Красота глаз Очки Россия

В грушевский считалка жанр произведения. Литературные считалки

Считалки

Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).

Определение . Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.

Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники» (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.

Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками103 . М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.

Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название «жеребьевки». В современной науке получил распространение термин «жеребьевые сговорки», введенный М.Н. Мельниковым.

Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам («маткам»), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:

Коня вороного Или казака удалого? Лисицу в цветах

Или медведя в штанах? Дядю Федю Или белого медведя?

В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.

Иногда выбор совершался по характеру действия:

103 Этот термин близок к английскому «counting-out rhymes» и немецкому «aus-zahlreime» – названиям, указывающим на элемент счета в этом виде детского

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

С колокольни пал Али поддерживал? Из Томска на лыжах

Али из Ирбита на ремнях?

Что тебе надо – сено косить или дрова рубить? Коня вороного или седла золотого?

На печке заблудился или в ложке утонул? Тес ломать или деньги воровать?104

Процесс отгадывания основывался на антитезе, сравнивались разные предметы, понятия или явления; «матка» должна не только выбрать, но и угадать, кто «прячется» за данным обозначением. Определенной подсказкой служила интонация. В зависимости от выбора вожака играющие отходят в ту или другую сторону.

По данным Г.С. Виноградова (их подтверждает и М.Н. Мельников), наибольшее количество традиционных текстов связано с образом коня. В них предлагается сделать выбор между конем и золотым тарантасом, золотым хомутом и между занятиями – «коня кормить» или «печь топить». Конь занимает одно из центральных мест в древних языческих ритуалах. Он является олицетворением света, удали, силы, огня.

О древности подобных жеребьевочных формул свидетельствуют материалы этнографов. Жеребьевка являлась частью ритуала инициации. Когда кандидаты на посвящение в члены общества собираются вместе, они договариваются о тайных именах, под которыми будут участвовать в обряде. Как правило, таким именем становится наименование духапокровителя или родового тотема. В дальнейшем при совершении обряда к участнику надлежит обращаться только по этому имени. Имя, которое он носил в детстве, более не существует, поскольку после посвящения кандидат получает новое имя – уже как полноправный член племени105 .

Построение жеребьевки традиционно, она состоит из обращения и вопроса. Обращение может быть простым (Матки, матки, // Дуб или в зуб?) или сложным (развернутым в отдельное четверостишие):

Матки, матки, Чертовы лопатки! Бочку с салом

Или казака с кинжалом?

(Март., № 1241.)

Смысловая наполненность жеребьевки отмечалась рядом исследователей. Г.С. Виноградов писал, что такого «сжатия элементов речи в предельно тесную форму» нет в других жанрах детского фольклора. Анализируя сговорку

С маху под рубаху Или с разбегу под телегу?

104 Молотилов X. Говор русского старожилого населения северной Барабы (Томской губ.) //Труды Томск, общ. науч.

Сибир. – Томск, 1913. – В.1. – С.14.

105 См. Howitt A. The native tribes of south-east Australia. – L.. 1904. – P.156.

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

исследователь приходит к следующему выводу: «лаконизм образного языка сговорок может быть сопоставим с малыми формами русского фольклора: пословицами и поговорками. Не случайно пословицы и поговорки выступают подчас в функции жеребьевок: «Грудь в крестах али голова в кустах?», «Вошь на аркане или блоха на цепи?»106

Особенности жеребьевок . Выразительность исполнения жеребьевок, как полагает А.Н. Мартынова, отличает их от считалок, «которые произносятся, как правило, невыразительно, монотонно».

Происхождение считалок . Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне. Приведем пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:

В Кохале есть дерево хау, Не одно дерево, много деревьев,

И семь, из которых строят каноэ. Первое хау – балансир каноэ, Второе хау – укосина каноэ, Третье хау – корпус каноэ, Четвертое хау – обшивка каноэ Пятое хау – корма каноэ, Шестое хау – мачта каноэ, Седьмое хау – парус каноэ. Если назовешь еще одно, живи, Не назовешь – умрешь107 .

Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: – «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:

Первенчики, друженчики, Трынцы, волынцы, Поповы ладынцы, Цыкень, выкень.

Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается»108 . Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество.

Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету» (Аник., Младенч., с. 15).

Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выпол-

106 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. – Иркутск 1930. – С.114.

107 FomanderA. Hawaian antiquites and folklore. – Honolulu, 1916. – P. 164.

108 Сахаров И.П. Песни русского народа. Часть IV. – СПб-,1839. – С. 145.

Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. «Русский детский фольклор: учебное пособие»

нять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».

Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»109 .

В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.

109 Bett H. Nursery rhymes and tales. Their origin and history. – London, 1924. – P. 245–246.


Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и крайне опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает эту опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых считалок, которые всем нам знакомы с детства.

Ребёнок, знающий множество (особенно полные версии) считалок может вызывать как зависть, так и уважение ("авторитет") среди сверстников. Некоторые дети могут специально демонстрировать (желание похвастаться) свои "знания".

Наиболее известные:

На золотом крыльце сидели
Царь. царевич
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных и добрых людей!

Вышел месяц из тумана
Вынул ножик из кармана,
Буду резать буду бить,
Все равно тебе водить.

Эни, бени, рики, таки,
Турба, урба, синтибряки,
Эус, бэус, краснобэус,
Бац!

А эта считалочка-талисман в русском языке является древнейшим символом счастья и удачи:


Принеси мне хлеба.
Чёрного и белого,
Только не горелого.

Божья коровка, полети на небо,
Там твои дети кушают конфетки,
Всем по одной,
А тебе ни одной.

И в то же время в Англии:

Lady-bug, lady-bug, fly away home,

your house is on fire, your children"s alone…

(Божья коровка, лети на небо

В твоём доме пожар, твои дети одни...)

Хулиганская считалочка:

В нашей маленькой компании
Кто-то сильно нафунял.
Раз, два, три-
Это верно будешь ты.

Песенка Рафики из мультфильма «Король лев» (The Lion King, 1994) Ashante sana, squash banana - детская считалочка из Африки

А теперь предлагаю вам сосчитать до десяти. Точнее, сосчитать от десяти до одного. А, если быть еще точнее - то вспомнить знаменитую считалку из романа Агаты Кристи "Десять негритят" (Ten Little Niggers) Кстати, а вы знаете, что из-за политкорректности одно время этот роман печатался под названием "И никого не стало" (And Then There Were None). И даже считалочка была переделана. Вместо "Ten Little Niggers" было "Ten Little Soldier".

А мы вспомним эту считалку именно такой, к которой все привыкли. Напомню, что эта песенка-считалочка вовсе не народная, как многие полагают, а написана Фрэнком Грином в конце 60-х годов 19-го века.
Незадолго до ее появления в Англии была опубликована другая песня. Написал ее американец Септимус Уиннер и называлась она Ten little Injuns. Грин же в свою очередь написал подражание песни Уиннера и она довольно быстро разошлась по мюзик-холлам и прочим подобным увеселительным заведениям. Вотони, считалочки:

Ten little nigger boys went out to dine;
One choked his little self, and then there were nine.

Nine little nigger boys sat up very late;
One overslept himself, and then there were eight.

Kight little nigger boys travelling in Devon;
One said he´d stay there, and then there were seven.

Seven little nigger boys chopping up sticks;
One chopped himself in half, and then there were six.

Six little nigger boys playing with a hive;
A bumble-bee stung one, and then there were five.

Five little nigger boys going in for law;
One got in chancery, and then there were four.

Four little nigger boys going out to sea;
A red herring swallowed one, and then there were three.

Three little nigger boys walking in the Zoo;
A big bear hugged one, and then there were two.

Two little nigger boys sitting in the sun;
One got frizzled up, and then there was one.

One little nigger boy left all alone;
He went out and hanged himself and then there were None.

Десять негритят решили пообедать,

Один вдруг поперхнулся - их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом,

Один не смог проснуться - их осталось восемь.

Восемь негритят в Девон ушли пото́м,

Один не возвратился - остались всемером.

Семь негритят дрова рубили вместе,

Зарубил один себя - и осталось шесть их.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять,

Одного ужалил шмель - их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили,

Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритёнка пошли купаться в море,

Один попался на приманку - их осталось трое.

Трое негритят в зверинце оказались,

Одного схватил медведь - и вдвоём остались.

Двое негритят легли на солнцепёке,

Один сгорел - и вот один, несчастный, одинокий.

Последний негритёнок поглядел устало,

пошёл повесился, и никого не стало.

А вот у считалочки

Эники, бэники ели вареники,
Эники, бэники съели вареники,
Эники, бэники, хоп!
Вышел зелёный сироп.

история происхождения вообще загадочна. Еще в конце 1970-х годов лингвист В.Э. Орел указал на сходство "эников-беников" с зачинами немецких считалок "Enige benige", доставшимися нам в наследство от средневековья. Немецкие рыцари произносили подобные тексты при игре в кости. По мысли лингвиста, зачин восходит к средневерхненемецкой фразе "Einec beinec doppelte", что означало "Единственная кость удвоилась". От германских ландскнехтов "эники-беники" перекочевали в сопредельную Польшу, а позже перебрались и дальше на восток.

Что такое считалка?Для чего нужны считалки?

    Считалки- это такая детская забава, но к которой иногда и ввзрослые прибегают.

    Используется она для того чтоб решить кто будет, что-то делать.

    Например, игра впрятки, чтоб определить голящего, нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет голить. Правила очень просты)

    Считалка жанр устного народного фольклора. Стишки небольшого размера с чтко выраженным ритмом.

    Некоторые считают считалки бесполезными, лишним засорением детского мозга. Но на самом деле считалки выполняют много нужных функций. Они просто необходимы в жизни малыша.

    Они помогают распределить роли в игре без лишних споров, вопросов, типа, А почему она Красавица, а я Чудовище? и без обид за то, что сейчас он всего лишь простой игрок, а какой-то Петя, Вася, — командир.

    Водящего выбирают не по желанию или симпатии, а совершенно честно, отдаваясь на волю его величества Случаю. Считалка является как бы своеобразным жребием, гаданием, решение которого нельзя оспаривать. Поэтому считалка позволяет на некоторое время слабому почувствовать себя лидером, и наоборот.

    Знание множества считалок позволяет ребнку в игре стать организатором детских затей. Такие дети всегда востребованы .

    Разучивая считалки, дети учатся чувству ритма , которое так необходимо в музыке, танцах, математике.

    Считалки также нужны для развития речи т.к. они чем-то похожи на чистоговорки. Порой считалки имеют иноязычные слова или даже слова, не имеющие аналога ни в одном из известных языков, типа,

    слова, от которых язык сломать можно.

    Считалка развивает память, внимание детей . Обычно она передатся из уст в уста во время игры, что требует большой сконцентрированности на считалке и умения быстро запоминать.

    Дети, не запомнившие все слова, пытаются самостоятельно придумать окончание считалки. Получается, что считалки также развивают умение сочинять стихи, воображение, фантазию, а порой и чувство юмора т.к. тексты считалки, в основном, имеют шутливый характер.

    Некоторые считалки до того любимы в народе, что их можно услышать у детей разных поколений. К примеру,

    На основе текстов считалок придумывают мультфильмы.

    Им посвящают фильмы: Кошмар на улице Вязов, Десять негритят, quot;

    Ну и главное в считалке вс-таки то, что она является как бы прелюдией к игре. А в игре дети сплачиваются, сдруживаются. Когда проводится ритуал считалки и дети дотрагиваются до груди участников, это позволяет им устанавливать между собой дружеский контакт, показывая друг другу доверие . А что может быть важнее этого?!

Что такое считалка? Возможно, хотя бы раз, но каждый человек задавался этим вопросом. Общеизвестным определением данного понятия является следующее: считалка - это вид детского творчества, характеризующийся шутливой формой произношения. Используется в игре, предназначена для случайного выбора одного человека - водящего или выбывающего. Действительно, знакомое «Вышел месяц из тумана…» или «Эники-беники ели вареники…» невольно возвращает в детство, счастливое и беззаботное, с догонялками и игрой в вышибалу.

«Мы играем - водишь ты…»

Среди ребятишек считалка - это своего рода ритуал, прелюдия к игре. Она объединяет, сплачивает коллектив, помогает установить дружеский контакт. Ведь в процессе счета ребятишки дотрагиваются до груди всех участников, проявляя в такой форме доверие друг к другу. Произносимые детским голосом рифмованные строки дают старт подвижной и увлекательной игре, шанс одному водить, другому убегать, прятаться и искать.

«Речка вдаль бежит лесная,

Вдоль по берегам кусты.

Я друзей всех собираю,

Мы играем - водишь ты!»

Что такое короткие запоминающиеся стишки, которые произносятся с четко выраженным ритмом. Причем строки в большинстве своем построены таким образом, что их хочется напевать. Да и веселая обстановка к этому располагает. Вот и рождаются из обычных считалок-стишков веселые считалки-песни.

Историческая справка

Этот жанр народного фольклора - считалка - возник в давние времена и, что удивительно, использовался взрослыми. Так они распределяли тяжелую работу, за которую никто не хотел браться. Современные считалки также выполняют функцию распределения, но уже в детских играх. Обычно при их произношении указывают на участников. На кого придется последнее слово, тот и становится водящим. Либо же выбывают постепенно все игроки, а водящим становится тот, кто остался.

Дети, знающие много считалок, уважаемы в своем коллективе, востребованы, так как могут организовать множество интересных затей. Что такое считалка для ребенка, не имеющего лидерских качеств, стеснительного и молчаливого? Это шанс проявить себя, почувствовать главным, игроком, членом команды. К тому же считалка развивает внимание. Передаваясь из уст в уста в процессе игры, она требует от участников сосредоточенности и умения быстро запоминать.

Секретные слова

Взрослые часто, прислушиваясь к считалкам детей, задумываются, почему в них используются какие-то придуманные, несуществующие, странные слова.

«Эни, бени, рики, таки,

Уоба, турба, синтибряки,

Бэус, эус, краснобэус,

В древние времена человек сильно верил в силу слова, использовал считалки в гаданиях, ведь они чем-то походили на заклинание. Тогда люди еще не могли понять и объяснить многие явления окружающей среды, поэтому боялись ее проявлений и гнева. Охотники, к примеру, считали, что звери могут понимать человеческий язык. Поэтому, собираясь на промысел, общались с применением «тайных», «секретных» слов, чтобы зверь не смог почувствовать и понять, что за ним идут охотиться.

Чтобы было весело

Сейчас даже сложно определить, какие из считалок относятся к древности, а какие придуманы современным человеком. Жанр ничуть не устарел, и сегодня он актуален, поэтому считалочки среди ребятишек всегда востребованы. С их помощью детям легко распределить в игре роли так, чтобы никто не обиделся, и было очень весело.

"Раз, два, три, четыре, пять.

В прятки все скорей играть.

Солнце, небо, лес, цветы.

Выходи из круга ты!"

«Возле школьного крыльца

Мы садили деревца.

Валя - вербу,

Яша - ясень,

Сеня - сливу,

Катя - клен.

Ты работал - оставайся!

Ты ленился - вышел вон!»

Немного математики

Это эффективный инструмент для обучения малышей счету. В процессе игры цифры схватываются на лету. Ребенок с удовольствием будет учить такие считалки, чтобы потом применять их в коллективных играх.

«Три, четыре, два, один,

Ты брюнет, а я блондин.

К нам голубка прилетала

И водить тебе сказала»

«Пять, четыре, семь, шесть, десять,

В темном небе круглый месяц!

Кто к нему дойдет быстрей,

Тот и прячется скорей».

Смешные считалки

В основном все считалочки шутливые, что уже изначально настраивает ребятишек на позитивный ход игры. Произнося смешную считалку, можно от души повеселиться и заодно решить, кто будет водить.

«Жили в море три селедки:

Муля, Гуля и Балда.

Муля с Гулей спали вместе,

А Балда совсем одна».

Русские народные считалки

Считалки отлично развивают дикцию малыша, показывают красоту звучания рифмованных строк, родной речи. А это в дальнейшем проявляется любовью к литературе. На Руси за сотни лет придумано много народных русских считалок:

«Кукушка-рябушка,

Курочка-потатурочка,

Сели, горели,

За море полетели.

Там за морем горка,

А на ней дубровка,

А внутри царица,

Красота-девица.

Сахарок-медок,

Поди-ка вон, королек».

В процессе произношения считалки взрослому следует приучить ребенка к разным интонациям. В возрасте 5-6 лет малыш сумеет почувствовать наличие либо недостаток звука.

Считалка - полезный инструмент для детского ума

Конечно, некоторые взрослые могут полагать, что для детского мозга считалка совершенно бесполезна и лишь только засоряет его. Но это не так. В действительности функций, которые выполняют эти незамысловатые стишки, достаточное количество. Итак, подведем итог. Что такое считалка? Это своего рода инструмент, который:

  • Помогает распределить роли в игре без споров, обид и лишних вопросов.
  • Обучает
  • Тренирует память.
  • Развивает внимание и речь.
  • Помогает проявиться скрытым талантам. К примеру, ребенок, не запомнивший окончание стишка, додумывает его сам. А это дает полет фантазии, воображению, развивает умение сочинять стихи.
  • Пробуждает чувство юмора, так как стихотворные тексты в основном шутливые.

Учите детей считалкам, ведь это положительно отражается на их развитии.

То, что считалочка является устным народным творчеством, ни для кого не секрет.

Но откуда пришли к нам эти стишки и для чего они использовались ранее, зачем они нужны сейчас? Начнем с самого начала.

История появления детских считалочек

Считается, что такой народный жанр появился еще в глубокой древности. И первоначально он предназначался совсем не для детей, а для взрослых, которым необходимо было выполнять какую-либо опасную или очень тяжелую работу.

Чтобы никого не заставлять насильно и были придуманы различные считалки. Они являлись своеобразным способом распределения обязанностей.

Существует и другая версия, по которой эти рифмованные небольшие стихи, применялись при гадании, ворожбе. В каждой из них присутствует в обязательном порядке счет.

В те далекие времена люди были очень суеверные, и все что связывалось со счетом, считалось запретным.

Подсчитывать добытую на охоте дичь было нельзя, чтобы хозяин леса не узнал о гибели своих обитателей и не беспокоился за них. Предполагают, что именно в таких случаях и использовались считалки.

В них счет могли заменять какие-либо бессмысленные с первого взгляда слова. У разных народов это выражалось по-своему, но в устном творчестве каждого из них очень четко прослеживается данная мысль.

Придумаем сами, считалки придуманные детьми

Считалки это народная выдумка, представленная в виде небольшого стишка, правильнее их назвать русские народные считалки. У древних людей с ними было связано множество различных представлений.

Но те времена давно канули в лету и сегодня дети сами придумывают новые считалки и используют их для игр. Иногда они у них получаются очень даже смешными.

С их помощью они устанавливают очередность при выполнении каких-либо действий, в играх или при распределении каких-либо заданий. Со временем считалочка полностью перешла в детскую игру, да так и сохранилась до сегодняшнего дня.

И то, что она изменила свое назначение, привело к появлению новых, именно детских считалочек. Дети очень любят придумывать такие стишки сами, так и появляются все новые и новые, уже истинно детские рифмы.

Детские считалки сегодня

Эти короткие рифмованные стишки были модными всегда. Не утратили своей популярности они и сегодня. Считалки и для детей дошкольного возраста использовались в играх.

С их помощью малыши могут выбирать ведущего в играх и делать это по справедливости, без обмана. Ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить.

Они направлены на развитие в них таких необходимых в современном обществе чувств, как честность, дружба. Имеют хорошее развивающее значение, поскольку детям приходится запоминать их наизусть, что способствует развитию памяти, совершенствует чувство ритма, внимательность.

С помощью считалочки, возможно, вовлечь маленького человечка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах. Да и просто выучить наизусть интересный стишок.

Прочитав любую озорную считалочку, даже взрослый готов сорваться с места и убежать, тем более с огромным удовольствием это делают дети.

Считалочки для детей. Нужны или нет?

Сегодня идет много споров вокруг этих стишков. Нужны ли они детям или только засоряют их память.

И конечно ответ однозначный – да.

Ведь считалка не только позволяет распределить роли, она необходима для полноценного развития малыша.

Их используют все родители, они начинают рассказывать считалочки своему маленькому крохе, когда он еще только начинает учиться говорить.

Эти рифмованные стишки становятся самыми первыми выученными наизусть стихами. Они позволяют познакомить ребенка с такой математической операцией как счет, без нее не сможет обойтись ни один человек на земле.

Как правило, при заучивании считалочек выполняются различные движения, способствующие развитию координации и моторики у детей. А есть считалочки, обучающие именно счету.

Крохе легче выучить цифры, повторяя их в забавном детском стишке. Каждый такой стишок – это вереница образов, способствующих развитию креативного мышления и фантазии у ребенка.

Множество различных образов появляются в мыслях при повторении любого из них. В большинстве своем это сказочные персонажи или забавные и милые животные.

Мнение специалистов

Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.

В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место. Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера.

Самым маленьким

Для самых маленьких считалка является хорошим помощником в развитии речи. Ведь они написаны все в игровой форме, которая наиболее понятна и близка ребенку. Главное в ней даже не само содержание и смысл, а ритм. Он позволяет малышу четко и ритмично произносить все слова.

Разучивая с ним такую считалку, вы тренируете его память, ритм, фантазию. Очень хорошо знакомить маленького человечка со считалочками во время игры в прятки. Самая известная всем детям считалочка именно из этой игры: Ее помнят не только дети, но и каждый взрослый.

Есть множество различных считалочек, которые можно разучивать со своим крохой, развивая вместе с этим не только память, но и моторику. Когда вы, рассказывая тот или иной стишок, просите малыша прятать ручки, если он не успевает спрятать их, значит, ему водить.

Сохранение традиций

Считается, что устное народное творчество постепенно изживает себя на смену ему приходят компьютеры и планшеты, заменившие детям все и даже книги. Но на самом деле это совершенно неправильное суждение.

Современные дети не только не забыли старых считалочек, но и в новых стишках смогли сохранить все их свойства. И не зависимо от того, где проживает ребенок, если он говорит на русском языке, то обязательно будет знать множество этих рифмованных стишков.

Самое главное их достоинство – это вариативность, подвижность самого текста. Причин, по которым считалка осталась до сих пор и смогла выдержать натиск книг и компьютеров, много.

Одна из них заключается в том, что взрослые просто не заинтересовались этими на первый взгляд совершенно бесполезными стишками.

Если мыслить логически, то в них и на самом деле нет ничего необходимого. Однако, это неверное суждение. Они способствуют развитию речи и моторики у малышей, развивают чувство товарищества, справедливости у старших детей и напоминают о детстве взрослым.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!