глав­ное для Изер­гиль. Она вы­би­ра­ла тех, кто спо­со­бен на по­сту­пок: «Он любил по­дви­ги. А когда че­ло­век любит по­дви­ги, он все­гда умеет их сде­лать и най­дет, где это можно. В жизни, зна­ешь ли ты, все­гда есть место по­дви­гам. И те, ко­то­рые не на­хо­дят их для себя, – те про­сто лен­тяи или трусы или не по­ни­ма­ют жизни, по­то­му что, кабы люди по­ни­ма­ли жизнь, каж­дый за­хо­тел бы оста­вить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не по­жи­ра­ла бы людей бес­след­но...»

В своей жизни Изер­гиль часто по­сту­па­ла эго­и­стич­но. На­при­мер, вспом­ним ее побег из га­ре­ма с сыном сул­та­на, ко­то­рый вско­ре умер. Она рас­ска­зы­ва­ет: «Я пла­ка­ла над ним. Кто ска­жет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изер­гиль была спо­соб­на на по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния. На­при­мер, она рис­ку­ет собой, спа­сая лю­би­мо­го че­ло­ве­ка из плена.

Ста­ру­ха Изер­гиль ме­ря­ет людей та­ки­ми по­ня­ти­я­ми, как чест­ность, пря­мо­та, сме­лость, де­я­тель­ность. Для нее это кра­си­вые люди. Изер­гиль осуж­да­ет людей скуч­ных, трус­ли­вых и под­лых. Она гор­дит­ся, что мно­гое по­ви­да­ла на своем веку и верит: ее жиз­нен­ный опыт нужно пе­ре­да­вать мо­ло­дым. Вот по­че­му она рас­ска­зы­ва­ет ле­ген­ды о Ларре и Данко.

Вопросы к конспектам

Най­ди­те и про­чи­тай­те опи­са­ние степи перед ле­ген­дой о Данко и после неё. Какую роль ро­ман­ти­че­ский пей­заж иг­ра­ет в рас­ска­зе?

Можно ли Данко и Ларру на­звать ро­ман­ти­че­ски­ми ге­ро­я­ми? Ответ обос­нуй­те.