Красота глаз Очки Россия

Поведение гринева в различных жизненных ситуациях. А

Начинается пушкинская повесть с описания семьи главного героя, из которого читатель узнает, что его отец, Андрей Петрович, был когда-то аристократом, служил при известном графе Минихе, но потом вынужден был из –за переворота подать в отставку и после этого поселился в деревне и стал помещиком, хотя и зажиточным. Так автор желал показать, что происходит с дворянством, что он беднеет и теряет свою прежнюю силу.
Основной персонаж повести - Петр Гринев, который был неплохо образован и получил хорошее воспитание. Его нравственность проявятся в молодом человеке в те минуты, когда на его долю выпадут испытания и ему придется принимать серьезные и важные решения. Но он сможет выйти из любых ситуаций с честью, поступая по совести и не изменяя Родине и тем взглядам, которые с детства прививал и воспитывал в нем отец. Петр способен на многое: если он виноват, то он может попросить прощения у Савельича, который был его же крепостным, но воспитывал его с раннего детства.

Пушкинский Гринев смог легко увидеть красоту и чистоту души Маши Мироновой, поэтому влюбился в нее практически сразу. Быстро он увидел в своем сослуживце и предателя, и вообще плохого человека. И Алексей Швабрин потом проявил себя при встрече с Пугачевым. Но и сам пушкинский персонаж легко совершает прекрасные поступки, пытаясь отблагодарить тех, кто ему помог. Например, случайно встретив в поле Емельяна Пугачева, даже не подозревая, кто он, он подарил ему тулуп из зайца, ведь он помог ему найти дорогу в заснеженном поле. Но даже не это главное, а то, что он смог увидеть в грозном Пугачеве, который казнит и кажется всем суровым, личность, справедливую и великодушную, которая может поступать благородно.

Но судьба хорошенько проверяет и самого Петрушу Гринева, который, пройдя многие испытания, все-таки сохранил все свои человеческие качества. Находясь в руках жестокого бунтовщика, он остался верен своей чести и Родине. Пушкинский персонаж совсем далек от русского бунта, который беспощаден и бессмыслен. Но он и не понимает тот формализм, который проявляется в сценах суда.

Петр до встречи Пугачева-бунтовщика и был немного другим, более наивным и не проявлял свой характер. Но ситуация, в которой он оказывается, нахождение его в захваченной крепости, помогает персонажу вырасти нравственно и морально в глазах читателя. Он готов даже умереть, если это требуется, но главное для него - это сохранить честь. Не собирается он идти ни на какие компромиссы с бунтовщиком. Понимая, что Машу могут допросить и это будет унизительно, он во время суда, рискуя своей собственной жизни, так и не назвал ее имя.

Но и после того, как он был помилован и отпущен Пугачевым, он не живет спокойно, радуясь своему спасению. Он вскоре едет опять в захваченную крепость, узнав, что там, в неволе, находится Маша. А ведь эта поездка была очень рискованной: с одной стороны, он мог быть опять схваченным Пугачевым и на этот раз он мог его не помиловать, а, с другой стороны, он мог скомпрометировать свое честное имя и испортить карьеру.

Гринев, когда понимает, что его командование ничего не собирается сделать, чтобы спасти из пугачевского плена дочь капитана Миронова, удивлен этому и вынужден был бросить этому равнодушию вызов, отправившись, сам ее спасать.
Повествование в повести идет от лица Петруши, и в уста своего героя автор вкладывает свое мнение и свое отношение к Пугачеву и к его бунту. Кстати, именно бунт помог так хорошо и ярко раскрыться характеру Петра Андреевича.

Ведь образование он получал у Савельича, который разбирался только в собаках, да у француза, который был не прочь ухлестывать за крепостными девками, да постоянно напивался до беспамятства. Но зато отец Петра смог воспитать в нем честного и порядочного человека, заложив в нем понятие о чести и долги. Поэтому Гринев старается придерживаться наказа отца, который автор взял эпиграфом ко всему произведению: «Береги честь смолоду».

Гринев присягнул императрице и поэтому он ни разу не нарушил той клятвы, которую дал. Если бы надо было, то он предпочел бы смерть, чем изменить той присяге, которую он дал. Даже когда его невеста оказывается в плену у Швабрина, то он просит помощи у бунтовщика Емельяна, то присяге не изменяет. Поэтому так четко и ярко показан автором и Швабрин, который является полнейшим противопоставлением Петру Андреевичу. Алексей Иванович - дворянин из столицы, но у него другие понятие о чести. Патриотизм у него показной, а на деле он очень боится смерти и ради жизни готов предать всех на свете. Этот пушкинский персонаж - эгоист. Он легко переходит на сторону Пугачева, хотя и ненавидит народ, а лишь только за тем, чтобы спасти себе жизнь.

Судьба и жизнь пушкинского персонажа Петра Гринева сложна, но он всегда двигается в правильном направлении. Автор создал положительного героя, но ведь многие дворяне в то время были готовы отдать свою жизнь за свою страну и за народ.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Петр Гринев занимает особое место в произведении. Он «автор записок, повествователь. Это выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, оппозиционно настроенного к правительству».

На лобном месте погиб дальний предок Гринева, а дед его пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Отец Гринева также с осуждением относится к светским петербургским нравам. Придворный календарь напоминает ему о карьеризме и безнравственности, царящих при дворе. Поэтому сына Петрушу он отправляет не в Семеновский полк, а в армию далекого Оренбургского края: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху…» Гринев-отец — типичный помещик. Застой и однообразие жизни рисует Пушкин, изображая семейство Гриневых. Убожество ее для писателя искупается тем, что старый помещик хотя и строг, деспотичен, но справедлив. Вспомним, как он напутствует сына: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Среда, в которой рос Петр Гринев, не могла развить в нем интеллектуальных способностей («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками»). По части образованности, он, конечно же, уступает своему антиподу — Швабрину. Но крепкие нравственные принципы, которые ему внушил отец, помогли ему выйти из труднейших ситуаций.

Образ Гринева Пушкин показал в развитии: безумный мальчишка, утверждающий независимость юноша, мужественный и стойкий взрослый человек. События, в круговорот которых он попадает, делают его таким быстро. Для Петра Гринева честь — это верность служебному и сословному делу. В знаменитой беседе с Пугачевым мы видим смелого дворянина. Очутившись среди врагов в мятежной слободе, он держится с большим достоинством. По отношению к себе со стороны Пугачева он не допускает даже насмешливого тона. Ему не нужна жизнь, купленная ценой унижения дворянского звания. Любит Гринев тоже по-настоящему. Он спасает жизнь Маши Мироновой, подвергая опасности свою собственную. На суде Петр не называет имя девушки, предпочитая быть осужденным. Ссора с Швабриным говорит о благородстве Гринева, вступающегося за честь Маши, о любви которой к себе и не знает. Пошлость Швабрина его возмущает. Петр старается скрыть свое торжество над побежденным Швабриным. Сталкивая в различных жизненных ситуациях Гринева и Швабрина, писатель показывает, что самое главное в человеке не образование и внешний блеск ума, а преданность убеждениям и благородство.

Рисуя Гринева и Швабрина, Пушкин отрицает возможность союза дворянства с восставшим крестьянством. Люди, подобные Швабрину, присоединяются к восстанию, потому что у них нет принципов, нет чести, совести и ими руководят личные цели.

Классовую психологию Гриневых писатель не думает скрывать. Он показывает, что даже на нравственность самых честных и справедливых помещиков влияет власть крепостника. Те поступки Петра Гринева, которые достойны осуждения, связаны с отношением к крепостным, а прежде всего к верному слуге Савельичу. Помнится, что однажды Петруша чуть не оставил своего дядьку среди врагов.

Гринев все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает помощь Пугачева в освобождении Марьи Петровны. Он благодарен: «как тебя назвать, не знаю… Но бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Марью Ивановну Гринев отправляет с Савельичем к своим родителям — негде более укрыть осиротевшую капитанскую дочку. Сам вспоминает об офицерских обязанностях и остается в отряде Зурика. Затем — арест, суд… Гринев прекрасно понимает, какое обвинение ему предъявят: «самовольное мое отсутствие из Оренбурга», «приятельские отношения мои с Пугачевым». Гринев не чувствует здесь большой своей вины, и если не оправдывается, то потому, что не хочет «впутать имя Марьи Ивановны между гнусными наветами злодеев и ее самую привести на очную ставку».

Таков пушкинский Гринев. Несмотря на ошибки героя произведения, перед нами предстает образ честного, отважного человека, способного к большому чувству, верного долгу, но все же легкомысленного в понимании значения тех событий, участником которых он был.

Таким видит себя стареющий помещик Петр Гринев, ведь повествование в романе ведется все-таки от лица самого героя, это он рассказал о событиях своей молодости, о 70-х годах XVIII века.

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью». Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья. Но Швабрин силой забрал Машу и посадил под замок, заставляя выйти за него замуж. Когда же наконец приходит долгожданное спасение в лице Пугачева, девушку охватывают противоречивые чувства: она видит перед собой убийцу своих родителей и в то же время своего избавителя. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств».

Пугачев отпустил Петра с Машей, и Гринев отправил ее к родителям, которые хорошо приняли девушку: «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

Ярко раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Она сильно переживала, так как знала настоящую причину ареста и считала себя виновной в несчастьях Гринева: «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти». Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность», Маша отправляется в Петербург. Она решительно настроена добиться освобождения любимого, чего бы ей это ни стоило. Встретившись случайно с императрицей, но не зная еще, кто эта женщина, Маша открыто рассказывает ей свою историю и причины поступка Гринева: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его». Именно в этой встрече по-настоящему раскрывается характер скромной и робкой русской девушки безо всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно силы, твердости духа и непреклонной решительности, чтобы отстоять правду и добиться оправдания своего ни в чем не виновного жениха. Вскоре ее вызвали ко двору, где и объявили об освобождении Петра Андреевича.

Прочитав произведение, мы понимаем, что образ Маши Мироновой был дорог и близок автору. Она олицетворяет собой, наряду с Татьяной Лариной, пушкинский идеал женщины — с чистой, хоть и немного наивной душой, добрым, отзывчивым сердцем, верной и способной к искренней любви, ради которой она готова идти на любые жертвы, совершать самые смелые поступки.

Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. В образе Савельича Пушкин нарисовал хорошего русского человека, трагизм положения которого в том, что он живёт в эпоху крепостного права, обезличивающего крестьянина, и прежде всего и сильнее всего - дворового. «Савельич - чудо. Это лицо самое трагическое, т. е. которое больше всего жаль в повести»,- хорошо сказал один из писателей - современников Пушкина.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Всё лучшее в Гринёве воспитано преимущественно Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гринёву. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Савельич - раб по положению, но не раб по духу. В нём живёт чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельнче грубое письмо к нему старика Гринёва. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барии. Образом Савельича Пушкин протестует против крепостного права.

„Капитанская Дочка“ , вообще, вся насквозь пропитана фольклором ; она насыщена народной речью и народно-поэтическими образами. В ткань повествования щедро вплетены пословицы, поговорки, песни, сказки. Общеизвестно, какое значение придавал

Пушкин эпиграфам. Эпиграфы должны освещать повествование, подчеркивать его основную мысль, пояснять отдельные эпизоды. Из одиннадцати эпиграфов к „Капитанской Дочке“ десять заимствовано из народной поэзии, чем как бы подсказывается и внушается читателю мысль о народной стихии повести. Особенно богата фольклорными моментами речь Пугачева. Да и основное раскрытие облика Пугачева дано Пушкиным в образах и символах народной поэзии, в „любимой песне“ Пугачева и в калмыцкой сказке об орле и вороне, которую он рассказывает Гриневу.

Эти фольклорные моменты в „Капитанской Дочке“ — не просто эстетический прием, но поэтическое выражение определенной политической концепции. В Пушкиноведческой литературе еще до сих пор не изжиты оценки и взгляды М. Н. Покровского. „Историю Пугачева“ Покровский считал произведением „явно неудавшимся“ и к тому же проникнутым ярко выраженными дворянскими тенденциями. „Нельзя забывать ни на одну минуту, — писал М. Н. Покровский, — что «Историю Пугачевского бунта» писал барин «помещик». Это обусловило ряд «противоречий»: барин-Пушкин явился первым идеализатором вождя крестьянской революции и, кроме того, оказывается, что этот барин и „поклонник ультрамонархического историографа“ (Карамзина) „в истории любил больше всего бунтовщиков“. „Но это противоречие, — писал далее М. Н. Покровский, — кажущееся. Для Пушкина Пугачев вовсе не вождь крестьянской революции, направленной сознательно против господ. Пугачев для него предводитель казацкого восстания, к которому пристала чернь, которая пристает ко всякому беспорядку, обещающему облегчение ее положения и грабежи. Но казаки — это совсем не то, что крестьяне. Первый идеализатор Пугачева был в то же время первым идеализатором казачества“.

Здесь с предельной ясностью выражена точка зрения Пушкина. Для него совершенно бесспорен именно народный характер движения Пугачева, и в свете этого примечания становится ясен и смысл фольклорных образов и фольклорного стиля „Капитанской Дочки“. Фольклорная стихия в повести вскрывает и символизирует народный характер пугачевского движения. И весь проникнутый народной мудростью, беспрерывно сыплющий поговорками и пословицами, увлекающийся народными песнями и раскрывающий свои мечты в образах народной сказки, Пугачев для Пушкина является как бы воплощением этой народной стихии, ее вождем и ее символом. Конечно, из этого не следует, что Пушкин был идеологом крестьянской революции. Но Пушкин остро осознал неизбежность крестьянских восстаний при существующем феодальном строе и с исключительной силой и остротой поставил эту тему перед современниками и потомством

Фольклорная стихия „Капитанской Дочки“ проясняет подлинную сущность повести; в образах фольклора раскрывается несомненная для Пушкина — пользуясь его же формулой — народность движения. Вместе с тем здесь отчетливо определяется понимание Пушкиным фольклора как основного художественного средства раскрытия народности. „Капитанская Дочка“ — завершение пути, начатого в „Сказках“, — пути целостного раскрытия через фольклор образа русского народа и его творческой силы. От „Руслана и Людмилы“ — через „Песни о Разине“ и „Песни западных славян“ — к „Сказкам“ и „Капитанской Дочке“ шел путь пушкинского фольклоризма. В эпоху „Руслана и Людмилы“ Пушкин воспринимал, главным образом, литературную сторону народного предания; в южный период — перед ним открылось историческое значение народной словесности; в Михайловском он понял и осознал фольклор как выражение народности и как могучий творческий источник. Последний период знаменуется объединением и творческим синтезом всех этих элементов. Историческое понимание народности, сложившееся теперь у Пушкина, привело его к ориентации в своем творчестве на фольклор, что означало тем самым ориентацию на широкие народные массы и разрыв с дворянско-феодальной ограниченностью.

Старое литературоведение не сумело осознать значения целостного и органического пути Пушкина к фольклору. Обращение к русской народной стихии, казалось, снимало прежнее увлечение Пушкина культурой Запада. Такая ошибка была совершенно закономерна. Не случайно, что и Тургенев не мог понять художественной силы и прелести „Сказок“ Пушкина. „«Сказки» и «Руслан и Людмила» являются самыми слабыми из всех его произведений“, — говорил он в своей речи при открытии памятника Пушкина в 1880 г. При этом он прибавлял: „как известно“, т. е. видимо считал это общим и само собой разумеющимся мнением. Для Тургенева такое суждение было неизбежно, — оно истекало из его понимания сущности народности и народного поэта. Оно коренится в его противопоставлении народа и нации. В той же речи Тургенев утверждал, что простой народ никогда не будет читать Пушкина. „Какой же великий поэт читается теми, кого мы называем простым народом. Немецкий простой народ не читает Гете, французский Мольера, даже английский не читает Шекспира“. „Их читает — их нация“.

И только в свете нашего понимания народности, в свете эпохи социалистического строительства и создания бесклассового общества, отчетливо раскрывается и до конца осмысливается органическое сочетание двух путей Пушкина. Ориентация на народную поэзию и „просторечие“, с одной стороны, и на великих западноевропейских писателей, с другой, были неразрывны в его сознании, и на этом пути он видел будущее русской литературы. Развитие русской литературы мыслилось ему на пути широкого западноевропейского просвещения и вместе с тем глубокого овладения всем достоянием национальной русской культуры. Передовые идеи мировой литературы должны стать общенародным достоянием. Отсюда и стремление к простоте, которое неизменно проповедывал Пушкин. В системе этих идей и заключается смысл и общественно-историческое значение пушкинского фольклоризма.

), Петр Андреевич Гринев – молодой офицер, попавший по месту своей службы в самый разгар бунта и случайно столкнувшийся с самим Пугачевым .

Гринев сам говорит, что «жил недорослем » до шестнадцати лет. Но видно, что от природы он был неглуп и одарен незаурядными способностями, т. к. в Белогорской крепости, не имея никаких других развлечений, занялся чтением, упражнением во французских переводах иногда и сочинением стихов. «Во мне пробудилась охота к литературе, – пишет он. – Александр Петрович Сумароков несколько лет после очень похвалял» его литературные опыты.

Вот все, что мы знаем об образовании Петра Андреевича Гринева; теперь поговорим о его воспитании. Понятия воспитания и образования часто соединяют в одно целое, тогда как, в сущности, это две различные области, и иногда даже возникает вопрос: что важнее для человека, – образование или воспитание? В данном случае – именно воспитание, данное Гриневу его родителями, внушенное ему с детства словами, наставлением, а главное примером, сделали из него человека, создали прочные основы, указывавшие ему в жизни прямой и правильный путь.

Какой же пример видел он в доме родителей? Мы можем судить об этом по отдельным словам, разбросанным по всей повести. Мы узнаем, что родители Гринева были люди честные, глубоко порядочные: отец, придерживаясь сам строгих правил, не допускал и в доме своем, среди своих слуг и подчиненных нетрезвого и легкомысленного поведения. Лучше же всего свидетельствуют о его принципах наставления, которые он дает сыну: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

А. С. Пушкин. Капитанская дочка. Аудиокнига

Главное в этих наставлениях – верность присяге. Мы видим, какое значение придавал ей Гринев-отец по его страшному горю, когда он узнал о взводимом на сына обвинении в измене государыне, в участии в мятеже Пугачева . Не ссылка сына в Сибирь на вечное поселение, которой государыня «из уважения к заслугам отца» заменила грозившую ему казнь, повергает в отчаяние старика, а тот факт, что сын его – изменник. «Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил!» восклицает он: «Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести »... «Но дворянину изменить своей присяге»... «Стыд и срам нашему роду!» – На самом деле Петр Андреевич Гринев, как мы знаем, никогда не изменял присяге; наставления отца, данные ему перед отъездом, видно глубоко запали ему в душу; во все трудные и опасные минуты своей жизни он никогда не изменял требованиям долга и чести.

На протяжении недолгого времени, описанного в повести (около двух лет), мы видим, как мальчик, «живший недорослем», гонявший голубей, мастеривший бумажного змея из географической карты, под влиянием необычайных событий и сильных переживаний превращается во взрослого человека, порядочного и честного. В начале повести поведение его еще чисто мальчишеское: игра на бильярде с Зуриным, невинное вранье генералу при объяснении выражения «ежовые рукавицы» и т. д.; но любовь к Марье Ивановне , а главное страшные происшествия Пугачевского бунта способствуют тому, что он быстро мужает. Он рассказывает все, что с ним произошло совершенно искренно; не скрывает, что иногда делал глупости – но тем ярче выступает перед нами его личность.

Гринев неглуп и очень симпатичен. Главные черты его характера: простота (он никогда не рисуется), прямота и врожденное благородство во всех поступках; когда Пугачев из-за вмешательства Савельича помиловал его, когда он был на волоске от смерти, – он не может поцеловать руку разбойника, помиловавшего его: «я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Поцеловать руку Пугачева, даровавшего ему жизнь, не было бы изменой присяге, но это было противно его врожденному чувству благородства. В то же время чувство благодарности к Пугачеву, спасшему его жизнь, избавившего Марью Ивановну от Швабрина, никогда не покидает его.

При большой мужественности во всех поступках Гринева в его отношениях к людям сквозит душевность и доброта. В трудные минуты жизни душа его обращается к Богу: он молится, готовясь к смерти, перед виселицей, «принося Богу искреннее раскаяние во всех прегрешениях, и моля Его о спасении всех близких». В конце повести, когда он, ни в чем не повинный, неожиданно попал в тюрьму, закованный, он «прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул», не заботясь, что с ним будет.

Одним из главных героев повести А. С. Пушкина «Капитан­ская дочка» является Петр Гринев, именно от его лица и ведется повествование, через его восприятие показаны все события по­вести. Так распорядилась судьба, что время его службы в армии совпало со временем крестьянского восстания. Это было серьезное испытание не только для государства, власти, дворян, но и для каж­дого человека.

Именно в критических ситуациях проявляется ис­тинная суть человека, его характер, воля и добродушие. А. С. Пуш­кин как бы бросает своего героя в самую гущу военных событий, проводит его через все перипетии восстания. При этом перед нами раскрывается духовно богатая личность Петра Гринева.

Петруша - молодой дворянин, получивший обычное по тем временам воспитание. И"Хотя его учитель-француз не дал ему глу­боких знаний, тем не менее Петр любил читать и даже сочинял стихи. Желая воспитать своего сына мужественным и стойким, отец решил отправить его на службу в армию, но не в столицу, а в какую-нибудь дальнюю крепость. С того момента, когда Петруша покидает родительский дом, и начинается его самостоятельная, взрослая жизнь. Поначалу ему кажется, что он сможет справиться без помощи Савельича.

В Симбирске Петр легко попадает под вли­яние более опытного ротмистра Зурина, который напоил его пун­шем, обыграл на большую сумму в карты. Петр понимает, что по­ступил беспутно, но долг-это дело чести, так как связан с дворян­ским словом. Конечно, теперь Петруше трудно смотреть в глаза Савельичу, но он получил первый в жизни урок. Нельзя доверять­ся малознакомым людям, не все так доверчивы и бесхитростны, как он. Будучи в Белогорской крепости, Гринев поверил Швабри-ну, что Маша Миронова глупая и скучная девица. Но поверил толь­ко потому, что не допускал и мысли, что дворянин может клеветать и иметь из этого еще какую-то выгоду. Таким образом, можно ска­зать, что Петр Гринев - открытый, честный и порядочный человек.

Самыми главными его качествами являются верность долгу и Честь, которые он считал важными для любого дворянина. Благо­даря этим качествам Петр и смог пройти через все жизненные ис­пытания и опасности. Петруша считал, что для дворянина, прися­гавшего императрице, непозволительно присягать беглому каторж­нику. Он предпочел умереть, чем стать предателем родины и втоп-Тать свою честь и достоинство в грязь. Но Пугачев не забыл доб­роты Петруши, оказанной при первой встрече, помнил заячий ту­лупчик и пощадил юношу.

Гринев ни под каким предлогом не может принять предложение Пугачева служить на его стороне. Он естен перед вожаком восстания до конца и открыто заявляет ему,
что не может не воевать против, ибо это его долг. И Пугачев при­нял этот довод. Мы видим, что такие качества Гринева, как чест­ность, открытость, верность долгу и чести вызывают восхищение у Пугачева. Он уважает Гринева и готов помочь ему, даже когда тот открыто воюет против него. Петр не терпит несправедливости и обмана. Его чувства к Маше чистые и нежные. Он готов вступить­ся за ее честь, открыто вызывает на дуэль Швабрина.

Мы видим, что для Гринева вопрос чести - это вопрос жизни и смерти. Во время допроса по пугачевскому делу Петр не оправдывается, не называет имени Маши, а ведет себя мужественно и стойко.

В образе Петра Гринева А. С. Пушкин показал самые важные личные качества молодого человека. Именно от них и зависит судьба героя, они помогают ему достойно выйти из любой ситу­ации. Честность, порядочность, справедливость и мужествен­ность Гринева могут быть примером для каждого человека, кто начинает самостоятельную взрослую жизнь. Ведь не случайно эпиграфом повести является русская пословица: «Береги честь смолоду».