Красота глаз Очки Россия

Русский Самсон. Как сложилась судьба силача Александра Засса на Западе? Значение имени самсон, характер и судьба Характер во взрослой жизни

Жанна д’Арк, Самсон и русская история Носовский Глеб Владимирович

2.6. Трагический излом судьбы Самсона-земщины - сначала богатырь, а затем бессилие и гибель

Библия говорит, что богатырь Самсон сначала побеждал своих врагов, но потом, вследствие коварного предательства, потерял всю свою мощь и в итоге погиб (Судьи 15–16).

Во французской версии «Жиль де Рэ» тоже претерпевает трагический излом судьбы. Сначала маршал, второе лицо после короля, а затем падение, обвинение в кодовстве, арест, суд и гибель, см. выше и ХРОН7, гл. 20.

Оригиналом этих событий в истории Руси-Орды является трагическая судьба земщины и ее основных вождей. Мощная партия, противостоявшая царю и опричнине, была в конце концов сломлена. Ее руководители были арестованы, предстали перед судом и казнены .

А именно, всемогущий конюший Челяднин, второе лицо в государстве, глава земщины, был сослан в пограничную церковь Полоцк и в Коломну , с. 132, 120. Затем был арестован, обвинен и казнен.

Далее, трагический перелом судьбы митрополита Филиппа Колычева, ставленника земщины, также достаточно ярок. Всесильный глава православной церкви, приобретший огромную власть, был в конце концов обвинен, арестован, осужден, приговорен к сожжению, но взамен этого сослан в монастырь и потом задушен по приказу царя .

Судьба хана Симеона Бекбулатовича, главы земщины, также следует этой же линии. Сначала - царь всея Руси, правитель государства, а затем жизненный перелом, отставка и фактически ссылка в Тверь , с. 205.

И, наконец, трагически переломилась судьба князя Симеона Ростовского, сторонника земщины. Правитель Нижнего Новгорода, всемогущий князь, после падения Челяднина арестован и казнен, утоплен опричниками в реке , кн. 3, т. 9, гл. 2, столбец 59.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

34. Библейская история Самсона - это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном Самсон - это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI векаГлавой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится

автора Носовский Глеб Владимирович

34. Библейская история Самсона – это борьба Земщины против Опричнины на Руси при Иване IV Грозном Самсон – это аллегорическое описание Земщины в лице двух главных ее вождей и двух других известных персонажей XVI века Главой земской оппозиции Ивану IV и опричнине становится

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

Сравнение истории Самсона с борьбой Земщины против Опричнины В , гл. 10, мы обнаружили соответствие между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но французский вариант, как и ветхозаветный рассказ, являются всего лишь различными отражениями

Из книги Мамай. История «антигероя» в истории автора Почекаев Роман Юлианович

О том, как Мамай выступил сначала на стороне лже-Кильдибека, а затем - против него Итак, Мамай укрепился в Крыму, и при нем находились потенциальные претенденты на трон - юные потомки Бату. Однако далеко не всех сторонников законной ханской династии устраивало то, что

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Сравнение истории Самсона с борьбой земщины против опричнины обнаруживает яркий параллелизм 2.0. Краткая наглядная схема параллелизма В главе 10 мы обнаружили соответствие между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но, как теперь выясняется,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.7. Город Тверь как-то связан с биографией Самсона-земщины Любопытно, что в биографиях всех трех предводителей земщины, давших вклад в библейский образ Самсона, присутствуют город Тверь и Тверское княжество.Глава земщины Челяднин имеет владения в Твери. «Ему принадлежали

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Арест и тюрьма как следствие раскрытия тайны Самсона-земщины Библия говорит, что в результате предательства Далилы филистимлянам удается арестовать Самсона и бросить его в темницу (Судьи 16:21). Французская версия также говорит об аресте Жиля де Рэ и заключении его в

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.14. Смерть Самсона-земщины под обломками храма после «суда» Ветхозаветный Самсон погибает под обломками храма (Судьи 16:30). Во французском изложении, «Жиль де Рэ» СОЖЖЕН на костре, см. главу 10. По другим сведениям, Жиля де Рэ ЗАДУШИЛИ , с. 91.Его прообраз в истории Руси-Орды,

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Разрушение большого храма при гибели Самсона-земщины Ветхий Завет говорит, что богатырь Самсон ПОВАЛИЛ БОЛЬШОЙ ДОМ, погибнув под его обломками и погубив вместе с собой тысячи людей (Судьи 16:30). Что произошло на самом деле в Руси-Орде XVI века? О чем тут нам рассказывает

Из книги Россия и Япония: Узлы противоречий автора Кошкин Анатолий Аркадьевич

Сначала Китай, затем Россия Завершение японской интервенции не привело к окончательному урегулированию между РСФСР и Японией. Под японским контролем оставался оккупированный Северный Сахалин, страны не имели дипломатических отношений друг с другом, отсутствовали

автора Носовский Глеб Владимирович

2. Сравнение истории Самсона с борьбой земщины против опричнины обнаруживает яркий параллелизм 2.0. Краткая наглядная схема параллелизма В предыдущей главе мы обнаружили параллелизм между библейским Самсоном и французской версией истории Жиля де Рэ. Но, как теперь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.6. Трагический излом судьбы Самсона-земщины - сначала богатырь, а затем бессилие и гибель Библия говорит, что богатырь Самсон сначала побеждал своих врагов, но потом, вследствие коварного предательства, потерял всю свою мощь и в итоге погиб (Судьи 15–16).Во французской

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.7. Город Тверь как-то связан с биографией Самсона-земщины Любопытно, что в биографиях ТРЕХ предводителей земщины, давших вклад в библейский образ Самсона, присутствует город Тверь и Тверское княжество.Глава земщины Челяднин имеет владения в Твери. «Ему принадлежали

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.10. Арест и тюрьма как следствие раскрытия тайны Самсона-земщины Библия говорит, что в результате предательства Далилы филистимлянам удается арестовать Самсона и заключить его в темницу (Судьи 16:21). Французская версия также говорит об аресте Жиля де Рэ и заключении его в

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.14. Смерть Самсона-земщины под обломками храма после «суда» Библейский Самсон погибает под обломками храма (Судьи 16:30). Во французском изложении «Жиль де Рэ» СОЖЖЕН на костре, см. выше и ХРОН7, гл. 20. По другим сведениям, Жиль де Рэ был ЗАДУШЕН , с. 91.Его прообраз в истории

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

2.16. Разрушение большого храма при гибели Самсона-земщины Библия говорит, что богатырь Самсон ПОВАЛИЛ БОЛЬШОЙ ДОМ, погибнув под его обломками и погубив вместе с собой тысячи людей (Судьи 16:30). Что произошло на самом деле в Руси-Орде XVI века? О чем тут нам рассказывает

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Во многих христианских странах обрело известность и пользуется популярностью необычное имя Самсон. Еще с библейских времен известны подвиги героя с таким именем, сражающего своих врагов силой волос. Многие современные родители нарекают мальчиков именно так, поэтому им не помешает изучить значение имени Самсон. Какой характер у его обладателя, какая судьба его ожидает, каких покровителей он будет иметь? Проследим за всем этим по порядку.

Имя Самсон: значение и происхождение

Если рассматривать слово "Самсон" в иврите, то оно обозначает "солнце". Это дает повод многим толкователям считать Самсона "солнечным героем", которого очеловечил бог солнца. Кстати, изначально это слово звучало "Шимшон".

Когда появилась библейская легенда о Самсоне и Далиле, слово обрело значение "сильный". Нареченный так древнееврейский богатырь имел необыкновенную физическую силу, хранившуюся в его длинных красивых волосах. Но однажды коварная филистимлянка Далила, влюбив богатыря в себя, погубила юношу. Она смогла отрезать его волосы, усыпив героя. Потом Самсон был ослеплен и прикован филистимлянскими воинами. Прошло время, с отросшими волосами к Самсону снова вернулась сила, и он разорвал цепи. С тех пор считается, что обладателю имени Самсон присущи храбрость, честность, горячность, упрямство.

Таинство имени

Значение имени Самсон для мальчика заслуживает тщательного изучения. Что характерно для этого "солнечного" создания? В детстве его называют ласково Моней, Самоней, Самохой. Сегодня это довольно редкое имя. Планетой-покровителем для него является Солнце. Самым походящим цветом выступает желтый. Из камней подходит янтарь. Благоприятными растениями считаются лотос и сосна. Защитник имени - белый конь. Счастливым днем называют субботу. Самое подходящее время года - зима. Нумерология установила для Самсона число 3, указывающее на общительность и энергичность этого человека.

Именинами Самсона являются 12 января и 10 июля. В январе в этот день родился святой мученик Самсон, пострадавший за Христа. А 10 июля появился на свет римский врач, преподобный Сранноприимец Самсон. Получив прекрасные знания, он бесплатно лечил людей.

Характеристика мальчиков с этим именем

Говоря о значении имени Самсон, следует отметить, что этот человек не любит публичности и шумихи, он интроверт - часто погружается в глубокие мысли и далек от окружающих событий. Юноша редко высказывает свои переживания. Чаще живет в своем собственном мире, но иногда способен чужие беды принимать за свои.

Родителям довольно трудно справляться с маленьким мальчиком. Он шустрый, подвижный и требует много внимания. В качестве развлечений Самсон выбирает различные экстремальные занятия. Именно этим он нравится своим сверстникам, ведь с ним не бывает скучно. Мальчика нельзя назвать усердным учеником, потому что он неусидчивый. Часто он проявляет остроумие и наблюдательность, реалистично пародирует и шутит, чем вызывает опасение у многих людей.

Повзрослевший Самсон более спокойный и уравновешенный, обдумывает каждый свой поступок и слово. Невозмутимость и спокойствие выручают его в самых экстремальных ситуациях. Все, о чем он мечтает, старается воплотить в жизнь. Самсон может поддержать друзей морально и финансово.

Внешность у мужчины располагающая, поэтому люди идут с ним на контакт. Он легко находит общий язык с женщинами. Самсон - галантный и остроумный кавалер, осыпающий дам комплиментами. Но часто отношения с ним заканчиваются только флиртом. Этого мужчину нельзя назвать хорошим семьянином, потому что воспитание детей он сваливает на жену. Самсон чаще всего выбирает занятия, приносящие непосредственную выгоду, а в друзья выбирает людей с высоким социальным статусом и материальным положением.

Здоровье и умения обладателя имени

В детстве Самсона нужно беречь от испугов, не стоит ему рассказывать страшные истории. Он принимает все очень серьезно. Родителям приходится прилагать усилия, чтобы научить его жить в социуме. Юноша обладает довольно хорошим здоровьем, это позволяет ему заниматься спортом и участвовать в соревнованиях.

Любимым предметом мальчика является математика. Много времени он уделяет игре в шахматы. Самсон является яркой разносторонней личностью с прекрасными способностями к точным наукам, но взрывоопасный характер заставляет его часто менять место работы.

Профессиональные успехи

У Самсона очень много талантов, выделяющих его из толпы. Из него получается хороший программист, прокурор, артист, художник, стоматолог. Часто он занимает руководящие должности, хотя не ставит перед собой такую цель. У него хорошо получается как роль подчиненного, так и роль руководителя. Везде появляются полезные связи.

Профессионализму Самсона можно поучиться, он заслуживает уважения у окружающих. Он никогда не идет на конфликт, с головой погружается в работу. Иногда становится реформатором устоявшихся традиций в коллективе, идет на риск. Хотя иногда проявляет излишнюю жестокость к людям. Такой взрывоопасный характер, как уже говорилось, ведет к частым сменам работы.

Личная жизнь Самсонов

Самсон умеет любить, и любим другими. Он заботится о своих домашних, уважает старших, наставляет детей. Его дети становятся участниками математических олимпиад, ходят на занятия технических кружков. Домочадцы принимают участие в его научной деятельности.

Самсон не очень общительный, имеет мало друзей, в гости почти не ходит, ценит порядок и устойчивый образ жизни. Иногда он уединяется от жены и организовывает свою территорию. Романтические отношения мужчина строит последовательно, заботливо и честно.

Самсон Вырин: значение имени и фамилии

Поговорим о литературных героях, носящих описываемое имя. Так, в произведение А. С. Пушкина "Станционный смотритель" введен очень необычный образ "маленького человека", который терпит нужду и унижения. Этот герой - Самсон Вырин. Значение имени и фамилии данного персонажа интересует многих читателей. Будучи станционным смотрителем, он кротко и бесправно несет свой крест. Значение имени Вырина - Самсон - уже описано выше. Стоит кратко становится на фамилии. Но сначала - немного о персонаже.

Самсон Вырин (по Пушкину) служил на одной почтовой станции. Часто ему приходилось слышать упреки и оскорбления от богатых проезжающих. Он был вдовцом и воспитывал дочь Дуню. Она выросла хорошей помощницей и радовала отца. Но однажды случилась беда: мимо станции проезжал один гусар и увез дочку в Петербург. Вырин отправился пешком в столицу на поиски Дуни. Он нашел похитителя дочери, но тот выгнал его, пытаясь сначала откупиться. Вырин вернулся домой, и гармония его бытия нарушилась. Он начал пить и умер. И главное, с чем не мог смириться герой, - как можно за добро отплатить злом?

Фамилия Вырин довольно редкая в России. Скорее всего, отображает прозвище, имя, профессию дальнего предка ее обладателя. Старинные хроники свидетельствуют о важных персонах Выриных в купеческой среде XVII-XIX веков. Они имели власть в Москве и были почтенными людьми. Первые упоминания о фамилии зафиксированы после переписи население в период правления Ивана Грозного.

Кто он - Самсон Силыч Большов?

Современному читателю известна пьеса Островского "Свои люди - сочтемся". Автор с иронией показывает купеческую среду, ее привычки и стремления. Денежные дела превыше всего для героя произведения, купца Самсона Силыча Большова. Значение имени вы уже смогли изучить. Каким же рисует Островский своего героя? У него проявляются корыстные и невежественные качества, а спутницей его является необразованная жена, имеющая высокое мнение о себе. Также читатель видит дурно воспитанную дочку Большова, Липочку, мечтающую выйти замуж за благородного.

Все персонажи ярко отображают все реалии купеческого быта. По отношению к своей дочери Большов выглядит абсолютным самодуром. Островский показал бездуховный мир людей со своими законами, где повзрослевшие дети поступают так же, как и их родители.

Исторические личности с этим именем

Многие люди, читающие Библию, знают, что Самсон выступает там самым романтичным персонажем. История его описана в начале статьи. Бог послал на землю ангела, чтобы он возвестил мать о рождении у нее сына, победителя фелистимлян. Этому юноше запрещалось пить виноградный сок и стричь волосы, ибо в них была его мощь.

Истории известна и такая личность как Макинцев Самсон Яковлевич. Он прославился тем, что был вахмистром русской службы. После одного боя дезертировал В Персию (1821г.) Занимая высокий пост в персидской армии, отказался воевать с Россией и даже усмирял одно из восстаний против нее.

Еще одним знаменитым обладателем этого имени был Суханов Самсон Ксенофонтович. Он работал каменщиком в Петербурге и создавал в начале XIX века величественные постройки столицы на Неве.

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».

В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку.

Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним

Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер.

Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками.

Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.