Красота глаз Очки Россия

Праздник калида. Русская Сила

Когда для вас наступает Новый год? Этот волшебный день, когда прошлое уже не властно над нами, а будущее - не известно…. В этот день все равны в своём праве на счастье. Вот и наши предки говаривали: «В день начала года перед Богом все равны». И праздновали они Новый год не 31 декабря, а на 10 дней раньше – в день зимнего солнцестояния. Да и называли этот праздник иначе, в честь молодого Солнца, солнечного Бога Коляды.

21 декабря, по старинным поверьям, умирает старое Солнце и рождается новое, молодое. Мудрый Авсень-Световит отдаёт право на управление новым счастьем Коляде, Богу молодого Солнца. И приходит к славянам радостный зимний праздник. Начинают славяне колядовать, плясать и веселиться. С нами это произойдёт двадцать первого декабря, в три минуты двенадцатого ночи. В этой статье я, опираясь на достоверные источники, расскажу, откуда пошли русские колядки, как праздновали раньше праздник Коляды.

Как связан праздник колядки с Солнцестоянием?

Вот, например, Александр Сергеевич Фаминцын, в своём труде «Божества древних славян» (1884г) писал, что в древних летописях есть Боги, чьи имена совпадают с двумя великими «народными сходками». Это Купало и Коляда, боги летнего и зимнего праздников. Кроме того встречаем имя Усеня или Таусеня, ещё одного воплощения солнечного Бога. Мы знаем его под именем Авсеня-Световита.

А.Н. Афанасьев, в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» (1869 г) писал о том, что Солнце для славян являлось синонимом счастья, олицетворением Бога. Божество это было благое и милосердное, прекрасное, светлое, пробуждающее земную жизнь, к нему обращаются с просьбами о пище и покровительстве. Одновременно этим и объясняется мифическая связь Солнца с Судьбой, во всех сказках герой обращается к нему в трудных случаях жизни. И, в то же время у Солнца есть ещё одно важное дело - вместе с этим солнце является и карателем всякого зла, т.е. по первоначальному воззрению – карателем нечистой силы мрака и холода, а потом и нравственного зла – неправды и нечестия. Праздник русские колядки - проявление этого особого отношения к Солнцу. Это широкое народное действие так и называется - праздник Коляды.

Как народ собирался колядовать?

Меня радует, что сейчас люди собираются вместе на природе вокруг костра, стараются как-то отметить место сбора, организовать капище, устроить праздник колядки да спеть традиционные песни колядки. А как же это было раньше?

А.С. Фамицын рассказывает, что раньше идолы устанавливались на холмах, или на берегах водоёмов. А были ли древние храмы? Современные славянские художники испытывают определённые трудности, если хотят изобразить архитектуру далёких сказочных времён, потому что свидетельств практически не осталось, и остаётся лишь фантазировать на эту тему. Стояли ли изваяния на открытом месте, или покрывались какими – либо шатрами? Были ли храмы прочными высокими постройками, или их не было вовсе? Прикрывались ли чем-то требища, места, где приносили требы? Но впрочем, есть одно свидетельство! Кое-что о нашем Севере известно из сохранившейся древнескандинавской саги одиннадцатого века, ведущей сказ об Олафе Тригвесоне, что служил у князя Владимира. В саге можно прочитать о том, что Олаф ездил с Владимиром к языческому храму. Буду считать это доказательством того, что какое то крытое строение существовало.

Что же происходило на солнечном празднике Коляды?

А.С. Фамицын пишет, что к святым капищам собирались огромное количество славян для жертвоприношений.

Это первая, необходимая часть древнего праздника. Общение с Богами, просьбы, обеты, гадание. Конечно, для этого ритуального действия нужен был волхв. Если это небольшое, семейное празднование, то роль человека, который обеспечивает связь рода с Богами, выполнял старший мужчина. Гадание было связано с жертвоприношением и предшествовало ему. Так, например, бросали в костёр требу-хлеб, или другое печенье, и наблюдали за пламенем. Вспыхнет костёр, принята жертва, дано человеку обещание. Были времена, когда жертвоприношение делалось птицами или домашними животными. В этом случае кровь, которая считалась чудодейственной, разбрызгивалась для отогнания злых навий. Несъедобные части животного сжигались, зарывались или топились в воде.

Закалывали жертвенное животное старцы, творили обращения к Богам. Гадание и обеты перемежали песни колядки, исполняемыми парнями и девушками. Стихи колядки передавали из века в век. Песнопения эти обращались к Коляде, Богу молодого Солнца.


Вторая часть ритуального праздника - общественная трапеза, шумный пир, прославляющий Богов, как Богов Прави, так и Богов Нави, например, Чернобога. Съедали жертвенную пищу, пили по кругу питьё из чаши-братины, произносили славление Богам, заклинали их помогать людям добрым. Снова исполняли обрядные песни колядки.

Третья часть праздника - «игрища», песни, пляски под народные инструменты гусли, гудок, дрова, рожок. Это общая часть праздничных обрядов и обычаев всех языческих славян.

Праздник Коляды имел свою особенность. На следующее утро колядовать ходят дети, человек по десять, им дают на всех два или три пирога. Пироги делят на всех, когда обойдут несколько домов. Затем ходят колядовать девицы-невесты и поют песенки. Им, на человек двадцать, дают несколько калачей или пряников. Потом идут женщины, потом и мужики. Им тоже давали пряники и калачи.

Обрядные песни колядки

Песни колядки поют под окнами, а не в домах. Девицы просят позволение зайти в дом, входят в избу, становятся в кружок и поют «виноградьё». Я привожу поздравительно-величальные стихи колядки, записанные в 1898 году. Такую колядку пели в Олонецкой губернии, («виноградьё» происходит от рефрена, который повторялся после каждого стиха «Виноградье красно-зелено!»). Русские колядки «виноградьё» были широко распространены у нас на Севере.

На Севере часто вместо пирожков колядующим дарили северное обрядовое печенье («козульки»), сделанные в виде животного, или птицы из особого теста, которое хранится очень долго. Вот что было написано про это печенье-фигурку:

Ещё более древняя форма северного обрядового печенья могла содержать знаки, обращённые к Богам, печенье в виде знака Рода или Солнца. Такое печенье есть в лавке Северной Сказки. http://northernfable.ru/shop/effektivnye_narodnye_sredstva/

Такие весёлые народные колядки противоречили христианским доктринам

В тысяча пятьсот пятом году один из игуменов одного из монастырей написал наместнику донесение, описывающее народный праздник как раз во время Рождества Христова. Конечно, это все считалось «сотонинским» и «непотребным».

Конечно, открытое веселье по поводу, не связанному с христианской религией, не могло не возмущать монаха. Но такое весёлое шумное ликование при встрече Коляды, вероятно, можно считать исконным славянским обычаем, сохранившимся многие века. Ведь до сих пор розовощёкие от свежего воздуха и морозца девицы и парни колядуют, развлекая себя и прохожих песнями и шутками, совершая традиционные русские колядки.

Праздник Коляды в наши дни

Что такое праздник? Если прислушаться к звучанию этого слова и вдуматься в него, то слышна становится древняя музыка образов. пРАзДНИк. Божественные, просветлённые дни. Дни радости, света, надежды на лучшее будущее. Таков и пРАзДНИк Коляды, Бога Молодого Солнца, который, как говорят, праздновали 3-5 или 7-9 дней, а то и одиннадцать.

Отец семейства садится в эти дни за стол с кушаньями, обставленный снопами и спрашивал: «Видите ли меня, дети?» Ему отвечают: «Не видим». Отец говорит: «Ну, дай Бог, чтобы и на тот год не видели» (пожелание богатого урожая и на следующий год).

Так солнцепоклонники славяне жили в одном ритме с природой, с божественным Солнцем. И отмечали день Коляды как важную веху, как конец старого и начало нового. Распевали песни колядки, колядовали, да обменивались друг с другом добрыми пожеланиями.

Как можно отпраздновать Коляду в наши дни? - Да точно так же, как и наши добрые предки! Это время беззаботного веселья, время радости! Ведь, по народным приметам, в этот день заканчивается зима (как ни странно) - световой день, который до этого убывал, начинает расти, а значит, и бесконечная зимняя тьма с каждым днём будет отступать, чтобы в марте наступил день весеннего равноденствия, а там и до лета тёплого недалеко. Так давайте же и мы будем радоваться, словно дети, в эти волшебные дни! Будем колядовать, будем дарить всем козульки, наши северные пряники. Они особенно понравятся ребятишкам, посмотрите, какие они яркие и красивые.


http://northernfable.ru/shop/severnoe_obryadovoe_pechene/

Да и по поверьям, козуля может стать оберегом для семьи на целый год (хранятся эти вкусные обрядовые печенья очень долго, благодаря особому северному рецепту). Поэтому, запасаемся козульками и ждём этот сказочный день - праздник Молодого Солнца.

Давайте, вслед за нашими славными Предками, отбросив печали и воздадим хвалу Солнцу, за то, что всё когда-то начинается и кончается, за наше будущее счастье, за радость и любовь! Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»

СЕВЕРНЫЕ КОЗУЛЬКИ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ http://northernfable.ru/shop/severnoe_obryadovoe_pechene/


Сегодня для многих Рождество Христово и Коляда - это два праздника, которые сложно разделить. А ведь это совсем не так. Во времена язычества, когда христианства на Руси еще не было, праздник Коляда уже существовал. Посвящался он не Иисусу Христу, а забытому ныне Даждьбогу. Люди радовались прибавлению дня и благодарили бога за это, исполняя песни-колядки.

Что такое Коляда

Коляда - славянский праздник, который сегодня начинается с Рождества и продолжается до Крещения, то есть проходит c 7 до 19 января. В эти дни проводятся обряды, которые посвящены Рождеству. Раньше же Коляда начиналась со Святок, то есть 25 декабря и заканчивалась 6 января.


Конечно, праздник видоизменился за столетия, но основные традиции сохранились и по сегодняшний день. Все так же, как и раньше, празднующие облачаются в наряды, для изготовления которых используются шкуры животных, рога. Надевают самые смешные и страшные маски. Колядуют, то есть поют праздничные песни, получая от слушателей различные подарочки. Девушки гадают, в надежде узнать, кто же будет женихом.

Как готовились и праздновали Коляду раньше

К Коляде готовились заранее и уделяли этому большое внимание. Хозяйки стряпали, стараясь приготовить как можно больше вкусных блюд. Оладушки, пироги, мясо в разных видах, каши, запеканки – все самое интересное. Женщины делали генеральную уборку, стараясь, чтобы все сияло, словно солнечные лучи. Все члены семьи посещали баню, в которой как следует мылись и парились. Также шили и мастерили разные наряды для колядования.

Когда наступал день празднования, начиналось торжество, и шло оно по определенному сценарию.

Люди шли к храмам (в то время языческим), где проводили обряды жертвоприношения. Древние сказания говорят, что славяне разукрашивали лица, надевали маски и наряды, и в таком виде восхваляли богов. Выбирался главный, называемый колдуном, который проводил жертвоприношение. Обычно это был глава семьи. В жертву приносили домашнее животное или птицу, чья кровь разбрызгивалась для отпугивания злых духов. Молодежь пела колядки и гадала.


В старину празднование Коляды отмечалось шумно. Молодежь собиралась для хождения по домам в большие, веселые компании. Несли на шесте солнце, символ праздника, а после прихода христианства солнце было заменено на звезду (символ рождения Иисуса). Толпа стучала в ведра палками и ложками, громко кричала на разный лад, кто-то подражал блеянию козы, кто-то мычал как корова, кто-то лаял как собака.

Когда основная часть была закончена, люди приступали к праздничной трапезе. Ели мясо жертвенных животных, пили из общей чаши. После плотного обеда начинались «игрища», наступала пора песен, танцев, веселья. На второй день, взяв с собой пироги, люди шли колядовать. Первыми выступали всегда дети, потом девушки, а уж потом взрослые женщины и мужчины.

Как отмечалась Коляда в последнее столетие

За последние сто лет правила практически не менялись. Если Коляда отмечалась, то так: в сочельник принято было не есть, ждать вечера, появления первой звезды. Как только ее видели, на стол выставляются блюда, среди которых обязательной оставалась кутья и узвар из сухофруктов, мясные и сдобные вкусности.

В рождество, 7 января, люди направлялись в гости к крестникам, чтобы поздравить их, подарить им сувениры. Вечером наряженная в праздничные костюмы молодежь шла петь колядки. Важно, что один человек в группе обязательно должен был быть в костюме козы.

Хозяева слушали песни, смотрели на танцы, благодарили и в ответ раздавали вкусную еду (печенье, кексы, тортики, колбасу – что есть). Не пустить колядующих решались не многие, так как это дурная примета.


В городах Коляда проходила более цивилизованно. Обычно организовывалась веселая праздничная программа в центре, проводилась ярмарка, во времена балов богатые горожане съезжались, чтобы потанцевать и отметить праздник в каком-нибудь шикарном особняке. Надо сказать, что после принятия христианства церковь старалась запретить обычаи колядования, поклонение языческим богам, по дворам все чаще ходили священнослужители и верующие, рассказывающие о рождении Христа. Но традиции искоренить не удалось, во многих деревнях и городках Коляда отмечалась и отмечается по старинному сценарию.

Верить в приметы или нет?

С Колядой связаны многие народные приметы. Например, не рекомендовалось в Рождество плести лапти, чтобы ребенок не родился кривым. А если в Рождество шить – то малыш мог быть и слепым.

Если на Рождество разыгрывалась метель, то можно было ждать хорошего роения пчел. Иней, появившийся в дни праздника, символизировал урожайный хлебный год. Звездное небо – горох уродится. Дороги не замело – с гречей проблем не будет, вырастет много. Хочешь, чтобы куры хорошо неслись – посади колядников на порог.


Особое место гаданий

«Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали».
Так писал русский поэт и переводчик В. А. Жуковский в своем стихотворении «Светлана».

Гадали незамужние девушки, обычно накануне Рождества Христова вплоть до 14 января. В старину верили, что это период самый лучший для того, чтобы узнать свою судьбу, увидеть будущего жениха.

Ритуалов было много, и каждый по-своему интересен. Например, девица выходила во двор и кидала сапог через забор. Если тот упал носком к дому, то о свадьбе в новом году можно было не мечтать. А вот если носком в другую сторону, тут уж надо было понять, куда же сапог указывает, откуда придет будущий жених. Да, сапог должен был быть обязательно с левой ноги.


Особенно популярно было гадание на кольцах. В этом случае собиралась целая компания девиц. Решето наполнялось крупой, в него же клади серебряное, золотое, металлическое и украшенное камнем колечко. Все тщательно перемешивалось, и девушки начинали черпать ладошками из решета. Попалось серебряное колечко – жених будет из простых, золотое – жди, свататься будет купец, кольцо с камнем – боярин возьмет замуж, металлическое – увы, жених будет бедным. В самом худшем положении оказывались девицы, зачерпнувшие только крупу: в этом году замужества у них не предвиделось.

Скорое замужество пророчили две иголки, намазанные жиром и опущенные в воду. Но только в том случае, если они не тонули. О судьбе можно было спросить и у полена. Девица вытаскивала его с закрытыми глазами и потом рассматривала. Кривое, шероховатое полено означало некрасивого мужа, и наоборот.

Коляда сегодня

Сегодня Коляда постепенно забывается, а некоторые даже не знают, что существует такой праздник и в какой период его отмечают. Но это касается в основном крупных городов. А вот в деревнях Коляду помнят и отмечают. Конечно, сценарий праздника уже не такой объемный, как в древние времена, и зачастую люди ограничиваются пением колядок и гаданиями.


Колядники, чаще всего это дети, собираются и обходят родных, соседей, знакомых, обращаясь к ним с просьбой разрешить им поколядовать. В ответ хозяева приглашают колядников, благодарят за праздничную радостную весть и дарят им маленькие подарочки, гостинцы. Сегодня это могут быть и деньги, а не орешки, сладости и фрукты, как раньше. Бывает, что в качестве колядников выступают музыкальные коллективы или церковные хоры.

Сочельник - самое время узнать про то,

Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря – день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор. -


Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).



Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).


У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг - солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.



Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро - «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.



И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).


Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.



Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших мудрых предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла.


Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала. бересты.


Переодевание (превращение) чудище лесное - козла, волка. медведя - подчеркивало дух праздника. Чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать.



Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.



Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.



Вот одна из колядок, которые поют под окнами:


На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом -

Туда жито кустом.

Куда коза рогом -

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,


Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:


Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок


По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.


Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» - в Рязанской; «козули» - во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги – везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.




Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима - это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки - собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.



Способов гадания – бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, – Сречи (Встречи) – с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.



В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу - потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.


В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей - то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.


Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера» (от древнеславянского слова «язык», означавшего «народ»).


Эту презрительную обзывалку некогда единой у всех "варварских" европейских народов религии друидов/волхвов придумали христианские церковники. Смысл слова "языческий" можно перевести на современный язык как "простонародный", "плебейский".


И ныне РПЦ старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией


БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.



В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления, (про календарь будет отдельный пост).



Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз.Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам, как это установлено Богом Сварогом для всех Чертогов Сварожьего Круга.



«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: - Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» - петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.



Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды - рождение юного бога света и тепла.


Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок - «щедровки>?


Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами - знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь - пук соломы, свеча или факел.


Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.



……Значение слова Коляды у разных народов различно: У Виндийцев Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.


У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит - святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.



Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat - благословлять дома…..


Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.... . Наконец от слова колядование произошло слово "колдование".Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба - каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…



В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник "коледою" и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас - не знаем.


Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках


После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.




Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай - назывались Колядой.


Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.


Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.


И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Познавательный материал о русском народном празднике «Пришла Коляда — отворяй ворота»

Коляда — так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня.

В Древней Руси это был наиболее любимый праздник. На Руси в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда — в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», — распевали за окнами колядовщики — деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.

Когда-то на Руси Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали, как это делали и по отношению к божествам меньшим — Таусеню и Плуге. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. Кстати, когда в течение долгих столетий из народной памяти исчезло божественное значение Коляды, этим словом стали называть не только рождественского лицедея — ряженого, но в некоторых местах (например, на Тамбовщине) огородное чучело, а «колядовщиками» ругали нищих. Таков был конец языческого кумира.

В Сибири, на Енисейщине, колядовщики на Рождество распевали «Виноградье». Хор подростков, а иногда и взрослых «робят» отправлялся со звездой в руках под окна изб. Сперва испрашивалось позволение хозяев пропеть «Виноградье». Если позволялось, толпа входила в избу с благодарственными словами:

Как хозяин во дому, будто пан во раю;

Как хозяюшка во дому, будто пчелочка во меду,

Малы детушки во дому, как оладышки во меду...

Если колядовщиков не впускали, они подхватывали совсем другое: «Хозяин во дому, что дьявол во аду» и т. д. Обыкновенно в каждой избе колядовщики находили радушие и гостеприимство. После обращения к домохозяевам и их деткам запевала и хор исполняли «Виноградье».

На звезде, которую несли колядовщики, изображали бурное море, корабль и богатырей на нем. Середину звезды делали из короба сита, в который вставляли рисунок корабля и свечу, снаружи короб оклеивали промасленной бумагой и углами с бахромой. Звезду насаживали на рукоятку.

На второй день после Рождества начинались святочные забавы и увеселения. С большой выдумкой изготовлялись маски, которые до XVI в. называли харями и рожами. Для маскарадов рядились медведями, козами, слепыми лазарями, бойцами, старухами и даже курицами — рукава вывороченного полушубка натягивали на ноги, крючки застегивали на спине, полусогнутому на голову надевали маску с гребешком, сзади привязывали хвост. Многие шутники мазали свои щеки сажею или натирали кирпичом, искусно приделывали усы, на голову натягивали косматые шапки.

Ряженые под новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик- всадник. Образ лошади, конечно, был весьма дорог крес- тьянину-землепашцу.

На новогодье в старой русской деревне «кликали ов- сень». Колядовщики, а в иных местах — пастухи, ходили по домам разбрасывать из рукавов зерна — на плодородие. Если встречали приветливо, кликающие пели песню, в которой сулили хозяину густую, ужинистую рожь, от которой «ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог». Хозяева благодарили колядовщиков «козульками» — фигурным печеньем и пирогами. «Кто не даст пирога — мы корову за рога», — стращали шутники.

Для этнографов долгое время было загадочным происхождение слова «овсень». Одни исследователи народного быта утверждали, что слово это происходит от овса, которым обсыпали, обсеивали в новогодье, другие «овсень» возводили к языческому божеству Авсеню или Таусеню. И только языковеду А.А. Потебне в 80-х гг. XIX столетия удалось доказать, что слово «овсень» связано со старинным названием января — просинец, иначе со словом «прояснять». После хмурых, рано вечереющих дней становится светлее. Это еще раз подтвердило, что новогодние обряды прежде всего аграрно-солнечного происхождения.

Но вот и новогодний, щедрый, или, как говорили когда-то, Васильев вечер. Крестьянские семья усаживались в эту пору разбирать свиную голову. По народной символике, свинья олицетворяет плодовитость, благополучие. Чтобы во весь год дому сопутствовал достаток, и усаживались «вепреца ломать»: глава семьи разделял вареную голову на части, раздавая куски по старшинству. Самый маленький из ребят залезал под стол подражать хрюканью поросенка. Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут: пусть свиньи не переводятся. Потом семья принималась есть кашу, затертую из разных полевых злаков и гороха. Перед тем как выложить кашу из горшка и сдобрить ее конопляным маслом и медом, приметливые хозяйки присматривались к тому, как она выглядит в горшке: коли каша румяная, раздымчатая — предстоящий год сложится удачливым

Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом. В Сибири в ходу были рысистые бега: иноходцы и рысаки вихрем мчались под гиканье удальцов.

На Святки повсеместно на Руси справляли свадьбы. Считалось, что время вплоть до Масленицы — лучшее для этой цели. Много невест на Святках дожидались сватов, потому-то январь иногда даже в официальных старинных документах называли «свадебником». Так и писали: «От свадеб до Вербной недели», или: «Приехал о свадьбах».

В посленовогодний период Святок, в так называемые страшные вечера, оберегали хлебные амбары, дома и скот от проделок нечистой силы.

Под Крещенье последний раз совершались гадания. К разнообразным способам предсказания судьбы относится и бросание обуви за ворота: «Куда покажет носок — в той стороне и замужем быть».

В дореволюционной России в святочные ночи народ не спал: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, т. е. пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В эти дни царило всенародное веселье. Даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поко- лядовать. Праздничная процессия шла обычно с бумажной звездой и вертепом — ярко раскрашенным ящиком в два яруса. С помощью деревянных фигурок в нем разыгрывали сценки, относящиеся к Рождеству Христову, — бегство в Египет, явление ангелов, поклонение волхвов. В верхнем ярусе представлялась смерть царя Ирода, в нижнем — пляски.

Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.

На Руси церковью святочные игрища, гаданья, ряженые («масководство и надевание звероподобных харь») порицались, и в указе патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но полностью запретить обычай хождения ряженых так и не удалось.

Рядились (наряжались) тоже по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, — дамами. В деревнях было попроще — ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, баранов, коз и т. д.

Распространенными колядками были шуточные припевки, где девушки запевали:

Уродилась коляда

Накануне Рождества

За рекою за быстрою...

А ребята подпевали:

Чтобы царева золота казна

Была век полным-полна,

Чтобы большим-то рекам

Слава неслась до моря.

Малым речкам — до мельницы.

А эту песню хлебу поем,

Хлебу поем, хлебу честь воздаем.

Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое описание праздника — у Н.В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков.... Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться...»

Данный праздник уместно провести с ребятами 25 декабря или 7 января. Это может быть отдельным праздником классного коллектива (всех учащихся начальных классов, нескольких параллелей классов, кружка по интересам) по окончании первого учебного полугодия или в середине декабря. Праздник можно приурочить к новогоднему торжеству — все зависит от коллектива учащихся, от фантазий организаторов.

Место проведения праздника выбирается исходя из возможностей учебного заведения: школьный двор, актовый или спортивный зал.

Коляда (Первая коляда, Рождественский сочельник) – славянское народное название рождественского Сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Основное значение – славянские обрядовые реалии Рождества. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

Этимология

Попытки этимологизировать слово предпринимались ещё в XIX веке. Дмитрий Щепкин видел в этом слове – колед (вокруг идущий), или коледа (круговые яства); П. Бессонов предполагал – колоду (зажжённый пень); Н. Костомаров производит коляду от слова коло (колесо). Макс Фасмер считал, что слово «Коляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование непосредственно из латыни (лат. Calendae «календы, первый день месяца»), не через греческий (καλάνδαι).

Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских языков (см. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера). Согласно Этимологическому словарю славянских языков, слово хранит следы дохристианского значения «обряд, связанный с началом года» и лишь вторично (в ходе последующих христианско-латинских, средневеково-немецких влияний) приобщилось к празднику собственно Рождества. Широкое распространение, народность слова также говорят о его праславянской древности. Согласно академическому изданию «Славянские древности: Этнолингвистический словарь», обычай колядования имеет языческое происхождение.

Александр Страхов считает, что нет оснований относить заимствование слова коляда к праславянской древности. В этом термине нет никакой «языческой» подоплёки, славянами он был заимствован как арготизм или профессионализм священнослужителей. Древнейшим его значением было «подарки, подаяние, собираемые духовенством», сравни ст.-чеш. na stedry den daj koladu (XV век), ср.-греч. τα καλανδικα «новогоднее довольствие» (VI век). С. М. Толстая, критикуя Страхова, считает, что исследуемый им материал не даёт оснований для сведе́ния всей народной культуры к христианству.

Что же сделал Коляда?

Он появился на свет 8500 лет назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было третье божественное откровение людям.

Первый закон жизни дал Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и вездесуща, это Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего на планету, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы Нави.

Второй закон жизни дал миру Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца. Третий закон поведал людям Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь (название его означает «Коляды дары»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых Триглавах.

Описание праздника

Коляда традиционно празднуется 21-22 декабря в День Зимнего Солнцеворота. Праздник Коляда прекрасно сохранился до наших дней ещё с языческих времён, наряду с таким праздником как Купала. Четыре годовых равноденствия и солнцестояния являются наиболее почитаемыми в древнеславянской культуре. Зимний Солнцеворот не является исключением. Более того, праздник Коляда, после которого день становится длиннее на воробьиный скачок, почитается практически всеми народами мира. Зима с её тёмными Богами начинает мало-помалу отступать, и уже не за горами наступление весны. В основе древнего праздника лежит поклонение Солнцу, как подателю тепла и урожая.

Колядование

В настоящее время Коляда многими понимается только как праздник ряженых. Однако в древности Коляду знали ещё и как одного из божеств славянского пантеона. В этот день Бога Коляду кликали и зазывали. В понимании славян-язычников, Коляда – это молодое солнце, которое сменяет старое (Световита) на его посту. С этого момента Солнце круто поворачивает на весну. Коляда – это молодое, а следовательно – весёлое, игривое божество, которое дарит людям праздник, счастье и надежду на будущее.

На Коляду принято рядиться в различные образы — духов, зверей (одевали маски, тулупы шерстью наружу) и с музыкой, песнями ходить по домам собирать угощения (колядки). Тут же мы узнаём и о некой примете: Тот, кто подаст колядующим — тот и жить будет в достатке весь год, ну а кто не подаёт…

Происходит это обычно так. Ближе к вечеру люди собираются в отдельные группы и идут по улицам с песнями, шутками и звездой на длинной палке. Звезда эта тоже символизирует возрождающееся солнце, которое поворачивает на весну. Делали её обычно восьмиконечной, из бумаги, раскрашенной красками и освещённой свечкой, которую ставили внутрь. Один из колядующих несёт мешок для даров. Ряженые люди подходят к окнам дома, к входной двери, или (если это разрешают хозяева) прямо в дом и поют специальные песни-колядки. Примером таких колядок может быть:

Коляда, Моляда, Уродилась Коляда!

Кто подаст пирога – Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки —

Завалим окошки

Кто не даст пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Уведем деда!

Кто не даст ветчины-

Тем расколем чугуны

Коляда, коляда, отворяй ворота

Хозяин и хозяйка, с праздничком!

Наделите, подарите колядовщиков.

С амбару решетом или с печи пирогом.

Не пора ли вам, хозяюшки,

Колядовщиков дарить!

Прикажите, не держите,

Наших ножек не знобите.

Хозяева дома, возле которого гости пели песни, выносят им различные угощения, которые приготовили уже заранее, так как знали, что в этот вечер к ним придут и нужно будет обязательно угостить колядующих.

Даже с приходом христианства этот обряд не утратил своего значения. И в XIX – начале XX века, колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, к сожалению, был уже утрачен. На следующий день после колядного вечера отмечали сами Коляды – праздник, которого ждали целый год. Отмечать его было принято в кругу семьи, но так как в деревне все были свояками, то и праздновала вся деревня.

После долгого поста скоромная еда и спиртные напитки недвусмысленно намекали на продолжительное застолье, плавно переходящее в бодрый завтрак. С этого дня начинали ходить колядующие – небольшие группы молодых людей, которые пели колядные песни, славили святой вечер, а заодно и хозяев. Последние в свою очередь старались одарить колядующих разными вкусностями так, чтобы не было стыдно ни перед соседями, ни перед Богами. Ведь обряд колядования непосредственно связан с приношением жертв языческим верховным божествам. Так, на Полесье до наших времен сохранился обычай относить деньги, которые дают люди в колядные дни, на пожертвование в местную церковь.

Колядующих, обычно, сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый юноша. Коза была главным действующим лицом (или мордой).

Особенные традиции

Кроме того, одной из характерных традиций является катание колеса. Деревянное колесо поджигается и катится с горы. Здесь мы видим связующие параллели между игрищами на Коляду и верованиями славян, где колесо образно отождествлялось с Солнцем. Во время Коляды существовал такой немаловажный обряд как

сжигание Бадняка. За светло находится сухое, мертвое дерево, оно украшается разными ленточками, наузами, после этого его дорубают, не касаясь голыми руками, и выносят. через рукавицы или через рубахи. Это делалось, чтобы живое (Человек) не касался раньше времени мертвого (дерева). Его несут к костру и погружают в огонь, после произнесения специальных слов его сжигают. Когда оно почти догорит, по нему стучат и говорят «Сколько искр вылетит из Бадняка, столько блага придет на новый год». Существуют разные объяснения этой символики Бадняка. Можно сказать люди создают мост между явью и навью, между двумя годами. Дерево которое одним концом в одном мире, другим в нашем. Перед тем как это дерево-полено сжигают ему еще рисуют рот, куда его кормят и поят. Здесь прослеживается много образов связанных с покойником. Коляду можно фактически считать славянским Новым годом, началом празднества. Именно в этот период год для человека того времени начинался и продолжалось все это до Масленицы. Рождалось солнце на Коляду, а сила Жизни, сила Яви приходит на Масленицу.

Угощения

Праздник Коляды сопровождается особыми угощениями. В этот день пекли печенье в виде фигурок животных – коровки, петушки, птички, козочки, овечки и др. На столе были кутья, каша с мёдом, вареники, пироги. Печенье в виде фигурок не только раздавали колядующим, но и украшали ими дом. Семейная трапеза проходила как раз перед тем, как взрослые и дети (в основном молодые люди) рядились и шли на колядки. После колядок следуют игры, которые могут принимать самые разные формы. Обязательным условием является только то, что игры на праздник Коляды должны быть весёлыми и задорными. Так как данный праздник происходит зимой, то и игры часто связаны со снегом, снежками, сугробами; а также с участием в представлениях зимних богов и духов. По окончании, все припасы из мешка, которые наколядовала группа, могут быть съедены, а то, что не съедено, соответственно, разделено между участниками.

Гадания на Коляду

Коляда, как и Купала, является одним из главных праздников древних славян. В эти праздники традиционными считались гадания.

На Руси гаданий было превеликое множество, и здесь рассмотреть все из них мы просто не в силах. Опишем самые популярные и интересные. Итак, начнём с гадания по обуви . Данный вид гадания на Коляду, (ныне на Святки, Святочные гадания), очень популярен и сегодня. Даже в наше время многие девушки в эти дни пытаются угадать свою судьбу. Для этого необходимо выйти на улицу, во двор дома. Девушка берёт в руки валенок, сапог или туфлю, встаёт спиной к забору и кидает обувь через забор, чтобы она вылетела на улицу. После этого смотрят, как располагается валенок или сапог – если носом к дому, то в этом году девушке не удастся выйти замуж, если в противоположную сторону, тогда смотрят, куда указывает носок – оттуда и будет будущий жених.

Кольца. Берётся решето, засыпается крупой или зерном и вместе с ним перемешиваются кольца – медное, серебряное, с камушком и золотое. Всё это смешивается, и каждая девушка зачерпывает горсть содержимого из решета. Если кольцо попалось медное – выйдешь замуж за бедняка, серебряное – за простого парня, с камушком – за боярина, золотое – за купца. Если девушке попадётся её собственное кольцо, то это сулит большую удачу – она может загадывать желание и оно исполнится.

Немного похожее гадание называется – Гадание на чувства суженого. Берётся миска, в неё насыпается крупа. Возьмите несколько листочков и на одном напишите имя суженого. После этого листочки скатываются в комочки и перемешиваются с крупой. Далее вам нужно брать горсти и смотреть с какого раза попадётся заветный листочек. Если с первого – скорое предложение, со второго – на пути ожидают трудности, с третьего – суженый вас обманывает о своих чувствах, с четвёртого — он к вам абсолютно равнодушен.

Также не менее важным на Коляду являются гадания. Более известны как святочные гадания. В основном гаданиями занимаются молодые девушки, которые хотят узнать свою судьбу, будущего жениха, время свадьбы и т.д. Гадания в бане, гадание с зеркалами, гадание на воде, свечах и т.д. Многие из таких гаданий мы разберём в одном из материалов раздела Гадания на Коляду.

Коляда является очень распространённым праздником. Наверное, именно поэтому этот праздник дошёл до наших дней. Он празднуется в России, в Украине, В Белоруссии, Болгарии, Румынии и некоторых других странах.